Роль таможенных органов в валютном контроле

Роль таможенных органов в валютном контроле

Роль и место таможенных органов в системе валютного контроля в Беларуси

Валютный контроль один из методов валютного регулирования в области ВЭД Беларуси. Органами такого регулирования выступают Правительство Беларуси, Национальный банк, а органами валютного контроля являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет Беларуси.

Сущность таможенного валютного контроля.

Добиться эффективного механизма валютного контроля можно при условии тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков и наделения органов и агентов контроля достаточным объемом полномочий.

Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют

• не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежащее оформленных документов, необходимых для валютного контроля;

• осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

• запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Технологически схема валютного контроля основана на возможности

уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления сопоставления двух

информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

В связи с расширением сферы действия и увеличения объема контролируемых операций валютный контроль как система непрерывно развивается.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, в торговом обороте включает в себя:

• предварительный контроль документов, представляемых при таможенном

• автоматизированный контроль полноты и сроков расчетов за выполненные

• целевые проверки участников ВЭД по фактам возможных нарушений таможенных правил (АТП), связанных с не поступлением валютной выручки от экспорта.

По каждому заключенному контракту оформляется паспорт сделки — базовый документ валютного контроля, содержащий изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за валютными поступлениями. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, на который должна поступать валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Паспорт сделки подписывается:

• от имени экспортера — лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в уполномоченной банке;

• от имени банка — одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.

При осуществлении международных грузовых и пассажирских перевозок, а также в международном почтовом сообщении таможня обеспечивает соблюдение валютного законодательства. Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенного кодекса, инструкциями, приказами, принимаемыми ГТК как самостоятельно, так и совместно с другими государственными органами, в частности, с НацБанком Беларуси и Министерством финансов Беларуси.

ГТК как орган валютного контроля, в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РБ, проводит проверки валютных операций экспортеров, выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с белорусским законодательством. Остальные таможенные органы в качестве агентов валютного контроля подотчетны ГТК как органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу РБ объектов валютного контроля, к которым относятся:

• наличная валюта РБ;

• ценные бумаги в валюте РБ;

• валютные ценности в виде иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий, природных драгоценных камней, а также жемчуга.

Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных ценностей таможенные органы осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с

осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными белорусским законодательством.

Роль и место таможенных органов в системе валютного контроля

Меры валютного воздействия являются в России самой несовершенной составной в механизме регулирования ВЭД. Валютный контроль — один из методов валютного регулирования в области ВЭД России. Органами такого контроля выступают Правительство России и Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

С 1994 г. валютный контроль таможенных органов получил реальное воплощение в рамках созданной ГТК совместно с ЦБ РФ автоматизированной системы таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами.

Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля) отношений при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности. За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют существенную часть доходов предприятий и госбюджета.

Читайте так же:  Код социального налогового вычета

Достигнутый уровень непоступления валютной выручки в 2002 г. максимально приблизился к сложившемуся показателю непоступления валютной выручки в развитых странах. Такое положение отражает в том числе и результаты предпринимаемых мер валютного контроля со стороны ЦБ России и ФТС России.

По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также и на экономическое положение стран оказывает влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений. Валютное регулирование представляет собой комплекс мер. По управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами с целью воздействия на экономику и валютный рынок страны. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов. С помощью инструментов валютного регулирования

Действующая система таможенно-валютного контроля, распространяющаяся на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. и Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Таможенные органы являются агентами валютного контроля в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорт сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:

— ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

— возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., Таможенным кодексом, положениями, принимаемыми ФТС, нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Функции, полномочия таможенных органов РФ в системе валютного контроля

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с ФЗ от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В ФЗ определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

Ø приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования

Ø исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции

Ø единство внешней и внутренней валютной политики РФ

Ø единство системы валютного регулирования и валютного контроля

Ø обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

«Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, ФТС РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля). Не которыми функциями и полномочиями обладают также Министерство финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Гохран.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Внешэкономбанк» и некоторые другие агенты.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму — диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

Законом регламентируется право физических и юридических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ в уведомительном порядке;

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля, и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 94 ТК ТС).

