Результативность финансового контроля

Государственный финансовый контроль: оценка эффективности

«Аудиторские ведомости», 2009, N 3

Рассматриваются особенности оценки эффективности внешнего финансового контроля на основе выбора соответствующих критериев и показателей. Выделяются такие составляющие результата контролирующей деятельности, как социальный, организационный и экономический эффект.

Анализ истории и современного состояния государственного финансового контроля в России, а также зарубежного опыта организации внешнего финансового контроля позволяет сделать следующий вывод. От того, насколько квалифицированно и добросовестно контрольно-финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом — социально-экономическое благополучие российских граждан. Общество весьма заинтересовано в том, чтобы деятельность органов государственного финансового контроля была эффективной и созидательной, т.е. вносила реальный вклад в развитие экономики России и ее регионов.

Понятие эффективности контроля тесно связано с понятием его результативности. От критерия результативности неотделим критерий действенности контроля, который, как представляется, отражает положительное влияние контроля на деятельность проверяемого органа или лица. Здесь существенное значение имеет умение контролирующего органа выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом советов, рекомендаций, указаний и предложений. Оценка действенности контроля на объект контроля базируется на изменениях, которые произошли после его проведения в деятельности проверяемой организации.

Эффективность контроля (контрольной деятельности) определяется отношением достигнутого контролирующим органом (или лицом) результата к величине затраченных ресурсов. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше было произведено затрат на его осуществление.

В рассматриваемом аспекте общей целью единого механизма государственного и финансового контроля является обеспечение четкого, бесперебойного функционирования каждого органа управления, каждого должностного лица, аппарата государственного управления в целом на основе соблюдения законодательства, определяющего их задачи, функции и правомочия. Конкретизируя задачу, следует анализировать целевое назначение каждого органа или должностного лица, выполняющего контрольные функции, каждого вида контроля, каждой системы контроля, каждой отдельной проверки. От того, в какой мере эти цели достигаются, зависит эффективность проводимого ими контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Совокупность объективных последствий контроля — главный критерий его эффективности. Невозможно судить о результатах контроля без выявления практических последствий, которые он оказал на деятельность проверяемого объекта или должностного лица. Учет практических последствий контроля для управленческой деятельности тем более необходим, что под эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием контроля.

Эффективность контроля может быть определена с помощью ряда показателей. Однако такие показатели, как результативность, действенность, затраты на контроль, позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты контроля помогает разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей, показателей. Если критерии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля. Показатели, с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой — помогают направлять их работу, выявлять и устранять обнаруженные недостатки.

Например, для администрации промышленных предприятий это — показатели роста производительности труда рабочих и служащих, использования основных фондов, прибыли, рентабельности, а также соблюдение установленных норм выработки продукции, нормативов расходования сырья и материалов, качество выпускаемой продукции. Таким образом, для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие.

На практике эффективность контроля часто оценивается по общим экономическим или иным результатам деятельности проверяемого объекта. Однако установление степени эффективности контроля в зависимости от общих итогов работы объекта может быть затруднено, поскольку успехи того или иного органа управления, администрации организации зависят не только от усилий контролеров, но и прежде всего от усилий самих проверяемых. Трудность заключается в том, что не всегда можно четко разграничить результат контрольной деятельности и результат работы других органов и лиц, трудовых коллективов, их общественных организаций и т.д. Таким образом, задача заключается в выделении той доли управленческого эффекта, которая относится именно к контролю.

Еще сложнее обстоит дело с установлением эффективности финансового контроля в сферах социально-культурной и административно-политической деятельности, где учета одних экономических показателей нередко бывает недостаточно или они вообще неприменимы. Например, в области торговли наряду с экономическими показателями учитываются число нарушений правил торговли, ассортимент товаров широкого спроса, культура обслуживания покупателя; в области народного образования — качество обучения и трудового воспитания учащихся; в области здравоохранения — качество и культура медицинского обслуживания; в области бытового и коммунального обслуживания — количество и качество услуг; в области охраны общественного порядка — количество преступлений и других правонарушений, их раскрываемость. При этом контролеру приходится анализировать большое число разнообразных показателей. К тому же в зависимости от целей и задач контроля одни и те же показатели в анализе различных органов управления, их звеньев могут оцениваться неодинаково. Заметим, что в своей работе контролер оперирует как количественными, так и качественными показателями.

