Пример досудебное урегулирование налоговых споров

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

С 2014 года все споры между налогоплательщиками и налоговыми органами подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе (статья 138 НК РФ). Компания не может обратиться в суд за защитой своих прав в сфере налоговых правоотношений, если не проведена процедура досудебного урегулирования.

Общие подходы к урегулированию налоговых споров

Налогоплательщик может обжаловать вступившие в силу акты ИФНС, действия или бездействия должностных лиц ИФНС в случаях, когда налогоплательщик полагает, что его права нарушены.

Обжалование осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

И только затем, если решение по апелляционной жалобе не принято в течение одного месяца (срок рассмотрения апелляционной жалобы в общем случае), действия / бездействия налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

В случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган действие акта ИФНС, который обжалуется, не приостанавливается, за исключением следующего случая.

Это случай предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Банковская гарантия подается вместе с заявлением о приостановлении действия решения ИФНС и жалобой на вступившее в силу решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Срок действия такой банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи налогоплательщиком заявления о приостановлении исполнения решения ИФНС.

ИФНС проверяет банковскую гарантию на соответствие требования статьи 74.1 НК РФ («Банковская гарантия»), и в зависимости от результатов проверки либо приостанавливает, либо не приостанавливает обжалуемое решение ИФНС.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал, либо должен был узнать о нарушении своих прав (Читайте также статью ⇒ Как написать жалобу в налоговый орган через интернет).

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Что и куда можно обжаловать?

В соответствии с частью первой статьи 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Следует обратить внимание, что обжалованию подлежат не только какие-либо положительные действия (например, решение или отказ в чем-либо), но и бездействие налогового органа, когда по закону на нем лежит обязанность совершить в пользу налогоплательщика или налогового агента какие-либо действия.

Например, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ после подачи налогоплательщиком письменного заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налоговый орган в течение пяти дней должен принять решение о таком зачете. По истечении этих пяти дней, если налоговым органом ни будет принято решение (не поступит ни положительного, ни отрицательного ответа, и излишне уплаченный налог не будет зачтен в счет предстоящих платежей), налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа.

Важно также помнить, что под актом, который подлежит обжалованию, необходимо понимать не указанный в статье 100 НК РФ акт, составленный по результатам выездной налоговой проверки, а любой документ, исходящий от налогового органа и затрагивающий права и обязанности налогоплательщика (налогового агента). Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что под актом ненормативного характера, подлежащим обжалованию, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Суд подчеркнул также, что по общему правилу налогоплательщик вправе обжаловать требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование (п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 ? 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ»).

Обжаловать в досудебном порядке действия налогового органа можно в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ). Это означает, в частности, что, например, в Москве несогласное с решением проверяющего органа лицо может обжаловать его в УМНС по г. Москве.

Кто подает жалобу?

От имени организации-налогоплательщика жалоба может быть подана лицом, у которого есть такие полномочия. Таким лицом всегда является ее руководитель (чаще всего генеральный директор). Другие же лица вправе выступать от имени организации-налогоплательщика, если их полномочия вытекают из подписанной руководителем доверенности либо из иных документов. На это обратило внимание своих территориальных органов и МНС России. Оно разъяснило (см., например, письмо от 05.04.01 ? ВП-6-18/274), что орган, в который поступила жалоба налогоплательщика на нижестоящий орган, оставляет ее без рассмотрения в случае, если она подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика. Поэтому жалоба, поданная в вышестоящий налоговый орган, должна быть подписана руководителем организации-налогоплательщика, либо, если она подписывается иным лицом, к ней необходимо приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия этого лица.

Какие документы приложить?

В соответствии с пунктом 2 статьи 139 НК РФ к жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган, могут быть приложены обосновывающие ее документы. Такие документы целесообразно прикладывать к жалобе, поскольку они облегчают вышестоящему налоговому органу уяснение существа жалобы. Во многих случаях без таких документов жалоба представляет собой лишь голословные утверждения, что не позволит соответствующему органу вынести объективное решение по ней. В случае с обжалованием бездействия налогового органа в связи с непринятием им решения о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей, такими документами, в частности, могут являться бухгалтерская отчетность за соответствующий период и платежные поручения, подтверждающие фактическую уплату сумм налога.

Читайте так же:  Неправильный налог на имущество

Какой срок подачи жалобы?

