Прогрессивная система обложения налогами доходов физических лиц

Почему в России не вводят прогрессивный налог?

В большинстве развитых стран мира действует прогрессивный налог на доходы физических лиц. Это самый простой и оптимальный способ, если не борьбы с бедностью, то снижения её масштабов. Но, сколько бы в России о нем ни говорили, а воз и ныне там. Почему так происходит?

Суть прогрессивного налога проста и понятна даже ребенку. Маленькие доходы за месяц облагаются по низкой ставке, а более высокие – по высокой. В результате суммарно налогов в бюджет поступает столько же, но при этом бедные чувствуют себя комфортнее, и у них остаются дополнительные средства для собственных накоплений.

Прогрессивная ставка налога действует в большинстве стран мира – во многих государствах Европы, США, Канаде и даже в Китае. Кстати, китайцы и вовсе решили для бедных сделать гигантскую поблажку. Если работник будет получать менее 9 тысяч долларов в год, он вообще не будет платить подоходный налог, что должно оказать поддержку наиболее бедным гражданам. Кроме того, китайцы сдвигают планку и для более обеспеченных граждан. Об этой реформе можно прочитать здесь.
А если в целом, то страны с плоской шкалой налогообложения, как в России, стоит ещё поискать. Это страны бывшего Советского лагеря, страны Прибалтики, Венгрия, Румыния, Украина, Монголия, а также другие, преимущественно развивающиеся страны.

В России разговоры о введении прогрессивной ставки ведутся часто, но безрезультатно. Законопроекты выдвигали ЛДПР, Справедливая Россия, но их не принимали даже к рассмотрению. Ближе всех к цели подошел проект КПРФ – он хотя бы попал на рассмотрение. Однако позже Госдума отклонила и его.

Суть была в следующем: для тех, чей доход не превышает 100 тысяч рублей в год, ставка по замыслу авторов должна быть равна 5%. Если доход выше, то должно взиматься 5 тысяч рублей плюс 13% с того, что превышает 100 тысяч. И так – до годового дохода в 3 млн. Если же доход выше трех млн в год, то гражданину придется поделиться с государством суммой 382 тысячи рублей плюс 18% с части дохода, превышающей 3 млн в год. Для обладателей годового дохода более 10 млн уготована ставка 25% с суммы, превышающей 10 млн, и плюс то, что набежало на 10 млн – 1,642 млн рублей налога.

Почему же так происходит? Я вижу в этом пять причин.

1. Первая банальна и, как говорится, лежит на поверхности. Просто сами же депутаты, получая более высокую зарплату (около 400 тысяч рублей в месяц) в любом случае будут попадать под более высокую ставку налога. Этот факт исключать нельзя, ведь они как раз и принимают решение о принятии прогрессивной ставки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Вторая причина не столь очевидна, но куда более серьезна – это те, кто формирует наш белый легальный сектор экономики, который и платит большую часть средств в бюджет. Дело вот в чем. На данный момент львиная доля занятых в экономике это госслужащие, бюджетники, силовики, военные и работники госпредприятий. Точной цифры, сколько всего их, сейчас нет. В 2013 году “Комсомольская правда” насчитала их 33,6 млн человек, из которых 22,5 млн человек – работники предприятий с госучастием вроде РЖД или Почты России. Подавляющее большинство, а это миллионы человек, сидят на низких зарплатах в 15-20 тысяч рублей. Государство – для них главный работодатель, которому не выгодно увеличивать им зарплаты, поскольку это его расходы. Но важно то, что эти зарплаты белые, и отчисления с них идут в полном объеме. А тем временем почти вся оставшаяся коммерция работает в серую или в черную, и пенсионные отчисления и НДФЛ там или платятся по минимуму или не платятся вообще.
Таким образом, если государство введет прогрессивный налог или тем более прогрессивную ставку страховых взносов, оно лишится большей части поступлений, которую как раз и формируют платежи от мало зарабатывающих бюджетников.

