Повторное совершение налогового правонарушения

Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 108 НК РФ

Одно и то же нарушение может одновременно содержать как признаки налогового либо административного правонарушения, так и признаки преступления.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Правила п. 1 комментируемой ст. 108 НК РФ указывают, что основания, правила и порядок привлечения к налоговой ответственности предусмотрены только Налоговым кодексом РФ. Привлечение к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом об Административных Правонарушениях России, а к уголовной — УПК РФ, УК РФ.

Положения п. 2 ст. 108 НК РФ «никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения» устанавливают общие правила привлечения к ответственности. При этом необходимо выделить два основных момента:

недопущение повторного привлечения одного и того же лица к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения по соответствующим статьям НК РФ. К примеру, в Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О указано, что положения п. п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ (недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений) не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Иначе решается вопрос, если лицо привлекается к ответственности за совершение нескольких правонарушений, хотя и предусмотренных одной и той же статьей НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ штраф в размере 200 руб. взимается за каждый непредставленный документ (которые лицо обязано представлять в налоговый орган в установленные сроки); в данном случае отсутствует неповторность, поэтому правомерно привлечение к ответственности за каждое самостоятельное налоговое правонарушение (за каждый непредставленный документ);

недопущение привлечения одного и того же лица за совершение одного и того же правонарушения к налоговой и иной ответственности (административной или уголовной). К примеру, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 1488-О-О указано, что предусмотренная Налоговым кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. В Письме МНС России от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 также обращено внимание на то, что физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечено к налоговой и иной ответственности.

Пунктом 3 комментируемой ст. 108 НК РФ определено основание привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое состоит из двух составляющих:

по факту нарушения налоговым органом должно быть принято решение (ст. ст. 101, 101.4 НК РФ);

данное решение должно вступить в силу.

Особенности правил п. 4 комментируемой ст. 108 НК РФ состоят в следующем:

а) они действуют, когда налоговое правонарушение совершено организацией;

б) привлечение самой организации к ответственности за налоговое правонарушение (например, по ст. ст. 120, 122 НК РФ) не препятствует тому, чтобы ее руководитель, иные лица, выполняющие управленческие функции (как должностные лица) и виновные в совершении налогового правонарушения, были привлечены:

— к уголовной ответственности, если в их деяниях есть признаки какого-либо состава преступления, предусмотренного нормами Уголовного кодекса РФ;

— к административной ответственности, если их деяния образуют состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Применяя правила п. 5 комментируемой ст. 108 НК РФ, следует учесть, что факт привлечения лица к ответственности не освобождает это лицо от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся к уплате суммы налога (сбора) и пени. Более того, исходя из требований ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению и уплате по день фактической уплаты суммы недоимки.

Читайте так же:  Алименты с имущественного налогового вычета

Пунктом 6 ст. 108 НК РФ установлен ряд императивных правил:

а) виновность налогоплательщика должна быть доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке;

б) лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Иначе говоря, оно не должно представлять доказательства, приглашать свидетелей, очевидцев, заботиться о наличии алиби и т.п. Действует презумпция невиновности налогоплательщика, и, пока не доказано обратное, последний должен считаться невиновным. Абсолютно недопустимы действия не только налоговых органов, но и банков, иных организаций и лиц, исходящие из принципа виновности налогоплательщика и противоречащие указанной презумпции;

в) налоговые органы сами обязаны доказывать:

— обстоятельства, свидетельствующие о совершении правонарушения. Нельзя ставить вопрос о виновности налогоплательщика, пока не будет установлен факт совершения налогового правонарушения;

— виновность налогоплательщика в совершении правонарушения. Другими словами, налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 110 НК РФ);

г) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Если нет абсолютной уверенности (основанной на доказанных обстоятельствах и на том, что нарушены вполне конкретные нормы Налогового кодекса) в виновности лица, то всякого рода неясности (например, в содержании актов законодательства о налогах, текстах документов, показаниях свидетелей, заключениях экспертов и т.д.) должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика (иного лица). Нельзя также виновность последнего определять по аналогии, исходя из соображений целесообразности, ложно понятых приоритетов и т.д.;

д) лицу предоставлено право прибегать к помощи аудиторов, юристов, иных специалистов; если они ему укажут на допущенные ошибки, то считается, что лицо их обнаружило самостоятельно. Далее оно может исправить ошибки, допущенные:

— при учете объекта налогообложения (ст. ст. 83 — 85 НК РФ);

— при исчислении налога (ст. ст. 52 — 56 НК РФ);

— при уплате налога (ст. ст. 57, 58 НК РФ).

