Проблемы валютного контроля импорта

Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций

Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 3200 раз

Библиографическое описание:

Данилова О. Е. Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/182/46895/ (дата обращения: 20.02.2020).

Статья посвящена правовым вопросам, касающимся незаконного вывоза капитала за рубеж. Рассмотрены возможности применения различных мер валютного регулирования и валютного контроля в предотвращении оттока денежных средств.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валютная выручка, отток капитала, экспортно-импортные операции, национальный валютный рынок.

Противодействие незаконному оттоку денежных средств за рубеж — основная задача института валютного регулирования и валютного контроля.

Как отмечается в учебной и научной литературе, все это составляющие валютной политики государства, которая направлена на укрепление финансового положения страны, создание режима устойчивости национальной валюты, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту [1]. В данной сфере мероприятия осуществляются путем непосредственного воздействия на национальную валюту, валютный курс и валютные операции [2].

Отметим следующие взаимообусловленные причины, способствующие вывозу капитала.

1. Проблемы репатриации валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями.

На счетах в иностранных банках находится огромное количество валютных средств, которые не были возвращены в Российскую Федерацию.

На сегодняшний день мы может констатировать явно недостаточное количество законодательных механизмов, позволяющих обеспечить возврат денежных средств.

Данная проблема наносит значительный ущерб экономической безопасности страны, поскольку вывоз капитала приводит к оттоку значительных ресурсов из экономического оборота государства и включению их в производственный процесс других стран.

В настоящее время положения Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [3] позволяют в определенной мере обеспечить устойчивость валютного рынка, направлены на исключение указанных выше проблем.

Но в то же время, очевидно, что нормы, регламентирующие деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля, нуждаются в дополнение с целью повышения эффективности мер, которые регулируют проведение экспортно-импортных операций.

2. Второй причиной создавшейся ситуации являются переводы валюты (без товара) и сделки по фиктивным импортным контрактам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На практике российский покупатель переводит иностранному контрагенту валюту под заведомую не поставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление).

Широко также практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам.

Как отмечает А. Н. Козырин, основываясь на данных Банка России (по отчетности коммерческих банков) по «бестоварным» переводам, осуществляемым по фиктивным импортным контрактам, из России ежемесячно уходило около 400 млн. долларов [4].

3. Третья причина — осуществление расчетов между российскими участниками и иностранными контрагентами за пределами России (оффшорные зоны).

Осуществление расчетов между российскими и иностранными участниками внешнеторговой деятельности позволяет выводить денежные средства за пределы российской налоговой системы.

Это так называемые «оффшоры» («налоговые убежища»), когда на российской территории осуществляется само производство, а финансовые расчеты производятся за рубежом.

Мы также наблюдаем открытие за рубежом денежных счетов компаниями крупного и среднего бизнеса, что способствует утечке капитала.

Безусловно, российский финансовый рынок нуждается в защите. Средства реализации валютной политики призваны исключить валютную зависимость Российской Федерации и обеспечить выполнение при осуществление внешнеторговой деятельности требований российского валютного законодательства, а также обоснованность платежей в иностранной валюте, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

В этой связи государство принимает меры для активизации валютного регулирования.

В частности, принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [5].

Положения данного законодательного акта обязывают резидентов отчитываться о конкретных сроках получения на свои счета валютной выручки в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Отметим, что на сегодняшний день резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации и исполнения обязательств по таким контрактам.

Также закон расширил перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции (например, совершение запрещенных валютных операций между резидентами, нарушение любых актов валютного законодательства Российской Федерации).

Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу обновленная Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов при осуществлении валютных операции. Указанным нормативным актом для резидентов-экспортеров введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров, устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня [6].

Определенной особенностью России является то, что иностранная валюта имеет обращение параллельно с национальной. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег, национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем.

Для этого контролирующие органы должны быть наделены соответствующими полномочиями, позволяющими своевременно устанавливать факты нарушения валютного законодательства.

Отметим, что изменениями, внесенными в Правила представления резидентами и нерезидентами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98, установлено, что названные органы в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов (участников внешнеторговой деятельности), а последние обязаны представлять документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и должны соответствовать требованиям, определенным частью 5 указанной статьи [7].