3. В тех странах, где работает прогрессивная ставка налога, основная налоговая нагрузка ложится на плечи богатых. Однако, в этих государствах, как правило, невысокая коррупция, и власти могут вполне эффективно справляться с теневым сектором и неплательщиками. В нашем случае введение прогрессивного налога чревато тем, что богатые будут с легкостью уклоняться от уплаты повышенных налогов в ущерб бюджету.

4. Некоторые территории обеднеют. Более обеспеченные граждане, так сказать, распределены по территории России неравномерно. В основном, все они живут в Москве. А тем временем подоходный налог платится в бюджеты регионов. Если ставка будет прогрессивной, платежи в некоторых особенно бедных областях страны упадут в разы.

5. Прогрессивный налог труднее администрировать. Прогрессивная ставка потребует от граждан самостоятельно учитывать и рассчитывать налоги с доходов из разных источников, регулярно заполнять и подавать налоговую декларацию.
Возьмем простой пример. Мы работаем и получаем зарплату. Бухгалтер автоматически заносит все данные в систему, и с нас платится налог. При прогрессивной шкале налогообложения бухгалтер не может быть уверенным в том, что выплачиваемая им сумма за любой дополнительный заработок, гонорар за лекцию или статью, не перейдет в следующую степень шкалы. Поэтому любые нестыковки придется сверять в конце налогового года с помощью декларации. Во многих странах этот процесс автоматизирован, и декларации граждане сдают сами, отправляя по интернету. Но у нас пока такой возможности пока нет, и это может парализовать работу налоговых инспекций.

Прогрессивная шкала НДФЛ

Незавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала в России в 1990-х годах, а в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении данной налоговой нормы.

Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.

По оценке экспертов в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %.[1] Этот рост произошел в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.

Читайте так же:  Место проведения камеральной налоговой проверки

В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.

Содержание

[править] НДФЛ и доходы населения

Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.

Данные МинФина РФ на 2011 год, в млрд руб.:

  • НДФЛ — 1 995.81
  • Страховые взносы — 3 528.33
  • НДС — 1 753.58 + 1 497.17 (так или иначе оплачивается населением)
  • Акцизы — 603.88
  • Бюджет — 20 855.37

Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0.5 — 20 %*0.07 = 5 % — 1,5 % = +3.5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.

При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0.07 = +3.1 %.

Прогрессивная система обложения налогами доходов физических лиц

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Векленко Марина Владимировна

студент 5 курса, кафедра «Экономики и управления»,СФ СГЭУ, г. Сызрань

Тихонов Юрий Алексеевич

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономики и управления» СФ СГЭУ, г. Сызрань

Основная ставка подоходного налога в России в настоящее время — 13 %. Эта налоговая ставка фиксирована, и налоговую шкалу с такой ставкой называют плоской. Одним из альтернативных вариантов налогового исчисления является прогрессивная шкала подоходного налога, которая действует во многих развитых странах Запада.

Особенность прогрессивной шкалы в том, что ставка подоходного налога здесь является дифференцированной и возрастает по мере роста дохода налогоплательщика.

С 2001 года, когда в России была введена действующая налоговая ставка, и по настоящее время, среди экономистов, законодателей и аналитиков не утихают споры о том, какая шкала подоходного налога оптимальна для нашего государства — плоская или прогрессивная.

Главный аргумент сторонников прогрессивной шкалы подоходного налога — слишком большое социальное расслоение общества в России и слишком маленькая часть среднего класса, на котором выстроены все современные развитые экономики мира [4].

Глобальная проблема для экономики нашей страны — недостаток покупательского спроса. Попросту говоря, у большинства россиян нет денег, и многим хватает лишь на питание. Но эта проблема обуславливается нерациональным и неэффективным распределением ресурсов, а не их отсутствием. Оптимизацией распределения доходов можно существенно снизить социальное расслоение, увеличить объем поступлений в бюджет, уменьшить число бедных, повысить покупательский спрос.Проблема может быть решена, в том числе, совершенствованием сбора подоходного налога.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога позволило бы перераспределить налоговое бремя, практически освободить от налогов людей, находящихся на грани выживания, и в то же время сделать основной упор на налоговое обложение сверхдоходов.

