Проблемы проведения выездной налоговой проверки

Проблемы эффективности проведения выездных налоговых проверок

Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы

Филатова Ирина Ивановна, Липецкий филиал РАНХИГС, доцент, кафедра экономика и финансы, кандидат экономических наук

УДК336.221.4

Введение. Очевидным является тот факт, что без налогов государство не способно существовать. От эффективности системы налогового контроля зависит собираемость налогов и наполнение бюджета Российской Федерации. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Они позволяют выявить факты неполной уплаты или неуплаты налогов и сборов. Основной задачей налоговых проверок является выявление и пресечение нарушений налогового законодательства.

Актуальность. Эффективность выездной налоговой проверки связана с тем, что она базируется на изучении объективных фактических сведений, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе камерального контроля. Удельный вес доначислений произведенных с помощью выездной налоговой проверки, составляет приблизительно 75% всех доначислений по итогам работы, выполненной налоговыми органами.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, то есть правильностью начислений, полнотой и современностью перечисленных налогов и сборов в бюджет. Несмотря на то, что данная форма налогового контроля достаточно эффективна, проведение таких проверок связано с многочисленными проблемами. Рассмотрим главные из них. На данный момент вопросы планирования и организации выездных налоговых проверок являются наиболее актуальными проблемами. [1]

Цель работы заключается в изучении аспектов выездной налоговой проверки, влияющие на ее эффективное проведение. То есть затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Одними из важных критериев отбора фирмы для проведения выездной налоговой проверки являются налоговая нагрузка и рентабельность налогоплательщика, которые сравниваются со средними показателями в данной отрасли. Такое сравнение является не совсем корректным, так как среднеотраслевые показатели не могут являться ориентиром для выводов о наличие нарушений налогового законодательства. Организации могут по субъективным причинам иметь низкий уровень или наоборот резкий рост упомянутых показателей. Кроме того, среднеотраслевые характеристики находятся в зависимости от таких факторов, как количество работников и вид деятельности. Если фактические данные не соответствуют среднеотраслевым, это не означает, что налогоплательщик занижает свои доходы, которые отражены в налоговой отчетности или что он завышает расходы в целях снижения налоговой базы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения. Необходима камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, далее проводится комплексный анализ основных показателей финансово- хозяйственной деятельности. После изучения документов анализируется информация из внешних и внутренних источников о налогоплательщике, и подготавливаются вопросы, подлежащие более углубленной проверке.

Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций. Такое состояние нормативно-правовой базы приводит к необходимости разработки конкретных комплексных мер, которые смогли бы обеспечить высокую эффективность проводимых налоговых проверок.

Задачи статьи:

  1. Проанализировать статистические данные прошлых лет.
  2. Выявить взаимосвязь между количеством выездных налоговых проверок и количеством доначисленных сумм по ним.
  3. Предложить свои методы увеличения продуктивности выездных налоговых проверок.

Научная новизна заключается в сопоставлении статистических данных прошлых лет и выявление новых мер для повышения эффективности налоговых проверок.

Рассмотрим количество выездных проверок в Российской Федерации. В 2014г. было проведено 26184 выездных налоговых проверок, в 2015г. — 22247, а в 2016г. — 19138. (рис.1)[3]

Рис.1. Динамика проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации.

Далее рассмотрим, сколько дополнительно начислено платежей, включая налоговые санкции и пени. В 2014 году составляет 242 266 757 тыс. рублей, в 2015 году -213 438 782 тыс. рублей, в 2016 году 257 212 794 тыс. рублей. (рис. 2)

Рис. 2. Доначисленные платежи в результате проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2014 г., 2015 г. и 2016 г.

Результаты. Проанализировав рис. 1 и рис. 2 , можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что количество выездных проверок с каждым годом становится все меньше, сумма «доначислений» выросла. Так в 2014 году эта сумма составляла 9252 тыс. рублей на одну выездную проверку, в 2015 году -9594 тыс. рублей, а в 2016 году — 13439 тыс. рублей. Это говорит о высоком качестве проведения выездных налоговых проверок. Особенно в 2016 году, мы можем увидеть на графике, что количество выездных проверок снизилось, а доначисленные платежи увелись по сравнению с 2015 годом на 18 %.

