Правовые проблемы финансового контроля

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

студент юридического факультета Северо-Западного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

преподаватель кафедры административного и финансового права СЗИ (ф)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

Одно из важнейших направлений современной российской экономической политики — организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью.

Со времён, как Россия перешла к механизму рыночного регулирования товарно-денежных потоков, отечественное производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли достойного уровня. Особое место и актуальность в государственном управлении занял вопрос создания эффективной системы государственного финансового контроля. В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Для того, чтобы осуществлять государственный финансовый контроль, соответствующий требованиям демократического общества и способствующий более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо решение следующих проблем:

1. Отсутствие единого определения «финансовый контроль». В теории выделяют: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами [5].

2. Отсутствие законодательно установленной классификации видов финансового контроля. «Модельный закон о государственном финансовом контроле», который носит исключительно рекомендательный характер, упоминает следующие виды финансового контроля: «. последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу. » либо «. текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. » и т.д. [4].

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института. Поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.

4. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Важное и принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема — нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Решение законного вопроса крайне необходимо для того, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на общих принципах.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос затрагивался ещё 1 июля 2009 года, когда в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Руководителю был задан вопрос по поводу необходимости принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о том, насколько сформирована сейчас (т.е. к 2010 году) единая система государственного контроля, на что он ответил: «…необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. в стране существует слишком много проверяющих органов. Необходимо разграничение внутреннего (это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах) и внешнего финансового контроля (это Счетная палата). И самое главное — необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.»[2].

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля — отсутствие адекватных мер юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства[1], и Кодексом об административных правонарушениях РФ [3], предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ)[6].

6. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих — достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу. В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях.

Читайте так же:  Ип усн доходы когда платить налог

Обобщая вышесказанное, можно определить следующие пути решения проблем финансового контроля:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Хорошая методология позволит получить четкие ориентиры, правильно определить цели и задачи контроля, сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля и создание единой правовой основы, именно государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

Таким образом, построение единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и действенной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом зависит от своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований.

http://sibac.info/studconf/social/xlviii/63768

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля

Дата публикации: 14.12.2017 2017-12-14

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Олейникова А. Я., Лукьянова А. Ю. Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 306-309. — URL https://moluch.ru/archive/184/47126/ (дата обращения: 20.02.2020).

В настоящей статье осуществлен анализ нормативной основы в сфере регулирования муниципального финансового контроля, рассмотрены имеющиеся противоречия. Изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов и рассмотрены представленные в литературе позиции относительно преодоления указанных проблем.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, местный бюджет.

В современных реалиях значительно актуализировалась проблема функционирования контрольных структур в России. Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

Нормативный фундамент осуществления данного вида контрольной деятельности достаточно обширен. В настоящее время законодательством федерального и регионального уровней регулируются различные аспекты муниципального финансового контроля, а также статус контрольно-счетных органов.

Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в настоящее время стоят чрезвычайно остро. Следует отметить, что законодательная база муниципального финансового контроля в полной мере не сформирована, на данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не в полной мере раскрывают систему. Несмотря на то, что существует большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих государственную и муниципальную контрольную деятельность, заложенные в них нормы не облегчают взаимодействия между контрольными органами.

На сегодняшний день нормативный регламент муниципального финансового контроля составляют: Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По итогам краткого обзора законодательной базы можно прийти к выводу о значительном перечне полномочий, закрепленном за органами муниципального финансового контроля для осуществления своей деятельности. Вместе с тем, законодательство содержит ряд пробелов, оказывающих деструктивное влияние на правоприменительную практику в рамках осуществления муниципального финансового контроля.

Иллюстрацией могут послужить некоторые положения федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является императивным условием. Для осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительным органом может быть образован контрольно-счетный орган муниципального образования [1].

Бюджетный кодекс, напротив, устанавливает обязательность учреждения органа муниципального финансового контроля в муниципальных образованиях. В России контрольно-счетные органы, как правило, образованы во всех муниципальных районах и городских округах, что нельзя сказать о поселениях.

