Путевые листы проверка налоговой

Путевые листы проверка налоговой

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2013 г. N Ф06-3255/13 по делу N А55-23291/2012 (ключевые темы: путевой лист — ГСМ — первичные учетные документы — затраты на приобретение — выездная налоговая проверка)

г. Казань
21 мая 2013 г. Дело N А55-23291/2012

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,

при участии представителей:

ответчика — Салихова А.Ж., доверенность от 30.01.2013 N 02.10/01036,

заявителя — извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)

по делу N А55-23291/2012

по заявлению закрытого акционерного общества «Теплосервис», г. Самара, (ИНН 6311040840, ОГРН 1026300520311) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары о признании недействительным решения,

закрытое акционерное общество «Теплосервис» (далее — ЗАО «Теплосервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (далее — инспекция, налоговый орган) от 30.03.2012 N 15-13/03792 в части доначисления налога на прибыль в размере 151 976 руб., соответствующих сумм штрафа и пени.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 отменено. Заявленные ЗАО «Теплосервис» требования удовлетворены.

Инспекция, не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, находит его подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции — оставлению в силе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Как следует из материалов дела, 30.03.2012 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ЗАО «Теплосервис» инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 15-13/03792.

Указанным решением налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 242 489 руб., налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в размере 4 083 537 руб., а также начислены пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога в размере 896 765 руб. Всего доначислено налоговых платежей — 5 222 791 руб. Кроме того, налогоплательщику предложено уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы убытка при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в размере 1 370 687 руб.

ЗАО «Теплосервис» не согласилось с принятым решением инспекции и обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, решением которого от 01.06.2012 N 03-15/13951 решение инспекции изменено, на налоговый орган возложена обязанность произвести перерасчет сумм налога на прибыль, пени и штрафа в соответствии с настоящим решением.

Заявитель оспаривает решение инспекции в части и считает, что инспекцией неправомерно не учтены расходы по горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ) за 2008 год в размере 354 024 руб. и за 2009 год в размере 335 049 руб.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что путевые листы, представленные налогоплательщиком, не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ и не подтверждают обоснованность включения спорных затрат на приобретение ГСМ в расходы при налогообложении прибыли, поскольку представленные путевые листы не содержат подробного описания мест следования автомобиля.

Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не являются обязательными реквизитами путевых листов для организаций, не являющихся автотранспортными. Отсутствие в путевых листах конкретного маршрута не может являться основанием для признания расходов не производственными.

Кроме этого, путевые листы являются не единственным документом, подтверждающим использование данного автотранспортного средства в производственной деятельности заявителя.

Между тем апелляционным судом не учтено следующее.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком; прибылью признается для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Пунктом 1 статьи 252 Кодекса определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с положениями главы 25 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются при принятии организацией учетной политики.

В силу статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами; они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 10963/06, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность произведенных расходов первичной документацией лежит на налогоплательщике.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, налоговой инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено неправомерное отражение обществом в составе расходов по налогу на прибыль произведенных затрат на приобретение ГСМ в 2008, 2009 годах.

Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Форма N 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная указанным постановлением, распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Судом первой инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства и установлено, что представленные налогоплательщиком в материалы дела путевые листы оформлены с нарушением статьи 252 НК РФ, поскольку отсутствует информация о маршруте следования, либо содержатся общие формулировки, такие как «по Самарской области», «по Самаре», не раскрывающие содержание хозяйственной операции, отсутствуют данные о пробеге автомобиля.

Читайте так же:  Заявление на льготный налоговый вычет на ребенка

Как правильно сделан вывод судом первой инстанции, целью составления путевого листа является, в том числе подтверждение обоснованности расхода ГСМ. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

Таким образом, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль и соответствующих сумм пени и штрафа по данному эпизоду является правомерным.

При таких обстоятельствах, постановление суда апелляционной инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 по делу N А55-23291/2012 отменить.

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 по данному делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Р. Гатауллина
Судьи Ф.Г. Гарипова
М.В. Егорова

Срок оформления

В 2020 году года действуют важные правила составления путевых листов. Если до 2019 года этот документ можно было оформлять на несколько поездок в разные рабочие дни или смены, то с 2019 года это законодательно запрещено. Запрет действует с 1 марта 2019 года.