Если подобные исправления произведены, то нет оснований привлекать его к ответственности за совершение налогового правонарушения;

е) правила п. 6 комментируемой статьи распространяются не только на налогоплательщиков и налоговых агентов, но также и на иных лиц.

О невозможности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения в других случаях см. ст. ст. 109, 111, 113, 115 НК РФ.

Коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» для осуществления совместной инвестиционной деятельности вправе заключить договор инвестиционного товарищества. Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» ст. 108 НК РФ дополнена п. 7, определившим распределение ответственности между участниками договора инвестиционного товарищества:

за нарушения, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, ответственность несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета;

за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, ответственность несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

http://stnkrf.ru/108

Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового нарушения

Наряду с обстоятельствами, которые снижают размер применяемой к лицу налоговой санкции и таким образом смягчают применение налоговой ответственности, НК РФ предусматривает обстоятельства, которые эту ответственность отягощают, а размер налоговой санкции соответственно увеличивают. В соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового нарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Причем лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Размер штрафа в данном случае увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Закон не предусматривает возможности расширения перечня обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Одним из спорных вопросов применения п. 2 ст. 112 НК РФ является, прежде всего, вопрос о том, что понимать под аналогичным характером второго правонарушения, иначе говоря, что есть повторность в налоговом праве. Необходимо отметить, что аналогичность, или аналогия как таковая представляет собой сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

По мнению некоторых специалистов, «под аналогичными следует понимать совершение нового правонарушения, квалифицированного по одному и тому же пункту одной и той же статьи».

Повышенная ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотренная п. 2 ст. 112 НК РФ, призвана в первую очередь не допустить совершение именно аналогичного налогового правонарушения.

Однако, исходя из содержания п. 2 и п. 3 ст. 112 НК РФ, необходимо помнить, что повторным будет считаться только то правонарушение, которое совершено уже после понесенного наказания. Если имеет место одновременное или с незначительным промежутком во времени совершение правонарушений, квалифицируемых по одному и тому же пункту одной статьи, за первое из которых налогоплательщик не привлекался к налоговой ответственности, то, по нашему мнению, признак повторности отсутствует.

В любом случае, исходя из предусмотренной законодательством о налогах и сборах презумпции невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ), для установления данного признака налоговый орган обязан доказать факт привлечения налогоплательщика к ответственности за первое налоговое правонарушение.

Таким образом, правонарушение может быть признано совершенным повторно только при наличии следующих условий:

1) за первое нарушение лицо было привлечено к ответственности. Например, если по результатам проверки лицо не было своевременно привлечено к налоговой ответственности, или в привлечении к налоговой ответственности было отказано, то ранее выявленное правонарушение не учитывается для целей п. 2 ст. 112 НК РФ;

2) лицо совершило именно аналогичное налоговое правонарушение;

3) лицо совершило повторное налоговое правонарушение в течение 12 месяцев с момента применения санкции за аналогичное правонарушение (п. 3 ст. 112 НК РФ).

Читайте так же:  Вид земельного налога

Согласно п. 3 ст. 112 НК РФ 12 месяцев исчисляются с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Ст. 101 НК РФ предусматривает виды решений, которые выносятся по результатам налоговой проверки. Среди них решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Возникает вопрос о тождественности решения о применении налоговой санкции, о котором говорит п. 3 ст. 112 НК РФ, и решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. НК РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос.

У налогоплательщиков бытует мнение, что вынесение налоговым органом решения о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение недостаточно для применения п. 2 ст. 112 НК РФ, так как только вынесение решения судом может свидетельствовать о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Однако мнение судов на этот счет иное: «Сопоставление положений ст. 101, 113 и ст. 115 НК РФ свидетельствует о том, что к налоговой ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения привлекает налоговый орган, а суд проверяет законность решения о привлечении налогоплательщика к ответственности и взыскивает санкции в случае их неуплаты налогоплательщиком по требованию налогового органа при досудебном урегулировании спора» (постановление ФАС СЗО от 09.07.2001 г. № А42-7603/00-11-1422/01).

