Правила осуществления экспортно импортного валютного контроля

Об основных изменениях требований валютного законодательства, вступающих в силу с 01 июля 2019 года

Уважаемый клиент!

АО «Tengri Bank» сообщает, что с 1 июля 2019 года вводятся в действие:

  • Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2 июля 2018г. № 167-VI (далее — Закон);
  • Правила экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан от 30.03.2019г. № 42;
  • Правила осуществления валютных операций в Республике Казахстан от 30.03.2019 № 40;
  • Правила мониторинга валютных операций в Республике Казахстан от 10.04.2019г. № 64.

Указанными нормативно правовыми актами Республики Казахстан устанавливаются требования к клиентам, осуществляющим валютные операции в следующем порядке:

— Касательно изменения резидентства филиалов иностранных организаций.

Согласно Закону, резидентами Республики Казахстан в сфере валютного регулирования и валютного контроля признаются филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций, которые являются постоянными учреждениями таких иностранных нефинансовых организаций в РК в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Исключением является, когда филиалам (представительствам) иностранных организаций, статус нерезидента по валютному законодательству присваивается условиями соглашений, заключенным правительством Республики Казахстан с иностранными организациями и вступившими в силу до введения в действие Закона.

Список валютных нерезидентов утвержден Постановлением Правительства от 11 апреля 2019 №179. Перечень включает в себя 25 филиалов и представительств иностранных организаций. Данное постановление также вводится в действие с 01/07/19.

— Касательно получения резидентами учетных номеров для валютных договоров/контрактов.

Учетный номер валютному договору/контракту присваивается уполномоченным банком в следующих случаях:

  • если сумма такого договора превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте;
  • если в валютном договоре по экспорту или импорту на дату его заключения не указана сумма договора, то такой договор рассматривается как договор, подлежащий учетной регистрации;
  • если условиями валютного договора предусмотрен экспорт или импорт товаров работ, услуг, приобретение интеллектуальной собственности, имущества в аренду.

Экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Учетная регистрация осуществляется:

  • в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в уполномоченном банке (его филиале);
  • в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счетов, открытых как в уполномоченном банке (его филиале), так и в иностранном банке;
  • в территориальном филиале Национального Банка по месту постоянного проживания или нахождения экспортера, или импортера – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в иностранном банке, указанного в подпункте 1) пункта 3 статьи 9 Закона.

Для получения учетного номера экспортер или импортер представляет в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка:

  • заявление о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по установленной форме;
  • оригинал или копию валютного договора по экспорту или импорту. Если валютный договор по экспорту или импорту заключен на иностранном языке, то представляется его перевод на казахский или русский язык.

Форма Заявления на присвоение учетного номера контракту дополнена уточняющей редакцией о наличии ответственности экспортера/импортера:

  • административной и уголовной — за невыполнение требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты;
  • административной ответственности за нарушение порядка получения учетного номера по валютному договору по экспорту или импорту и представления по нему информации, документов и отчетов.

Уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка Республики Казахстан отказывает в получении учетного номера в следующих случаях:

  • наличие в валютном договоре по экспорту или импорту условий, противоречащих требованиям валютного законодательства Республики Казахстан;
  • несоответствие подписи экспортера или импортера в заявлении о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 1 к Правилам образцу подписи в документе с образцами подписей;
  • в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

— Касательно порядка покупки иностранной валюты резидентами/нерезидентами:

Покупка и (или) продажа безналичной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан осуществляется на основании заявки на покупку или продажу безналичной иностранной валюты, в которой должна быть указана цель покупки.

Юридические лица-резиденты вправе приобрести на цели, не связанные с исполнением обязательств по договору (перевод иностранной валюты на собственные счета в иностранных банках, безвозмездные переводы денег в иностранной валюте, а также размещение иностранной валюты на счета в уполномоченных банках), в одном уполномоченном банке в один операционный день, безналичную иностранную валюту за национальную валюту в сумме, не превышающей 100 000 (ста тысяч) долларов США в эквиваленте.

В случае покупки иностранной валюты для цели осуществления внутрикорпоративного перевода денег (взаиморасчеты с нерезидентами, материнской компанией), к заявке на покупку валюты должен быть приложен документ, подтверждающий, что данный перевод денег является внутрикорпоративным (положение о филиале/представительстве).

