Процедуры планирования выездных налоговых проверок

Процедуры планирования выездных налоговых проверок

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Читайте так же:  Справка о праве на имущественный вычет

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ .
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.
Читайте так же:  Пример заполнения налоговой декларации 3 ндфл

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.

Сроки

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ , составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]
«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября 2008 г., 22 сентября 2010 г., 8 апреля 2011 г., 10 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему приказу

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

ГАРАНТ:

См. информацию ФНС России от 31 июля 2015 г. «Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках» (приложение 6)

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] пункт 6 настоящего приказа изложен в новой редакции

6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев NN 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] пункт 7 настоящего приказа изложен в новой редакции

7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] в пункт 8 настоящего приказа внесены изменения

8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе «Налоговый контроль», подраздел «Налоговые проверки».

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] в пункт 9 настоящего приказа внесены изменения

9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.

10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] в пункт 11 настоящего приказа внесены изменения

11. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.

Руководитель Федеральной
налоговой службы

ГАРАНТ:

О Способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском см. информацию ФНС России от 15 октября 2008 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля на сегодняшний день являются выездные налоговые проверки. В результате проведения таких проверок налоговыми органами одновременно решаются несколько задач, наиболее важными из которых являются выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение налоговых правонарушений.

В целях эффективного решения названных задач подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора налогоплательщиков для проведения указанных проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Важно отметить, что ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Читайте так же:  Сроки оплаты земельного налога физическими лицами

Приведены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

Текст приказа опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 5 июня 2007 г. N 21, в газете «Экономика и жизнь», июнь 2007 г., N 23, в журнале «Документы и комментарии» от 13 июня 2007 г. N 12, в «Финансовой газете» от 21 июня 2007 г. N 25

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Приказ ФНС России от 8 апреля 2011 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Приказ ФНС России от 22 сентября 2010 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/[email protected]

Выездные налоговые проверки

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является подготови­тельным этапом проведения выездных налоговых проверок. В ходе планирования осуществляется комплекс работ, включающий:

ü определение перечня налогоплательщиков, в отношении ко­торых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

Видео (кликните для воспроизведения).

ü определение сроков проведения проверок;

ü уточнение видов налогов (сборов и других обязательных плате­жей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

ü подбор кадров, необходимых для проведения проверки.

Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законода­тельства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных плате­жей), пеней и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой ком­плекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, вклю­ченных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наибо­лее эффективного проведения указанных проверок.

Процесс планирования и подготовки выездных налоговых прове­рок состоит из восьми этапов, показанных на рис. 5.1. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Этап I. Формирование информационных ресурсов о налогоплатель­щиках. С целью целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы исполь­зуют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источни­ки), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщи­ках должно отвечать следующим критериям:

• непрерывности — обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информа­ции о налогоплательщиках;

• систематизации — создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

• актуализации — своевременное обеспечение обновления ин­формации о налогоплательщиках с учетом вновь поступаю­щих данных из внутренних и внешних источников;

• полноты — наличие объема информации о налогоплательщи­ках, достаточного для принятия правильного и обоснованно­го решения о целесообразности их отбора для проведения вы­ездных налоговых проверок;

• достоверности — предварительный анализ поступающей в на­логовый орган информации на предмет ее соответствия реаль­ному положению дел.

С целью осуществления такого анализа проводятся: сопоставле­ние данной информации со сведениями, полученными из иных ис­точников; направление запросов в контролирующие и правоохрани­тельные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведе­ний; получение объяснений и документов, подтверждающих пра­вильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организа­ция рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую АИС обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).

Классификация информации производится по источникам (внутренним и внеш­ним). Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье на­логоплательщика на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами используется информация, полученная в рамках проведения каме­ральной налоговой проверки, а также в результате анализа бухгал­терской и налоговой отчетности на основе системы контрольных соотношений (СКС).

ü внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

ü междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской отчет­ности и информации, полученной из внешних источников.

На основании СКС производятся:

ü проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

ü проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичны­ми показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

ü сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

ü соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

При применении СКС следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков с целью прове­дения выездной налоговой проверки, но не для доначислений нало­гов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгалтер­ской и налоговой отчетности налоговыми органами собирается ин­формация о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и дина­мики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хо­зяйственной деятельности налогоплательщика; данные о совершен­ных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сдел­ках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплатель­щика.

