Плательщики налога на землю физические лица

Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога

Плательщики земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица (определяемые в соответствии со ст. 11 НК РФ), обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— на праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ). Юридические лица (за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ) обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Право пожизненного наследуемого владения в отношении находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сохраняется за гражданами, получившими такое право до введения в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документам в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).

Следовательно, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения (см. также письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66, от 11.07.2008 N 03-05-05-02/49, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 08.11.2007 N 03-05-06-02/125).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Примечание

Несовершеннолетние лица, законно владеющие земельными участками, не освобождаются от уплаты земельного налога. Физические лица, признаваемые налогоплательщиками, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении принадлежащих им земельных участков. Родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (см. письмо Минфина России от 15 января 2018 г. N 03-05-06-02/1076).

В случае отсутствия в ЕГРН информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-05-06-02/79, определение ВАС РФ от 11.08.2011 N ВАС-10252/11).

Не признаются налогоплательщиками в соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ организации и физические лица в отношении земельных участков:

— находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования;

— переданных им по договору аренды.

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), УСН, систему налогообложения в виде ЕНВД, патентную система налогообложения не освобождаются от уплаты земельного налога (см. также письмо Минфина России от 11.04.2012 N 03-05-06-02/29).

Плательщики налога на землю физические лица

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Земельный налог – 2011 год

(для физических лиц)

Земельный налог установлен гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Именно поэтому земельный налог в соответствии с Кодексом относится к местным налогам.

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом не признаются налогоплательщиками налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 Кодекса).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (ст. 389 Кодекса):

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Читайте так же:  Приостановление выездной налоговой проверки сроки

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговой базой для исчисления земельного налога в отношении каждого земельного участка является его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

При налогообложении земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму — в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это:

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

— инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

— инвалиды с детства;

— ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

— физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Для подтверждения уменьшения налоговой базы физическому лицу необходимо представить документы, подтверждающие это право. Документы должны представляться в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления физическими лицами данных документов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В том случае, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Именно в этом случае земельный налог не уплачивается.

Ставки земельного налога определяются в процентах к кадастровой стоимости земельного участка.

Устанавливаются ставки нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом они не могут превышать пределы, предусмотренные ст. 394 Кодекса. Таких ставок две: 1,5 и 0,3 процента. Ту или иную ставку используют в зависимости от категории и назначения участка.

Так, минимальная ставка земельного налога 0,3 % установлена в отношении следующих категорий земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Максимальная ставка земельного налога 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.

Кроме того, в п. 2 ст. 394 Кодекса предусмотрено, что представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом является календарный год.

Налог в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, исчисляется налоговыми органами.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) к физическому лицу по наследству, земельный налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день смерти, указанный в решении суда. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Решениями представительных органов муниципальных образований срок уплаты налога установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, кроме сельского поселения Семибратово – срок уплаты установлен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, и Курбского сельского поселения – срок уплаты установлен не позднее 20 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В 2011 году физические лица обязаны уплатить окончательный платеж по земельному налогу за 2010 год по ранее установленным срокам уплаты.

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц взимается

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Какой документ является основанием для уплаты земельного налога?

Какой документ является основанием для уплаты земельного налога?

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог, отвечающие признакам п. 2 ст. 11 НК РФ:

иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты).

Основанием для признания указанных лиц плательщиками земельного налога является обладание земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Указанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г . в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 18.07.2006) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г ., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

К таким документам относятся:

Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767;

Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177;

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.

Отметим, что, хотя Постановления N 493, N 177 и Указ N 1767 отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 N 919 (в ред. от 19.07.2006 N 448) и Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2003 N 250 соответственно, правоудостоверяющие документы на землю, выданные на основании указанных актов, признаются действительными (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ и ст. 8 Закона N 141-ФЗ).

В связи с этим земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, права организаций и физических лиц на которые зарегистрированы либо имеются соответствующие акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.