При условии указания в заявке на покупку валюты суммы, превышающей эквивалент 100 000 (сто тысяч) долларов США, в заявке должна быть указана цель покупки и приложен валютный договор, во исполнение обязательств по которому покупается безналичная иностранная валюта. Если на валютный договор распространяется требование получения учетного номера, то в Банк должна быть представлена копия валютного договора с отметкой о присвоении учетного номера, или копией регистрационного свидетельства, или копией свидетельства об уведомлении.

Сумма покупки иностранной валюты, указанная в заявке юридическим лицом, с учетом общей суммы предыдущих покупок безналичной иностранной валюты по такому валютному договору не должна превышать сумму валютного договора.

Использование иностранной валюты на иные цели, чем указанные в заявке на покупку иностранной валюты разрешается при условии предоставления юридическим лицом дополнительной заявки к ранее оформленной заявке, согласно которой приобретена безналичная иностранная валюта, с приложением копии другого валютного договора, во исполнение обязательств по которому будет использована ранее приобретенная безналичная иностранная валюта.

Читайте так же:  Заявление освобождение от уплаты госпошлины образец

Для обращения к законодательным, нормативным правовым документам пожалуйста используйте официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан: https://nationalbank.kz

При наличии вопросов применения новых требований валютного законодательства, пожалуйста направляйте Ваши вопросы на электронную почту менеджера, обслуживающего Ваш счет, либо валютного контролера для предоставления ответа.

Телефон для справок по вопросам применения новых норм валютного законодательства, вступающим в силу с 01 июля 2019 года: 8 (727) 244 34 36.

Утверждены Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля

Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 42 утверждены Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан

Постановление вводится в действие с 01.07.2019 и принято в соответствии с законами Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» и от 2 июля 2018 года «О валютном регулировании и валютном контроле».

Экспортно-импортный валютный контроль — это комплекс мер, осуществляемых Национальным Банком Республики Казахстан (далее — Национальный Банк), другими государственными органами в рамках их компетенции и уполномоченными банками в целях контроля выполнения экспортерами или импортерами требования репатриации иностранной и (или) национальной валюты по экспорту или импорту (далее — требование репатриации).

Правила включают порядок:

получения учетных номеров по валютным договорам по экспорту или импорту;

контроля выполнения требования репатриации по валютным договорам по экспорту или импорту;

мониторинга движения денег и иного исполнения обязательств по валютным договорам по экспорту или импорту;

снятия с учетной регистрации валютных договоров по экспорту или импорту.

Документами валютного контроля являются информация и (или) документы, поступающие на бумажном носителе или электронным способом при осуществлении контроля выполнения требования репатриации, в том числе акты выполненных работ, акты оказанных услуг, счета-фактуры, инвойсы за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, декларации на товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, имеющие подтверждение об уплате косвенных налогов или освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и (или) акцизов (далее — заявление о ввозе товаров), уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты), выписка о движении денег по счету, открытому в иностранном банке, акты сверок в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту.

Валютный договор по экспорту или импорту подлежит учетной регистрации, если сумма такого договора превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки (далее — США) в эквиваленте.

Если в валютном договоре по экспорту или импорту на дату его заключения не указана сумма договора, то такой договор рассматривается как договор, подлежащий учетной регистрации.

Если валютный договор по экспорту или импорту выражен в валюте, отличной от доллара США, и в таком договоре отсутствует указание на обменный курс по отношению к доллару США, для определения эквивалента суммы валютного договора по экспорту или импорту в долларах США пересчет осуществляется с использованием рыночного курса обмена валют на дату подписания такого договора (в случае ее отсутствия — на дату вступления договора в силу).

Экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон.

Если первым исполнение обязательств по валютному договору по экспорту или импорту начинает его участник-нерезидент, и такое исполнение связано с передачей имущества (поступлением денег) в пользу резидента-экспортера или импортера, то такой резидент обращается за учетной регистрацией до получения имущества (денег) в свое распоряжение.

Экспортер или импортер, принявший право требования к нерезиденту либо принявший долг перед нерезидентом в результате уступки требования или перевода долга, обращается за учетной регистрацией не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня принятия такого права требования или долга, но до начала исполнения обязательств по уступленному требованию (переведенному долгу) любой из его сторон.

Если срок репатриации определен экспортером или импортером как срок, превышающий 360 (триста шестьдесят) дней (изначально либо в результате изменений валютного договора), уполномоченный банк (его филиал) осуществляет анализ условий валютного договора по экспорту или импорту в соответствии с правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о ПОДФТ).