По новым правилам путевой лист должен оформляться (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152):

  • перед каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
  • перед началом первого рейса, если рейс короче смены или рабочего дня, и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Таким образом, срок действия путевого листа легкового автомобиля не может быть больше продолжительности рейса или рабочего дня водителя. Аналогичное правило действует и для грузовиков.

Для бензина

Итак, показания одометра в путевом листе что это ? Это расстояние проделанное автомобилем. Чтобы посчитать пробег за день нужно внести показания одометра перед выездом транспорта со стоянки и после его возвращения на парковку из рейса. Разница между ними – это и есть пробег автомобиля за рейс или смену. Но новым правилам показания одометра в путевом листе с 1 марта 2019 отражают в путевом листе при выезде с парковки (подп. 3 п. 6 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Пробег автомобиля нужно указывать в полных километрах, а данные по отдельным участкам маршрута должны обязательно совпадать с общим пробегом машины. Сведения вносятся в путевой лист ответственным сотрудником и заверяются его подписью и расшифровкой.

Сведения о пробеге должны быть указаны обязательно. Например, компания не указывает показания одометра в путевом листе. Что это значит ? На практике это означает, что налоговая инспекция не признает соответствующие расходы при расчете налога на прибыль. Правильность таких действий налоговиков подтверждают судьи (см., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2018 № Ф09-5972/2018).

Налоговые риски при некорректном заполнении путевых листов

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

По новому закону компании, которые перевозят, например, свой персонал, руководителей или различные товары и материалы без заключения договоров перевозки, обязаны:

  • соблюдать специальные правила обеспечения безопасности перевозок;
  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, при этом он должен пройти аттестацию;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль техсостояния транспортных средств.

Каковы возможные претензии налоговых органов в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Существует риск доначисления налоговым органом налога на прибыль вашей организации в случае некорректного оформления путевого листа.

Обоснование позиции:

Надлежащим образом оформленные первичные учетные документы необходимы экономическим субъектам для признания расходов при формировании налогооблагаемой прибыли (а также для реализации права на налоговые вычеты по НДС) (п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ; письмо Минфина России от 12.04.2018 N 03-03-07/24219). Исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для этого, не существует. При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены, а сделки реальны и соответствуют обстоятельствам (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, письма Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-06/1/19016 и N 03-03-06/1/19017, от 20.03.2019 N 03-03-06/1/18478, от 07.03.2019 N 03-03-06/1/14969).

С учетом ст. 252 НК РФ на момент отражения в составе расходов затрат на приобретение товаров (работ, услуг) они должны быть фактически приобретены (оказаны) и документально подтверждены должным образом, в частности, соответствующий первичный учетный документ должен содержать все необходимые реквизиты (письмо Минфина России от 13.09.2018 N 03-03-06/1/65618).

Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, но не устанавливает конкретные виды документов, которые должны применяться экономическими субъектами в качестве первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни. Каждый налогоплательщик определяет свои формы первичных учетных документов самостоятельно, они могут состоять как только из обязательных реквизитов, так и из обязательных и дополнительных реквизитов (письма Минфина России от 20.07.2018 N 03-04-05/51201 и N 03-04-05/51206, от 06.07.2018 N 03-04-05/46903 и N 03-04-05/46903). Если действующим законодательством для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны именно они (письмо Минфина России от 10.09.2018 N 03-03-07/64487).

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ). Кроме того, в соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист. Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 УАТ, а также п. 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее соответственно — Порядок и Приказ N 152).

Для признания обоснованной налоговой выгоды в части произведенных поставщиком расходов на ГСМ и реальности затрат при взаимодействии с контрагентом необходимо наличие не только кассовых чеков, но и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина, отметки о прохождении водителем медосмотра перед рейсом, отметок механика о техническом состоянии автомобиля, подписи лиц, пользовавшихся автотранспортом, и т.д., свидетельствующих о фактической работе автомобиля на цели производственной деятельности (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11880/13 и Определение ВС РФ от 25.07.2017 N 305-КГ17-8890, постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N А40-108772/14).

