Периодичность проведения камеральных проверок налоговым органом

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

Читайте так же:  Международная конвенция об избежании двойного налогообложения

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Как проходит камеральная налоговая проверка: сроки, что проверяют

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о камеральных налоговых проверках.

Сегодня вы узнаете:

  1. Как и когда проводится камеральная налоговая проверка;
  2. Что проверяется в процессе ее проведения;
  3. Как проходит процедура с ИП и юридическими лицами.

Содержание

Сегодня дадим ответы на вопросы, которые возникают в отношении этого вида контролирующих мероприятий. Выясним подробности процедуры и зачем вообще налоговые структуры проводят такие проверки.

Кто может осуществлять проверку

Камеральная проверка не является прерогативой налоговой службы, проводить ее также могут:

  • Таможенные органы;
  • Внебюджетные фонды.

Как проводится налоговая проверка

Проанализировав положения ст.88 НК РФ, налоговики в Письме ФНС РФ N 06-1-04/648 пришли к выводу, что КНП должна проводиться в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган (см. также п.1.5 Регламента), причем независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Следовательно, КНП начинается непосредственно после получения налоговым органом налоговой декларации или расчета, причем дополнительно о начале КНП налогоплательщик не информируется.

Таким образом, первое, с чего начинается КНП, — проверка факта представления налоговой отчетности.

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2018

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

Читайте так же:  Задолженность по имущественным налогам физических лиц

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Цели проведения проверки

Основные цели состоят в следующем:

  • Осуществлять контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство;
  • Выявлять средства, которые плательщик не внес в качестве налога;
  • Взыскивать неуплаченные налоги полностью или частично;
  • Если есть необходимость, привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение;
  • Подготовить информацию к выездной проверке (если есть такая необходимость).

Где проводится процедура проверки

Для проверки налоговые декларации и прочую документацию налогоплательщик предоставляет непосредственно в отдел ФНС. Процедуру проводит уполномоченное лицо налоговой инспекции.

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Период и сроки проведения проверки

Обратите внимание: составление акта по результатам КНП налоговым законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, на практике должностные лица налоговых органов, осуществляющие КНП, пользуются внутреннем документом — Регламентом проведения камеральных налоговых проверок* (далее — Регламент). В соответствии с п.1.4 Регламента налоговики обязаны провести КНП в течение 75 календарных дней со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности. При этом руководитель налогового органа либо его заместитель на основании служебной записки отдела камеральных проверок могут принять решение о продлении срока проведения КНП до трех месяцев в случае:
_________________
* Приказ МНС РФ от 21.08.03 N БГ-4-06/24дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».

— проведения КНП крупнейших и основных («бюджетообразующих») налогоплательщиков;

— если при проведении КНП были выявлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;

— необходимости проведения встречных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ.

Следует отметить, что срок проведения КНП, установленный НК РФ, — в течение трех месяцев, не является пресекательным. Так, в соответствии с п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 71* истечение срока проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания (в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).
______________________
* Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

КНП углубленного характера

Декларации и отчетность, сданные вами, изначально проходят проверку в автоматическом режиме.

Если противоречий не выявлено, на этом этапе проверка заканчивается. Если же вопросы у налоговиков возникли, тогда проводят углубленные проверочные мероприятия.

Основания для проведения углубленной проверки могут быть формальными, например, льготы по НДС. На этих основаниях у вас будет запрошена дополнительная документация.

Если же в качестве основания для проверки будут выступать ошибки либо несостыковки в финансовых показателях, у вас запросят пояснения, либо потребуют внести исправления.

А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о том, в какой срок и как правильно предоставить пояснительную записку в ФНС.

Сроки проведения проверки

Проверка осуществляется в течение 90 дней с того момента, как вы подали в отдел ФНС декларацию или расчет. Но на практике часто возникают проблемы с определением срока начала проверки.

Пример. Если вы отправляете декларацию по почте, то тогда дата предоставления – это дата по почтовому штемпелю. Но проблема в том, что письмо может затеряться. И если оно будет идти дольше, чем три месяца, то специалисты налоговой получат его, когда срок проверки уже истечет.