Под «эффективной» налоговой проверкой можно понимать такую проверку, затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Несмотря на положительную динамику проведения выездных налоговых проверок в 2016 году, необходимо совершенствовать систему отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, так как в 2015 году, по сравнению с 2014 годом доначисленения в результате проведения выездных налоговых проверок заметно сократились.

Для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок, необходимы следующие меры:

1) Создание единой методики анализа, планирования и проведения выездной налоговой проверки;

2) Совершенствование критериев отбора налогоплательщиков. Приведенный перечень критериев является далеко не полным. Систему критериев необходимо сделать более гибкой, что бы анализируя результаты проверок неэффективные критерии заменить другими. Кроме того, формулировка ряда критериев требует серьёзных уточнений в целях устранения возможной неоднозначности их трактовки.

3) Изучать и использовать положительный опыт зарубежных стран в организации и проведении налоговых проверок. Например, в Соединённых Штатах Америке налоговым органом является Служба Внутренних Доходов. Все поступающие сведения попадают в компьютеризованную систему, автоматически обрабатываются и сопоставляются с данными находящихся в налоговых декларациях. Это позволяет проводить отбор деклараций для более тщательной проверки, которая уже будет проводиться налоговыми инспекторами. [4]

Заключение. Таким образом, для достижения наилучших результатов при организации и проведении выездных налоговых проверок, необходимо оптимизировать работу налоговой службы, направленной как на повышение эффективности выездных налоговых проверок, так и на избежание низкорезультативных проверок, и как следствие, расхода бюджета на такие проверки.

Читайте так же:  Налог при оформлении квартиры в собственность

23.03.2017, 11:30 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Предложенная автором тема безусловно актуальна. Но заявленные тезисы весьма спорны, например, научная новизна не является новизной. Далее автор голословно утверждает, что «Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций.» Необходимы примеры для таких заключений. Анализ статистических данных весьма спорен, если взять поправки на инфляцию, а не текущее стоимостное выражение ( а как мы знаем цены 2014г и 2016г существенно различаются) взысканий, то возможно выводы о росте эффективности неверны. Предложенные автором методы повышения эффективности выездных налоговых проверок поверхностны и не содержат конкретики и каких-либо исследовательских выводов, заключение статьи также носит общий характер и его необходимо конкретизировать. Поставленная цель не достигнута. Ввиду изложенного статья не рекомендуется к печати.

Выездная налоговая проверка: о чем нужно помнить

Что нужно помнить налогоплательщику, когда к нему приходит налоговый инспектор для проведения выездной налоговой проверки? Рассказывает эксперт, участник Сообщества Ольга Семенча.

Об этом много пишут везде, разговаривают, составляют рекомендации, однако огромное количество организаций (особенно небольших и недавно созданных) и предпринимателей сталкиваются с одними и теми же проблемами при проведении выездной налоговой проверки. Многих проблем можно избежать, если вы хорошо осведомлены о своих правах и об обязанностях налоговых органов.

Выездную налоговую проверку налоговики считают наиболее эффективной формой контроля: именно по ее результатам и выносится большинство решений о привлечении к ответственности налогоплательщиков. В то же время налоговые органы очень любят и злоупотреблять своими правами в ходе этой проверки. Тем более что с 1 января 2007 года порядок проведения проверок сильно изменился и к нему еще не привыкли ни сами налоговики, ни налогоплательщики.

Итак, что налогоплательщику необходимо помнить, когда к нему приходит налоговый инспектор для проведения выездной налоговой проверки? Проведение выездной налоговой проверки с определением ее результата можно условно разделить на три этапа.

Этап 1 (приходят инспекторы, что они могут проверить):

1. Как только налоговик появился на вашей территории и говорит, что отныне здесь будет проводиться выездная проверка, вы должны потребовать решение о проведении проверки, подписанное руководителем (его заместителем) налогового органа.

2. Вы должны проверить, все ли необходимые сведения указаны в этом решении:

  • наименование организации-налогоплательщика либо ФИО индивидуального предпринимателя-налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Если вдруг какую-то информацию налоговые органы упустили, вы сможете потом об этом указать в акте проверки. ФИО проверяющих вы можете сверить с их удостоверениями.

1. С начала 2007 года у вас появилось право перенести проведение проверки с территории вашей организации на территорию налогового органа. Выездная налоговая проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа, если вы не можете предоставить помещение для проверки. Правда, Налоговый кодекс умалчивает о том, как налоговик будет принимать решение о наличии у вас необходимого им помещения.

