Распределение налог на доходы физических лиц

Распределение налог на доходы физических лиц

Вы пытались перейти на несуществующую станицу сайта. Если Вы вводили адрес вручную в адресной строке браузера, проверьте, всё ли Вы написали правильно.

Если вы перешли по ссылке с другого сайта, попробуйте перейти на главную страницу www.minfin.ru или воспользуйтесь поисковой строкой либо картой сайта, чтобы найти нужную страницу.

Если Вы уверены, что такой страницы нет по нашей вине, пожалуйста, сообщите нам об этом и не забудьте указать адрес, с которого Вы сюда попали.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, подоходный налог) является основным из прямых налогов и взимается практически со всех видов доходов в денежной и натуральной формах, полученных в течение календарного года.

В число облагаемых НДФЛ доходов входят заработная плата и различные виды премий, гонорары за продукты интеллектуальной деятельности, доходы от проданного имущества, выигрыши, подарки и даже выплаты по больничным листам. Исключением являются только необлагаемые виды доходов.

Плательщики НДФЛ и объекты налогообложения

Для целей налогообложения плательщики НДФЛ подразделяются на две группы:

  1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (находящиеся на российской территории более 182 календарных дней в течение года).
  2. Не являющиеся резидентами Российской Федерации лица, получившие доход на территории РФ.

На какие виды доходов распространяется налог?

Согласно статье 217 Налогового кодекса РФ не все виды доходов физических лиц подлежат налогообложению.

Облагаются налогом доходы:
  • от реализации имущества, бывшего в собственности менее 3 лет;
  • полученные от источников за пределами Российской Федерации;
  • в виде арендных платежей;
  • различного рода выигрыши;
  • прочие доходы.
Не облагаются НДФЛ:
  • доходы от продажи имущества, бывшего в собственности более 3-5 лет;
  • доходы от реализации права наследования;
  • доходы, полученные в рамках договора дарения от близких родственников или членов семьи, к которым относятся дети и родители (в том числе усыновители и усыновлённые), супруги, братья и сестры (в том числе сводные), а также бабушки, дедушки и внуки;
  • иные виды доходов.

Кто освобождается от уплаты НДФЛ?

С 2020 года расширился перечень освобождаемых от НДФЛ доходов граждан. В него вошли:

  • все виды доходов граждан, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, полученные ими в денежной или натуральной форме с 2019 года;
  • единовременные выплаты педагогическим работникам до 1 миллиона рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с госпрограммой на 2020-2022 годы;
  • материальная помощь студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам до 4 000 рублей за календарный год;
  • господдержка многодетных семей на погашение ипотеки в размере задолженности, не превышающая 450 000 рублей;
  • доход в виде задолженности перед кредитором, признанной безнадежной к взысканию. Условие — заемщик не должен являться взаимозависимым лицом с кредитором, не состоять с ним в трудовых отношениях и др.;
  • доход от экономии на процентах во время льготного периода (ипотечных каникул), полученный с 1 августа 2019 года.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме того, уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при продаже недвижимого имущества, которое было поставлено на кадастровый учет в течение года. Теперь кадастровая стоимость по нему берется на дату постановки на кадастровый учет.

Также с налогового периода 2019 года устраняется возможность двойного налогообложения при исчислении НДФЛ с полученного в дар имущества. Так, при его продаже облагаемый налогом доход может быть уменьшен на суммы, с которых был уплачен НДФЛ при получении данного имущества, или на расходы дарителя на его приобретение, которые ранее не были им учтены при налогообложении.

Особенности налогообложения доходов от продажи имущества

В целях правильного определения налогооблагаемых видов доходов необходимо учитывать изменения, действующие с начала 2016 года. Речь идёт об изменении срока нахождения имущества в собственности налогоплательщика, после которого доход от его продажи освобождается от налога.

При этом для некоторых видов имущества сохранились прежние условия. К ним относится недвижимость, полученная в порядке наследования, приватизации или оформленная по договорам дарения и пожизненного содержания с иждивением.

