Рассмотрение налоговых споров в судах

Рассмотрение налоговых споров в судах

Российское налоговое законодательство отличается сложностью, наличием многочисленных исключений из общих правил налогообложения. Большая часть налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, связана с отказом налогоплательщику в предоставлении имущественных, профессиональных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В отсутствие разъяснений со стороны Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства судьи нижестоящих судов испытывают определенные трудности при разрешении налоговых споров. Сильна тенденция ориентироваться на комментарии финансовых органов (Минфина РФ, ФНС РФ) по спорным вопросам налогообложения вместо выработки собственной правовой позиции.

Юристы компании «Георг» представляют интересы своих доверителей в судах общей юрисдикции, в арбитражном суде, в т.ч. при рассмотрении налоговых споров. Обжалование решений налоговых органов.

Консультацию по интересующему вопросу Вы можете получить в любое удобное для Вас время. Для того чтобы задать свой вопрос специалисту, позвоните по телефону во Владивостоке 8 (423) 248-74-25, воспользуйтесь e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или соответствующей формой на нашем сайте.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ В ПРАКТИКЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Российское налоговое законодательство отличается сложностью, наличием многочисленных исключений из общих правил налогообложения. Большая часть налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, связана с отказом налогоплательщику в предоставлении имущественных, профессиональных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В отсутствие разъяснений со стороны Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства судьи нижестоящих судов испытывают определенные трудности при разрешении налоговых споров. Сильна тенденция ориентироваться на комментарии финансовых органов (Минфина РФ, ФНС РФ) по спорным вопросам налогообложения вместо выработки собственной правовой позиции.

Налоговые споры, связанные с предоставлением
имущественного вычета по налогу на доходы
физических лиц (НДФЛ)

Налоговые споры рассматриваются преимущественно в арбитражных судах, что связано с возложением основного бремени по уплате налогов на юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также большей активностью последних в отстаивании своих прав и законных интересов по сравнению с обычными гражданами.
К подведомственности судов общей юрисдикции относятся споры между налоговыми органами и гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя , например: о взыскании суммы задолженности по налогу (НДФЛ, транспортному или земельному налогам), пеней и штрафных санкций, о предоставлении налогового вычета, о возмещении суммы уплаченного налога из бюджета (государственной пошлины).
———————————
В соответствии с п. 2 ст. 27, п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ экономические споры с участием юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя (в том числе споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений), рассматриваются арбитражными судами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Значительное количество споров связано с непредоставлением гражданину социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ. Условия предоставления указанных вычетов сформулированы в ст. ст. 219 — 221 Налогового кодекса РФ. Законодатель подробно описывает виды расходов налогоплательщика, которые могут быть заявлены к вычету, определяет их максимальный размер, перечисляет документы, необходимые для подтверждения права на получение налогового вычета. Тем не менее на практике регулярно возникают вопросы, связанные с толкованием тех или иных положений налогового законодательства, в частности: о моменте возникновения у гражданина права на получение налогового вычета, о распределении суммы налогового вычета между несколькими лицами (например, супругами) и даже о возможности наследования права на налоговый вычет .
———————————
См., например: Определение Красноярского краевого суда от 28 апреля 2010 г. по делу N 33-3519/2010 (решением суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией, удовлетворены исковые требования наследника умершего налогоплательщика о включении в наследственную массу права на получение налогового вычета по НДФЛ и возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога). Официальный сайт Красноярского краевого суда: www.kraevoy.krk.sudrf.ru.