В соответствии с тем же пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается, по общему правилу, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (например, со дня получения решения налогового органа, с которым он не согласен). В случае, если налогоплательщик не доволен бездействием налогового органа, такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента, когда истек установленный законом срок для совершения соответствующего действия (например, для вынесения решения). В упомянутом выше письме МНС России разъяснено, что в случае пропуска срока подачи жалобы, она оставляется без рассмотрения. Необходимо, однако, иметь в виду, что в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 139 НК РФ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Это означает, что одновременно с подачей жалобы, может быть подано заявление, с просьбой рассмотреть ее, несмотря на пропуск соответствующего срока, с объяснением причин такого пропуска. К такому заявлению могут быть приложены доказательства невозможности подачи жалобы в более ранний срок.

Споры по выездным проверкам

Особенно часто между налогоплательщиком и налоговым органом возникают споры, связанные с проведением выездных налоговых проверок. Поэтому стоит более подробно рассмотреть некоторые особенности процедуры обжалования актов налогового органа, принимаемых в связи с проведением этих проверок.

Моментом окончания выездной налоговой проверки является составление проверяющими должностными лицами справки о проведении проверки (ст. 89 НК РФ). С этого момента у налогового органа есть два месяца на составление акта налоговой проверки. Именно в этом акте и должны содержаться выводы проверяющих о правомерности действий налогоплательщика (налогового агента) по уплате налогов. Именно на основании этого акта и принимается решение о привлечении (или, что реже, не привлечении) налогоплательщика к ответственности. Особенно часто на практике возникает вопрос, стоит ли должностным лицам проверяемой организации подписывать этот акт.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. Из этих положений следует, что мотивы отказа подписать акт и возражения по этому акту не совпадают по содержанию. Налогоплательщик может не иметь мотивов отказываться от подписания акта, имея при этом возражения по акту. Поэтому, подписывая акт, налогоплательщик еще не соглашается с актом в целом. Подписание налогоплательщиком акта проверки не препятствует ни представлению налогоплательщиком возражений по акту, ни, тем более, дальнейшему обжалованию вынесенного в последствии решения.

От подписания акта следует отличать расписку в его получении. По смыслу пунктов 2 и 5 статьи 100 НК РФ, отказ представителей организации расписаться в получении акта расценивается как уклонение в его получении, что влечет за собой направление акта по почте. Это может лишить налогоплательщика возможности своевременно ознакомиться с актом, поскольку в таком случае акт считается врученным организации по истечении шести дней со дня его направления по почте, независимо от действительного его получения организацией.

Свои возражения по акту налогоплательщик вправе представить в налоговый орган в течение двух недель со дня получения акта, либо с момента, когда акт считается полученным. Иногда налоговые органы преподносят это право налогоплательщика как его обязанность, что полностью противоречит смыслу пункта 5 статьи 100 НК РФ. Следует также отметить, что возражения представляются именно в орган, составивший акт, а не в вышестоящий орган. В этой связи, в упомянутом выше письме МНС также разъяснено, что в случае, если в вышестоящий орган подаются возражения по акту налоговой проверки, они оставляются без рассмотрения.

По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком материалов, налоговый орган может вынести одно из перечисленных в пункте 2 статьи 101 НК РФ решений, и, в частности, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Что это за мероприятия, могут ли они как-либо затянуть сроки проведения выездной налоговой проверки, как они могут повлиять на результаты проверки, и какие права и обязанности могут возникнуть у налогоплательщика при их проведении?

Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать ряд статей НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится не только посредством налоговых проверок, но и посредством получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, посредством проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

После вынесения налоговым органом решения по материалам проверки налогоплательщик может обжаловать его в вышестоящий орган, в суд, либо одновременно в оба эти органа.

Следует обратить внимание, что именно это решение может быть обжаловано налогоплательщиком, а не акт налоговой проверки, который сам по себе не возлагает на налогоплательщика ни каких обязанностей и не лишает его ни каких прав.

Регламент рассмотрения споров

В конце лета МНС России издало Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке (утв. приказом МНС России от 17.08.01 ? БГ-3-14/290). Изначально этот документ был предназначен для более детального расписывания положений НК РФ, и само собой разумеется, при возникновении противоречий будут применяться нормы НК. Советуем вам обратить внимание на некоторые положения этого Регламента, которые конкретизируют положения кодекса.

Итак, момент подачи жалобы. Жаловаться можно вышестоящему должностному лицу или вышестоящему должностному органу. НК РФ не дает указаний, к кому обращаться в зависимости от того, на кого жалуетесь – на нижестоящее лицо или на нижестоящий орган. Регламент же гласит, что при обжаловании ненормативных актов, действий (бездействия) налогового органа следует обращаться в вышестоящий налоговый орган. Если же налогоплательщик обжалует действия (бездействие) должностного лица налогового органа, ему следует обращаться к вышестоящему должностному лицу.