Читайте так же:  Льготы по подоходному налогу для физических лиц

Основные целями валютного регулирования в Российской Федерации должны быть:

  1. Стабильный курс национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления;
  2. Обеспечение притока иностранной валюты и усовершенствование контроля за возвратом валютной выручки экспортерам;
  3. Действенный контроль за участниками внешнеэкономической деятельности.

Иллюстрацией к сказанному является инициатива Минфина России о необходимости наделения банков полномочиями по передаче в Федеральную налоговую службу России в электронном виде информации о проводимых резидентами валютных операций в рамках даже тех договоров с нерезидентами, которые не предусматривают пересечения товарами территории Российской Федерации [8].

Во многих зарубежных странах операции по сделке, имеющей признаки легализации незаконно полученных доходов или другие признаки подозрительности, кредитной организацией могут быть приостановлены, о чем информируются соответствующие компетентные органы, а, в крайнем случае, клиенту отказывается в проведении такой операции. Наиболее показателен в этом отношении опыт Италии, законодательство которой является наиболее эффективным в плане предупреждения «отмывания» криминальных капиталов и рекомендовано ЕС в качестве образца для унификации национальных законодательств в этой области.

Интересный факт приводит Т. В. Камалова: в законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности банковской операции к разряду криминальных акций. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для проверки и, в случае подтверждения подозрения в попытке осуществления преступной финансовой акции, направляется в следственный департамент по борьбе с мафией Министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими следственных мероприятий [9].

Таким образом, в практике ведущих стран на смену валютному контролю пришли системы государственного контроля за финансовыми операциями.

В Российской Федерации валютное регулирование и контроль на сегодняшний день являются единственным инструментом, способным противодействовать утечке капитала и отмыванию преступных доходов, однако соответствующая правовая база нуждается в совершенствовании.

Валютный контроль за импортными поставками

Рубрика: Административное право

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Толкачева А. В. Валютный контроль за импортными поставками // Новый юридический вестник. — 2019. — №4. — С. 6-10. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/133/4347/ (дата обращения: 20.02.2020).

В статье раскрывается понятие валютного контроля как самостоятельной отрасли права. Рассматриваются основные проблемы контроля на основе судебной практики. Делается вывод о необходимости изменения механизма валютного контроля на основе реорганизации органов и агентов валютного контроля.

Актуальность темы обусловлена экономическими, юридическими и социальными причинами. Неоднозначность толкования законодательства в сфере валютного контроля, приводит к серьезным финансовым ущербам, затрагивающим бюджет Российской Федерации. Возникают ситуации, когда часть импортной продукции не поступает на территорию государства, что приводит к ослаблению сектора рыночной экономики страны и нарушению обеспечения товарообмена между странами.

Цель исследования — анализ законодательства в сфере валютного контроля за импортными поставками и выявления существующих проблем.

Считаем, что нельзя согласиться с позицией тех авторов, которые сопоставляют валютный и финансовый контроль, так как валютный контроль обладает собственным предметом, методом, специальными задачами и целями, особым кругом субъектов и объектов, что позволяет рассматривать его как самостоятельную отрасль права. Рассмотрим каждый из названных элементов подробнее.

«Предмет валютного контроля — валютные операции [3, с.26].

Субъекты валютного контроля делятся на две группы — это государственные органы (органы валютного контроля) и агенты валютного контроля.

Под объектами валютного контроля понимаются «те юридические и физические лица, действия которых в валютной сфере (валютные операции) являются предметом валютного контроля» [3, с.36].

Цель валютного контроля — «обеспечение режима законности в сфере валютных отношений» [3,с.39].

Что касается задач валютного контроля, то можно выделить четыре основных направления: «1 определение соответствия валютных операций законодательству и наличия лицензий и разрешений, 2 проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке, 3 проверка обоснованности валютных платежей, 4 проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям» [3, с.40–41].

