Проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций

Энциклопедия решений. Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган

Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

При этом в силу п. 2 ст. 88 НК РФ такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Следовательно, основанием для проведения камеральной налоговой проверки является представление соответствующих налоговых деклараций (расчетов). Если налогоплательщиком не подана декларация (расчет), у налогового органа отсутствуют основания для проведения камеральной налоговой проверки.

Как указал Минфин России в письме от 05.05.2010 N 03-02-08/28, проведение камеральной налоговой проверки без представления налогоплательщиком налоговой декларации НК РФ не предусмотрено.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС, выраженной в постановлениях от 26.06.2007 N 1580/07 и от 26.06.2007 N 2662/07, довод инспекции о допустимости осуществления налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признан основанным на действующем законодательстве, поскольку в подобных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля.

Внимание

С 1 января 2015 года действует исключение — налоговые органы вправе провести камеральную налоговую проверку и в отсутствие налоговой декларации (расчета). Однако такое право налоговым органам предоставлено только в случае, если налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 НК РФ, налоговая декларация (расчет) не представлена в установленный срок. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ.

А с 1 января 2017 года данное право распространяется и на случаи непредставления декларации иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ, действующей с 1 января 2017 года).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В таком случае должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Срок ее проведения — в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока представления такой налоговой декларации (расчета). Но если до окончания этой камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

Проведение налоговым органом камеральной проверки на основании имеющейся у него информации в иных случаях (например, на основании анализа документов, предъявленных налогоплательщиком на встречную проверку) не предусмотрено. Суды признают такие действия налоговых органов незаконными, указывая, что проведение камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего, представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и соответствующих документов. Статья 88 НК РФ не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога. И если организация не подавала декларацию за соответствующий налоговый период, у налогового органа нет оснований для проведения подобной налоговой проверки (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2011 N Ф07-7038/11, ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 N А65-1368/2009).

Внимание

Непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) влечет взыскание штрафа, установленного ст. 119 НК РФ.

Кроме того необходимо учитывать, что в случае непредставления организацией налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления налоговый орган вправе приостановить операции по ее счетам в банке и переводов ее электронных денежных средств (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций

Ю.Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга


Сдаем налоговую отчетность без ошибок (часть 2).
Камеральная проверка налоговой декларации

В пособии освещена процедура, с которой регулярно сталкивается любой налогоплательщик, — представления налоговой отчетности в налоговый орган. Несмотря на очевидную простоту подобного рода мероприятия, налогоплательщик зачастую сталкивается с рядом проблем. Автор пособия рассматривает основные этапы приема, обработки, проверки представленных деклараций, дает рекомендации по наиболее спорным и актуальным вопросам, возникающим при сдаче налоговой отчетности.

В пособии приводится большое количество примеров, в том числе из арбитражной практики, приводятся ссылки на нормативные акты.

Пособие подготовлено с использованием нормативно-правовых актов по состоянию на 20.06.2005.

Автор надеется, что предлагаемое пособие будет полезно руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов.

Оглавление всего пособия

________________
* К остальным частям пособия Вы можете перейти по ссылкам из оглавления — примечание «Кодекс».

2. Камеральная проверка налоговой декларации

2.1. Общие вопросы проведения камеральной проверки

2.2. Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе проверки

2.3. Истребование дополнительных документов, в рамках камеральной проверки

2.4. Получение информации из банка о движении средств по счету налогоплательщика

2.5. Встречная налоговая проверка

2.6. Оформление результатов проверки

2.7. Вынесение решения по результатам проверки

2.8. Обжалование результатов камеральной проверки налоговой декларации

2.8.1. Досудебный порядок обжалования

2.8.2. Судебный порядок обжалования

2.9. Перспективы изменения процедуры камеральной проверки

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Читайте так же:  Проведение налоговой амнистии

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

— налог на прибыль;

— налог на имущество;

— транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае — по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Представление документов по требованию налогового органа

Копии документов налогоплательщик может:

  • Представить непосредственно.
  • Направить по почте заказным письмом.
  • Представить через личный кабинет налогоплательщика.

Срок представления истребуемых документов — 10 рабочих дней со дня получения требования. Если налогоплательщик не успевает представить документы в срок, ему нужно обосновать причины задержки и указать новые сроки представления.

За отказ от представления документов или за несвоевременное их представление предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В случае такого отказа или непредставления документов производится выемка.

Чтобы иметь подтверждение того, что документы представлены в полном объеме и в установленный срок, используется опись документов с указанием реквизитов всех представляемых документов.

