Прекращение земельного налога

РАЗЪЯСНЕНЫ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Обязанность по уплате земельного налога у организации или физического лица возникает с момента регистрации за данным лицом права (права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения) на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 29.10.2010 N 16-15/[email protected]

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 54 »О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указано следующее. Обязанность по уплате земельного налога у организации или физического лица возникает с момента регистрации за данным лицом права (права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения) на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр). Обязанность по уплате земельного налога прекращается с момента, когда в реестр внесена запись о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где введена уплата земельного налога

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.

Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3%. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Как отчитываться по земельному налогу

По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации деклараций не сдают.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты таблица

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Недействительность сделки: последствия по земельному налогу

В письме от 20.03.2019 № 03-05-05-02/18428 Минфин России подтвердил свою позицию о том, что при признании сделки купли-продажи земельного участка недействительной покупатель считается плательщиком земельного налога до момента прекращения зарегистрированного права на земельный участок.

Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Соответственно, после того как за покупателем в ЕГРН было зарегистрировано право собственности на земельный участок, он становится плательщиком земельного налога.

Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна она с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ). Получается, что признание сделки недействительной означает, что стороны возвращаются в исходное состояние и переход права собственности на земельный участок к покупателю не состоялся. Но значит ли это, что покупатель не являлся плательщиком земельного налога с момента совершения недействительной сделки?

Позиция ВАС РФ

Пленум ВАС РФ в постановлении от 23.07.2009 № 54 разъяснил, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРН указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Руководствуясь этими разъяснениями, ВАС РФ в Определении от 21.06.2010 № ВАС-7272/10 признал компанию-покупателя плательщиком земельного налога за период, в течение которого она значилась в реестре лицом, обладающим правом собственности на земельный участок, независимо от того, что сделка купли-продажи земельного участка была признана недействительной. А в постановлении от 12.03.2013 № 12992/12 Президиум ВАС РФ отметил, что при противоположном подходе о возложении обязанности по уплате земельного налога на продавца, не обладавшего земельным участком в спорный период и не имевшего юридической возможности извлекать доход от его использования, нарушается принцип экономической обоснованности взимания земельного налога.

Мнение финансистов

Специалисты финансового ведомства согласны с позицией ВАС РФ. Так, в письме от 26.03.2013 № 03-05-05-02/9523 они помимо ссылки на постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 привели также разъяснения, данные в постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу № А33-19722/2009 и Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 № 18АП-10128/2009 по делу № А07-1596/2009. В них суды указали, что по смыслу ГК РФ погашение записи в ЕГРН возможно как последствие недействительности сделки. Признание недействительности сделки, на основании которой внесена запись в ЕГРН, является основанием для последующего внесения изменений в реестр, но не для признания зарегистрированного права недействительным. Действующее законодательство не устанавливает в качестве последствий недействительности сделки аннулирование в судебном порядке записи о государственной регистрации права в ЕГРН. Финансисты отметили, что указанная позиция судов согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении от 30.06.2009 № 1054/09, Определении от 21.06.2010 № ВАС-7272/10.

Отметим, что в письме от 26.03.2013 № 03-05-05-02/9523 специалисты финансового ведомства на этом остановились, не сделав никаких выводов. А вот в письме от 20.03.2019 № 03-05-05-02/18428, приведя аналогичные ссылки на судебные решения, они высказали мнение, что при признании сделки недействительной налогоплательщик обязан уплачивать земельный налог за период с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок до момента прекращения права собственности на соответствующий земельный участок.

Обратите внимание, что раньше Минфин России придерживался иной позиции. В письме от 11.01.2010 № 03-05-05-02/01 специалисты финансового ведомства указывали, что организация признается плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, перешедшего к ней по договору купли-продажи, с момента государственной регистрации права собственности на этот земельный участок до момента вступления в законную силу решения суда о признании договора купли-продажи недействительным. Если договор купли-продажи земельного участка признан судом недействительным, то сумму земельного налога, уплаченную организацией за период с момента государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка до момента вступления в законную силу решения суда о признании сделки недействительной, следует признать излишне уплаченной. Из этих разъяснений финансистов следовало, что при признании сделки недействительной покупатель земельного участка не является плательщиком земельного налога с момента совершения недействительной сделки.