Следовательно, если имеется решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, а решение суда о взыскании штрафа не выносилось, то налогоплательщик считается ранее привлеченным к ответственности.

Штраф — представляет собой денежное взыскание, меру материального воздействия, которая применятся в случаях и порядке установленным законодательными актами.

Также необходимо учитывать, что для целей применения п. 2 ст. 112 НК РФ повторное налоговое правонарушение должно быть совершено одним и тем же лицом.

Например, в силу ст. 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Однако данный факт не означает, что правопреемник совершал правонарушение, поскольку оно было допущено другим юридическим лицом. Следовательно, правонарушение, совершенное организацией до преобразования в иную организационно-правовую форму, не может признаваться повторным по отношению к нарушениям, допущенным до преобразования.

В соответствии со ст. 112 НК РФ только суд имеет право оценивать то или иное обстоятельство, как смягчающее или отягчающее ответственность налогоплательщика.

http://3ys.ru/rezultaty-nalogovykh-proverok-zashchita-interesov-storon-nalogovykh-otnoshenij/obstoyatelstva-otyagchayushchie-otvetstvennost-za-sovershenie-nalogovogo-narusheniya.html

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (ст.ст. 106 — 136)

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

ГАРАНТ:

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций. Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 настоящего Кодекса в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной настоящим Кодексом

http://base.garant.ru/10900200/6933598d58aa1a8b66e9fb2c6ffacbe9/

Энциклопедия решений. Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Законодательством устанавливается только одно обстоятельство, отягчающее ответственность, — повторное совершение аналогичного налогового правонарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ).

При наличии такого обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ, письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-01-11/12773).

НК РФ не разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением.

Исходя из арбитражной практики, аналогичность определяется не только с учетом статьи НК РФ, предусматривающей налоговую ответственность, но и исходя из аналогичности действий, образующих объективную сторону налоговых правонарушений и указанных в конкретных статьях НК РФ, предусматривающих ответственность за их совершение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2010 по делу N А33-10481/2009).

То есть под аналогичным налоговым правонарушением следует понимать правонарушение, предусмотренное не только той же статьей НК РФ, но и тем же пунктом статьи, что и правонарушение, за которое лицо привлекается к увеличенной на 100% ответственности.

Однако основанием увеличения штрафных санкций в связи с наличием отягчающих ответственность обстоятельств является совершение налогоплательщиком аналогичного правонарушения повторно. При этом повторным будет считаться правонарушение, совершенное в течение периода, равного 12 месяцев, исчисляемого с момента вступления в силу решения суда или налогового органа по первоначальному нарушению до даты совершения повторного правонарушения (п. 3 ст. 112 НК РФ; постановление ФАС Московского округа от 27.07.2012 N Ф05-8190/12).

За пределами этого срока (до или после принятого решения) основания для увеличения штрафных санкций отсутствуют (постановление Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 15557/07, постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2011 N Ф09-6007/11).

При этом ответственность, предусмотренная за повторное нарушение, связана с самим фактом совершения такого нарушения в пределах указанного срока, а не со сроком принятия последующего решения налоговым органом, т.е. имеет значение дата совершения повторного правонарушения, а не дата привлечения к ответственности за него (постановления Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 1400/10, ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-3445/08-С3, п. 14 «Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Пример

Например, первоначально организация привлекалась к ответственности за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2015 года решением налогового органа от 15.01.2016, вступившим в силу 11.02.2016.

Декларация по транспортному налогу за 2015 представлена в налоговый орган 08.02.2016, в то время как срок ее представления — 01.02.2016.

Следовательно, нарушение срока представления декларации по транспортному налогу образует повторность факта совершения правонарушения, что повлечет за собой увеличение штрафных санкций в два раза.

Факт неуплаты штрафных санкций нарушителем либо непринятие налоговым органом мер принудительного взыскания штрафа не исключают признания факта повторности совершения налогоплательщиком аналогичного неправомерного действия (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3003/12).

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за дорогостоящее лечение

Не являются повторными:

— несколько аналогичных правонарушений, совершенных одновременно (в течение одного дня) (постановление Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 15557/07). Такой признак образует лишь повторность факта совершения лицом правонарушения (постановления Девятого ААС от 26.04.2012 N 09АП-7514/12, Тринадцатого ААС от 22.08.2012 N 13АП-12193/12);

— если более раннее правонарушение обнаружено контролирующим органом позднее второго (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08).