При представлении документов по почте их направляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае представления документов в электронной форме в виде электронных образов (сканирование с сохранением реквизитов), они должны быть заверены усиленной электронной подписью налогоплательщика (его представителя).

Важно понимать, что налогоплательщик не обязан представлять документы в инспекцию во всех случаях, например, он не должен представлять документы:

  • По истечении трех месяцев со дня представления декларации, то есть за пределами срока проведения КНП.
  • Если законодательство в принципе не обязывает налогоплательщика иметь такие документы.
  • Если требование вручено способом, который не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.
  • Если документы были представлены налогоплательщиком ранее.
Читайте так же:  Налоговый вычет на квартиру на несовершеннолетнего ребенка

Как проверить декларацию по налогу на прибыль

Декларация по налогу на прибыль тоже требует внутреннего контроля. В ней мы отражаем все наши доходы и расходы, выводим итоговый по периоду результат налогового учета, исчисляем налог и распределяем его между бюджетами и подразделениями. Для этого заполняется достаточно большое количество листов, производится масса вычислений. Из одной строки мы вычитаем другую, затем прибавляем третью, результат умножаем на ставку и т. д. Поскольку расчеты ведутся нарастающим итогом, для декларации текущего периода мы использует данные из уже сданного отчета за предыдущий. Так недолго и запутаться.

В подспорье вам мы предлагаем не только материалы по заполнению прибыльной декларации (см. одноименную рубрику), но и рассказываем, как подготовиться к камералке по этому налогу.

Подробнее об этом — в данной статье.

А если вдруг вы обнаружили ошибку, не торопитесь с уточненкой, возможно, в вашем случае она не понадобится.

Все об уточненной декларации читайте в этом материале.

Завершая тему прибыли, отметим, что не всегда результатом деятельности является именно она. Убыток — отнюдь не редкость. Особенно сейчас, в таких непростых экономических условиях. Такой итог невыгоден компании-налогоплательщику не только с точки зрения ее финансового благополучия. Убыток в отчетности не любят и налоговики. Если он сопровождает вас достаточно продолжительное время, ждите вызова на так называемую убыточную комиссию.

О том, что это за комиссия и как себя на ней вести, расскажет этот материал.

Камеральная проверка отчетности (этапы ее проведения)

Камеральную проверку отчетности, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган, можно разделить на несколько этапов.

1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством.

Данная проверка осуществляется сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками.

2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности.

На данном этапе сотрудниками отдела по работе с налогоплательщиками проверяется полнота заполнения всех необходимых реквизитов налоговой отчетности, четкость их заполнения и т.д. При этом инспектор не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, за исключением случаев, если налогоплательщик представил ее по неустановленной форме (п.2.1.4 Регламента работы с налогоплательщиками*). Также п.2.1.5 данного документа предусмотрено, что в случае представления налогоплательщиком по почте налоговой декларации по не установленной законодательством форме должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в 3-дневный срок подготавливается уведомление** о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.
_______________________
* Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС РФ от 09.09.05 N САЭ-3-01/444.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (КНП) – это проверка налоговым органом соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Она проводится по месту нахождения инспекции на основе налоговых деклараций; документов, представленных налогоплательщиком добровольно; документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у инспекции и документов, представленных по требованию инспекции.

Проверка факта представления налоговой отчетности

2.1. Общие вопросы проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка является наиболее массовым видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам. Таким образом, камеральной проверке подвергаются, как правило, налоговые периоды текущего года деятельности налогоплательщика.

Основная цель камеральной проверки — контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений.

Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, которые представляются налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Но, налоговый орган может использовать и другие документы о деятельности налогоплательщика (например, информацию контрагентов налогоплательщика, полученную в ходе встречных проверок, информацию правоохранительных органов).

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. При этом не требуется (как в случае с выездной налоговой проверкой) какое-либо специального решения руководителя налогового органа.

Сроки проведения камеральной проверки.

Срок проведения проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки).

2.2. Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе проверки.

Проведение камеральной проверки выражается в проведении со стороны налогового органа следующих мероприятий:

— анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

— сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;

— оценку достоверности отраженной в отчетности информации, на основе имеющихся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;

— анализ динамики показателей налоговой отчетности с уровнем потребления налогоплательщиком тепловых, энергетических и других видов ресурсов;

— сопоставление данных отчетности с данными аналогичных налогоплательщиков.

Если в ходе вышеперечисленных мероприятий выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если Вам такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки.

Пример.