Пленум ВАС разъяснил спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога

Нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены и кто является плательщиком налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом? Ответы на эти и другие спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога, содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

Если права на земельный участок не оформлены, платить земельный налог не надо

В первую очередь суд разъяснил, нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены. До сих пор однозначного ответа на этот вопрос не существовало. По мнению чиновников, платить налог должны и те лица, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на фактически используемые ими земельные участки.

Читайте так же:  Выездные налоговые проверки факты

Так, ФНС в письме от 11.01.06 № 21-4-04/2 и Минфин в письме от 13.02.06 № 03-06-02-04/19 сообщили: получение документа о праве пользования землей зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, поэтому отсутствие такого документа не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.

В судебной практике по данному вопросу единообразия не было. Одни суды соглашались с чиновниками: плательщиками земельного налога являются фактические землепользователи (постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.06 № 11991/05, ФАС Уральского округа от 29.06.09 № Ф09-4329/09-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.08 № Ф08-2625/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.06 №Ф04-6631/2006(27244-А27-35)). Другие считали, что отсутствие правоустанавливающих документов освобождает от уплаты налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.09 № А33-13051/08-Ф02-967/09).

Точку в давнем споре поставил Пленум ВАС РФ. Арбитры указали: плательщиком земельного налога является лицо, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как собственник участка, пользователь или владелец, чье право удостоверено соответствующим документом. При этом объект налогообложения возникает после того, как конкретный земельный участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер. Это правило не распространяется лишь на правопреемника, который становится плательщиком земельного налога независимо от того, зарегистрирован ли переход прав на землю.

ТСЖ не являются плательщиками земельного налога

Кто является плательщиком земельного налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники помещений в этом доме или товарищество собственников жилья? Собственники помещений, поскольку именно они владеют земельными участками, независимо от того, создано ли ими товарищество собственников жилья, считают в Высшем арбитражном суде (п.6 постановления).

На практике налоговики нередко обязывали ТСЖ уплачивать налог на землю. Хотя Минфин еще два года назад разъяснил, что обязанность по уплате земельного налога возложена на собственников земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ), а ТСЖ собственником земельного участка быть не может (письмо от 13.09.07 № 03-11-04/2/224).

Суды также не раз отклоняли утверждения инспекций, что товарищество является плательщиком земельного налога. Логика арбитров такова. ТСЖ не может являться фактическим пользователем земельного участка, на котором расположено жилое здание. Оно создано в целях контроля содержания и эксплуатации жилого фонда: земли, занятые жилым фондом, используются гражданами и организациями, являющимися правообладателями жилых и нежилых помещений, расположенных в этих зданиях. Соответственно, собственником земли товарищество никак не является (постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.06 № А55-23144/2005-30, ФАС Уральского округа от 01.10.08 № Ф09-6951/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.06 № А17-2233/5/2005). Правомерность такой позиции теперь закреплена постановлением Пленума ВАС.

Земельный налог не всегда рассчитывается по кадастровой стоимости

Если для участков кадастровая стоимость не установлена, для целей налогообложения нужно применять нормативную цену земли. Об этом сказано в пункте 7 комментируемого постановления Пленума ВАС.

Напомним, базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость земли. Нормативные акты, утверждающие кадастровую стоимость конкретных земельных участков, утверждают органы региональной исполнительной власти (например, администрация области). При этом утвержденные документы должны быть опубликованы. Но проблема в том, что зачастую вовремя утвердить и опубликовать их не удается, и данные о кадастровой стоимости становятся известны общественности лишь спустя несколько месяцев после начала года. А ведь в статье 391 Налогового кодекса четко сказано: «налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом».

Разбирая споры по таким ситуациям, суды утверждали: если по состоянию на 1 января наступившего года кадастровая стоимость не установлена, следует применять нормативную цену земли (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ). Нормативную цену, как и кадастровую стоимость, утверждают органы региональной исполнительной власти. При этом они должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли. Такое мнение высказывал Президиум ВАС РФ (постановление от 10.02.09 № 11279/08), ФАС Поволжского округа (постановление от 30.04.09 № А72-4563/2008), ФАС Северо-Западного округа (постановление от 27.03.09 № А05-9538/2008).

В Минфине с таким подходом не соглашались. Чиновники настаивали: для исчисления земельного налога может применяться только кадастровая стоимость земельных участков. Если же до сведения общественности в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). А после утверждения кадастровой стоимости и получения соответствующих сведений нужно представить «уточненку» (письмо Минфин РФ от 03.07.06 № 03-06-02-04/97).