Срок репатриации — рассчитываемый экспортером или импортером, исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту, период времени между:

датой экспорта и датой поступления валюты в оплату экспорта;

датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой возврата неиспользованного авансового платежа по импорту в случае неисполнения и (или) неполного исполнения обязательств нерезидентом;

датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой импорта в случае отсутствия в валютном договоре по импорту сроков возврата неиспользованного авансового платежа.

Датой экспорта или импорта товаров, работ, услуг является:

1) при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — Союз) — дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары, подтверждающей помещение товара под таможенную процедуру, учитываемую в таможенной статистике внешней торговли в качестве экспорта или импорта;

2) при перемещении товаров внутри таможенной территории Союза:

для импорта — дата принятия на учет товара, указанная в заявлении о ввозе товаров;

для экспорта — дата счета-фактуры, указанная в заявлении о ввозе товаров;

3) в случаях, не указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта:

дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары, подтверждающей помещение товара под таможенную процедуру, учитываемую в таможенной статистике взаимной торговли в качестве экспорта или импорта -если оформляется декларация на товары;

дата подписания (принятия) документов, подтверждающих передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг;

дата выставления счета-фактуры, инвойса за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

дата начала исполнения обязательств в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту, не предусматривающего подписание (принятие) документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, и выставление счета-фактуры, инвойса за фактически выполненные работы, оказанные услуги.

Перемещением товаров через границу Республики Казахстан для экспорта или импорта является перемещение:

1) товаров с территории (на территорию) Республики Казахстан на территорию (с территории) другого государства-члена Союза;

2) через таможенную границу Союза товаров, помещенных под одну из таможенных процедур, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли Республики Казахстан в качестве экспорта или импорта.

Читайте так же:  Дата уплаты земельного налога

Если установленный Правилами срок истекает в нерабочий день, то датой окончания срока представления информации (отчетов, сведений) и (или) документов считается следующий за ним рабочий день.

Датой представления информации и (или) документов на бумажном носителе считается дата получения информации и (или) документов адресатом или дата ее отправления на почтовом штемпеле.

При переходе на обслуживание в другой банк валютному договору по экспорту или импорту новый учетный номер не присваивается.

Уполномоченный банк (его филиал) осуществляет мониторинг платежей и (или) переводов денег, осуществляемых в рамках валютных договоров по экспорту или импорту, заключенных на сумму от 10 000 (десяти тысяч) до 50 000 (пятидесяти тысяч) долларов США (включительно) в эквиваленте.

Если по таким валютным договорам по экспорту или импорту общая сумма денег, полученных экспортером или отправленных импортером, в отчетном месяце превысила 100 000 (сто тысяч) долларов США в эквиваленте, уполномоченный банк до 15 (пятнадцатого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Национальный Банк информацию об осуществленных платежах и (или) переводах денег по экспорту или импорту на сумму, превышающую 100 000 (сто тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки в эквиваленте.

При проведении платежей и (или) переводов денег через счет в иностранном банке по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером экспортер или импортер до 20 (двадцатого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка, являющийся банком учетной регистрации:

1) информацию об исполнении обязательств по валютным договорам по экспорту или импорту через счет в иностранном банке по форме согласно приложению 15 к Правилам;

2) выписки по счету в иностранном банке.

Сверка информации между территориальными филиалами Национального Банка и территориальными подразделениями органа государственных доходов по валютным договорам по экспорту или импорту осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия уполномоченного органа и Национального Банка Республики Казахстан, принятым согласно пункту 9 статьи 22 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».

Учет экспортных/импортных операций: в чем чаще всего ошибаются бухгалтеры

Я постоянно консультирую коллег — бухгалтеров сторонних организаций по вопросам отражения экспортно/импортных операций на счетах учета. Решила упорядочить свой опыт и собрать в этой статье те вопросы, которые наиболее часто задают бухгалтеры и дать на них ответы. Читайте, возможно, эта информация принесет пользу для вас в вашей работе.

Какие валютные операции могут проводить хозяйствующие субъекты?

Валютными операциями являются приобретение резидентом у резидента или нерезидента, приобретение нерезидентом у резидента, отчуждение резидентом в пользу резидента или нерезидента, отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа (ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Российские организации могут проводить валютные операции, разрешенные действующим валютным законодательством, в том числе приобретать и продавать иностранную валюту, получать валютную выручку от продажи товаров (работ, услуг), приобретать товары (работы услуги) с расчетами в валюте при условии, если поставщик нерезидент, получать займы (кредиты) в иностранной валюте.