Также следует учитывать новые правила определения налоговой базы, установленные для доходов от продажи недвижимости, если сумма сделки сильно отличается от рыночной стоимости имущества в меньшую сторону. В подобных случаях доходом налогоплательщика признаётся кадастровая стоимость объекта, умноженная на понижающий коэффициент 0,7.

Обязательное декларирование доходов физических лиц

НДФЛ отличается от земельного, транспортного и налога на имущество отсутствием налогового уведомления. Все обязанности по расчету налога и предоставлению отчётности возложены на самих налогоплательщиков или их налоговых агентов.

Самостоятельно декларировать полученные доходы обязаны:

  • Индивидуальные предприниматели.
  • Физические лица в отношении доходов, полученных не через налоговых агентов.
  • Адвокаты, нотариусы и прочие лица, занимающиеся частной практикой.
  • Физические лица по доходам от продажи имущества.
  • Резиденты Российской Федерации, получившие доходы за пределами России.
  • Физлица по доходам, связанным с налоговыми агентами, в отношении которых не был удержан налог.
  • Физические лица по выигрышам от лотерей и других игр, основанных на риске.
  • Лица, получающие гонорары как наследники авторов произведений искусства, науки и литературы. Сюда же относятся наследники авторов изобретений, получающих выплаты по патентам.
  • Физические лица, получившие доход от других физических лиц в рамках договора дарения.

Разберёмся на примерах в каких же случаях нужно подавать налоговую декларацию.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2017 2017-04-11

Статья просмотрена: 5041 раз

Библиографическое описание:

Хамзин А. Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 479-483. — URL https://moluch.ru/archive/149/42051/ (дата обращения: 20.02.2020).

Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с. 4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

Читайте так же:  Освобождение от налога при дарении между родственниками

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль. Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета. Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с. 41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога. Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб. Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель

Консолидированный бюджет

В том числе

Доля федерального бюджета

Доля регионального бюджета

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость на товары

Налоги на имущество

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб., в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб. Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.

Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).

Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень. В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей. Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели

2014

2015

2016

Темп роста,%

2015/2014

2016/2015

Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.

Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, %

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %. Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка

Размер налоговой базы, млн. руб.

Доля,%

2014

2015

2016

2014

2015

2016

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.

Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна. Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Читайте так же:  Как делать декларацию 2 ндфл

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

Куда идет НДФЛ?

Согласно ст.56 и ст.61 БК РФ подоходный налог с физических лиц 13% в России вычитается из зарплаты и идет по 2 направлениям:

  • 85% НДФЛ отчисляется в бюджеты субъектов страны;
  • остальная часть НДФЛ поступает в бюджеты городских и сельских поселений, муниципальных и внутригородских районов, городских округов.

В федеральной казне НДФЛ не расходуется — если посмотреть ст.50 БК РФ, вы увидите, что среди налоговых доходов федеральной казны этого платежа нет.

Поступившие средства используются для реализации различных целей и проектов властей согласно бюджетной политике и закону о бюджете. Нет четких сфер и тематик, на которые будет тратиться подоходный налог. Он будет использоваться по мере необходимости в различных областях региональной и местной деятельности. Узнать о распределении средств можно на региональных сайтах Минфина. Например, в Ростовской области есть такие сервисы:

Что такое подоходный налог с заработной платы?

В современном контексте налог с зарплаты называется НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Но его предыдущее название «подоходный налог» глубоко укоренилось в лексиконе и активно употребляется гражданами.

Подоходный налог — это платеж, который нужно платить не только с зарплаты, но и других доходов, перечисленных в ст.209 Налогового кодекса России. Согласно определению налога — это безвозмездный платеж в форме отчуждения в пользу государства, т. е. его нужно платить, потому что у вас есть доход, а государство нуждается в финансах от своего населения.

НДФЛ является прямым налогом — взимается непосредственно с доходов, в отличие от косвенных фискальных платежей, которые начисляются на действия (НДС). Основной объект НДФЛ — это зарплаты физических лиц, поскольку большая часть граждан работает по трудовым договорам.