Пленум ВАС не согласился с позицией Минфина, и «зафиксировал» сложившуюся судебную практику, заявив: при отсутствии данных о кадастровой стоимости налог рассчитывается на основе нормативной цены земли.

Коротко о других спорных моментах, связанных с уплатой земельного налога

Пленум ВАС ответил и на другие важные вопросы. Является ли неосвоение земли, приобретенной застройщиком для жилищного строительства, основанием для отказа в применении пониженной ставки? (Напомним, в отношении таких участков пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлена пониженная ставка налога — 0,3 процента). По мнению судей, нет, не является (п. 8 постановления).

Пункт 9 посвящен налогоплательщикам — физическим лицам, которые на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 тысяч рублей. Так вот они, по мнению арбитров, могут воспользоваться вычетом и в том случае, если земельный участок используется этими гражданами в предпринимательской деятельности.

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Пени за несвоевременный возврат налогового вычета калькулятор

Налоги и Право

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Читайте так же:  Отсутствие задолженности по налогам и сборам

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

повышение юридических знаний

Уплата земельного налога

Автор: Екатерина Шестакова 21 декабря 2009

В практике часто встречаются спорные ситуации в отношении необходимости уплаты земельного налога в случае, если земельные участки не оформлены. При этом позиция Министерства финансов Российской Федерации и судебная практика не совпадают.

В настоящее время письма Минфина свидетельствуют о позиции, в соответствии с которой момент возникновения обязанности по уплате земельного налога определяется датой государственной регистрации права собственности на земельный участок. Вместе с тем, в соответствии с судебной практикой суды отмечают, что фактическое пользование земельными участками влечет возникновение обязанности по уплате земельного налога. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не является основанием для освобождения от платы за землю. В связи с вышеизложенным, полагаю, что неуплата налога влечет риски его взыскания в судебном порядке.

Рассмотрев позиции Министерства финансов Российской Федерации и судебную практику, можно сделать следующие выводы.

Общие положения

  1. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 09 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

2. Как сообщил Минфин России в письме от 26.06.2009 N 03-03-06/1/430, сумму уплаченного земельного налога можно включить в расходы по налогу на прибыль.

Позиция, подтверждающая необходимость уплаты налога

1. Письмо ФНС от от 21 июля 2006 г. N ММ-6-21/[email protected] «О земельном налоге», Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 03-06-02-02/37, от 11 мая 2006 г. N 03-06-02-02/37

В случае если право на земельный участок (например, занятый жилым домом, находящимся в собственности) возникает в соответствии с законом, основанием для взимания земельного налога являются правоподтверждающие документы о регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а при их отсутствии — правоустанавливающие документы, служащие основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правоустанавливающие документы, к которым относятся:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

При этом обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются, в частности, кадастровый план земельного участка и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера…

  1. Письмо Федеральной налоговой службы от 24 октября 2006 г № 21-4-04/[email protected]

«…земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на организации и физических лиц зарегистрированы указанные права либо имеются соответствующие акты (постановления, распоряжения, решения и другие), изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков».

3. Письмо Министерства финансов РФ от 19.11.2007 № 03-05-06-02/128 «переход права собственности на земельный участок не влечет одновременного прекращения ранее предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, и, следовательно, ФГУП — правопреемник присоединенного ФГУП признается плательщиком земельного налога на основании имеющегося решения о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования до прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с оформлением договора аренды».

Позиция, отрицающая необходимость уплаты налога в отношении неоформленных земель

1. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 03-05-04-02/23. Объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. Указанная позиция отражена также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 5-Г06-57. В случае, если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.

2. Письмо Федеральной налоговой службы от 17 июля 2008 г. N ШТ-6-3/[email protected] «О земельном налоге», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. N 03-05-04-02/28, от 21 мая 2007 г. N 03-05-06-02/51

Основанием для уплаты земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.

Отрицательная судебная практика

1. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 9 января 2002 г. N 7486/01

«Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

Читайте так же:  Надо ли платить налог на недвижимость пенсионерам

Иное толкование статьи 15 Закона Российской Федерации «О плате за землю» позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование».

2. ВАС России в Постановлении от 14.10.2003 года № 7644/03 пришел к выводу, что отсутствие правоустанавливающих документов не может являться основанием для освобождения от уплаты земельного налога, поскольку оформление указанных документов зависит исключительно от воли налогоплательщика; в свою очередь, публичное обязательство не может и не должно зависеть от частного волеизъявления.