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля.

Полномочия органов и агентов валютного контроля:

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

Читайте так же:  Имущественный вычет если квартира уже продана

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и ТК ТС применительно к таможенному контролю.

Видео (кликните для воспроизведения).

При выявлении таможенными органами РФ в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства РФ, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с ТК ТС.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами РФ, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу РФ предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.

Объектами валютного контроля для таможенных органов являются: перемещение через таможенную границу РФ валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры и их контрагенты.

Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:

Ø в ФТС России – Управление валютного контроля;

Ø в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;

Ø в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;

Ø в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

Важную роль в системе валютного контроля играют таможенные органы. В международных экономических отношениях значительная часть всех валютных операций связана с перемещением через таможенные границы стран материальных и нематериальных объектов. Одним из главных «контролеров» перемещения материальных ценностей, а равно и связанных с этим валютных операций, являются таможенные службы данных государств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в рамках таможенного контроля. Обладая первичной достоверной информацией, применимой как для таможенных целей, так и для целей валютного контроля, таможенные органы являются одним из основных участников системы валютного контроля. Наряду с этим таможенные органы обладают кадровыми, организационными, финансовыми, техническими ресурсами для проведения валютно — контрольных операций. В этой связи активное участие таможенных органов в осуществлении валютного контроля не теряет актуальность в настоящее время.

— предотвращается утечка капитала из страны или противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, требуется усиление контроля за валютными операциями хозяйствующих и иных субъектов, актуализируется потребность в поиске и внедрении в систему управления внешнеэкономической деятельностью новых контрольных механизмов.

— не отрицается факт, что валютный контроль, являясь по существу «жестким» административным регулятором, становится серьезным ограничителем ВЭД и негативно отражается на деловой активности в стране.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявляемую таможенную процедуру товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, а также при изменении таможенной процедуры ранее вывезенных с таможенной территории ТС товаров в случае непредставления паспорта сделки.

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 3909 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.
Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения лимиты основных средств

Остановимся на этих задачах подробнее.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Запросы таможенных органов

Еще одним аспектом таможенно-банковского взаимодействия является направление таможенными органами запросов в банки при проведении таможенной проверки, таможенного или валютного контроля.

Для случаев проведения таможенной проверки ст. 167 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившего в силу в конце декабря 2010 г., потребовала, чтобы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, установил форму и порядок направления таможенным органом в банк запросов при проведении таможенной проверки, а также установил и согласовал с Банком России форму и порядок предоставления банками ответов по запросам таможенных органов. Форма и Порядок запросов были установлены Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2721, а форма и Порядок предоставления банками ответов — Приказом ФТС России от 30.06.2011 N 1388, который не был согласован с Банком России, поэтому обязанность банков его исполнять вызывает сомнения.

Неурегулированность данного вопроса была разрешена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ, который внес уточнения в ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ. С 18 февраля 2011 г. уполномоченные банки должны передавать таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России, за исключением случаев передачи документов, указанных в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время при проведении таможенного контроля, таможенной проверки или при осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать соответствующую ссылку на положения ТК ТС, Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» или Закона N 173-ФЗ в зависимости от цели запроса. При осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать ссылку на ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, информацию о предполагаемом нарушении, о конкретной валютной операции и о резиденте. При этом могут запрашиваться документы, указанные в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ (копии контрактов, паспорта сделки, ГТД, ведомости по паспорту сделки, банковские выписки), и срок исполнения такого запроса не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса банком.

История вопроса

Основы системы валютного контроля в РФ были заложены в 1991 г. с принятием Закона СССР от 01.03.1991 N 1982-1 «О валютном регулировании», а затем — Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью создания в РФ системы валютного регулирования было обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.