В то же время, с точки зрения ряда судов, Приказ N 152 не распространяется на нетранспортные организации (постановления ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7253-09 и Поволжского округа от 04.07.2014 N Ф06-11843/13, смотрите также Решение АС Ульяновской области от 06.12.2013 N А72-4670/2013). То есть организации, не занятые в осуществлении перевозок, путевые листы (или самостоятельно разработанные на их основе формы) могут оформлять с отклонением от Порядка (Решение АС Костромской области от 18.01.2008 N А31-4855/2007).

Поскольку данная организация не является транспортной, не осуществляет в части использования легкового транспорта лицензируемых перевозок, не можем не обратить внимание на то, что погрешности при заполнении путевого листа (или его отсутствие при реальности фактов хозяйственной деятельности и наличии иных документов, подтверждающих расход ГСМ, использование ТС в предпринимательской деятельности) несут определенные риски претензий со стороны налоговых органов касательно обоснованности налоговой выгоды (по налогу на прибыль, а также в части вычета НДС) и отсутствия личного дохода у управляющего ТС физлица. Этот общий аспект рассмотрен нами в материале.

Читайте так же:  Пени за неуплату имущественного налога

Нам не встретилось контекстных официальных разъяснений и примеров арбитражной практики по интересующему округу в отношении споров, предметом которых было бы оспаривание правомерности включения расходов, оформленных путевыми листами без отметок о проведении медицинского осмотра водителя и контроля технического состояния транспортного средства.

Поэтому мы расширили круг поиска и рассмотрели споры по другим округам (и в отношении иных реквизитов).

В большинстве случаев факт отсутствия в путевом листе отметки о медосмотре не влияет на обоснованность и величину расходов на ГСМ, учитываемых в целях налогообложения прибыли. При отсутствии признаков недобросовестности налогоплательщика и доказательств формальности представленных им документов суды отклоняют доводы налоговых органов о нарушениях в заполнении отдельных реквизитов путевых листов.

В решении АС Московской области от 09.07.2013 по делу N А41-4860/2013 суд счел, что выявленные дефекты в оформлении путевых листов не могут свидетельствовать об отсутствии права на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций на сумму произведенных расходов. В отношении же отсутствия отметок о медицинском освидетельствовании лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, суд указал: это не относятся к компетенции налоговых органов, а также к подтверждению права налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. Одновременно с этим суд также указал, что в части оценки правомерности признания расходов в ситуации использования арендованных ТС оценке также подлежит доказанность необоснованности полученной налоговой выгоды. Но заметим: речь шла о экономическом субъекте, осуществляющем поставку продукции.

Поэтому, на наш взгляд, указанные погрешности при заполнении путевых листов сами по себе не могут привести к непринятию произведенных расходов организацией, которая не является транспортной, не осуществляет в части использования легкового транспорта лицензируемых перевозок, если затраты фактически произведены, а сделки реальны и соответствуют обстоятельствам.

В трудовом договоре директором (или иным работником организации) может быть предусмотрено использование автомобиля в том числе и в личных целях. В таком случае, даже если при совершении деловой поездки путевой лист директору оформлен не был, в целях избежания конфликта с ГИБДД он может сослаться на то, что поездка осуществляется в личных целях (об этом — в Решении Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25.10.2018 N 12-369/2018).

Какой срок действия путевого листа?

Также см.

Кто обязан оформлять путевые листы

Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ) обязанность оформления путевых листов вменяется:

  • компаниям, осуществляющим перевозку пассажиров на маршрутных такси в черте города и пригороде;
  • транспортным организациям, совершающим междугородные пассажирские перевозки;
  • компаниям, специализирующимся на автомобильной транспортировке грузов и багажа;
  • транспортным компаниям, деятельность которых связана с иными видами наземного общественного транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы).

Исходя из этого, многие отказываются от ведения путевых листов. Но это неверно.

В Определении ВС РФ от 1 сентября 2014 г. № 302-КГ14-529 говорится, что юридические лица и ИП, эксплуатирующие автомобили, обязаны соблюдать Устав автомобильного транспорта. Поэтому при совершении служебных поездок лица, допущенные к управлению автотранспортом, должны быть обеспечены путевыми листами, в том числе во избежание разногласий с сотрудниками ГИБДД и штрафов с их стороны.

Согласно Уставу автомобильного транспорта путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Нужен для учета

Сразу скажем, что путевой лист – это не просто бумажка, а документ, который требуется для учета. Во-первых, он подтверждает маршрут следования машины, его техническую исправность и факт прохождения медицинского осмотра водителем.

