Штрафы по результатам выездной налоговой проверки

Штрафы по результатам выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В учете организации не отражено решение ИФНС от 2017 года по выездной налоговой проверке. Суммы доначисленного налога, пеней и штрафов существенны. В периоды, охваченные выездной налоговой проверкой (2014-2016 гг.), отложенный налоговый актив не признавался. Основная часть доначислений по результатам ВНП относилась в НДПИ, что существенно повлияло на чистые активы. С момента проверки убыток увеличивается, получение налогооблагаемой прибыли в последующих периодах не предвидится. На сегодняшний день организация находится в стадии банкротства.
Как исправить ошибку в учете и отчетности? Должна ли быть сделана в текущем периоде (2019 г.) проводка Дебет 09 Кредит 84 на сумму 20% от доначислений, пеней, штрафов (в 2017 году и последующих периодах убыток)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оснований для возникновения отложенного налогового актива мы в данном случае не видим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».
*(2) Вопрос: В учете организации не отражено решение ИФНС от 2017 года по выездной налоговой проверке. Суммы доначисленного налога, пеней и штрафов существенны. Как исправить ошибку в учете и отчетности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.).
*(3) Если для отражения, в частности, пеней, организация использует счет 91 «Прочие доходы и расходы», то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство, которое опять же отражается проводкой (п. 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

98% компаний получают штрафы после выездной проверки

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Как наказать налогового инспектора за нарушение сроков проверки

Какой-либо ответственности для налоговиков за затягивание проверок в Налоговом кодексе нет. Основанием для отмены решения по проверке это также не является. Что и подтвердил ВС РФ в определении от 29.08.2019 № 305-ЭС19-13947, поддержав решение, которое последовательно приняли все три нижестоящие судебные инстанции.

Однако имейте в виду: если инспекция вынесла решение с просрочкой, у нее будет меньше времени на взыскание с налогоплательщика долгов. Ведь срок на взыскание должен исчисляться не с даты фактического завершения проверки, а с того момента, в который она должна была быть закончена согласно положениям НК РФ. На это указывала ФНС в письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55.

Возьмем камеральную проверку декларации, которая была подана 21.01.2019. Проверить ее инспекторы должны за три месяца, то есть до 20.04.2019 включительно. С 21 апреля начнется отсчет сроков (дни везде рабочие), а именно:

  • 10 дней на оформление акта по итогам проверки (крайний срок получится 08.05.2019);
  • 5 дней на его вручение налогоплательщику (до 17.05.2019 включительно);
  • 1 месяц на подачу налогоплательщиком возражений (до 16.06.2019);
  • 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения (до 28.06.2019);
  • 1 месяц на вступление решения в силу (28.07.2019, допустим, что допмероприятия не назначались, а налогоплательщик не стал обжаловать решение);
  • 20 дней на выставление требования на оплату задолженности (до 23.08.2019);
  • 6 дней на получение требования налогоплательщиком (до 02.09.2019);
  • 8 дней на его исполнение (до 12.09.2019).

Если в этот срок требование не оплачено, налоговики начинают процедуру взыскания за счет денежных средств. Принять решение о взыскании они должны в течение двух месяцев по истечении срока на оплату. Решение, принятое позднее, считается недействительным. В нашем примере крайним сроком для принятия такого решения будет 11.11.2019. После этого право на взыскание налоговая утрачивает. И даже если КНП фактически была завершена не 20.04.2019, а позже, уложиться с решением налоговики все равно должны к 11 ноября.

О сроках налоговых проверок читайте в статьях:

Штрафы по результатам выездной налоговой проверки

Опыт работы с актами налоговых проверок показывает, что в ряде случаев налоговые органы допускают ошибки, нарушая Налоговый кодекс РФ. При этом складывается впечатление, что, принимая решения, налоговые органы рассчитывают на нерешительность организации в отстаивании своих прав.
Цель настоящей статьи – обратить внимание налогоплательщиков на возможность изменить решение налогового органа в части необоснованно начисленных штрафов и пеней без обращения в суд. Достаточно подать жалобу в вышестоящий орган (например, для обжалования решений районных ИФНС города Новосибирска необходимо подавать жалобу в УФНС по Новосибирской области). При этом никаких госпошлин уплачивать не нужно.
Так, в результате рассмотрения жалобы, поданной одним из клиентов, по истечении одного месяца Управлением ФНС вынесено решение об изменении решения районной ИФНС по результатам выездной налоговой проверки. В результате:
— уменьшен налог на прибыль на 5,9 тыс.руб.
— уменьшены пени по налогу на прибыль на 82,9 тыс.руб.;
— уменьшены штрафы по НДС и налогу на прибыль на 3,3 тыс.руб.
Ниже изложены практические ситуации, в которых положения акта проверки районной ИФНС были обжалованы в пользу налогоплательщика.