2. Помните четыре факта:

  • выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. В решении о проведении проверки указывается, по каким именно налогам идет проверка. Следовательно, налоговики могут истребовать только те документы и сведения, которые относятся к этим налогам.
  • в рамках выездной налоговой проверки могут быть проверены 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Например, решение вынесено в декабре 2006 года. Значит, проверять могут 2006 год и период с 1 января 2003 года.
  • налоговый орган может проверять уплату одних и тех же налогов за один и тот же период только один раз.
  • в течение календарного года может проводиться только 2 выездные проверки в отношении одного налогоплательщика. Решение о проведении проверки сверх этого ограничения может приниматься только ФНС.

Однако в отношении тех же налогов за тот же период может проводиться повторная выездная налоговая проверка. Правда, НК РФ ограничивает проведение повторной проверки двумя случаями:

  • тем же налоговым органом, если налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой сумма налога меньше ранее заявленной.
  • вышестоящим налоговым органом, который проводит проверку в рамках контроля за деятельностью органа, проводившего проверку ранее.

Вам вряд ли удастся как-то физически противодействовать проведению проверки, если вы считаете, что налоговики нарушают какое-то или все эти условия. Тем не менее, если вы заметили, что действия налоговиков не соответствуют этим требованиям, укажите обязательно это в акте проверки.

Этап 2: как может измениться срок проведения проверки, а также как завершается выездная налоговая проверки:

По общему правилу выездная налоговая проверка длится не более 2 месяцев. Однако этот срок может продлеваться до 4 и в исключительных случаях – до 6 месяцев. ФНС (в Приказе от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]) установила основания продления срока до 4 и 6 месяцев:

  • проверка проводится в отношении крупнейшего налогоплательщика;
  • если в ходе выездной налоговой проверки была получена информация от правоохранительных и иных органов о наличии у проверяемого лица нарушений налогового законодательства и если эта информация требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка (наводнение, пожар и т.д.);
  • непредставление проверяемым лицом документов, необходимых для проверки;
  • у проверяемой организации несколько обособленных подразделений:
    • если менее 4 подразделений и при этом доля уплачиваемых этими подразделениями налогов составляет более 50% от общей суммы налогов, уплачиваемой организацией, или удельный вес имущества на балансе подразделений составляет более 50% от общей стоимости имущества организации – срок продлевается до 4 месяцев;
    • если число подразделений от 4 до 9 включительно – до 4 месяцев;
    • если 10 и более подразделений – до 6 месяцев.

В иных случаях необходимость и сроки продления проведения выездной налоговой проверки определяются исходя из ряда факторов. Такими факторами могут быть, например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых документов, количество налогов, по которым назначена проверка и др.

ВАЖНО! Решение о продлении срока принимает (и, следовательно, подписывает) руководитель управления ФНС по субъекту РФ (или его заместитель). В 3 случаях решение принимается непосредственно руководитель ФНС (его заместитель):

  • продлевается срок проведения повторной выездной налоговой проверки, проводимой УФНС по субъекту РФ в рамках контроля за деятельностью нижестоящего органа;
  • продлевается срок проведения выездной (повторной выездной) проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
  • продлевается срок проведения выездной (повторной выездной) проверки, проводимой ФНС.
Читайте так же:  Компенсация подоходного налога

Следовательно, вам необходимо проверить, кто подписал решение о продлении проведения выездной налоговой проверки, а также обоснованность (то есть, указание на конкретное обстоятельство, послужившее поводом для продления срока).

1. Срок проведения проверки считается со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проверке. Обращаю внимание! Дата окончания проверки – день составления справки о проверке, а не акта проверки!

2. От продления срока проведения выездной налоговой проверки следует отличать приостановление проведения проверки. В случае приостановления срок проведения проверки перестает течь. Основания приостановления:

  • истребование документов у контрагентов и иных лиц;
  • запрос в иностранные государственные органы;
  • экспертизы;
  • перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Максимальный срок приостановления – 6 месяцев, и только по второму основанию – 9 месяцев. В течение этого времени налоговики не могут совершать никакие действия на территории налогоплательщика, истребовать документы. Более того, налоговые органы должны вернуть все подлинники документов (кроме изъятых в рамках выемки).

