Под механизмом валютного контроля понимается

Понятие валютного контроля

Предпосылкой мер для введения валютного контроля послужил увеличивающийся отток капитала за рубеж. Так, нелегальный вывоз капитала составил в:

1992г. – 14 млрд. USD

1993г. — 10 млрд. USD

1994г. – 7,6 млрд. USD

1995-97гг. – 7-10 млрд. USD

1998г. – 18,1 млрд. USD

1999-2001гг. – 11-14 млрд. USD

В 2002-2003гг. вывоз капитала сократился, с одной стороны, благодаря жестким мерам валютного регулирования, а с другой – благодаря стабилизации экономических процессов в России, и составил 2-4 млрд. USD. В 2004г. после либерализации мер валютного контроля вывоз увеличился и составил 7-9 млрд. USD.

Анализируя приведенные цифры необходимо учитывать, что в начале и середине 90х гг. утечка капитала была сопоставима или превышала золотовалютные запасы, а в 2000х составляла только 5-10% от них.

Валютный контроль преследовал следующие цели:

Прекращение неконтролируемой утечки капитала из страны.

Упорядочение валютных операций и обращения иностранной валюты в России.

Стимулирование развития экспорта и национального производства, а также организация оптимальной, для российской экономики, структуры импорта.

Создание системы сбора информации для анализа процессов, происходящих в экономике страны с целью принятия правительством своевременных решений по корректировке курса рыночных преобразований.

Поддержание курса национальной валюты.

Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контроля (функциональная составляющая).

Нормативная база.

Нормативно-правовую базу валютного контроля составляют:

Многочисленные подзаконные акты;

Международные договоры РФ;

Инструктивный материал уполномоченных государственных органов.

Насчитывается около 150 основных нормативных актов. Всего на начало 2005 года насчитывается около 1550 нормативных документов, регулирующих валютные операции и внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ, из них действующими являются 1170.

Среди таких документов можно выделить по видам и количеству:

Указ Президента – 38 шт.

инструкция — 38 шт. (14 – ЦБ РФ);

положение — 58 шт. (24 – ЦБ РФ);

порядок — 24 (4 – ЦБ РФ);

указание — 113 шт. (100 – ЦБ РФ);

распоряжение — 37 шт. (4 – ЦБ РФ);

постановление — 126 шт.;

письмо — 418 шт. (243 – ЦБ РФ).

Таким образом, из общего количества нормативно-правовых документов 2/3 принадлежит ЦБ РФ. После принятия новых нормативных актов в 2004г., которые способствуют либерализации регулирования валютных операций, количество действующих нормативных документов сократилось, что способствует повышению функциональности системы регулирования в целом. До этого большое количество документов, зачастую взаимоисключающих друг друга, вводило в заблуждение, усложняло восприятие участниками ВЭД порядка проведения валютных операций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

К числу основных, из группы федеральных законов, можно отнести:

173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле». Вступил в силу с 18.6.2004

Таможенный кодекс РФ 61-ФЗ от 28.5.2003

164-ФЗ от 8.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Вступил в силу с 16.6.2004

86-ФЗ «О ЦБ РФ» от 10.7.2002

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» 195-ФЗ от 30.12.2001

Во исполнение и развитие действующих законов формируется свод подзаконных актов.

В качестве основных нормативных актов органов валютного контроля можно выделить:

Инструкция ЦБ РФ № 111-И от 30.3.2004 Об обязательной продаже экспортной выручки

Инструкция ЦБ РФ № 113-И от 28.4.2004 О порядке работы обменных пунктов

Инструкция ЦБ РФ № 114-И от 1.6.2004 О порядке резервирования

Инструкция ЦБ РФ № 116-И от 15.6.2004 О видах спец. Счетов

Инструкция ЦБ РФ № 117-И от 7.6.2004 О порядке предоставления документов валютного контроля и оформления паспортов сделок

Положение ЦБ РФ № 258-П от 1.6.2004 О порядке предоставления документов валютного контроля

Положение ЦБ РФ № 169-П от 19.12.2001 Об установлении ЦБ официальных курсов иностранных валют

Положение ЦБ РФ № 77-П от 16.6.1999О порядке проведения торгов на единой торговой сессии

