Риски возмещения ндс

Риски при возмещении НДС возросли

Изучение проекта документа, касающегося внутреннего взаимодействия МВД и ФНС, показало, что проводить возмещение НДС становится все более опасным занятием. Из текста документа следует, что полиция будет подключаться к камеральным проверкам на самых ранних этапах и принимать решение о возбуждении уголовных дел, не дожидаясь их окончания.

Между двумя контролирующими ведомствами, согласно этому проекту, устанавливаются очень небольшие сроки по обмену материалами, касающимися возмещения НДС.

Материалы должны быть переданы в полицию не позднее, чем через 30 дней после подачи деклараций с возмещением, если в ней будут замечены признаки преступления. Одним из таких признаков считается «налоговый разрыв», то есть если в цепочке поставщиков кем-то не уплачен НДС. Суммы возмещения, с которых начинается возбуждение уголовного дела, не указаны. Однако эксперты предполагают, что суммы должны начинаться с 1 млн. рублей.

Полиция в ответ будет сообщать, имеются ли основания, чтобы возбудить уголовное дело по данному запросу. Ответ должен быть дан не позднее, чем через 2,5 месяца с момента подачи декларации. Это время дается полицейским на то, чтобы провести опросы сотрудников компании, обыски и другие мероприятия. Также проводится проверка на причастность к ранее возбужденным делам руководства компании. Таким образом, еще до того, как закончится камеральная проверка, будет решен вопрос о начале уголовного преследования.

Некоторые последствия введения новых положений

1. Полицейское заключения может стать дополнительным свидетельством, на основании которого возрастет риск отказа по возмещению НДС.

2. Чтобы полиция могла закончить все необходимые процедуры, продолжительность камеральной проверки может значительно затянуться.

3. В рамках открытого уголовного дела полиция может провести изъятие документов, в том числе и файла-заявки на возврат налога. Это один из наиболее неприятных моментов в нововведении. Если это произойдет, на возврат средств придется потратить очень много усилий и времени. Такое решение может принять только суд. Хотя выигрывать такие дела компаниям удается (см. постановления № Ф56-45831/2013 от 16.06.14 ФАС Северо-Западного округа).

Количество возбужденных уголовных дел может увеличиться. Однако практика показывает, что против директоров проверяемой компании прямых улик чаще всего нет, цепочка контрагентов рвется, и дела о мошенничестве возбуждаются на неустановленных лиц. Так что большинство таких дел заканчиваются ничем.

Новая практика тесного сотрудничества ФНС с правоохранителями — повод избегать возмещения НДС, а также переноса вычетов. Если сделать это невозможно, старайтесь проверять поставщиков, чтобы у налоговиков не появилось повода для обращения в милицию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Планирование НДС и налоговые риски

Исправления в документах

Если в счете-фактуре есть ошибка, само собой возникает желание ее исправить. Риск потери вычета НДС для этого более чем достаточная мотивация.

Порядок внесения исправлений в счет-фактуру установлен п. 29 Правил. Так, документы с подчистками и помарками в книгах покупок и продаж регистрировать нельзя. А внесенные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Вместе с тем отсутствие даты исправления вычету НДС не помеха (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2009 г. N Ф09-10682/08-С2).

Обратите внимание: исправление счета-фактуры путем его повторного выставления продавцом по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен документ с недочетами, не допускается (письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. N 03-07-09/17).

Планирование НДС

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров. В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС. Для того чтобы запланировать любое приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким образом будет учитываться НДС для планирования, а также как оно будет выделяться (или не выделяться) в плановых операциях.

При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является «затратным», т.е. не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.

В целях осуществления планирования необходимо четко разделить виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. В целях планирования НДС может быть использована следующая таблица.

