Повторная камеральная налоговая проверка

Повторная камеральная налоговая проверка

Для тех, кто только планирует начать свой бизнес стоит знать, что успешная регистрация организации, набор штата сотрудников и выбор системы налогообложения – это только начало пути. В дальнейшем предстоит наладить партнерские отношения и заключить договора, найти клиентов, решить текущие проблемы, главными из которых, несомненно, станут проверки различных ведомств, доставляющие немало хлопот предпринимателям. Для того чтобы как–то облегчить свою участь, нужно знать какие организации и когда могут прийти с проверкой деятельности предприятия.

Проверки налоговой инспекции

Пожалуй, самыми распространенными и волнительными для бизнесменов становятся налоговые проверки, избежать которых не удается никому. Поэтому, чтобы быть готовым к проверке налоговой инспекции, необходимо иметь четкое представление о том, что это такое.

Повторная камеральная проверка

Похожие публикации

Налоговики вправе провести повторную выездную проверку, если налогоплательщик представил «уточненку», уменьшающую ранее исчисленную сумму налога (ст. 89 НК РФ). А в каких случаях возможно повторное проведение камеральной проверки, и вообще возможно ли, ведь в налоговом законодательстве такое понятие вовсе отсутствует?

Что грозит компании, у которой нашли ошибки

Если в ходе повторной проверки налоговый орган обнаружит нарушения, которые не были выявлены первоначальной проверкой, компании начислят надоимку. Кроме того, если выяснится, что налоговые правонарушения не выявлены из-за сговора между организацией и проверяющими, компанию ждет штраф (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ). В противном случае оштрафовать компанию не получится: налоговому органу придется довольствоваться недоимкой и пенями.

Сказанное относится только к выездным налоговым проверкам. Действующее законодательство не содержит оснований для проведения повторных камеральных налоговых проверок представленной отчетности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 №А66-594/2008). Понятно, что, если компания подаст уточненную декларацию, то она будет подвергнута обязательной камеральной проверке.

Узнайте о предстоящих проверках ФНС, ПФР, ФСС и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт

Особенности повторной выездной налоговой проверки

В пункте 5 статьи 89 НК РФ прописан запрет на проведение повторных выездных проверок. Однако она может организовываться в исключительных случаях, оговоренных в законе.

В каких случаях проводится повторная проверка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Выездная повторная проверка осуществляется этими органами:

  • Вышестоящий налоговый орган. Повторная проверка выполняется с целью проверки работы налогового органа, проводившего первое мероприятие.
  • Налоговый орган, осуществляющий первую проверку. Мероприятие проводится только по решению органа. Назначается оно тогда, когда плательщик направляет уточненную налоговую декларацию с уменьшенной суммой налога. Предметом проверки являются исключительно обстоятельства, которые повлекли за собой сокращение суммы начисленного налога.
  • Основной налоговый орган. Он также может организовать мероприятие при ликвидации или реорганизации компании.

Как правило, контрольные мероприятия проводятся вышестоящим органом.

Виды налоговых проверок

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом РФ, налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные. При этом под камеральной проверкой подразумевается вид налоговой проверки, которая проводится по местонахождению налоговой инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных юридическим лицом, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налоговой инспекции. В свою очередь выездная проверка представляет собой вид налоговой проверки, которая обычно проводится по местонахождению организации на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Оформление результатов

Оформление результатов камеральной налоговой проверки напрямую зависит от результатов, к которым пришли проверяющие лица, поэтому можно говорить о следующих выводах:

1) Юридическое лицо, не допустила нарушений действующего налогового законодательства РФ. В этом случае инспекция не обязана составлять какой-либо документ по результатам камеральной налоговой проверки;

2) Если организация допустила нарушения действующего налогового законодательства России, то они оформляются соответствующим актом, по утвержденной форме, в двух экземплярах. Один экземпляр акта о выявленных нарушениях хранится в налоговой инспекции, а второй предназначен для организации – нарушителя.

В течение пяти рабочих дней с момента подписания акта камеральной налоговой проверки налоговая инспекция должна вручить его проверяемой организации, которая имеет право передать в налоговую инспекцию возражения, оформленные в письменном виде. Окончательное решение по итогам камеральной проверки принимается инспекцией на основе всех имеющихся материалов налоговой проверки, среди которых могут быть сам акт камеральной проверки, письменные возражения организации, протоколы и экспертные заключения, а также иные документы.