Вышеизложенное вызывает ряд вопросов. Прежде всего, неясно на кого будет возложена функция по осуществлению финансового контроля в случае отсутствия в муниципальном образовании контрольно-счетного органа. Кроме того, Бюджетный кодекс не уточняет необходимо ли создание контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях малочисленных поселений. Также неясно может ли данная функция возлагаться на контрольно-счетный орган муниципального района, в состав которого входят поселения. Существующее законодательство не содержит ответы на данные вопросы.

В литературе встречается позиция о том, что в данной ситуации муниципальные образования не лишены возможности обратиться за помощью к контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации в порядке ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2].

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что данное право выступает скорее мерой временного характера, не имеющей возможности осуществления надлежащего контроля за сохранностью и эффективностью использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

Реально оценивая ситуацию, все-таки следует признать нерациональность и невозможность создания собственных контрольно-счетных органов во всех муниципальных образованиях вследствие дефицита финансовых средств.

Важно учитывать, что контрольные органы муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий одновременно получают и финансовые средства для их исполнения, и возможность быть информированными о состоянии бюджетной динамики в поселениях, в то же время существенно снижая нагрузку региональных контрольных органов.

Необходимость последующего планомерного развития и совершенствования системы контрольных механизмов в области использования средств местных бюджетов вызвана рядом факторов: численный рост муниципальных образований, через которые осуществляется расходование порядка 1∕2 бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию с нацеленностью на результат, от объектного к проектному управлению; совершенствование системы муниципальных закупок.

Читайте так же:  Как сделать декларацию 3 ндфл квартира

Отсюда, совершенствование механизма контрольных процедур, включая соответствующее методическое обеспечение, имеет вполне объективные предпосылки.

В целом же, указанная сфера не лишена иных пробелов нормативно-правового и методологического характера [3].

Значение слаженно функционирующего муниципального финансового контроля не представляется возможным переоценить, поскольку именно на местном уровне решаются самые острые проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

Муниципальный финансовый контроль необходим как неотъемлемое структурное звено единой системы финансового контроля в Российской Федерации и действенный инструмент повышения результативности бюджетного расходования на местном уровне, сбалансированности местных бюджетов, усиления ответственности и расширения независимости участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Дополнительные проблемы порождает отсутствие в контрольно-счетных органах единой системы наименований исходящей документации — она имеет различные названия (справки, отчёты, заключения).

В данном аспекте следует указать и на различие в названиях органов внешнего финансового контроля. К примеру, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области — это контрольно-счётные палаты, в Чеченской республике — Государственный контрольный комитет, в Астраханской области — контрольно-бюджетная палата. Подобная ситуация, безусловно, не способствует унификации процесса финансового контроля на уровне муниципальных образований.

Помимо этого, значительные сложности порождает громоздкость системы органов финансового контроля. Как показывает анализ законодательства и правоприменительной практики, задачи данных органов недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а координирование их деятельности не отличается упорядоченностью.

Дискуссионным остается вопрос об административно-правовом статусе контрольно-счетных органов муниципальных образований. Как считает В. Свинарев, «…контрольно-счетные органы муниципальных районов и городских округов должны наделяться статусом юридического лица, в то время как эти же органы в поселениях, внутригородских территориях городов федерального значения могут наделяться таким статусом по усмотрению представительных (законодательных) органов власти».

Обоснованием его позиции служит тот факт, что данный подход в большей степени соответствовал бы законодательству о местном самоуправлении в части решения вопроса обязательности наличия контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях в зависимости от их вида, и, самое главное, — на нормативном уровне усиливал бы единые гарантии организационной независимости внешнего муниципального финансового контроля.

В данном аспекте, признавая в целом целесообразность учреждения контрольных структур в муниципальных образованиях, необходимо отметить, что в наиболее крупных городах создание контрольных органов является необходимостью, поскольку именно в столь масштабных муниципальных образованиях происходит сосредоточение существенных финансовых ресурсов. Критерием для отнесения города к крупному представляется оптимальным считать численность населения в диапазоне от 250–1000 тыс. чел., а к крупнейшим — свыше 1 млн человек.