Целью введения таких изменений в налоговое законодательство является решение следующих важнейших задач социально-экономического развития России:

· повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения;

· устранение огромного имущественного неравенства населения;

· увеличения доходной части региональных бюджетов.

Ставка НДФЛ в 13 % по замыслу авторов, должна была упростить сбор налогов и легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах. Но реальные результаты, согласно заключению Счётной палаты РФ в 2011 году таковы, что в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц не было отмечено увеличения легализованных доходов, наоборот, по оценке ряда экспертов, «теневые» и коррупционные доходы в Российской Федерации составляют порядка 15—20 % от общего объема ВВП.

Социальное расслоение населения все последние годы так же стремительно увеличивается. К примеру, по официальным данным Росстат на 2011 г.,коэффициент отношения денежных доходов 10 % самых богатых граждан России к доходам 10 % самых бедных граждан составил 16,1 [3]. Даже такой разрыв огромен, хотя официальные данные, как правило — это более оптимистичный взгляд на ситуацию. Реальность же гораздо суровее. Даже то, что Россия — лидер по количеству долларовых миллионеров в Европе, хотя более трети населения страны не могут свести концы с концами, свидетельствует о том, что официальная статистика не более чем далекие от истины цифры.

Если же вернуться к мировому опыту использования прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, то необходимо отметить, что не только страны экономически развитого Запада эффективно используют такую шкалу НДФЛ, но и страны со схожей экономической ситуацией, что и в России (конкретно страны БРИКС), применяют дифференцированную ставку к своим налогоплательщикам: в Китае — до 45 %, в Бразилии — до 27,5 %, в Индии — до 30 %.

Россия же, в сложившейся ситуации, напоминает семью с нерациональными родителями. Здесь, средства, заработанные общим трудом всех членов семьи, отдаются одному «самому любимому» ребенку, который эгоистично тратит их на свои забавы. Но всем остальным детям, да и самим родителям, уже ничего не остается даже на самые важные нужды. И тут начинаются проблемы: родители уже не могут работать ради одного, им не хватает на пропитание, они слабеют и скоро потеряют работу. И, в конце концов, пострадает от этого вся семья, даже тот «самый любимый» ребенок, во имя которого разбалансировано распределение семейного бюджета.

Прогрессивное налогообложение могло бы способствовать рационализации в распределении доходов среди населения и, возможно, прогрессивная шкала НДФЛ в настоящее время для России — необходимое условие сбалансированности и устойчивости экономики и социальной справедливости.

Доказать такое предположение можно путем математических расчетов. К примеру, можно предложить определенные изменения в налоговом законодательстве России и просчитать изменения, которые они за собой повлекут.

Проанализировав данные Росстат о количестве налогоплательщиков, их доходах и объеме собираемого подоходного налога в 2011 г., можно предложить следующие изменения в ст. 217 НК РФ и ст. 224: лица, получающие доход ниже 120 тыс. руб. в год, освобождаются от уплаты налога, для остальных налогоплательщиков вводится прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от 10 до 30 процентов [1].

Зависимость ставки НДФЛ от суммарного налогооблагаемого годового дохода может быть следующая: годовой доход до 120 тыс. руб. — не облагается налогом, от 120 до 500 тыс. руб. — облагается по ставке 10 %, от 500 до 1100 тыс. руб. — по ставке 13 %, от 1100 до 2900 тыс. руб. — 20 % и доход свыше 2900 тыс. руб. будет облагаться по ставке 30 %.

Читайте так же:  Физические лица уплачивают земельный налог

Для расчёта экономического эффекта от применения, предлагаемых изменений НК РФ ставки налога на доходы физических лиц, необходимо знать общую численность налогоплательщиков, их распределение по группам доходов и величину суммарного годового дохода по каждой группе.

Так, согласно оценке Росстата за 2011 г. численность занятых в экономике России составляла примерно 70,7 млн. человек [3]. Однако по данным Федеральной налоговой службы количество налогоплательщиков, предоставивших декларации 2-НДФЛ и 3-НДФЛ составило порядка 55 млн. человек. Эти данные и будут использоваться в расчетах [2].