ВАЖНО! И приостановление, и возобновление проведения проверки оформляются решениями руководителя (его заместителя) налогового органа. В решении о приостановлении должно быть указано основание приостановления (конкретный подпункт пункта 9 ст. 89 НК РФ).

1. В последний день проведения проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. В этой справке содержится предмет проверки, который должен совпадать с предметом проверки, указанным в решении о проведении проверки. Также в справке указывается срок проведения проверки – дата начала и дата окончания.

Обращайте внимание на то, чтобы предмет проверки совпадал с указанным в решении о проведении проверки, а срок – с реальными датами.

Фиксируйте все нарушения!

2. Выездная налоговая проверка оканчивается именно в день составления справки о проведенной проверке. Эта дата важна для отсчитывания срока, который дается налоговому органу для составления акта проверки (2 месяца).

3. После того как вы получили акт проверки, вы можете в течение 15 дней (рабочих!) представить в налоговый орган письменные возражения с материалами и документами, подтверждающими ваши возражения.

Этап 3: выездная проверка завершилась, каковы результаты:

Акт проверки вместе с вашими письменными возражениями рассматривается руководителем налогового органа (его заместителем). Вы должны помнить:

1. Руководитель налогового органа или его заместитель должны вас известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если вы не явитесь, в налоговом органе все равно могут рассмотреть материалы в ваше отсутствие, если только ваше участие не будет признано обязательным.

2. Если вы даже не представили письменные возражения на акт проверки, у вас есть право устно давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

3. Если вдруг руководитель сочтет, что доказательств недостаточно, он может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. ВАЖНО! В этом решении должны быть указаны:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий,
  • срок (не более 1 месяца)
  • конкретные формы мероприятий.

Дополнительные мероприятия могут проводиться в 4 формах:

  • истребование документов у проверяемого лица;
  • истребование документов у контрагентов и иных лиц;
  • допрос свидетеля;
  • проведение экспертизы.

Решение о проведении дополнительных мероприятий не может являться актом, завершающим процедуру рассмотрения материалов проверки (в отличие от действовавшего до 1 января 2007 года порядка).

1. По результатам рассмотрения материалов проверки выносится одно из двух решений:

  • решение о привлечении к ответственности (указывается размер недоимки, пеней и штрафа);
  • решение об отказе в привлечении ответственности (может быть указан размер недоимки и пеней, но не штрафа!).

2. Решение (любое из двух указанных) вступает в силу по истечении 10 дней (рабочих!) со дня вручения проверяемому лицу или его представителю.

До истечения этих 10 дней вы можете подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

3. После истечения этих 10 дней (то есть после вступления решения в силу) вы можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган, если решений до этого не было обжаловано в апелляционном порядке. Такую жалобу вы можете подать в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

4. В каких случаях решение должно быть отменено вышестоящим налоговым органом?

  • Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. К таким существенным условиям относится: обеспечение возможности проверяемого лица участвовать в процедуре рассмотрения материалов (то есть извещение о времени и месте рассмотрения) и обеспечение возможности представить объяснения.

5. В каких случаях решение может быть отменено вышестоящим налоговым органом?

  • Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований НК РФ. При этом не уточняется, каких именно требований. Следовательно, если в ходе проверки должностные лица нарушили какие-то требования относительно процедуры проверки, это может служить основанием отмены решения.
  • Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (или его заместителем) налогового органа неправомерного решения.

Таким образом, я указала положения, о которых проверяемое лицо должно знать и помнить в ходе проведения выездной налоговой проверки, при рассмотрении материалов проверки, а также при обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.

Проблемы организации выездных налоговых проверок

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2014, N 19

Эффективное функционирование системы государственного финансового контроля направлено на защиту финансовых интересов не только государства, но и юридических и физических лиц. Государственный финансовый контроль многообразен и включает различные виды контроля:

Видео (кликните для воспроизведения).

Существование теневой экономики неизбежно для любого современного общества и подтверждает наличие проблем и противоречий в нем. Одной из характерных черт секторов теневой экономики считается уклонение от налогов. В мировой и российской налоговой практике известны разнообразные схемы уклонения от уплаты налогов. В связи с этим повышение эффективности налогового контроля не теряет своей актуальности.