В отношении налогоплательщиков, имеющих право на земельные доли, необходимо учитывать следующее. В ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в ред. от 18.07.2005) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указано, что свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, и при их отсутствии выписка из принятых до вступления в силу этого Закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Речь идет о трех видах документов, удостоверяющих право на земельную долю:

свидетельства о праве собственности на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, по форме, утвержденной Постановлением N 177, которые выдавались до 27 октября 1993 г ., и по форме, утвержденной Указом N 1767, которые выдавались районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству до создания в конкретном субъекте Российской Федерации учреждений юстиции для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ряде регионов — до 1 января 2000 г .);

выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий в случаях, если по каким-либо причинам свидетельства о праве собственности на земельные доли не выдавались; эти решения органы местного самоуправления принимали на основании протокола общего собрания (собрания уполномоченных) трудового коллектива реорганизуемого колхоза или совхоза об утверждении перечня лиц к наделению имущественными и земельными паями;

Видео (кликните для воспроизведения).

записи о праве на земельную долю в ЕГРП.

Признав, что ранее выданные свидетельства о праве собственности на земельные доли, а при их отсутствии — выписки из принятых решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, законодатель не счел необходимым начинать обмен и переоформление ранее полученных документов, удостоверяющих право на земельную долю.

Читайте так же:  Увеличение имущественного вычета

Уплата земельного налога физическими лицами — порядок начисления, сроки оплаты и освобождение

Граждане, владеющие участком, обязаны каждый год делать взносы в муниципальный бюджет. Уплата земельного налога осуществляется в соответствии с установленной региональной ставкой. За несвоевременные платежи начисляется пеня.

Плательщики налога на землю

Согласно статье № 389 Налогового кодекса РФ уплатой этого взноса занимаются определенные категории юридических и физических лиц. Земельный налог для организаций действует на протяжении их существования, т.е. после закрытия юридического лица выплаты прекращаются. Исключение из этого правила – государственные и религиозные учреждения. Юридические лица этой категории пользуются земельными участками бесплатно. Налоговые выплаты распространяются на следующие категории граждан:

  • физических лиц, владеющих землей по праву собственности;
  • граждан, получивших участок в наследство с правом пожизненного владения;
  • физические лица, владеющие землей на основании бессрочного пользования (долгосрочной аренды с возможностью изъятия территории муниципалитетом или государством).

Как уплатить земельный налог

Уплата земельного налога в 2019–2020 годах физлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Порядок уплаты земельного налога для юрлиц

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396–397 НК РФ.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

ВАЖНО! С 01.01.2021 срок уплаты земельного налога юрлицами станет единым: 1 марта для налога и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом — для авансовых платежей. Новые правила будут применяться начиная с годового платежа за налоговый период 2020 года. Подробности см. здесь.

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога за 2019 год исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

ВНИМАНИЕ! С 2020 года рассчитывать сумму земельного налога юрлицам больше не нужно. Налоговики самостоятельно подсчитают сумму авансовых платежей и налога к уплате и уведомят об этом налогоплательщика. Подробности см. здесь. В случае неполучения уведомления юрлица обязаны самостоятельно сообщить налоговикам о налогооблагаемом имуществе. О нюансах читайте в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости» .

Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.

Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. здесь.

Как начисляется­

Заниматься уплатой этого взноса обязаны все собственники участков. Объектами налогообложения признаются земли, находящиеся в пределах муниципального образования. Величину выплат определяют исходя из налогооблагаемой базы. Не взимают земельные налоги за участки:

  • изъятые из оборота;
  • относящиеся к заповедникам, культурному наследию, музеям;
  • находящиеся в лесном или водном фондах;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Определение налогооблагаемой базы

При определении этого параметра учитывается кадастровая стоимость земельных участков. Узнать ее можно на официальном сайте Росреестра или с помощью письменного запроса в местное отделение ведомства.

Часто встречаются ситуации, когда участок находится на пограничной территории, относящейся к двум регионам сразу. Налоговая база будет долевой, т.е. сначала высчитываются показатели по каждому субъекту, затем они суммируются, и делятся на 2.

Изменение налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости

До 2015 года при подсчете величины обязательных платежей использовалась инвентаризационная цена участка. Далее ее заменили кадастровой стоимостью. Периодически местные власти осуществляют корректировку цены земельных участков на основании информации, предоставленной инженерами. Полученную оценку собственник может оспорить через суд. Начисление налога для дальнейшей уплаты осуществляется 4 способами:

  • За полный календарный год. Если физическое лицо владеет землей 365 дней и более.
  • За неполный календарный год. При вычислении налоговой базы учитывается количество дней владения территорией.
  • За долю земельного участка. Если физическое лицо владеет конкретной частью территории, то он платит налог неполного размера.
  • С учетом льгот. Если гражданин относится к льготной категории, то при подсчете используют уменьшенные коэффициенты или вычитают из кадастровой стоимости земли определенную сумму.

