Производство выездной налоговой проверки

Процедура проведения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка – привычная для большинства предпринимателей нашей страны форма налогового контроля со стороны государства. Как правило, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя подвергается процедуре выездного контроля раз в два года. Выездная проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории, принадлежащей налогоплательщику. Это обеспечивает легкий доступ к необходимым документам и материалам и облегчает деятельность проверяющих.

Что проверяют ревизоры

В процессе проверки работники налоговой инспекции анализируют:

  • особенности налогового учета организации (предоставление достоверных отчетов в налоговые органы, наличие необходимых правоустанавливающих документов);
  • правильность исчисления налогов и сборов;
  • соответствие режима налогообложения виду хозяйственной деятельности;
  • точность расчета и оплаты страховых взносов.

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Проведение выездной проверки

Выездная проверка — это проведение налоговых проверок сотрудниками ИФНС, как правило, на территории проверяемой организации. При этом проверяют оригиналы первичных бухгалтерских и налоговых документов налогоплательщика, регистры бухучета, отчетность по бухгалтерии, договоры и другие бумаги.

Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проверки, она проводится в ИФНС. В этом случае запрашиваемые инспектором оригиналы документов, относящиеся к проверяемому налоговому периоду, он обязан доставить в налоговую инспекцию.

Перечень документов, которые может затребовать ФНС для проверки, приводится в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель ИФНС или его заместитель. Оформляемый при этом документ должен содержать:

  • название проверяемой фирмы или ИП,
  • перечень проверяемых налогов,
  • период деятельности фирмы или ИП;
  • должности и Ф. И. О. сотрудников ИФНС.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При выездной проверке устанавливают правильность начисления и своевременность уплаты налогов. При этом используют оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев. Увеличен этот срок может быть только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят (п. 6 ст. 89 НК РФ):

  • наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • налогоплательщик не представил нужные документы;
  • другие причины.

Срок проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (приложение 4 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]).

При проверке могут сопоставляться документы, составляемые в нескольких экземплярах (накладные и счета-фактуры). Это касается разных организаций (контрагентов) или подразделений одной фирмы. Осуществляется данное мероприятие истребованием документов (ст. 93.1 НК РФ), которые у сторон сделки должны быть идентично оформлены. Если же они отличаются, это может быть расценено как сокрытие доходов одной из сторон (например, в документах могут не совпадать количество или цена товара).

О документах, которые могут быть затребованы у контрагента для проверки, читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Проведение налоговых проверок — это работа инспектора с возможным опросом свидетелей, привлечением специалистов и участием понятых. Эти правовые действия закреплены в Налоговом кодексе (ст. 95–98 НК РФ).

В процессе проверки инспектор может:

  • осмотреть (в присутствии понятых) складские и производственные помещения с составлением протокола осмотра (приложение 14 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]);
  • провести инвентаризацию имущества.

О правилах проведения осмотра узнайте по ссылке.

Проведение камеральной проверки

Сотрудники ИФНС проводят камеральную проверку на своей территории. В этом случае анализу подвергают документы, полученные от налогоплательщиков согласно требованиям Налогового кодекса (декларации по налогам и другие документы). Такая проверка проводится сразу после поступления отчетных документов в ИФНС. Обнаруженные ошибки в декларациях и обосновании льгот по налогам послужат основой для доначисления платежей в бюджет.

Цели камеральной проверки:

  • контроль за исполнением фирмой или ИП законодательства о налогах, сборах и страховых взносах;
  • подтверждение права налогоплательщика на возврат налога (с оформлением по результатам проверки решения на возврат либо обоснованного отказа);
  • выявление нарушений и взыскание недоимок, пени и штрафов;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.

При проведении камеральной проверки контролируется:

  • состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
  • правильность их оформления;
  • правильность проведения расчетов по налогам;
  • наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
  • правильность расчета налогооблагаемой базы;

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений — 5 дней (ст. 88 НК РФ). Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ)..

