Проверка постановки на налоговый учет

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Читайте так же:  Земельный налог на промышленные земли

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Налоговики разъяснили порядок постановки на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося ИП

Milkos / Depositphotos.com

По общему правилу, постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося ИП, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания) на основании информации, представляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по выбору налогоплательщика (п. 7 ст. 83 НК РФ).

В случае подачи заявления в налоговый орган одновременно с ним необходимо представить документ (документы), удостоверяющий личность физического лица и подтверждающий его регистрацию по месту жительства (месту пребывания) (п. 24 Порядка, утв. приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н).

Осуществляется ли при постановке на учет в налоговом органе проверка наличия у заявителя ранее присвоенного ИНН? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Предусмотрено несколько способов подачи физлицом заявления о постановке на учет:

  • при личном посещении налогового органа;
  • по почте с уведомлением о вручении (в данном случае к заявлению может быть приложена заверенная в установленном порядке копия документа, удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего его регистрацию по месту жительства или пребывания);
  • с помощью сервиса «Подача заявления физического лица о постановке на учет», размещенного на официальном сайте ФНС России.

Если заявление подается через интернет-сервис, то свидетельство о постановке на учет в налоговом органе можно получить в бумажном виде при личном посещении налогового органа (выбранного и указанного при заполнении заявления) при условии предъявления документа, удостоверяющего личность и подтверждающего регистрацию по месту жительства (месту пребывания) на территории РФ.

В случае подачи заявления физическим лицом налоговый орган обязан осуществить его постановку на учет в течение пяти дней со дня получения такого заявления. В тот же срок налогоплательщику будет выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее такое свидетельство ему не выдавалось) (п. 2 ст. 84 НК РФ).

В письме подчеркивается, что на официальном сайте ФНС России размещен сервис «Узнай ИНН», с помощью которого можно ознакомиться с информацией об ИНН, присвоенном физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе.

В свою очередь, в письме ФНС России от 17 апреля 2018 г. № ГД-3-14/[email protected] налоговики отмечают, что для получения свидетельства о постановке на учет физическое лицо, не состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства, вправе обратиться в любой налоговый орган по своему выбору с заявлением о постановке на учет в налоговом органе по форме № 2-2-Учет, утв. приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/[email protected]

Учет налогоплательщиков: порядок проведения, основания постановки на налоговый учет

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

НК устанавливает, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Указанная обязанность не зависит от того, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и соответственно, возникнет ли у нее в ближайшее время обязанность платить налоги.

НК обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемым им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры по установке указанных лиц на налоговый учет.

Постановка на налоговый учет должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов, и в этот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента ИНН указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

Таким образом, в РФ создан Единый централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Камеральные налоговые проверки: понятие, порядок и сроки проведения, оформление результатов.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7405 — или читать все.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

ИНН – это цифровой код, использующийся для учета налогоплательщиков РФ в Федеральной Налоговой Службе. Относится к основным реквизитам компании или ИП.
У Юридических Лиц Идентификационный номер налогоплательщика состоит из 10 цифр и присваивается в момент регистрации организации. Первые две цифры в коде обозначают субъект Российской Федерации, 3-я и 4-я цифры код налогового органа, с 5- ой по 9-ю – номер запись ЕГРН, 10-я цифра – проверочная. Иностранное Юридическое лицо, осуществляющее деятельность на территории РФ и попадающее под налогообложение на территории РФ, также получает в ФНС ИНН, который всегда будет начинаться с 9909.
У Физических лиц ИНН состоит из 12 цифр и присваивается при личном обращении в налоговую службу по месту регистрации гражданина. Первые две цифры в коде обозначают субъект Российской Федерации, 3-я и 4-я цифры код налогового органа, с 5- ой по 10-ю – номер записи, 11-я и 12-я проверочные цифры.
У Индивидуальных предпринимателей ИНН является Идентификационным номером налогоплательщика Физического Лица. Если физическому лицу ранее не присваивали ИНН, то ИНН ему присваивают в момент регистрации ИП. После присвоения номера ИНН, выдается свидетельство о постановке на учет.

Читайте так же:  Не признаются объектом налогообложения земельным налогом

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить компанию или ИП по ИНН, получить полные данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП по ИНН.