Указание ЦБ РФ № 1465-У от 29.6.2004 Об установлении требований о резервировании

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ

Целью ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества

В ФЗ закреплены следующие основные понятия:

Внутренние и внешние ценные бумаги

Резиденты и нерезиденты

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с ФЗ являются:

приоритет экономических мер реализации государственной политики в области валютного регулирования

исключение неоправданного вмешательства гос-ва в валютные операции резидентов и нерезидентов

единство внешней и внутренней политики

единство системы валютного регулирования и валютного контроля

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов

все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и подзаконных актов толкуются в пользу резидентов и нерезидентов

если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются без ограничений

не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении индивидуальных разрешений

валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений за исключением операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России

Ограничения на проведение валютных операций: в ст. 7 отражены ограничения, устанавливаемые Правительством РФ.

Правительство РФ осуществляет регулирование валютных операций и движения капитала путем внесения хозяйствующим субъектом суммы резервирования, не превышающей в эквиваленте 50% суммы валютной операции на срок до исполнения обязательств, но не более 2х лет, в случаях предоставления резидентами нерезидентам:

Читайте так же:  Документы для подачи налогового вычета за лечение

отсрочки платежа на срок более 3х лет при экспорте товаров, указанных в разделах 16, 17 и 19 ТНВД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности)

коммерческих кредитов на срок более 3х лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах 16, 17, 19 ТНВД

отсрочки платежа на срок более 5 лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы

отсрочки платежа на срок более 180 дней, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности

коммерческих кредитов на срок более 180 дней в виде предварительной оплаты, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности

Ограничения, устанавливаемые Правительством при расчетах и переводах при приобретении резидентами у нерезидентов долей вкладов, паев в имуществе юр. лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества могут заключаться либо в установлении требования об использовании спец. Счета резидентом, либо в установлении требования об резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте суммы 100% от суммы валютной операции на срок не более 60 дней.

Ограничения, которые установило Правительство:

постановление Правительства № 204 от 11.4.2005 – устанавливает резервирование резидентам 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней, если эта валютная операция связана с приобретением резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юр. лиц и при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами

постановление Правительства № 32 от 16.5.2005 – при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами, при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать 10% на срок не более 15 календарных дней. При этом под внешнеторговой деятельностью понимается передача нерезидентам прав на интеллектуальную собственность, а также выполнение нерезидентами работ, услуг

Ст. 8 173-ФЗ. Ограничения устанавливаемые Банком России.

ЦБ сможет также устанавливать требования об использовании спец. счетов и резервировании. Требования об использовании спец. счета резидентом может быть установлено ЦБ при регулировании след. операций:

расчетов и переводов при предоставлении, получении кредитов и займов в иностранной валюте

операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг и исполнения резидентами обязательств по ним

операции кредитных организаций, за исключением банковских операций

Требование об использовании спец. счета нерезидентом может быть установлено при регулировании следующих операций:

расчетов и переводов при предоставлении, получении кредитов, займов в валюте РФ

операции с внешними и внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг и исполнения резидентами обязательств по ним

Также ЦБ может использовать в качестве меры регулирования по указанным выше операция установление требования резервирования суммы, не превышающей в эквиваленте 100% на срок не более 60 календарных дней или суммы, не превышающей 20% от суммы валютной операции на срок не более года. На данный момент ЦБ издал в соответствие с требованиями, рассмотренными выше, Указание № 1465-У, которое накладывает определенные ограничения на проведение валютных операций. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ на день внесения суммы резервирования. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в рублях. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня после внесения суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в ЦБ. На сумму резервирования проценты не начисляются.

Ограничения, установленные прямо в законе:

Согл. Ст. 9 валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

операций по сделкам между уполномоченными банками

операций между резидентами и уполномоченными банками (кредиты, внесение/снятие с использованием банковских счетов, гарантии, векселя, валютно-обменные операции и иные операции, отнесенные законодательством к банковским)

средств, находящихся в банках за пределами РФ

некоммерческих операций (передача в дар валютных ценностей РФ или ее субъектам; близким родственникам, завещание, наследование, покупка/продажа коллекционных монет, перевод средств без открытия счета до 5 тыс. долларов)

операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли

операции между комиссионерами, агентами, поверенными

операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования груза ввозимого/вывозимого в/из РФ

операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ

операции юр. лиц с внешними ценными бумагами, при условии осуществления расчетов в рублях

операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в бюджеты всех уровней

Резиденты открывают без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами организации экономического сотрудничества и развития или группы разработки финансовых мер с отмыванием денег. Нерезиденты вправе осуществлять без ограничения между собой расчеты в иностранной валюте. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами обеспечить:

получение от нерезидентов средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, услуги и т.п.

возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ товары, невыполненные работы, услуги и т.п.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ. Объектом обязательной продажи является валютная выручка, поступившая резиденту за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результаты интеллектуальной деятельности. В настоящее время размер обязательной продажи составляет 10% (с 26.12.2004 согл. 1520-У)

http://studfile.net/preview/7405722/page:12/

Механизм валютного контроля

Органы и агенты валютного контроля

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а агентами — территориальные органы этой Службы, уполномоченные банки, таможенные органы и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Читайте так же:  Какие налоги заменяет патент для ип

Органы и агенты валютного контроля в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, поступление средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняют целый ряд различных функций в сфере контроля за валютными, экспортно-импортными и иными внешнеэкономическими операциями.

Органы валютного контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и применять меры ответственности за их нарушения.

Механизм контроля определен, в частности, Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»*(1183).

В Инструкции предусмотрен специальный механизм контроля за поступлением на счета резидентов валютных средств, полученных от ведения внешнеэкономической деятельности. Установлены требования, предъявляемые к оформлению документов при экспортных и импортных операциях.

Документом валютного контроля является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется по каждому внешнеэкономическому контракту и представляется в уполномоченный банк. Паспорт сделки — это документ, содержащий сведения, необходимые для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. В соответствии с Инструкцией паспорт сделки содержит все сведения о сделке, которые излагаются в стандартизированной форме. Вместе с паспортом сделки в уполномоченный банк должны быть представлены оригинал контракта и оформленная должным образом его копия. Подпись уполномоченного банка на паспорте сделки означает принятие банком контракта на расчетное обслуживание и выполнение функции агента валютного контроля.

Валютный контроль осуществляют также таможенные органы. Они принимают товар к таможенному оформлению только при представлении наряду с прочими документами ксерокопии паспорта сделки, подписанной банком. В свою очередь, таможенные органы представляют в уполномоченный банк учетную карточку, которая является возвратным документом. Учетная карточка оформляется таможенным органом для банка и содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации, которые необходимы банку для контроля по заключенному внешнеэкономическому контракту.

Поскольку оформление паспорта сделки служит целям валютного контроля, его оформление в некоторых случаях не требуется. Так, при вывозе продукции не в режиме экспорта паспорт сделки не оформляется.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 877 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/14_40757_mehanizm-valyutnogo-kontrolya.html

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.
Читайте так же:  Документы для получения возврата подоходного налога

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.
Читайте так же:  Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Под механизмом валютного контроля понимается

Тема № 8. Валютный контроль

Тематический план:

  1. Сущность валютного контроля, его цель и объекты.
  2. Органы валютного контроля и их функции.
  3. Агенты валютного контроля и их функции.

Контрольные вопросы и задания:

  1. В чем сущность государственного валютного контроля и его отличие от валютного регулирования?
  2. Что является объектом валютного контроля?
  3. Назовите основные направления валютного контроля.
  4. Что понимается под механизмом валютного контроля?
  5. Назовите органы валютного контроля и их основные функции.
  6. Назовите права органов валютного контроля.
  7. Кто является агентами валютного контроля?
  8. Назовите права агентов валютного контроля.

Тесты:

В приведенных тестовых заданиях среди 4 ответов выбрать один (несколько) правильный. Объяснить ответ, ссылаясь на учебную литературу или нормативно-правовые акты.

1. Органами валютного контроля являются:

а. Национальный банк

б. Государственный таможенный комитет

в. Министерство экономики

г. Совет Министров Республики Беларусь.

2. Механизм валютного контроля включает совокупность:

а. специальных институтов

б. органов и лиц-участников валютного контроля

в. набор форм и методов контрольной деятельности

г. экспортно-импортные сделки.