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).
Читайте так же:  Не облагается подоходным налогом

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Оформление результатов налоговых проверок

Оформление результатов проведения налоговых проверок — это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:

Камеральная проверка

По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:

  1. Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки — это основание для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают. За исключением случая, когда камеральная проверка проводилась для возврата налога. По ее результатам выносится решение о возврате, о чем налоговики сообщают налогоплательщику.
  2. При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.

Выездная проверка

  1. По результатам проведения этой налоговой проверки должна быть составлена справка о проверке (приложение 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением 24 к этому же приказу.
  2. При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.

Кстати, доначисления по проверкам теперь можно оплатить в рассрочку.

Подробнее см. здесь.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?

Проведение налоговых проверок – это осуществление надзора специалистами ИФНС за выполнением налогового и бухгалтерского законодательства организациями и ИП. При проведении налоговых проверок это подразумевает ревизию правильности начисления и уплаты налогов.

Заключение

В результате проведенного проверки предприниматель получает развернутый отчет о деятельности своей компании. В нем перечисляются нарушения, допущенные организацией в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. Другими словами, работники налоговой инспекции проведут полный (и бесплатный!) аудит предприятия. После анализа допущенных ошибок руководитель предприятия должен так организовать свою работу, чтобы не допускать повторения досадных промахов. Это, разумеется, идеальная схема проведения ревизии.

На деле выездная ревизия отнимает очень много времени, людских ресурсов, нервов руководителей. Иногда негативные стороны, связанные с ответственностью учредителей и руководства компании, полностью перечеркивают положительные аспекты проверки. Поэтому важно знать основные правила проведения мероприятия и требовать от представителей налоговой инспекции их неукоснительного выполнение.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Производство выездной налоговой проверки

Началу налогового расследования предшествует получение информации о деянии, содержащем в себе признаки налоговых правонарушений. Однако, чаще всего налоговое расследование проводится без предварительной информации, а выявление налоговых правонарушений и сбор информации о них как правило совпадают. Это означает, что если в ходе налоговой проверки были обнаружены нарушения налогового законодательства, то данная проверка и признается налоговым расследованием»[1].

Статья 87 НК предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные, различающиеся по различным основаниям. Приступим к их анализу.

Производство при выездной проверке

Субъектами выездной налоговой проверки в соответствии с ч.1 статьи 87 НК являются следующие налогоплательщики:

· их филиалы и представительства;

· физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Детальное рассмотрение данных категорий налогоплательщиков производится во второй части настоящей работы, при рассмотрении субъектов камеральной налоговой проверки. В письме от 02.03.1999 министерство по налогам и сборам разъясняет, что филиалы и представительства являются плательщиками налогов и сборов независимо от того, зарегистрированы они в качестве таковых или нет[2].

Объектом проверки являются документы и предметы, находящиеся у налогоплательщика, а также объекты, которыми владеет налогоплательщик. В статье 91 НК говорится о «территории или помещении налогоплательщика», то есть таких территории или помещении, которые принадлежат налогоплательщику на праве частной собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления или на ином законном основании. То есть, как следует из статьи 91 НК, речь идет о титульном владении. Однако, необходимо сказать, что объектом налоговой проверки должны признаваться в соответствии с абзацем 6 ч.1 статьи 31 НК и такие объекты, которыми налогоплательщик владеет и на незаконном основании, если их использование порождает у налогоплательщика обязанность по уплате и (или) исчислению налога.

Основанием проверки в соответствии с ч.1 статьи 89 НК является решение руководителя налогового органа или его заместителя. НК ничего не говорит о моменте принятия такого решения, однако предварительно нужно указать на следующие обстоятельства.

Итак, с учетом положений статей 87 и 89 НК можно утверждать, что нет определенного срока для вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки, но она должна быть назначена не ранее одного года с момента окончания предыдущей выездной налоговой проверки, и может длиться не более двух месяцев, а в исключительных случаях, устанавливаемых вышестоящим налоговым органом, не более трех месяцев.

