Правовое регулирование упрощенной системы налогообложения

Правовое регулирование упрощенной системы налогообложения.

Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок — рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения — специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим — это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета.

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения. Упрощенная система налогообложения (УСНО) — это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения.

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица — индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий, установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на «упрощенке». Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Читайте так же:  Налог на имущество инвалидам 2 группы

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/[email protected]

70. Понятие налогового планирования.

Налоговое планирование — это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации [1] . Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Цели

Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

Этапы

Составными частями (этапами) НП являются:

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/15×12319.html

Правовое регулирование упрощенной системы налогообложения

Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов – это два отдельных вида учета. Это объясняется тем, что они имеют разную нормативно-правовую базу.

Так, главным нормативно-правовым документом, регулирующим налоговый учет доходов и расходов, является НК РФ. А основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет доходов и расходов являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) (далее Федеральный закон «О бухгалтерском учете») [1], Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [2], Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [3].

Исходя из различий нормативно-правовых баз бухгалтерского и налогового учета, дадим определения таких понятий, как «доходы» и «расходы». Например, в п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», таковыми признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств. При этом, согласно ст. 41 НК РФ «Доходом» признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

«Расходами» организации, с точки зрения бухгалтерского учета, признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации. Исключением является уменьшение вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В свою очередь, п. 1 ст. 252 НК РФ признает «расходами» обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Обоснованность расходов выражается в экономической оправданности затрат. Их оценка выражена в денежной форме.

Далее рассмотрим нормативно-правовые документы, регулирующие налоговый учет доходов и расходов при УСН.

Нормативно-правовое регулирование налогового учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения. Основной нормативный документ, устанавливающий право на применение УСН, порядок перехода к УСН, порядок определения и признания доходов и расходов при УСН является НК РФ. Упрощенную систему налогообложения регулирует глава 26.2 НК РФ.

В главе 26.2 НК РФ приведен перечень доходов и расходов, которые применяются при расчете налогооблагаемой базы. В статье 346.12 НК РФ определены налогоплательщики УСН, перечислены организации, которые не вправе применять рассматриваемый режим налогообложения, а также приведены критерии на право перехода и применения УСН. Статья 346.13 НК РФ определяет порядок и условия начала и прекращения применения УСН. В статье 346.14 приведены объекты налогообложения.

Учет доходов и расходов регулируется статьями: 346.15, 346.16, 346.17 НК РФ.

Так, в статье 346.15 НК РФ приведен порядок определения доходов. Статьей 346.16 НК РФ закреплен порядок определения расходов, приведен перечень расходов, которые налогоплательщик имеет право использовать для расчета налогооблагаемой базы при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В статье 346.17 определен порядок признания доходов и расходов.

В главе 26.2 НК РФ также закреплен порядок расчета налоговой базы, определены налоговые ставки, определены сроки представления налоговой декларации в налоговый орган.

В статье 346.24 НК РФ говорится об обязанности налогоплательщиков вести налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов. Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов закреплен приказом Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н (с последними изменениями и дополнениями) «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения» [4] (далее – Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов).

Читайте так же:  Перечень налог на имущество организаций

Последняя статья главы 26.2 НК РФ определяет особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с других режимов налогообложения и при переходе с УСН на другие режимы.

Таким образом, налоговый учет доходов и расходов организации осуществляется в соответствии с двумя основными нормативными документами. Это НК РФ и Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения.

В настоящее время, действующим законодательством, а именно Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, должен вестись в полном объеме. Это значит, что бухгалтерский учет должен охватывать все участки учета в организации. Следовательно, организации, находящиеся на УСН, также должны вести учет доходов и расходов в соответствии с нормативно-правовыми актами в области бухгалтерского учета.

Основные нормативные документы, которые регулируют бухгалтерский учет доходов и расходов организаций, находящихся на УСН, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормативноправовая база организации бухгалтерского учета доходов и расходов при УСН

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) [1]

Обеспечение единого ведения бухгалтерского учета обязательств, имущества и хозяйственных операций экономического субъекта

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (с последними изменениями и дополнениями) [6]

Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности)

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н (с последними изменениями и дополнениями)

Описаны счета бухгалтерского учета; приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (с последними изменениями и дополнениями) [2]

Содержат условия признания доходов, определение доходов, классификацию

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (с последними изменениями и дополнениями) [3]

Содержат условия признания расходов, определение расходов, классификацию

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (с последними изменениями и дополнениями) [5] (далееПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»)

Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г.