Теперь – основания для нерассмотрения жалобы. НК РФ их не называет (он не предусматривает права налоговых органов оставлять жалобу без рассмотрения), но в Регламенте они есть. Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

— пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;

— отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

— подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);

— при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

— п олучения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Читайте так же:  Как правильно составить декларацию 3 ндфл

Рассмотрим процедурный вопрос. Тут можно, прежде всего, выделить следующие моменты:

— все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений;

— жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение;

— при рассмотрении и подготовке решений по жалобам юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений;

— окончательное рассмотрение жалоб будет происходить на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

Что за комиссия? Пока неизвестно – ни откуда она взялась, ни кто ее будет образовывать. Но Регламент частично отвечает на эти вопросы. Вот, например, состав комиссии:

  • руководитель или заместитель, осуществляющий оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением (глава комиссии);
  • руководство юридического (правового) подразделения, специалисты, принимающие непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы;
  • иные специалисты юридических (правовых) подразделений, обладающие знаниями по рассматриваемому вопросу (кто это, не совсем понятно: только сотрудники налоговых органов или еще и независимые эксперты?).

У налогоплательщика будет возможность поприсутствовать на заседании комиссии только в том случае, если будут достаточные основания полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству РФ. О времени и месте рассмотрения налогоплательщик извещается заблаговременно. Правда, если он не явится, не страшно – жалобу рассмотрят без него.

Регламент говорит о том, что решение, принятое на комиссии, в этой инстанции будет окончательным. Но отчаиваться не стоит. Во‑первых, всегда можно пойти дальше по вышестоящим органам. Во‑вторых, право на судебную защиту не зависит от того, рассматривается ли ваша жалоба или «бродит» по канцеляриям.

И еще. По общему правилу, закрепленному в статье 141 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если рассматривающий жалобу будет иметь достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, их исполнение может быть приостановлено полностью или частично. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Направление жалобы через сайт налоговой

Подать жалобу также можно и онлайн. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте налоговой, зайти в личный кабинет и заполнить предлагаемые поля. Указать нужно будет свои личные данные и порядок решения данного вопроса. Далее загружаются сканы подтверждающих документов, если они есть у заявителя и он хочет их приложить к заявлению.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Видео (кликните для воспроизведения).

До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.
Читайте так же:  Облагаются декретные подоходным налогом

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Пошаговая инструкция по досудебному урегулированию налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров должно производится в следующем порядке (статьи 139, 139.1, 139.3, 140 НК РФ):

  1. Налогоплательщик подает жалобу в ИФНС, действия/бездействия которой обжалуются. ИФНС в трехдневный срок передает жалобу и материалы по делу в вышестоящий налоговый орган.

Так как у ИФНС есть обязанность по устранению нарушения прав подавшего жалобу лица, ИФНС после проведения таких мероприятий (давших положительный результат) в трехдневный срок не подает в вышестоящий орган жалобу, а сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

  1. Вышестоящий налоговый орган рассматривает поданную жалобу и документы, поданные с жалобой и признанные подтвердить позицию налогоплательщика, без участия налогоплательщика. Налогоплательщик приглашается к участию в рассмотрении жалобы только в случае, если в представленных материалах найдены расхождения или несоответствия.
  2. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом может быть предпринято следующее:
  3. жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена без удовлетворения
  4. акт ИФНС ненормативного характера может быть отменен
  5. решение ИФНС отменяется полностью или в части
  6. решение ИФНС отменяется полностью и принимается новое решение
  7. действия или бездействие должностных лиц ИФНС признаются незаконными, выносится решение по существу.
  8. Решение принимается в течение одного месяца со дня получения жалобы. Срок может быть продлен в случаях, когда требуется дополнительные документы от ИФНС, либо налогоплательщик представил дополнительные документы. Продление осуществляется на срок не более месяца.
  9. Решение вышестоящего органа по жалобе должно быть вручено, либо направлено налогоплательщику в течение трех дней со дня принятия такого решения.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок направления жалобы

Подать жалобу можно путем личного посещения налогового органа, так и через доверенное лицо. Кроме того, направить жалобу можно по почте в виде заказного письма или через «Личный кабинет» на сайте налоговой. Подается жалоба в тот орган, в котором лицо зарегистрировано. В ФНС иных регионов обращаться не нужно, так как это повлечет за собой дополнительные трудо- и временных затрат. И это может привести к неэффективности.