Эффективность выездной налоговой проверки обусловлена тем, что она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда представляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе проведения камерального контроля. Удельный вес доначислений, произведенных с помощью выездной налоговой проверки, составляет около 70% всех доначисленных сумм по результатам контрольной работы, проведенной налоговыми органами [1].

Читайте так же:  Сроки давности по уплате налога на землю

Несмотря на эффективность данной формы налогового контроля, проведение таких проверок сопряжено с многочисленными проблемами. Остановимся на главных из них. Наиболее актуальными проблемами являются вопросы планирования и организации выездных налоговых проверок.

В настоящее время подготовка плана проведения выездных налоговых проверок базируется на выполнении определенного перечня контрольных мероприятий, связанных с автоматизированным отбором налогоплательщиков. Данный отбор осуществляется с учетом заданных критериев и наличия принадлежности налогоплательщиков к зонам риска [2, 7, 3]. Для обеспечения качественного отбора налогоплательщика необходимо непрерывное формирование его «досье» по результатам камеральных проверок.

Важными критериями налоговых рисков являются налоговая нагрузка и рентабельность налогоплательщика, которые обязательно сравниваются со средними показателями по отрасли. Такое сравнение, по мнению автора, является некорректным, так как среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности не могут являться ориентиром и обеспечивать достаточную базу для вывода о наличии нарушений налогового законодательства.

Во-первых, организации могут по субъективным причинам иметь низкий уровень или резкий рост вышеназванных показателей.

Во-вторых, среднеотраслевые показатели напрямую зависят от таких факторов, как вид деятельности налогоплательщика, численность сотрудников [7].

В-третьих, соответствие фактических значений среднеотраслевым показателям не является свидетельством отсутствия занижения налогоплательщиком доходов, отраженных в налоговой отчетности, или завышения расходов в целях снижения налогооблагаемой базы. Налоговая нагрузка в среднем по России за последние годы снизилась на 3,7%, а рентабельность — на 4,1% (рис. 1).

Динамика налоговой нагрузки и рентабельности (в среднем по отраслям), %

ФНС России.

Еще одной проблемой является расчет «предполагаемой суммы доначислений». Рассчитать такую сумму на основании документов, предоставленных налогоплательщиком, в принципе невозможно в связи с тем, что налоговая и бухгалтерская отчетности не отражают в полном объеме сведений о деятельности и финансовом положении налогоплательщика.

Снижение налоговой нагрузки и рентабельности непосредственно повлияло на количество выездных налоговых проверок (рис. 2).

Динамика проведения выездных налоговых проверок в г. Новосибирске, ед.

УФНС России по Новосибирской области.

Несмотря на то что количество выездных налоговых проверок организаций с каждым годом становится все меньше, сумма «доначислений» в среднем по России выросла и составила 223 052 594 млн руб. Сумма доначислений на одну выездную проверку по России составила 5 076 929 млн руб., что говорит о высоком качестве проведения выездной налоговой проверки [2].

Для обеспечения единообразия проведения мероприятий налогового контроля ФНС России в 2013 г. подготовила для территориальных налоговых органов рекомендации по проведению выездных налоговых проверок. Следует заметить, что в данном документе содержится решение ряда методических вопросов по организации выездных налоговых проверок. В частности, перечислены ограничения при проведении выездных налоговых проверок (по предмету проверки, проверяемому периоду, количеству проверок). Детально описан порядок проведения выездной налоговой проверки. Кроме того, уделено внимание месту, сроку, окончанию выездной налоговой проверки, направлению акта проверки проверяемому лицу [5].

Для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок предлагаются следующие мероприятия:

  • создание единой методики анализа, планирования и проведения налоговых проверок;
  • совершенствование критериев отбора налогоплательщиков для планирования проведения выездных налоговых проверок;
  • изучение практики налогового контроля в зарубежных странах в области применения автоматизированных информационных средств в технологиях налоговых проверок;
  • обязательный анализ сравнения сумм предполагаемых доначислений по результатам выездной налоговой проверки с затратами на ее проведение для исключения безрезультативных проверок.

Совершенствование модели организации и планирования выездных налоговых проверок позволит оптимизировать работу налоговой службы и увеличит эффективность и качество ее работы.

Основные проблемы проведения выездных налоговых проверок

В развитых странах политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям:

а) гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств;

б) выявлять случаи налоговых злоупотреблении.

