Схема проверки правильности уплаты налогов и сборов

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ

До начала проверки целесообразно внимательно изучить учет­ную политику организации для целей налогообложения, чтобы оценить ее содержание на соответствие структуре, отраслевой принадлежности и другим особенностям.

При изучении налоговой учетной политики необходимо обращать внимание на:

1) порядок уплаты налогов и платежей по обособленным под­разделениям;

2) метод определения доходов и расходов (кассовый или по на­числению);

3) налоговый учет амортизируемого имущества;

4) метод оценки сырья и материалов при их списании в произ­водство;

5) состав себестоимости покупных товаров;

Ал­горитм проверки внутренним аудитором правильности начисле­ния и перечисления налогов и сборов должен предусматривать:

1) ознакомление с приказом по учетной политике;

2) изучение правильности расчетов начислений;

3) установление обоснованности применения базы ставок на­логообложения;

4) выявление возможных логических ошибок в исчислении на­логов;

5) выяснение правильности заполнения налоговых деклараций;

Схема проверки правильности начисления и уплаты налогов и сборов может иметь следующий вид:

1. Изучение нормативной законодательной базы о налогообло­жении, применяемой в коммерческой организации.

2. Установление объектов налогообложения.

3. Контроль правильности исчисления налогооблагаемой базы, в том числе:

3.1) проверка правильности заполнения налоговых деклараций;

3.2) правильность применения ставок налогообложения;

3.3) сверка налоговых деклараций с данными бухгалтерского учета и актов сверки с налоговыми органами;

3.4) правильность отражения налогов в учете;

3.5) обоснованность применения льгот;

3.6) применение законных методов налоговой оптимизации, упущенная выгода от их неприменения;

3.7) соблюдение сроков перечисления налогов и сборов, сдачи деклараций;

3.8) наличие и правильность корректировки данных бухгалтер­ского учета для целей налогообложения.

При выполнении указанных мероприятий необходимо самое пристальное внимание уделить проверке достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности коммерческой организации.

Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности уплаты республиканских налогов и сборов;

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

— проверка местных налогов и сборов;

— проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:

— состояние внутреннего контроля этих расчетов;

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

— правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

— правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

— полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;

— причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

— правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1). отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сбо­рам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким на логам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомится с результатами предыдущих налоговых проверок организации инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитическо­го учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

Типичные ошибки по расчетам с бюджетом:

— неправильное исчисление налогооблагаемой базы по от­дельным налогам;

— неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой или в случае отсутствия счет-фактуры по НДС по работам и услугам, по которым в законодательном порядке предусмотрено ее оформление;

— ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

— нарушение сроков платежей по налогам.

К государственным внебюджетным фондам относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд).

При проверке расчетов с данным Фондом необходимо установить:

— правильность определения объекта для расчета отчислений в указанный Фонд;

Читайте так же:  На какие машины налог на роскошь

— правильность определения ставок по отчислениям в Фонд;

— обоснованность и законность произведенных в организации выплат за счет средств Фонда;

— правомерность операций по расчетам с работающими пенсионерами;

— полноту и своевременность перечисления причитающихся

— своевременность предоставления отчетности Фонду.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10800 — | 8079 — или читать все.

Аудиторская проверка правильности начисления и уплаты налогов

До начала проверки целесообразно внимательно изучить учет­ную политику организации для целей налогообложения, чтобы оценить ее содержание на соответствие структуре, отраслевой принадлежности и другим особенностям.

При изучении налоговой учетной политики необходимо обращать внимание на:

1) порядок уплаты налогов и платежей по обособленным под­разделениям;

2) метод определения доходов и расходов (кассовый или по на­числению);

3) налоговый учет амортизируемого имущества;

4) метод оценки сырья и материалов при их списании в произ­водство;

5) состав себестоимости покупных товаров;

Ал­горитм проверки внутренним аудитором правильности начисле­ния и перечисления налогов и сборов должен предусматривать:

1) ознакомление с приказом по учетной политике;

2) изучение правильности расчетов начислений;

3) установление обоснованности применения базы ставок на­логообложения;

4) выявление возможных логических ошибок в исчислении на­логов;

5) выяснение правильности заполнения налоговых деклараций;

Схема проверки правильности начисления и уплаты налогов и сборов может иметь следующий вид:

1. Изучение нормативной законодательной базы о налогообло­жении, применяемой в коммерческой организации.