Планирование НДС

Объекты
налогообложения,
операции,
освобождаемые от
налогообложения
и не подлежащие
налогообложению

Облагаемая
база и
вычеты

Сумма
налога
за
отчетный
период

Планируемая
сумма
налога

Реализация
товаров, работ,
услуг

Реализация
товаров, работ
и услуг на
экспорт

Реализация
продовольствен-
ных товаров
первой
необходимости

Реализация
товаров для
детей первой
необходимости

Ввоз товаров
на территорию РФ

Реализация
работ и услуг
на территории РФ

Операции, освобождаемые от налогообложения

Реализация
медицинских
товаров по
постановлению

Услуги в сфере
образования
некоммерческими
организациями

Услуги,
оказываемые в
аэропортах

Не подлежат налогообложению

Товары,
ввозимые в
качестве
безвозмездной
помощи

Итого облагаемая
база

Суммы НДС,
предъявленные и
уплаченные по
товарам
(работам,
услугам)

Суммы НДС,
уплаченные при
ввозе товаров
на таможенную
территорию

Читайте так же:  Исчислите налог на доходы физических лиц

НДС на возврат
товаров в
течение
действия
гарантийного
срока

Суммы НДС при
проведении
капитального
строительства

НДС с суммы
авансовых
платежей

По результатам исполнения плана по НДС целесообразно производить анализ исполнения налогового бюджета и в соответствии с отклонением от плана производить планирование на следующий период. Пример анализа исполнения налогового бюджета представлен в таблице 2.

Анализ исполнения налогового бюджета по НДС

Виды
налогов и
сборов

Начисленные
налоги за
прошлый
период

Начисленные налоги за
текущий период

Также следует уделять внимание вопросу расчета задолженности по НДС.

Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:

суммы НДС в выручке — если компания использует учетную политику «по отгрузке», то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика «по оплате», то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей;

суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика «по отгрузке»);

суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг — операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).

Выбор контрагентов

Выбор контрагентов является важным моментом при планировании НДС и совершении сделок. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08 указано, что в силу положений ст. ст. 49, 51 Гражданского кодекса РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений. Следовательно, при заключении договоров с фирмами-однодневками можно столкнуться с проблемами при возмещении НДС. Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет) (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 12210/07).

Следовательно, организации для того, чтобы минимизировать налоговые риски по НДС в части взаимодействия со своими контрагентами, надлежит получить сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет, и требовать заверенные копии свидетельств о постановке на учет, копий устава и т.д.

Определение налоговой базы по НДС

Подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав является моментом определения налоговой базы по НДС. Это означает, что при получении аванса и предоплаты поставщик, являющийся плательщиком НДС, должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

В пункте 1 ст. 154 НК РФ перечислены виды предоплаты, при получении которых налогоплательщик не должен исчислять НДС. К ним относятся суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), если:

длительность производственного цикла их изготовления составляет свыше шести месяцев (при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ);

указанные суммы облагаются по налоговой ставке 0%;

указанные суммы не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговые риски по НДС

Налоговые риски должны быть проанализированы заранее при осуществлении деятельности.

Представить налоговые риски можно в виде таблицы:

Риски, связанные с контрагентами

Исправления в документах

Отсутствие обязательных
реквизитов на документах

Определение налоговой базы по
НДС

Предоставление скидок на
реализуемые товары

Налоговые риски по программам
ЭВМ

Проверка начисленного и планируемого НДС

При проверке начисленных или планируемых показателей по НДС целесообразно уделять внимание вопросам, которым уделяют внимание налоговые инспекции. Это позволит избежать ошибок как при сдаче налоговых деклараций, так и в дальнейшем при планировании налога. Инспекции, проводя камеральные проверки по НДС, всегда обращают особое внимание на обоснованность налоговых вычетов. Как показывает практика, обилие вычетов по НДС, заявленных в декларации, — палка о двух концах для налогоплательщиков. С одной стороны, самим предприятиям выгодно платить меньшую сумму. Но с другой — инспекции всегда тщательно проверяют, обоснованно ли фирма снижает налоговую базу.

При этом суд указывает на то, что «сам факт подачи декларации с исчислением НДС к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС. Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки» (Постановление ФАС Поволжского округа от 26 февраля 2009 г. по делу N А12-10963/2008). В целях подтверждения сумм, заявленных к возмещению налогоплательщиком, налоговые органы должны затребовать соответствующие подтверждающие документы; об этом сказано, в частности, в Определении ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. N 216/09, где говорится о том, что «без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания и для вывода о неполной уплате им сумм НДС».

Отсутствие обязательных реквизитов на документах

Налоговые органы часто предъявляют претензии налогоплательщикам в части несоответствия документов, предъявляемых для возмещения НДС, и используют любые предлоги для отказа в возмещении НДС. При этом сложилась разнообразная судебная практика в части признания правомерности данных требований.