Данные на портале ежедневно обновляются и синхронизируются с сервисом nalog.ru ФНС РФ*.

Вы можете бесплатно искать по ИНН Юридическое лицо / Индивидуального предпринимателя / Руководителя компании / Учредителя компании

В карточке компании, полученной при поиске по ИНН, содержится вся открытая официальная информация о компаниях и предпринимателях РФ.

Для поиска воспользуйтесь поисковой строкой:

ИНН идентифицирует Юридическое или Физическое лицо и выдается один раз налоговой службой РФ. В случае потери свидетельства и утере данных, по заявлению ФНС выдает дубликат. В случае изменения данных компании или физического лица – ИНН остается неизменным. После ликвидации компании или смерти физического лица, ИНН не присваивается другому субъекту.

Для Физических лиц ИНН используется в налоговом учете, для идентификации, вместо персональных данных. У Физического Лица есть право отказаться от присвоения и использования ИНН. Для этого необходимо подать заявление в налоговую службу РФ.

Юридическое лицо и Индивидуальный предприниматель не вправе отказаться от присвоения ИНН. Бухгалтерская отчетность организаций должна содержать идентификационный номер налогоплательщика.

Филиалу или представительству (обособленному подразделению) ЮЛ не присваивается ИНН, так как обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком. Обособленному подразделению при постановке на налоговый учет присваивается собственный КПП (Код причины постановки), а ИНН используется головной организации.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя поиск по ИНН Юридических лиц и ИП !
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

* Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица.

Код причины постановки на учет (КПП)

Код причины постановки на учет (КПП) представляет собой девятизначный код, который налоговая инспекция присваивает организации при постановке на налоговый учет.

КПП необходим потому, что некоторые фирмы состоят на учете в нескольких налоговых инспекциях: не только по своему юридическому адресу, но и по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимости и налогооблагаемых транспортных средств.

Так как ИНН у всех должен быть один, то налоговые органы ввели дополнительный код – КПП.

Этот код показывает, по какой причине фирма состоит на учете в данной инспекции.

У одной фирмы может быть несколько КПП.

Код причины постановки на учет присваивается по каждому основанию постановки на учет, в том числе по месту нахождения самой организации, ее обособленных подразделений (ОП), земельных участков и иной недвижимости, транспорта.

В отличие от ИНН, Код причины постановки на учет организации может меняться.

Так, если организация сменит адрес на другой адрес, который относится к другой налоговой инспекции, компании присвоят новый КПП.

Значение КПП можно узнать из свидетельства или уведомления о постановке на учет.

КПП организации по месту ее нахождения также указан в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Первые четыре цифры КПП представляют собой код налогового органа, в котором организация поставлена на учет.

Из них первые две цифры представляют собой код региона, а третья и четвертая цифры являются кодом (номером) налоговой инспекции.

Например, КПП, начинающийся на 7713, означает, что организация состоит на учете в ИФНС N 13 по г. Москве.

Пятая и шестая цифры КПП указывают причину постановки на учет.

цифры 01 означают, что КПП присвоен организации в связи с постановкой на учет по месту ее нахождения;

цифры 02, 03, 04, 05, 31 или 32 означают, что КПП присвоен организации по месту нахождения обособленного подразделения организации;

цифры 06-08 означают, что КПП присвоен организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества (таким образом, транспортные средства не затрагиваются) в в зависимости от вида имущества;

цифры 10-29 – означают, что КПП присвоен организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств в зависимости от вида транспортных средств;

цифры 50 означают, что КПП присвоен в связи с постановкой на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Последние три цифры КПП представляют собой порядковый номер постановки организации на учет в ИФНС по основанию, в связи с которым ей присвоен этот КПП.

Организации должны указывать ИНН и КПП во всех документах, предназначенных для налоговых инспекций.

Так, КПП организации следует указывать:

во всех налоговых декларациях и расчетах;

в платежных поручениях, в том числе в платежных поручениях на уплату налогов и страховых взносов;

в счетах-фактурах и других документах, где обязательно указание КПП.

Так как у организации может быть несколько КПП, то в документе указывается код, присвоенный в налоговой инспекции, который предназначен для данного документа.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Формы и методы налогового контроля, постановка на учет

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в следующих формах:

– проведение налоговых проверок,

– получение объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов и плательщиков сбора),

– проверка данных учета и отчетности,

– осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.