При анализе статьи 23 федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле [5], можно сделать вывод об использовании органами и агентами валютного контроля таких методов, как проверка и запрос. Проверка направлена на установление соблюдения «резидентами и нерезидентами» валютного законодательства Российской Федерации и отчетности, представляемой «резидентами и нерезидентами» по совершенным сделкам. В свою очередь запрос представляет собой истребование документов и информации органами и агентами валютного контроля для выявления нарушений в сфере валютного законодательства и их устранения.

На основе анализа судебной практики применения валютного законодательства при осуществлении валютного контроля за импортными поставками можно выделить следующие проблемы:

Во-первых, следует обратить внимание на одно из самых распространенных оснований для привлечения к административной ответственности — не соблюдение резидентами сроков, предусмотренных ч.5 ст.15.25 КоАП, для возврата в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенный товар [6]. Согласно ч.1 ст.19 закона о валютном регулировании [5], норма, предусматривающая репатриацию валютной выручки, носит императивный характер, что осложняет взаимоотношения между участниками внешнеторгового контракта и зачастую приводит к пробелам в регулировании государственными органами (в частности таможенными органами) исполнения контракта сторонами. На практике, стороны, устанавливая сжатые сроки исполнения обязательств по контракту, в дальнейшем заключают дополнительные соглашения с измененными сроками, при этом во всех случаях покупатель выплачивал 100 % предоплату товара [7], [8], [9], при этом оплата партии товара осуществлялась, а ввоз товара, в том объеме, который установлен паспортом сделки и контрактом нет. Общество (покупатель) не обеспечивало возврат денежных средств.

Можно сделать вывод, что стороны контракта в своих интересах, при наступлении сроков, предусмотренных контрактом, заключая дополнительные соглашения на продление сроков, вступают в противоречие со статьей 19 закона о валютном регулировании [5]. При этом, во всех рассмотренных делах [7], [8], [9] таможенные органы выносили постановление по делу об административном правонарушении, суд признавал действия таможни правомерными и назначал наказание в виде административного штрафа в размере трех четвёртых суммы денежных средств по ч.5 ст.15.25 КоАП [6]. Как правило, юридическое лицо не подтверждало факта отсутствия вины, при этом, сроки, указанные сторонами в контракте носят абстрактный характер [10]. Зачастую, указывается месяц, без конкретной даты или оплаты товара и срока действия контракта, без отдельных операций по импорту товара, что приводит к выводу об отсутствии возможности для осуществления контроля со стороны органов валютного контроля за совершением отдельных операций и расчетов по контракту.

Читайте так же:  Схема органов государственного финансового контроля

Во-вторых, практика основывается на нарушениях пункта 3.8 Инструкции № 138-И [11], Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И [12] при заключении контракта на поставку товара и дополнительных соглашений, юридическое лицо — резидент открывает в уполномоченном банке паспорт сделки, но справку о валютных операциях и документы о поступлении и списании с расчетного счета валюты по контракту [13], [14], [15] предоставляет за часть поставки или полную поставку в сроках превышающих 15 рабочих дней с даты зачисления валюты [11].

Таким образом, возникает проблема, связанная с деятельностью органов валютного контроля, описанная выше, когда стороны контракта сознательно продлевают срок, при этом предусматривая 100 % оплаты поставки товара, в том случае, если оплачен товар, но ввоз осуществлен только части партии, возникает вопрос, следует ли предоставлять справку о валютных операциях, если списанная с расчетного счета сумма за недопоставленный товар должна быть возвращена резиденту. Необходимо так же отметить, что сложность процедуры предоставления справок, порождает факт задержки в выполнении резидентами своих обязательств.

Можно сделать вывод о том, что система работы органов и агентов валютного контроля несовершенна, как и механизм валютного контроля за импортными поставками в целом. Требуется системный подход к структурированию не только организации работы государственных органов по осуществлению валютного контроля, но и внесение изменений в нормативно — правовые акты, с целью упорядочивания работы по борьбе с легализацией отмывания денежных средств и предотвращением увеличения количества заключения фиктивных сделок между субъектами валютного законодательства.