Таким образом, на момент совершения нового правонарушения в отношении лица уже должно быть принято и вступить в силу решение налогового органа или суда о привлечении его к ответственности за прежнее аналогичное нарушение (постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08, ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2010 N Ф07-1387/2010).

В ином случае правовых оснований для взыскания с налогоплательщика сумм налоговых санкций, увеличенных на 100 процентов, у налогового органа не имеется (постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 1400/10).

Указанная позиция ВАС РФ включена ФНС России в Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, принятым за период с 2010 года по первое полугодие 2011 года включительно, который направлен территориальным налоговым органам для использования в работе (п. 52 письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/[email protected]).

http://base.garant.ru/58076590/

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.11 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Отсутствие события налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа

Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет

Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта

Истечение сроков давности привлечения к ответственности

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.

Видео (кликните для воспроизведения).

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.

Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на налоговый учет при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе

10% от доходов, полученных в течении указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на налоговый учет в налоговом органе более трех месяцев

20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб.

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке

Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока

30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Те же деяния, если они повлекли за собой занижение налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

20% от неуплаченных сумм налога

Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122, совершенные умышленно

40% от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа

Читайте так же:  Наличие задолженности по земельному налогу

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо _ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо Должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового нарушения

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес

Виды налоговых нарушений банком и размеры установленных в соответствии с НК РФ штрафов за их совершение

Виды налоговых правонарушений

Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщиком

Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налогового платежа

Пеня в размере ,/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов

Штраф 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 000 рублей

Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налогового авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

Пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа

30% от непоступившей в результате таких действий суммы

Непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщика в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения

http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page25.html

За повторное совершение налогового правонарушения санкции будут строже

Согласно п. 2 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В соответствии с п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Указанной нормой определен срок, в течение которого лицо считается подвергнутым соответствующей налоговой санкции.

Согласно п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При этом, в силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исходя из данных норм, повторность налогового правонарушения имеет место при выполнении следующих условий:

— налогоплательщиком вновь совершено налоговое правонарушение после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение;

— с момента вступления в силу ранее вынесенного решения не истекли 12 месяцев;

— не истек срок давности привлечения к ответственности.

Положения п. 4 ст. 114 НК РФ распространяются на нормы, устанавливающие ответственность за любые нарушения, предусмотренные главами 16 и 18 Кодекса.

Кроме того, п. 2 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством это лицо должно сообщить налоговому органу. Данной нормой определено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут наказание в виде штрафа в 4 раза больше, чем за то же деяние, совершенное впервые.

При этом, по смыслу указанной нормы, повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения. В данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два и более раз в течение календарного года, она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение.

Таким образом, применительно к данному правонарушению, основания применения более жестких санкций зависят от того, каким образом устанавливается повторность деяния: п. 4 ст. 114 НК РФ или конкретно п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Обращаем внимание, что установление факта повторности совершения налогового правонарушения не препятствует установлению также и смягчающих ответственность обстоятельств, и, соответственно, снижению налоговых санкций в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 114 НК РФ.

http://nalogkodeks.ru/za-povtornoe-sovershenie-nalogovogo-pravonarusheniya-sankcii-budut-strozhe/

Обращаем внимание, что за повторное совершение налогового правонарушения санкции будут строже

Согласно п. 2 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В соответствии с п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Указанной нормой определен срок, в течение которого лицо считается подвергнутым соответствующей налоговой санкции.

Согласно п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Читайте так же:  Куда обращаться для возврата госпошлины

При этом, в силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исходя из данных норм, повторность налогового правонарушения имеет место при выполнении следующих условий:

— налогоплательщиком вновь совершено налоговое правонарушение после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение;

— с момента вступления в силу ранее вынесенного решения не истекли 12 месяцев;

— не истек срок давности привлечения к ответственности.

Положения п. 4 ст. 114 НК РФ распространяются на нормы, устанавливающие ответственность за любые нарушения, предусмотренные главами 16 и 18 Кодекса.

Кроме того, п. 2 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством это лицо должно сообщить налоговому органу. Данной нормой определено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут наказание в виде штрафа в 4 раза больше, чем за то же деяние, совершенное впервые.

При этом, по смыслу указанной нормы, повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения. В данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два и более раз в течение календарного года, она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение.

