Порядок проведения валютного контроля

Глава 19. Досье валютного контроля и порядок его ведения

Глава 19. Досье валютного контроля и порядок его ведения

19.1. Уполномоченный банк в порядке, установленном внутренними документами, обеспечивает ведение и хранение следующих документов (копий документов) и информации, которые представляются резидентом или заполняются уполномоченным банком самостоятельно в соответствии с настоящей Инструкцией (далее — досье валютного контроля):

19.1.1. справок о валютных операциях (корректирующих справок о валютных операциях);

19.1.2. договоров (соглашений, контрактов), иных документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

19.1.3. ПС по контракту (кредитному договору);

19.1.4. заявления об оформлении ПС в случае, указанном в пункте 6.11 настоящей Инструкции, заявления о переоформлении ПС (закрытии ПС);

19.1.5. справок о подтверждающих документах (корректирующих справок о подтверждающих документах);

19.1.6. ведомости банковского контроля;

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У подпункт 19.1.7 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.

19.1.7. подтверждающих документов;

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У пункт 19.1 дополнен подпунктом 19.1.8, вступающим в силу с 1 октября 2013 г.

19.1.8. иных документов и информации, представляемых резидентом в уполномоченный банк в соответствии с настоящей Инструкцией.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 6 ноября 2014 г. N 3438-У в пункт 19.2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

19.2. По усмотрению уполномоченного банка, в случае если по контракту (кредитному договору) оформлен ПС, копии документов, указанных в подпунктах 19.1.2 и 19.1.8 пункта 19.1 настоящей Инструкции, в случае их представления на бумажном носителе, могут не храниться в досье валютного контроля. В этом случае они возвращаются уполномоченным банком резиденту. При этом в досье валютного контроля указанные документы помещаются в электронном виде.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У в пункт 19.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

19.3. Уполномоченный банк может вести досье валютного контроля на бумажном носителе, в электронном виде либо частично на бумажном носителе и частично в электронном виде (далее — смешанное досье валютного контроля).

Уполномоченный банк, являющийся банком ПС, обеспечивает хранение ПС и ведомости банковского контроля в электронном виде и в дополнение может осуществлять хранение ПС и ведомости банковского контроля на бумажном носителе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

19.4. Способы хранения документов, их копий и информации в досье валютного контроля определяются внутренними документами уполномоченного банка.

Уполномоченный банк вправе хранить в электронном виде в досье валютного контроля документы, их копии и информацию, которые представлены ему на бумажном носителе.

19.5. В случае ведения смешанного досье валютного контроля уполномоченный банк обеспечивает наличие в нем информации о способах хранения (на бумажном носителе или в электронном виде) документов, их копий и информации, которые указаны в пункте 19.1 настоящей Инструкции.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У пункт 19.6 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.

19.6. Ведомость банковского контроля подписывается ответственным лицом при закрытии ПС, а также в случаях, указанных в пунктах 19.9 — 19.11 настоящей Инструкции.

В случае помещения в досье валютного контроля ведомости банковского контроля на бумажном носителе, она подписывается ответственным лицом и заверяется печатью уполномоченного банка на каждой странице. В случае помещения в досье валютного контроля ведомости банковского контроля в электронном виде, она подписывается электронной подписью ответственного лица.

В случаях, указанных в настоящем пункте, а также в пунктах 19.9 и 19.10 настоящей Инструкции, уполномоченный банк вправе ведомость банковского контроля на бумажном носителе пронумеровать, сброшюровать, проставить подпись ответственного лица и скрепить печатью уполномоченного банка на последней странице ведомости банковского контроля.

19.7. При хранении документов в досье валютного контроля в электронном виде уполномоченный банк должен обеспечить их последующее при необходимости воспроизведение на бумажном носителе с сохранением целостности всех данных, а также с сохранением того вида, в котором они были представлены в уполномоченный банк.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 25 апреля 2017 г. N 4360-У в пункт 19.8 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Указания

19.8. Уполномоченный банк хранит документы по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, в сроки, установленные уполномоченным банком, но не менее трех лет с даты закрытия ПС, если более длительный срок не установлен законодательством Российской Федерации.

В иных случаях документы хранятся в уполномоченном банке не менее трех лет с даты проведения соответствующей валютной операции, если более длительный срок не установлен законодательством Российской Федерации.