Если контрольный орган обнаружил конкретные недостатки или нарушения, выяснил, кто в них персонально виноват, то он обязан не только принять меры к виновным, но прежде всего указать способы улучшения дела, как и кто должен устранить недостатки, установить для этого определенный срок, а затем проверить фактическое исполнение рекомендаций.

При определении результативности контроля такие показатели, как количество проведенных проверок, принятых по ним и выполненных решений, в сочетании с другими позволяют судить о степени воздействия контроля на качество управления. Однако на практике нередки случаи проведения формальных, поверхностных проверок, когда органы контроля не доводят до логического конца начатое дело, не добиваются устранения выявленных недостатков, не выясняют, насколько своевременно и полно реализованы их предложения и рекомендации, действительно ли их введение положительно сказалось на управлении и т.д. Поэтому эффективность контроля не может и не должна измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к формализму, при котором многочисленные проверки не сопровождаются фактическим устранением недостатков и нарушений.

Читайте так же:  Документы для оформления налогового вычета за обучение

Результативная деятельность субъекта контроля проявляется в социальном, организационном и экономическом эффекте.

Социальный эффект финансового контроля выражается в том, что по результатам проверок к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, применяются меры, включая увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Таким образом, в результате финансового контроля улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные и честные люди. В обществе в целом формируется большее доверие к власти, поскольку оно (общество) видит реальные результаты действенности власти. Кроме того, финансовый контроль исполнения бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий предлагаются и осуществляются меры, улучшающие структуру исполнительной власти, в результате чего повышается управляемость, сокращаются излишние звенья управления или создаются новые, повышается оперативность управления.

Экономический эффект проявляется, во-первых, в том, что средства, использованные не по целевому назначению, а также штрафные санкции за это возвращаются в федеральный бюджет. Эти средства составляют значительные суммы. Во-вторых, экономический эффект выражается в улучшении деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д. В целом подсчитать этот эффект довольно сложно, но конкретные примеры подтверждают его наличие.

Для определения экономической эффективности (Ээф) финансового контроля может быть использована следующая формула:

Ээф = (Эс + Эо + Ээ) / З,

где Эс — денежное выражение социального эффекта,

Эо — денежное выражение организационного эффекта,

Ээ — денежное выражение экономического эффекта,

З — затраты на содержание органа финансового контроля.

Учитывая, что не все указанные показатели можно оценить в денежной форме, часто применяют упрощенный расчет экономической эффективности по формуле:

где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет,

Эд — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.

Если сложно определить и Эд, то эффективность рассчитывается по формуле:

Таким образом, критериями эффективности финансового контроля являются результативность, действенность и экономичность. Каждый из них может быть оценен количественно.

Критерий результативности строится на показателях:

объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

объем неэффективно использованных средств;

объем средств, использованных не по целевому назначению;

количество подготовленных представлений и предписаний.

Критерий действенности основывается на показателях:

количество исполненных представлений и предписаний;

объем средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета организаций;

количество структурных преобразований в ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям и предложениям;

увеличение доходной части бюджета или экономия его расходной части, полученные по представлениям и предложениям;

количество поправок к действующему законодательству;

количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), принятых по представлениям и предложениям;

количество уголовных дел, открытых по представлениям и предложениям.

Критерий экономичности учитывает:

объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;

уровень экономичности — отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений и предложений к затратам на содержание органа финансового контроля.

Отметим, что в экспертно-аналитической деятельности также целесообразно применение критериев эффективности.

Критерий результативности в этой сфере учитывает:

количество принятых экспертиз;

количество принятых аналитических материалов;

количество инициативных материалов.

Критерий действенности базируется на:

количестве организационных и структурных преобразований в экономике, ведомствах;

увеличении объемов доходной части бюджета (экономии расходной части), экономии материальных, трудовых, природных ресурсов.

Критерий экономичности целесообразно определять как отношение эффекта, полученного от реализации экспертно-аналитической деятельности, к затратам на содержание экспертно-аналитических подразделений.

Таким образом, представленные методические основы определения эффективности государственного финансового контроля позволяют оценить эффективность финансового контроля как управленческого действия (функции), так и деятельности органа финансового контроля. Кроме того, они дают возможность оценивать деятельность различных уровней управления органа финансового контроля (от инспектора до органа контроля в целом).