Поскольку требования налогоплательщика о предоставлении ему налогового вычета носят имущественный характер, направлены на взыскание определенной денежной суммы или признание права на ее получение (возмещение), судами общей юрисдикции данные требования рассматриваются в порядке искового производства . В обзорах судебной практики можно встретить соответствующие разъяснения.
———————————
В то же время арбитражные суды рассматривают споры, связанные с налогообложением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот и вычетов, возмещении уплаченного налога из бюджета), в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

Еще в одном случае Президиум Ярославского областного суда, отменяя в порядке надзора решение суда первой инстанции, которым удовлетворено заявление Ш. о признании незаконным отказа налоговой инспекции в предоставлении имущественного налогового вычета и обязании предоставить налоговый вычет, указал в числе прочего на несоблюдение судом требований ст. 198 ГПК РФ. Резолютивная часть решения изложена неконкретно, как по итогам рассмотрения жалобы, хотя заявление Ш. являлось спором о защите субъективного права и фактически было рассмотрено в порядке искового производства .
———————————
См.: Постановление Президиума Ярославского областного суда от 1 декабря 2004 г. N 44г-223 // СПС «КонсультантПлюс».

Данные изменения были истолкованы ФНС России как исключающие возможность получения имущественного вычета по НДФЛ теми гражданами, которые совершили сделку по приобретению жилого помещения, доли в нем или земельного участка, находясь в браке, отношениях родства или свойства, независимо от условий и экономических результатов заключенной между ними сделки купли-продажи жилого объекта . Позиция ФНС России была воспринята и некоторыми судами общей юрисдикции .
———————————
См.: письмо ФНС России от 4 сентября 2008 г. N 3-5-03/[email protected] «Предоставление имущественного налогового вычета взаимозависимым лицам» // СПС «КонсультантПлюс».
В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды при определении лиц в качестве взаимозависимых, как правило, выясняют то обстоятельство, каким образом наличие между лицами родственных, служебных или иных указанных в законе отношений повлияло на экономические результаты сделки. Подробнее см.: Алтухова Е.В. Взаимозависимость физических лиц в целях налогообложения // Право и экономика. 2009. N 10. С. 45 — 47.

А.Т. оспаривала в суде отказ ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ, просила обязать ответчика предоставить указанный налоговый вычет. Свои требования она мотивировала тем, что в 2008 г. приобрела за счет собственных средств, а также частично за счет ипотечного кредита квартиру в г. Красноярске у своей дочери А.И.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 апреля 2010 г. в удовлетворении заявления А.Т. отказано со ссылкой на наличие отношений взаимозависимости между сторонами договора купли-продажи квартиры. Судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда решение оставлено без изменения, кассационная жалоба А.Т. — без удовлетворения. Доводы А.Т. о том, что отношения родства между продавцом и покупателем никак не повлияли на условия и экономические результаты сделки по приобретению квартиры, Судебной коллегией отклонены как основанные на неверном толковании пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 284-ФЗ) .
———————————
Определение Красноярского краевого суда от 19 июля 2010 г. по делу N 33-6241/2010.

Читайте так же:  Налоговая проверка огрнип

При рассмотрении другого дела суд отказал в удовлетворении иска С.Е. к Межрайонной ИФНС N 4 по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении имущественного налогового вычета, поскольку истец приобрел квартиру у С.Н.Н. и С.Н.А., которые являются родителями супруга истца, т.е. находятся с истцом в отношениях свойства. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда оставила решение без изменения, отклонив при этом доводы С.Е. о том, что налоговое законодательство не содержит определения отношений свойства .
———————————
Определение Красноярского краевого суда от 11 октября 2010 г. по делу N 33-8785/2010.

В обоих случаях мотивировочная часть определений судов кассационных инстанций практически дословно воспроизводит разъяснения ФНС России о том, что с января 2008 г. для установления статуса взаимозависимых лиц (и отказа в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ) достаточно установить наличие между сторонами сделки по приобретению жилого помещения или доли в нем соответствующих отношений (брака, родства или свойства) без учета условий сделки и ее экономических результатов. Аналогичная позиция сформировалась в практике Пермского областного суда .
———————————
См.: Обзор кассационной и надзорной практики Пермского краевого суда по гражданским делам за первое полугодие 2009 года // СПС «КонсультантПлюс».