Пример 1 . Инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности и начислила штрафы за пределами трехлетнего срока давности, что не соответствует ст.109 и ст.113 НК РФ:
«Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности)» (п.1 ст.113 НК РФ).
Обращаем внимание, что три года должны исчисляться по дате акта выездной налоговой проверки.
В то же время, по мнению налоговых органов к пени указанный порядок применить нельзя. Основание: в соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах (п.2 ст. 75 НК РФ). Действующее налоговое законодательство не содержит нормы, запрещающей взыскивать в установленном порядке налог и пени, начисленные по результатам выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Коды деклараций по налогу на имущество

Пример 4. ИФНС начислило и включило в Акт пени на суммы доначисленных ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, рассчитанных исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период.
Здесь необходимо сделать оговорку о том, что возможность оспорить такие пени была у организации в силу редакции ст. 58 и ст. 75 Налогового кодекса РФ, действующей до внесения изменений в них Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.
В условиях новой редакции ст. 58 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2007 г., пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей, вне зависимости от того, каким образом они определяются: на основе предполагаемой или фактической налоговой базы. Это подтверждает и Минфин РФ в Письме от 20.07.2006 N 03-03-04/1/600.
Но при этом установлено, что нарушение порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей не будет рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к налоговой ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Таким образом, получив решение налогового органа по результатам проверки, налогоплательщику стоит обратить особое внимание на соответствие документа требованиям Налогового кодекса РФ. При наличии претензий воспользоваться правом, закрепленным в ст. 137 Налогового кодекса РФ: каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если по мнению этого лица такие акты нарушают его права. При этом необходимо учитывать, что жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п.2 ст. 139 НК РФ).
Еще одна из причин использовать такой вариант урегулирования спорных вопросов: подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Налогового кодекса РФ (ст. 138 НК РФ).

Подготовлено аудиторами компании «Новосибирск-Аудит»
Май 2007

Две сложные ситуации во время выездной проверки

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.

Назовем три главных правила такой ревизии:

  • проводится на территории налогоплательщика;
  • затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
  • продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).

Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает плательщику. Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Проверка приостановлена

Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае:

  • истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
  • направления запросов в иностранные юрисдикции;
  • назначения и проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально. То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным. Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.

Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).

Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии. То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). При этом ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.

Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).

Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.

Читайте так же:  Платежное поручение налог енвд

Пени и штрафы

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1
В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 1 250 руб. — начислены пени.

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Обжалование результатов налоговой проверки

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит в 2 этапа:

  • сначала вы жалуетесь в вышестоящий налоговый орган;

Подробнее см. здесь.

О судебном обжаловании читайте эту статью.

И не забывайте: залог успеха при обжаловании — в последовательном доказывании своей позиции и дискредитации доказательств оппонента. Ознакомьтесь с нашими материалами и узнайте, какие доказательства налоговиков удастся опровергнуть (см. здесь), а какие вряд ли (см. здесь).

Штрафы по результатам выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ООО были доначислены НДС и пеня по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. В решении сказано, что ООО получило необоснованную налоговую выгоду посредством завышения налоговых вычетов по НДС. ООО предложено уплатить недоимку и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
НДС доначислен в связи с тем, что подрядчик, который выполнял работы для организации, привлёк субподрядчика, признанного налоговым органом фирмой-однодневкой.
В настоящее время решение налогового органа не вступило в силу. Организация планирует обжаловать решение налогового органа в установленном для этого порядке, в том числе и в судебном порядке, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение о привлечении к ответственности в оспариваемой части.
В каком порядке должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете доначисленные по результатам проверки суммы НДС и пени, если налоговая база по налогу на прибыль по таким расходам остается без изменения (признана налоговым органом, как правомерно уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль)? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму доначисленного НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доначисленная по акту проверки сумма НДС и пени отражаются в бухгалтерском учете организации на дату вступления в силу решения налогового органа, вынесенного на основании акта проверки.
Порядок отражения приведен в данной консультации.
Суммы НДС и пени, начисленные по акту проверки, не уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Случаи отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 февраля 2018 г.