Расчет земельного налога для физических лиц

Величины выплат вычисляются как произведение кадастровой стоимости участка, доли собственника, индивидуальной региональной ставки, коэффициента владения. Последний параметр используется, если физическое лицо владеет землей менее 1 года. Повышающий коэффициент действует, когда гражданин приобрел землю для личного строительства и до момента возведения объекта:

Величина повышающего коэффициента

Условия возврата налога

При индивидуальном жилищном строительстве на протяжении 3 лет.

Читайте так же:  Органы российского валютного контроля

Регистрация готового объекта недвижимости. После этой процедуры величина взносов пересчитывается с коэффициентом 1, а излишек перечисляется на следующий год.

После завершения трехлетнего периода жилищного строительства.

Как заплатить земельный налог физическим лицам

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно здесь.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Итоги

Порядок и сроки уплаты налога на землю устанавливаются местными законодателями. При этом местные законы не могут противоречить Налоговому кодексу. Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально и по итогам года, но не ранее 1 февраля года, идущего за отчетным, если иные сроки не установлены на уровне региона. За 2020 год сумму налога к уплате для юрлиц подсчитают налоговики.

Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.

Плательщики налога на землю физические лица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2011 г. N 03-05-04-02/32 О налогообложении земельным налогом публично-правового образования

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение по вопросу взимания земельного налога, поступившее из Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (письмо от 30.03.2011 N 3.7-26/149), и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

На основании статьи 387 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Понятия «организации» и «физические лица» для целей актов законодательства о налогах и сборах определены пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса.

В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российская Федерация не может рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанное публично-правовое образование не может быть признано налогоплательщиком земельного налога.

Поэтому, если земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами, либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.

Учитывая изложенное, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом может быть признано налогоплательщиком земельного налога только в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Директор Департамента И.В. Трунин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2011 г. N 03-05-04-02/32

Текст письма официально опубликован не был

Величина налога на землю для физлиц

Этот вид выплат является местным, т.е. при его исчислении используют ставки, установленные региональными нормативными актами с учетом ограничений, действующих на федеральном уровне. Процентное соотношение властями берется из кадастровой стоимости участка. Налоговые ставки на землю в Московской области и Москве:

Читайте так же:  Ставка минимального налога по упрощенной системе налогообложения

Ставка в процентах

Личные подсобные и дачные хозяйства, садоводческие товарищества, участки, отведенные под застройку.

Территории, используемые для автотранспорта: гаражи, стоянки.

Земли сельскохозяйственного назначения.

Участки, задействованные в жилом строительстве или возведении сопутствующей инфраструктуры.

Территории, используемые для строительства спортивных объектов: площадок, стадионов и т.д.

Участки иного назначения.

Региональные особенности

Уплата земельного налога физическими лицами осуществляется в соответствии с действующими в субъекте РФ правилами.

Регионы могут снизить налоговые ставки до 0,1%, расширять списки льготных категорий граждан, применять дифференцированный подход при расчете размеров взносов в зависимости от местоположения, назначения, категории участка. Местные льготы Москвы и Московской области:

Физические лица с 1 или 2 группой инвалидности, инвалиды детства

При подсчете величины уплаты налога кадастровая стоимость уменьшается на 1 млн рублей. Ставка остается 0,1%.

Земли, занятые технопарками, промышленными парками

Территории, задействованные в реализации приоритетных инвестиционных проектов

Недостроенные частные дома

Участки, расположенные на территории муниципальных образований города Москвы и используемые для санаторно-курортных учреждений

30% от стандартной величины налога.

Порядок и правила уплаты

Внести деньги физлицо может непосредственно в налоговой или на ее сайте, в ближайшем банке, онлайн через личный кабинет на портале госуслуг или с помощью интернет-банкинга.