Повторная налоговая проверка

Повторная выездная проверка — это проверка, которая проводится в уже проверенной организации, когда заново проверяются те же налоги за тот же период независимо от того, когда проводилась предыдущая выездная проверка.

Что делать, если результатов прошлой проверки еще нет

По результатам проверки составляется акт. На его составление требуется определенное время. Проводится ли повторное мероприятие, если результатов прошедшего еще нет? В пункте 10 статьи 89 НК РФ указано, что повторная проверка осуществляется с целью анализа продуктивности, законности и обоснованности решений нижестоящей структуры. Подход этот подтверждается, в том числе, пунктом 5 Постановления №5-П Постановления КС.

То есть вышестоящий орган проверяет не результаты, а процесс контрольного мероприятия. Следовательно, наличие или отсутствие акта значения не имеет. Даже если результаты проверки не готовы, предмет повторного мероприятия присутствует. Кроме того, в статье НК РФ не указано, что вторая проверка должна осуществляться по итогам первой.

Камеральная налоговая проверка и ее причины

Основанием для проведения камеральной налоговой проверки, которую проводят сотрудники инспекции, является подача организацией декларации в налоговую инспекцию. При этом не требуется специального разрешения на проведение камеральной проверки от руководителя налоговой инспекции. Итак, основанием для проведения камеральной налоговой проверки являются:

1) Налоговые декларации (расчеты) и дополнительные документы, представленные организацией вместе с отчетностью;

Читайте так же:  Заполнить декларацию 3 ндфл инструкция по заполнению

2) Иные документы о деятельности проверяемого юридического лица, которые имеются у налоговой инспекции.

Как проводится проверка

Повторное мероприятие отличается рядом ограничений. В частности, проверяются только бумаги, связанные с исчислением и выплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ). Специалисты могут запрашивать документы за период, не превышающий 3 года. Повторный характер мероприятия не влияет на порядок его проведения.

Результаты повторной проверки могут не совпадать с результатами первой. К примеру, вышестоящий орган может обнаружить другие нарушения. Однако санкции за них назначаться не будут. Исключение – обнаружение факта фальсификации результатов первого контрольного мероприятия, возникшее вследствие сговора фирмы с представителями налоговой. В этом случае организации могут назначить пени, недоимки, штрафные санкции. Соответствующее положение содержится в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

Могут ли специалисты в рамках повторного мероприятия запрашивать бумаги, которые ранее уже предоставлялись инспекторам? В пункте 5 статьи 93 указано, что фирма может не передавать те документы, которые ранее уже предоставлялись в рамках камеральных и выездных проверок. Однако это положение актуально только для бумаг, которые передавались в инспекцию после 1 января 2010 года (основание – пункт 15 статьи 7 ФЗ №137 от 27 июля 2006 года).

Инспектор имеет право повторно запросить эти бумаги:

  • Документы, ранее представленные в форме подлинников, которые фирма забрала в дальнейшем.
  • Предоставленные в инспекцию бумаги, утраченные из-за форс-мажора.

Соответствующие положения оговорены в пункте 5 статьи 93 НК РФ. Они актуальны как для обычной, так и для повторной проверки.

Может ли вышестоящий орган проверять фирму при наличии решения

Рассмотрим ситуацию. Проведено первичное мероприятие, по результатам которого вынесено решение. Оно было оценено судом и вступило в юридическую силу. Может ли осуществляться повторное мероприятие вышестоящим органом в этом случае? Может, однако инспектор не имеет права принимать решения, меняющие выводы судебного акта.

В НК РФ нет прямого запрета на повторную проверку тогда, когда результаты предыдущей были оценены в суде. Однако иногда контрольные мероприятия противоречат Конституции. В частности, это происходит тогда, когда новое решение вступает в разногласия с судебным актом. Соответствующее положение содержится в постановлении Конституционного суда №5-П от 17 марта 2009 года.

Дополнительные вопросы

Актуально ли право на мероприятие в отношении филиалов фирмы, если до этого была проведена общая проверка? Все зависит от того, какие именно налоги выступали предметом при предыдущей процедуре. Если был назначен комплексный анализ всех федеральных, региональных и местных налогов, выездная проверка будет незаконной. Основание – абзац 4 пункта 10 и пункта 5 статьи 89 НК РФ.