Читайте так же:  Как узнать период задолженности по налогам

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.

Порядок оформления результатов налоговой проверки

Порядок оформления результатов налоговой проверки зависит от 2 факторов:

  • вида проверки: камеральная или выездная;
  • собственно результата проверки: есть нарушения или нет.

Вся результирующая процедура четко прописана в ст. 100 НК РФ.

Полный текст статьи, а также комментарии по основным вопросам, которые вызывают ее положения, ищите здесь.

Видео (кликните для воспроизведения).

А сейчас вкратце остановимся на основных аспектах.

Налог на прибыль

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

Пример 2
В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).
Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 60 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91
– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Решение по результатам налоговой проверки

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).

Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.

Подробнее о том, что он должен содержать, как выглядит и каковы последствия того, что он не был составлен, читайте в этой статье.

Обратите внимание! На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.

Читайте так же:  Налоговый вычет при наличии 2 детей

О том, как грамотно использовать уточнения и в чем можно поспорить с налоговиками, читайте в статьях:

Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный. Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений. А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.

О том, как они оформляются, читайте в данной публикации. Там же есть готовый образец возражений на акт КНП.

Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок. О них расскажем далее.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ).

Содержание акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Решение налогового органа по результатам проверки

Акт составлен, возражения поданы. Что дальше? А дальше — процедура рассмотрения материалов проверки, предусмотренная ст. 101 НК РФ.

О некоторых спорных ее аспектах рассказывает эта статья.

Ее проводит руководитель проверявшей вас ИФНС или его заместитель.

Обратите внимание! Налоговики обязаны известить вас о времени и месте рассмотрения. Причем сделать это они должны в разумные сроки, чтобы у вас была реальная возможность присутствовать.

Подробнее см. здесь.

Результатом рассмотрения материалов будет итоговое решение по проверке. Контролеры укажут, были нарушения или нет, и решат, привлекать или не привлекать вас к ответственности. Вот это уже обязательный к исполнению документ, в отличие от акта.

О том, исполнять ли решение, если инспекция не вручила его в установленные сроки, вы узнаете из данной публикации.

До вынесения решения вы можете ознакомиться со всеми материалами проверки и даже скопировать их.

Об этом см. здесь.

Это поможет вам лучше подготовиться к дальнейшему обжалованию.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

По итогам выездной проверки акт составляется всегда, независимо от того, были обнаружены нарушения или нет. Однако окончание проверки фиксируется не в нем, а в справке о проведенной ВНП. Именно со дня ее составления идет отсчет срока, отведенного на оформление акта.

О том, кто, когда и как его оформляет, рассказывает эта статья.

Так же как и при камералке, в случае несогласия с налоговиками можно подать возражения на акт выездной проверки.

Составить их вам поможет данная статья.

Однако и акт без замечаний, который вроде бы должен означать, что вы все делаете верно, еще не гарантия от санкций в будущем.

Удивлены? Прочтите данную публикацию и узнаете, что мы имеем в виду.

Привлечение к ответственности

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Вручение решения

Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Что указывается в документе

В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
  • доводы компании в свою защиту;
  • результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
  • меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
  • размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
  • срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
  • наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.

В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Раскройте «карты»

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.

Читайте так же:  Образец нулевой декларации по енвд для ип

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Вступление решения в силу

Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.

  • Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
  • Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
  • Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).

После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Порядок оформления результатов налоговой проверки

Оформление результатов налоговой проверки — ее завершающий и очень важный этап. Как оно происходит, какие документы составляются, какие действия стоит предпринять перед обжалованием окончательного решения налоговиков и в ходе него, узнайте из материалов данной рубрики.

«Уточненка» во время проверки

Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.

«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде». Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году. Обзор практики и рекомендации налогового юриста».

В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?

  • Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
  • Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.

Представить «уточненку» можно и после выездной проверки, но при условии, что в рамках ревизии проверяющие не обнаружили ошибок или неточностей, которые компания собралась исправить (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/[email protected]). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Но есть решения в пользу компаний.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

Имейте ввиду, что корректировать налоговые обязательства с помощью «уточненок» следует с осторожностью. Такие действия могут привести к дополнительным мероприятиям налогового контроля или к повторной выездной проверке (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041).

То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:

  • провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
  • назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
  • провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.

Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/[email protected]).

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.

Источники

Штрафы по результатам выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here