Метод налогового контроля − совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также об исполнении иных налоговых обязанностей. Для различных видов деятельности характерно применение различных методов контроля. В их числе:

– общенаучные методы (статистический, логический, сравнительный);

– специальные методы (проверка документов; исследование предметов и документов, осмотр помещений и территорий; инвентаризация; экономический анализ, экспертиза и др.);

– методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля (убеждение, поощрение, принуждение и др.).

В целях налогового контроля ведется постановка организаций и физических лиц на учет в налоговых органах. Она осуществляется по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Читайте так же:  Как проверить есть ли задолженность по налогам

Местом нахождения имущества признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств − место приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых − место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в пункте 1, − место государственной регистрации, а при отсутствии такового − место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для иного недвижимого имущества − место фактического нахождения имущества.

Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства. Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основании заявления физического лица.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8632 — | 8187 — или читать все.

Учет организаций и физических лиц

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно.

Понятие учета организаций и физических лиц

Налоговый учет организаций и физических лиц представляет собой одну из правовых форм постоянного контроля деятельности данных налогоплательщиков и соблюдения ими установленных налоговых норм, порядка и правил, касаемо процедур учета, налогообложения, расчетов и т.д.

В соответствии с правилами налогового законодательства РФ, учет должен распространяться в отношении абсолютно всех физических, либо юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей, так как они тоже получают определенные доходы и являются полноправными налогоплательщиками.

Учет занимает важнейшее место в системе современного налогового права. Именно он обеспечивает регулярный рост бюджета государства, позволяет отслеживать текущее состояние экономики и допускает возможность корректирования тех или иных аспектов расчетов в целях максимального повышения эффективности.

Налоговый учет осуществляется только отдельными лицами, имеющими соответствующие полномочия – сотрудниками налоговых учреждений и инспекций. Его положения, порядок и особенности регламентируются статьей 83 действующего НК РФ, а также иными законами и нормативно-правовыми актами.

В случае возникновения споров между участниками данных правоотношений во время непосредственного осуществления налогового учета и расчетов, они подлежат разрешению в судебных органах – арбитражных судах, к чьей компетенции относится ведения данных дел.

Кто и как осуществляет постановку на налоговый учет

В соответствии со статьями 32, 83 НК РФ эту работу делают налоговые органы на основании сведений ЕГРЮЛ (ЕГРИП), информации от органов, указанных в статье 85 НК РФ или заявлений (сообщений) налогоплательщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

ОП — иное обособленное подразделение (склад, стационарное рабочее место и т.п.).

Ф/П — филиал, представительство.

Таблица 1 Постановка на учет

Срок постановки на учет

Заявление по форме № Р11001;

3 дня со дня подачи документов для государственной регистрации

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

решение о создании организации в виде протокола, договора или иного документа;

устав в 2-х экземплярах;

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины.

Создание обособленного подразделения (ОП)

Создание ОП подтверждают, например: договор аренды помещения, где создано стационарное рабочее место; трудовой договор с сотрудником ОП; приказ о назначении на должность; приказ руководителя организации о создании ОП.

5 рабочих дней со дня получения сообщения

Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье

Создание филиала или представительства (Ф/П)

Ст. 17 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц..», Приказ Минфина РФ от 5.11.09 № 114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/[email protected]

Заявление по форме № Р13001 (или уведомление Р13002)

5 дней со дня получения сведений о филиале (представительстве)

Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье

Теперь о некоторых нюансах для каждого основания постановки и снятия с учета.

Постановка на налоговый учет при создании ОП

НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.

Обособленное подразделение (ОП)

Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Вы сообщаете о создании ОП в налоговую по юридическому адресу организации в месячный срок с момента создания. В случае изменения в сведениях вы подаете сообщение в ту же инспекцию в трехдневный срок (см. ст. 23 НК РФ). За нарушение сроков — ответственность по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ, но не всегда. Если организация уже состоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, указанных в ст. 83 НК РФ, то к ней не применяется ответственность за неподачу заявления для постановки на учет по иному упомянутому в этой статье основанию (см. п. 39 Постановления Пленума Вас РФ от 28.02.01 № 5).