Читайте так же:  Доходы организации для расчета налога на прибыль

НК не устанавливает обязанности налоговых органов предварительного предупреждения налогоплательщика о проведении налоговой проверки. Так же как и при камеральной проверке, ею может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки.

Исключением из этого правила являются в соответствии с ч.3 статьи 87 и ч.3 статьи 89 НК являются случаи, когда выездная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика либо в порядке контроля вышестоящим налоговым органом деятельности налогового органа, производившего проверку.

Проверяющие субъекты в соответствии с ч.4 статьи 89 – это уполномоченные должностные лица налоговых органов.

Итак, можно дать определение выездной налоговой проверки как проверки деятельности налогоплательщика, путем проверки объектов и документов, находящихся у налогоплательщика, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также проведение при этом разрешенных законом процессуальных действий.

Проведение проверки. Поскольку проведение проверки неразрывно связаны с местом нахождения налогоплательщика и (или) его объектов, особую важность приобретает обеспечение доступа налоговых органов в имущественные комплексы налогоплательщика, разграничение законного и незаконного доступа налоговых органов в них, четкое определение допустимого поведения налоговых органов.

Итак, начало проверки отождествляется с моментом вынесения решения руководителя налогового органа или его заместителя (в дальнейшем – руководителя) о назначении налоговой проверки. Поскольку для обеспечения доступа на территорию или в помещение налогоплательщика проверяющие должны предъявить как служебное удостоверение, так и оригинал постановления руководителя налогового органа о назначении проверки, необходимо, чтобы оно (постановление) было составлено надлежащим лицом с соблюдением всех реквизитов и времени его составления.

После предъявления соответствующих документов налогоплательщик обязан допустить проверяющих на территорию, в помещение. Исключение составляет случай, когда для извлечения прибыли используется жилое помещение. В данном случае необходимо руководствоваться статьей 25 Конституции РФ, ч.5 статьи 91 НК. То есть налоговые органы могут воспользоваться своим правом истребовать документы у налогоплательщика (статья 93 НК), если они есть или должны быть в наличии у налогоплательщика, а также правом самостоятельно исчислить суммы подлежащих уплате налогов или недоимок по ним в соответствии с абзацем 7 ч.1 статьи 31 НК. Право обращаться в суд для вынесения последним решения о доступе налоговых органов в жилые помещения в связи с проведением налоговой проверки Кодексом не предусмотрено.

Энциклопедия решений. Предмет выездной налоговой проверки

Предмет выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, а с 1 января 2017 года — и страховых взносов (п.п. 3-4 и 17 ст. 89 НК РФ).

Из анализа ст.ст. 87, 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом. Поэтому в рамках такой проверки могут быть проверены как все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, так и их отдельные виды: налог на прибыль, НДС, акцизы, НДФЛ и т.п.

Внимание

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом вездных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления в ходе проведения налоговой проверки факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган самостоятельно извещает ФНС России об этом и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Предмет проверки, то есть налоги (сборы, страховые взносы), правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, а также проверяемый период в силу п. 2 ст. 89 НК РФ указывается в решении о проведении выездной налоговой проверки, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]*(1).

Невключение в решение конкретного вида налога влечет отсутствие у должностных лиц налогового органа права проверять правильность и своевременность уплаты данного налога (постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2007 N А08-14181/04-25-9-25).

В то же время в случае проведения комплексной проверки всей деятельности налогоплательщика налоговое законодательство не обязывает налоговый орган перечислять в решении конкретные налоги, правомерность уплаты которых будет проверяться. Поэтому в решении в качестве предмета проверки может быть указано на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам» (см. постановления ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 N Ф06-6795/12, ФАС Уральского округа от 10.02.2011 N Ф09-288/11-С3, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8115/2010).

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган также вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества (п. 7.1 ст. 89 НК РФ).

Предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта, помимо правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, является также соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к таким проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ. При этом в рамках такой проверки может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Соответствующие положения установлены в новой ст. 89.2 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ.