Решение о доначислении налога признано неправомерным, так как налоговый орган, обнаружив факт включения в сумму вычетов размера налоговых вычетов прошлых периодов, не обратился к налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в налоговую декларацию

Налоговый орган принял решение о доначислении налога, пеней и привлечении к ответственности по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС.

Позиция налогового органа.

На момент привлечения к ответственности налогоплательщик не обратился с исправленными налоговыми декларациями, решение принято в рамках полномочий налогового органа.

При обнаружении ошибки налоговый орган должен был проинформировать налогоплательщика и предложить ему внести ему изменения в соответствующую декларацию.

Как указывается в п.11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.12.1996 N 9, в таких случаях состав налогового правонарушения в действиях налогоплательщика отсутствует, поскольку недоимка по конкретному периоду восполняется переплатой в предшествующие периоды.

Читайте так же:  При дарении квартиры нужно платить налог

Кроме того, основанием для признания неправомерности привлечения к ответственности налогоплательщика послужило нарушение налоговым органом положения п.5 ст.101 Налогового кодекса РФ.

Из данной нормы следует, что налоговый орган обязан своевременно направить налогоплательщику решение и требование.

Однако налогоплательщику указанные акты были вручены лишь спустя месяц после истечения даты, до которой согласно решению и требованию должны были быть уплачены недоимка, пени и штраф.

При таких обстоятельствах у налогоплательщика отсутствовала возможность своевременно выполнить указанные решение и требование в случае согласия с ними (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2003 N А57-1246/03-7).

Проверка 3-НДФЛ и отчетности по другим налогам

Декларацию 3-НДФЛ сдают разные категории граждан. ИП, например, отчитываются о бизнес-результатах. Граждане, не связанные с бизнесом, декларируют доходы от продажи имущества или заявляют о своем праве на вычеты. Ситуаций, когда необходимо отчитаться, масса. И в каждой из них важно правильно заполнить форму 3-НДФЛ. Будь то декларация предпринимателя или простого физика, она обязательно подвергнется камеральной проверке.

О том, как проверяют 3-НДФЛ, читайте здесь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Самопроверка позволит вам предотвратить все неблагоприятные последствия.

Основное условие — форма должна быть действующей. Кстати, к отчетности за 2017 год налоговики планируют снова обновить эту отчетную форму.

Об этом см. в сообщении.

Заходите в данную рубрику сайта и о проверке деклараций по основным налогам — НДС, НДФЛ, налогу на прибыль — и будете знать все.

Но мы не обходим вниманием также и более простые в заполнении декларации. Наши материалы помогут проконтролировать правильность отчетов:

Подробнее см. по ссылке.

  • налогу на имущество и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если любую вашу электронную декларацию удостоверяет представитель, вам стоит поторопиться со сдачей в ИФНС доверенности на него. Иначе декларацию просто не примут.

Проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Первичная камеральная проверка

В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ, в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

Результаты камеральной налоговой проверки

Результат КНП оформляется актом проверки только в том случае, если выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, а сам акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания КНП.

Сообщение налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании КНП законом не предусмотрено.

Если налогоплательщик представлял декларацию с целью получения налогового вычета, то инспекция принимает решение о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ или об отказе в возврате НДФЛ. При подтверждении права на вычет и факта излишней уплаты НДФЛ сумму переплаты должны перечислить на счет налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения заявления о возврате излишне уплаченного налога или окончания КНП, если налогоплательщик представил заявление вместе с декларацией.

Важно понимать, что выездные налоговые проверки в качестве самостоятельной формы налогового контроля не зависят от выводов, сделанных в рамках камеральных проверок и являются самостоятельной формой налогового контроля.

Моя электронная почта: [email protected]

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Как проверить декларацию по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль?

Как проверить декларацию по НДС? Это насущная проблема тех, кто платит этот налог. Такой же вопрос возникает и по прочим декларациям. В нашей рубрике мы рассказываем о том, как проверить декларации по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль и другим налогам.

Срок проведения проверки

КНП длится 3 месяца, этот срок начинает течь с момента подачи налоговой декларации.

Если до даты прекращения КНП подается уточненная декларация, проверка первичной декларации прекращается и начинается новая КНП. При этом срок проверки исчисляется заново со дня получения инспекцией уточненной декларации. Документы, полученные инспекцией ранее в рамках прекращенной КНП, могут быть использованы вновь при проведении новой проверки.

Истребование пояснений налогоплательщика

Налогоплательщику могут направить требование о представлении пояснений, если инспекцией выявлены:

  • Ошибки в декларации.
  • Противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.
  • Несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у инспекции.

Необходимые пояснения нужно представить в течение 5 рабочих дней.