Очевидно, что разницу в 15,7 млн. человек между числом работающих 70,7 млн. и количеством налогоплательщиков 55 млн. составляли лица, получавшие доход в наличной форме и не платившие НДФЛ. Подобная ситуация указывает на очень низкую эффективность существующей налоговой системы и характерна для стран «третьего мира».

Так же по данным ФНС денежные доходы населения за 2011 год составили 35192600 млн. руб. [3].

По данным Росстат было так же составлено распределение налогоплательщиков по группам доходов в соответствии с предлагаемыми изменениями (табл. 1).

Таблица 1.

Распределение налогоплательщиков по группам доходов [3]

Совокупный годовой доход (тыс. руб.)

Количество налогоплательщиков (млн. чел.)

Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.04.2015 2015-04-01

Статья просмотрена: 1007 раз

Библиографическое описание:

Зинеева И. Е. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц в России // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 422-424. — URL https://moluch.ru/archive/87/16852/ (дата обращения: 20.02.2020).

Вопросы введения прогрессивного налогообложения, как возможного варианта преодоления социальной дифференциации, уже не первый год стоят перед рассмотрением законодательными органами власти. За время обсуждений, у данной новации появились как противники, так и сторонники. Сторонники плоской шкалы ставки налога в качестве основного аргумента достигнутого эффекта приводят цифры существенного прироста поступлений по данному налогу. Противники утверждают, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует общая политическая направленность социально-экономической политики России. Во-вторых, прогрессивное обложение НДФЛ признано эффективным в большинстве экономически развитых стран. В-третьих. Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

Ключевые слова:налог, налогообложение, доход, налоговая система, необлагаемый налоговый минимум, социальная справедливость, прожиточный минимум, платежеспособность, налоговая нагрузка законопроект, прогрессивная шкала, социальная напряженность.

Одними из принципов налогообложения являются принцип справедливости, равенства, экономической обоснованности налогов, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Но соответствует ли налоговая система России этим принципам [7]?

На протяжении последних лет в России растет разница в доходах у различных социальных групп, но при этом НДФЛ уплачивают и граждане, доход у которых ниже прожиточного минимума. Между тем, отсутствие регулирования существенных различий в уровне доходов социальных групп способствуют углублению дифференциации доходов. В целях рационализации социальной структуры общества и, прежде всего, в смягчении дифференциации уровня доходов между различными социальными группами большую роль нужно уделить налогу на доходы физических лиц. Существенная разница между доходами жителей нашей страны порождает напряжённость, одной из форм проявления которой является желание так называемой «социальной справедливости». В сознании большинства выражением такой справедливости будет являться введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц [5].

Так же, кроме неравномерного распределения налогового бремени, можно рассмотреть и проблему «необлагаемого налогового минимума». Суть этой проблемы состоит в том, что минимальный доход необходимый для здоровья и жизнедеятельности, не должен облагаться налогом. То есть, платежеспособность физического лица определяется доходом, остающимся после удовлетворения первичных потребностей. В настоящее время за рубежом налогами облагается только чистый доход за исключением законодательно разрешенных вычетов и льгот, к которым в том числе и относится «необлагаемый минимум» [4].

Отсутствие понятия «необлагаемый минимум» в Налоговом Кодексе, а так же других недостатков нашей налоговой системы, противоречит ст. 7 Конституции Российской Федерации, а именно провозглашению России как социальное государство [1].

Одними из мер по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц как раз таки и должно стать введение чистого дохода налогоплательщика, который не будет подвержен налогообложению. А так же введение прогрессивной шкалы, которая позволяет изымать «излишние» доходы в оборот, и тогда налоговая система как и в развитых странах будет служить для физических лиц своеобразным регулятором получаемых доходов между богатыми и бедными [6].

В настоящее время одним из самых дискуссионных вопросов является вопрос о введении прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в России, способное снизить уровень неравенства в доходах налогоплательщиков.