2. Установление объектов налогообложения.

3. Контроль правильности исчисления налогооблагаемой базы, в том числе:

3.1) проверка правильности заполнения налоговых деклараций;

3.2) правильность применения ставок налогообложения;

3.3) сверка налоговых деклараций с данными бухгалтерского учета и актов сверки с налоговыми органами;

3.4) правильность отражения налогов в учете;

3.5) обоснованность применения льгот;

3.6) применение законных методов налоговой оптимизации, упущенная выгода от их неприменения;

3.7) соблюдение сроков перечисления налогов и сборов, сдачи деклараций;

3.8) наличие и правильность корректировки данных бухгалтер­ского учета для целей налогообложения.

При выполнении указанных мероприятий необходимо самое пристальное внимание уделить проверке достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности коммерческой организации.

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4
2. Нормативно-правовая база и источники информации 7
3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11
3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11
3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15
4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19
5. Расчет уровня существенности 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам.doc

2) регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам, используемые в организации;

Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по расчетам с бюджетом по налогам и сборам и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счету 68 « Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам.

3) бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Бухгалтерская и налоговая отчетность, используемая аудитором при проверке, включает: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации и расчеты по налогам.

Таким образом, можно сделать вывод, что к нормативной базе бухгалтерского учета и налогообложения относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых налогоплательщиком определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и ведется учет расчетов с бюджетом по налогам.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам.

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. Например, в качестве направлений проверки можно выделить следующие:

1) проверка начислений и уплаты федеральных налогов.

2) проверка начислений и уплаты региональных налогов.

3) проверка начислений и уплаты местных налогов.

Ниже представлен план и программа аудита по налогам и сборам в ООО «Восток».

Общий план аудита расчетов по налогам ООО «Восток»

Проверяемая организация ООО «Восток»

Период аудита 01.01.2008-01.01.2009

Количество человеко-часов 300

Аудитор Иванов И.И.

Планируемый аудиторский риск средний

Планируемый уровень существенности средний (3%)

3. Ревизия расчетов по налогам и сборам

В системе расчетных взаимоотношений организаций денеж­ные расчетные отношения с бюджетом и внебюджетными фондами занимают особое место.

Рациональная организация контроля над состоянием расче­тов с бюджетом способствует соблюдению платежной дисципли­ны, улучшению финансового состояния организации.

Цель ревизии расчетов с бюджетом – подтверждение досто­верности бухгалтерской отчетности проверяемого юридического лица, в части отражения задолженности перед бюджетом по на­логам и сборам, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в налогообложении.

В ходе контрольно-ревизионной проверки ревизору необхо­димо проверить:

• правильно ли исчислены налогооблагаемые базы;

• правильно ли применены ставки налогов и платежей;

• своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет;

• правильно ли и обоснованно применены льготы;

• правильно ли ведется аналитический и синтетический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

• соответствуют ли записи аналитического и синтети­ческого учета записям в главной книге и балансе орга­низации.

Для проверки правильности организации аналитического учета по расчетам с бюджетом необходимо уточнить правиль­ность выведения оборотов и сальдо по каждому виду налогов на конец отчетного периода.

В балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговыми органами, для чего выверяются вза­имные расчеты. Данные аналитического учета по каждому нало­гу необходимо сопоставить с записями в регистре синтетического учета и Глав­ной книге по счету 68. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом устанавливают проверкой выписок банка и приложен­ных к ним первичных платежных документов.