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчет­ности

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа нало­говой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональные обя­занности которого входит проведение данного вида проверок и ана­лиза, составляется заключение содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогопла­тельщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием при­чин, послуживших основанием для таких выводов.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков на­логовым органом осуществляется периодическое проведение анали­за основных финансовых показателей деятельности налогоплатель­щиков по отраслевому принципу на основе использования автома­тизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок должны обеспечиваться:

ü анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;

ü сравнительный анализ основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков одной отрасли;

ü отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.

Приоритетными для включения в план проведения выездных нало­говых проверок являются следующие категории налогоплательщиков.

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

Читайте так же:  Нулевая декларация для ип на патенте

а) организации, являющиеся крупнейшими и основными налого-
плательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не
реже одного раза в два года;

б) налогоплательщики, проведение выездных налоговых прове-
рок которых обусловлено поручениями правоохранительных орга-
нов в случаях, установленных законодательством РФ, а также выше-
стоящих налоговых органов;

в) ликвидируемые организации;

г) организации, представляющие «нулевые балансы» или не пред-
ставляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении
которых у налогового органа имеется информация об осуществле-
нии ими финансово-хозяйственной деятельности;

д) налогоплательщики, необходимость проверки которых выте-
кает из мотивированных запросов других налоговых органов. В за-
просе указываются: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес места на­хождения организации (места жительства индивидуального пред­принимателя); ИНН; КПП; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подлежащие про­верке; период деятельности, за который должна проводиться про­верка.

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включе­нию в план проведения выездных налоговых проверок при появле­нии соответствующих возможностей у инспекторского состава. От­бор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

а) камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух-
галтерской отчетности (контрольных соотношений показателей
форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (расчетов)
по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

б) анализа основных финансовых показателей деятельности на-
логоплательщиков по отраслевому принципу;

в) анализа иной информации, результаты которого позволяют сде-
лать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.

Кроме того предусматрива­ют выполнение комплекса работ, связанных:

ü с предварительной подготовкой предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки;

ü определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

ü необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

ü подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

ü определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

Планирование выездных налоговых проверок

Качественное планирование выездных налоговых проверок является одним из условий повышения эффективности налогового администрирования, включающего, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой — достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.Налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] был утвержден документ, который давно ждали и налогоплательщики, и налоговые органы — Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), которая успешно работает вот уже полтора года.

Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Главный принцип Концепции — двухсторонняя ответственность налогоплательщиков и налоговых органов: предполагается, что налогоплательщики должны стремиться к правильному и своевременному исполнению обязанностей по уплате налогов, а налоговые органы — к обоснованному отбору кандидатов на проведение выездной проверки.

Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов, о которой налогоплательщикам не сообщалось.

Критерии — это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспектора вопросы. Такой налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов.

При отборе кандидатов, для выездной налоговой проверки проводится всесторонний анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика на основе информации, поступившей налоговым органам из внутренних источников (информация, полученная налоговыми инспекторами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них обязанностей) и внешних источников (информация, полученная в рамках соглашений с другими контролирующими и правоохранительными органами). В частности, анализу подвергаются:

— суммы исчисленных налогов в динамике с целью выявления налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налоговых платежей;

— суммы уплаченных платежей по каждому виду налогов в динамике с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. С помощью такого анализа можно определить значительные отклонения показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

— факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Вероятность попасть в план проведения выездных налоговых проверок возрастает у тех налогоплательщиков, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Кроме того, концепция предусматривает возможность и целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц.

Таким образом, одной из целей концепции является доведение до сведения налогоплательщиков информации о том, каким образом производится отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. В данном случае знание должно способствовать развитию у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок, Концепция установила алгоритм отбора, основанный на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определении на ее основе так называемых зон риска совершения налоговых правонарушений. Налоговой службой был предпринят беспрецедентный шаг – публикация на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы 11 критериев оценки рисков ведения налогоплательщиками бизнеса, к которым в 2008 году был добавлен еще один — двенадцатый критерий, по которым налоговые органы определяют «кандидатов» на выездные проверки, что значительно повысило их эффективность.