Сложность в реализации законодательных норм видится в неэффективной работе органов и механизма валютного контроля. Валютное законодательство строго регламентирует меры ответственности за совершение валютных правонарушений, но при анализе судебной практике выявляются проблемы контроля за исполнением совершения сделок резидентами и нерезидентами. Таким образом, важная функция агентов валютного контроля по обеспечению предотвращения совершения валютных правонарушений не достигается и в отдельной части, нормы законодательства по предотвращению правонарушений в области валютного законодательства и само применение мер ответственности за совершение правонарушений противоречат друг другу. Фактически, законодатель не искореняет проблему заключения фиктивных импортных сделок, а предусматривает меры по восполнению понесенного ущерба.

В процессе изучения деятельности государственных органов по осуществлению валютного контроля и их взаимодействия с субъектами, осуществляющими сделки с валютными операциями, на примере анализа судебной практики, были обнаружены проблемы, связанные с нарушением обязательств по репатриации резидентами валюты в установленные законодательством сроки, за счет продления конечных сроков завершения расчетов. Выявлены проблемы, связанные с оформлением и предоставлением резидентами документации уполномоченным банкам по совершенным валютным операциям, в частности, если в контракт неоднократно вносились изменения, то данный факт может явиться одной из причин возникновения дополнительной проблемы — созданию определенной сложности в ходе сотрудничества между таможенными органами и уполномоченными банками. Данная проблема является ключевой в вопросе осуществления валютного контроля, так как согласно федеральному закону о валютном регулировании и валютном контроле [5] деятельность агентов и органов валютного контроля взаимосвязана, лишь при сотрудничестве данных структур возможно выявление и устранение нарушений законодательства на начальных этапах совершения правонарушения и, соответственно, становления эффективного механизма валютного контроля.

Дополнительно, можно прийти к выводу о не автоматизированном подходе к переходу органами и агентами валютного контроля к единой электронной системе регистрации и отслеживания совершения всех валютных операций, и заключению импортных сделок резидентами и нерезидентами, что в значительной степени затрудняет работу таможенных органов, в частности, нагружает дополнительными операциями по обращению в уполномоченные банки за получением информации по совершению импортных сделок резидентами и нерезидентами. В данном случае, устранение лишних действий таможенных органов и возможность резидентов и нерезидентов взаимодействовать с органами и агентами валютного контроля, избегая большего количества письменных документов, позволило бы упростить контроль за импортными поставками и повысить эффективность валютного контроля.

Таким образом, решение данных проблем видится в совершенствовании нормативной базы в части создания единого органа валютного контроля и наделения таможенных органов статусом органов валютного контроля, для расширения полномочий данной структуры по устранению и выявлению валютных правонарушений; создание комплексной системы государственного валютного контроля за импортными поставками, с помощью введения современных информационных технологий и ужесточения мер ответственности за нарушение валютного законодательства; устранение противоречий между фактическим исполнением обязанностей резидентами и нерезидентами, предусмотренных законодательством и предписанным поведением.

Валютный контроль при импорте товаров и услуг

Игнорирование или нарушение валютного законодательства влечет для импортеров серьезные риски. Помимо трудностей с оформлением товара на таможне, оплаты за поставку, предприниматель получит и штрафы от агентов валютного контроля. В связи с последними изменениями КоАПП их размер существенно вырос.

Цель валютного контроля при импорте

«Правила игры», установленные государством, необходимы для контроля финансовых средств, уходящими за рубеж. Агенты валютного контроля должны отслеживать обоснованность каждой финансовой транзакции, чтобы пресечь фиктивные деньги и попытки вывода денег по подставным документам (когда товар оплачивается, но не поставляется).

Именно для этого при сумме сделки более 3 миллионов рублей (для сравнения: при экспорте «порогом» считаются 6 миллионов рублей) необходимо ставить контракт на учет в уполномоченном банке. И уже банк, в свою очередь, сверяет сумму, отправленную за рубеж (и дату платежа) с информацией от таможенной службы о стоимости импортируемых товаров, сроках их доставки в Россию. Любые расхождения – повод для подозрений в нарушении валютного законодательства.

Процедура валютного контроля при импорте товаров и услуг рассмотрена в инструкции Центробанка № 91-И. Она включает в себя все операции, связанные с импортом, за исключением:

  • поставок товара на условиях лизинга, если контрагент не является резидентом РФ;
  • ввоза товара на условиях строительного подряда, когда стоимость материалов включается в стоимость работ (то есть оплачиваются услуги, а товар отдельно – нет);
  • финансовых операций с участием векселей, которые не касаются поставок товаров.
Читайте так же:  Право применения упрощенной системы налогообложения

Каждый этап имеет свои особенности. Информирование о процедуре валютного контроля позволяет не совершать ошибок при проведении внешнеторговых сделок.

