Развитие финансового контроля в россии

Основные этапы развития финансового контроля в России

Процесс становления российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и мер финансово экономической политики, органов государственного финансового контроля, как важнейшего экономико-правового института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное использование государственных финансовых средств.

Процесс формирования новой контрольной системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил бы государственную казну от любых посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве они ни занимали. Даже в условиях ограниченных возможностей, в которых государственный контроль находился, например, в первой половине XIX, сумма взысканий, поступивших в казну в результате предложений контрольного ведомства, превысила 108 млн. рублей. В последующие же годы эффективность контроля резко возросла. Так, с 1882 по 1894 год по замечаниям Государственного контроля и Министерства финансов были сокращены расходы и увеличены доходы по министерствам и главным управления на 240 млн. рублей.

В процессе своего развития государственный финансовый контроль в России претерпел существенные изменения, прошел ряд этапов, которые различаются по формам ведения контрольной деятельности и статусу контрольного органа [1, с.340]. В истории государственного финансового контроля в России можно выделить следующие периоды:

Первый период: вторая половина XVII века.

В этот период происходит зарождение государственного финансово го контроля, разрабатываются основополагающие идеи и принципы его организации. Важнейшим итогом этого этапа становится создание первой в истории страны государственной росписи (бюджета) 1680 года.

Второй период: XVIII столетие.

В этот исторический период разворачиваются поиски более эффективных путей к организации контроля. Контрольный орган постоянно меняет свой статус, то выходя из подчинения Сената, то временно находясь в его подчинении. Применяются централизованные и децентрализованные модели организации контроля.

Третий период: первая половина XIX века.

В этот период, тесно связанный с реформаторской деятельностью М.М. Сперанского, отстаивавшего принцип независимости контроля, государственный финансовый контроль приобретает в России статус самостоятельного ведомства, подчиненного исключительно верховной власти. Однако его полномочия резко ограничиваются системой генеральной отчетности [2].

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Четвертый период: вторая половина XIX века.

В эти годы в рамках государственной финансовой (бюджетной) ре формы происходит коренная реформа государственного финансового контроля в России, связанная с именем В.А.Татаринова. Созданная на основе лучших европейских образцов государственная контрольная система включала в себя как высший контрольный орган — Государственный контроль, так и контрольные органы на местах — контрольные палаты, подчиненные исключительно Государственному контролю. Вводится система единства касс, не только облегчавшая контрольную деятельность и общее регулирование финансовых потоков, но и положившая конец ведомственной разобщенности, свойственной дореформенной системе государственного управления в России. Контроль становится не только документальным, но и в известных случаях предварительным, а управление государственными финансовыми потоками конкретным.

Пятый период — начало XX века.

В этот период Россия обретает статус конституционной монархии, создается специфический российский парламент — Государственная Дума.

В эти годы деятельность финансового контроля становится подотчетной Государственной Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса государственного контроля и выводе государственного контролера из состава Совета министров, установление принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия.

Пятый период в истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного научного изучения и нуждается в подробном самостоятельном исследовании. Тем не менее, следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному обновлению и совершенствованию государственных контрольно-финансовых органов.

Исторический опыт государственного финансового контроля в досоветской России является важным исходным материалом для выработки современных концепций контрольно-финансовой деятельности.

Современная Россия в условиях формирования рыночной экономики и правового государства идет по пути создания необходимой правовой базы финансового контроля. В развитие положений Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон «О Счетной Палате Российской Федерации».

Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обуславливающих: нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм, несогласованность нормативно-правовых актов, отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. Наряду с этим следует признать, что за последние годы правовая база государственного финансового контроля несколько расширилась, отдельные его стороны освещают Бюджетный, Налоговый, Таможенный Кодексы Российской Федерации, законодательные акты о контрольных органах.

5. Особенности государственного финансового контроля в период 17-19 вв.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России — Большая Казна — действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России. Приложение № 1.

Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

Читайте так же:  Муниципального финансового контроля главные распорядители

В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.

Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.

http://megaobuchalka.ru/6/20596.html

Развитие финансового контроля в россии

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Каширин Александр Александрович

студент, учётно-финансовый факультет, СтГАУ, г. Ставрополь

Глотова Ирина Ивановна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, кафедра «Финансы, кредит и страховое дело» СтГАУ, г. Ставрополь

Свою финансовую политику государство реализует через создаваемую им систему органов государственного финансового контроля. Образованные исполнительной властью и ей подотчетные органы государственного финансового контроля осуществляют внутренний финансовый контроль. Он играет важную роль в обеспечении эффективного государственного управления и проводится ими в рамках исполнительно-распорядительной деятельности.

В правовых демократических государствах с устоявшимся гражданским обществом интересы всего населения выражает законодательный орган страны — парламент. Именно он непосредственно и через специально создаваемые им для этой цели органы призван осуществлять контроль за эффективным и целевым использованием средств государственного бюджета, распоряжением государственной собственностью и природными ресурсами. Такой контроль со стороны парламенты по сложившейся практике принято называть высшим, поскольку он осуществляется как бы извне по отношению к органам исполнительной власти.

Особую роль в обеспечении законности и дисциплины играет государственный контроль. Контрольная деятельность является важной составляющей, частью органов исполнительной власти, государственного управления.

В России существует много проблем, которые решаются с использованием механизмов контроля. За последние годы созданы и создаются все новые и новые органы контроля и органы управления с большой долей контрольных функций. Счетная палата выступает номером один в системе контрольных органов. От Счетной палаты России идет мощный импульс развития контрольной деятельности и развития системы государственного контроля, отвечающей текущим и перспективным задачам.

На Руси первым специальным органом финансового контроля был Счетный приказ (создан в 1655 г.), куда воеводы (управляли уездами, в то время насчитывалось более 250 уездов) должны были представлять сметный список (отчет). В отчете указывались: остатки на начало финансового года; доходы, которые должны были поступить и фактически поступили; недоимки; произведенные за год расходы и остатки к концу года. За непредставление отчетов предусматривался штраф или иное наказание.

Начиная с 1719 г. финансовый контроль на всей территории Российского государства осуществляла Ревизион-коллегия.Как высшему контрольному органу страны, Ревизион-коллегии велено было «ведать счет» всех доходов и расходов, вершить суд над лицами, изобличенными при сборе доходов и производстве расходов.

Ревизионное дело было чрезвычайно централизовано, поскольку финансовая отчетность всех учреждений страны стекалась для ревизии в Ревизион-коллегиювМоскве и ее контору в Петербурге.

В Ревизион-коллегию поступало огромное количество документов, но не всегда они в установленные сроки и качественно проверялись, накапливалась масса нерассмотренных документов. Чтобы ускорить их обработку, заставить чиновников Ревизион-коллегии с большим усердием относиться к своим обязанностям, Елизавета Петровна принимает чрезвычайные побудительные меры — приказывает прекратить отпуск из казны денег на выплату жалованья этим чиновникам, содержать их за счет начетов, которые контролеры наложили и сумели взыскать. Но такое «материальное принуждение» не привело к разительным переменам в работе. Ревизион-коллегия была упразднена в 1786 г., но окончательно завершила свою работу по ранее поступившим отчетам в 1809 г.

28 января 1811 г. было организованоГлавное управление ревизии государственных счетов, приравненное к министерству. Возглавлял управление генерал-контролер. В компетенцию главка входила ревизия доходов и расходов всех казенных средств и надзор за их движением.

Для контроля не представлялось никаких первичных оправдательных документов (контрактов, приходно-расходных счетов, торговых листов).