Взимание налога с зарплат происходит по методу «у источника», т. е. у источника дохода — у работодателя. Работник сам не платит налог со своего заработка — это делает работодатель: 13% подоходного налога удерживаются перед выплатой зарплаты и распределяются в бюджетную систему России. В итоге сотрудник не в состоянии повлиять на этот процесс, т. к. работодателя ждут суровые санкции за невыполнение возложенных на него задач.

Вся эта система придумана для реализации нескольких целей:

  • невозможность граждан самостоятельно регулировать отчисления налога с зарплаты 13%, которые идут для воплощения интересов государства;
  • контроль за доходами населения и использование работодателей в качестве налоговых агентов.

Важно!

На сегодняшний день налог с зарплаты платится по ставке 13%. Есть и другие ставки для определенных видов доходов.

НДФЛ является федеральным платежом, но в 13% подоходного налога от зарплаты входят отчисления для региональных бюджетов и отчисления, которые идут, для городских и местных Точные значения долей определены Бюджетным кодексом России.

Итоги

Налоговые ставки по НДФЛ в 2020 году не менялись. Последнее изменение налоговых ставок по НДФЛ было в 2015-м, когда была увеличена ставка для доходов в виде дивидендов с 9 до 13%.

Несмотря на относительное постоянство ставок НДФЛ, в законодательство регулярно вносятся изменения касающиеся порядка исчисления налога, или вводятся новые отчетные формы по налогу и изменяются правила их заполнения.

13% от зарплаты: на что идет подоходный налог

Последнее обновление 2019-06-05 в 11:57

Для чего нужен НДФЛ? Никто из официально трудоустроенных граждан не получает ту зарплату, что указана в его трудовом договоре — из нее вычитаются 13%. Куда уходит подоходный налог с зарплаты и можно ли самостоятельно его платить?

Как уменьшить 13%: налоговый вычет по НДФЛ

Физические лица — резиденты РФ имеют возможность использовать вычет по налогу для уменьшения дохода, облагаемого НДФЛ. Наиболее широко применяемыми из них являются вычеты, предоставляемые гражданам на детей до достижения ими определенного возраста с дохода до определенной величины.

Также существуют налоговые вычеты, с помощью которых можно вернуть ранее уплаченные 13% НДФЛ при приобретении имущества, оплате обучения, лечения и т. п. (ст. 218–221 НК РФ). С 01.01.2014 стало возможным получение повторного имущественного вычета, но при одном ограничении: суммарный размер таких вычетов не может превышать 2 млн руб.

Для возврата из бюджета ранее оплаченных 13 процентов НДФЛ необходимо предоставить в ФНС декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, обосновывающие получение вычета по налогу. Некоторые виды вычетов можно получить у работодателя.

О существующих видах вычетов читайте в нашей рубрике «Вычеты (НДФЛ)».

Какой подоходный налог в России и кто должен его уплачивать

НДФЛ — прямой налог, который рассчитывается с разницы между всеми доходами, полученными физическими лицами, и расходами, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством, или налоговыми вычетами.

Об объектах, попадающих под этот налог, читайте в статьях рубрики по НДФЛ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Плательщики НДФЛ — это физические лица, которые в целях расчета налога делятся на две группы:

  • Резиденты РФ — те, кто получает доход и находится в России не менее 183 календарных дней в течение года без перерыва. Они уплачивают налог в размере 13% от зарплаты (о размере НДФЛ по иным доходам речь пойдет ниже).
  • Нерезиденты РФ — те, кто находится в РФ менее 183 дней и получает доход на ее территории. Размер подоходного налога с их доходов в общем случае составляет 30%. Однако для некоторых видов нерезидентов ставка НДФЛ составляет 13%. К нерезидентам, чьи доходы от основной трудовой деятельности облагаются по ставке 13% относятся ( п.3 . ст. 224 НК РФ):
  • работники из стран ЕАЭС (важный нюанс см. здесь);
  • работающие по патенту;
  • высококвалифицированные специалисты;
  • иностранцы-беженцы или получившие убежище в России;
  • участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию;
  • члены экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Читайте так же:  Налоговый кодекс имущественный вычет долевая собственность

Изменился ли размер НДФЛ в 2020 году?

Процент НДФЛ в 2020 году и, соответственно, размер этого налога не изменились. Некоторые изменения в налогообложении имели место в предшествующие периоды.