Иными словами, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания. Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

Ошибки или нарушения, которые выявляются в ходе налоговых проверок, можно подразделить на:

а) ошибки, допущенные по небрежности или изза недостатка внимания;

б) нарушения, допущенные в силу неправильного или неполного понимания закона;

в) злоупотребление легальными льготами или недоработками в законодательстве;

г) намеренно допущенные ошибки или искажения в отчетности (включая применение методов укрытия их от налоговой проверки).

В процессе своей деятельности налоговые органы должны соблюдать два правила: строить свою работу таким образом, чтобы защищать максимально эффективным образом интересы государства, казны, и в то же время строго соблюдать права и свободы частных граждан [1].

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющих наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах [8].

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Значение выездных налоговых проверок в осуществлении налогового контроля достаточно велико. Поскольку выездные налоговые проверки — это один из наиболее эффективных видов налогового контроля, который в полном объеме позволяет определить размер неуплаченного налога и/или сбора, соответственно, установить, размер нанесенного ущерба и вынести решение о взыскании штрафов и пеней. Но при осуществлении налоговых мероприятий, в частности, выездных налоговых проверках перед налоговыми органами возникает множество проблем [9].

Наиболее значительными проблемами являются те, которые связаны с несовершенством законодательства в области налогов и сборов, трудность его понимания. Для организаций основная трудность состоит в правильности исчисления налога. Подобную трудность «часто» или «почти всегда» испытывают 24% организаций-респондентов. У малых предприятий такие затруднения встречаются реже в силу широко использования специальных режимов налогообложения. Распределение трудностей с исчислением налога по всем временным группам налогоплательщиков – «новичкам» (стаж взаимодействия с налоговой службой до 1 года) и «ветеранам» (опыт работы 10, 15 лет и более) примерно равномерное. Хотя, казалось бы, опыт должен помогать правильно рассчитывать налоги. Своевременность уплаты налога представляет сложность для каждой десятой организации: у 10,1% «часто» или «почти всегда» возникают спорные вопросы, связанные со сроками внесения в бюджет налогов.

Читайте так же:  Налоговая проверка может проводиться за три

Отсутствие регламентированного порядка учета времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика» давало налоговым органам достаточно широкие возможности для манипулирования сроками и вело к затягиванию выездных проверок, что приводило к ущемлению прав налогоплательщиков.

Ещё одна проблема, которая стоит перед налоговыми инспекторами при проведении выездной проверки – это сложность контроля финансовых потоков налогоплательщика, в частности минимизация налогов при «обналичке». В последнее время в связи с усилением контроля за банками источниками наличности все чаще становятся торговые сети, а так же электронные платежные терминалы. Спрос на наличные деньги в теневой экономике стимулирует к сокращению реальных объемов наличной выручки в легальной экономике и соответственно сокращает налоговую базу.

Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий. Как показывает анализ, именно предприятия сферы малого предпринимательства наиболее подвержены налоговым правонарушениям, неоприходование денежной выручки, уклонение от сдачи налоговой отчетности, в том числе в таких формах, как не постановка на учет в налоговых органах, фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие. В связи с этим усиление налогового контроля за этой сферой деятельности будет способствовать обеспечению дополнительного притока налоговых поступлений в бюджет, в том числе со стороны крупнейших налогоплательщиков, так как некоторые из них применяют сложные схемы ухода от налогообложения посредством создания подставных фирм – малых предприятий, через которые посредством механизма манипулирования ценами и иных схем уводятся из-под налогообложения многие миллиарды рублей налогооблагаемой прибыли [10].