Во время проведения ревизии расчетов по налогам и сборам ревизоры руководствуются НК РФ. Поэтому контроль и ревизия указанных расчетов направлены, прежде всего, на выявление их соответствия тем главам, статьям и нормам НК РФ, которыми регулируются налоговые отношения по взима­нию соответствующих налогов и сборов.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

Читайте так же:  Расчет земельного налога для юридических лиц

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

4. Ревизия расчетов по кредитам и займам

В условиях рыночных преобразований, происходящих в эко­номике, значительно повысилась роль кредитов и займов, как дополнительного источника финансирования деятельности орга­низаций.

В задачу контроля над кредитными операциями входят выяв­ление обоснованности и условий привлечения заемных средств, соблюдение установленного порядка планирования, получения, использования и возврата краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, а также определение эффективности их привлечения.

Дополнительными источниками информации проверки учета кре­дитных операций являются:

— сведения и справки, предоставляемые в учрежде­ния банка для получения кредита;

— копии договоров в подтверждение кредитуемых сделок и дополнительные согла­шения к ним;

— договоры займа, залога;

— документы, подтверждаю­щие целевое использование кредита или займа.

Ревизор должен обращать внимание на то, в какой форме был взят заем – в форме денег или вещи. Ревизор обязан убедиться в правильности:

• составления и заключения договора займа;

• организации бухгалтерского учета этих операций на сче­тах: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», причем особое внимание уделяется организации аналитического учета этих операций по заимодавцу и срокам погашения;

• полноты получения и соблюдения целевого характера ис­пользования займов;

• отражения в учете погашения займа путем реализации ценных бумаг по ценам, превышающим их стоимость, от­ражение в учете принимающихся к уплате %% за исполь­зование займа;

• отражения в учете курсовых разниц по предоставленным займам в иностранной валюте;

• отражения в учете займов по направлениям их использо­вания;

• учета займа, полученного под выданный вексель;

• своевременности погашения займов, путем сопоставле­ния даты взносов собственных средств в уплату или вы­писок банка с установленными сроками их погашения.

При проверке займов необходимо выявить обоснован­ность и условия привлечения этих средств по каждому заимодав­цу, для чего контрольному изучению подвергаются договоры зай­ма и записи по соответствующим счетам.

Правила выдачи кредитов разрабатываются кредиторскими орга­низациями, а выдача кредита производится на основании заклю­ченного двухстороннего кредитного договора. Ревизору необхо­димо проверить:

• подтверждение целевого использования кредита;

• своевременность и полноту погашения,

• правильность и законность отнесения начисленных и уп­лаченных %% на соответствующие счета затрат или ис­точники их покрытия;

• достоверность остатков, не возвращенных кредитов;

• обеспечение кредита или существование представленных гарантий своевременно невозвращенных сумм кредита;

• объективность причин нарушения сроков возврата кредита.

Проверяя вопросы получения и использования кредитов, ре­визор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по тем мероприятиям, на которые они предназначались; какой экономический эффект получила организация в целом от их использования, или наоборот, рассчитать убытки, которые мо­жет понести организация в случае не целевого использования кредита или несвоевременного возврата кредитору, а также про­анализировать источники покрытия невозвращенных сумм кре­диторов и сообщить о них.

1.2 Задачи и источники проверки расчетов по налогам и сборам.

В современном цивилизованном обществе налоги представляют собой основную форму доходов государства. Кроме этого, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний и запретов. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Целью аудита расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. Такой аудит осуществляется по следующим направлениям:

аудит правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;

Видео (кликните для воспроизведения).

аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

аудит местных налогов и сборов;

аудит расчетов с Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.

По каждому виду расчетов с аудитором проводится проверка:

состояния внутреннего контроля этих расчетов;

правильности определения налогооблагаемой базы;

правильности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

Читайте так же:  Как узнать долг за налог на имущество

правильности применения ставок налогов, сборов и отчислений;

правильности применения льгот при расчете и уплате налогов;

правильности возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета по приобретенным ценностям;

полноты и своевременности начисления налоговых платежей, правильности составления налоговой отчетности;

причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

правильности оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и служат:

— бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и примечания к отчетности;

— налоговая отчетность: налоговые, таможенные и статистические декларации;

— статистическая отчетность: отчет об отдельных финансовых показателях (1-ф), отчет о финансовых результатах (12-ф), отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации (1-мп);

— регистры бухгалтерского учета: главная книга, регистры синтетического и аналитического учета по счетам 18«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— регистры налогового учета: книга покупок (если ведется), налоговые регистры;

— первичные учетные документы: первичные документы по движению запасов, счета-фактуры полученные от поставщиков (например, услуги связи, электроэнергия), выписки банка о перечислении причитающихся в бюджет сумм, акты сверки с ИМНС, учетная политика организации.