Таким образом, необходимыми предпосылками функционирования муниципального финансового контроля выступают четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности с определением ее видов, пределов, форм и методов реализации, а также нормативное закрепление правового статуса контрольных органов, вбирающего в себя спектр всех необходимых прав и обязанностей.

  1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «СПС Консультант-Плюс».
  2. Васильева М. В. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: методология, методика, концепция: Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. — 499 с.
  3. Колесникова Е. Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 21. — С. 170–173.

http://moluch.ru/archive/184/47126/

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Создание максимально эффективной и действенной системы государственного финансового контроля (далее – ГФK) является одной из самых значимых целей, стоящих перед любым государством. Зарубежный опыт свидетельствует, о том, что усиление ГФK позволяет добиться устойчивости и надежности экономического состояния.

Целью исследования является полный анализ проблем ГФK. Для осуществления цели исследования был проведен анализа понятий, а также состав органов государственного контроля в Российской Федерации и зарубежных странах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно «Бюджетному кодексу PФ» (далее Бюджетный кодекс) государственный финансовый контроль – это контроль, который принимается в целях обеспечения соответствия бюджетному законодательству PФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Oн реализовывается законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями. [1]

Согласно ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ государственный контроль – это работа уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами посредством организации и проведения и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю. [2]

B указе Президента PФ от 25 июля 1996 г. N 1095 государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. [3]

Таким образом, рассмотрев различные понятия «государственный финансовый контроль» (далее ГФK) мы можем сделать вывод, что государственный финансовый контроль – важнейший и неотъемлемый элемент любого государства, один из важнейших рычагов управления, целью которого является проверка и поддержание соблюдения законодательства Российской Федерации на уровне государства, муниципалитета и отдельного предприятия, а так же обеспечение законности и целесообразности использования ресурсов.

B зарубежных странах сложилась своя по своему отличная система ГФK. Тем не менее, во всех странах контроль, так или иначе, базируется на общих принципах.

B каждой стране существуют специальные высшие органы внешнего государственного контроля за использованием ресурсов: в CШA — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФPГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте. [4]

Читайте так же:  Как определить сумму дивидендов к выплате

B Российской Федерации в соответствии с Конституцией PФ высшим органом государственного контроля является Счетная палата, которая является организационной, независимой, а так же выполняющей свои функции самостоятельно организацией. Счетная палата осуществляет внешний государственный контроль на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности. [5][6]

B то же время финансовые проверки в PФ осуществляют следующие органы: Главное контрольное управление Президента, Центральный банк, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет PФ, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, и др. Помимо федерального уровня, финансовый контроль существует на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Структура органов государственного финансового контроля в PФ

Проанализировав понятие государственного финансового контроля, его цели и функции, можно сделать вывод, о большой важности и необходимости контроля на всех уровнях: федеральном, муниципальном, на уровне организации. B связи с этим, также необходимо совершенствование и соблюдение действующего законодательства, органов, обладающих правом контроля, механизма формирования финансового контроля.

Улучшение системы контроля позволит намного эффективнее использовать ресурсы, уменьшится вероятность того, что денежные средства будут использоваться не по законодательству, а так же сократить нарушения законности финансовой деятельности субъектов и минимизировать причины способствующие подобного рода деятельности.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [электронный ресурс] : Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Зудилин А. П., Финансовый контроль : Учеб. пособие / А. П. Зудилин, Ф. Н. Ахмедов. – М. : Изд-во РУДН, 2016.
  3. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] : Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации [электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 25 июл. 1996 г. № 1095. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О Счетной палате Российской Федерации [электронный ресурс] : федер. закон от 05 апр. 2013 г. № 41-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [электронный ресурс] : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

http://sibac.info/journal/student/30/108532

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

Дата публикации: 04.12.2016 2016-12-04

Статья просмотрена: 3115 раз

Библиографическое описание:

Нещадим Е. Г., Городнянская К. А. Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 482-484. — URL https://moluch.ru/archive/130/36090/ (дата обращения: 20.02.2020).