Важно! Если подача жалобы в вышестоящий орган не приносит ожидаемые результаты, то налогоплательщик вправе уже обратиться в прокуратуру. Этот орган рассматривает жалобу в течение 30 дней, после чего выносит решение со своими комментариями и обоснованиями.

Если налогоплательщик хочет подать жалобу в суд, то для этого ему сначала потребуется обратиться в налоговое управление. Читайте также статью ⇒ ВОЗВРАТ НДФЛ ЗА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Эффективно ли досудебное урегулирование налоговых споров

В настоящее время установленный законодательством порядок решения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Это в первую очередь связано с тем, что досудебное урегулирование спора стало обязательным. Такой способ позволяет без особых сложностей решить проблемы, возникшие с налоговым органом. Судебные разбирательства экономически не выгодны, а кроме того требуют довольно много времени.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

Компания получила по результатам налоговой проверки решение о привлечение ее к ответственности за налоговые нарушения. Решение вступило в силу. Компания жалобу в вышестоящий налоговый орган, оспаривая решение ИФНС. В связи с допущенными нарушениями при оформлении жалобы вышестоящий налоговый орган оставил жалобу без рассмотрения. Может ли компания в таком случае обратиться в суд для защиты своих прав?

Нет, в данном случае, компания должна обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган повторно, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования налогового спора.

Вопрос № 2:

Налогоплательщик обратился в суд в связи с нарушением ИФНС срока отмены приостановлении операций по расчетным счетам налогоплательщика без предварительного обращения в вышестоящий орган. Правомерны ля действия налогоплательщика?

В данном случае действия налогоплательщика правомерны, так как досудебного разбирательства для подобных случаев в НК РФ не предусмотрено.

Вопрос № 3:

Нужно ли в случае отказа ИФНС в возмещении НДС соблюдать порядок досудебного урегулирования налогового спора, или можно сразу обращаться в суд за защитой своих прав?

Решение об отказе в возмещении НДС принимается ИФНС по результатам камеральной проверки. В данном случае досудебный порядок урегулирования налогового спора, если налогоплательщик не согласен с решением ИФНС, является обязательным.

Вопрос № 4:

Компании по результатам проверки был доначислен налог. Также были начислены пени и штраф. Компания обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий орган, в котором просила снизить размер штрафа, так как имелись смягчающие обстоятельства. Затем компания обратилась в суд. В судебной иске компания указывала на необоснованное доначисление налога, пени и штрафа по результатам проверки ИФНС. Может ли в данном случае считаться, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден?

В данном случае нельзя считать, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден, так как компания, обращаясь в вышестоящий налоговый орган, не оспаривала доначисление налога, а только ходатайствовала о снижении размера штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде).

Досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Довольно часто в отношениях между хозяйствующими субъектами и налоговым органом возникают спорные моменты. При этом основными причинами споров могут стать такие как, отказ в возврате налога, необоснованные требования контролирующих органов, некорректные действия представителей налоговой (приведшие к правовым последствиям, оскорбления), и др. если по каким либо основаниям у налогоплательщика возникли противоречия с налоговой, то прежде следует попытаться решить проблему, подав жалобу в вышестоящий орган, а только потом обращаться в суд. В статье рассмотрим, как происходит досудебное урегулирование налоговых споров.

Читайте так же:  Ндс за функции валютного контроля проводки

Какие действия ИФНС могут быть обжалованы

Свою деятельность ИФНС осуществляет в соответствии с требованиями и нормами Налогового кодекса и других федеральных законодательных актов. Но на практике могут возникать и иные ситуации. Наиболее частыми основаниями для подачи жалоб на налоговый орган являются следующие:

Основания для подачи жалобы В чем заключается нарушение
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Когда в налоговый орган сведения о снятии с учета ТС или продажи квартиры поступили несвоевременно, это может явиться причиной ошибочного направления уведомления для оплаты Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами положенного двухмесячного срока для направления налогоплательщику инкассового поручения Контролирующие мероприятия В частности действия представителей налоговых органов по:

· истребованию документов о некоторых лицах

· осмотру помещений

Бездействие (то есть, отказ налоговиков в выполнении каких-либо действий) Отказ от выполнения каких-либо действий, возложенных на должностных лиц (к примеру, невозврат денежных средств)

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она составлена должным образом.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Читайте так же:  Дарение дачи налог

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Видео (кликните для воспроизведения).

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Источники

Пример досудебное урегулирование налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here