В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 12 ноября 2008 г. N КА-А40/10285-08 отклонил довод налогового органа о том, что в товарной накладной нет расшифровки подписи лица, принявшего товар, а также ссылки на доверенность для получения груза. При этом было указано, что ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит такого требования. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15 сентября 2008 г. по делу N А57-683/08 отклонил довод налогового органа о недочетах в заполнении товарно-транспортных накладных (отсутствие отдельных реквизитов, в частности сведений о доверенности, о лице, принявшем груз), указав, что при реальности хозяйственных операций и их документальном подтверждении данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Читайте так же:  Объект подоходный налог

Однако существует и противоположная практика. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15 июля 2008 г. N Ф08-3970/2008 указал, что товарная накладная, в которой нет обязательных реквизитов (расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск груза; подписей с расшифровкой лица, отпустившего груз, и грузополучателя; подписи водителя, принявшего груз; реквизитов доверенности на получение груза), факт получения товара не подтверждает. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6724/2008 указано, что товарные накладные составлены с нарушением обязательных требований, в частности, в них не указано, кто принял груз, по какой доверенности он был получен, а также должность лица, получившего груз. В результате, по мнению судей, указанные документы не подтверждают фактическую передачу товара и не являются основанием для оприходования товара.

Предоставление скидок на реализуемые товары

Таким образом, во избежание рисков следует начислять НДС на всю услугу, не выделяя отдельно размер скидок.

Налоговые риски по программам ЭВМ

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

НДС не облагаются сделки по отчуждению исключительных прав пользования программными продуктами для ЭВМ и сделки по лицензионным и сублицензионным договорам. При этом следует учитывать, что с позиции Минфина России сделки по продаже программных продуктов оптом и в розницу, т.е. продаже так называемых оберточных или упаковочных лицензий, являются объектом, облагаемым НДС (письма Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/649, от 21 февраля 2008 г. N 03-07-08/36, от 1 апреля 2008 г. N 03-07-15/44 и др.). Поэтому очень важно понять, во-первых, разницу между договором купли-продажи программных продуктов, лицензионным и сублицензионным договором, для того чтобы снизить налоговые риски неправильного применения льготы, а во-вторых, разницу между договором отчуждения исключительных прав пользования и договором подряда по изготовлению программного продукта, так как второе также не подпадает под действие налоговой льготы.

Проблемы возмещения суммы НДС

Организации, заявляющие при подаче налоговых деклараций право на возмещение НДС из бюджета, часто сталкиваются с отказом налогового органа в таком возмещении по причине признания налоговой выгоды необоснованной. Однако действия налоговых органов при отказе в возмещении сумм НДС не всегда законны и обоснованны.

Так, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Видео (кликните для воспроизведения).

После представления налогоплательщиком налоговой декларации Налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. По окончании проверки в течение семи дней Налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Если Налоговый орган не оспаривает факт соблюдения налогоплательщиком требований, предусмотренных ст. ст. 171, 172 НК РФ, не опровергает полноту и надлежащее оформление представленных документов, не имеет возражений относительно правильности определения суммы НДС и в решении налогового органа отсутствуют замечания к содержанию представленных заявителем в обоснование вычетов документов, то заявленная к возврату сумма НДС подлежит возврату из бюджета.

Однако Налоговый орган при отказе в возмещении сумм НДС по причине необоснованной налоговой выгоды заявителя поддерживает следующую позицию:

«Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ, не содержит такого условия, как уплата НДС в бюджет и представление налоговой декларации по НДС поставщиками, для возможности принятия НДС к вычету, судебно-арбитражная практика складывается таким образом, что при решении вопроса о применении налоговых вычетов необходимо учитывать результаты встречных проверок в части достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, с целью установления факта выполнения поставщиками безусловной обязанности уплатить НДС в бюджет в денежной форме (Постановления ВАС РФ от 13.12.2005 г. № 9841/05, № 10048/05, № 10053/05 и другие). Заявитель, избрав в качестве контрагентов недобросовестных налогоплательщиков, вступая с ними в правоотношения, был свободен в выборе партнеров и должен был проявить такую степень осмотрительности, которая позволит ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагентов в сфере налоговых правоотношений, с учетом косвенного характера налога на добавленную стоимость. Негативные последствия выбора партнеров не могут быть переложены на бюджет.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 г. № 12210/07 по делу № А40-33718/05-116-266 изложена правовая позиция, согласно которой в случае недобросовестности контрагентов покупатель несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений. Если контрагент уклоняется от уплаты налога, то у налогоплательщика нет права на вычет».