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный контроль, правовое регулирование

В Российской Федерации необходим контроль за расходованием государственных средств, аккуратностью и своевременностью пополнения государственной казны. При этом именно реально действующий механизм финансового контроля имеет особое значение, так как отражает подлинное состояние управления государственными финансами, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов всех субъектов финансовых отношений. В правовом регулировании государственного финансового контроля имеется целый ряд проблем и противоречий, которые негативно сказываются на эффективности и качестве государственного финансового контроля.

Воздействие финансов на экономику тесно связано с деятельностью государства, являющегося субъектом управления, обеспечивающим организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы [1]. В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля, обеспечивающая законность, целевой характер, эффективность и результативность использования государственных ресурсов, сохранность государственной собственности.

Построение государственного финансового контроля, который бы отвечал требованиям демократического общества, и способствовал более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих проблем и препятствий, которые требуют скорейшего решения.

В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля. Для России финансовый контроль является необходимым инструментом управления финансовыми отношениями и реализации финансовой политики [2].

Отсутствие адекватных мер к правонарушителям бюджетного законодательства является одной из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля.

Так, ответственность за нарушение в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации [3]. В данном кодексе предусматривается 23 состава нарушений бюджетного законодательства, а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено 3 состава нарушений бюджетного законодательства.

В 2003 году была введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Однако привлечение лиц, виновных в бюджетных нарушениях, в соответствии с указанным кодексом невозможно, по причине отсутствия в Бюджетном кодексе Российской Федерации понятие «бюджетного правонарушения». Используется другое понятие — «нарушение бюджетного законодательства».

Еще одной проблемой является отсутствие единых стандартов, норм и правил проведения внутреннего финансового контроля, которые были бы утверждены законодательно. Создание обязательных для выполнения контрольными органами является необходимым.

Подготовка и принятие данной системы правил (стандартов) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является важной задачей. Разработку стандартов считается необходимым возложить на Министерство финансов Российской Федерации, так как данный орган имеет опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для аудиторов.

Существует также объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами планов проверок и своевременном осуществлении проверок и ревизии в процессе исполнения бюджета.

Как показывает практика, контрольные органы, выявив факты нецелевого использования бюджетных средств в ревизуемый период не могут рассчитывать на преследование виновных лица административном порядке в виду истечения сроков исковой давности [4].

Также в целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, которые являются направлением деятельности контрольных органов.

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля и надзора в настоящее время стоят также чрезвычайно остро. Следует заметить, что законодательная база финансового контроля и надзора в полной мере не сформирована. На данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не складываются в организованную систему. В Российской Федерации существует огромное количество законов, указов, постановлений, регламентирующих контрольную деятельность, но данные нормы не облегчают взаимоотношения между контрольными органами различных ветвей власти, органами и объектами контроля, а даже зачастую вносят элементы дезорганизации, либо не охватывают целые области экономической деятельности, тем самым оставляя их без контроля со стороны власти. В первую очередь, это проявляется в несогласовании нормативно-правовых актов, отсутствии конкретных механизмов взаимодействия и нечеткости формулировок. Исходя из этого, становится очевидным, что существующие нормативно-правовые акты в области финансового контроля должны быть упорядочены.

Читайте так же:  Возмещение ндфл на приобретение лекарств

На сегодняшний день широкое распространение получили такие формы взаимодействия контролирующих органов, как принятие декларации о сотрудничестве и координации деятельности, заключение соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии. На данный момент в Российской Федерации, к сожалению, не закреплен механизм взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Проблемы правового обеспечения функционирования системы государственного финансового контроля занимают ключевое место. Несогласованность усилий контролирующих органов, отсутствие единой информационной базы, неэффективное взаимодействие между государственными органами контроля препятствует своевременному и полному контролю. Актуальность вопросов правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в российском государстве.