В Госдуму уже несколько лет поступают законопроекты о введении прогрессивной ставки НДФЛ. Но эти проекты так и не реализовались, поскольку не имели значительной поддержки. Таким образом, отношение к прогрессивной шкале налогообложения остаётся неоднозначной. При этом существуют противоположные взгляды относительно этого вопроса у различных должностных лиц нашего государства. Так, Президент Российской Федерации В. В. Путин не раз высказывал своё мнение о том, что плоскую шкалу менять не стоит, и причины такой позиции: «жульничество и коррупция, и уходы от уплаты». Далее, введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц может привести к оттоку финансовых средств иностранных граждан. Поскольку на сегодняшний день система налогообложения доходов физических лиц в нашей стране известна как одна из лучших в мире по отношению к налогоплательщикам, множество иностранных граждан переводят в Россию источники своих доходов, получая заработную плату на территории нашей страны, благодаря чему пополняется бюджет Российской Федерации. Поэтому следует установить такое обложение данных доходов, которое бы удовлетворяло и эту категорию налогоплательщиков [9].

В 2015 году депутаты от КПРФ планируют ввести законопроект о прогрессивной шкале ставок налога на доходы физических лиц, согласно этому документу россияне с доходами меньше 20 тысяч рублей в месяц, должны освобождаться от данного налога, граждане с доходами более 400 тысяч рублей, отдавать в бюджет 35 %.

Но стоит ли в 2015 году кардинально менять систему налогообложения физических лиц? В условиях санкционной войны, бюджетная система России перегружена ростом военных и социальных расходов, именно эта перегруженность толкает к повышению налогов, что больше дестимулирует экономику. Налогооблагаемая база сокращается и приводит к сокращению поступлений в бюджет. Уже 2015 году реальная заработная плата расти перестанет, а динамика розницы и услуг фактически обнулится. Но кризисные явления, которые происходят в российском обществе на данном этапе, заставляют задуматься об увеличении поступлений налога на доходы физических лиц за счет за счет введения прогрессивной шкалы в зависимости от размера дохода, что позволит уменьшить налоговое бремя физических лиц с низкими доходами и увеличит ее на обеспеченную часть населения. Переход к прогрессивной шкале НДФЛ целесообразно осуществлять после выхода мировой и российской экономики из финансового кризиса.

Читайте так же:  До какого числа заплатить налог на имущество

Введение прогрессивного налогообложение позволит гармонизировать российский механизм налогообложения с налоговыми системами зарубежных стран, но не решит все социальные проблемы России, но мог бы сократить имущественное неравенство населения. Альтернативой прогрессивного налогообложения может послужить внесенный в Госдуму проект закона, который предполагает повышение с 1 января 2016 года подоходного налога с 13 до 16 %, самый значительный рост будет предусмотрен людям с высокими доходами. В законе предусмотрели освобождение от налогообложения доходов, не превышающих минимального размера оплаты труда за каждый месяц налогового периода. Улучшения налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц, коснуться порядка 70 % населения Российской Федерации с доходами ниже среднего по стране, увеличение налоговой нагрузки затронет 20 % населения с самыми высокими доходами.

В случае принятия данного закона дифференцированная шкала налога на доходы физических лиц наглядно составит:

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

[править] НДФЛ и бюджет России

Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %

Видео (кликните для воспроизведения).

Данные МинФина РФ, в млрд руб.:

  • 2005—707.05 / 8 579.64
  • 2006—930.38 / 10 625.81
  • 2007 — 1 266.61 / 13 368.26
  • 2008 — 1 666.32 / 16 169.10
  • 2009 — 1 665.82 / 13 599.72
  • 2010 — 1 790.50 / 16 031.93
  • 2011 — 1 995.81 / 20 855.37
  • 2012 — 2 261.48 / 23 435.10
  • 2013 — 2 499.05 / 24 082.39
  • 2014 — 2 700.72 / 26 371.06

Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.). Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).

Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.

[править] Прогрессивная шкала и социальная справедливость

Равномерная прогрессивная шкала из 5-ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
  3. 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
  4. 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
  5. 27 % — 5 %, 400 %+.

Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

Неравномерная прогрессивная шкала из 2-x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 48 % — 5 %, 400 %+.

Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

[править] Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России

В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России[2]:

[править] Прогрессивная шкала и налоговые льготы

Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:

1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ). 2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. 3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д. 4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ). 5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).

Согласно Сводному отчету по форме 5-НДФЛ (Статистические формы) в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4 830 млрд руб., то есть 18,7 %.

При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом в настоящее время получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается Законопроект № 1148107-6, который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.

Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:

— если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;

Читайте так же:  Оплата налогов ип сроки сдачи

— для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;

— для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;

— к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.

Подробнее см. таблицу:

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода Налоговая ставка
До 180 000 руб. 0,00 %
От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. 13 % с суммы, превышающей 180 тыс. руб.
От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб.
От 100 000 001 руб. и выше 29 568,6 тыс. руб. + 70 % с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.

Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2 000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.

Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ

В мире практикуются принципиально разные подходы к организации налогообложения граждан. По методу обложения доходов различают равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение.

При равном налогообложении все налогоплательщики платят равные суммы налога. Равное налогообложение не учитывает имущественное положение налогоплательщика и его способность уплачивать налог.

Пропорциональное налогообложение означает, что ставки налога устанавливаются в одинаковом проценте к налогооблагаемой базе, не учитывая ее величины. Если увеличивается налоговая база, то пропорционально увеличивается и сумма уплачиваемого налога.

При прогрессивном налогообложении: чем больше налоговая база, тем выше уровень налоговых ставок. Применяются простая и сложная виды прогрессии. При простой прогрессии ставки растут с увеличением дохода для всей суммы дохода. При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени). Для каждой части, превышающей предыдущую ступень, устанавливаются более высокие ставки.

При регрессивном обложении большему размеру налоговой базы соответствует более низкий уровень налоговых ставок [6, с. 49].

Британский философ и экономист А. Смит внес большой вклад в разработку принципов и основ налогообложения и, в частности, выделил принцип равенства и справедливости налогообложения. Прогрессивное налогообложение описывалось в трудах английского экономиста Ф.И. Эджуорта, британского политического деятеля, экономиста Дж.Ст. Милля, французского экономиста Ж.Б. Сэя [4, с. 15].

Также интересно высказывание швейцарского экономиста Жана Шарля Сисмонди: «Так как большая часть расходов государства идет на то, чтобы защищать богатых от бедных, то справедливо, чтобы богатые платили за поддержание столь выгодного для них порядка вещей не пропорционально имуществу, а несколько более» [2].

В настоящее время определение эффективной шкалы обложения доходов физических лиц основывается, в частности, на выборе между пропорциональными и прогрессивными ставками. Прогрессивная шкала налогообложения применяется во многих развитых странах, таких как Великобритания, Франция, Швеция, США, Германия, Финляндия. В то время как, пропорциональная система налогообложения характерна для стран с переходной, слабо развитой экономикой. В частности, пропорциональная шкала налогообложения доходов физических лиц используется в странах Восточной Европы и бывших республиках СССР, таких как Албания, Болгария, Македония, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия.

На данный момент в России действует установленная в 2001 г. пропорциональная шкала налоговых ставок на доходы физических лиц в 13%. Однако российские экономисты периодически выдвигают предложения о введении прогрессивной ставки НДФЛ. При этом они, в частности, опираются на современную европейскую практику применения данного налога.

Так в Австралии с дохода физического лица менее $4600 налог не взимается вовсе. При доходах выше этой суммы ставка налога будет составлять 9%. А при доходах более $140000 налог взимается по ставке 44,9%. В Великобритании ставки подоходного налога также прогрессивные – 20% (от $15500 до $49000 в год), 40% – от $49000 до $231000, 45% – на доходы свыше $231000. Сумма необлагаемого налогом дохода составляет $15500. Во Франции доходы до $6800 налогами не облагаются. Для доходов выше этой суммы применяется ставка 5,5%. Далее применяются прогрессивные ставки обложения до 45% для доходов более $171000. При этом подоходным налогом облагается вся семья в целом, а не физическое лицо в отдельности. Для этого используются «семейные коэффициенты», при применении которых ставка налогообложения снижается. В Германии установлена шкала подоходного налога: до $9 000 годового дохода – 0%; от $9 000 до $11500 годового дохода – 2,56%; от $285000 годового дохода – 45% [8].