Налоговые споры, связанные с извлечением гражданином
необоснованной налоговой выгоды

В современной литературе отмечается взаимодействие гражданского и налогового законодательства, которое носит двусторонний характер. Сформулированный в ст. 421 ГК РФ принцип свободы договора способствует появлению все новых форм экономической деятельности, новых типов и видов гражданско-правовых договоров. Налоговое законодательство регулярно подвергается изменениям и дополнениям, призванным учесть специфику тех или иных видов доходов налогоплательщика, уточнить порядок определения налогооблагаемой базы. В свою очередь, налогоплательщик выстраивает свою деятельность таким образом, чтобы она была сопряжена с минимальными налоговыми издержками . Такая форма поведения налогоплательщика (снижение налоговой нагрузки) обусловлена вполне естественной потребностью в сохранении и защите имеющейся у него собственности.
———————————
См.: Челышев М.Ю. Взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании отношений с участием предпринимателей: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 1998. С. 168 — 169; Русяев Н.А. Правовое регулирование налоговой оптимизации в России и Германии: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11.

Рассмотрение налоговых споров в судах

Ключевые слова: НАЛОГОВЫЙ СПОР; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; НАЛОГ; СБОР; АРБИТРАЖНЫЙ СУД; АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО; СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ; НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК; TAX DISPUTE; ARBITRATION PROCESS; TAX LAW; TAX; FEE; ARBITRATION COURT; ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS; COURT OF GENERAL JURISDICTION; TAXPAYER.

Российское законодательство о налогах и сборах постоянно подвергается изменениям в целях совершенствования и преодоления противоречий и коллизий при толковании правовых норм. Однако все равно до настоящего времени продолжают существовать налоговые споры, требующие рассмотрения в суде, поскольку нередко налогоплательщик стремится оптимизировать налогообложение, что приводит к столкновению частных и публичных интересов.

Появление и развитие различных правовых механизмов, позволяющих разрешить налоговый спор досудебными процедурами во многом способствовало уменьшению количества дел в судах. Тем не менее, споры, возникающие между налогоплательщиком и уполномоченным государственным органом, относятся к наиболее сложным категориям дел, которые рассматриваются в структуре арбитражных судов. Подобные категории дел занимают лидирующие места в судебной статистике, что обуславливает необходимость исследования вопросов, касающихся рассмотрения налоговых споров в арбитражном судопроизводстве.

Важно отметить, что законодатель не дает четкого понимания «налогового спора». Это приводит к постоянным коллизиям как в доктринальной области, так и в практической деятельности при применении правовых норм. Тем не менее, следует понимать, что спор является «налоговым» только в том случае, если вытекает из налоговых отношений, указанных в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации [1].

В юридической литературе также просматривается сложность в выработке единого подхода к определению сущности данного понятия.

По мнению Е.Б. Лупарева, налоговый спор представляет собой конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований [2].

Тогда как, Д.А. Шинкарюк выводит налоговый спор через другое понятие, а именно представляет его как разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего [3].

Предполагается, что наиболее целесообразно использовать понятие «разногласие», поскольку оно рассматривается шире понятия «конфликт».

Налоговые споры могут реализовываться только между частными лицами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, с одной стороны, и, с другой стороны – публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов[4].

Налоговые споры могут рассматриваться арбитражными судами и судами общей юрисдикции. В судах общей юрисдикции налоговые споры разрешаются по правилам административного судопроизводства[5].

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК) устанавливает порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений [6]. Анализируя данные правовые нормы, можно выделить: общий порядок рассмотрения налоговых споров в арбитражном судопроизводстве и особенный.