Самыми удобными являются электронные способы уплаты земельного налога, т.к. не нужно тратить время на очередь. При платежах по интернету гражданину понадобится полная информация по ФНС. Порядок уплаты земельного налога физическими лицами:

  1. Получение налогового уведомления. При уплате через личный кабинет налогоплательщика не нужно.
  2. Посетить банк или ближайшее отделение ФНС вместе с уведомлением. Заполнить квитанцию. При уплате через интернет выбрать соответствующую услугу, переписать с уведомления реквизиты.
  3. Внести деньги. Получить квитанцию вместе с чеком. При уплате через интернет сохранить электронную копию документа.

Налоговое уведомление ФНС

Делать взнос в государственный бюджет физлица обязаны на основании этого документа. Уведомление содержит информацию о том, какие налоги должен оплатить гражданин. Там обязательно указаны адреса всех объектов налогообложения. Документ присылает налоговая служба не менее, чем за 30 дней до крайнего срока уплаты обязательных взносов. Получить уведомление можно 3 способами:

  • по почте;
  • обратившись в ближайшее отделение ФНС;
  • в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Сроки оплаты земельного налога

Физические лица должны внести в госбюджет деньги не позднее 1 декабря текущего календарного года. Территориальные власти могут установить пограничные сроки уплаты налога. Для юридических лиц установлен иной порядок погашения задолженности. Они могут внести деньги до 1 февраля следующего года или после завершения собственного отчетного периода.

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2019-2020 годах

Кто имеет право на льготы

На безвозмездной основе пользоваться земельными участками могут физлица, относящиеся к малочисленным народам Сибири, Севера, Дальнего Востока России, и общины таких народов. Из налогообложения исключаются территории, используемые ими для сохранения традиционного образа жизни, промыслов, хозяйствования. В Москве и Московской области воспользоваться преференциями могут следующие категории физических лиц:

  • лица с инвалидностью 1 или 2 группы;
  • инвалиды детства;
  • ветераны ВОВ;
  • участники локальных конфликтов и боевых действий;
  • жертвы техногенных катастроф;
  • пенсионеры.
  • герои СССР и Российской Федерации;
  • ветераны Великой Отечественной войны (ВОВ);
  • инвалиды 1-2 группы;
  • инвалиды детства;
  • пенсионеры;
  • работники бюджетных организаций.

Порядок оформления

Льготы предоставляются в заявительном порядке. Гражданин обязательно должен документально подтвердить, что он может получить выбранные преференции. Заявление имеет стандартизированную форму. Правила заполнения бланка:

  1. В верхней части указывается наименование налоговой службы с номером.
  2. Возле надписи «земельному налогу» ставится галочка.
  3. Ниже указывается наименование, номер документов для получения льготы.
  4. Прописывается адрес, название, кадастровый номер участка.
  5. Указывается фамилия, имя, отчество печатными буквами.
  6. Вносится номер ИНН (при наличии).
  7. Вносятся контактные сведения, дата предоставления льготы.
  8. Указывается дата заполнения бланка, ставится подпись.

Подать заявление гражданин может любым из 4 способов:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию;
  • через «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС;
  • обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ), оказывающий такие услуги;
  • отправив заказное письмо по почте.

Когда уплачивается земельный налог

Сроки оплаты земельного налога по итогам 2019 года для юрлиц — с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами.

Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Так, авансовый платеж по земельному налогу в 2020 году в Москве уплачивается юридическими лицами:

  • 30.04.2020 — за 1-й квартал;
  • 31.07.2020 — за 2-й квартал;
  • 02.11.2020 — за 3-й квартал.

Годовой платеж за 2020 год нужно будет перечислить с учетом новых правил, т.е. не позднее 01.03.2021 года.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2018 год налог на землю нужно было уплатить не позднее 02.12.2019 (с учетом переноса срока 01.12.2019 (воскресенье) на ближайший рабочий день), а за 2019-й — не позднее 01.12.2020.

Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Обзор документа

Согласно разъяснениям публично-правовое образование не признается плательщиком земельного налога.

Поэтому земля, находящаяся в собственности Российской Федерации, не облагается налогом. Освобождение действует, пока она не будет приобретена организацией или физлицом либо предоставлена на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с этим Росимущество может быть признано плательщиком земельного налога только в отношении участков, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Источники

Плательщики налога на землю физические лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here