— другие документы, свидетельство о присвоении УНП, учетная и отчетная документация по бухгалтерскому и налоговому учету, и др. Проверка осуществляется по данным счетов бухгалтерского учета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Таким образом, налоги являются основной составляющей доходной части государственного бюджета. Впоследствии данные средства республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. К настоящему времени в Республике Беларусь сформировалась

систематизированная нормативно-правовая налоговая система, образованная из совокупности налогов и сборов. Существующий механизм налогообложения состоит из многоуровневой системы налогов сборов и других обязательный платежей в бюджет. Своевременные и правильные расчеты с бюджетом по налогам помогают предприятию избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим каждая организация должна быть заинтересована в правильности составления расчетов платежей в бюджет и своевременности их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством.

Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности уплаты республиканских налогов и сборов;

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

— проверка местных налогов и сборов;

— проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:

— состояние внутреннего контроля этих расчетов;

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

— правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

— правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

— полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;

— причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

— правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1). отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сбо­рам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким на логам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомится с результатами предыдущих налоговых проверок организации инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитическо­го учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

Типичные ошибки по расчетам с бюджетом:

— неправильное исчисление налогооблагаемой базы по от­дельным налогам;

— неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой или в случае отсутствия счет-фактуры по НДС по работам и услугам, по которым в законодательном порядке предусмотрено ее оформление;

— ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

Читайте так же:  Решение единственного участника ооо о выплате дивидендов

— нарушение сроков платежей по налогам.

К государственным внебюджетным фондам относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд).

При проверке расчетов с данным Фондом необходимо установить:

— правильность определения объекта для расчета отчислений в указанный Фонд;

— правильность определения ставок по отчислениям в Фонд;

— обоснованность и законность произведенных в организации выплат за счет средств Фонда;

— правомерность операций по расчетам с работающими пенсионерами;

— полноту и своевременность перечисления причитающихся

— своевременность предоставления отчетности Фонду.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4
2. Нормативно-правовая база и источники информации 7
3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11
3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11
3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15
4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19
5. Расчет уровня существенности 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Филиал ЮУрГУ в г. Сатке

По дисциплине: Аудит

На тему: «Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам»

1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4

2. Нормативно-правовая база и источники информации 7

3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11

3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11

3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15

4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19

5. Расчет уровня существенности 20

Список литературы 24

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято — поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.

Эффективность аудиторской работы во многом зависит от знания методов проверки и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Аудит расчетов с бюджетом является одним из сложных участков аудиторской проверки, хотя само налогообложение нельзя назвать объектом аудита как таковым. Более точно определить его в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» как аудит расчетов с бюджетом по соответствующим налогам.

Целью курсовой работы является ознакомление с методикой проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

При проведении аудиторской проверки по налогам и сборам можно выделить 2 основные цели:

— установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

— подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

Задачами проверки исчисления и уплаты НДС являются:

— полнота определения объектов налогообложения (реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, работ, услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в РФ);

— обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей обложении НДС;

— соответствие операций, освобожденных от обложения НДС, перечням, установленным НК РФ;

— ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от обложения НДС;

— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам;

-правильность определения налоговой базы организацией, выступающей в качестве налогового агента;

Читайте так же:  Штраф за неуплату пени по налогам

— правильность применения налоговой ставки;

-соответствие операций, по которым применены ставки 0% и 10%, перечням, установленным НК РФ;

-соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок порядку, установленному НК РФ;

— правильность применения налоговых вычетов (неприменение налоговых вычетов в отношении операций, не включаемых в объект налогообложения);

— подтвержденность налоговых вычетов установленными документами (счетами-фактурами, денежными документами);

— правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг продажи покупок; а также данным учетных регистров;

— правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

— правильность отражения в учете сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

— своевременность и правильность отражения в учете сумм налога, зачтенных налоговым органом на уплату недоимок, пени, штрафных санкций и др.