Таблица 1

Общий порядок рассмотрения налоговых споров в арбитражном судопроизводстве

Особый порядок рассмотрения налоговых споров в арбитражном судопроизводстве

правила искового производства

подача искового заявления

мировое соглашение, процедура медиации и иные примирительные процедуры

рассмотрения и разрешение дела в суде

прекращение производства по делу

Итак, проанализируем положения в представленной выше таблице. Общий порядок рассмотрения налоговых споров подразумевает: рассмотрение спора в соответствии с установленными в АПК РФ правилами искового производства, то есть:

— подача искового заявления;
— возбуждение дела в суде;
— подготовка к судебному разбирательству;
— судебное разбирательство;
— исполнение решение суда по делу.

Особенный же порядок рассмотрения налогового спора заключается в его разрешении путем применения примирительных процедур. АПК РФ позволяет заключать мировое соглашение, разрешать дела любыми не запрещенными законодательством способами мирного разрешения спора. Стороны взаимными уступками могут предотвратить дальнейшее наступление судебных процедур, что позволяет им сократить время и расходы.

Трудности рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах обуславливаются рядом проблем.

  1. Главная проблема возникает в силу публично-правового характера одного из субъектов налогового спора. Нередко возникают вопросы при определении прав государственных органов, должностных лиц и т.д. в налоговом споре. Однако, следует иметь ввиду, что в процессе разрешения налогового спора, они приобретают процессуальные права в силу своего процессуального положения (будь это истец или ответчик). Права, вытекающие из правового статуса, не могут влиять на их процессуальные права, и тем более на процессуальные права другой стороны.
  1. Много проблем возникают в связи со слабой проинформированностью налогоплательщиков о возможных способах защиты своих прав. Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации должна в своей деятельности сосредотачиваться не только в применении санкций к налогоплательщику, а также обеспечивать информационную помощь для предупреждения налоговых споров.
  1. Следует выделить еще одну немаловажную проблему, связанную с отсутствием доверия налогоплательщиков к органам правосудия. Такое положение складывается в связи с богатой судебной практикой по налоговым спорам, в которых, в большинстве случаях, отказано в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков. Например, ООО «Транслес» обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС России № 5 по Брянской области. Суд не удовлетворил требования данного общества [7]. ООО «Синтоп» (налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений инспекции ФНС России по г. Симферополю. Решением Арбитражного суда Республики Крым в удовлетворении заявленных требований отказано[8]. Таких случаев множество в судебной практике. Кроме того, очень сложно заключать примирительные соглашения с налоговыми органами, в силу публичного характера их правового статуса.
Читайте так же:  Декларация 3 ндфл имущественный вычет квартира

Таким образом, мы приходим к выводу, что дела по рассмотрению налоговых споров занимают особое место в судебной статистике. Данный факт обуславливается рядом трудностей и проблем, возникающих при их рассмотрении в арбитражных судах. Анализируя вышеизложенную информацию, решения всех проблем возможно путем дальнейшего совершенствования законодательства, повышения доверия налогоплательщиков к налоговым органам, а также к органам, осуществляющим правосудие.

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В АРИТРАЖНОМ СУДЕ

Когда субъекты предпринимательской деятельности не согласны с тем как налоговый орган выполняет управленческие функции, возникает налоговый спор. Разрешить налоговый спор можно путём его обжалования. Современное законодательство РФ предусматривает несколько способов обжалования:

— обжалование в вышестоящий налоговый орган;

— обжалование в орган надзора;

— обжалование в суд.

Способ и процедура такого обжалования различается в зависимости от предмета спора:

— процедура обжалования нормативных актов налоговых органов;

— процедура обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Давайте рассмотрим особенности налоговых споров по порядку.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган

В вышестоящем налоговом органе обжалуется любой ненормативный акт территориального налогового органа – налоговой инспекции.

Ненормативный акт налоговой инспекции – это решение в любой форме, затрагивающее только конкретного гражданина, предпринимателя или юридическое лицо. Решение о привлечении к административной ответственности, доначисление налога, аннулирование разрешительного документа, и т.д.