Налоговая служба не только преследовала цель по созданию новой составляющей организации налогового контроля, направленной на повышение его эффективности, но и выработала стратегию мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

Налогоплательщик может быть включен в план выездных налоговых проверок по следующим критериям:

1) отрицательные финансовые результаты, т.е. на протяжении нескольких лет налогоплательщик несет убытки.

2) низкая рентабельность — значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (отклонение — более 10%). При анализе этого показателя налоговые органы особое внимание уделяют:

Читайте так же:  Какие документы нужны для возврата налогового вычета

— крупным импортерам, у которых происходит увеличение дебиторской и кредиторской задолженности;

— организациям с небольшой выручкой, но с возрастающей дебиторской и кредиторской задолженностью;

— организациям с возрастающей кредиторской задолженностью при значительных вычетах НДС.

Однако низкий уровень рентабельности отдельных гражданско-правовых сделок сам по себе не является достаточным доказательством недобросовестности участника налоговых правоотношений.

3) неадекватное соотношение доходов и расходов, когда темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг) или суммы расхода индивидуального предпринимателя максимально приближены к сумме его дохода, полученного за календарный год.

4) низкий уровень заработной платы, т.е. среднемесячная зарплата на одного сотрудника организации ниже среднего уровня зарплаты работников по данному виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

5) низкая налоговая нагрузка налогоплательщика — налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня налоговой нагрузки по отрасли или по виду экономической деятельности. Под налоговой нагрузкой подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Налогоплательщик определяет эту величину исходя из полученных данных и сравнивает ее со среднеотраслевой;

6) высокая доля налоговых вычетов: наличие значительных налоговых вычетов по НДС за определенный период. Так, в поле зрения попадут те налогоплательщики, у которых доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев;

7)отсутствие пояснений налогоплательщика: налогоплательщик не представляет пояснений при получении уведомления налогового органа о том, что было выявлено несоответствие показателей деятельности;

8) построение финансово-экономической деятельности при отсутствии разумных экономических причин: деятельность налогоплательщика построена на основе посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических или иных причин (отсутствие деловой цели);

9) применение специальных налоговых режимов на пределе возможного: неоднократное приближение (около 5%) к предельному значению показателей, которые предоставляют право налогоплательщику на применение специальных налоговых режимов. Налоговые органы внимательно следят за тем, чтобы доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не превышали установленную законом предельную сумму. В случае превышения налогоплательщиком лимитов доходов ему доначисляются суммы налогов, подлежащих уплате согласно общему режиму налогообложения;

10) частая смена местонахождения («миграция» между налоговыми органами), т.е. два и более случая смены местонахождения с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части изменений сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, если вышеуказанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика;

11) получение необоснованной выгоды: организация получила необоснованную налоговую выгоду (в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, применения налоговой льготы, более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53):

— невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

— учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

— совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, могут быть признаны обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53:

— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

— взаимозависимость участников сделок;

— неритмичный характер хозяйственных операций;

— нарушение налогового законодательства в прошлом;

— разовый характер операции;

— осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

— производство расчетов с использованием одного банка;

— осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

— использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано:

— что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом;

— что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц была направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Кроме того, при планировании налоговых проверок налоговые органы также обращают внимание на следующие обстоятельства:

— уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне дохода;

— несвоевременное выполнение требований ИФНС России о представлении документов;

— большие доначисления в результате проведения предыдущей выездной налоговой проверки.

В настоящее время контрольно-аналитическая работа при планировании налоговых проверок усиливается с учетом отраслевой направленности. Кроме того, в план проверок включаются налогоплательщики, у которых по двум и более критериям значения находятся в зоне риска, а также те налогоплательщики, в отношении которых получена соответствующая информация из внешних источников.

Вместе с тем, налоговые органы предлагают налогоплательщикам систематически самостоятельно оценивать налоговые риски по результатам финансово-хозяйственной деятельности и своевременно, в добровольном порядке уточнять свои налоговые обязательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Управление ФНС России по Кемеровской области

Источники

Процедуры планирования выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here