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/56284-gosudarstvennyj-finansovyj-kontrol-ocenka-effektivnosti

Критерии и показатели эффективности финансового контроля

Основываясь на изложенных выше теоретических положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности финансового контроля.

Критериями эффективности являются результативность, действен­ность и экономичность. Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весь­ма важно для оценки эффективности финансового контроля. В этой связи пред­лагаются следующие критериальные показатели эффективности финансового контроля.

Критерий результативности включает:

· выявленный объем средств, использованных с нарушениями законодатель­ства;

· выявленный объем неэффективно использованных средств;

· выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

· количество подготовленных представлений и предписании.

Критерии действенности включает:

· количество исполненных представлений и предписаний;

· объем средств, возвращенных в федеральный бюджет и на бюджетные счета организаций;

· количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ве­домствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям и предло­жениям;

· увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части, по­лученные по представлениям и предложениям;

· количество поправок к действующему законодательству;

· количество постановлений Правительства РФ, принятых по представлени­ям и предложениям;

· количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), приня­тых по представлениям и предложениям;

· количество уголовных дел, открытых по представлениям и предложениям.

Критерий экономичности включает в себя:

· объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

· объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготов­ку материалов для проверяющих;

· уровень экономичности — отношение полученного экономического эффек­та от реализации представлений и предложений к затратам на содержание органа финансового контроля.

Таким образом, представленные методические основы определения эффективно­сти государственного финансового контроля позволяют оценить эффективность финансового контроля как управленческого действия (функции), так и деятельно­сти органа финансового контроля. Кроме того, они дают возможность сквозной оцен­ки, т. е. приемлемы на различных уровнях управления органа финансового контроля (от инспектора до органа контроля в целом), а также количественно определимы, что позволяет оценивать деятельность органа финансового контроля в динамике.

Читайте так же:  Заполнить декларацию на налоговый вычет за лечение

Дата публикования: 2014-11-03 ; Прочитано: 931 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/2-75586.html

Эффективность государственного финансового контроля

Эффективность финансового контроля — сложное понятие. Она характеризуется определенными критериями, выявлением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные социальные, экономические и иные факторы.

Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности любой общественной деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления положительных результатов намеченным целям, степень при­ближения результата к цели с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий контроля, — это главный критерий определения его эффективности. Контролирующие органы обязаны принимать необходимые меры для устране­ния и профилактики вскрытых упущений и промахов, всячески и во всех возмож­ных отношениях, оказать и осуществить на деле помощь, хоть в маленьком разме­рено реальную.

Однако результаты контроля будут неточными, если при их подведении не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты; длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы — на транс­порт, командировки — при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств затра­чивается на достижение положительного результата.

Понятие эффективности контроля тесно связано с понятием его результатив­ности, поскольку последняя является главным критерием эффективности.

От критерия результативности неотделим, но не совсем совпадает с ним крите­рий действенности контроля, который, отражает то положи­тельное влияние, которое контроль оказывает на содержание деятельности про­веряемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом советов, рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полно­мочия.

Такие критерии эффективности контроля, как результативность, действен­ность, затраты на контроль, позволяют судить о ней только в общей форме. Конк­ретно оценивать сами практические результаты контроля помогает разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей, показателей. Если кри­терии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей ха­рактерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, показ состав­ных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой — помогают направлять их работу, выявлять и устранять возникающие неполадки. Показатели всегда должны содержать в себе оценку проводимой контрольным органом работы.

Сложнее обстоит дело с установлением эффективности контроля в сферах социально-культурной и административно-политической деятельности, где уче­та одних экономических показателей нередко бывает недостаточно или они вооб­ще неприменимы. Например, в области торговли наряду с экономическими пока­зателями учитывается число нарушений правил торговли, ассортимент товаров широкого спроса, культура обслуживания покупателя; в области народного обра­зования — качество обучения и трудового воспитания учащихся; в области здра­воохранения — качество и культура медицинского обслуживания; в области бы­тового и коммунального обслуживания — количество и качество услуг; в области охраны общественного порядка — количество преступлений и других правонару­шений, их раскрываемость.

Конечно, эффективность контроля не может измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показате­лей может привести к «контролемании», формализму, при котором обилие про­верок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности контроля, загрузке контрольно­го органа, его активности и инициативе.

Выявление и разработка показателей контроля, их систематизация, установле­ние взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями контро­ля и его результатами — непростая задача. Для ее решения необходим учет целого ряда условий.