3. Целями валютного контроля являются:

а. выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством

б. выполнение обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке

в. обоснованности платежей в иностранной валюте

г. ваш вариант ответа.

4. Агентами валютного контроля являются:

б. банки и небанковские кредитно-финансовые организации

в. налоговые инспекции

г. областные исполнительные комитеты.

Ситуационная задача:

Определите кто из агентов валютного контроля выполняет вышеперечисленные контрольные действия:

Контрольные действия

Агенты валютного контроля

Контроль за проведением валютных операций

Контроль за правильностью оформления документов при экспорте

Контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствии её законодательству

Контроль за возвратом и использованием выручки от экспорта

Контроль за соблюдением валютного законодательства

Темы для рефератов:

По материалам периодической печати, Интернет-ресурсов подготовить дайджест-реферат по результатам проверок в рамках валютного контроля:

— Гродненского областного исполнительного комитета;

— таможни Гродненской области.

Рекомендуемая литература:

  1. Пилипенко, А.А. Финансовое право / А.А.Пилипенко. – Минск: Книжный дом, 2007. – С. 515-519.
  2. Кравцова, Г.И. Банковский надзор и аудит / Г.И.Кравцова. – Минск: БГЭУ, 1999. – С.229-233.
  3. Ханкевич Л.А. Финансовый и налоговый контроль / Л.А. Ханкевич. – Минск: ТетраСистемс. – 2007. – С.77-79
  4. Цинкунова И.В. Таможенное дело / И.В. Цинкунова практикум Минск: БГЭУ – С.57-62
  5. Сорокина Т.В. Валютный контроль / Т.В. Сорокина Минск БГЭУ. 2006. – С.132-138

http://ebooks.grsu.by/fin_cont_i_audit/tema-8-valyutnyj-kontrol.htm

Тема 14. Механизмы валютного регулирования и валютного контроля

Формы, принципы и методы валютного контроля, Органы и агенты валютного контроля, валютный контроль во внешнеэкономической сфере. Влияние валютного регулирования на состояние платежного баланса страны.

Валютное регулирование является важнейшим элементом валют­ной политики любого государства. Валютное регулирование представляет собой ком­плекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих поря­док операций с валютой и валютного контроля.

Можно выделить ряд взаимосвязанных сфер валютного регули­рования.

1. Регулирование конвертации валюты.Как известно, еще 15 лет назад владение валютой частными лицами в нашей стра­не расценивалось как преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, и процветал «черный» валютный рынок. Для предпри­ятий существовало множество льготных валютных курсов, что со­здавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.
Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные кур­сы валют по различным операциям, группам товаров и странам, ха­рактерна для некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Некоторые ограничения конвертации валюты сохраня­лись в развитых странах Западной Европы до середины 80-х годов. Китай поощряет конвертацию долларов в юани, однако обратная операция сопряжена с определенными трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот вывоз требует многоступенчатых разре­шений и согласований. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.

2. Регулирование текущих операций с валютой.В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции с ва­лютой, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относят большинство экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнетор­говым регулированием и экспортным контролем.

Основными формами валютного регулирования текущих опера­ций являются:

• ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специ­альных контролируемых счетах, которые можно при необходимос­ти блокировать;

• обязательная продажа всей или части валютной выручки экс­портеров Центральному и уполномоченным банкам или на валют­ной бирже;

• ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

• внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;

• ограничения на форвардные покупки иностранной валюты им­портерами;

• запрещение продажи части товаров за рубеж на национальную валюту;

• запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

Основной тенденцией последних лет становится либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного конт­роля в развитых зарубежных странах. Многие страны, такие как Франция и Италия, практиковавшие в 70-80-е годы достаточно же­сткие системы валютного контроля, значительно их смягчили.

Однако практически во всех развитых странах сохранилась сис­тема экспортного контроля по существующим в разных формах спе­циальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспор­том которых был ранее регламентирован Координационным коми­тетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоя­щее время в эту систему контроля включены практически все стра­ны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров.

3. Регулирование движения капитала.К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком бо­лее 180 дней.