Цели учета организаций и физических лиц

Налоговый учет физических лиц и организаций был разработан с одной главной целью – постоянный сбор сведений об участниках налоговых правоотношений, а также проверка целесообразности их деятельности, регулярного соблюдения существующих налоговых норм, ведение постоянного учета новых участников.

К дополнительным целям налогового учета физических лиц и организаций можно отнести следующие:

  • регулярное проведение различных мероприятий по налоговому контролю, дальнейшее составление отчетности в соответствии с полученными результатами;
  • постоянный сбор актуальной информации о текущем состоянии налогообложения, с целью повышения его эффективности и внедрения более продуктивных способов контроля и учета;
  • своевременное предоставление налогоплательщикам необходимой информации о налогах и сборах, как по их заявлению, так и автоматически;
  • быстрая и качественная обработка, а также проверка и сверка документации, регулярно поступающей от налогоплательщиков, включая налоговые декларации, справки и иные формы отчетности за определенные налоговые периоды;
  • предоставление имеющейся статистической информации в вышестоящие инстанции с целью осуществления полноценного контроля налоговой деятельности и соблюдения всех установленных норм, правил и порядка;
  • иные цели, которые направлены на максимальную эффективность при исполнении своих обязательств как налогоплательщиками, так и сотрудниками налоговых инспекций.

Условия постановки на учет организаций и физических лиц

Постановка на учет, как физических лиц, так и организаций, может быть осуществлена только в том случае, если данными лицами были соблюдены все необходимые условия и порядок, предусмотренные нормами действующего налогового законодательства.

К основным условиям можно отнести: достижение необходимого возраста, полная дееспособность, наличие всех необходимых документов у физических лиц либо организаций.

Читайте так же:  Основная ставка налога на доходы физических лиц

Юридическими лицами также обязательно должен быть представлен и полный порядок произведенных расчетов, а также иные бухгалтерские документы, которые потребует уполномоченный представитель налогового органа.

После получения необходимого пакета документов, налоговый орган проводит сверку представленных данных и осуществляет их максимально внимательную проверку.

Нередко документы возвращаются обратно на руки заявителя для исправления каких-либо ошибок и неточностей, а также для указания дополнительных сведений, которых не имелось в представленных бумагах.

Постановка организации на учет будет осуществлена только в том случае, если будущий налогоплательщик сможет верно и грамотно заполнить все необходимые документы, своевременно собрать требующиеся справки и предоставить иную информацию, если такая необходимость появится. В противном случае требования заинтересованного лица о постановке его на налоговый учет могут быть отклонены с указанием конкретных причин.

Постановка на учет организаций и физических лиц

Действующие нормы налогового законодательства РФ предусматривают, что физическое лицо, либо организация, должна быть поставлена на налоговый учет с момента ее регистрации.

Организации ставятся на учет по месту их непосредственной регистрации, либо по месту расположения их филиалов, а также обособленных подразделений. Постановка на учет физических лиц осуществляется по месту их жительства, либо регистрации.

При этом данными лицами должны быть предоставлены следующие документы и сведения:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • данные о месте проживания;
  • сведения о паспорте;
  • сведения о гражданстве.

Все эти сведения указываются в специальном письменном заявлении, которое будущий налогоплательщик должен передать в налоговый орган. Постановка на учет должна быть осуществлена в 5-ти дневный срок с того момента, как налоговым органом было получено официальное заявление от налогоплательщика.

Постановка на налоговый учет юридического лица — организации и порядок данной процедуры требуют предоставления большего пакета документов. Сюда входит:

  • заверенный устав организации;
  • сведения о его непосредственной деятельности и уставном капитале;
  • данные о руководстве;
  • данные о наличии либо отсутствии филиалов, а также официальных представительств и т.д.

Постановка физических лиц либо организации на налоговый учет должна быть подтверждена специальным свидетельством, которое выдается налоговым органом в установленный срок.

Только после получения данного документа лицо становится официальным налогоплательщиком и может начинать определенную деятельность, предусмотренную его уставом, либо иными положениями.

Постановка на налоговый учет при создании филиала

Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.

Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.