19.9. В случае получения от резидента заявления в соответствии с пунктом 17.11 настоящей Инструкции уполномоченный банк не позднее трех рабочих дней после даты его получения выдает из досье валютного контроля копии документов, указанных в заявлении. Ответственное лицо подписывает их и заверяет печатью уполномоченного банка на каждой странице документа на бумажном носителе или электронной подписью ответственного лица электронный документ.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 25 апреля 2017 г. N 4360-У в пункт 19.10 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Указания

19.10. При представлении уполномоченным банком копий документов, хранящихся в досье валютного контроля, органам валютного контроля на бумажных носителях ответственное лицо подписывает их и заверяет печатью уполномоченного банка в порядке, установленном уполномоченным банком.

Читайте так же:  Налоги ип осно без сотрудников

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 25 апреля 2017 г. N 4360-У в пункт 19.11 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Указания

19.11. Уполномоченный банк может представить копии документов, хранящихся в досье валютного контроля, по запросам органов валютного контроля в электронном виде в случае согласования такого порядка представления документов между уполномоченным банком и органом валютного контроля.

Направления и порядок осуществления валютного контроля в РФ

Проведение различных операций с иностранной валютой регламентируется нормами отечественного законодательства и подлежит обязательному госконтролю – иначе бесконтрольное течение валютных операций способно спровоцировать увеличение объемов спекулятивных операций на валютном рынке, ослабление рубля и ухудшение платежного баланса России. Чтобы не допустить таких последствий, выполняется валютное регулирование и валютный контроль.

Что такое валютный контроль

Согласно словарю банковских терминов, валютный контроль – это комплекс регулирующих мер, которые осуществляются государством для влияния на рублевый рынок и обеспечения соблюдения законодательных норм валютного регулирования. К таким мерам относятся:

  • регулирование расчетных процедур, выполняемых в зарубежной валюте, покупки такой валюты в России;
  • проведение лицензирования, необходимого для покупки и продажи активов, являющихся валютными ценностями;
  • надзор за трансграничным движением валюты;
  • надзор за выполнением расчетов по операциям, сопряженным с экспортом/импортом продукции.

Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что валютный контроль в РФ осуществляется:

  • Центробанком – когда субъектом является банк или биржевая организация;
  • органами исполнительной власти, если в операциях принимают участие не являющиеся биржами и банковскими структурами резиденты/нерезиденты.

Объект рассматриваемого контроля – это регламентируемые национальным законодательством или интернациональными нормами операции, выполняемые с инвалютой и валютными ценностями. Такими ценностями помимо самой валюты являются ценные бумаги с ценой, зафиксированной в инвалюте, драгметаллы, самоцветы и жемчуг, за исключением украшений и бытовых предметов из них.

Цели осуществления валютного контроля

Основополагающая цель контроля проведения валютных операций заключается в обеспечении соблюдения норм, которые утверждает валютное законодательство. Иначе говоря, он способствует поддержанию экономической защищенности страны и создает условия для стабильного экономического развития.

Также к целям валютного контроля прямо или косвенно относятся следующие моменты:

  • регулирование рублевых резервов;
  • международное сотрудничество в валютной среде;
  • котировка валют;
  • пресечение денежного отмывания;
  • пресечение валютных спекуляций.

Направления валютного контроля

Как указано в официальном комментарии к ФЗ №173-ФЗ, основные направления надзора следующие:

  • определение, соответствуют ли осуществляемые процедуры действующим законодательным нормам и имеются ли разрешения и лицензии, обязательные для этого;
  • контроль выполнения резидентами РФ своих обязательств по операциям с денежными знаками других государств;
  • установление наличия оснований, которые необходимы для проведения платежей в инвалюте;
  • контроль объективности и соответствия объемов отчетности и бухучета по операциям резидентов — с валютой, нерезидентов — с рублями.

Валютный контроль можно разделить по общему принципу на 2 направления:

  • надзор за получением прибыли в инвалюте, которую дают экспортные операции;
  • надзор за законностью и обоснованностью валютных взаиморасчетов при импорте товаров и услуг.