Во-вторых, путевой лист является первичным документом необходимым для учета работы транспортного средства и водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, письмо Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257). Он необходим для подтверждения экономической обоснованности расходов на автомобиль (аренду, ГСМ, зарплату водителя и т.д.). В частности, данной цели и служат цифры пробега с одометра. Что такое показания одометра в путевом листе ? Поговорим об этом подробно.

Под одометром понимается прибор для измерения количества оборотов колеса. С его помощью определяется путь, пройденный транспортным средством. В народе этот прибор называют «счетчик». Первым изобретателем одометра является древнегреческий ученый Герон Александрийский, живший в I веке нашей эры.

Путевой лист на месяц: можно оформлять?

Путевой лист может быть оформлен на срок более одного дня, но не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Минтранс в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ разъяснил, что путевой лист можно оформить одним из способов:

  1. Выписать новый путевой лист.
  2. Проставить в ранее оформленном путевом листе обязательные реквизиты:
  • показания одометра;
  • даты и время очередных выезда и заезда транспортного средства;
  • даты проведения контроля его технического состояния и медицинских осмотров.

При этом все остальные реквизиты должны быть неизменными.

Из этих разъяснений следует, что путевые листы даже на однодневные рейсы можно оформлять на срок, превышающий один день. Главное – проставлять в них показания одометра, сведения о выезде и заезде, отметки о медосмотре и контроле технического состояния перед каждым рейсом и после возвращения из него.

Таким образом, приходим к выводу:

Путевой лист на месяц (образец 2020) – скачать можно здесь

Штрафы за отсутствие путевого листа

Все мы знаем, что не нужен путевой лист только в одном случае: когда обычный человек садится за руль своего собственного автомобиля и едет по своим личным делам. Все иначе, если автомобиль используется при ведении бизнеса. В этом случае может быть и штраф за отсутствие путевого листа, и штраф за нарушения его оформления и даже налоговые санкции. Каких последствий нужно опасаться?

При проверке документов на дорогах общего пользования у водителей, едущих на служебном транспорте, сотрудники ГИБДД, как правило, требуют предъявить путевой лист.

Ре­естр пу­те­вых ли­стов: бланк 2020

Организации и ИП, которые оказывают транспортные услуги, должны в 2020 году регистрировать свои путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Этот журнал учета движения путевых листов иногда также называют реестром путевых листов.

    Скачать реестр путевых листов: бланк 2020 года (скачать

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Путевой лист: показания одометра

Один из обязательных для заполнения реквизитов в путевом листе – показания одометра . Новые правила заполнения этого документа коснулись и этих сведений. Что это значит для бухгалтерии? Подробности – в материале.

Бланки путевых листов 2020 года

По какой форме оформлять путевые листы после 01.01.2020 организациям и индивидуальным предпринимателям для легковых и грузовых автомобилей?

Организация или ИП вправе использовать самостоятельно разработанные бланки путевых листов либо бланки, утвержденные Госкомстатом или отраслевыми ведомствами и доработанные с учетом действующих требований законодательства. В любом случае, формы путевых листов организации необходимо закрепить в своей Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Как оформлять путевой лист

Путевой лист — это не просто документ, дающий право водителю управлять транспортным средством. Он содержит информацию:

  • об организации, выдавшей путевой лист (название, адрес, телефон, ОГРН);
  • о водителе, управляющем транспортным средством (включая отметки о медосмотре);
  • о транспортном средстве (включая дату и время предрейсового (предсменного) техосмотра);
  • о маршруте следования.
Читайте так же:  Возврат подоходного налога доля в квартире

Фирма может самостоятельно разработать форму путевого листа, но в ней должны быть отражены все обязательные реквизиты, установленные:

  • статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете»;
  • приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152.

Использовать унифицированную форму путевого листа, утвержденную постановлением Росстата от 28 ноября 1997 г. № 78, не запрещено. Но она должна соответствовать всем требованиям.

С 1 марта 2019 года путевой лист оформляют строго перед каждым рейсом или перед его первым выездом (сменой), если предполагается несколько рейсов в течение дня. Составлять путевые листы на месяц запрещено.