Однако, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Читайте так же:  Налоговая проверка задолженности по инн физического

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть признана также необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

В случае если Налоговым органом не выявлено доказательств того, что налогоплательщик при заключении сделок с контрагентами действовал без должной осмотрительности и осторожности, что могло бы повлечь для заявителя негативные налоговые последствия, отказ в возмещении сумм НДС не законен.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 16.10.2003 г. N 329-О, истолкование ст. 57 Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

В сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, и не предусматривает постоянного контроля налогоплательщиков за действиями своих поставщиков по уплате в бюджет полученных сумм НДС, а поэтому налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Налоговый кодекс РФ не ставит право на применение вычета в зависимость от действий (бездействия) контрагента. Кроме того, судебная практика исходит из того, что право на вычет не ставится в зависимость от перечисления НДС в бюджет контрагентами плательщика, что подтверждается статистическими данными Первого экспертного ресурса по налогам. Кроме того, в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 разъясняется, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.

Под налоговой выгодой для целей вышеуказанного Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Таким образом, при отказе Налогового органа в возмещении сумм НДС из бюджета, изложенном в соответствующем решении, налогоплательщику необходимо обжаловать указанное решение в Арбитражный суд в течение 3 месяцев. При подаче заявления подлежит уплате государственная пошлина как за подачу искового заявления имущественного характера в зависимости от заявленной к возмещению суммы, так и за подачу заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в размере 2 000 рублей.

О последствиях неправомерного возмещения НДС в ускоренном порядке

Автор: Медведева Т. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Определению ВС РФ от 24.05.2017 № 305-КГ16-21444 по делу № А40-75563/2016.

Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция установит, что компания получила из бюджета в заявительном порядке сумму НДС без каких-либо правовых оснований, то помимо повышенных процентов (начисляемых согласно п. 17 ст. 176.1 НК РФ) ей придется уплатить штраф (в силу ст. 122 НК РФ) в размере 20% суммы неосновательно возмещенного налога. Причем оспорить данный штраф, как показывает арбитражная практика по этому вопросу, у налогоплательщиков едва ли получится. Ведь Верховный Суд в Определении от 24.05.2017 № 305-КГ16-21444 по делу № А40-75563/2016 еще раз указал, что одновременное начисление процентов и наличие штрафа за неправомерный возврат НДС в заявительном порядке не свидетельствуют о двойном наказании налогоплательщика за одно нарушение. А теперь – подробности.

Заявительный порядок возмещения НДС, правила осуществления которого регламентированы положениями ст. 176.1 НК РФ, разрешен при предоставлении с декларацией:

либо банковской гарантии (ст. 74.1, п. 4 ст. 176.1 НК РФ);

либо поручительства третьего лица, причем поручителем не обязательно должен быть банк (ст. 74, п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ).

Порядок возмещения НДС без поручительства и банковской гарантии определен пп. 1 п. 2 названной статьи. Это возможно в том случае, если компания одновременно отвечает двум требованиям: на дату подачи декларации по НДС она существует не менее трех лет и за три предшествующих календарных года сумма уплаченных ею налогов в совокупности превысила 7 млрд руб.

Возврат НДС в заявительном порядке осуществляется в течение 11 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления (оно подается в свободной форме) (п. 6.1, 7 и 10 ст. 176.1 НК РФ).

Если инспекция нарушит этот срок, она должна выплатить организации проценты, рассчитываемые с 12-го дня после дня подачи заявления.

Если налоговики в ходе камеральной проверки выявят нарушения со стороны налогоплательщика, возместившего НДС в ускоренном порядке, то последнему придется вернуть не только сумму неправомерно возмещенного налога, но и уплатить проценты, начисляемые в порядке, определенном п. 17 ст. 176.1 НК РФ. Проценты рассчитываются по двойной ставке рефинансирования (ключевой ставке) ЦБ РФ со дня получения организацией суммы налога по день возврата ею налога в бюджет (см. Письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03-07-08/37247).