Россия также имеет опыт использования прогрессивного налогообложения. Так проект подоходного налога, который взимался не с коллектива налогоплательщиков, а с суммы доходов отдельных личностей, появился в 1907г., но принят был лишь в 1916г. Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам, максимум которого доходил до 12,5%. Во времена СССР поступления в бюджет от подоходного налога составляли 5—6 % доходов государственного бюджета и не имели существенного значения. Ставки налога для большинства трудящихся колебались от 8,2 до 13 %. При этом отдельные категории рабочих и служащих, таких как колхозники, военнослужащие, были освобождены от уплаты подоходного налога.

В Российской Федерации до 2001 г. действовала прогрессивная ставка налогообложения доходов трудоспособного населения. Шкала ставок представлена в Таблице 1.

Таблица 1. Ставки подоходного налога с 01.01.1998

Размер облагаемого дохода, руб.

От 20001 до 40000

2400 руб. + 15% с суммы, выше 20000 руб.

От 40001 до 60000

5400 руб. + 20% с суммы выше 40000 руб.

От 60001 до 80000

9400 руб. + 25% с суммы выше 60000 руб.

От 80001 до 100000

14400 руб. + 30% с суммы выше 80000 руб.

От 100001 и более

20400 руб. + 35% с суммы выше 100000 руб.

В 1995—2000 гг. доля подоходного налога в доходах бюджета оставалась на достаточно низком уровне. В то время как в промышленно развитых странах в 1995 г. подоходный налог с физических лиц составлял 53,8% в Дании, 36,7 % в Швеции, 35,7% в США, 26,5% в Германии, 14,0% во Франции, а в России он составлял 10%.

В первую очередь введение 13-процентной пропорциональной ставки подоходного налога было направлено на увеличение поступлений НДФЛ в бюджет за счет вывода доходов населения из «тени». Доля НДФЛ в бюджете действительно увеличилась до 23,3% в 2010г. Однако, по мнению Международного валютного фонда, рост собираемости НДФЛ скорее связан с ростом цен на энергетические ресурсы, а не с результатом реформы 2001 г [5, с. 34]. При этом происходит резкое замедление среднегодовых темпов поступлений от НДФЛ. Если в 2000-2004 гг. среднегодовые темпы прироста НДФЛ составляли 26,9%, в 2005-2009 гг. 16,8%, то в 2010-2015 гг. они составили лишь 2,3%. В 2015 году динамика поступлений платежей стала отрицательной (-6,7%) [7].

Читайте так же:  Подать заявление на возврат подоходного налога

Пропорциональная система также не способствует равномерному распределению национальных богатств между представителями населения страны и не сглаживает разницу в доходах граждан. Так в 2010 г. «1 % населения России получает около 40 % всех доходов. Для сравнения: в США доля 5 % наиболее богатых домохозяйств в национальном доходе составляет всего 21 %. На 1 % самых богатых людей в США приходится 8 % национального дохода. Таким образом, в России степень неравенства в 5–10 раз выше, чем в США». Согласно отчету 2014 г. Credit Suisse Global Wealth, в России наиболее высокий уровень неравенства среди населения: всего 10 % человек контролируют 84,8 % ресурсов страны. Для сравнения, в США самые богатые 10 % контролируют 74,6 % богатств, в Китае — 64 %, а в Японии — всего 48,5 % [1, с. 41]. Число бедных в Российской Федерации в 2016 г. составило 19,2 млн. человек, что стало максимальным показателем с 2006 года. В 2015 г. уровень бедности в РФ был 13,4 % (в 2014 – 11,2 %).

Пропорциональная шкала налогообложения вводилась, чтобы уменьшить число зарплат, выдаваемых в конвертах. Однако это не дало ощутимых результатов. И если раньше, по разным оценкам, укрывали 36 % доходов, то после введения – 32 % [3, с. 58].