Путевой лист можно оформить на несколько дней, если водитель едет в многодневный рейс. В этом случае нужно указать даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.

Если же на одном автомобиле в течение смены работают несколько водителей, разрешено на всех выдать один путевой лист. Но в этом случае его нужно дополнить полями для проставления отметок медработника о каждом водителе (см. письмо Минтранса от 4 апреля 2019 г. № Д3-514-ПГ).

Бланки путевых листов в 2020 году

Утвержденные унифицированные путевые листы можно скачать бесплатно можно скачать в данном списке:

    Путевой лист автобусаПутевой лист автобуса необщего пользованияПутевой лист грузового автомобиля 4-ППутевой лист грузового автомобиля 4-СПутевой лист легкового автомобиляПутевой лист таксиПутевой лист специального автомобиляПутевой лист строительной машиныПутевой лист трактора

При этом вы также можете скачать уже доработанные основные бланки путевых листов на 2020 год со всеми обязательными реквизитами:

    Бланк путевого листа легкового автомобиля (с учетом медицинского и технического осмотра).Бланк путевого листа грузового авто (с учетом медицинского и технического осмотра)
Видео (кликните для воспроизведения).

Также образец заполнения путевого листа легкового авто вы можете скачать по ссылке. Или можете посмотреть на немного другой вариант оформления (тоже верный)

Правило для всех

Составлять документ нужно на каждое транспортное средство, которое занято в перевозке грузов, багажа или пассажиров (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Причем это правило распространяется не только на автотранспортные предприятия – профессиональных перевозчиков, но и на обычные организации, использующие автотранспорт для собственных нужд. Главный критерий – наличие пассажиров или груза.

Составлением путевых листов решается ряд задач. Во-первых, представители Минтранса, ГИБДД, Росздравнадзора и Роструда могу проверить отметки о техническом состоянии автомобиля и медосмотре сотрудника, доказывающие, что машина исправна, а водитель прошел медосмотр и может ею управлять.

Во-вторых, путевой лист – первичный документ, подтверждающий экономическую обоснованность расходов компании на автомобиль (зарплата водителя, ГСМ и т.д.).

Реквизиты путевых листов в 2020 году

В самостоятельно разработанных бланках путевых листов на легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи должны быть обязательные реквизиты, которые предусмотрены установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а именно:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Кроме того, укажите в нем обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ):

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Также на путевом листе можно разместить дополнительные реквизиты, которые отражают особенности вашей деятельности (п. 8 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

  • дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния;
  • подпись, Ф.И.О. контролера.

Обзор документа

Компании был доначислен налог на прибыль.

Как посчитал налоговый орган, компания неправомерно учла в составе расходов при налогообложении прибыли затраты на горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ).

Между тем данные затраты нельзя признать документально подтвержденными, поскольку в оформленных компанией путевых листах нет части сведений.

Суд округа согласился с позицией налогового органа и отметил следующее.

В силу НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист.

Унифицированная форма такого листа была утверждена еще в 1997 г.

Форма «Путевой лист легкового автомобиля» обязательна для автотранспортных организаций.

Между тем данная форма распространяется на юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспорта (грузового, легкового, в т. ч. служебных автомобилей, специализированных и такси).

В рассматриваемом случае информация о маршруте следования автомашин указывалась в путевых листах в виде общих формулировок (по области, по городу и т. п.). Не было данных о пробеге автомобилей.

Ошибочен довод о том, что путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте — необязательные реквизиты путевых листов для организаций, не являющихся автотранспортными.

Соответственно, неверен вывод и о том, что отсутствие в путевых листах конкретного маршрута не может являться основанием для признания расходов неподтвержденными.

Отсутствие в таком документе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозоперации.

Таким образом, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля (с указанием наименования организации и адреса), не может подтверждать расходы на ГСМ.

Путевые листы проверка налоговой

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В учреждении автомобили оснащены системой мониторинга транспортных средств ГЛОНАСС. Списание ГСМ происходит на основании пробегов, указанных в путевых листах. Данные пробегов в системе мониторинга транспортных средств ГЛОНАСС отличаются от данных в путевых листах более чем на 10% на 100 км в большую сторону. Учет в бухгалтерии ведется по фактическому расходу на основании показаний одометра.
Должна ли бухгалтерия сверять показания одометров с системой мониторинга транспортных средств ГЛОНАСС? Что делать с расхождениями?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Участие бухгалтерии в сверке показаний одометров с показаниями данных системы мониторинга на основе ГЛОНАСС регламентируется порядком осуществления внутреннего финансового контроля, установленного в учреждении.