Снятие с налогового учета при реорганизации, ликвидации, изменении адреса

Срок постановки на учет

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001;

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета

учредительные документы в 2х экземплярах;

решение о реорганизации

договор о слиянии в случаях, установленных законом;

передаточный акт или разделительный баланс;

квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины

Статья 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица по форме Р16001

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета

квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины

Изменение адреса (места нахождения)

Статья 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме № Р13001

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета. На учет по новому адресу ставит налоговый орган. Организации выдается (направляется почтой) новое свидетельство ИНН

решение о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением адреса

изменения, вносимые в учредительные документы, в 2х экземплярах

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины

Прекращение деятельности через ОП

Приказ Минфина РФ от 5.11.09 №114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/[email protected]

Сообщение о прекращении деятельности через Ф/П по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ76/[email protected]

10 дней со дня получения сообщения

Уведомление о снятии с учета

Прекращение деятельности через ОП подтверждает, например: приказ об увольнении единственного работника ОП, приказ о прекращении деятельности через ОП

Прекращение деятельности через Ф/П

Ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ Минфина РФ от 5.11.09 № 114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/[email protected]

Заявление по форме № Р13001 (или уведомление Р13002)

10 дней со дня получения выписки из ЕГРЮЛ или сообщения

Уведомление о снятии с учета

Решения о закрытии Ф/П и о внесении изменений учредительные документы

устав в 2х экземплярах

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины

Сообщение о прекращении деятельности через Ф/П по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ76/[email protected]

Реорганизация. Если реорганизация проходила в форме слияния, разделения, присоединения или преобразования, то ИНН ликвидированных организаций признаются недействительными. Инспекция извещает другие налоговые органы, имеющие отношение к этим организациям, о снятии их с учета. Постановка на учет образованных в результате реорганизации юридических лиц проходит в том же порядке, что и при обычном создании. Одновременно с документами по государственной регистрации выдается «Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения».

Ликвидация. ИНН ликвидированной организации признается недействительным. О снятии с учета выдается уведомление.

Изменение адреса . Обращаем ваше внимание на то, что при смене места нахождения вы можете столкнуться с двумя проблемами. Первая — проверка предприятия налоговой инспекцией и внебюджетными фондами. Вторая — новый адрес в «черном списке» налоговой как адрес «множественной регистрации». Тут не исключен конфликт с новой инспекцией, вплоть до судебных разбирательств о признании государственной регистрации недействительной. Особо хотим отметить такой момент, как изменение наименования организации. Ваш порядок действий аналогичен смене адреса. Вместе со свидетельством о государственной регистрации изменений вы получите новое свидетельство ИНН.

Читайте так же:  Налоговое законодательство уклонение от уплаты налогов

Прекращение деятельности через ОП или Ф/П . Сообщение о прекращении подается налогоплательщиком в инспекцию по юридическому адресу организации в течение трех дней со дня прекращения деятельности (закрытия).

Постановка на учет при выборе ЕНВД . В соответствии со ст. 346.28 НК РФ юридические лица и ИП, осуществляющие виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, обязаны встать на учет как плательщики ЕНВД. После постановки налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление.

Особенности учета иностранных организация и физических лиц

Иностранная организация подлежит обязательной постановке на учет уполномоченными лицами в том случае, если на это имеются правовые основания.

В отношении сроков учета – для иностранных организаций действуют абсолютно такие же правила, как и для российских – постановка должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня получения налоговым органом соответствующих документов для расчетов и письменного заявления.

Форма заявления для иностранной компании будет несколько отличаться от обычной. Данное заявление, а также необходимые для расчетов документы могут быть отправлены заинтересованными лицами по почте, с обязательным уведомлением о получении.

Помимо этого, пакет документов должен содержать заверенную копию документа, удостоверяющего личность того лица, которое, в полной степени, берет на себя ответственность за полноту, грамотность и верность представленных сведений и расчетов.

Также представитель иностранной компании должен представить правовые основания, которые подтвердят необходимость ее постановки на учет в российском налоговом органе.

Налоговый учет иностранных организаций представляет собой отдельную ветвь налогообложения. Она характеризуется некоторыми особенностями при установлении порядка расчетов налогов, а также иными нюансами, предусмотренными действующим законодательством РФ.

Постановка и снятие с налогового учета

Первая редакция Налогового кодекса РФ, принятая в 1998 году, обязывала налогоплательщиков вставать и сниматься с учета путем подачи ими соответствующего заявления. Требование выглядело логично, потому что налоговый и регистрирующий орган на тот момент не совпадали.