№ 26н (с последними изменениями и дополнениями) (далееПБУ 6/01 «Учет основных средств»)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г.№ 44н (с последними изменениями и дополнениями) (далееПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах

Положение по бухгалтерскому учету «Учет по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. №107н (с последними изменениями и дополнениями) (далееПБУ 15/2008 «Учет по займам и кредитам»)

Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам

Главный нормативно-правовой актом, регулирующий бухгалтерский учет в России – это Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он определяет роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, но при этом, в нем не регламентирован учет доходов и расходов.

А, как известно, для принятия к учету в организации доходов и расходов, они должны быть документально оформлены. Основанием для оформления являются первичные документы, а также регистры бухгалтерского учета.

Следующим важным нормативным документом в области бухгалтерского учета доходов и расходов является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» [6], из которого следует, что организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. А для этого необходимо составлять учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика должна формироваться главным бухгалтером на основании ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Учетная политика разрабатывается и утверждается в каждой организации ежегодно. В ней необходимо закрепить порядок ведения бухгалтерского и налогового учета (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Также бухгалтерский учет доходов и расходов регулируется Планом счетов. Бухгалтерский учет доходов и расходов организации ведется на следующих счетах:

– счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 28 «Брак в производстве», счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

– счет 44 «Расходы на продажу»;

Читайте так же:  Какой налог платит пенсионер за квартиру

– счет 90 «Продажи»;

– счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

– счет 99 «Прибыли и убытки».

Основными документами, регулирующими бухгалтерский учет доходов и расходов, являются:

–.ПБУ 9/99 «Доходы организации» (устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, приводит определение доходов организации и подразделение в зависимости от их характера) [2];

– ПБУ 10/99 «Расходы организации» (даны определения различных видов расходов и порядок их учета, а также порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности) [3].

Также, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» напрямую не регулируют учет доходов и расходов, но содержат некоторые положения, на которые нужно обращать внимание при бухгалтерском учете доходов и расходов.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете разобщенно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту).

Рассмотрев и изучив, основные нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет – это два вида учета, которые ведутся в организации отдельно. Имеют разные подходы к ведению учета, которые закреплены законодательством РФ [7].

Несмотря на обособленность бухгалтерского и налогового учета, учет доходов и расходов все же взаимосвязаны. Так, первичные документы бухгалтерского учета доходов и расходов являются подтверждающими документами для расчета налогооблагаемой базы в налоговом учете. А для достоверного и правильного учета доходов и расходов, необходимо своевременно отслеживать все изменения как бухгалтерского, так и налогового законодательства РФ.

http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19650

Понятие упрощенной системы налогообложения и нормативная база ее применения

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения — это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ).

УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вообще «упрощенка» ориентирована на малый бизнес. Ее задача — упростить учет для тех, кто ее применяет.

Одним из преимуществ УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ прямо закреплено, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Таким образом, если организация хочет перейти на «упрощенку», она вправе это сделать. И наоборот: если УСН не подходит, то можно перейти с нее на иной налоговый режим.

Однако при этом нужно учитывать, что переход к УСН, равно как и переход с нее на иные системы налогообложения, осуществляется по особым правилам.

Во-первых, установлен целый ряд ограничений на применение «упрощенки». И чтобы начать ее применять, необходимо все их соблюсти.

А во-вторых, порядок перехода подчинен строгим правилам. Например, нельзя перейти с УСН на другой режим налогообложения до окончания налогового периода, за некоторыми исключениями (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

«Упрощенка» применяется налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Об этом говорится в п. 1 ст. 346.11 НК РФ.

Однако на практике оказывается, что УСН реально совмещать только с ЕНВД.