К сведению:
Действующим законодательством не запрещено списание ГСМ по пробегу, зафиксированному системами мониторинга на основе ГЛОНАСС (письмо от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354). Кроме того, на уровне отдельных публично-правовых образований нормативными актами может быть установлена необходимость приложения к путевому листу отчета данных навигационной системы (смотрите, например, п. 5.2.3.3 Регламента мониторинга транспортных средств, оснащенных бортовым навигационным оборудованием ГЛОНАСС, муниципальными предприятиями и учреждениями Озерского городского округа, утвержденного постановлением администрации Озерского городского округа Челябинской области от 18.03.2015 N 735).

Читайте так же:  Составить налоговую декларацию 3 ндфл

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Путевые листы автомобилей в 2020 году: бланки

Штраф за езду без путевого листа

Штраф за отсутствие путевого листа установлен в КоАП РФ. Инспектор ГИБДД вправе выписать штраф за такую езду в размере 500 рублей или ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Но штраф может налагаться не только за отсутствие путевого листа, но и за нарушение правил его оформления.

За отсутствие на документе отметки медработника о предрейсовом медосмотре водителя организацию могут оштрафовать на 30 000 рублей, ее должностных лиц — на 5 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Такие же штрафы предусмотрены за нарушение требований технического осмотра транспортного средства (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Индивидуальные предприниматели за нарушения по статье 12.31.1 КоАП РФ несут такую же ответственность, как юрлица. Их штрафы тоже могут достигать 30 000 рублей.

Путевые листы в учете

О важности оформления путевых листов свидетельствует практика, которая показывает, что они нужны, чтобы:

  • иметь возможность отчитываться перед налоговиками без расхождений в данных;
  • обеспечить правильный учет топлива;
  • иметь право на уменьшение налогооблагаемой базы.

Так, отсутствие путевых листов является нарушением правил ведения бухгалтерского учета. При несоставлении путевых листов налоговый инспектор признает экономически не оправданными и документально неподтвержденными затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортного средства, в том числе в части стоимости израсходованных ГСМ. Именно правильно оформленный путевой лист рассматривается в качестве оправдательного документа для признания расходов, связанных с работой автотранспорта (см. Определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13).

Кроме того, за отсутствие первичных документов фирма может быть привлечена к ответственности по статье 120 НК РФ (за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения).

Путевой лист является основным первичным документом для контроля пробега транспортного средства, списания топлива, оплаты труда водителей и исчисления налогов. Таким образом, получается, что все организации и ИП, применяющие транспортные средства в своей работе, должны использовать путевые листы.

Путевые листы нужно заполнять верно

В правилах заполнения путевых листов — документов, с которыми в работе сталкивается каждое второе учреждение, — не все однозначно. Периодически при их оформлении и учете у бухгалтера возникает много вопросов, на которые в действующих нормативных актах нет ответа. Наш материал поможет разобраться в ситуации и избежать возможных ошибок.

Что такое путевой лист?

Для начала определимся, что путевой лист — это основной первичный документ для учета пробега, списания топлива, маршрута автомобиля и работы водителя, который должен выдаваться ему ежедневно (при необходимости). Унифицированная форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Требование о наличии путевого листа содержится в пункте 59 Инструкции по бюджетному учету и подпункте 5.4 пункта 5 приказа Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27. Кроме этого в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, сказано, что водитель в установленных случаях должен иметь при себе путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности.

За отсутствие у водителя путевого листа его могут оштрафовать по статье 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует обратить внимание, что форма применяемого путевого листа зависит от типа транспортного средства.

Например, для легковых автомобилей применяют форму 0345001, а для грузовых — формы путевого листа 0345004 и 0345005.

Порядок оформления

Путевой лист выписывает диспетчер или другой работник, уполномоченный на это руководителем учреждения.