Для осуществления валютных операций организациям необходимо выполнять ряд требований:

  • проводить операции через банковские счета уполномоченных банков, либо через счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
  • предоставлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции;
  • при расчетах с нерезидентами проводить репатриации валютной выручки.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Кто контролирует валютные операции?

Как учитывать экспортные/импортные операции на счетах бухгалтерского и налогового учета?

Как вы знаете, экспорт товара облагается НДС по ставке 0%, что должно быть отражено в учете экспортных операций вашей организации. Чтобы подтвердить право применения «нулевой» ставки НДС необходимо в ИФНС предоставить копии договора поставки и таможенной декларации. Срок подтверждения ставки 0% составляет 180 дней со дня разрешенного выпуска товаров, указанного в таможенной декларации. Если срок истек, а документы в срок не предоставлены, то необходимо начислить НДС и сдать уточненную декларацию по НДС за квартал, в котором произошла отгрузка.

Импортные операции по ввозу товаров на территорию РФ признаются объектом обложения НДС. В данном случае налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Уплатить НДС необходимо в срок с момента регистрации таможенной декларации и до момента выпуска товаров таможенным органом.

Сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров на территорию РФ после принятия их к учету, принимается к вычету, но при условии наличия первичных документов и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Экспорт

Импорт

Выручка от продажи товаров признается на дату перехода права собственности от организации к покупателю и отражается проводкой

Дт 62 Кт 90.1

стоимость проданных товаров учитывается в себестоимости продаж

Видео (кликните для воспроизведения).

Дт 90.2 Кт 41

таможенный сбор учитывается в составе прочих расходов

Читайте так же:  Финансовый контроль характеризует

Дт 91.2 Кт 60 (76)

Приобретение товаров принимается к учету по фактической себестоимости.

Дт 41 Кт 60

уплата НДС отражается

Дт 76 Кт 51

на основании таможенной декларации отражен НДС, уплаченный при ввозе

Дт 19 Кт 76

произведены расчеты с поставщиком

Дт 60 Кт 52

Курсовые разницы, возникающие на дату осуществления расчетов отражаются в составе прочих доходов или расходов в корреспонденции со счетом 52

Какими документами в программе 1С отражать данные операции?

Экспорт

1. Документ «Реализация товаров» со ставкой НДС 0% , сумма всего по документу должна равняться сумме по ГТД строки 22;

2. На основании «Реализации товаров» создаётся документ «Таможенная декларация (экспорт)», в которой указывается код операции по НДС, вид транспорта, сопроводительный документ;

3. Таможенный сбор списывается документом «Бухгалтерская справка».

Импорт

1. Документ «Поступление товара», в котором сумма всего по документы должна равняться сумме по ГТД строки 22;

2. На основании «Поступления товара» создается документ «Таможенная декларация (импорт)», в которой отражается суммы таможенного сбора, таможенной пошлины, таможенный НДС и таможенная стоимость. Обратите внимание, что в таможенную стоимость могут быть включены транспортные расходы до границы согласно условиям поставки по Инкотермс 2010

В случае, если импортируются товары из государств — членов ЕАЭС на основании документа «Поступление товара» создается документ «Заявление о ввозе товаров»

Как место оказания услуги влияет на исчисление налогов?

При импорте, экспорте работ (услуг) необходимо понимать, что является местом оказания услуг согласно статьи 148 НК РФ. Является ли территория РФ местом реализации услуг для целей исчисления НДС?

Если местом оказания услуги считается Российская Федерация, то организация является налоговым агентом по НДС, обязанностью которой является необходимость уплаты НДС за «своего» контрагента — нерезидента в ИФНС, где стоит на учета сама организация. К таким услугам, например, относится оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг.

Обратите внимание также на то, что при перечислении поставщику услуг денежных средств необходимо руководствоваться положениями п. 1 и п.п 4 п. 2 ст. 310 НК РФ, а именно: налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ НК.