Так, изменения 2017 года коснулись платы за независимую оценку квалификации работника:

  • она не попадает под НДФЛ, удерживаемый у работника, если оплачена работодателем (п. 21.1 ст. 217 НК РФ);
  • на ее сумму можно заявить социальный вычет, если она оплачена самим работником (подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).

В 2018 году приняты изменения в п.60 ст. 217 НК РФ, которые позволяют не облагать при соблюдении определенных условий доходы, полученные физическим лицом при ликвидации иностранной компании (закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ). Эти изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина.

Статистическое изучение задолженности по налоговым.

. задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица

Рис. 1. Динамика задолженности по налоговым платежам и сборам, млрд. руб.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20.

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале.

Потенциальным резервом доходов, в частности налоговых, бюджетов регионов является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 июля 2014 г. задолженность по налогам в консолидированный бюджет России составила 7446,4 млрд. руб.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

Ставки налогов федерального уровня составляют от 10 до 39,6 % и рассчитываются исходя из уровня дохода.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой.

В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86]. Совокупная задолженность по налогам и сборам.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг., млрд. руб. Показатель.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании.

государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, государственный бюджет Республики Саха, бюджет, млрд, Российская Федерация.

Сколько процентов составляет НДФЛ в 2020 году

Сколько процентов от зарплаты и других доходов составляет подоходный налог

Сколько подоходный налог составит в итоге, зависит от того, по какой ставке подлежат обложению доходы физического лица. Ст. 224 НК РФ предусмотрено 5 процентных ставок НДФЛ:

  • 9% с суммы доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007. Такая же ставка установлена с сумм доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 01.01.2007.
  • 13% НДФЛ с суммы доходов физических лиц (заработной платы, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, доходов от продажи имущества и др.). С 2015 года такая же ставка действует для дивидендов. Базу для налога с дивидендов необходимо рассчитывать, отделяя ее от других доходов, облагаемых по ставке 13%.
  • 15% с сумм дивидендов, полученных физическими лицами — нерезидентами от долевого участия в российских организациях.
  • 30% с сумм всех прочих доходов, полученных физическими лицами — нерезидентами.
  • 35% с сумм выигрышей, призов и участия в любых конкурсах, сумм процентов от вкладов в банках (в части превышения установленных размеров ставки ЦБ РФ), сумм экономии на процентах с полученных кредитов и др.

С 2015 года действуют особые правила в части уплаты авансовых платежей по налогу с иностранцев, которые осуществляют деятельность на основании патентной системы налогообложения. При получении или продлении патента они должны внести авансовый платеж исходя из суммы 1 200 руб., умноженной на коэффициент-дефлятор, установленный для соответствующего года, и на коэффициент, учитывающий особенности регионального рынка труда. При последующем расчете НДФЛ для такого работника должны быть учтены оплаченные им авансовые платежи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Коэффициент-дефлятор на 2020 год составляет 1,813. Основание — приказ Минэкономразвития от 21.10.2019 № 684.

Итоги

  1. НДФЛ — федеральный налог, его значение — распределение средств граждан на нужды субъектов страны и муниципалитетов.
  2. Налог по ставке 13% удерживается работодателем перед выплатой сотрудникам заработных плат.
  3. 85% поступлений от подоходного налога идут в региональные бюджеты, а оставшиеся части — в местные.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(3 оценок, средняя: 3,33)

Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.05.2014 2014-05-08

Статья просмотрена: 4358 раз

Библиографическое описание:

Дедусенко М. Л., Прудникова М. О. Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 327-331. — URL https://moluch.ru/archive/66/10913/ (дата обращения: 20.02.2020).