Дело в том, что организация не сможет применять «упрощенку» вместе с системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, поскольку на УСН не переводятся участники соглашения о разделе продукции (пп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Несовместима «упрощенка» и с ЕСХН в силу прямого указания на это в пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Кроме того, УСН не вправе применять организации и предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорный бизнес (пп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Ну и, конечно же, нельзя одновременно работать на УСН и на общей системе налогообложения, поскольку обе они применяются налогоплательщиком в отношении всех видов осуществляемой им деятельности.

Таким образом, совмещать «упрощенку» возможно только с режимом налогообложения в виде ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Если организация применяет УСН, то не надо платить следующие налоги представленные в таблице 1 (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ).

Таблица 1 – Налоги, не уплачиваемые организацией, применяющей УСНО

Организации Индивидуальные предприниматели
Налог на прибыль организаций НДФЛ — в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности
Налог на имущество организаций Налог на имущество физических лиц — в отношении имущества, которое используется для предпринимательской деятельности
ЕСН до 1 января 2010 г. ЕСН до 1 января 2010 г. — в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц
НДС, за исключением (п. п. 2, 3 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ): — налога, который уплачивается при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; — налога при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации

С 1 января 2009 г. организации — плательщики налога при УСН обязаны уплачивать налог на прибыль с отдельных видов доходов, к которым относятся:

— проценты по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ;

Читайте так же:  Налоговые проверки список организаций

— доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия.

Такие изменения внесены в п. 2 ст. 346.11 и ст. 346.15 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ (пп. «а» п. 6, пп. «б» п. 8 ст. 1, ст. 4 данного Закона).

В отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель-«упрощенец» также не вправе применять налоговые вычеты по НДФЛ, поскольку данный налог по ним он не платит.

С 1 января 2009 г. индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать НДФЛ с отдельных видов доходов, к которым относятся:

— выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;

— процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;

— сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;

— проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 2007 г.;

— доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 2007 г.

Такие изменения внесены в п. 3 ст. 346.11 и ст. 346.15 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ (пп. «б» п. 6, пп. «б» п. 8 ст. 1, ст. 4 данного Закона).

Отметим, что к указанным доходам предприниматели также не вправе применять налоговые вычеты по НДФЛ, так как они облагаются данным налогом не по ставке 13%. Это следует из п. 3 ст. 210, ст. 224 НК РФ.

Чтобы пользоваться освобождением от налога на имущество физических лиц, предприниматель — «упрощенец» должен быть собственником недвижимого имущества. Подтвердить это можно правоустанавливающими документами на данное имущество.

С 1 января 2010 г. ЕСН отменен (п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). В связи с этим указание о нем из п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ исключено (п. 10 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Закона N 213-ФЗ).

В некоторых случаях «упрощенцы» все же должны уплатить в бюджет НДС с операций по реализации товаров (работ, услуг). В частности, когда они выставили счет-фактуру с выделенным в нем НДС.

Все иные налоги «упрощенцы» платят в установленном порядке (абз. 3 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Это акцизы, водный, транспортный, земельный и другие налоги.

Кроме того, налогоплательщики, перешедшие на «упрощенку», платят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основание — ч. 1 ст. 5, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, абз. 7, 12 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

Однако в 2010 г. «упрощенцы» по-прежнему уплачивают только взносы на ОПС и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По остальным взносам на этот период установлены специальные тарифы в размере 0% (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).

Платить придется и другие обязательные платежи, в частности экологические — плату за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

«Упрощенка» не освобождает от обязанностей налоговых агентов. Налоговые агенты — это лица, на которых Налоговый кодекс РФ возложил обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).

«Упрощенцы» обязаны вести налоговый учет своих доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (ст. 346.24 НК РФ). Для этого они используют специально утвержденные формы учета.

С 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют «обычную» УСН (те, которые не приобретали патент), ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета доходов и расходов). Форма Книги учета доходов и расходов и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

Для индивидуальных предпринимателей, работающих на патентной УСН, с 1 января 2009 г. введен отдельный налоговый регистр. Теперь они должны вести Книгу учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее — Книга учета доходов). Форма Книги учета доходов и Порядок ее заполнения также утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

По общему правилу организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Так установлено п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Но, освобождение от ведения бухгалтерского учета по своей сути формально.