Счетные отделения губернских казенных палат могли лишь убедиться в наличии распоряжения министерств на тот или иной расход. Поэтому против валовых израсходованных сумм писали: «Такое-то заготовление совершено с подряда, подряд заключен на законном основании, принятые цены не превышают цен справочных». Ревизия состояла в подсчитывании и сличении цифровых данных, а составление «Генерального отчета» — в переписывании сведений, представленных министерствами.

Контрольные органы не имели прав на применение никаких либо мер воздействия на министерства и их учреждения. Отчеты министерств поступали в Главное управление ревизии государственных счетов с опозданием в 5—6 лет.

С 1863 по 1917 г.Государственный контролер(на правах министра) возглавлял систему органов государственного контроля: центральный аппарат; губернские контрольные палаты; местные учреждения государственного контроля.

Все губернские и уездные казначейства, кассы специальных сборщиков, а также все распорядители денежных средств (т. е. министерства, их органы и учреждения) ежемесячно представляли отчетные ведомости о поступивших доходах и произведенных расходов вместе со всеми относящимися к ним оправдательными документами.

Губернские контрольные палаты осуществляли: документальные последующие ревизии; предварительные ревизии; фактический контроль.

При осуществлении документальных ревизий контрольные органы имели дело только с формальными данными, которые могли не соответствовать действительности.

Предварительные ревизии осуществлялись в отношении отдельных наиболее крупных расходов, связанных с постройкой и эксплуатацией казенных железных дорог, коммерческих портов, казарм, здания Московского университета и др.

Фактический контроль выражался во внезапных проверках казначейств и касс специальных сборщиков для удостоверения целостности казенных сумм. Контролеры имели право присутствовать наряду с чиновниками других ведомств при проверках наличия материальных ценностей на военных складах, в местах таможенного досмотра товаров, на винокуренных заводах, торгах при продаже, сдаче в аренду казенного имущества, при сооружении храма Христа Спасителя в Москве и др.

Читайте так же:  Валютный контроль определяет

Некоторые учреждения и их расходы не подлежали государственному контролю: Министерство императорского двора и уделов; кредитные операции Министерства финансов за границей; хозяйственное управление при Св. Синоде по специальным средствам духовного ведомства; Министерство иностранных дел по расходам, известным Его Императорскому Величеству, и др.

Кроме того, в России финансовый контроль осуществляли: временные комиссии (создавались для проверки расходов военного ведомства и составления финансового отчета за войну); контрольные органы министерств и ведомств; должностные лица; специально создаваемые комиссии (внутри учреждений, предприятий, организаций, воинских частей).

В СССР стал налаживаться контроль финансово-хозяйственных операций в местах их совершения, т. е. непосредственно в организациях и учреждениях. Подверглась изменению и система органов контроля. С 1923 г. основные функции государственного финансового контроля были возложены на финансовые органы (Народный комиссариат финансов (Наркомфин), в дальнейшем Министерство финансов СССР). Кроме того, финансовый контроль осуществляли: органы законодательной и исполнительной власти; комитеты народного контроля; кредитные органы; министерства и ведомства (в собственных рамках); должностные лица; внутренние проверочные комиссии (внутри учреждений, предприятий, организаций, воинских частей).

В России, начиная с создания централизованной державы, важное значение придавалось контролю со стороны государства. Преимущества такого контроля видели в том, что он независим от должностных лиц проверяемых объектов и их высших органов, невозможно воздействие, «давление» на государственных контролеров, он позволяет получить объективные результаты, сделать правильные выводы о расходовании средств и добиться возмещения нанесенного ущерба.

Государственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Деятельность контролирующих органов широка, рассмотрим некоторые мероприятия. Министерство финансов, например, проводит круглые столы по обсуждению проектов правительственных информационных документов (стандартов учета и отчетности в государственном секторе)

Таблица 1.

График круглых столов [1]

http://sibac.info/studconf/econom/iv/29441

Основы финансового контроля в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.07.2017 2017-07-14

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Глухова Е. М. Основы финансового контроля в России // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 52-55. — URL https://moluch.ru/archive/162/45153/ (дата обращения: 20.02.2020).