Совершенствование валютного контроля при экспорте товаров из Российской Федерации

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Видео (кликните для воспроизведения).

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы валютного контроля в отношении товаров, которые экспортируются из Российской Федерации. Автором проводится анализ действующего валютного законодательства РФ, в результате которого предлагаются меры по его совершенствованию.

Экспорт товаров является одним из важнейших направлений экономики Российской Федерации. Высокая значимость экспорта обусловлена важностью данного направления для пополнения федерального бюджета Российской Федерации, а также с точки зрения увеличения валютных запасов страны. В настоящее время основу российского экспорта составляют нефтегазовые доходы, львиную долю которых составляют вывозные таможенные пошлины (рис. 1).[1]

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета РФ в 2018 г.

Согласно данным ФТС России в 2018 году в стоимостном выражении российский экспорт был представлен преимущественно следующими товарами (табл. 1): сырая нефть (28,5%), нефтепродукты (17,3%), природный газ (12%), машины и оборудование (6,4%), черные металлы (5,2%).[2]

Таблица 1. Экспорт важнейших товаров из Российской Федерации в 2018 г.

Отметим также, что в 2018 году торговое сальдо Российской Федерации (экспорт минус импорт) было положительным и составило 211 566,50 млн. долл. США. Следовательно, экспорт является главной движущей силой во внешней торговле Российской Федерации.

Руководство страны в последние годы провело целый ряд мероприятий, направленных на стимулирование экспортной активности, причем приоритетным направлением является экспорт несырьевых товаров, т.е. продукции с высокой добавленной стоимостью. Одним из таких мероприятий стала либерализация валютного законодательства Российской Федерации.[3]

Актуальность статьи обусловлена тем, что несмотря на реализацию в Российской Федерации мер по упрощению валютного законодательства, экспортеры все еще сталкиваются с серьезными препятствиями на пути вывода своей продукции на мировые рынки.

Рассмотрим положительные аспекты либерализации валютного законодательства Российской Федерации в 2018 году [4]:

  1. С 1 марта 2018 г. были отменены такие документы валютного контроля, как паспорт сделки и справка о валютных операциях. Теперь единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах. Ведомость банковского контроля является единой формой учета и отчетности по валютным операциям уполномоченных банков.[5]
  2. Вместо оформления паспорта сделки экспортеры осуществляют постановку контракта на учет в банке, если сумма обязательств по контракту превышает 6 млн. руб. При этом, если сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 200 тыс. руб., сам контракт представлять не нужно, достаточно представить только информацию о коде валютной операции.
  3. В целях постановки контракта на учет экспортер может представить в банк только сведения о контракте (по форме банка), а сам контракт может быть представлен в банк в течение 15 рабочих дней со дня постановки контракта на учет.
  4. Срок постановки контракта на учет сократился с трех до одного рабочего дня, оснований для отказа в регистрации контракта у банков практически не осталось.
  5. При переводе контракта из одного банка в другой экспортеру достаточно представить сам контракт и его уникальный номер, остальные документы запрашивает уполномоченный банк.

В целом, вышеизложенные положения оказали существенное влияние на упрощение валютного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, остался ряд нерешенных проблем в сфере валютного контроля за экспортными операциями.

Основными требованиями в сфере валютного контроля при экспорте товаров является своевременное получение валютной выручки на счёт в уполномоченном банке и объяснение банку её происхождения. Валютная выручка должна быть зачислена на счёт в уполномоченном банке в срок, предусмотренный контрактом, т.е. этот срок должен быть указан сторонами сделки в обязательном порядке. В случае нарушения данных требований экспортеру грозит административная или уголовная ответственность.[6]

Проблема в том, что российские экспортеры зачастую вынуждены идти своим партнерам на уступки в части сроков и форм оплаты за поставленные товары, чтобы выдерживать конкуренцию. В этой связи соблюдение вышеуказанных требований валютного законодательства значительно ограничивает выбор российскими экспортерами потенциальных клиентов.