Участники валютного контроля: их права и обязанности

Согласно нормам ФЗ №173-ФЗ участниками валютного контроля назначены Центробанк и Правительство РФ. Это органы валютного контроля, за ними закреплено право на принятие НПА, которые составляют правовые основы данного контроля.

Кроме того, они имеют следующие права:

  • поручать устранить зафиксированные нарушения;
  • если зафиксированное нарушение не устранено в должном порядке — применять при необходимости установленные санкции за нарушение правил проведения операций с инвалютой.
  • исключительная компетенция на применение санкций имущественного характера.

Для обеспечения соответствия операций ввоза или вывоза продукции и прочей деятельности внешнеэкономического характера законным нормам органы контроля реализуют свои функции через агентов.

Банк России отвечает за контроль проведения процедур с покупкой и продажей валюты кредитования с применением рублей и инвалюты. Поэтому основными агентами Центробанка являются уполномоченные банковские структуры, в первую очередь Сбербанк – крупнейший банк России и Альфа-Банк – крупнейшая коммерческая банковская структура в России. Также агенты Центробанка – это профессиональные члены рынка, оперирующего ценными бумагами.

Агенты Правительства РФ в данной сфере – это исполнительная власть, налоговая служба, таможня, контролирующий орган в финансово-бюджетной сфере. Здесь контроль реализуется посредством учета и проверки транспорта, пересекающего государственную границу, и контроля за импортными операциями.

Все агенты имеют свои права и обязанности, определяющие их компетенции. Так, например, специалист валютного контроля официально наделен правом ревизии проведения операций с инвалютой, также он может контролировать исполнение отчетности по ним. Для этого он имеет право на требование документов, обосновывающих необходимость и возможность валютной операции, и подтверждающую документацию, это, например, паспорт сделки, подтверждения открытия счетов или их закрытия, и другие подтверждающие документы – полный их перечень утверждает 138 инструкция Центробанка. Агенты также наделены правами выдавать предписания на устранение выявленных несоответствий.

К обязанностям органов валютного контроля и их агентов относятся:

  • надзор за соблюдением установленных правил;
  • обеспечение сохранности информации, признанной коммерческой или налоговой тайной или полученной при выполняемых проверках.
  • предоставление отчетности по выполняемым процедурам.

Процесс осуществления валютного контроля

Реализация надзора в секторе валютных операций возложена на уполномоченные банковские структуры и имеет утвержденный Инструкцией ЦБ РФ №177 порядок.

В зависимости от конкретного типа сделки порядок может изменяться и получать индивидуальные особенности, в стандартном же виде контроль, выполняемый уполномоченным банком, включает следующие этапы:

  • формирование пакета документов;
  • в отдельных случаях – открытие счета;
  • проведение контрольных мероприятий;
  • при необходимости – формирование паспорта проводимой сделки;
  • внесение сведений о проводимой сделке в обязательные реестры;
  • осуществление и резервирование сделки;
  • возвращение клиенту суммы, подлежащей резервированию;
  • закрытие проведенной сделки;
  • отчет по ее результатам.
Читайте так же:  Налог на имущество банки

Контроль за проведением операций с валютными ценностями имеет 3 формы, он может быть предварительным, текущим или итоговым. Такая последовательность форм обеспечивает валютному контролю непрерывность. Также контроль может быть общим, банковским или таможенным. Для реализации такого контроля используются различные методы, представляющие собой совокупность определенных способов и приемов реализации. Эффективность использования этих методов и вообще валютного контроля позволяет оценить ведущаяся контролирующими органами статистика.

В соответствии с положениями ФЗ №173-ФЗ субъект сделок с валютными ценностями может быть или резидентом, или же нерезидентом. Под понятие резидента попадают зарегистрированная и работающая в России организация как со статусом юр. лица или ее отдел, работающий за границей, так и без него, законно проживающие на ее территории физические лица, официальные представительства РФ за рубежом, сама РФ и ее субъекты. Нерезидентами являются все остальные лица и организации, имеющее иностранное подчинение, даже если их филиалы работают на территории РФ. Такое разделение позволяет вводить разные правила и ограничения на выполнение операций по вкладам и с валютой для разных категорий субъектов.