Если налогоплательщик-организация имеет в своем составе представительства и (или) филиалы, то налоговый орган может (п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ):

— провести проверку деятельности филиалов и представительств в рамках выездной проверки головной организации;

— провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств организации*(1).

Предметом самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации может быть только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Соответственно проверить правильность исчисления и своевременность уплаты федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) в рамках самостоятельной проверки филиалов и (или) представительств налоговые органы не вправе. Даже если федеральный налог в какой-то части зачисляется в региональный бюджет, его проверка может производиться только в составе проверки головной организации. При этом необходимо учитывать, что согласно п. 7 ст. 12 НК РФ налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.

Читайте так же:  Возмещение ндс прошлого периода

Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ). При этом проверяется правильность исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Проведение такой проверки не препятствует проведению отдельных выездных проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также по иным налогам, которые не подлежат исчислению и уплате консолидированной группой налогоплательщиков, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

Следует учитывать, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговым органам. В то же время не входит в компетенцию налоговых органов и, соответственно , не может являться предметом выездной налоговой проверки:

Видео (кликните для воспроизведения).

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Выездные проверки за эти периоды по-прежнему осуществляются органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2017 N 250-ФЗ);

— контроль за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ);

— проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такие проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ (одновременно с выездными налоговыми проверками по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Внимание

одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносовРешение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

*(1) Проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленного подразделения, не обладающего статусом филиала или представительства организации, территориальные налоговые органы не вправе. Это прямо следует из положений п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ (см. также письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32 и от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Кого могут проверить

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении:

  • индивидуального предпринимателя;
  • физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • юридического лица;
  • консолидированной группы налогоплательщиков.

Итак, казалось бы, налогоплательщик-физическое лицо имеет законное право укрывать компрометирующие его документы и сведения, препятствовать ходу контролирующих мероприятий. Но не все так гладко. Если доступ к необходимым материалам затруднен, работники налоговой инспекции вправе рассчитывать суммы налогов, подлежащих уплате, что называется, «по среднему», исходя из сложившейся практики. Усредненную сумму и предъявят ко взысканию. Также поступят и с предпринимателем, препятствующему проведению ревизии.

Налоги определяют расчетным способом в следующих случаях:

  • непредоставление в период от двух месяцев и более налоговому органу документов для исчисления налогов;
  • отказ представителям фискального органа в доступе к производственным территориям;
  • некорректное ведение системы учета доходов и расходов или полное отсутствие учета;
  • сознательное укрытие объектов налогообложения.

Налоговые проверки и их разновидности

Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Налоги обеспечивают поступление денежных средств в бюджет, используя которые государство выполняет свои функции. Правильность исчисления налогов и их своевременную уплату контролирует налоговая служба (ФНС). Таким образом, проведение налоговых проверок — это существенное подспорье для пополнения бюджета государства.

Для осуществления такого контроля все организации, ИП и физические лица должны быть зарегистрированы в ИФНС по месту их нахождения (ст. 83 НК РФ). Это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно.

Читайте так же:  Валютный контроль судебная практика

Как налоговики обеспечивают достоверность содержащейся в ЕГРЮЛ информации, узнайте из сообщения.

Проведение налоговых проверок — это контроль за соблюдением законодательства по налогам. Согласно ст. 31 Налогового кодекса ФНС вправе получать от налогоплательщиков документы, подтверждающие начисление и уплату налогов. Основными обязанностями сотрудников ФНС являются контроль поступающих документов и проведение налоговых проверок.

Проведение налоговых проверок – это служебные обязанности инспекторов ИФНС. Сотрудники налоговой службы вправе затребовать от проверяемых организаций документы (декларации, балансы, платежки, расчеты по налогам). При налоговой проверке производят сопоставление данных из полученных ИФНС деклараций по налогам с информацией из других источников, которые предоставил налогоплательщик. Налоговые проверки подразделяют:

Кого могут включить в план налоговых проверок, узнайте из материала.