Опираясь на общие критерии, учет количественных и качественных показателей, зная цели и задачи контроля, практические органы оценивают его эффективность, разрабатывают мероприятия по ее повышению. Неэффективность или низкая эффективность контроля в ряде случаев являются следствием несоблюдения ус­ловий его правильной организации и проведения.

При всей сложности выделения эффективности финансового контроля в общей эффективности управленческой деятельности все-таки возможно ее определить, используя методические подходы, изложенные в данном параграфе.

Дата публикования: 2014-11-03 ; Прочитано: 3217 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/2-75584.html

Эффективность государственного и муниципального финансового контроля

Эффективность государственного и муниципального финансового контроля со стороны государства и муниципальных образований во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

Предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.

Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальные контрольные органы.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Эффективность финансового контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.

В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части

В узком смысле целью финансового контроля является сокращение количества и объемов правонарушений в экономической сфере.

Макроэффективность —это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. В результате финансового контроля, таким образом, улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные люди.

Читайте так же:  Возврат госпошлины по арбитражному делу

Таким образом, в обществе в целом создается большое доверие к власти, поскольку оно (общество) видит действенность власти, а это является одной из основ социальной стабильности в государстве.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.

Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.

Критерии, как было сказано выше, это:

Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом, так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие критериальные показатели эффективности финансового контроля.

Критерий результативности

включает показатели:

— выявленный объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

Видео (кликните для воспроизведения).

— выявленный объем неэффективно использованных средств;

— выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

— количество подготовленных представлений и предписаний.

Критерий действенности

включает показатели:

— количество исполненных представлений и предписаний;

— объем средств, возвращенных в федеральный бюджет и на бюджетные счета организаций;

— количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям Счетной палаты;

— увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части, полученные по представлениям Счетной палаты;

— количество поправок в действующее законодательство;

— количество постановлений Правительства Российской Федерации, принятых по представлениям Счетной палаты;

— количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), принятых по представлениям Счетной палаты;

— количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты.

Критерий экономичности

включает в себя показатели:

— объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

— объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;

— уровень экономичности — отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений Счетной палаты к затратам на содержание Счетной палаты.

критерий интенсивности деятельности, включающий показатели:

— количество контрольных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию, аудиторское направление, Счетную палату);

— объем проверенных средств (одним инспектором, инспекцией, аудиторским направлением, Счетной палатой);

— количество проверенных объектов (одним инспектором, инспекцией, аудиторским направлением, Счетной палатой).

Критерий динамичности деятельности, включающий показатели:

— уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества представлений (предписаний) к количеству контрольных мероприятий;

— уровень эффективности контрольного мероприятия: отношение объема средств, использованных с нарушением действующего законодательства, к общему объему проверенных средств;

— уровень жесткости контроля: отношение объема штрафных санкций к объему средств, использованных не по целевому назначению;

— уровень действенности представлений (предписаний): отношение количества исполненных представлений (предписаний) к общему количеству направленных представлений (предписаний);

— уровень эффективности представлений (предписаний): отношение объема средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению; отношение количества принятых поправок, постановлений, нормативных актов к количеству направленных предложений по поправкам к законам, постановлениям, нормативным актам;

— уровень макроэффективности контрольной деятельности: отношение дополнительных поступлений в бюджет (экономии) бюджетных средств к затратам на содержание Счетной палаты (контрольных служб).

Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 1067 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/8-83100.html

1.12. Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, организационная структура. Эффективность государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контрольпредставляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ и контрольные органы администрации субъектов РФ.

3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др.

Читайте так же:  Возврат госпошлины по месту нахождения суда

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями.

Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др.

Ключевым условием достижения эффективности государственного финансового контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом.

Принцип законности. Среди всех принципов ГФК важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала ГФК берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов ГФК должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам.

Принцип независимости. Органы ГФК (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера (с точки зрения заинтересованности, личных или родственных связей и т.д.) независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют.

Принцип гласности (публичности или открытости). Важность принципа гласности ГФК определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом.

Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.).

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах: а) ответственность контролеров, б) ответственность контролируемых, в) ответственность третьих лиц (включая принимающих решения, т.е. обладающих исполнительными полномочиями, государственных органов).

Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов ГФК. Но системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую иерархическую конструкцию. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

http://studfile.net/preview/2043994/page:9/

2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля

Конечный результат, то есть совокупность объективных последствий финансового контроля – это главный критерий определения его эффективности.

Получение данных о таком результате требует знаний конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действии субъекта контроля, изменений, происходящих под воздействием контроля в управленческой деятельности.

Однако, результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать расходы, сопровождающие его проведение: длительность проверок, количество лиц, которые берут участие в проверках, разного рода затраты (на транспорт, командировку) при выезде на место и тому подобное. Расходы на проведение контроля могут быть больше или меньше и поэтому должны быть сравнены с его результатами. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств тратится на достижение позитивного результата. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность 1 .

Таким образом, критерии эффективности финансового контроля – результативность, действенность, экономичность – позволяют говорить о нем лишь в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты финансового контроля помогают разработка и использование устойчивых, постоянных показателей. Если критерии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, частей, из которых состоит полученный позитивный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля . Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контрольного органа и являются основной оценкой его работы, а из другой – способствуют выявлению и устранению нарушений у подконтрольного субъекта. Показатели всегда должны содержать количественную оценку работы, проводимую контролирующим органом.

Критерии эффективности финансового контроля имеют большее постоянство, чем показатели. Это закономерно, поскольку показатели более разнообразны, отражают разные задачи конкретных проверок, специфику деятельности органов управления различными отраслями экономики.

Конечно, эффективность контроля не может измеряться лишь количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, количеством принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к увлечению контролеманией, формализму, при котором огромное количество проверок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем, это не значит, что такой показатель вовсе не нужно учитывать, поскольку он свидетельствует о систематичности контроля, загрузки контрольного органа, его активности и инициативности.

Следует отметить, что правильная оценка результатов деятельности контролирующих органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют расходы, связанные с осуществлением контроля. Они включают количество проверяющих и количество работников проверяемого органа, готовящих необходимые материалы, потраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений и т. п.

При всей сложности выделения критериев эффективности финансового контроля в рамках общей эффективности управленческой деятельности их определение все же возможно при использовании таких методологических подходов.

Во-первых, следует четко различать разновидности эффективности финансового контроля. В трудах отдельных исследователей выделяются, во-первых, макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органов государственного финансового контроля 1 .

В частности, макроэффективность (в некоторых исследованиях она толкуется как народнохозяйственная эффективность), по их мнению – это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

Читайте так же:  Куда сдается декларация по водному налогу

Тогда как промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля – это соотношение экономических результатов исполнения выявленных во время проверки нарушений (возвращение средств в государственный бюджет, уплата штрафных санкций, возвращение средств на бюджетные счета предприятий и тому подобное) и расходов на содержание органа государственного финансового контроля.

Из вышеприведенного следует, что для повышения эффективности финансового контроля необходимо, во-первых, повышать качество работы контролеров, которые должны обнаруживать максимально возможное количество нарушений, во-вторых, снижать себестоимость контрольной работы.

Следует отметить, что в этой работе могут быть и соответствующие ограничения, заключающиеся в следующем: объем выявленных нарушений может снижаться по мере повышения результативности контроля, а сокращение себестоимости контрольной работы ограничивается необходимым уровнем ее качества. В идеале финансовый контроль должен привести к уменьшению нарушений, то есть, в перспективе он должен иметь профилактический характер.

Базируясь на изложенных выше теоретических положениях, можно сформулировать критерии и показатели эффективности деятельности Счетной палаты. Критерии, отмеченные выше, это: результативность, действенность, экономичность.

Для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом, так и ее отдельных подразделений предлагаются такие же показатели эффективности финансового контроля.

Критерии результативности сочетают:

выявленный объем средств, использованных с нарушением законодательства;

выявленный объем неэффективно использованных средств;

количество выявленных административных правонарушений и оформленных протоколов на эти правонарушения.

Критерии действенности содержат такие показатели:

количество выполненных предписаний относительно административных правонарушений согласно оформленным протоколам о правонарушении;

объемы средств, возвращенных в государственный бюджет и на бюджетные счета организаций;

количество структурных превращений в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, осуществленных по предложениям Счетной палаты;

увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части, полученные по выводам Счетной палаты;

количество поправок к действующему законодательству;

количество постановлений Правительства РФ, принятых по выводам Счетной палаты;

количество решений (приказов, распоряжений, нормативных актов), принятых по выводам Счетной палаты;

количество уголовных дел, открытых по выводам Счетной палаты.