Во-первых, бухучет организации все-таки нужен с практической точки зрения. Он наилучшим образом покажет финансовое положение вашей фирмы и поможет всесторонне оценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в случае перехода с УСН на общий режим налогообложения организация столкнется с необходимостью восстанавливать бухгалтерский учет. А это может потребовать значительных временных и трудозатрат.

В-третьих, в большинстве случаев у организаций-«упрощенцев» возникает необходимость вести бухучет в силу иных законов.

Так, например, бухучет нужно вести акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью. Это следует из ряда норм Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (например, п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 35, п. 2 ст. 42, ст. 78) и Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (например, абз. 2 п. 1 ст. 18, ст. 23, п. 7 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 49).

Читайте так же:  Енвд лизинг ндс

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть и в других случаях, предусмотренных законом, а также при совмещении УСН и ЕНВД. Приведем соответствующую информацию в таблице 2.

Таблица 2 – Необходимость данных бухгалтерского учета

Продолжение таблицы 2

Организации, которые применяют УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

Освобождение не распространяется на организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_11602_ponyatie-uproshchennoy-sistemi-nalogooblozheniya-i-normativnaya-baza-ee-primeneniya.html

64.Правовое регулирование упрощенной системы налогообложения: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности уплаты.

Упрощённая система налогообложения (УСНО) — специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта ибухгалтерского учёта. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Статьёй 346.20 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):

6 %, если объектом налогообложения являются доходы,

15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Однако законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков

Индивидуальные предприниматели (ИП) уплачивают взносы по системе обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования (ОМС) в федеральный и территориальный фонд ОМС, рассчитываемые отминимального размера оплаты труда (МРОТ) с 2010 года, вне зависимости от дохода. С 2012 года взносы в территориальный фонд ОМС отменены.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

на финансирование страховой части пенсии;

на финансирование накопительной части пенсии.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Добровольные страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Налог на добавленную стоимость (НДС):

ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

в случае выставления покупателю счёта-фактуры с выделенным НДС;

по деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества.

Налог на прибыль организаций (ИП не уплачивают) с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным ст. 284 п. 3 и п. 4 Налогового кодекса РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (уплачивают только ИП) с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным ст. 224 п. 2, п. 4 и п. Налогового кодекса РФ.

ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

приобретение в собственность нефтепродуктов;

реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретённой у налогоплательщиков — производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;

продажа конфискованных или бесхозяйственных подакцизных товаров;

реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Белоруссии и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Белоруссии.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налоги, уплачиваемые на УСНО в качестве налогового агента:

налог на прибыль организаций — выплата дивидендов юридическим лицам;

Отчетность, сдаваемая в Фонд социального страхования

Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования по форме 4-ФСС.

Форма 4а-ФСС: нужна при добровольной уплате страховых взносов

Подтверждение вида деятельности: «Заявление о подтверждении основного вида деятельности», «Справка-подтверждение основного вида деятельности», иногда копия годовой декларации по УСН с отметкой налоговой инспекции.

65.Правовое регулирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности уплаты.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – обязательная система для тех категорий налогоплательщиков, которые осуществляют вид деятельности, отнесенный к установленному Законом перечню.

Согласно НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов деятельности:

оказание бытовых услуг,

оказание ветеринарных услуг,

оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств,

оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках,

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы площадью не более 150 кв. метров,

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети,

оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. метров,

оказания автотранспортных услуг (не более 20 автомобилей),

разносная (развозная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения).

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, подпадающую под действие данного налога. Для налогоплательщиков ЕНВД уплата ряда налогов по деятельности, подпадающей под ЕНВД, заменяется уплатой единого налога. Как показано ниже, перечень таких налогов, в целом аналогичен перечню налогов, заменяемых единым налогом при УСН. На рис.6.6. этот перечень приведен отдельно для организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей.

Ставка единого налога на вмененный доход является единой для всех – 15%от вмененного дохода. Таким образом, уплачивается ЕНВД не с фактического дохода, а с того, который вменен законом (законодатель сам рассчитывает, какой доход при данном виде деятельности, местоположении, численности работающих и прочих условиях должен получать налогоплательщик).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/2438291/page:44/

Правовое регулирование упрощенной системы налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here