Надзор в сфере операций с инвалютой реализуется посредством обработки различной отчетности и документации, которую вправе затребовать орган контроля. К таким документам в соответствии с инструкцией №13 ЦБ РФ относятся:

  • удостоверяющие документы – для граждан, ИП и организаций;
  • сведения из налоговой службы;
  • документы, подтверждающие право владения недвижимостью и выполнения операций с валютой и счетами (для нерезидентов);
  • паспорта сделок;
  • сведения об открытых гражданами счетах и вкладах в зарубежных банках;
  • документы, выдаваемые таможней и банками;
  • в некоторых случаях — документы предварительной регистрации.

Санкции валютного контроля

За несоблюдение норм и правил, утвержденных ФЗ №173-ФЗ и другими НПА, к виновникам могут применяться различные комиссии и штрафы, при этом их вид и размер зависит от статуса лица.

Так, например, за осуществление валютной операции в обход банков виновный наказывается штрафом в размере от 75% до 100% суммы, которая участвовала в незаконной операции.

Наказывается также и несвоевременное предоставление налоговой службе сведений об открытии нового счета, изменении или закрытии уже имеющегося счета в банке-нерезиденте наказывается штрафом от 1 000 руб. для граждан до 100 000 руб. для организаций.

Если же такая информация была не предоставлена вовсе, то санкции ужесточаются — для граждан минимальный штраф возрастает до 4 000 руб., а максимальный штраф для организаций – до 10 000 000 руб. с подробной градацией штрафных санкций за нарушение норм валютного законодательства со ст. 15.25 КоАП РФ.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

валютными резидентами и нерезидентами.

Также валютные операции можно классифицировать:

По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.

В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.

В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;

осуществление экспортно-импортных операций;

торговлю иностранной валютой;

приобретение инвалюты страной;

операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Правовое регулирование валютных операций

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

Читайте так же:  Налоговый вычет по ипотеке через госуслуги

инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

В каких случаях появляются валютные операции

Валютные операции появляются:

1) при конвертировании юридическими или физическими лицами денежных средств из одной валюты в другую;

2) при их использовании в международном обращении валютных ценностей в качестве средств платежа;

3) при ввозе, пересылке, перевозе на территории этой страны валютных ценностей и за ее границы.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Валютные операции

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Так к валютным операциям относятся:

операции продажи или купли иностранной валюты;

использование иностранной валюты как средства платежа;

оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;

вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

Кто контролирует валютные операции?

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

международные соглашения РФ;

опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Кто контролирует валютные операции

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Читайте так же:  Гонконг код страны для валютного контроля

В соответствии со статьей 4 Закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и федеральных законов, принятых в соответствии с ним.

Следует обратить внимание, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

· устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы;

· отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или улучшающие положение резидентов и нерезидентов иным образом, могут иметь обратную силу;

· подлежат официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»). Неопубликованные акты не применяются.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Органами валютного регулирования согласно статье 5 Закона №173-ФЗ являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Также не допускается требование о предварительной регистрации счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках на территориях иностранных государств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 5 статьи 15 Закона №173-ФЗ.

Валютные операции на основании статьи 6 Закона №173-ФЗ осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Исключение составляют валютные операции, предусмотренные статьями 7, 8 и 11 данного закона. Но установленные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статьей 7 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты могут предоставлять нерезидентам отсрочку платежа, и сроки, на которые такая отсрочка предоставляется.

Валютными операциями в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ признаются:

· приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

· приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

· перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

· перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ. В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Статьей 15 Закона №173-ФЗ установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

В соответствии со статьей 16 Закона №173-ФЗ в случаях, установленных данным законом резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании, причем применительно к одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день ее внесения. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования, установлен Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 года №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона №173-ФЗ обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

§ получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

§ возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ.

Читайте так же:  Сдача налоговой отчетности ип усн

Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.

Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

§ проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

§ проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

§ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

ü Правительством Российской Федерации — для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;

ü ЦБ РФ — для представления уполномоченным банкам.

Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

§ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

§ документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

§ уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

§ регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом №173-ФЗ;

§ документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

§ документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

§ документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

§ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;

§ документы, подтверждающие совершение валютных операций;

§ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.

Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

· осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.

§ знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

§ обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

§ на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

§ представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;

§ вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

§ выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».

Источники

Порядок проведения валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here