Читайте так же:  Когда можно подавать на возврат подоходного налога

Основными формами валютного регулирования движения капи­тала являются:

• лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

• разрешительная процедура вывоза капитала, т.е. каждая опе­рация по вывозу капитала должна быть разрешена органами валют­ного контроля;

• запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им нацио­нальных ценных бумаг (практиковалось в ФРГ и Японии);

• обязательная конверсия займов в иностранной валюте в наци­ональном центральном банке (практиковалось в Швейцарии);

• ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными ли­цами;

• ограничения на форвардные продажи национальной валюты.

Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кре­дитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и тщательной фиксации информации о всех видах движения валюты. При этом важную роль играют процедуры обязательной идентифика­ции участников внешнеэкономической деятельности. Для всех передовых стран характерна тенденция резкого усиле­ния контроля за отмыванием преступно нажитых капиталов, ко­торый будет описан в следующем параграфе.

4. Валютный контроль.Организация валютного регулирования и валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков. Целью валютного контроля яв­ляется обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. В обязанность коммерчес­ким банкам вменяется осуществление контроля за валютными опе­рациями клиентов и сообщение о замеченных нарушениях в ЦБ. Агентами валютного контроля могут выступать другие государствен­ные организации. Различные страны применяют разные системы организации валютного регулирования и валютного контроля, соот­ветствующие принятой валютной политике.

В России валютное регулирование и валютный контрольрегла­ментируются следующими законодательными и нормативными актами:

1. Гражданский кодекс.

2. Федеральные законы.

2.1. Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г.

2.2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г.

3. Указы Президента Российской Федерации.

3.1. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Фе­дерации» № 1163 от 21 ноября 1995 г.

3.2. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» № 1204 от 30 ноября 1995 г.

4. Постановления Правительства Российской Федерации.

4.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О ме­рах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» № 206 от 28 февраля 1996 г.

5. Нормативные документы других исполнительных органов власти.

5.1.Положение Центрального банка Российской Федерации № 13 от 19 апреля 1993 г., Государственного таможенного комитета Рос­сийской Федерации № 01-20/3371 от 14 апреля 1993 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте упол­номоченными банками».

5.2.Письмо Центрального банка Российской Федерации «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной в валюты на территории Российской Федерации» № 107 от 2 сентября 1994 г.

5.3.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением
в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» № 86-И, 01-23/26541 от 13 октября 1999 г.

5.4.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Го­сударственного таможенного комитета Российской Федерации «О по­рядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оп­латы резидентами импортируемых товаров» № 91-И/О -11/28644 от 4 января 2000 г.

Основными направлениями валютного контроля в России опре­делены:

• установление соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

• проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям.

В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков, имеющих право проводить валют­ные операции, экспортеров и импортеров по определенным группам товаров. Лицензии банкам выдает ЦБ при соблюдении определен­ных нормативов и требований. В случае нарушений правил валют­ного регулирования и контроля коммерческий банк может лишить­ся лицензии.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России, и в соответствии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» в пределах своей компе­тенции выполняют следующие функции валютного контроля:

а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимы­ми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, за соответ­ствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разре­шений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези­дентов в Российской Федерации.

Агентом валютного контроля в России также выступает Государ­ственный таможенный комитет.

Законодательная база валютного регулирования и валютного кон­троля создавалась в основном в начале 90-х годов и сейчас требует модернизации и адаптации к изменившимся условиям. В большин­стве стран наблюдается тенденция к либерализации валютного ре­гулирования. В этом направлении предполагается совершенствовать и валютное регулирование в России. В 2001 г. норма продажи ва­лютной выручки была снижена до 50%, разрешено открытие сче­тов резидентов за рубежом в странах, где принято законодательство о противодействии отмыванию средств.

В настоящее время продолжается работа над новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном контроле. Проект за­кона предусматривает поэтапную отмену обязательной продажи ва­лютной выручки. Проектом Минэкономразвития предусматривает­ся, что останется только два органа валютного контроля (ЦБ и пра­вительство), остальные (банки, налоговые органы и иные органи­зации) должны быть валютными агентами. Также предлагается сделать в основном свободными операции по движению капитала, за некоторыми исключениями.

В то же время усиливается противодействие бегству и отмыва­нию незаконно полученных доходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/3_5750_tema—mehanizmi-valyutnogo-regulirovaniya-i-valyutnogo-kontrolya.html

Под механизмом валютного контроля понимается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here