Закон определял общие принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции государственных органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Вот уже в течение 20 лет основными направлениями валютного регулирования и контроля остаются обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, проверка обоснованности валютных операций, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в Российской Федерации возложен на Правительство РФ, органы и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. С 17 июня 2004 г. и по настоящее время функции органа валютного контроля исполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также таможенные и налоговые органы.

Читайте так же:  Налоговый вычет при строительстве дома какие документы

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования. Контролем за исполнением нормативных актов на местах занимаются агенты валютного контроля, которые имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций. О выявленных нарушениях агенты сообщают органам валютного контроля, которые в свою очередь требуют устранить выявленные нарушения и применяют меры ответственности за эти нарушения.

Законодательные требования о репатриации выручки

Российская Федерация является крупным экспортером и импортером различных товаров. По данным таможенной статистики, в 2011 г. внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. возрос на 31,2%. Экспорт товаров из России в 2011 г. составил 516 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 30%. Импорт товаров в Россию в 2011 г. составил 305,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 33,4% .

Экспорт товаров из РФ, импорт товаров в РФ, выполнение работ, предоставление услуг, передача информации и интеллектуальной собственности между резидентами и нерезидентами РФ составляют основу внешнеторговой деятельности.

Согласно требованиям ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны соблюдать требование о репатриации выручки, а именно: в контрактные сроки обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся им в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Если оплаченные товар, услуга, информация не были получены, то резиденты обязаны обеспечить возврат в Российскую Федерацию перечисленных ранее денежных средств.

Таким образом, одной из задач агентов валютного контроля является контроль за соблюдением участниками внешнеторговой деятельности требований Закона о репатриации выручки. Каким образом решена эта задача?

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Паспорт сделки

Инструментом таможенно-банковского контроля является паспорт сделки (далее — ПС) — документ, оформляемый резидентом в уполномоченном банке и содержащий основную информацию о внешнеторговом контракте. Паспорт сделки должен быть оформлен резидентом до первой валютной операции по контракту или до первого исполнения обязательств по контракту. Он оформляется по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышает эквивалент 50 тыс. долл. США (до 27 февраля 2011 г. ПС оформлялся по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышала эквивалент 5 тыс. долл. США).

В течение трех рабочих дней с даты получения от резидента заполненных и подписанных двух экземпляров ПС и копии контракта банк оформляет оба экземпляра ПС, заверяет их подписью ответственного лица банка и круглой печатью банка и один экземпляр ПС возвращает резиденту. В ПС отражаются сведения о резиденте, об иностранном контрагенте, реквизиты контракта, срок завершения исполнения обязательств по контракту, а по товарным контрактам в ПС также указываются краткие условия проведения расчетов по контракту. При внесении в контракт изменений, ранее указанных в ПС, он подлежит переоформлению. В день подписания или переоформления ПС банк создает электронную копию ПС и не позднее следующего рабочего дня направляет информацию об открытых, переоформленных или закрытых ПС в территориальное учреждение Банка России по каналам электронной связи для дальнейшей передачи в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Обязанность банков по направлению электронных копий ПС по мере их подписания, переоформления или закрытия возникла с 18 мая 2011 г., а до этого дня отправка ПС производилась банками также в электронном виде, но на ежемесячной основе.

При пересечении границы РФ товары подлежат таможенному декларированию. Это обязательная таможенная процедура для юридически законной перевозки товаров и транспортных средств через границу. Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров одним из документов, представляемых декларантом в таможенный орган, является документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля. Согласно валютному законодательству РФ таким документом является ПС. Таким образом, таможенное оформление экспортно-импортных товаров по контракту на общую сумму свыше 50 тыс. долл. США производится только при условии оформления ПС.

Каким же образом ПС позволяет банкам и таможенным органам осуществлять контроль за внешнеторговыми товарными операциями?