К таким доходам относятся доходы иностранной организации, полученные от источников в РФ. Например, при выплате дохода от продажи доли в уставном капитале российской организации, более 50% активов которой состоит из находящегося на территории РФ недвижимого имущества или процентный доход, выплаченный российской организацией по договору займа иностранной организации или доходы от международной перевозки, при этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Исключение составляют случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ при условии предоставления иностранной организацией подтверждений налоговому агенту т.е. сертификат резидентства, предусмотренного в п. 1 ст. 312 НК РФ.

Форму налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных согласно положений ст. 285, п. 3, 4 ст. 289, п. 4 ст. 310 НК РФ необходимо представить в налоговый по итогам отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;- по итогам года — не позднее 28 марта следующего года.

С моей точки зрения, если вы как бухгалтер примените данные советы и разъяснения, то проблем в учете экспортных/импортных операций у вас возникнуть не должно.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Правовое регулирование валютных операций

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Утверждены Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля

Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 42 утверждены Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан

Постановление вводится в действие с 01.07.2019 и принято в соответствии с законами Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» и от 2 июля 2018 года «О валютном регулировании и валютном контроле».

Экспортно-импортный валютный контроль — это комплекс мер, осуществляемых Национальным Банком Республики Казахстан (далее — Национальный Банк), другими государственными органами в рамках их компетенции и уполномоченными банками в целях контроля выполнения экспортерами или импортерами требования репатриации иностранной и (или) национальной валюты по экспорту или импорту (далее — требование репатриации).

Правила включают порядок:

получения учетных номеров по валютным договорам по экспорту или импорту;

контроля выполнения требования репатриации по валютным договорам по экспорту или импорту;

мониторинга движения денег и иного исполнения обязательств по валютным договорам по экспорту или импорту;

снятия с учетной регистрации валютных договоров по экспорту или импорту.

Документами валютного контроля являются информация и (или) документы, поступающие на бумажном носителе или электронным способом при осуществлении контроля выполнения требования репатриации, в том числе акты выполненных работ, акты оказанных услуг, счета-фактуры, инвойсы за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, декларации на товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, имеющие подтверждение об уплате косвенных налогов или освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и (или) акцизов (далее — заявление о ввозе товаров), уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты), выписка о движении денег по счету, открытому в иностранном банке, акты сверок в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту.

Валютный договор по экспорту или импорту подлежит учетной регистрации, если сумма такого договора превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки (далее — США) в эквиваленте.

Если в валютном договоре по экспорту или импорту на дату его заключения не указана сумма договора, то такой договор рассматривается как договор, подлежащий учетной регистрации.

Читайте так же:  Ип прекратил деятельность отчетность

Если валютный договор по экспорту или импорту выражен в валюте, отличной от доллара США, и в таком договоре отсутствует указание на обменный курс по отношению к доллару США, для определения эквивалента суммы валютного договора по экспорту или импорту в долларах США пересчет осуществляется с использованием рыночного курса обмена валют на дату подписания такого договора (в случае ее отсутствия — на дату вступления договора в силу).

Экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон.

Если первым исполнение обязательств по валютному договору по экспорту или импорту начинает его участник-нерезидент, и такое исполнение связано с передачей имущества (поступлением денег) в пользу резидента-экспортера или импортера, то такой резидент обращается за учетной регистрацией до получения имущества (денег) в свое распоряжение.

Экспортер или импортер, принявший право требования к нерезиденту либо принявший долг перед нерезидентом в результате уступки требования или перевода долга, обращается за учетной регистрацией не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня принятия такого права требования или долга, но до начала исполнения обязательств по уступленному требованию (переведенному долгу) любой из его сторон.

Если срок репатриации определен экспортером или импортером как срок, превышающий 360 (триста шестьдесят) дней (изначально либо в результате изменений валютного договора), уполномоченный банк (его филиал) осуществляет анализ условий валютного договора по экспорту или импорту в соответствии с правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о ПОДФТ).

Срок репатриации — рассчитываемый экспортером или импортером, исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту, период времени между:

датой экспорта и датой поступления валюты в оплату экспорта;

датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой возврата неиспользованного авансового платежа по импорту в случае неисполнения и (или) неполного исполнения обязательств нерезидентом;

датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой импорта в случае отсутствия в валютном договоре по импорту сроков возврата неиспользованного авансового платежа.