  1. Подшивалов Юрий Игоревич. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31. — С. 24–26.
  2. Юдина Я. И. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 1(19). — С. 114–117.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. № 346-ФЗ) // Российская газета. — 1998. — № 153–154.
  4. Алексеев Д. Б. Финансовый контроль как самостоятельная организационно-правовая форма государственной контрольной деятельности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 182–187.

http://moluch.ru/archive/130/36090/

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант юридического факультета Института экономики, управления и права, Российского Государственного Гуманитарного университета,

канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры финансового права юридического факультета Института экономики, управления и права, Российского Государственного Гуманитарного университета

Государственная казна представляет собой средства государственного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, золотовалютные резервы, иное имущество, принадлежащее государству на праве собственности. Поскольку речь идет о государственном имуществе, то существует необходимость осуществления контроля за расходованием и пополнением государственной казны, формированием бездефицитного бюджета с целью укрепления экономической безопасности и стабильности нашей страны для устойчивого развития России. На сегодняшний день основным механизмом в этой области выступает государственный финансовый контроль. Однако в правовом регулировании данного института существует ряд проблем и противоречий, оказывающих негативное влияние на качество и эффективность осуществления такого контроля, выявления нарушений и принятия соответствующих корректирующих мер с целью восстановления нарушенного права.

Президент Российской Федерации в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ каждый раз отмечает, что для повышения эффективности государственного финансового контроля необходимо разграничить полномочия, ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить элемент неэффективности и дублирования в их работе. По мнению главы государства «…необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была» [1]. Это указание нашло отражение в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденных Правительством РФ 31 января 2013 года.

С 2011 года в правовом регулировании осуществления государственного финансового контроля наблюдаются изменения и подвижки. Так, в 2011 году был принят Федеральный закон №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в 2013 году был принят новый Федеральный закон №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральный закон №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся регулирования государственного финансового контроля. От последнего ожидали больше, но, к сожалению, проблема осталась до конца не решенной. Эти нормативные правовые акты и внесенные изменения в существующие НПА направлены на изменение и усовершенствование действующей системы финансового контроля в Российской Федерации.

Несмотря на то, что 7 лет назад произошли глобальные изменения в области регулирования финансового контроля, все еще остро стоят проблемы правового регулирования данного института. Можно утверждать, что в нашей стране так и не сформирована единая законодательная база, регулирующая проведение государственного финансового контроля. На этот факт указывает то, что нормы, регулирующие контролирующую деятельность, содержатся в актах разного уровня, а также не разъясняют взаимодействие между различными органами, уполномоченными осуществлять государственный финансовый контроль. Складывается ситуация, когда каждый из органов специальной и общей компетенции осуществляет финансовый контроль автономно, не руководствуясь проведенными контрольными мероприятиями других уполномоченных органов. Такой контроль осуществляется как бы «внутри себя». Таким образом, явной является необходимость упорядочения и систематизации уже существующих норм в области финансового контроля, приведения их к единому стандарту, унификации.

Прежде всего, стоит проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля, как системы общепринятых и установленных правил осуществления государственного финансового контроля, единого взгляда на цель, способы, формы и методы его осуществления. Именно поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятия его концепции. Еще в 2012 году Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ подготовить проект Единой концепции государственного финансового контроля, который более точно обозначил бы суть и сферу его осуществления, деятельности органов власти в данной сфере. Необходима также разработка понятийного аппарата для однозначного понимания контрольных мероприятий, полномочий и т.п.

Читайте так же:  Повышение подоходного налога

Бюджетный кодекс РФ содержит раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль», посвященный финансовому контролю, но и там не содержится четкого определения государственного финансового контроля. Однако в соответствии со статьей 265 БК РФ «государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения». Следовательно, законодатель рассматривает финансовый контроль как бюджетный контроль. А как тогда быть с другими финансовыми институтами?

В настоящее время большое распространение получил аудиторский контроль, заказчиком которого может выступать и государство. Однако аудит не подменяет государственный финансовый контроль, а призван дополнить и облегчить нагрузку на него. В научной литературе все чаще используется понятие «государственный аудит», который нередко отождествляют с понятием «государственный финансовый контроль». На наш взгляд это не совсем соответствует реальному положению вещей.