Именно это и случилось в деле, рассмотренном арбитрами АС МО в Постановлении от 02.12.2016 № Ф05-18428/2016 по делу № А40-75563/2016: общество представило в инспекцию декларацию по НДС, предъявив к возмещению в заявительном порядке налог в размере 103 млн руб. Впоследствии в ходе камеральной проверки инспекция установила, что у компании нет права на применение налоговой ставки 0% при экспорте табачной продукции, а значит, и нет права на возмещение НДС. В результате инспекция доначислила излишне возмещенную сумму НДС к уплате в бюджет и проценты, а также оштрафовала общество на 20% от суммы возмещенного налога на основании ст. 122 НК РФ. Компания попыталась оспорить штраф, сославшись на то, что она в данном случае привлекается к ответственности дважды: в виде начисления процентов и штрафа.

Читайте так же:  Декларация на возврат налогового вычета

Однако суды (все три инстанции) встали на сторону налоговиков, квалифицировав неправомерно возмещенную сумму НДС в качестве недоимки. Свою позицию они обосновали следующим образом.

Положениями ст. 176.1 НК РФ предусмотрено, что одновременно с отменой решения о возмещении НДС в заявительном порядке налоговики принимают решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом решении фиксируется сумма излишне возмещенного налога в заявительном порядке. В силу п. 8 ст. 101 НК РФ обозначенная сумма признается недоимкой с момента ее возврата (зачета). А наличие недоимки является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ.

По мнению арбитров, факт уплаты обществом процентов на излишне возмещенную сумму НДС не освобождает его от ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Повышенные проценты в рассматриваемом случае – это лишь компенсация потерь бюджета, по сути, осуществившего кредитование налогоплательщика путем переноса общего срока возмещения налога и замены общего порядка возмещения, которые установлены ст. 176 НК РФ, специальным – заявительным. В результате проценты, начисляемые согласно п. 17 данной статьи, не могут квалифицироваться в качестве меры ответственности, поскольку в силу абз. 2 п. 7 ст. 176.1 НК РФ обязательство по их уплате относится к условиям применения заявительного порядка возмещения налога и способам обеспечения уплаты излишне возмещенного НДС, сходным со способами обеспечения уплаты налога, предусмотренными гл. 11 НК РФ.

Поддерживая выводы нижестоящих судов, Верховный Суд в Определении № 305-КГ16-21444указал, что излишне возмещенная сумма налога признается недоимкой со дня фактического получения налогоплательщиком средств, подчеркнув, что этот вывод соответствует правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 10.03.2016 № 571-О, и Пленума ВАС, изложенной в п. 20 Постановления от 30.07.2013 № 57.

Таким образом, факт уплаты процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 НК РФ, не является обстоятельством, освобождающим налогоплательщика от ответственности за налоговое правонарушение по ст. 122 НК РФ, поскольку данная мера имеет компенсационный характер, направленный на минимизацию потерь бюджета и рисков, связанных с доверительным характером возмещения сумм НДС в заявительном порядке. При этом двойного привлечения к ответственности в рассматриваемом случае не происходит.

Добавим: к выводу о том, что действия налоговиков по взиманию с налогоплательщика в анализируемой ситуации одновременно и процентов, и штрафа соответствуют налоговым нормам, арбитры приходили и раньше (см., например, Определение ВС РФ от 04.02.2016 № 306-КГ15-15782 по делу № А72-12081/14, Постановление АС СЗО от 31.03.2016 по делу № А05-6739/2015).

Учитывая складывающиеся тенденции в правоприменительной практике (о том, что повышенные проценты не могут заменить собой штраф за недоимку, возникшую вследствие неправомерного возмещения НДС в заявительном порядке), полагаем, что шансы налогоплательщика оспорить штраф в размере 20% суммы неосновательно возмещенного налога минимальны. Дополнительно по данному вопросу см. консультацию Т. М. Медведевой «Подводные камни» заявительного порядка возмещения НДС».

Возмещение НДС из бюджета

Как возместить НДС из бюджета? НДС – самый проблемный налог для большинства бизнесменов, работающих на общей системе. Однако иногда он может принести не только затраты и сложности с документооборотом, но и доход. Речь идет о возможности возместить налог из бюджета. Рассмотрим условия возмещения НДС и препятствия, с которыми может столкнуться бизнесмен при его возврате.