Для решения этой проблемы можно предложить следующие рекомендации:

  1. Разрешить зачисление валютной выручки на счёт в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более чем на 30 дней (внесение изменений в ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)).
  2. Расширить инструменты признания исполненной обязанности получения выручки на счет в уполномоченном банке (трансферабельный аккредитив, страховое покрытие любой страховой организации).
  3. Разрешить зачисление валютной выручки на счёт в зарубежном банке.
  4. Отменить требование об обязательном зачислении валютной выручки на счёт в уполномоченном банке для контрактов, валютой расчёта которых являются российские рубли.[7]

Далее, имеются существенные недоработки в сфере привлечения экспортеров к административной и уголовной ответственности. В частности, согласно действующим правилам в случае привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ) сумма штрафа может составлять 75-100% от суммы контракта.[8]

В данном контексте можно предложить следующее:

  1. Установить 30-дневный мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока.
  2. Снизить административную ответственность до 10-30% от суммы контракта для валютных контрактов и 3-10% для рублёвых контрактов.
  3. Отменить административные штрафы и заменить их предупреждениями для профессиональных участников внешнеторговой деятельности.
  4. Отменить административные штрафы за непредставление отчетности о валютных операциях.

Что касается уголовной ответственности, при совершении преступлений в сфере валютного контроля применяется ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Уголовная ответственность наступает, если сумма незачисленных денежных средств при экспорте товаров превышает 9 миллионов рублей.[9] На наш взгляд, необходимо:

Вариант 1. Исключение ст. 193 из УК РФ, при этом незачисление валютной выручки становится квалифицирующим признаком по ст. 174 и 174.1 УК РФ (легализация доходов, полученных незаконным путём).

Читайте так же:  Как заплатить налог енвд через сайт налоговой

Вариант 2. Увеличение пороговых значений, предусмотренных примечанием к ст. 193 УК РФ (9 млн. руб. и 45 млн. руб.), а также распространение действия ст. 193 УК РФ не на всю номенклатуру товаров, а только на стратегически важные товары и ресурсы. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов приведен в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2012 N 923.[10]

Таким образом, в действующем законодательстве Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем в сфере валютного контроля, которые существенно препятствуют развитию российского экспорта и продвижению отечественной продукции на мировые рынки[11]. По мнению автора, реализация изложенных в статье практических рекомендаций позволит решить имеющиеся проблемы и укрепить экспортный потенциал Российской Федерации.

Список использованной литературы:

УДК 339.564

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Improvement of currency control over exports of goods from the Russian Federation

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article considers the modern problems of currency control of goods exported from the Russian Federation. The author analyzes the current currency legislation of the Russian Federation, proposes measures to improve it.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Совершенствование валютного контроля при экспорте товаров из Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2019. – №1 (21). — с. 69-76.

Валютный контроль при экспорте

Сделки, связанные с внешнеэкономической деятельностью, стоят на особом контроле государства — за их проведением следят и налоговые, и таможенные органы, а также Центробанк и уполномоченные агенты. Чтобы не потерять времени и не попасть на штрафы, необходимо строго соблюдать основные положения законодательных актов, в частности «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Как поставить контракт на учет в уполномоченном банке

Законом предусматривается, что практически все действия по постановке на учет договоров выполняет сам банк. От экспортера требуется представить сам контракт, по которому осуществляется продажа за рубеж товаров или услуг, а также подтверждающую документацию.

Для экспортеров предусмотрена возможность отсрочки представления контракта: сначала можно подать сведения о будущей сделке, заполнив специальную форму, полученную от сотрудников банка, а затем в 15-дневный срок предъявить и сам контракт.

Как только все документы окажутся в руках банкиров, договор ставится на учет, ему присваивается номер. По срокам это занимает не более одного дня. Столько же времени по закону отводится банку для того, чтобы сообщить учетный номер компании-экспортеру.

Раньше процедура была более длительной: до трех дней банк оформлял паспорт сделки, потом еще два дня давалось на отправку документов резиденту. Сейчас весь процесс не только упростили, но и ускорили.