Основы финансового контроля вРоссии

Глухова Елена Михайловна, магистрант

Челябинский государственный университет

Исторически сложилось так, что формирование финансового контроля в России связано с земской реформой 1555–1556 годов. В этот период появились специальные приходные кассы, которые взимали налоги [9, С. 30]

Рассмотрим схематически эволюцию финансового контроля, в части органов, осуществляющих функции финансового контроля.

Рис.1. Иерархия финансового контроля в России

Итак, из сложившейся эволюции становления финансового контроля видно, что развитие контроля в сфере финансов положило начало с земской реформы во времена правления Ивана Грозного и по сегодняшний день данная сфера модернизируется и усовершенствуется для более эффективного управления в сфере контроля финансами страны.

В целом Финансовый контроль можно трактовать как контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, предполагает необходимость осуществления контроля данной деятельностью.

Субъектами финансового контроля являются законодательные и исполнительные органы власти всех уровней.

К объектам финансового контроля относятся денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Финансовый контроль по своему содержанию включает проверку соблюдения экономических законов; правильности составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности; эффективности использования финансовых ресурсов организаций.

Принципами осуществления государственного финансового контроля являются: законность; объективность; гласность.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении соблюдается установленный правопорядок, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, организациями.

Организационно-правовыми основами финансового контроля выступают Государственный (муниципальный) финансовый контроль который подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. [1]

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, которая является высшим контрольным органом в стране. Ее деятельность основана на принципе гласности. [8, C. 86]

Согласно 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013 г. — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, обладающий организационной и функциональной независимостью. [2]

Особо выделяется компетенция Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов.

Помимо Счетной палаты финансовый контроль возложен также на Министерство финансов РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 (ред. от 12.11.2016 г.) № 329 Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие функции в области финансового контроля: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; контроль за расходами; контроль за использованием и хранением драгоценных металлов; страховой надзор и контроль; контроль в области лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; контроль за качеством аудиторских проверок; контроль за исполнением федерального бюджета и т. д. [4]

Следующий орган финансового контроля — это Федеральная таможенная служба (ФТС России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. [7]

Также функции финансового контроля возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. [5]

Далее следует обозначить, что финансовый контроль осуществляет также Федеральная служба по финансовому мониторингу, выполняющая функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, выработка государственной политики в этой сфере, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности. [3]

Читайте так же:  Неуплата налога на земельный участок

Федеральное казначейство также осуществляет функции финансового контроля. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение федерального бюджета и использование средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. [6]

Центральный банк РФ также необходимо отнести к органу осуществляющему финансовый контроль, который имеет свою особенность, заключающуюся в том, что в одном лице объединен статус органа государственного регулирования кредитно-денежных и валютных отношений и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. На Центральный банк возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все упомянутые федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Более детально остановимся на Внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контролевсфере бюджетных правоотношений, который является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объекты контроля) являются:

‒ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

‒ государственные (муниципальные) учреждения;

‒ государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

‒ государственные корпорации и государственные компании;

‒ хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований, а также коммерческие организации;

‒ органы управления государственными внебюджетными фондами;

‒ юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

‒ кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами. [1]

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Из всего вышесказанного следует, что финансовый контроль на данном этапе развития является важнейшим вопросом эффективного управления финансовыми ресурсами страны.