3. Постановление ФАС Уральского округа по делу с ФГУП «Соликамский завод «Урал»от 01.04.2004 N Ф09-1239/04-АК Земельный налог должен быть определен и уплачен, исходя из ставок земельного налога, с учетом повышающих коэффициентов к ним.

4. Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2006, 12.01.2007 N КА-А41/12866-06 по делу N А41-К2-2513/06. В удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта налогового органа о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату земельного налога и за непредставление декларации по земельному налогу за используемые земельные участки отказано правомерно, так как неоформление в установленном порядке арендных отношений на пользование земельным участком не может служить основанием для освобождения заявителя — фактического землепользователя от платы за землю.

  1. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 13.11.2008 г. N А33-919/08-Ф02-4972/08 сделал вывод о том, что при отсутствии оформленного договора аренды фактический пользователь участка является плательщиком земельного налога.

6. В Постановлении ФАС Московского округа от 16 мая 2007 г Дело N КА-А41/2738-07, отмечается, что с момента составления акта приема-передачи приобретенного недвижимого имущества ЗАО стало фактическим пользователем земельного участка и у него возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки у общества не могло являться основанием для освобождения его как фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю.

7 В Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.01 № 5991/01 сказано, что отсутствие документа, удостоверяющего право пользования земельным участком, не является основанием, освобождающим от уплаты налога на землю. Вынося данное постановление, суд указал, что документальное оформление права владения участком земли зависит от волеизъявления землепользователя. То обстоятельство, что налогоплательщик не принял надлежащих мер к закреплению за ним права пользования землей и что у него в связи с этим нет документа, удостоверяющего такое право, не может служить основанием к освобождению его от уплаты земельного налога.

8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июля 2006 года Дело N Ф04-4310/2006(24349-А46-26) устанавливает, что «для возникновения права на заключение договора аренды или выкупа земли не требуется ни распоряжение земельными участками со стороны прежнего собственника объекта недвижимости, ни отказа от ранее предоставленного права» Обязанность платить земельный налог связана с тем, является ли налогоплательщик землепользователем, то есть использует фактически или нет занимаемые земли.

Положительная судебная практика в пользу налогоплательщика

  1. ВАС России своим Постановлением от 25.11.2008 года № 7297/08 признал неправомерным начисление земельного налога на основании имеющегося у налогоплательщика временного свидетельства о землепользовании. ВАС России мотивировал свою позицию тем, что в соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются лица, имеющие земельные участки на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Только одно из указанных прав, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральном законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», должно приводить к возникновению обязанности по уплате земельного налога. Любое иное землепользование, по мнению ВАС России, не приводит к возникновению публичной обязанности по уплате земельного налога.
  2. Собственник недвижимости не обязан уплачивать земельный налог за участок, на котором она находится. Такой вывод сделал Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 20.02.2009 г. N КА-А41/433-09.

Определение ставки налога в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка

По городу Москве кадастровая оценка земли устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 г. № 1024-ПП.

Также Письма Министерства финансов РФ от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 и от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86 посвящены порядку уплаты земельного налога в том случае, если не утверждена в срок кадастровая оценка земельных участков. Если результаты оценки земель в срок не утверждены, тогда авансовые платежи и земельный налог в отношении этих земельных участков не уплачиваются до их утверждения. В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). Налог (авансовые платежи) должен(ны) быть уплачены после того, как будет утверждена кадастровая оценка в установленном порядке.

Выводы:

В настоящее время письма Минфина свидетельствуют о позиции, в соответствии с которой момент возникновения обязанности по уплате земельного налога определяется датой государственной регистрации права собственности на земельный участок. Вместе с тем, в соответствии с судебной практикой суды отмечают, что фактическое пользование земельными участками влечет возникновение обязанности по уплате земельного налога. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не является основанием для освобождения от платы за землю. В связи с вышеизложенным, полагаю, что неуплата налога влечет риски его взыскания в судебном порядке.

1 Комментарий для «Уплата земельного налога»

Видео (кликните для воспроизведения).

СПАСИБО У меня анологичная ситуация.В 2005г. я отказался от земельного участка и решением суда право собственности было признано за г.Нововоронеж Однако он зарегистрировал свое право лишь в 2010 году. А в 2011году налоговая прислала мне уведомление об уплате налога за 2008 и 2009 годы и сейча судится со мной

Источники

Прекращение земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here