Задачами при проверке исчисления налога на прибыль являются:

— последовательности применения учетной политики в отношении принятого метода определения доходов и расходов;

— установлении учетной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учета;

— экономической оправданности и документальной подтвержденности расходов, принимаемых для целей налогообложения;

— соответствие установленному перечню расходов, не учтенных в целях налогообложения (не уменьшивших налоговую базу);

— последовательности применения учетной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов (по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости);

— соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых, коллективных, гражданско-правовых договоров, требованиям законодательных и нормативных актов РФ;

— правильности начисления сумм амортизации по амортизируемому имуществу;

— своевременности и правильности определения доходов и расходов;

— правильности применения налоговой ставки

— соответствии отраженной в отчетности задолженности по налогу на прибыль данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Задачами проверки и уплаты страховых взносов являются:

— полнота определения налоговой базы по страховым взносам;

— обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;

— обоснованность применения налоговых льгот по страховым взносам;

— правильность применения налоговой ставки и исчисления страховых взносов;

— правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

— обоснованность и правильность уменьшения страховых взносов в части, уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, на суммы производственных расходов, и в части, уплачиваемой в федеральный бюджет РФ, на суммы начисленных страховых взносов;

— своевременность и правильность уплаты страховых взносов;

— правильность заполнения налоговой декларации по страховым взносам и своевременность представления их в налоговый орган;

-своевременность представления отчета в Фонд социального страхования РФ и сведений в Пенсионный фонд РФ;

— ведение налогового учета сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;

— соответствие отраженной в отчетности задолженности по страховым взносам данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

При проведении аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам необходимо руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок учета и налогообложения и действующими в настоящее время.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

1) Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

— виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

— основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

— принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

— права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

— формы и методы налогового контроля;

— ответственность за совершение налоговых правонарушений;

— порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2) Основным нормативно-правовым документом, определяющим порядок и правила организации бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями). В нем определены состав хозяйствующих субъектов обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

3) Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерском учете. В настоящее время при организации бухгалтерского учета необходимо руководствоваться следующими ПБУ:

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данным Положением установлен состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций.

— ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия», устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.

— ПБУ 9/99 «Доходы организации». Данное Положение устанавливает, как должна формироваться в бухгалтерском учете информация о доходах коммерческих организаций, а также о доходах от предпринимательской и иной деятельности, полученных некоммерческими организациями (кроме бюджетных учреждений).

— ПБУ 10/99 «Расходы организации». Данным Положением установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, а также расходов по предпринимательской и иной деятельности некоммерческих организаций.

— ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений).

Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Источники информации аудита расчетов по налогам и сборам, включает:

1) приказ об учетной политике организации;

Аудитор должен ознакомиться с методологией учета, а также с применяемым на предприятии методом определения выручки от реализации и налога на добавленную стоимость для целей налогообложения.

Порядок определения суммы выручки от реализации для целей налогообложения установлен главой 25 Налогового Кодекса [1]. Выручка от продаж может определяться для целей налогообложения двумя способами:

При методе начисления выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).

При кассовом методе выручка от продаж отражается в учете по мере оплаты покупателями отгруженных товаров (т.е. в момент фактического поступления денежных средств или зачета взаимных требований).

Видео (кликните для воспроизведения).

Метод определения выручки по НДС установлен ст.167 Налогового Кодекса. Налогоплательщик вправе выбрать метод по отгрузке или по оплате. Выбранное решение отражается в учетной политике.

Источники

Схема проверки правильности уплаты налогов и сборов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here