Если предметом выступали отдельные налоги, возможна организация дополнительного мероприятия выездного характера. Предметом его являются непроверенные налоги. Подобное мероприятие не считается повторным (основание – пункт 10 статьи 89 НК РФ).

ВАЖНО!
Выездные проверки могут касаться только региональных и местных платежей в казну.

Может ли инспектор по результатам проверки одного налога запросить уточненную декларацию по другому платежу? Да. В процессе повторной процедуры могут быть обнаружены неотраженные данные и ошибки, занижающие налог. В этом случае нужно выполнить перерасчет последнего. Сдать уточненную декларацию должна сама фирма. В обратном случае за дело возьмется инспекция. Соответствующие правила содержатся в пункте 1 статьи 31 НК РФ и письме Минфина №03-02-07/2-209 от 21 декабря 2009 года.

Возможное число повторных проверок

Даже если в году было проведено два мероприятия по разным налогам и периодам, при наличии достаточных оснований может проводиться неограниченное количество проверок.

Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Можно сказать, что камеральные проверки проводятся с той частотой, с которой в ИФНС подается отчетность самим налогоплательщиком. Через камеральную налоговую проверку проходит абсолютно все декларации и прочие налоговые расчеты, а также документы, которые налогоплательщики представляют в инспекцию. Проверка начинается автоматически после принятия документа налоговым органом, при этом специальных санкций на ее проведение от руководителя ИФНС не требуется (п. ст. 88 НК РФ). Инспекторы проверяют отчетность, не выходя из стен инспекции и не посещая налогоплательщика, а также, не уведомляя его о начале и окончании «камералки».

Каждый поступивший отчет проходит определенные этапы камеральной проверки:

  • вначале отчетность вносится в специальную систему АИС ФНС, после чего следует проверка контрольных соотношений,
  • затем проверяется, не нарушены ли сроки сдачи отчетности,
  • проверка завершается без оформления акта, если с отчетностью все в порядке и замечаний у налоговиков нет,
  • в определенных случаях проводится углубленная «камералка» (при обнаружении ошибок, при заявлении льгот, НДС к возмещению и т.п.), тогда налогоплательщику придется давать пояснения и, возможно представить «уточненку» по налогу.

Какой период деятельности проверяется?

Во время проведения камеральной налоговой проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать только тот период деятельности организации, за который она подала декларацию или расчет, в том числе и уточненный. Другими словами, если юридическое лицо сдало в налоговую инспекцию декларацию по НДС за I квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации, сотрудники налоговой инспекция вправе произвести правильность расчета этого налога только за I квартал 2012 года. Однако при проверке этого отчетного периода налоговики могут воспользоваться сведениями других отчетных периодов.

Какие документы необходимы?

В ходе камеральной налоговой проверки налоговая инспекция может потребовать, как у проверяемого юридического лица, так и у его партнеров представить необходимые документы. Например, проверяемая организация должна по требованию налоговой инспекции дать письменные пояснения о выявленных в ходе проверке ошибках (противоречиях) или устранить их; представить устные пояснения по иным интересующим вопросам.

Контрагенты проверяемой организации и иные учреждения, например, финансовые организации должны по требованию налоговиков представить имеющуюся у них информацию о проверяемой организации. При этом, документы юридические лица должны представить налоговой инспекции в десятидневный срок с момента получения требования, либо на бумаге, в виде копий или подлинников, либо в электронном виде, если необходимые документы были составлены в электронном виде по установленным форматам. Отсчет срока для предоставления необходимой информации начинается на следующий день за днем фактического вручения требования.

Читайте так же:  На что уходит подоходный налог с зарплаты

В ходе камеральной налоговой проверки необходимые налоговикам документы проверяемое юридическое лицо может направить следующим образом:

1) Заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес налоговой инспекции по почте;

2) Вручить требуемые документы лично инспектору, который является представителем инспекции и непосредственно проводит камеральную проверку;

3) Вручить документы сотруднику канцелярии налоговой инспекции;

4) Направить документы, составленные в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при условии, что такие документы составлены по установленным форматам.