Впервые налог на доходы физических появился в 10 г. н. э. в Китае при императоре Ванг Манге в виде налога на доход мастеров. Налог взимался с прибыли мастера в размере 10 %. Налог на доходы мастеров взимался недолго и после смерти императора был отменён в 23 году н. э. [4]

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения без работников

В России история подоходного налога начинается в 1812 г. с введения прогрессивного процентного сбора с доходов от использования недвижимого имущества. В 1893 г. был введён квартирный налог для квартиросъёмщиков, который взимался по прогрессивной шкале ставок от 1,6 до 10 % (в последующем налог на роскошь и налог на потребление) [4]. В начале 1960-х гг. была предпринята попытка отмены налогообложения заработной платы, был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» [3]. Налоговая система РФ 1992 г. состояла из 60 видов налогов, среди которых был подоходный налог, введённый Законом Верховного Совета РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц». Налог взимался с годового дохода и имел прогрессивную шкалу ставок налогообложения (от 12 до 60 %), устанавливались необлагаемые доходы, налогоплательщикам предоставлялись различные налоговые льготы.

С 1 января 2001 г. в Российской Федерации была введена вторая часть Налогового кодекса РФ, которая содержит главу 23 «Налог на доходы физических лиц». НДФЛ относится к федеральным налогам, то есть действующим на всей территории Российской Федерации. По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ 85 % доходов от данного налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по данному налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. Основная ставка НДФЛ, в соответствии с гл. 23 НК РФ, с 2001 г. устанавливалась пропорциональная 13 %, также предусмотрены необлагаемые доходы и налоговые вычеты [2].

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

В таблице 1 представлено распределение поступлений от налога на доходы физических лиц по бюджетам разных уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты Российской Федерации

При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента

Бюджеты субъектов РФ

При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа

Бюджеты субъектов РФ

При уплате НДФЛ в бюджет поселения и муниципального района

Бюджеты муниципальных районов

При уплате НДФЛ в бюджет межселенной территории

Бюджеты муниципальных районов

При уплате НДФЛ в бюджет городского округа

Бюджеты городских округов

Из таблицы 1 видно, что (ст. 50, 56, 61–61.2 БК РФ) доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов Российской Федерации — в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов России, бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. Отчисления зависят от категории налогоплательщика и от статуса территории [1].

Рассмотрим поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. В таблице 2 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2011–2013 гг.

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты

за 2011–2013 гг., млрд. руб.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Консолидированный бюджет РФ

Всего налоговые доходы

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный бюджет РФ

Из таблицы 2 видно, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 13,3 %, в местные бюджеты — на 12,6 %, а в 2013 г. — на 10,5 в консолидированный бюджет РФ и на 12,6 % в местные бюджеты. Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2012 г. составила в консолидированном бюджете39 %, что на 0,9 % больше, чем в 2011 г, а в 2013 г. — 41,9 %, что на 2,9 % больше, чем в 2012 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2012 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2011 г., а в 2013 г. — 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2012 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г., а также в 2013 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2012 г.

Так как в бюджеты субъектов РФ поступают доходы от налога на доходы физических лиц, проанализируем региональный аспект динамики поступлений данного налога на примере Белгородской области. Рассмотрим таблицу 3 «Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг.».

Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг., млн. руб.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Налоговые доходы всего

Доля НДФЛ в налоговых доходах областного бюджета, %

Из таблицы 3 видно, что НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Белгородской области, например, в 2011 г. — 28,3 %, а в 2012 г. — увеличилась на 4,9 % (т. е. составила 34,2 %), в 2013 г. — составила 39,1 %. Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Белгородской области возрастали в период с 2010 г. по 2013 г. В2011г. поступления по налогу по сравнению с 2010 г. увеличились на 13,7 %, что составило 1774 млн. руб., в 2012 г. бюджет пополнился за счёт НДФЛ на 16727 млн. руб., что на 19884 млн. руб. больше, чем в 2011 г. Налоговые доходы 2013 г. по НДФЛ в бюджет Белгородской области увеличились на 1545 млн. руб., что на 9,2 % больше показателя 2012 г.

Необходимо проанализировать также влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Так как налогоплательщиками данного налога являются физические лица — резиденты и нерезиденты РФ, а объектом обложения являются доходы, полученные в натуральной, денежной форме или в форме материальной выгоды, то целесообразно будет исследовать следующие общеэкономические показатели, которые прямо или косвенно будут влиять на формирование налоговой базы по НДФЛ: среднедушевой денежный доход; среднегодовая заработная плата; численности населения, занятого в экономике; индекс роста потребительских цен (инфляция). Динамика данных показателей по России за 2011–2013 гг. представлена в таблице 4.