Выездная налоговая проверка по всем правилам: сроки, регламент проведения, документы

Всякая ревизия – стресс и для руководителя предприятия, и для его служащих. Поэтому действия контролирующих органов должны проводиться по четкому плану с соблюдением всех процедурных тонкостей.

Сроки проверки

По Налоговому кодексу РФ (п. 6 ст. 89) выездная проверка проводится два месяца. По веским причинам (большой объем документации, необходимость проведения экспертиз) сроки обследования предприятия могут быть продлены до четырех месяцев. В исключительно сложных случаях ревизия проводится в течение 6 месяцев.

Увеличение сроков допускается, если:

  • организация относится к числу крупных налогоплательщиков региона;
  • компания насчитывает четыре и более обособленных филиала;
  • руководство компании-налогоплательщика противодействует должностным лицам и не предоставляет требуемые документы;
  • на месте проведения проверки происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

За год хозяйственную деятельность предприятия могут проверить не более двух раз. Также ограничено число проверок уплаты одного и того же налога за один и тот же временной промежуток – фискальный орган может дважды санкционировать ревизию.

Регламент проверки

Всю процедуру проведения выездной налоговой проверки можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Предварительная подготовка. Это анализ деятельности налогоплательщика. Еще в стенах налоговой инспекции специалисты изучают представленные правоустанавливающие документы, декларации, сведения об имуществе. На этом этапе инспектор приблизительно просчитывает сумму недополученных поступлений. Результатом анализа становится издание официального распоряжения по проведению проверки.
  2. Собственно выездная налоговая проверка начинается с предъявления документа о проведении контролирующего мероприятия. В нем должны быть указаны следующие данные:
  • сведения о проверяемой компании или физическом лице: наименование, ИНН, анкетные данные руководителя;
  • цель ревизионных мероприятий – исследование всей деятельности компании или отдельных аспектов ведения бизнеса;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и персональные данные ее членов (должность, ФИО).

Документ о проведении ревизии должен быть правильно оформлен и заполнен. Перед началом проверочных действий на нем расписывается представитель фискального органа и заверяет его печатью. Руководитель предприятия, в свою очередь, должен поставить свою роспись и указать дату вручения. Возможно отправление документа заказным письмом по официальному адресу организации.

Срок начала проверки исчисляется с момента получения уведомления руководителем компании.

  1. В процессе проведения выездной налоговой проверки специалистами фискального органа могут проводиться следующие действия:
  • инвентаризация для уточнения предоставленных налогоплательщиком данных;
  • осмотр торговых, производственных, складских помещений, которые используются для получения прибыли;
  • истребование доступа к любой информации, связанной с хозяйственной деятельностью;
  • изъятие (выемка) документов и предметов для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства;
  • привлечение сторонних экспертов;
  • допрос свидетеля, располагающего существенной для ревизии информацией;
  • привлечение переводчика;
  • отправка запросов в кредитные учреждения, в том числе и в зарубежные банки.

Итак, форма проведения проверки может быть совершенно разной – от безобидного анализа предоставленной документации до принудительного истребования и изъятия доказательств. Все эти действия совершенно законны. Налогоплательщик обязан обеспечить доступ должностных лиц ко всей значимой информации и не препятствовать получению нужных сведений.

  1. В конце ревизии директору предприятия или его законному представителю под роспись вручается справка. В ней указываются основные данные проведенной проверки: состав комиссии, предмет проверки, сроки. Дата выдачи справки – это дата завершения контролирующего мероприятия.

Сопроводительные документы

После выдачи справки у фискальных органов есть еще 2 месяца для того, чтобы составить акт выездной проверки. Поэтому время окончания ревизии в справке должно быть указано точно – если проверяющие проставят неверную дату, срок вручения акта затянется. В акте (в отличии от справки) подводятся итоги проведенных мероприятий.