Для подтверждения достоверности сведений вместе с пояснениями налогоплательщик может подать дополнительные подтверждающие документы, которые он ранее не представлял. За непредставление или за несвоевременное представление пояснений предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб.

Налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

2.3. Истребование дополнительных документов, в рамках камеральной проверки..

Если Вы не внесли исправления в декларацию, то налоговый орган собирает доказательства совершения налогового правонарушения. Как правило, это выражается в истребовании у налогоплательщика и (или) его контрагентов сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов, а также в получении информации из банка об операциях по счетам налогоплательщика.

Читайте так же:  Федеральный закон об налоговой амнистии

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Требования о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов.

Требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Срок представления документов

Вы обязаны выдать налоговому органу информацию в пятидневный срок.

В каких случаях налоговый орган требует представить дополнительные документы?

Как правило, налоговый орган истребует дополнительные документы в следующих случаях:

— при наличии несоответствия показателей налоговой декларации текущего периода с аналогичными показателями предшествующих налоговых периодов;

— при несоответствии показателей проверяемой декларации показателям налоговых деклараций по другим налогам.

Кроме этого, документы, как правило, всегда истребуют при заявлении налогоплательщиком значительных налоговых вычетов по НДС.

В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок для него наступает ответственность, предусмотренная статьей 126 НК РФ.

Несмотря на то, что НК РФ предоставляет налоговым органам большие полномочия по истребованию документов, судебная практика несколько “ограничивает” требования налоговых органов.

Требования о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика.

Суть спора.

При проведении камеральной проверки налоговый орган запросил у налогоплательщика дополнительные документы и информацию. Налогоплательщик с требованиями налогового органа не согласился.

Позиция налогового органа.

Право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки любые документы, необходимые для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налога, закреплено в п.4 ст.88 Налогового кодекса РФ.

Позиция налогоплательщика.

Основанием для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в ходе камеральной проверки является налоговая отчетность организации, в связи с чем в ходе камеральной проверки налоговый орган не имеет права затребовать у налогоплательщика иные дополнительные документы.

Позиция суда.

Пример.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать лишь документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком документах.

Суть спора.

В ходе камеральной налоговой проверки правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на имущество налоговая инспекция истребовала у налогоплательщика ряд документов. Налогоплательщик заявил об отказе в исполнении требования о представлении документов.

Решением налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредставление истребованных документов в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Позиция налогового органа.

Неисполнение проверяемым налогоплательщиком требований налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки, влечет ответственность, в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ.

Истребование налоговым органом в порядке камеральной проверки любых документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого, неправомерно.

Позиция суда.

Решением суда первой инстанции признано недействительным решение налогового органа о привлечении истца к ответственности, установленной п.1 ст.126 НК РФ. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции одобрил решение нижестоящих судов и сделал следующие выводы.

Истребование налоговым органом документов, перечисленных в письме к налогоплательщику, противоречит сущности камеральных проверок, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой установлен особый порядок.

Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6-8, 2006 год
Рубрика: Налоговый контроль
С.Сафронов,
эксперт журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Рано или поздно любое бюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органов контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и сборах. Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговиками посредством различных мероприятий, установлен отдельной главой Налогового кодекса. Речь идет о главе 14 «Налоговый контроль». Ею определены мероприятия, которые налоговые органы вправе проводить в рамках налогового контроля:

встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НК РФ);

— выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ);

— доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НК РФ);

— выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);

— привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст.96 НК РФ);

Следует отметить, что среди них основное место отводится налоговым проверкам — выездной и камеральной. Проведение встречных налоговых проверок, равно как и получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частью мероприятий, проводимых при камеральной и выездной проверках.

На практике КНП носит массовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики ее проведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всех налогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНП многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целях осуществления налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, так как объектом ее исследования являются «слабые места» и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе КНП.

Поэтому сегодня речь пойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также о наиболее интересных моментах, с которыми может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения при КНП.

Период и сроки проведения проверки

Обратите внимание: составление акта по результатам КНП налоговым законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, на практике должностные лица налоговых органов, осуществляющие КНП, пользуются внутреннем документом — Регламентом проведения камеральных налоговых проверок* (далее — Регламент). В соответствии с п.1.4 Регламента налоговики обязаны провести КНП в течение 75 календарных дней со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности. При этом руководитель налогового органа либо его заместитель на основании служебной записки отдела камеральных проверок могут принять решение о продлении срока проведения КНП до трех месяцев в случае:
_________________
* Приказ МНС РФ от 21.08.03 N БГ-4-06/24дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».