С принятием в 2001 году закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» функция по регистрации перешла к налоговым инспекциям. Но старый порядок постановки и снятия с учета не изменился. Кардинальные изменения произошли только с 1 января 2004 года. В соответствии со ст. 83 НК РФ постановка и снятие с учета больше не требует участия налогоплательщиков, кроме некоторых случаев, о которых мы расскажем дальше. Прежде чем перейти к подробностям учета по каждому из оснований, определимся с рядом вопросов.

Для чего нужна постановка на налоговый учет

Ответ дан в статье 83 НК РФ. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка на налоговый учет при создании организации

Регистрация и постановка на учет осуществляются налоговой инспекцией одновременно. Вы подаете только документы на создание, а уже на шестой день со дня их подачи ваша организация сможет в полном объеме приступить к хозяйственной деятельности.

После государственной регистрации инспекция присвоит вам основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Обращаем внимание, что за осуществление деятельности без государственной регистрации установлена уголовная ответственность — ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Порядок учета организаций и физических лиц

Действующий порядок налогового учета физических и юридических лиц устанавливается налоговым законодательством, в частности, статьей 83 НК РФ. Первоначальным этапом учета является обращение заинтересованного лица в налоговый орган, расположенный по месту его учета, либо нахождения организации, и подача письменного заявления по установленному образцу.

Юридическими лицами, помимо заявления, должны быть поданы и дополнительные документы, список которых предварительно можно получить в налоговом органе.

Все документы будущего налогоплательщика принимаются уполномоченным сотрудником, о чем делается соответствующая пометка и дается расписка. Далее идет проверка всех представленных документов.

Постановка на учет должна быть осуществлена не позднее, чем через 5 дней после получения заявления уполномоченными лицами. В этот же срок налогоплательщику должно быть отправлено соответствующее уведомление о том, что постановка на учет осуществлена.

В непосредственный момент постановки, физическому, либо юридическому лицу присваивается индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика.

Данный номер предназначен для обеспечения максимально точного учета и контроля процедуры налогообложения физических и юридических лиц. Этот номер будет содержать в себе все важнейшие сведения – налоги, которое платит лицо, наличие, либо отсутствие задолженностей, порядок расчетов, даты предыдущих налоговых выплат, список официальных обращений лица в налоговые органы и иные данные.

В дальнейшем, процедуры внесения изменений в какие-либо данные расчетов и учета, либо постановка на учет дополнительных объектов налогообложения, будет начинаться с главного и обязательного этапа – обращения в налоговый орган и подачи соответствующего письменного заявления заинтересованными лицами.

Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя

Постановка на учет осуществляется инспекцией по месту жительства физического лица. Если у вас нет ИНН, то инспекция присваивает его и оформляет два документа — свидетельство и уведомление. Если ИНН имеется, то выдается только уведомление. При прекращении деятельности в качестве ИП инспекция снимает физическое лицо с учета на основании выписки из ЕГРИП. ИНН при этом не меняется и остается действующим. Гражданину выдается «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе» одновременно с документами о государственной регистрации. При смене адреса инспекция снимает ИП с учета по выписке из ЕГРИП и выдает уведомление о снятии. Инспекция по новому адресу вручает предпринимателю новое свидетельство и уведомление о постановке на учет. При изменении ФИО у ИП вы подаете документы на внесение изменений в ЕГРИП и получаете в итоге свидетельство о государственной регистрации, новое свидетельство ИНН.

Что делать в случае утраты свидетельства ИНН? Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 повторная выдача свидетельства при его утрате стоит 200 рублей, а срочная 400 рублей.

Для получения документа организация представляет в налоговую инспекцию по своему месту нахождения:

  1. Заявление о повторной выдаче в связи с утратой;
  2. Квитанцию об уплате 200 (400) рублей.

Срок предоставления не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

И в заключение, несколько слов об электронном обмене документами по постановке и снятию с учета. Если организации или физические лица желают получить свидетельства или уведомления в электронном виде, то им нужно направить в инспекцию запрос по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]

Видео (кликните для воспроизведения).

Фирммейкер, 2011
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Источники

Проверка постановки на налоговый учет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here