В связи с либерализацией валютного регулирования 18 июня 2004 г. вступил в силу Закон N 173-ФЗ, и порядок таможенно-банковского взаимодействия существенно изменился. До вступления в силу нового Закона для контроля за репатриацией выручки использовался такой документ валютного контроля, как учетная карточка (УК). Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) в течение определенного срока после выпуска товаров по грузовой таможенной декларации (ГТД) формировал УК и направлял ее по каналам электронной связи в банк, в котором был оформлен ПС. Каждая УК содержала информацию о номере ПС, номере ГТД, дате выпуска товаров и сумме товаров, задекларированных по ГТД. Кроме того, УК содержала информацию о предполагаемом сроке поступления выручки по экспортному контракту. При фактическом получении выручки на свой счет в банке экспортер сообщал банку о распределении выручки по произведенным отгрузкам, подтвержденным соответствующими УК и (или) ГТД. Банк распределял выручку по УК в электронной ведомости банковского контроля и направлял заполненные УК обратно в ГТК России. На основании полученных из банка УК таможенный орган проверял полноту и сроки зачисления выручки и выявлял нарушителей.

Читайте так же:  До какого числа заплатить налог на имущество

Таким способом агенты валютного контроля сопоставляли имеющиеся у таможенного органа данные о стоимости товаров с имеющимися у банка данными об их оплате.

Аналогичным образом осуществлялся контроль за расчетами и поставками по импортным товарным контрактам.

Взаимодействие между банками и ГТК России осуществлялось в электронном виде по телекоммуникационной сети в порядке, устанавливаемом ГТК России.

Подобная система имеет ряд недостатков:

На последнем пункте стоит остановиться подробнее.

В целях обеспечения проверки сведений ГТД ФТС России уполномочила специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России» (ГНИВЦ ФТС России) осуществлять проверку сведений ГТД по запросам банков. С декабря 2008 г. для подключения к системе проверки сведений банк должен был направить заявку в ГНИВЦ ФТС России, который после рассмотрения заявки обеспечивал доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru). Следует заметить, что подключение к системе ГНИВЦ ФТС России для самой кредитной организации и для каждого ее филиала осуществлялось исключительно на платной основе, что вызывало протесты со стороны банковского сообщества. Несмотря на это, вплоть до конца 2011 г. банки исполняли рекомендации Банка России по проверке сведений ГТД за свой счет.

При обнаружении фиктивных ГТД банкам рекомендовалось направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг).

Рассмотрение ГНИВЦ ФТС России запросов банков могло занять до 20 рабочих дней, что существенно снижало эффективность мер, направленных на предотвращение незаконной валютной операции.

С 18 февраля 2011 г. Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля» установил обязанность ФТС России передавать уполномоченным банкам по их запросам информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в банк таможенных декларациях сведениям о таможенном оформлении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса не должен составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией должен производиться в электронном виде в порядке, установленном ФТС России.

17 января 2012 г. ГНИВЦ ФТС России был ликвидирован, а его правопреемником назначено Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ). Договоры, ранее заключенные банками с ГНИВЦ на проверку сведений из ГТД, были расторгнуты с 1 января 2012 г., и в настоящее время ЦИТТУ предлагает банкам заключать договоры о предоставлении услуг по проверке сведений ГТД на безвозмездной основе. Способ проверки такой же: через доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru).

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля

«Международные банковские операции», 2012, N 2

Таможенные органы и уполномоченные банки — равноправные участники процесса валютного регулирования, осуществляющие валютный контроль каждый в своей области. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями. Насколько эффективна существующая система таможенно-банковского взаимодействия для агентов валютного контроля и участников внешнеторговой деятельности ?

Видео (кликните для воспроизведения).

По состоянию на март 2012 г.
Настоящая публикация отражает личную точку зрения автора и не является отражением позиции банковского учреждения, в котором автор работает.

Перспективы развития таможенно-банковского взаимодействия

Источники

Роль таможенных органов в валютном контроле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here