Что касается письменных пояснений, то юридическое лицо может составить его в произвольной форме в срок пять рабочих дней, приложив к ним, выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Срок начинает идти на следующий день с момента фактического вручения сообщения о необходимости представления запрошенных пояснений. Устные объяснения даются непосредственно в налоговой инспекции руководителем юридического лица в указанный в уведомлении срок. В противном случае руководитель организации будет привлечен к административной ответственности.

Длительность по закону

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.

Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.

Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически: какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.

На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:

  • только доходы за прошедший календарный год;
  • только положенные ему вычеты;
  • и доходы, и вычеты.

И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Также учтите, что инспекции разрешено анализировать только тот период, за который сдан отчетный документ. При этом, если вы хотите вернуть подоходный налог за 2 или 3 года сразу, то придется подать по одной декларации за каждый из них. Поэтому сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в целом зависит еще и от количества:

  • поданных деклараций 3-НДФЛ;
  • заявленных вычетов.

Сроки действия камеральной налоговой проверки

По общему правилу, продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало проверки приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Таким образом, истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от начала проверки.

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.

В связи с этим советуем заполнять 3-НДФЛ в 2020-2020 году двумя способами:

  1. Онлайн в личном кабинете физлица на официальном сайте ФНС.
  2. С помощью программы ФНС:

Повторные мероприятия при ликвидации или реорганизации

Повторные проверки при ликвидации и реорганизации регулируются пунктом 11 статьи 89 НК РФ. Процедура практически полностью аналогична стандартным повторным мероприятиям. Решение о ее проведении принимается руководителем инспекции, в которой состоит фирма.

Можно ли назначать повторную камеральную проверку? Нет, так как предметом ее является налоговая отчетность. Два раза, без наличия достаточных на то оснований, проверять одни и те же бумаги нельзя. Соответствующая позиция изложена в постановлении ФАС Северно-Западного округа №А66-594/2008 от 26 сентября 2008 года. Исключения составляют случаи, когда фирма сдала уточненную отчетность с уменьшенной суммой налога. Правильность расчетов организации перепроверяется инспекторами.

К СВЕДЕНИЮ! По итогам повторного мероприятия, как и при стандартной процедуре, составляется акт с его результатами. В нем указываются найденные недочеты или их отсутствие.

Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ в 2020-2020 году?

Как отслеживать

Имейте в виду, что мониторить ход и срок камеральной проверки 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС в личном кабинете физического лица. Там система показывает процент проверки сданной декларации. С каждым днем он становится больше. Однако это не значит, что инспекция анализирует ваш отчет по несколько строчек в день.

Дело в том, что в личном кабинете ход проверки 3-НДФЛ отражается в виде расчетного процента от 3-х месяцев – со дня старта камеральной ревизии до текущей даты.

В каком случае могут провести повторную проверку

Начнем с того, что повторная выездная проверка — это проверка, которая проводится в уже проверенной организации, когда заново проверяются те же налоги за тот же период независимо от того, когда проводилась предыдущая выездная проверка.

В общем случае повторную выездную налоговую проверку проводить нельзя. Существует лишь несколько ситуаций, когда ИФНС может инициировать такую проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • Вышестоящий налоговый орган проводит повторную налоговую проверку, чтобы проконтролировать работу ИФНС, которая проводила выездную налоговую проверку. Причем налоговый орган может проверить период не больше 3 календарных лет, предшествующих году, когда вынесено решение о проведении повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
  • Организация представила уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению. В этом случае проверяется только период, за который представлена «уточненка». Но в любом случае этот период не может быть больше трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за дорогостоящее лечение

Что именно может проверяться

При повторном мероприятии специалисты должны соблюдать эти условия:

  • Не следует переоценивать выводы судебных органов, касающиеся актуальной налоговой декларации.
  • Проверяются только те обстоятельства, которые привели к уточнению налоговой декларации. В частности, к уменьшению начисленных налогов.

При осуществлении повторной проверки могут быть обнаружены нарушения, не выявленные при первом мероприятии. В этом случае санкции к компании применяться не будут. Исключение составляют правонарушения, возникшие вследствие сговора плательщика и должностного лица, представляющего налоговую (основание – пункт 10 статьи 89 НК).

