Понятие и сущность финансового контроля

Сущность и виды финансового контроля

Финансовый контроль это регламентированная норма­ми права деятельность государствен-ных, муниципальных, об­щественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевремен-ности и точности финансового планирования, обо­снованности и полноты поступления доходов в соответствую­щие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности. Он призван обеспечить соблюдение действующего законода­тельства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д. Действенность финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами и другими субъектами, в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Государственный финансовый контроль – это способ реализации финансовой политики госу-дарства, он помогает созданию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ
«О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 23 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресур-сов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, а также специально созданными органами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение данного контроля не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических сверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федераль­ного бюджета.

Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют также органы представительной (законодатель­ной) и исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. Субъектами государственного финансового контроля в соответствии с установленным законода-тельством Российской Федерации разграничением функций и полномочий являются следующие органы:

– Счетная палата Российской Федерации;

– Центральный банк Российской Федерации;

– Министерство финансов Российской Федерации (Глав­ное управление Федерального казна-чейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионное управление);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

– Министерство Российской Феде­рации по налогам и сборам;

– Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации;

– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств феде-рального бюджета и феде­ральных внебюджетных фондов.

Среди правоохранительных органов, осуществляющих финансовый контроль, следует назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в частности, Управление по борьбе с экономическими преступ-лениями), Государственный таможенный комитет РФ.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

По времени проведения финансовый контроль можно разделить на:

а) предварительный,который применяется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба финансовой деятельности предприятия, учреждения;

б) текущий, который осуществляется в процессе реализации финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций, а также при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов местного самоуправления, парламентских слушаниях и в связи с депутатскими запросами. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами, при этом ему свойственны оперативность и гибкость;

в) последующий, который организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций, в процессе рассмотрения и утвержде-ния отчетов об исполнении бюджетов. Его задачами являются: выявление недостатков и упущений, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной ответственности виновных лиц.

Посубъектам контроляфинансовый контроль классифицируется на:

б) контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

в) контроль исполнительных органов власти;

г) контроль финансово-кредитных органов;

Формами финансового контроля являются способы конк­ретного выражения и организации контрольных действий. По форме проведения финансовый контроль бывает: обязательный (внеш-ний) и инициативный(внутренний).

7 Понятие и сущность финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально — экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово — правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово — правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово — правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

А) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

Б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)

В) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Г) выявления внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

Читайте так же:  При упрощенной системе налогообложения доходы признаются

Д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям

8Классификация финансового контроля.

Дать определение финансового контроля. Привести классификационные критерии финансового контроля. По каждому критерии выделить виды финансового контроля.

Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосудар­ственный финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осу­ществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор путем проверки соблюдения налогового, банковскоого, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сделок.

В зависимости от институциональной структуры публичной власти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами за­конодательной власти, главой государства (субъекта федерации) и органами исполнительной власти.

В разрезе пообъектного классификационного признака государ­ственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д.

По методам проведения выделяют следующие виды контроля: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контрольосуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

Общественный финансовый контрольв нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

Тема 1. Теоретические основы государственного финансового контроля

Понятие и сущность государственного финансового контроля

Виды государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля

1.1. Понятие и сущность государственного финансового контроля

Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. Оно является главным заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации.

Инструментом финансового контроля государства в материально-финансовой сфере является организуемый им государственный финансовый контроль. С его помощью контролируется полнота выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (посредством налогового, таможенного, валютного контроля); проверяется соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; осуществляется контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализируется финансовое состояние государственных организаций и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов; проводится бюджетно-финансовый контроль и др.

Обязанность государственного финансового контроля состоит в обеспечении органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

В современном законодательстве легитимное определение ГФК содержится в указе Президента РФ от 25.07.1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению ГФК в РФ», где указано государственный финансовый контроль – это контроль за:

Читайте так же:  Пример оформления налогового вычета на лечение зубов

исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

организацией денежного обращения;

использованием кредитных ресурсов;

состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

По мнению В.М. Родионовой, ГФК – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому и эффективному экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения, установленной государством в финансовой дисциплины.

Э. А. Вознесенский, выделяя объект и цель контроля, под финансовым контролем понимает «деятельность государственных и общественных органов, состоящую в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве» 1 .

По мнению Ю. А. Данилевского «финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включаются производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении» 2 . Так же он считает, что контроль осуществляется в целях обеспечения проводимой государством финансовой политики и реализуется через систему организационных, административных, правоохранительных и других мер, соответствующих современным условиям и перспективе развития российской экономики и государства 3 .

Н. И. Химичева считает, что «финансовый контроль – это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов». При этом «значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности».

А. Н. Козырин определяет финансовый контроль как «осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности» 4 .