Проверяющие делают выводы о нарушениях в деятельности компании. Наиболее часто выявляются:

  • несоответствие деятельности предприятия и выбранной системы налогообложения;
  • сокрытие доходов или их существенное занижение;
  • нарушения в области начисления и выплаты заработной платы сотрудникам;
  • сознательное использование незаконных (мошеннических) схем ведения деятельности.

Члены комиссии обязаны не только перечислить обнаруженные нарушения законодательства, но и подкрепить их доказательствами – собранными документами, экспертизами. В акте указывается сумма недополученных государством выплат, выносится решение о наложении штрафных санкций, взыскания пеней.

Таким образом, срок вынесения решения по выездной проверке составляет 2 месяца со дня окончания ревизии. Дата завершения отмечена в справке, выданной директору проверяемой организации или его полномочному представителю.

Причиной обжалования могут быть следующие нарушения в порядке проведения контролирующих мероприятий:

  • некорректное составление сопроводительных документов (постановления о назначении ревизии, справки, акта о завершении проверки);
  • неправомерное увеличение сроков налогового аудита;
  • искажение доказательной базы или привлечение недостоверных доказательств.

Перед составлением обжалования целесообразно обратиться к опытному налоговому консультанту.

Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в течение 10 дней. В результате принимаются следующие решения:

  • оставить без изменения акт о проведении налогового контроля и применить к виновному предприятию штрафные меры и взыскания;
  • отменить итоги ревизии в целом или частично, приняв во внимание представленные компанией аргументы;
  • вынести постановление о повторном аудите компании в ближайшее время (обычно – месячный срок).

Если вынесенное заключение не удовлетворяет представителей организации, возможно продолжить процедуру апелляционного обжалования в суде. В этом случае жалобу подают сразу после вынесения решения налоговым органом.

Процедура ходатайства в налоговые органы поможет уменьшить штрафные санкции

Кроме составления протокола или акта разногласий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы с ходатайством о смягчении взыскания. Правильно составленное обращение поможет сильно сократить штрафные суммы (в некоторых случаях – до нуля). Ходатайство следует подавать в фискальные органы до вынесения решения по результатам проведенного аудита.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет на несовершеннолетнего

В документе указывают смягчающие обстоятельства:

  • признание вины по акту проверки;
  • наличие большого кредитного обременения;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • обязательства по договорам лизинга.

Чем больше обстоятельств, смягчающих вину, приведет в свое оправдание налогоплательщик, тем меньше штрафных санкций будет к нему применяться.

До составления обращения в налоговую инспекцию необходимо проконсультироваться с адвокатом: общее признание вины по акту может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Причины проведения выездной налоговой проверки

Любая проверка – и камеральная, и выездная – проводятся по плану, заранее утвержденному руководством налоговой инспекции. В исключительных случаях возможны внеплановые ревизии.

Первый этап подготовки контролирующих мероприятий – предварительный анализ экономической деятельности. Внимание ревизоров привлекут:

  • подозрительные схемы для вывода наличных;
  • низкие зарплаты сотрудников;
  • частая смена места регистрации бизнеса;
  • сверхнизкая прибыль или ее отсутствие;
  • фиксация убытков компании в течение двух лет деятельности;
  • расхождения в отчетности по проведенным операциям с декларациями связанных контрагентов;
  • необоснованно частое снятие и новая постановка на налоговый учет.

Эти признаки свидетельствуют о сознательном сокрытии доходов и искажении показателей бухгалтерской отчетности. Законный итог не совсем чистого ведения хозяйственной деятельности – назначение плановой выездной налоговой проверки.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция «прокамералит» вашу уточненку полностью».

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Итоги

Налоговая проверка представляет собой контроль налоговиками за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов, взносов налогоплательщиком.

Видео (кликните для воспроизведения).

НК РФ предусматривает налоговые проверки 2 видов: выездные и камеральные. По результатам выездной проверки всегда оформляется акт, по результатам камеральной проверки акт составляется только при выявлении нарушений.

Источники

Производство выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here