Влияние срока на вычет НДФЛ

От того, сколько проходит камеральная проверка 3-НДФЛ, также напрямую зависит, как быстро заявителю вернуть рассчитанную им сумму подоходного налога. Например, при покупке квартиры.

При этом назвать конкретные сроки возврата налога невозможно. Максимально они могут составить 4 месяца, которые складываются:

  • из того, сколько идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ (максимум – 3 месяца);
  • плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

ВОЗМОЖНА ЛИ ПОВТОРНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?

На практике встречаются ситуации, когда налоговый орган проводит две камеральные проверки по одной и той же декларации (расчету). И, вероятнее всего, он составит и вручит налогоплательщику два разных акта по результатам каждой из них. Нередко второй акт содержит информацию о более существенных нарушениях налогового законодательства по сравнению с первым.

Тот факт, что инспекция проверила представленную вами отчетность дважды, может выступить основанием для отмены решения, вынесенного по итогам второй камеральной проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009). Обосновывается это тем, что ст. 88 НК РФ не предусмотрено право неоднократно проводить камеральные налоговые проверки одной и той же декларации (расчета).

Уже проверенная отчетность не может подвергаться повторной камеральной проверке, даже если проводить ее будет другой налоговый орган. Отметим также, что проверить ее дважды нельзя и в том случае, когда об этом просит сам налогоплательщик.

Например, организация «Альфа» подала декларацию, в которой заявила НДС к возмещению. По итогам камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение об отказе в его возмещении. После этого организация встала на учет в другом налоговом органе и обратилась с просьбой заново рассмотреть вопрос о возмещении НДС по ранее поданной декларации.

Налоговый орган вправе ей отказать. Ведь решение о возмещении НДС может быть принято только после проведения камеральной проверки ( ст. 176 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности повторных камеральных проверок одной и той же декларации. С такой позицией соглашаются и суды ( Постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 N КА-А40/12492-08).

Однако налоговики могут во второй раз проверить один и тот же налоговый (отчетный) период, если вы подали по нему уточненную декларацию (расчет).

Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы (Письма Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267, УФНС России по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/[email protected]).

Видео (кликните для воспроизведения).

При подаче уточненной декларации (расчета) стоит учитывать, что камеральная проверка по ней может быть проведена в полном объеме. Налоговый орган вправе проверить все заявленные показатели, включая те, которые вы не корректировали. К такому выводу приходят суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2010 N А56-11954/2010, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 N Ф03-2599/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.08.2011 N ВАС-11050/11)). Обосновывается эта позиция ссылкой на ст. 88 НК РФ, которая не устанавливает ограничений относительно полноты камеральной проверки уточненных деклараций (расчетов).

Соответственно, когда налоговый орган получает от вас уточненную декларацию (расчет), у него появляется возможность выявить недоимку, не обнаруженную при проверке ранее поданной отчетности.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРОВЕДЕНИЕ

УГЛУБЛЕННОЙ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО

Углубленные камеральные проверки, которые включают не только автоматизированную сверку контрольных соотношений, но и проведение различных мероприятий налогового контроля, на практике налоговые органы проводят, например, в следующих случаях.

1. Если в ходе проверки контрольных соотношений налоговый орган выявил какие-либо противоречия, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами. Их выявление может послужить поводом для углубленной камеральной проверки, поскольку налоговики вправе затребовать от налогоплательщика пояснения по таким расхождениям (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, если речь идет о противоречиях, несоответствиях, указанных в п. 8.1 ст. 88 НК РФ и обнаруженных при подаче декларации по НДС, у налогового органа есть право на истребование документов, перечисленных в названной норме.

Истребование документов (сведений) в рамках камеральной проверки допускается только в некоторых случаях. Такой вывод можно сделать из анализа п. 7 ст. 88 НК РФ.

2. Если вы представили отчетность по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению, т.е. сумма предъявленных вычетов превышает общую сумму начисленного налога к уплате и полученная разница подлежит возврату (зачету). В такой ситуации налоговики наверняка истребуют у вас документы , подтверждающие ваше право на вычеты по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

3. Если организация (индивидуальный предприниматель) представила отчетность, в которой заявлены налоговые льготы. В этом случае налоговый орган вправе запросить у нее пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы, и (или) истребовать документы , подтверждающие право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

4. Если вы подали декларацию по налогу, связанному с использованием природных ресурсов. Налоговый орган вправе истребовать документы , являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов, на основании п. 9 ст. 88 НК РФ.