Скорее всего данная сфера внутреннего (муниципального) финансового контроля деятельности государственных органов далее будет модернизироваться и усовершенствоваться, так как появляются новые аспекты проверки финансовых отчетностей, документов, программ и т. д. В частности хочется сказать о вступление в силу с 01.01.2017 г. пункта 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в процессе которого Федеральное казначейство РФ и финансовые органы с 01.01.2017 года в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru осуществляют контроль в части проверки финансового обеспечения организаций, включенных в планы закупок, информацию об идентификационном коде закупки, извещения об осуществлении закупок, протоколы определения поставщиков, а также реестры контрактов.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.
  2. Федеральный закон 41-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г.
  3. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) «Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу».
  4. Постановление Правительства РФ 329 от 30 июня 2004 г. (ред. 12.11.2016 г.) «О Министерстве финансов Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 12.11.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном казначействе» № 703 от 1 декабря 2004 г. (в ред. 01.07.2016 г.)
  7. Постановление Правительства РФ № 809 от 16.09.2013 г. «О Федеральной таможенной службе».
  8. И. Ш. Килясханов, Н. Д. Эриашвили, Финансовое право: учеб.пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ_ДАНА: Закон и право, 2015. — 479 с.
  9. А. В. Шавров. Финансовое право Российской Федерации: учебник. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010–568 с.

http://moluch.ru/archive/162/45153/

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде (XI в.). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица – князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (XII — XIV вв.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений – Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну – общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины XVI в. на Руси не существовало единой системы налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения – «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России – Большая Казна — действовал с конца XV в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие.

Читайте так же:  Под механизмом валютного контроля понимается

Лишь в XIX веке при реформах М.М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности.

Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля – В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу XIX века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль (Госконтроль) был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале XX века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В статьях 101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в статье 101 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Таким образом, с 1995 г. в соответствии с законодательством контрольно-счетные органы были образованы во всех субъектах Российской Федерации.

http://ksp.rkomi.ru/left/o_ksp/kr_ex/

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 4363 раза

Библиографическое описание:

Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 53-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12104/ (дата обращения: 20.02.2020).

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ

В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый контроль. Его задача состоит в том, чтобы эффективно распределить и использовать государственные средства, разработать успешную финансовую тактику и стратегию. Также с его помощью происходит контроль соблюдения органами государственной власти, физическими и юридическими лицами требований финансового законодательства, проводится бюджетно-финансовый контроль, а также анализ финансового состояния государственных организаций.

В условиях текущей экономической ситуации появилось множество проблем, которые привели к снижению и качеству государственного финансового контроля. Так, в настоящее время в России функционируют разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, которые слабо взаимодействуют между собой [5]. Действия контролирующих органов не имеют единого ритма и четкой координации, что приводит к отсутствию общей цели — сохранности, эффективности и целевому расходованию государственных средств, законности и высокой результативности их использования, обеспечению своевременности и полноты формирования ресурсов государства [3].

Механизм осуществления государственного финансового контроля рассмотрим на примере деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015 гг. Счетная палата РФ является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, осуществляющий от имени общества контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом [4].

В таблице 1 представлен анализ основных показателей деятельности Счетной палаты РФ.

Основные показатели деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015гг. [10].

Показатель

2015

2014

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

Количество объектов, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями/количество юридических лиц

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, обращениям и запросам

Читайте так же:  Выплаты дивидендов как себя обезопасить

из них на основании:

постановлений и поручений Совета Федерации, обращений и запросов комитетов, комиссий и членов Совета Федерации

постановлений и поручений Государственной Думы, обращений и запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы

Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), млрд. рублей/количество

Обеспечен возврат средств в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства, млн. рублей

в ходе проведения контрольных мероприятий

по завершении контрольных мероприятий, по результатам рассмотрения представлений Счетной палаты

Количество участников бюджетного процесса, в отношении которых Минфином России применены меры бюджетного принуждения на основании уведомлений Счетной палаты

сокращены лимиты бюджетных обязательств, по результатам рассмотрения уведомлений Счетной палаты о применении мер бюджетного принуждения, млн. рублей

Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты

Количество заключений, подготовленных по результатам проведения экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

Всего следственными органами возбуждено уголовных дел по материалам контрольной деятельности Счетной палаты

Штатная численность сотрудников Счетной палаты в том числе:

По итогам 2015 года Счетная палата проверила более 2 тысяч объектов во всех субъектах РФ. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палата информировала Совет Федерации и Государственную Думу РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций. При этом особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства [2].