Таким образом, система организации выездных проверок, как и любая другая экономическая система в соответствии с законами диалектики требует развития и совершенствования, приведения в соответствие с уровнем развития рыночных отношений.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 175 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении принципов планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
— изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
— подготовка к проведению выездной налоговой проверки;
— начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;
— оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Классификация налоговых проверок………………………………………….5
Виды налоговых проверок……………………………………………………..5
Выездная налоговая проверка…………………………………………………6
Организация и методика проведения выездной налоговой проверки……. 9
Действие налоговых органов в процессе выездной налоговой проверки….9
Основные этапы проведения выездной налоговой проверки……………. 12
Сроки проведения выездной налоговой проверки………………………….13
Оформления результатов выездной налоговой проверки………………….15
3 Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок………………………………………………………………………… 22
3.1 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок………….22
3.2 Пути решения проблем, возникающих при осуществлении выездной налоговой проверки……………………………………………………………. 26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Это позволяет налоговым органам проверить различные направления и аспекты деятельности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Зачастую проведение выездной проверки является мощным дестабилизирующим фактором. И дело не в том, что в ходе проверки могут быть обнаружены нарушения, влекущие доначисление налоговых платежей, передачу материалов в правоохранительные органы. Дело в том, что появление сотрудников налоговых органов на территории организации, как правило, влечет нарушение повседневной деятельности, необходимость копирования документов, отвлечение сотрудников от их основных обязанностей. К тому же, как правило, в период нахождения проверяющих на предприятии бухгалтерия стремится внести возможные исправления в документацию, иногда наспех, что только накаляет атмосферу и создает потенциальную возможность для совершения ошибки, которая впоследствии может дорого обойтись компании.

Проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создает прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений как со стороны налогоплательщика, так и со стороны сотрудников налоговых органов. Нередки случаи, когда прямой контакт, устанавливаемый между налогоплательщиком и проверяющим лицом, ведет к попыткам «договориться» в обмен на игнорирование действительных и мнимых нарушений. Опять же необходимость достижения плановых показателей по собираемости налогов ведет к тому, что должностные лица налоговых органов зачастую выходят за рамки служебных полномочий, проводя отдельные контрольные действия с нарушениями и тем самым нанося ущерб деятельности налогоплательщика

Одним из методов налогового контроля, применяющимся при проведении выездной налоговой проверки является допрос свидетелей. Показания свидетеля являются доказательством совершенного правонарушения и в качестве доказательства оцениваются судом в случае, если между налогоплательщиком и инспекцией возник спор о результатах проведенной проверки.

Нередко на практике возникает вопрос, могут ли использоваться в качестве самостоятельного доказательства сведения, полученные иными органами (например, правоохранительными) в рамках проведения следственных или оперативно-розыскных действий. Представляется, что ответить на этот вопрос можно только отрицательно. Объяснения третьих лиц следует считать допустимыми доказательствами по делам о налоговых правонарушениях только в тех случаях, когда они получены в результате мероприятий налогового контроля налоговыми органами с соблюдением процедуры, предусмотренной НК РФ, но не в результате оперативно-розыскной деятельности.

При этом оперативно-розыскные мероприятия не являются мероприятиями налогового контроля и использование их результатов при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях законом не. Результаты оперативно-розыскной деятельности выступают не доказательствами, а лишь сведениями об источниках фактов, а доказательствами становятся только после того, как будут надлежащим образом оформлены. В соответствии с пп.3 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы имеют право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Изъятие документов у предприятий, учреждений, организаций и граждан производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица инспекции, которое производит проверку. Постановление о производстве изъятия оформляется на бланке установленной формы.

В этом вопросе возникает сразу две проблемы. Для налогоплательщика: какие именно основания полагать, что документы или предметы могут сокрыты, уничтожены, исправлены, могут возникнуть у проверяющего. Перечня таких ситуаций ни в каком НПА не указано, таким образом, представитель налогового органа сам решает, что считать опасностью сокрытия документов и не всегда его решение в должной степени обоснованно. Для должностного лица налогового органа: получив достаточные основания, что документы могут быть уничтожены, изменены, проверяющий должен написать постановление, это займет какое-то время, в течение которого, налогоплательщик может осуществить свои замыслы и уничтожить, исправить, скрыть документы.

Читайте так же:  Налоговые вычеты за обучение мужа

3.2 Пути решения проблем, возникающих при осуществлении выездной налоговой проверки

Я считаю что, совершенствование налогового контроля является важнейшей задачей налоговых органов. В первую очередь, необходимо устранение существующих проблем, возникающих в ходе проведения налогового контроля.

В целом для этого необходимо выполнение трех основных условий:

— Повышение налоговой культуры налогоплательщиков, их налоговой дисциплинированности;

— Повышение квалификации работников налоговых органов, контроль за соблюдением ими норм, регламентирующих проведение налогового контроля;

— Совершенствование налогового законодательства в сфере налогового контроля.