Критерии экономичности содержат такие показатели:

объем средств, потраченных на осуществление финансового контроля;

объем средств, потраченных проверяемым объектом на подготовку материалов для проверяющих;

отношение полученного экономического эффекта от реализации выводов и предложений Счетной палаты к расходам на содержание Счетной палаты.

Кроме названных критериев и показателей, целесообразно использовать еще два критерия, оценивающих деятельность Счетной палаты как контрольного органа 1 .

Такими критериями являются:

Критерий интенсивности деятельности, определямый показателями:

количество контрольных мероприятий (на одного контролера, отдел, Счетную палату);

объем проверенных средств (одним контролером, отделом, аудиторским направлением, главным контролером);

количество проверенных объектов (одним департаментом, одним отделом, одним контролером, Счетной палатой).

Критерий динамической деятельности, который определяется такими показателями:

уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества административных предписаний к количеству контрольных мероприятий;

уровень эффективности контрольного мероприятия: отношение объемов средств, использованных с нарушением действующего законодательства, к общему объему проверенных средств;

уровень жесткости контроля: отношение объема административных нарушений к объему средств, использованных не по целевому назначению;

уровень действенности протоколов об административных правонарушениях: отношение количества оформленных протоколов об административных правонарушениях к общему объему выполненных предписаний об административных правонарушениях;

уровень эффективности предписаний: отношение объемов средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению; отношение количества принятых поправок, постановлений, нормативных актов к количеству направленных предложений;

уровень макроэффективности контрольной деятельности: отношение дополнительных поступлений в бюджет (экономии) бюджетных средств к расходам на содержание Счетной палаты (отдельных подразделений).

В экспертно-аналитической деятельности также целесообразно определить критерии и показатели эффективности. Такими критериями и показателями могут быть:

Критерий результативности, который определяется такими показателями:

количество принятых (Президентом РФ, Государственной Думой, Правительством) для использования в работе подготовленных Счетной палатой экспертиз;

количество принятых для использования в работе властных структур аналитических материалов Счетной палаты;

количество инициативных материалов Счетной палаты 1 .

Критерий действенности определяется такими показателями:

количество организационных и структурных изменений в экономике, в отраслях, министерствах и ведомствах по результатам контрольной деятельности Счетной палаты;

увеличение объемов доходной части бюджета (экономия расходной части), экономия материальных, трудовых, природных ресурсов по результатам контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты. Критерий экономичности целесообразно определять отношением эффекта, полученного от реализации экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты, к расходам на содержание ее экспертно-аналитических подразделений.

Критерий интенсивности деятельности, определяется такими показателями:

количество проведенных экспертиз (каждым сотрудником, структурным подразделением, Счетной палатой в целом);

уровень результативности экспертно-аналитической работы: отношение принятых властными структурами экспертиз, аналитических материалов Счетной палаты к общему объему их количества;

уровень эффективности экспертно-аналитической деятельности: отношение экономических результатов, полученных от экспертно-аналитической деятельности, к расходам на содержание Счетной палаты (экспертно-аналитических служб).

Таким образом, предложенные методические основы определения эффективности государственного финансового контроля позволяют оценить эффективность финансового контроля, как управленческой деятельности (функции), так и органа финансового контроля. Кроме того, они дают возможность сквозной оценки на разных уровнях управления (от контролера до Счетной палаты в целом), а также оценки деятельности Счетной палаты в динамике.

Осмысление и использование предложенных теоретических и методологических подходов к оценке эффективности государственного финансового контроля позволит существенно повысить ответственность за результативность контроля и повысить уровень эффективности деятельности Счетной палаты и других контролирующих органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.

На практике оценка законности целевого направления и эффективного использования государственных средств и государственных финансовых ресурсов осуществляется на основании экономического, финансового и правового анализа деятельности соответствующих организационных структур производственного и непроизводственного профиля, на основании анализа реализации целевых комплексных программ социально-экономического развития страны и целевых бюджетных программ, что осуществляется органами финансового контроля. Соответственно, в основу методических положений для проведения такой оценки должны быть положены цели, предмет, объекты и задачи анализа, а также установление сроков проведения работы и оценка социально-экономических последствий выявленных правонарушений.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/11791318/page:6/

Результативность финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here