Читайте так же:  Срок выплаты дивидендов алроса

— проведения КНП крупнейших и основных («бюджетообразующих») налогоплательщиков;

— если при проведении КНП были выявлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;

— необходимости проведения встречных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ.

Следует отметить, что срок проведения КНП, установленный НК РФ, — в течение трех месяцев, не является пресекательным. Так, в соответствии с п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 71* истечение срока проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания (в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).
______________________
* Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Как проводится налоговая проверка

Проанализировав положения ст.88 НК РФ, налоговики в Письме ФНС РФ N 06-1-04/648 пришли к выводу, что КНП должна проводиться в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган (см. также п.1.5 Регламента), причем независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Следовательно, КНП начинается непосредственно после получения налоговым органом налоговой декларации или расчета, причем дополнительно о начале КНП налогоплательщик не информируется.

Таким образом, первое, с чего начинается КНП, — проверка факта представления налоговой отчетности.

Истребование налоговым органом документов

В ходе КНП инспекция может проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • Истребование документов.
  • Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц.
  • Допрос свидетелей.
  • Привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.
  • Представление пояснений.
  • Осмотр предметов и документов.
  • Осмотр помещений и территорий (только в случае проведения КНП декларации по НДС).

Истребование документов является самым распространенным мероприятием налогового контроля. По закону инспекция вправе истребовать у налогоплательщика только те документы, которые обязательны при подаче декларации.

Например, при подаче налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявляется вычет на обучение или лечение представляются платежные документы, а при подаче декларации в рамках «безналоговой» ликвидации — заявление об освобождении доходов от налогообложения и ликвидационный баланс.

Требование о представлении документов может быть:

  • Вручено лично под расписку.
  • Направлено по почте заказным письмом.
  • Направлено через личный кабинет налогоплательщика.

В требовании указывается какие именно документы, в какой срок и на основании какой именно статьи Налогового кодекса РФ налогоплательщику нужно представить.

По общему правилу нельзя повторно истребовать ранее представленные налогоплательщиком документы. Повторно инспекция может потребовать документы, если налогоплательщик представлял оригиналы документов, которые затем ему вернули или если представленные налогоплательщиком документы были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Законодательные нормы КНП

К сожалению, ст.88 НК РФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержит конкретного определения камеральной проверки, а приводит лишь отличительные признаки КНП:

— КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налогового органа на основании отчетности, представленной налогоплательщиком;

камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 2 ст.88 НК РФ).

Проверка налоговой декларации по НДС

С тех пор как в декларацию по НДС стали попадать сведения из книг покупок и продаж, это, пожалуй, самая объемная из всех представляемых форм налоговой отчетности. К счастью, НДС-плательщики не сдают ее на бумаге и избавлены от необходимости ежеквартально распечатывать целый талмуд.

Увы, это практически единственное преимущество электронного способа сдачи перед бумажным. Новая система сдачи НДС-деклараций облегчает налоговикам администрирование этого налога, делает расчеты по НДС прозрачнее. Данные вашей декларации автоматически сопоставляются со сведениями по контрагентам. При этом любая нестыковка может повлечь за собой требование о представлении пояснений.

Ответить на такое требование вам поможет материал «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

Вот почему проверке декларации по НДС стоит уделять повышенное внимание.

Так все-таки как проверить декларацию по НДС? Например, используя контрольные соотношения.

Но главное — это знать, как декларация проверяется налоговиками. Хотите владеть такой информацией? Читайте наши статьи:

Чья обязанность — проверять декларации

Конечно, прежде всего, это непосредственная обязанность вашей ИФНС. Камеральные проверки, в рамках которых и подтверждаются поданные вами декларации, одно из направлений деятельности налоговых органов, их трудовая функция.

Подробнее о камералках читайте здесь.

Но в проверке налоговой отчетности заинтересован и сам налогоплательщик. Предварительный контроль дает возможность избежать неточностей и ошибок, что, в свою очередь, позволяет снизить градус внимания к нему налоговиков. Поэтому каждому, кто взаимодействует с контролерами по отчетной линии, важно знать не только правила заполнения деклараций, но и владеть информацией и инструментами, пригодными для их проверки.

О том, что такое декларация, чем она отличается от авансового расчета, а также об особенностях ее сдачи в ИФНС вы узнаете из этого материала.

2. Камеральная проверка налоговой декларации

Камеральная проверка не выявила оснований для дальнейшей углубленной проверки

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Видео (кликните для воспроизведения).

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Источники

Проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here