Так, по мнению В.Е. Рябовой государственный аудит является более широким понятием по сравнению с государственным финансовым контролем [1; С.13]. Необходимо заметить, что на государственный аудит возлагается большее количество задач. Становится очевидным, что на государственный финансовый контроль не возлагаются некоторые задачи, выполняемые государственным аудитом, например, оценку обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета или анализ выявленных отклонений от установленных бюджетных показателей и другие. Следовательно, цель и методы осуществления этих двух видов контроля разнятся.

Государственный аудит – межотраслевой правовой институт, который регулирует отношения в сфере осуществления независимого, внешнего контроля деятельности органов государственной власти по управлению публичными ресурсами в общественно значимых целях, в том числе, обеспечение гарантий реализации принципа ответственности органов государственной власти и должностных лиц за эффективность и результативность их работы [4; С. 157].

Основное условие эффективности организации финансового контроля – это соблюдение законности при проведении контрольных процедур. По мнению Е.А. Кочерина «принципы контроля — одно из фундаментальных понятий, характеризующих такое сложное явление, как контроль. Проблема принципов контроля в теоретическом, методологическом и практическом аспектах пока недостаточно разработана» [2; С. 46]. Финансовый контроль выступает видом государственного контроля и одна из его функций – управление, что основывается на общих принципах государственного управления.

Когда речь идет о государственных средствах, важным принципом выступает открытость, которую можно обеспечить двумя способами: организация информационных интернет-порталов (цифровизация сферы финансового контроля) и публикация результатов контрольных мероприятий принятия мер по устранению выявленных нарушений и принятых к нарушителям мер принуждения в общем доступе, в СМИ.

Поскольку в России главным органом государственного финансового контроля является Счетная Палата РФ, то в первую очередь на нее ложится реализация принципа открытости и объективности. Это выражается, прежде всего, в публикации отчетов о проведенных ею контрольных мероприятиях, например, в «Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации», который выходит ежемесячно.

В настоящий момент взаимодействие контролирующих органов осуществляется на основе координации деятельности по заключенным соглашениям о сотрудничестве. Но такие соглашения носят не регулярный, а единовременный характер, поскольку в России на сегодняшний момент нет четкой регламентации механизма взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля. Внешний контроль осуществляется на деле только по подведомственности. Внешний контроль от горизонтали власти практически отсутствует и даже недопустим. Хотя для объективности это явилось бы целесообразным.

Значительно усложняет эффективность и рациональность осуществления финансового контроля достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля, разбросанность норм, его регулирующих, по различным множественным законодательным актам. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность практически не координируется, за редким исключением. Органы специальной компетенции должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении индивидуальной ответственности каждого уполномоченного органа за свой участок контроля. Несколько лет назад планировалось создание единой Федеральной Финансовой Службы, что представляется достаточно целесообразным в плане объединения контролирующих органов всех уровней в одном. Эта инициатива по ряду причин была отклонена. На сегодняшний день большинство контрольных мероприятий именно в финансовой сфере возложено на Счетную палату РФ, Министерство финансов и подчиненные ему Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство РФ, Федеральную таможенную службу, а также на Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор.

Таким образом, проблемы, возникающие в системе государственного финансового контроля, очевидны. Основное место среди них занимает проблема правового обеспечения слаженности и эффективности деятельности уполномоченных органов власти в области осуществления финансового контроля. Усилия контролирующих органов несогласованны, взаимодействие между ними неэффективно. Отсутствует единая информационная электронная база, что является препятствием полному и своевременному проведению контроля, и в условиях цифровизации всех сфер общественной и государственной жизни вопросы правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля архиактуальны и архиважны, поскольку существует в, том числе, необходимость усиления борьбы с теневой экономикой. В связи с этим данный институт требует серьезных государственных реформ в российском государстве.

Список литературы:

  1. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. – Российская газета. – 2012. – №287.
  2. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. – М.: Филинъ, 2000. – 375 с.
  3. Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. – 2013. – № 2. – С. 13-16.
  4. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. – М.: Наука. – 2008. – 602 с.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/studconf/science/xlvii/113228

Правовые проблемы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here