Читайте так же:  Стандартные и социальные налоговые вычеты по ндфл

Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет РФ за 2011–2013 гг.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Среднедушевой денежный доход, руб.

Среднемесячная заработная плата, руб.

Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел.

Индекс роста потребительских цен, %

Из таблицы 4 видно, что рост среднегодовой численности населения РФ занятого в экономике в 2012 г. на 688,8 тыс. чел. приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 2278 руб. (23058 руб.). Повышение роста цен на товары и услуги в 2012 г. на 0,5 % приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 3260 руб. По сравнению с 2012 г. среднегодовая численность экономически активного населения уменьшилась в 2013 г. на 153,9 тыс. чел., что привело к небольшому росту показателя среднедушевого дохода населения до 23763 руб. (3,1 %). Следует обратить внимание, что снижение роста потребительских цен в 2013 г. на 0,1 % привело возрастанию показателя среднегодовой заработной платы на 3331 руб. (12,5 %).

Влияние экономических факторов на поступление доходов от НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. представлено в таблице 5.

Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Среднедушевой денежный доход, руб.

Среднемесячная заработная плата, руб.

Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел.

Индекс роста потребительских цен, %

Из таблицы 5 видно, что между динамикой показателей среднегодовой численности населения занятого в экономике и среднедушевым денежным доходом населения существует прямая зависимость. Рост среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2012 г. на 23,7 тыс. чел. (3,2 %) приводит к увеличению среднедушевого дохода на 2763,2 руб. (14,7 %) по сравнению с 2011 г. Повышение среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2013 г. на 20,3 тыс. чел. (2,7 %) влияет на рост среднедушевого денежного дохода населения на 9 % (1950 руб.) по сравнению с 2012 г. Необходимо отметить, что при увеличении индекса роста потребительских цен должен происходить рост показателя среднемесячной заработной платы, в этом проявляется сбалансированность роста доходов населения и цен на товары и услуги на потребительском рынке. Из проведённого анализа видно, что повышение индекса роста потребительских цен в 2012 г. на 0,7 % приводит к увеличению показателя среднемесячной заработной платы на 2334,5 руб. по сравнению с 2011г., а в 2013 г. рост потребительских цен оставался на уровне 2011 г. в 106,2 %, но среднемесячная заработная плата возросла на 1471,5 руб. (7,4 %).

НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, например, в 2013 доля НДФЛ в общих налоговых поступлениях составил 41,9 %, а также образует значительную часть налоговых доходов местных бюджетов — 69,9 %. В консолидированном бюджете Белгородской области НДФЛ занимает значительную долю дохода, например, в 2011 г. — 28,3 %, в 2012 г. — увеличился на 5,9 %, а в 2013 г. составила — 39,1 %.

Рассмотрим зависимость динамики поступлений НДФЛ в бюджеты РФ от роста среднедушевого денежного дохода за 2011–2013 гг., которая представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступления НДФЛ в бюджеты РФ

Из рис. 1 видно, что зависимость между показателями среднедушевого денежного дохода населения и суммой НДФЛ, которая поступила в бюджеты РФ за 2011–2013 гг. является прямой, поэтому при возрастании одного показателя происходит увеличение другого.

Зависимость динамики показателя среднедушевого дохода и поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. показана на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

Из рис. 2 видно, что с роста показателя среднедушевого денежного дохода происходит повышение поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области на протяжении 2011–2013 гг.

Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и Белгородской области. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения занятого в экономике приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31.– Ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

3. Гражданкина О. А., Гражданкин В. А., Шапошникова, С. В. Сравнительный анализ потенциалов НДФЛ в различных странах [Текст] / О. А. Гражданкина, В. А. Гражданкин, С. В. Шапошникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 30–32.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Рядинская В. А. Развитие налогообложения доходов физических лиц до XX века [Текст] / В. А. Рядинская // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2013. — № 13 (3). — С. 87–93.

Источники

Распределение налог на доходы физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here