Такие акты вначале обжалуются только в вышестоящем налоговом органе. Делается это в интересах самих же граждан и бизнеса, из-за процессуальных особенностей налоговых споров. Дело в том, что каждое решение налогового органа принимается на основании той или иной проверки, в рамках которой исследуется наличная у проверяемого и в налоговом органе документация. Если необходимой документации недостаточно для того, чтобы сделать вывод о правомерности действий проверяемого, налоговая инспекция критически оценивает наличные документы, и делает вывод, что надлежащие документы поданы не были. Здесь речь идёт о тех документах, подача которых не является обязательной в рамках отчётности. В таком случае единственный способ доказать правоту — подать дополнительные документы. А возможно это в рамках рассмотрения жалобы на решение налогового органа. В то время как суд не признает незаконным решение налогового органа, по причине не учёта документов, которые ему не подавались. Таким образом, если бы налогоплательщики имели право на разрешение налоговых споров в арбитражных судах сразу, они могли проиграть дело уже в момент подачи жалобы. Такая проблема есть на Украине, где налогоплательщик имеет возможность прямого обжалования ненормативного акта налоговой в суд.

Апелляционная жалоба на решение вышестоящего органа

Федеральная налоговая служба редко придерживается иной правовой позиции, чем территориальные органы. Но если ваши права были нарушены не только в момент принятия обжалованного решения, но и в процессе рассмотрения первичной жалобы, есть смысл обратиться с жалобой в Федеральную налоговую службу. К апелляционной жалобе предъявляются такие же требования, как и к первичной жалобе, но требуется указать, в чём неправомерность решения вышестоящего налогового органа. Подать апелляционную жалобу можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия решения вышестоящего налогового органа.

Куда обращаться с жалобой?

При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

  • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
  • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
  • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

Документ об обжаловании

В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

  • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
  • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
  • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

Действие ненормативного акта налогового органа при обжаловании

Само по себе обжалование решения налогового органа не влечёт за собой автоматического приостановления действия. Решение будет исполняться, к вам будут приходить судебные исполнители, накладывать аресты, и осуществлять прочие исполнительные действия. Но исполнение такого решения можно приостановить.

Если вы обжалуете решение по вертикали, вместе с жалобой нужно подать заявление о приостановлении действия спорного решения. Но это возможно только в том случае если вы получите банковскую гарантию выполнения ваших налоговых обязательств, которая будет действительна ещё полгода, с момента подачи жалобы.

При рассмотрении процессуальных налоговых споров можно приостановить выполнение решения. Судья не требует банковских гарантий, но нужно аргументировать необходимость приостановления выполнения решения, невозможностью дальнейшей отмены действий осуществлённых во исполнение спорного решения.

У налогоплательщиков есть широкие права на защиту от неправомерных действий налоговых органов. Но при подготовке жалоб и исковых заявлений лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов, чтобы по результатам обжалования у вас была максимальная выгода.

Читайте так же:  Как сделать возврат переплаты налога за землю

Основные правила разрешения налоговых споров

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

  • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
  • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
  • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
  • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
  • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
  • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
  • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

Суд общей юрисдикции

3 месяца (ч. 1 ст. 200 АПК)

1 месяц, Верховным судом — 2 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС)

Налоговый орган доказывает законность принятого акта или совершенных действий (факта бездействия) — ч. 3 ст. 189 АПК, ч. 11 ст. 226 КАС

Видео (кликните для воспроизведения).

Не регламентируется законом

Может быть признано судом обязательным (ч. 13 ст. 226 КАС)

Суд не связан исключительно доводами сторон, а проверяет акт или действие на предмет законности в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС, ч. 4 ст. 200 АПК)

Рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК)

Единолично или в составе коллегии из 3 человек по правилам ст. 29 КАС

Принятие документа об оспаривании

При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

  • решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
  • отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • оставление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя права устранить все указанные в отказе нарушения и повторно направить жалобу в тот же орган для разрешения спора по существу — п. 3 ст. 139.3 НК.

Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

Порядок обжалования в вышестоящий орган

Жалоба на ненормативный акт подаётся через территориальную налоговую инспекцию, которая в течение трёх дней с момента получения обязана направить жалобу по назначению. В жалобе необходимо указать:

— реквизиты, включая полное наименование, адрес и налоговый номер;

— реквизиты вышестоящего налогового органа;

— название обжалуемого ненормативного акта, включая серию, номер и дату издания;

— суть нарушений, допущенных налоговым органом, с нормативным обоснованием;

— способ получения ответного решения.

Жалоба подписывается лично и представителем или адвокатом с оформленными полномочиями.

Составляя жалобу (скачать шаблоны жалоб) нужно уделить особое внимание нормативно-правовой аргументации. Вышестоящий орган не будет выстраивать обоснование невиновности. Кроме ссылки на законы и кодексы, не забудьте указать подзаконные акты, регулирующие деятельность должностных лиц. Важно правильно выстроить требования. Если налоговая инспекция приняла незаконное решение, то вы должны требовать его отменить, если вы оспариваете действие или бездействие – нужно требовать признать его неправомерным, и обязать произвести требуемое действие.

Сроки подачи и рассмотрения жалобы зависят от предмета обжалования. Если жалоба подаётся на сам ненормативный акт, то её срок составляет один год, который исчисляется с момента принятия такого акта. Если же суть спора — действие или бездействие налогового органа, связанное с принятием или исполнением того или иного ненормативного акта, то установленный годичный срок исчисляется с того момента когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав, или должен был об этом узнать.

По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган может отменить решение налоговой инспекции, изменить его, обязать совершить действия, или отказать в удовлетворении жалобы. В отличие от суда налоговые органы вправе отходить от требований налогоплательщика. Он может изменить решение налоговой инспекции, которое вы просили отменить.

Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа вы можете обжаловать его в Федеральную налоговую службу, или вправе сразу обжаловать в арбитражном суде.

Особенности рассмотрения налоговых споров арбитражными судами

Арбитражные суды рассматривают дела:

— про отмену ненормативных актов налоговых органов после обжалования по вертикали;

— процессуальные споры: про признание незаконными действия или бездействия налоговых органов после обжалования по вертикали;

— про обжалование ненормативных актов Федеральной налоговой службы, несвязанных с рассмотрением жалоб на решения территориальных налоговых органов;

— про обжалование любых нормативных актов налоговых органов.

Чтобы начать судебный процесс составляется исковое заявление. Если вы собираетесь обжаловать ненормативное решение, то заявление, которые вы подавали в вышестоящий налоговый орган, послужит хорошей основой для иска с уже готовым обоснованием. Но важно помнить, что арбитражный суд не может изменять решения налоговых органов. Суд может его отменить полностью или частично, либо оставить в силе. Если вы обжалуете действия или бездействия налогового органа, суд может признать действия незаконными и обязать налоговый орган осуществить требуемое.

Особенность налоговых споров в арбитражном суде в том, что налоговый орган обязан доказать правомерность решения или действия. Если он не сможет этого сделать суд примет положительное для вас решение. Своего рода презумпция неправомерности действий и решений налогового органа.

Подать иск в арбитражный суд на налоговый орган можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия спорного решения или осуществления действия.

Решение арбитражного суда на общих основаниях арбитражного процесса можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке.

Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров касаются и территориальной подсудности. Истец вправе предъявить иск к налоговому орган, как по своему месту проживания, так и по месту нахождения налогового органа. Лучше всего обращаться в арбитражный суд подальше от налогового органа, тем самым гарантирую максимальную беспристрастность.

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

  • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
  • организации;
  • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).
Читайте так же:  Заявление на возврат ошибочно оплаченной госпошлины

Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

Итоги

  • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
  • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
  • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
  • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
  • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Читайте так же:  Календарь выплаты дивидендов лукойл

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Видео (кликните для воспроизведения).

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Источники

Рассмотрение налоговых споров в судах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here