ФНС по данному поводу опубликовала пояснения, из которых следует, что до того, как проверяющий получит декларацию, проверка не начнется. Получается, что дата отправления – дата по штемпелю, а дата начала проверки – день, когда налоговый инспектор получил декларацию.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

Читайте так же:  Втб валютный контроль для юридических лиц

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

Видео (кликните для воспроизведения).

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Процедура в отношении ИП

Камеральная проверка в отношении ИП и юрлиц практически не имеет серьезных отличий.

Суть процедуры состоит в следующем: вы, как предприниматель, сдаете необходимую отчетность, а инспектор ФНС проверяет ее на правильность расчетов и достоверность отраженной информации.

Если никаких нарушений специалист не выявит, то вы даже и не узнаете, что проверка проходила.

Если же в отчетности, которую вы предоставили будут найдены нарушения или несоответствия, вам направят уведомление, в котором укажут, что в отношении вас проводится камеральная проверка, также перечислят все нарушения и дадут время, чтобы их устранить.

Вы в данной ситуации можете либо доказать свою правоту, подтвердив ее документами, либо заняться устранением указанных нарушений.

Как только все исправите, нужно будет предоставить в ФНС исправленную документацию либо документ, который подтвердит, что нарушения вы устранили.

Если же говорить о физических лицах, то в отношении них также проводятся камеральные проверки.

Ситуации здесь могут быть следующие:

  • Декларацию физлица проверяют, если был поднят вопрос о предоставлении налогового вычета. Если нарушений нет, плательщика уведомят о проверке и вычет предоставят.
  • Также подлежат проверке сведения и документы, подтверждающие льготы по налоговым платежам.
  • Работодатель не выплачивает НДФЛ за работника с почасовой оплатой. Бывает, что к ответственности за это привлекают самого гражданина, что неправомерно. Наказан должен быть работодатель.

Чем регламентируются вопросы КНП

Все вопросы, связанные с проведением камеральных проверок, регламентирует Налоговый кодекс РФ. В нем зафиксированы методы проверки, а также вопросы, связанные с проведением экспертиз и предоставлением необходимой документации.

Проверка факта представления налоговой отчетности

Камеральная проверка: что это значит

Разъяснять значение этого термина будем опираясь на законодательство РФ.

Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят.

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Земельный кодекс налог на землю

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

Периодичность проведения камеральных проверок налоговым органом

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6-8, 2006 год
Рубрика: Налоговый контроль
С.Сафронов,
эксперт журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Рано или поздно любое бюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органов контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и сборах. Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговиками посредством различных мероприятий, установлен отдельной главой Налогового кодекса. Речь идет о главе 14 «Налоговый контроль». Ею определены мероприятия, которые налоговые органы вправе проводить в рамках налогового контроля:

встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НК РФ);

— выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ);

— доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НК РФ);

— выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);

— привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст.96 НК РФ);

Следует отметить, что среди них основное место отводится налоговым проверкам — выездной и камеральной. Проведение встречных налоговых проверок, равно как и получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частью мероприятий, проводимых при камеральной и выездной проверках.

На практике КНП носит массовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики ее проведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всех налогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНП многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целях осуществления налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, так как объектом ее исследования являются «слабые места» и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе КНП.

Поэтому сегодня речь пойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также о наиболее интересных моментах, с которыми может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения при КНП.

Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты

Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:

  • Не уплачивала налоги;
  • Занижала расходы;
  • Необоснованно оформляла вычет;
  • Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.

Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.

Акт содержит такие данные:

  • Дату и нумерацию;
  • Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
  • Наименование компании, которую проверяли;
  • Дату начала и окончания проверки;
  • Перечень всех мероприятий, которые проводились;
  • Все выявленные правонарушения или ошибки;
  • Итоги проверки;
  • Рекомендации по устранению всех нарушений;
  • Мера ответственности для виновных лиц.

В пятидневный срок этот акт налогоплательщик должен получить либо лично в руки, либо посредством почтового отправления. Если вы откажетесь лично посетить отдел ФНС для получения акта, вам его отправят заказным письмом.