В 2015 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах многих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, среди них:

– мониторинг реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году;

– проверка деятельности Федерального космического агентства, осуществляемой в целях международного сотрудничества;

– проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие Керченской паромной переправы между портами Кавказ и Керчь;

– проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;

– анализ реализации в 2014–2016 годах Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и оценка основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

Следует отметить, что общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы в 2015 году составила 516,5 млрд. рублей (524,5 млрд. рублей в 2014 году). В 2015 году Счетной палатой обеспечен возврат в федеральный бюджет более 10 млрд. рублей (в 2014 году — 977 млн. рублей).

При осуществлении контрольной деятельности Счетная палата принимает различные меры, которые направлены на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы не только государственных структур, но и иных участников бюджетного процесса [6].

Итоги деятельности Счетной палаты в 2014–2015 годах свидетельствуют о том, что ее работа по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств и подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков эффективна. Это означает, что сегодня Счетная палата РФ стала важнейшим инструментом осуществления аудита обществом своего государства.

Роль государственного финансового контроля в современных непростых экономических условиях трудно переоценить. Поэтому важное значение приобретает необходимость его совершенствования. Рассмотрим основные направления, по которым должна осуществляться трансформация государственного финансового контроля [1].

Во-первых, необходимо составить единую концепцию государственного финансового контроля в России, определяющая систему органов, которая будет осуществлять финансовый контроль, и устанавливающая четкие единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в России. В связи с этим важно разработать научные и методические основы для оценки деятельности органов государственного финансового контроля.

Во-вторых, важным аспектом совершенствования государственного финансового контроля в РФ может стать разработка национальных российских стандартов ГФК. Данные стандарты должны базироваться на конкретном описании отчетных рабочих документов, куда также будет включаться перечень всех нарушений и отклонений от действующих нормативных актов [9]. Там должны предлагаться все возможные решения, которые принимает контролер по итогам проверки. Всё это позволит установить единые нормы и правила осуществления контроля.

Стандарты должны быть разработаны по отдельности для каждого контрольного органа, который осуществляет какой-либо вид контроля и который функционирует в определенном регионе. Разработанными стандартами должны быть определены вопросы, подлежащие обязательной проверке. К примеру, для проведения ревизии компании (любой формы собственности), работающая с государственными бюджетными средствами, обязательный анализ должен проводиться по следующем показателям:

– Структура капитала компании;

– Бизнес-планирование в компании;

– Анализ финансовых результатов деятельности компании за последние три-четыре года;

– Размер привлечения внешних финансовых ресурсов;

– Объем капитала компании, вложенный в основные средства;

– Анализ системы бюджетирования;

– Статистика использования оборотных средств компании;

– Анализ безналичных расчетов и кассовых операций.

Данные показатели должны отвечать определенным параметрам, которые предметно будут расписываться стандартом. Разработка национальной системы стандартов государственного финансового контроля приведете к повышению качества контроля и разграничению прав и обязанностей контролирующих органов.

В настоящее время в России отсутствует орган, обладающий статусом высшего контрольного органа. В связи с этим необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, при этом важно, чтобы законом был закреплен их приоритет в вопросах методологии финансового контроля [8].

Для успешного решения задач, стоящих перед государственным финансовым контролем, необходима его четкая классификация и систематизация. Классификация государственного финансового контроля необходима при разработке законодательных и нормативных актов для того, чтобы определить структуру и состав контролирующих органов, а также чтобы разработать задачи и функции органов финансового контроля. Систематизация государственного контроля необходима для повышения эффективности финансового контроля и распределения объектов контроля между субъектами [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня органы государственной власти Российской Федерации должны уделять серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля, т. к. наличие развитой системы контроля является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности контрольных мероприятий, улучшению общей социальной и экономической ситуации в стране, снижению количества правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12104/

Развитие финансового контроля в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here