Датой экспорта или импорта товаров, работ, услуг является:

1) при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — Союз) — дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары, подтверждающей помещение товара под таможенную процедуру, учитываемую в таможенной статистике внешней торговли в качестве экспорта или импорта;

2) при перемещении товаров внутри таможенной территории Союза:

для импорта — дата принятия на учет товара, указанная в заявлении о ввозе товаров;

для экспорта — дата счета-фактуры, указанная в заявлении о ввозе товаров;

3) в случаях, не указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта:

дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары, подтверждающей помещение товара под таможенную процедуру, учитываемую в таможенной статистике взаимной торговли в качестве экспорта или импорта -если оформляется декларация на товары;

дата подписания (принятия) документов, подтверждающих передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг;

дата выставления счета-фактуры, инвойса за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

дата начала исполнения обязательств в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту, не предусматривающего подписание (принятие) документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, и выставление счета-фактуры, инвойса за фактически выполненные работы, оказанные услуги.

Перемещением товаров через границу Республики Казахстан для экспорта или импорта является перемещение:

1) товаров с территории (на территорию) Республики Казахстан на территорию (с территории) другого государства-члена Союза;

2) через таможенную границу Союза товаров, помещенных под одну из таможенных процедур, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли Республики Казахстан в качестве экспорта или импорта.

Если установленный Правилами срок истекает в нерабочий день, то датой окончания срока представления информации (отчетов, сведений) и (или) документов считается следующий за ним рабочий день.

Датой представления информации и (или) документов на бумажном носителе считается дата получения информации и (или) документов адресатом или дата ее отправления на почтовом штемпеле.

При переходе на обслуживание в другой банк валютному договору по экспорту или импорту новый учетный номер не присваивается.

Уполномоченный банк (его филиал) осуществляет мониторинг платежей и (или) переводов денег, осуществляемых в рамках валютных договоров по экспорту или импорту, заключенных на сумму от 10 000 (десяти тысяч) до 50 000 (пятидесяти тысяч) долларов США (включительно) в эквиваленте.

Если по таким валютным договорам по экспорту или импорту общая сумма денег, полученных экспортером или отправленных импортером, в отчетном месяце превысила 100 000 (сто тысяч) долларов США в эквиваленте, уполномоченный банк до 15 (пятнадцатого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Национальный Банк информацию об осуществленных платежах и (или) переводах денег по экспорту или импорту на сумму, превышающую 100 000 (сто тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки в эквиваленте.

При проведении платежей и (или) переводов денег через счет в иностранном банке по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером экспортер или импортер до 20 (двадцатого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка, являющийся банком учетной регистрации:

1) информацию об исполнении обязательств по валютным договорам по экспорту или импорту через счет в иностранном банке по форме согласно приложению 15 к Правилам;

2) выписки по счету в иностранном банке.

Сверка информации между территориальными филиалами Национального Банка и территориальными подразделениями органа государственных доходов по валютным договорам по экспорту или импорту осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия уполномоченного органа и Национального Банка Республики Казахстан, принятым согласно пункту 9 статьи 22 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».

Валютный контроль при импорте товаров и услуг

Игнорирование или нарушение валютного законодательства влечет для импортеров серьезные риски. Помимо трудностей с оформлением товара на таможне, оплаты за поставку, предприниматель получит и штрафы от агентов валютного контроля. В связи с последними изменениями КоАПП их размер существенно вырос.

Цель валютного контроля при импорте

«Правила игры», установленные государством, необходимы для контроля финансовых средств, уходящими за рубеж. Агенты валютного контроля должны отслеживать обоснованность каждой финансовой транзакции, чтобы пресечь фиктивные деньги и попытки вывода денег по подставным документам (когда товар оплачивается, но не поставляется).

Читайте так же:  В какой пфр сдавать отчетность ип

Именно для этого при сумме сделки более 3 миллионов рублей (для сравнения: при экспорте «порогом» считаются 6 миллионов рублей) необходимо ставить контракт на учет в уполномоченном банке. И уже банк, в свою очередь, сверяет сумму, отправленную за рубеж (и дату платежа) с информацией от таможенной службы о стоимости импортируемых товаров, сроках их доставки в Россию. Любые расхождения – повод для подозрений в нарушении валютного законодательства.

Процедура валютного контроля при импорте товаров и услуг рассмотрена в инструкции Центробанка № 91-И. Она включает в себя все операции, связанные с импортом, за исключением:

  • поставок товара на условиях лизинга, если контрагент не является резидентом РФ;
  • ввоза товара на условиях строительного подряда, когда стоимость материалов включается в стоимость работ (то есть оплачиваются услуги, а товар отдельно – нет);
  • финансовых операций с участием векселей, которые не касаются поставок товаров.