В соответствии с законодательством РФ датой после отправки документа почтой считается шестой день, когда правонарушитель получил акт. Но учитывая скорость работы почты, отсчет нужно начинать с того дня, когда ФНС было получено уведомление о вручении письма адресату.

Пояснительная записка

На ее предоставление вам отводится пятидневный срок с момента получения требования. В ваших интересах не игнорировать данное требование, а предоставить пояснения в полном объеме.

За отказ от предоставления пояснений предусмотрена административная ответственность, а в случае грубых нарушений – принудительный привод к инспектору. Но если вся ваша деятельность прозрачна и законна, проблем с объяснениями возникнуть не должно.

Если пояснение требуется из-за декларации по налогу на прибыль, в которой показан убыток, то вам следует поступить следующим образом:

  • Покажите на цифрах, почему образовался убыток. Предоставьте анализ ваших расходов и доходов;
  • Объясните, какие причины к нему привели;
  • Все подтверждайте документально, чтобы предотвратить возникновение дальнейших вопросов к себе.

Пояснение предоставляется в свободной форме, по каждому требуемому пункту. Стандартного бланка для его оформления нет.

Если вы не сдали 6-НДФЛ.

Подавайте пояснение, если этот отчет вы не предоставляете на законных основаниях. Это лучше сделать, чтобы избежать различных недоразумений, а также излишней нервотрепки.

Если же, согласно данным ИФНС, вы должны были предоставлять эту отчетность, вам грозит не только привлечение к ответственности за нарушение, но и блокировка расчетного счета.

Процедура в отношении юр. лиц

Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.

Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.

С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.

Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.

Сам процесс выглядит следующим образом: сначала документы проверяют на правильность оформления, затем специалисты просчитывают все цифры. Если в процессе будут выявлены явные несоответствия между данными в декларации и в других документах, у вас затребуют дополнительные данные.

Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.

Читайте так же:  Контроль осуществления валютных операций осуществляет

Законодательные нормы КНП

К сожалению, ст.88 НК РФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержит конкретного определения камеральной проверки, а приводит лишь отличительные признаки КНП:

— КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налогового органа на основании отчетности, представленной налогоплательщиком;

камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 2 ст.88 НК РФ).

Если вы не согласны с результатами проверки

В том случае, если вы не согласны с тем, какие выводы сделали специалисты ФНС, направляйте в инспекцию свои возражения.

Ваше право высказать несогласие, как с отдельными замечаниями, так и со всем актом в целом.

От вас требуется все свои возражения изложить письменно и предоставить их в инспекцию в течение одного месяца с того момента, как вы получили акт и ознакомились с ним.

Эти возражения будут рассмотрены, и по результатам рассмотрения вынесено окончательное решение. Если в апелляционном порядке вы это решение не обжалуете, оно вступает в силу.

Заключение

Уважаемые читатели! Налоговая проверка – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.). При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю. Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.


Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Особенности КНП

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.

Помимо этого, у вас могут запросить дополнительную документацию в следующих случаях:

  • Если в декларации указан размер НДС, который подлежит возмещению;
  • Если указаны какие-либо льготы;
  • Если проверка осуществляется в отношении использования природных ресурсов.

Отметим, что если вы показываете в декларации наличие убытка, то в течение пяти дней с момента требования инспектора вы должны объяснить этот факт.

Камеральная проверка отчетности (этапы ее проведения)

Камеральную проверку отчетности, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган, можно разделить на несколько этапов.

1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством.

Данная проверка осуществляется сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками.

2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

На данном этапе сотрудниками отдела по работе с налогоплательщиками проверяется полнота заполнения всех необходимых реквизитов налоговой отчетности, четкость их заполнения и т.д. При этом инспектор не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, за исключением случаев, если налогоплательщик представил ее по неустановленной форме (п.2.1.4 Регламента работы с налогоплательщиками*). Также п.2.1.5 данного документа предусмотрено, что в случае представления налогоплательщиком по почте налоговой декларации по не установленной законодательством форме должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в 3-дневный срок подготавливается уведомление** о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.
_______________________
* Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС РФ от 09.09.05 N САЭ-3-01/444.

Источники

Периодичность проведения камеральных проверок налоговым органом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here