Как правило, рассматриваемый документ выписывают только на один день (смену) работы водителя. Следующий путевой лист выдают при условии, что водитель сдал документ за предыдущий день работы. Если работник направлен в командировку и выполняет работу более одних суток, путевой лист можно выписать на необходимое количество дней. Выписывают путевые листы в одном экземпляре и хранят пять лет.

Отметим, что данные, связанные с работой автомобиля (например, данные о времени простоя), в путевой лист заносит водитель и заверяет своей подписью. Ответственность за правильное заполнение документа несут руководитель учреждения, а также те лица, которые отвечают за эксплуатацию автомобиля и участвуют в оформлении этого документа.

Заполняем реквизиты

В рассматриваемом документе должны быть указаны его порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать учреждения, на балансе которого числится автомобиль. Непременно указывают марку и государственный регистрационный номер автомобиля. Если на автомобиле осуществляют лицензируемые виды перевозок, то по строке «Лицензионная карточка» делается соответствующая отметка. Если автомобиль используется только для управленческих нужд, в указанной строке ставят прочерк.

На оборотной стороне путевого листа указывают маршрут следования автомобиля: пункт назначения, время выезда и возвращения, а также количество пройденных километров. Эти показатели служат основанием для списания стоимости израсходованного бензина, а также заработной платы водителя автомобиля в расходы по смете на содержание учреждения.

Не забудьте, если в документе не указана информация о маршруте следования, то, по мнению специалистов главного финансового ведомства, это не позволяет подтвердить факт использования автомобиля для нужд учреждения (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). На том, что каждый пункт следования должен быть отмечен в путевом листе, настаивают и в Росстате (письмо от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

Графу «Код заказчика» заполняют, если автомобиль используется для обслуживания сторонних заказчиков.

В разделе «Результат работы автомобиля за смену» бухгалтер делает начисление зарплаты водителю. Если зарплату начисляют по повременной системе оплаты труда, то указывают количество отработанных часов. Сумма начисленной зарплаты указывается в строке «За часы, руб., коп.». Если же зарплату водителю начисляют по сдельной системе оплаты труда в зависимости от пройденных километров пробега, то сумму зарплаты вписывают в строку «За километраж, руб., коп.». Начисление заработной платы водителю бухгалтер подтверждает своей подписью. Пример заполнения путевого листа легкового автомобиля мы привели в приложении 1 на стр. 1, стр. 2.

Нужен ли медосмотр водителей?

Каждое учреждение, которое эксплуатирует транспортные средства, обязано проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Такая обязанность возложена на них в соответствии с пунктом 1 статьи 20 и статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Отметим, что Минздрав России совместно с Минтрансом России утвердили Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (см. письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). Этот документ регламентирует порядок проведения медосмотров водителей и в первую очередь должен помочь учреждению правильно организовать этот процесс.

Читайте так же:  Возврат налога за дополнительное обучение ребенка

На путевой лист ставится штамп, в котором указываются дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование. Штамп ставят только при отсутствии симптомов заболевания, нахождения водителя в нетрезвом состоянии и т. п.

Предрейсовые медосмотры может проводить только персонал, имеющий соответствующий сертификат, а также медицинские учреждения при наличии лицензии. Эта позиция также подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Уральского округа от 1 августа 2005 г. № Ф09-3196/05-С7).

Напомним, что отсутствие штампа о прохождении предрейсового осмотра может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда. В этом случае должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 1000 руб. до 5000 руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Вносим исправления

Поскольку путевой лист признается первичным учетным документом, при внесении в него исправлений следует руководствоваться пунктом 4 Инструкции № 25н и пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Вносить изменения в первичные учетные документы можно, но лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Это должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали соответствующие документы, с указанием даты внесения исправлений. Поэтому исправление (например, нормы расхода бензина) должно быть подтверждено подписью водителя и механика (или иного уполномоченного лица).

Регистрация путевых листов

Работник, выдавший водителю путевой лист, регистрирует его в журнале учета путевых листов по форме 0345008, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Номер и дата выдачи документа должны соответствовать дате его регистрации в этом журнале. В каждой строке журнала последовательно записывают номер путевого листа, дату его выдачи, данные водителя, а также ставят свои подписи водитель и диспетчер с указанием даты приема диспетчером путевого листа от водителя. Пример заполнения этого регистра учета приведен в приложении 2.