Читайте так же:  Как можно получить социальный налоговый вычет

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 449 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие: прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,

проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,

проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок, рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет, сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

— данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;

— проводится сверка контрольных соотношений, показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;

-проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;

-выявляются причины и основания для углубленной проверки;

— если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то проверка заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению, отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию. На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново. Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки, экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;

5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;

1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;

еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы камеральной проверки и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет.

Проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить проверки:

– две и более по одним и тем же налогам за один и тот же период;

– в отношении одного налогоплательщика более двух в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения проверки налогоплательщика.

Проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение проверки:

1) для истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При проведении такой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. В рамках повторной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Читайте так же:  Имущественный вычет долевая собственность проценты

Проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки: Сплошной и Выборочный. Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. При использовании выборочного метода проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды. Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Выездные проверки бывают:

• комплексные и тематические;

• плановые и внеплановые.

При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам. Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 125 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Повторная камеральная проверка

«Повторная» камеральная проверка

В действующем налоговом законодательстве РФ отсутствует такое понятие, как «повторная» камеральная проверка, что означает, невозможность проведения повторной проверки в отношении одной и той же отчетности. Но, сложившаяся судебная практика и разъяснения Министерства финансов России, представленные в письмах, говорят о том, что инспекция имеет право дважды проверить один и тот же период, но в рамках разных камеральных проверок.

Повторная камеральная налоговая проверка

Законодательство не предусматривает для налоговиков права проверять одну и ту же отчетность несколько раз. Если такое произошло, то решение ИФНС, принятое по результатам повторной «камералки», признается незаконным (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 № А66-594/2008).

Однако, проведение еще одной проверки за один и тот же налоговый или отчетный период не запрещается, если налогоплательщик представил уточненную отчетность. Но в этом случае, производится не повторная, а новая камеральная проверка полученной «уточненки». Налоговики по результатам проверки выносят решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881).

Проверка уточненных деклараций проводится в полном объеме, поскольку НК РФ не содержит никаких ограничений в части полноты камеральной проверки «уточненки». Налоговое законодательство не содержит ограничений и в части проверки уточненных отчетов, представленных налогоплательщиком по истечении 3-хлетнего срока. Право на проведение такой «камералки» подтверждает ФНС в своем письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979.

Действительно, исходя из положений НК РФ, получаем следующий вывод:

  • налогоплательщик, при обнаружении в поданной ранее декларации (расчете) ошибок, не занижающих сумму налога к уплате, или недостоверных сведений, имеет полное право внести исправления и подать в ИФНС «уточненку» (ст. 81 НК РФ);
  • налоговики не вправе отказать ему в принятии уточненной отчетности (ст. 80 НК РФ);
  • все декларации, подаваемые налогоплательщиком, должны в течение 3 месяцев пройти обязательную камеральную проверку по месту нахождения ИФНС (ст. 88 НК РФ);
  • при этом ограничений на проверяемый объем и период НК РФ не содержит, из чего следует, что «камералка» может проводиться и в отношении уточненной отчетности, полученной налоговиками по истечении трех лет.

Как видим, повторная налоговая проверка одной и той же декларации невозможна, а то, как часто проводятся камеральные налоговые проверки, зависит еще и от того, сколько «уточненки» подает налогоплательщик в инспекцию.

Можно ли налоговой проводить повторно камеральную проверку,

спустя два года после первой, перед возвратом переплаченных средств?

Здравствуйте! Формально повторные камеральные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же налоговый период не запрещены. Но, согласно ст. 88 НК, камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев после получения налоговой декларации.

В соответствии с МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2007 г. N 03-02-07/1-267

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о правомерности проведения повторной камеральной налоговой проверки и сообщается следующее.

Согласно п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Кодекс не содержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка».

Вместе с тем проведение камеральной налоговой проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый орган осуществляет проверку уточненной налоговой декларации, по результатам которой в соответствии со ст. 101 Кодекса может быть вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники

Повторная камеральная налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here