По мнению Е. Ю. Грачевой «финансовый контроль необходимо рассматривать в двух аспектах: а) как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; б) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Оба аспекта взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами его осуществления. Если в первом случае преобладают правовая и «количественная» характеристики, то во втором упор делается на аналитическую сторону финансового контроля».

По мнению Н.Д. Бровкина, государственный финансовый контроль – функция государства, представляющая собой систему прав, обязанностей и действий государственных органов по проверке в установленных законом пределах финансовой и связанной с ней хозяйственной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, законно установленных норм финансового права и (или) оценки совершенных ими операций на предмет соблюдения финансовых интересов государства.

В модельном законе «О государственном финансовом контроле» предлагается следующее определение:

Государственный финансовый контроль – это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов

Синтезируя данные определения, можно вывести следующие обязательные признаки ГФК:

Рассмотрим каждые из них.

С.В. Степашин в работе «Государственный финансовый контроль» определяет объект государственного финансового контроля как отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу производства и распределения национального дохода и его эффективного использования.

Следовательно, объектом финансового контроля является деятельность контролируемого субъекта, течение и (или) последствия осуществления которой имеют денежную оценку.

В большинстве случаев существует контролируемый субъект и объект контроля. Но в некоторых случаях существует либо только контролируемый субъект, либо только объект контроля. Например, организация зарегистрирована, но деятельности нее осуществляет. В отношении нее может быть назначена налоговая проверка, но объект финансового контроля отсутствует.

В другом случае может существовать процесс, сопровождаемый движением материальных и денежных ресурсов, а контролируемый субъект отсутствует. Например, обнаружено подпольное производство: оборудование, сырье, готовая продукция, наличные деньги. Однако никаких документов, позволяющих установить организацию, или лиц, которым принадлежит это имущество, нет.

Некоторые специалисты приводят более детализированный печень объектов. Например, по мнению А.В. Нестерова, к объектам проверки относятся:

— хозяйственная или иная деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которая может быть изучена путем осмотра территорий и помещений, учета продукции, проверки системы учета и отчетности, назначения или проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности;

— процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— документы и сведения;

— субъекты, например, физическое или должностное лицо может быть подвергнуто личному досмотру или устному опросу;

— предметы, например, продукция, отходы, пробы природной окружающей среды могут быть подвергнуты досмотру и исследованию;

— др. объекты, предусмотренные законом.

Читайте так же:  Как заполнить нулевую декларацию на прибыль

Например, таможенный контроль подразумевает контроль следующих объектов: документов и сведений, необходимых для таможенных целей; субъектов путем личного досмотра и опроса; товаров и транспортных средств путем досмотра, учета; системы учета и отчетности путем проверки; территорий и помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность путем осмотра, а также в других формах, предусмотренных законодательством России.

С.П. Опенышев и В.А. Жуков считают, что целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

Другие авторы считают, что целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Таким образом, подытоживая вышеперечисленные точки зрения, можно предложить следующее определение государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль – это функция государства, представляющая собой систему правовых обязанностей и действий государственных органов по проверке в установленных законом пределах финансовой и связанной с ней хозяйственной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц законом установленных норм финансового права и (или) оценки совершенных ими операций на предмет соблюдения финансовых интересов государства.

7 Понятие и сущность финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально — экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово — правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово — правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово — правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

А) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

Б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)

В) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Г) выявления внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

Д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям

8Классификация финансового контроля.

Дать определение финансового контроля. Привести классификационные критерии финансового контроля. По каждому критерии выделить виды финансового контроля.

Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосудар­ственный финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осу­ществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор путем проверки соблюдения налогового, банковскоого, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сделок.

В зависимости от институциональной структуры публичной власти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами за­конодательной власти, главой государства (субъекта федерации) и органами исполнительной власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

В разрезе пообъектного классификационного признака государ­ственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д.

По методам проведения выделяют следующие виды контроля: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций формула

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контрольосуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

Общественный финансовый контрольв нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

Понятие и сущность финансового контроля

Тема: «Финансовый контроль»

Цель – изучить основы проведения финансового контроля.

— рассмотреть понятие, элементы, значение, задачи, содержание и сущность финансового контроля;

— раскрыть основные виды и методы финансового контроля;

— охарактеризовать основы проведения государственного финансового контроля;

— рассмотреть органы финансового контроля и раскрыть их функции.

План лекции

1.Понятие и сущность финансового контроля

2.Виды и методы финансового контроля

3.Органы финансового контроля

Понятие и сущность финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных механизмов, и одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) как регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль;

объект контроля — тот, в отношении кого проводится контроль;

предмет контроля — деятельность, применительно к которой осуществляется контроль.

Значение финансового контроля в том, что он позволяет выявить соблюдение установленного законодательства, экономическую обоснованность и эффективность проводимой финансово-экономической деятельности.