Путевые листы — основание для списания ГСМ

Списание ГСМ бухгалтерия производит ежемесячно. Следует помнить: чтобы отразить в бухгалтерском и налоговом учете такие затраты, учреждение должно их документально подтвердить.

Так, по мнению финансистов, для целей налогового учета расходы на покупку бензина для служебных легковых автомобилей должны удовлетворять требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, и могут быть подтверждены именно путевыми листами и кассовыми чеками на покупку топлива. В частности, такая позиция высказана в письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640.

После того как бухгалтер получил путевые листы, он проверяет правильность их оформления и производит списание израсходованного водителем бензина (п. 59 Инструкции № 25н). Для расчета затрат на ГСМ необходимо, чтобы в путевом листе был определен фактический пробег автомобиля и расход топлива.

Имейте в виду: во время проверок, при отсутствии в документе необходимой информации (а то и вовсе самого документа) контролеры признают расходы неподтвержденными.

Дополнительно отметим, что если учреждение выплачивает своему работнику компенсацию за использование им личного автомобиля для служебных поездок, то обоснованность расходов также подтверждают путевыми листами. На этом настаивает Минфин России в письме от 16 ноября 2006 г. № 03-03-02/275.

Актуальные вопросы по правилам выписки путевых листов

Пожалуй, каждый бухгалтер, который учитывает путевые листы, задавался вопросами: можно ли выписывать этот документ на срок больше одного дня и можно ли использовать нетиповую его форму и т. д.? Ответим и на них.

Срок действия документа

Первичные документы следует составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.

По мнению Росстата, высказанному в письме от 3 февраля 2005 г. № ИУ-03-22/257, путевой лист выписывают только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Однако в письме от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23 Минфин России высказал следующую позицию. Путевой лист можно выписывать и на более длительный срок, например, на неделю или даже на месяц. Правда, и в этом случае он должен обеспечивать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов. И документ также будет подтверждать расходы учреждения (в том числе и как налогоплательщика) на ГСМ. Не забудьте, приняв подобное решение, утвердить его в учетной политике.

Есть прецеденты, когда судьи поддерживали организации, которые составляли путевые листы один раз в месяц (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. № А56-22408/03).

Обратим внимание, что все эти разъяснения были сделаны в отношении путевых листов, которые подтверждали обоснованность учета расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль. Поэтому проверяющие органы могут сослаться на положения Инструкции № 25н, согласно которым бюджетные учреждения обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов. Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) включает и формы путевых листов, предусмотренных для заполнения на один день.

Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами все-таки рекомендуем составлять путевой лист ежедневно.

Об использовании произвольной формы

В письмах Минфина России от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327, от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77 указано, что путевые листы установленной формы обязаны составлять только автотранспортные предприятия. Остальные организации (учреждения) могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего расходы на ГСМ, в котором должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Однако в пункте 59 Инструкции № 25н установлены для списания ГСМ конкретные унифицированные формы (утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78), которые должны использовать именно бюджетные учреждения.

Состав комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, и носит обязательный характер для автотранспортных учреждений.

Поэтому рекомендуем не отступать от требований Инструкции № 25н и использовать унифицированные формы путевых листов. Если необходимо дополнить форму новыми реквизитами, не забудьте отразить это в учетной политике учреждения.

Показания спидометра

Механик или иной работник, назначенный руководителем, ежедневно проверяет и фиксирует показания спидометра транспортного средства в путевом листе (в графах «Показания спидометра» и «Показания спидометра при возвращении в гараж»). Разумеется, показания спидометра в путевом листе на начало дня должны совпадать с показаниями на конец предыдущего дня работы автомобиля. На основании данных этих граф определяют нормативное количество израсходованного горючего исходя из фактического пробега автомобиля и норм расхода топлива, утвержденных приказом руководителя.

Медосмотр — допуск к работе водителя

Перед выездом каждый водитель должен пройти медосмотр. Только после этого водителя допускают к работе. У водителя не должно быть:
— жалоб на состояние здоровья;
— объективных признаков заболеваний;
— нарушений функционального состояния организма;
— признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психотропных веществ;
— нарушений режима труда и отдыха.

Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты такого осмотра в обязательном порядке вносят в специальный журнал.

Источники

Путевые листы проверка налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here