Большая дифференциация по доходам между небольшой группой чиновничества, представителей крупного бизнеса и остальным населением стала фактором социальной напряженности в России.

12 октября 2017 в Госдуме планировалось рассмотреть пакет законопроектов, предлагающих введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, поступивших сразу от трех фракций Госдумы — «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ. Среди предложений — освобождение от уплаты НДФЛ граждан, которые получают меньше 180 тысяч рублей в год, и введение НДФЛ в размере половины всего годового дохода для тех, у кого он превышает 200 миллионов в год. Например, группа депутатов от «Справедливой России» предлагает при доходах больше 24 миллионов рублей, но меньше 100 миллионов рублей платить 25 процентов вместо обычных 13 процентов. На годовой доход в интервале от 100 миллионов до 200 миллионов рублей налог составит 35 процентов, а на доходы свыше 200 миллионов рублей — 50 процентов. Депутаты от фракций ЛДПР и КПРФ также предложили свои варианты прогрессивной шкалы [9].

Однако в защиту пропорциональной шкалы в России приводят следующие доводы. Так отказ от плоской шкалы НДФЛ в России может привести к большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу.

Также прогрессивная шкала НДФЛ может привести к тому, что богатые регионы станут значительно богаче, а бедные – еще беднее.

Пропорциональная шкала налогообложения снижает административные издержки (в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов). Так как введение прогрессивной шкалы потребует от экономически активного населения обязанности самостоятельно декларировать доходы.

Введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов. При повышении подоходного налога богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. Также возможно увеличение безработицы, снижение стимулов к труду [1, с. 42].

Прогрессивная шкала имеет существенные недостатки. Однако обладает и значительными преимуществами: установление социальной справедливости и сглаживание различий в доходах богатой и бедной части населения, а также пополнение бюджета страны за счет больших налоговых отчислений граждан с высокими доходами. Поэтому при принятии решения о переходе к прогрессивной шкале следует оценить как положительные, так и негативные последствия. Однако я считаю, что введение прогрессивной шкалы является целесообразным, так как столь значительное различие в доходах населения является фактором социальной нестабильности в обществе, что может стать угрозой безопасности и тормозом экономического роста.

Список литературы

Абрамов М.Д. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога в России – обязательное условие развития ее экономики // Вопросы политической экономии. − 2017. − № 1. − С. 40-52.

Аксенова А. А. Налог на доходы физических лиц: европейская практика администрирования налога // Науковедение. − 2014. − № 3, май – июнь. [электронный ресурс] – Режим доступа. − URL: http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения 24.12.2017)

Ахмадуллин И.Р. Прогрессивный подоходный налог как путь и метод восстановления социальной справедливости // Управление устойчивым развитием. − 2016. − № 5 (06). − С. 57-60.

Балынин И. В. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации в контексте обеспечения социальной справедливости // Финансы и кредит. − 2016. − № 31 (703). − С. 15-31.

Моченева К.В. Особенности налога на доходы физических лиц в России // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 18 (216). – С. 33-42

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 670 с.

Романов В.Н., Мельковская К.Р. Прогрессивный подоходный налог как необходимая мера решения проблем социального неравенства в России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. − 2017. − № 11 (105). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://elibrary.ru/item.asp? >

Слободян Е. Подоходный налог в разных странах мира. Инфографика // Аргументы и факты. − 2015, 3 июля. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.aif.ru/dontknows/. /podohodnyy_nalog_v_raznyh_stranah_mira_infografika (дата обращения 02.12.2017)

Филиппова Е. Прогрессивный налог на доходы физических лиц представили сразу три фракции Госдумы // Парламентская газета. − 2017, 12 октября. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.pnp.ru/economics/progressivnyy-nalog-na-dokhody-fizicheskikh-lic-predstavili-srazu-tri-frakcii-gosdumy.html (дата обращения 24.12.2017).

Студенческий научный форум — 2018
X Международная студенческая научная конференция

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Источники

Прогрессивная система обложения налогами доходов физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here