Задачи финансового контроля:

-проверить выполнение финансовых обязательств перед государством, организациями, гражданами;

-проверить правильность использования финансовых ресурсов, в первую очередь, бюджетных средств;

-проверить соблюдение законности совершения расчетов и хранения денежных средств;

-обеспечить выявление внутренних резервов производства;

-обеспечить не только устранение последствий нарушений, но и предупредить их дальнейшее появление;

-выявить недостатки в ведении учета и наметить мероприятия по их устранению.

Финансовый контроль включает (содержание):

1) соблюдение требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения валового продукта;

2) рациональность составления и использования бюджета (бюджетный контроль);

3) эффективность использования ресурсов;

4) своевременность и полноту платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Системная сущность финансового контроля раскрывается со следующих позиций:

— финансовый контроль как система институтов, инструментов и методов;

— финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов;

— финансовый контроль как совокупность действий и операций;

— финансовый контроль как многоаспектная межотраслевая система;

— финансовый контроль как составная часть общего механизма управления экономикой.

Таким образом, финансовый контроль — контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Правовую основу государственного финансового контроля в РФ составляют: Конституция РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК ТС, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О Счетной палате РФ», иные федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые органами — участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Основными проблемами финансового контроля являются:

1. Неопределенность (незаконченность) основных направлений организации ГФК.

2. Не представлена в этой сфере системная нормативная правовая база.

3. До сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.

4. ГФК реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

5. Отсутствие законодательно установленных обязательных каналов обмена информацией между этими органами.

6. Отсутствие единых информационных баз по объектам контроля препятствует эффективному обмену информацией о результатах проведенных проверок и координации дальнейших планов проведения соответствующих контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Закон о внутреннем финансовом контроле

2.Виды и методы финансового контроля

Классификация финансового контроля:

1.По времени проведения:

2.По сфере финансовой деятельности:

-контроль за денежной массой.

3.По субъектам контроля:

-государственный (президентский; представительных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти);

-общественный (различный ассоциаций и обществ).

4.По форме проведения:

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рисунок 1).

│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│

│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │

│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │

│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │

│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │

Рисунок 1 — Общая структура видов финансового контроля

В свою очередь внешний финансовый контроль включает: государственный и негосударственный.

1.Государственный финансовый контроль (ГФК). Его субъектами являются государственные контролирующие органы, объектами — органы государственной власти, организации, физические лица, предметом — финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.

Государственный аудит — вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти. На федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ; на региональном уровне — органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органам законодательной власти субъектов РФ; на местном уровне — органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.

Налоговый контроль — это контроль со стороны государственных контролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах РФ, инспекции на местах).

Бюджетный контроль — контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов. Органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:

— Счетная палата РФ;

— контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

— контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Валютный контроль — контроль со стороны государственных контролирующих органов за соблюдением валютного законодательства РФ, рассматривающего вопросы использования иностранной валюты на территории РФ и российской валюты — за пределами ее территории. Органами валютного контроля в РФ являются: ЦБ РФ (Банк России), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, профессиональные участники РЦБ, держатели реестра ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) — Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с агентами валютного контроля. Уполномоченные в качестве агентов валютного контроля банки передают органам валютного контроля, таможенным и налоговым органам информацию о валютных операциях.

Таможенный контроль — контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами таможенной границы РФ. Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Правовой финансовый контроль (финансовый контроль правоохранительных органов) проводится правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.

Проводятся и иные виды государственного финансового контроля.

К основным принципам осуществления государственного финансового контроля РФ относятся:

1) принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством РФ. Распространяется он на все без исключения органы, осуществляющие ГФК, и их должностные лица;

2) принцип независимости гласит, что органы ГФК независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от других органов государственной власти. На них не могут оказывать влияния ни органы местного самоуправления, ни политические, ни любые общественные организации и объединения;

3) объективность — принцип, который означает, что ГФК осуществляется квалифицированными специалистами. В своей работе они должны использовать только фактические документальные данные в установленном законодательством порядке и применять методы и приемы, обеспечивающие получение полной и достоверной информации;

4) ответственность — означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры воздействия в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства. Причем как к юридическим, так и к физическим лицам. Работники органов ГФК несут в свою очередь ответственность за совершенные ими в области ГФК противоправные действия в соответствии с законом;

5) принцип гласности означает открытость и доступность для общества и СМИ сведений о результатах контрольно-ревизионной деятельности органов ГФК. Но с обязательной поправкой: при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

6) принцип системности говорит о единстве правовых основ деятельности органов ГФК. Этот постулат подразумевает нормативно закрепленную организацию взаимодействия между ними в процессе осуществления их деятельности и нормативно установленную периодичность осуществления контрольно-ревизионных мероприятий.

│Контроль за исполнением│

│ и бюджетов федеральных│

│ Контроль │ │ │ Контроль за │

Видео (кликните для воспроизведения).

│ за состоянием │ ┌─────────┴─────────┐ │предоставлением│

Источники

Понятие и сущность финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here