Таким образом, применительно к данному правонарушению, основания применения более жестких санкций зависят от того, каким образом устанавливается повторность деяния: п. 4 ст. 114 НК РФ или конкретно п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Обращаем внимание, что установление факта повторности совершения налогового правонарушения не препятствует установлению также и смягчающих ответственность обстоятельств, и, соответственно, снижению налоговых санкций в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 114 НК РФ.

http://www.audit-it.ru/nalognews/reg134/837273.html

Снижаем штраф за повторный налоговый проступок

Как практически любая иная отрасль права, налоговое законодательство предусматривает более строгое наказание для так называемых нарушителей-рецидивистов. Так, за совершение повторного налогового правонарушения инспекторы вправе в два раза увеличить штраф. Вместе с тем арбитражная практика показывает, что слишком уж поспешно они принимают подобные решения.

На основании пункта 2 статьи 112 Налогового кодекса обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичный «проступок». «Черная метка» достанется тому хозяйствующему субъекту, которому повторно предъявляются претензии в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу предыдущего «штрафного» решения суда или ИФНС.

При столь удручающем стечении обстоятельств размер санкций увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК). Проанализируем особенности применения «усугубляющих» положений Кодекса на практике.

О важности даты

Для начала отметим, что налоговики вправе «усилить» сумму штрафа только в том случае, если по их «близнецам-предшественникам» уже имеется вступившая в силу резолюция. Именно с этого момента начинается отсчет 12-месячного срока. Например, корреспондентские счета открыты юрлицу в банке в один день. Факт непредставления в установленный Кодексом срок сведений об открытии указанных счетов выявлен инспекцией также в один день и зафиксирован в актах, датированных одним числом. При названных обстоятельствах основания для увеличения штрафов отсутствуют. На этом акцентирует внимание Президиум ВАС в постановлении от 1 апреля 2008 года № 15557/07.

Впрочем, соблюдение временных рамок при выявлении нарушений еще не гарантирует освобождение от «удвоенных» претензий фискалов. Дело в том, что ведомые желанием наполнить бюджет ревизоры частенько забывают о хронологии событий.

Так, некая фирма из Томской области в полной мере ощутила на себе подобный подход «местной» ИФНС. Как обычно, все началось с выездной проверки деятельности юрлица за 2002 год, итогом которой стал внушительный штраф за неуплату налога.

Учитывая вышеизложенное, Президиум ВАС пришел к выводу, что основания для взыскания сумм налоговых санкций в «увеличенном» размере попросту отсутствовали (постановление от 9 декабря 2008 г. № 9141/08). Примечательно, что подобное умозаключение отнюдь не особое мнение, а своего рода свидетельство устойчивой тенденции в арбитражной практике. Наиболее яркие примеры «гуманного» подхода служителей Фемиды: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 декабря 2007 года № А58-215/07-Ф02-9553/07; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 августа 2008 года № Ф08-4562/2008 по делу № А32-7663/2007-56/154-2008-56/27.

Плюс на минус дает плюс

Если отягчающее обстоятельство играет роль кнута, то в качестве пряника выступают его смягчающие «собратья». Как известно, их перечень является открытым. Об этом говорится в пункте 1 статьи 112 Кодекса. При наличии хотя бы одного из них размер штрафа уменьшается минимум в два раза. Но как быть в ситуации, когда одновременно выявлены «положительные» и «отрицательные» моменты?

Напомним, что в статье 114 Кодекса отсутствуют четкие предписания о порядке назначения наказания при одновременном наличии смягчающих и отягчающих налоговую ответственность обстоятельств. А посему их одновременное наличие, по мнению судей, ничуть не препятствует снижению размера взыскиваемого штрафа (постановления ФАС Уральского округа от 15 января 2009 г. № Ф09-10031/08-С3 по делу № А07-2659/06 и от 9 июня 2008 г. № Ф09-4133/08-С3 по делу № А76-25418/07).

Напоследок отметим, что максимальный лимит уменьшения размера штрафа Кодексом не предусмотрен. Следовательно, налоговые санкции могут быть весьма существенно снижены даже при одновременном наличии как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств. Именно такой вывод следует из содержания постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 7 мая 2008 года № Ф08-2408/2008 по делу № А32-18101/2007-14/460.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/185963.html

Повторное совершение налогового правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here