Кто и при каких условиях может возместить НДС

Вернуть НДС из бюджета может тот, кто его туда платит – это логично. Т.е. речь идет только о бизнесменах, которые работают на общей системе. Все «спецрежимники» и те, кто освобожден от НДС по иным причинам, лишены такой возможности.

Здесь важно отметить, что льготная налоговая ставка, в том числе и нулевая, не является освобождением. Поэтому все льготники могут возместить НДС на общих основаниях.

Общие условия для возмещения «вытекают» из принципа расчета НДС. При каждой реализации налогоплательщик выставляет счет-фактуру, в которой выделяется сумма налога, исходя из применяемой ставки.

При закупке товаров, услуг и т.п. бизнесмен получает «входящие» счета-фактуры с выделенным налогом. Разумеется, только в том случае, если поставщики тоже платят НДС. Поэтому, работая на общей системе налогообложения, нужно стараться подбирать поставщиков – плательщиков НДС.

Также НДС начисляется при получении авансов от покупателей, а возмещается — при перечислении предоплаты поставщикам.

По итогам квартала из всего начисленного налога вычитается весь возмещенный. В большинстве случаев эта разница будет положительной. Ведь налог начисляется на всю выручку, а вычитается только по части затрат – по тем из них, которые подтверждаются счетами-фактурами.

А, например, такая существенная статья расходов, как зарплата с начислениями «покрывается» выручкой, но, естественно, ни с какими «входящими» счетами-фактурами не связана. Это же относится и к закупкам от тех контрагентов, которые не платят НДС.

В каких же случаях все-таки возникает «отрицательный» налог? Основные варианты следующие:

  1. Разовые операции, связанные с существенным возмещением налога. Например, компания получила крупный заказ и единовременно закупила для его выполнения сырье и материалы. Аналогичная ситуация возникает при покупке дорогостоящих объектов основных средств (например, недвижимости). В этом случае в отдельном периоде сумма вычетов по НДС может превысить начисления.
  2. Применение льготных ставок 0% или 10%. Если бизнесмен реализует продукцию или услуги по сниженным ставкам, а закупки производит по «обычным», то это часто приводит к «отрицательному» НДС. В первую очередь это касается экспортеров, работающих по «нулевой» ставке.
Читайте так же:  Пени за неуплату имущественного налога

Порядок возмещения НДС

Общий регламент возврата НДС приведен в ст. 176 НК РФ.

Прежде чем начать процедуру возмещения – нужно понять, что вы вообще имеете на это право. Определяется это при заполнении декларации. Но даже если по итогам расчетов получилось, что бюджет вам должен – не спешите сдавать отчет в налоговую инспекцию.

Любая декларация, поступившая в ИФНС, проходит камеральную проверку. Но если она предусматривает возврат налога – внимание инспекторов возрастает многократно.

Поэтому необходимо скрупулезно проверить все подтверждающие документы, в первую очередь – «входящие» счета-фактуры. Нужно быть готовым к тому, что налоговики проверят с помощью автоматизированной системы «АСК НДС-2» каждого вашего поставщика и покупателя. Поэтому все контрагенты, включенные в декларацию, должны быть «белыми», т.е. реально вести деятельность, сдавать отчетность и платить налоги.

Также налоговики в рамках камеральной проверки могут посылать дополнительные запросы и даже выходить «на местность» для осмотра помещений налогоплательщика. Не исключен и вызов руководства компании в ИФНС на комиссию.

Все эти меры направлены на то, чтобы максимально затруднить для бизнесмена процедуру возмещения. Поэтому для получения налога из бюджета одних правильно оформленных документов еще недостаточно. Необходима также настойчивость и крепкие нервы.

Но если все проблемы удалось решить – наступает этап возврата средств. О том, в какие сроки можно рассчитывать на получение денег – расскажем в следующем разделе.

Также надо помнить, что перед возвратом инспектора автоматически проведут зачет. Они «закроют» за счет переплаты сформировавшуюся ранее недоимку не только по НДС, но и по другим федеральным налогам, а также по штрафам и пени.