Последний пункт является наиболее важным и, в тоже время, наиболее просто осуществимым. Очень трудно заставить налогоплательщика добровольно отдавать часть заработанных денег. Необходимость налогового контроля совсем бы пропала, если бы каждый налогоплательщик был сознательным, законопослушным и своевременно и в полном объеме уплачивал бы установленные законом налоги и сборы. Однако, ситуация такова, что многие люди, при наличии какой-либо возможности скрыть свою налоговую базу — пользуются ее. Большая часть населения является юридически неграмотными и в какой-то мере эту проблему можно решить, повысив налоговую культуру населения путем ознакомления с нормами налогового законодательства, но не в непонятной непрофессионалу форме законов и постановлений, а в более упрощенной форме. Например, это можно осуществить путем внедрения как обязательного для всех специальностей и всех высших и среднеспециальных учебных заведений курса «Налоги и налогообложение». Целью такого курса необходимо сделать ознакомление студентов с налоговой системой страны не со стороны государства и налоговых органов, а со стороны налогоплательщиков.

Выявить злоупотребление должностными полномочиями работника налогового органа так же достаточно тяжело. Меры, по борьбе с коррупцией в нашей стране, ничтожны по сравнению с ее размахом. Необходим постоянный планомерный внутренний контроль за соблюдением законодательства. Все этапы проведения выездной налоговой проверки жестко регламентированы, но во множестве случаев эти правила нарушаются налоговыми органами, что ухудшает положение налогоплательщика. Справедливым в данном случае может стать отмена решений по проведенной проверке, при наличии у налогоплательщика доказательств нарушения налоговым органным любого из пунктов нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение проверок.

Налоговый контроль это такая сфера налоговый правоотношений, где не допускаются неточности. Так как налогоплательщик и налоговый орган 2 «противостоящих» субъекта, налогоплательщик хочет заплатить как можно меньше, в то время как налоговый орган хочет начислить и взыскать как можно больше средств, то возникновение неточностей, пробелов в законодательстве каждый воспринимает в свою пользу. В связи с этим целесообразно законодательно установить:

— список документов, которые налоговый орган может истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки;

— документ, фиксирующий срок окончания камеральной налоговой проверки (например, справка, по аналогии с ВНП);

— право на использование материалов оперативно-розыскной работы органов внутренних дел при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности без дополнительных формальностей, чтобы упростить и ускорить процедуру;

— перечень ситуаций, когда должностное лицо может произвести выемку документов или предметов при проведении выездной проверки;

— в случае возникновения такой ситуации, предоставить должностному лицу налогового органа произвести выемку без постановления, для большей уверенности в сохранности документов.

Предлагаемые меры помогут преодолеть лишь часть проблем, возникающих в ходе налогового контроля. Но в целом можно сделать вывод, что налоговый контроль будет наиболее эффективен при детальном изложении этапов, форм, методов и действий налогоплательщиков и налоговых органов в законодательстве и контроле за его соблюдением всеми субъектами.

Любая проверка, а в особенности налоговая, вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия, так как для обеспечения деятельности проверяющих необходимо отвлекать от основной работы сотрудников бухгалтерии и юридической службы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятии создает определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности. Однако даже, если результаты проверки оказались «отрицательными» для организации-налогоплательщика – еще не все потеряно! Все действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, могут быть обжалованы в суде, так же, как и решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и иные акты налогового органа. Причем под актом налогового органа в данном случае понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику необходимо внимательно изучать документы, предъявленные налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде со стороны налогоплательщика при возникновении налогового спора. По возможности необходимо налогоплательщику делать и оставлять при себе копии этих документов. Нарушение формы акта налоговой проверки повлекло за собой отмену решений органов налоговых органов о взыскании санкций.

При проведении проверки проверяющим необходимо представлять только те документы, которые они затребовали. Показывая «лишние» документы, можно спровоцировать проверку тех областей своей финансово-хозяйственной деятельности, которые первоначально проверять не планировалось. При чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы, которые были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей доначисление сумм налога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных в акте и приложения к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов производится без учета переплат по налогам, выявленных при проверке. Проверяющие тоже люди, и иногда допускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки. Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так и проверяющей стороны позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения ее результатов, вынесения решения по проведенной налоговой проверке и привлечении или непривлечении к ответственности при выявлении каких-либо нарушений законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список использованных источников

Источники

Проблемы проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here