Итак, чтобы поставить на учет договор или контракт, в банк представляют сам документ, а при невозможности — заверенную выписку из него. В последнем случае необходимо убедиться, что выписка содержит всю информацию, необходимую для осуществления валютного контроля:

  • вид экспортного контракта и его реквизиты;
  • наименование валюты;
  • сумма контракта;
  • сроки внесения денег на расчетный счет;
  • реквизиты иностранного партнера.

Подтверждающие документы, представляемые вместе с контрактом, определяются каждым конкретным случаем. Чаще всего, банку необходимы:

  • счет на оплату товаров;
  • документы, подтверждающие факт отгрузки товара или полного выполнения услуг;
  • заверенный перевод документов, если они составлены не на русском языке.

Последние правки к закону не предусматривают объективных причин, по которым банковское учреждение может отказать экспортеру в регистрации контракта. Если все документы представлены вовремя (и составлены правильно), банк обязательно зарегистрирует контракт с оформлением соответствующей ведомости.

Требования к документам

Все официальные бумаги, представляемые в банк, должны быть с действующими сроками. Допускается заменять оригиналы документов копиями, если они заверены подписью ответственного лица и печатью компании.

Обратите внимание! Заверить придется каждую страницу, после чего документы прошивают и еще раз заверяют на последнем листе.

Если используются типовые формы (инвойсы, акты, CMR) на иностранном языке, то переводить каждый такой документ не нужно — достаточно перевести один образец и отправить в банк.

Для того чтобы банк мог сверять подписи на документах, необходимо предоставить сотрудникам учреждения карточку подписей с образцами росчерков всех должностных лиц, а также печатей организации.

Санкции за нарушение валютного контроля

Законодательством предусмотрены четыре вида нарушений, за которые могут быть введены санкции (вплоть до тюремного заключения):

  • отклонение от сроков, установленных законом для подачи в контролирующие органы отчетов и уведомлений по внешнеторговым сделкам;
  • фальсификация сведений, содержащихся в документах, ошибки заполнения;
  • несоблюдение сроков перевода денежных средств, указанных в контракте, а также нарушение условий поставки товаров по контрактам импорта;
  • сокрытие доходов, зачисление выручки на счета иностранных государств (игнорирование требований репатриации финансовых средств).

За нарушение сроков перевода денег по договору сумма штрафов может составить до 100% от стоимости контракта. Аналогичные санкции придется выплатить, если импортер перевел деньги (в том числе в качестве аванса), а поставки товара так и не произошло – в этом случае деньги нужно вернуть как можно скорее, чтобы избежать подозрений в незаконных валютных операциях.

Нарушение сроков подачи отчетных документов (в том числе в налоговые органы) влечет за собой штрафы в размере до 100 000 рублей (для юридических лиц), при повторных нарушениях – до 600 000 рублей.

Если сумма сделки превышала 9 миллионов рублей, то помимо гражданской и административной ответственности, импортера могут привлечь и к уголовной. За нарушения валютного контроля суд может назначить штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или тюремное заключение сроком до 4 лет.

Маркетинг и логистика

Валютный контроль при экспорте товаров и услуг

Согласно законодательству РФ, участники ВЭД при продаже товаров или услуг за границу, обязаны:

  • обеспечивать своевременное зачисление дохода, полученного в ходе экспортных операций, на рублевые или валютные счета на территории РФ;
  • контролировать соблюдение сроков подачи документов по основным контрактам для осуществления валютного контроля;
  • регулярно предоставлять отчетность в контролирующие органы о проведенных сделках.
Читайте так же:  Декларация по земельному налогу

При этом процедура валютного контроля для экспортеров выглядит следующим образом:

  • оформляется декларация на совокупность товаров — на этом этапе за ВК отвечает таможенная служба;
  • после поступления оплаты за товар в течение 15 дней предоставляется справка о подтверждающих документах;
  • банк осуществляет контроль и проверку средств, поступивших от иностранного партнера.

До 1 марта 2018 года для сделок, превышающих размер в $50 000, требовалось оформлять паспорт сделки. Процедура считалась довольно сложной и часто вызывала критику со стороны экспертов. Сегодня для экспорта товаров ПС уже не нужен. Вместо этого банк самостоятельно регистрирует договор (с присвоением уникального номера), если сумма сделки составляет более 6 миллионов рублей.