Кроме того, налогоплательщик может добровольно зачесть возмещаемую сумму в счет будущих платежей (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Сроки возврата НДС

При «стандартной» схеме возмещения НДС возможны следующие варианты

  1. При отсутствии признаков нарушений камеральная проверка длится до 2 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Далее налоговикам дается 7 дней на принятие решения и направление его в казначейство. Перечисление средств производится еще в течение 5 дней. Следовательно, при «беспроблемном» варианте от сдачи декларации до получения средств пройдет 2 месяца и 12 дней. Конечно, теоретически камеральная проверка может пройти и быстрее, но обычно чиновники «тянут» до последнего дня.
  2. Если у инспекторов в ходе проверки возникли подозрения, то ее срок может быть продлен до 3 месяцев. Следовательно, общий срок возмещения удлиняется до 3 месяцев и 12 дней.
  3. Если же подозрения подтвердились и выявлены нарушения, то возможны два варианта:

А. Нарушения «охватывают» весь возмещаемый налог. В этом случае возврат отменяется и говорить о сроках не имеет смысла.

Б. По результатам проверки в возмещении отказано только частично. Тогда сроки для возврата из бюджета будут зависеть еще и от положений ст. 100 и 101 НК РФ. Проверка при наличии нарушений может длиться до 3 месяцев. Далее 10 дней отводится налоговикам на составление акта. Акт в течение 5 дней должен быть направлен налогоплательщику. После этого бизнесмен может в течение месяца предоставлять возражения по акту. Еще через 10 дней – выносится решение, и через 5 дней после него казначейство перечисляет деньги.

В итоге срок для возврата налога затягивается до 5 месяцев.

(3 мес. + 10 дней + 5 дней + 1 мес. + 10 дней + 5 дней)

Нужно отметить, что даже если есть решение о возмещении, средства не будут возвращены налогоплательщику «автоматически». Необходимо еще написать соответствующее заявление, причем оно должно быть получено налоговиками до вынесения решения. В противном случае возврата денег придется ждать еще месяц (п. 11.1 ст. 176 и ст. 78 НК РФ).

При нарушении установленных сроков, бизнесмен имеет право получить не только сумму возмещенного налога, но и проценты за просрочку, рассчитанные из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Как можно возместить налог быстрее

Как было показано выше, возврат НДС из бюджета — весьма длительный процесс. Даже при самом благоприятном варианте он занимает почти 2,5 месяца.

Конечно, бизнесменам весьма невыгодно «замораживать» свои средства на несколько месяцев. Однако есть вариант, позволяющий существенно (в несколько раз) сократить этот срок. Это так называемый «заявительный» порядок возмещения, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ.

В этом случае деньги можно получить уже через 15 дней после сдачи декларации. На каждый из этапов (подача заявления, рассмотрение его в ИФНС и перечисление средств казначейством) закон отводит по 5 дней.

На ускоренный возврат НДС могут рассчитывать:

  1. Крупнейшие налогоплательщики с объемами налоговых платежей, превышающими 2 млрд руб. за 3 года.
  2. Те, кто предоставил поручительство или банковскую гарантию. Причем поручитель должен быть крупнейшим налогоплательщиком, а банк- гарант — соответствовать требованиям ст. 74.1 НК РФ по размеру капитала и другим базовым параметрам.
  3. Резиденты территорий опережающего экономического развития. Они могут получить эту льготу, если предоставят поручительство управляющей компании, уполномоченной Правительством РФ.

Ускоренное возмещение не отменяет камеральной проверки декларации, которая проводится «на общих основаниях». Если будет выявлено, что сумма налога (или его часть) возмещены необоснованно, то бизнесмен должен будет вернуть деньги в бюджет и заплатить пени, исходя из удвоенной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 17. ст. 176.1 НК РФ).

Вывод

Закон предусматривает возможность возместить НДС из бюджета, если вычеты за налоговый период были больше, чем начисления.

Перед тем, как подавать документы на возврат, необходимо тщательно проверить все показатели и убедиться в «благонадежности» контрагентов.

В общем случае процедура возврата может длиться от 2,5 до 5 месяцев в зависимости от результатов камеральной проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако в отдельных случаях возможен и ускоренный порядок – в течение 15 дней.

Источники

Риски возмещения ндс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here