Каждый этап имеет свои особенности. Информирование о процедуре валютного контроля позволяет не совершать ошибок при проведении внешнеторговых сделок.

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

Документы для постановки на учет контракта

Если экспортерам разрешается представлять в банк сначала выписку по контракту, а сам документ – в течение 15 дней, то импортерам предписывается сразу предъявлять контракт. Вместе с ним подается заявление, где указаны:

  • вид контракта, его реквизиты (дата заключения, номер);
  • сумма контракта с указанием наименования валюты;
  • сроки выполнения обязательств;
  • реквизиты зарубежного контрагента, включая полное наименование компании и указание страны регистрации.

Разрешается представлять в банк проект контракта (то есть официальный документ, пока еще не подписанный сторонами). Однако по закону импортер обязан в срок до 15 дней представить оригинальный договор со всеми необходимыми подписями и печатями.

Важно! Если документ составлялся на иностранном языке, необходимо приложить к нему официально заверенный перевод (у нотариуса) каждой страницы. Если нет возможности привезти в банк оригинал документа, можно предъявить копию. В этом случае каждый лист заверяется подписью ответственного лица, после чего контракт прошивается и снова заверяется – но уже на последнем листе (с указанием общего количества страниц).

Чтобы банковские служащие смогли удостовериться в подлинности подписей и печатей, следует также предъявить карточку подписей с образцами росчерка всех ответственных лиц.

Справка о подтверждающих документах

Порядок оформления этой бумаги предусмотрен Приложением № 6 к Инструкции Центробанка от 16 августа 2017 года №181-И. В нем оговаривается, что при импорте товаров на территорию РФ подтверждающими документами считаются транспортные, перевозочные или сопроводительные бумаги.

Справка о подтверждающих документах не нужна, если:

  • по контракту предполагается передача имущества в аренду, а не в собственность;
  • речь идет о поставках товара по условиям лизинга;
  • договор заключался на поставку услуг связи или страхования;
  • контракт снимается с учета из-за уступки требований другому резиденту.

Конкретный перечень подтверждающих документов можно уточнить в уполномоченном банке.

Какие документы, связанные с проведением валютной выручки, нужно предоставлять в уполномоченный банк?

С 2018 года согласно инструкции ЦБ от 16.08.2017 г. № 181-И отменены паспорта сделок и справки о валютных операциях. Поэтому сегодня для проведения валютных операций в банк необходимо предоставлять документы, которые служат основанием для проведения валютной операции, например, договор и/или документы, подтверждающие факт передачи товаров (работ, услуг). Если договор/контракт поставлен на учет в банке, а он ставится на учет в случаях, если сумма обязательств по нему больше или равна 3 млн. руб. для импортных контрактов и 6 млн. руб. для экспортных контрактов, то необходимо предоставлять в валютный отдел банкасправку о подтверждающих документах.

Санкции за нарушение валютного контроля

Законодательством предусмотрены четыре вида нарушений, за которые могут быть введены санкции (вплоть до тюремного заключения):

  • отклонение от сроков, установленных законом для подачи в контролирующие органы отчетов и уведомлений по внешнеторговым сделкам;
  • фальсификация сведений, содержащихся в документах, ошибки заполнения;
  • несоблюдение сроков перевода денежных средств, указанных в контракте, а также нарушение условий поставки товаров по контрактам импорта;
  • сокрытие доходов, зачисление выручки на счета иностранных государств (игнорирование требований репатриации финансовых средств).

За нарушение сроков перевода денег по договору сумма штрафов может составить до 100% от стоимости контракта. Аналогичные санкции придется выплатить, если импортер перевел деньги (в том числе в качестве аванса), а поставки товара так и не произошло – в этом случае деньги нужно вернуть как можно скорее, чтобы избежать подозрений в незаконных валютных операциях.

Нарушение сроков подачи отчетных документов (в том числе в налоговые органы) влечет за собой штрафы в размере до 100 000 рублей (для юридических лиц), при повторных нарушениях – до 600 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если сумма сделки превышала 9 миллионов рублей, то помимо гражданской и административной ответственности, импортера могут привлечь и к уголовной. За нарушения валютного контроля суд может назначить штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или тюремное заключение сроком до 4 лет.

Источники

Правила осуществления экспортно импортного валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here