Рублевый эквивалент рассчитывается исходя из текущего курса ЦБ на день обращения в банк.

научно-практический журнал

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

Документы для постановки на учет контракта

Если экспортерам разрешается представлять в банк сначала выписку по контракту, а сам документ – в течение 15 дней, то импортерам предписывается сразу предъявлять контракт. Вместе с ним подается заявление, где указаны:

  • вид контракта, его реквизиты (дата заключения, номер);
  • сумма контракта с указанием наименования валюты;
  • сроки выполнения обязательств;
  • реквизиты зарубежного контрагента, включая полное наименование компании и указание страны регистрации.

Разрешается представлять в банк проект контракта (то есть официальный документ, пока еще не подписанный сторонами). Однако по закону импортер обязан в срок до 15 дней представить оригинальный договор со всеми необходимыми подписями и печатями.

Важно! Если документ составлялся на иностранном языке, необходимо приложить к нему официально заверенный перевод (у нотариуса) каждой страницы. Если нет возможности привезти в банк оригинал документа, можно предъявить копию. В этом случае каждый лист заверяется подписью ответственного лица, после чего контракт прошивается и снова заверяется – но уже на последнем листе (с указанием общего количества страниц).

Чтобы банковские служащие смогли удостовериться в подлинности подписей и печатей, следует также предъявить карточку подписей с образцами росчерка всех ответственных лиц.

Справка о подтверждающих документах

Порядок оформления этой бумаги предусмотрен Приложением № 6 к Инструкции Центробанка от 16 августа 2017 года №181-И. В нем оговаривается, что при импорте товаров на территорию РФ подтверждающими документами считаются транспортные, перевозочные или сопроводительные бумаги.

Справка о подтверждающих документах не нужна, если:

  • по контракту предполагается передача имущества в аренду, а не в собственность;
  • речь идет о поставках товара по условиям лизинга;
  • договор заключался на поставку услуг связи или страхования;
  • контракт снимается с учета из-за уступки требований другому резиденту.

Конкретный перечень подтверждающих документов можно уточнить в уполномоченном банке.

Как избежать рисков

Необходимость валютного контроля обусловлена несколькими причинами. В частности, государство пытается таким образом пресечь фиктивные ВЭД-контракты, целью которых является вывод денег за границу без осуществления поставок реального товара.

По закону вся валютная выручка должна быть возвращена в Россию на счета банков, зарегистрированных на территории нашей страны. Штраф за нарушение сроков репатриации (или и вовсе за невозврат денег «на родину») прописан в ст. 15.25 КоАПП. Если сумма контракта превышает 9 миллионов рублей, то в дело вступает и УК РФ — в зависимости от тяжести правонарушения суд может назначить крупный штраф, принудительные работы или даже тюремное заключение.

Агентами валютного контроля при экспортных сделках выступают таможенная и налоговая службы, а также уполномоченный банк. Все они могут заявить о нарушении закона, если отметят наличие оснований для подозрений в незаконной финансовой деятельности.

Избежать штрафов легко — достаточно правильно оформлять документы и не нарушать сроки их представления. Еще один важный момент — соблюдение сроков поступления денег, предусмотренных контрактом. Штраф начисляется, даже если задержка произошла по вине зарубежного контрагента. Если такое произошло, эксперты рекомендуют составить и отправить партнеру претензию — в дальнейшем она станет доказательством невиновности экспортера.

После этого есть два варианта:

  • получение письменных объяснений от иностранного покупателя с указанием новых сроков отправки денег на счет — в этом случае заключается дополнительное соглашение, о чем незамедлительно информируется банк;
  • если покупатель отказывается платить деньги или вовсе не выходит на связь, следует обратиться в суд — и снова уведомить об этом банковское учреждение.

Эти действия позволят избежать штрафа, сумма которого на сегодняшний день может доходить до однократной стоимости всего контракта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно! Пока идет судебное разбирательство, штрафы начисляться не могут.

Источники

Проблемы валютного контроля импорта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here