Штрафы валютный контроль практика

Чтобы избежать штрафа от Росфиннадзора за несвоевременный возврат денежных средств иностранным контрагентом, российской компании нужно будет доказать, что она предприняла все возможные меры, чтобы вернуть эти средства

Это действительно так — если иностранный контрагент не платит по контракту, заключенному с российской компанией, Росфиннадзор может оштрафовать российскую компанию на крупную сумму за невыполнение обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном контроле). Чтобы избежать штрафа, российской компании нужно будет предпринять все возможные меры, чтобы заставить контрагента вернуть долг.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном контроле при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. За невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по репатриации денежных средств юридические лица несут ответственность в виде административного штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

Разный размер штрафа предусмотрен статьей неспроста: если иностранный контрагент перечислил деньги с задержкой, но на момент проверки они уже были на счете российской компании, штраф будет рассчитываться как процент (1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ) от суммы, которую задержал иностранный контрагент, за каждый день просрочки. Если же деньги на момент проверки российской компании так и не поступили, то ей грозит больший штраф — от 3/4 до одного размера суммы, не перечисленной иностранным контрагентом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Иными словами, если иностранный контрагент не исполняет свои обязательства перед российской компанией по заключенному контракту, Росфиннадзор может оштрафовать российскую компанию на всю сумму, которую задолжал иностранный контрагент. Более того, на практике нередки ситуации, когда для российской компании сама по себе просрочка контрагента не является поводом для обращения в суд (контрагент может быть надежным и добросовестным и задержать выплату по уважительным причинам), но вот с точки зрения валютного законодательства такая просрочка становится действительно серьезной проблемой.

Однако ситуация не безвыходная. Российская компания может попытаться уменьшить размер штрафа или вовсе избежать его.

Если срок исполнения обязательств иностранного контрагента еще не истек, но российской компании уже ясно, что свои обязательства он вовремя не исполнит, можно заключить допсоглашение к контракту, изменив срок исполнения обязательства. Тогда «сдвинется» и срок исполнения обязанности по возврату денежных средств. При этом важно помнить о необходимости внести изменения и в паспорт сделки (глава 8 инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»). Правда, подписать допсоглашение обе стороны должны до того, как наступит срок исполнения обязанности иностранного контрагента. В противном случае штрафа не избежать (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2014 по делу № А32-21004/2013).

Если же срок исполнения обязанности иностранного контрагента наступил, ситуация несколько осложняется. Однако тут российские компании могут полагаться на позицию Президиума ВАС РФ, которую он высказал в постановлении от 30.03.2010 № 15970/09 по делу № А40-31656/09-152-183. Рассматривая это дело, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом, при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует объективной стороны состава правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Соответственно, российская компания может попытаться доказать, что сделала все от нее зависящее, чтобы вернуть денежные средства из-за рубежа. Например, в уже приведенном деле, рассмотренном Президиумом ВАС РФ, компания судилась со своим контрагентом в иностранном суде и выиграла спор. Президиум ВАС РФ посчитал это исчерпывающими мерами со стороны российской компании.

Также будет иметь значение, предприняла ли российская компания все разумные меры для побуждения контрагента к своевременному исполнению обязательств по оплате товара, вела ли переписку и перегово-ры с иностранным контрагентом об уплате задолженности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.02.2014 по делу № А11-2017/2013), а также проверила ли компания надежность будущего контрагента еще до заключения договора (постановление ФАС Поволжского округа от 07.05.2014 по делу № А57-14173/2013).

Узнать о том, что компании не пришла оплата от контрагента, Росфиннадзор может от Банка России, который в автоматическом режиме представляет эту информацию на основании данных паспорта сделки, или от налоговых органов, которые могут узнать о нарушении в ходе налоговой проверки.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за указанное нарушение составляет один год и начинает течь с момента наступления обязанности по репатриации денежных средств, т. е. со дня, следующего за днем, когда иностранный контрагент должен был исполнить обязательства по контракту (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Штрафы валютный контроль практика

С.А. Бычихина
главный специалист отдела
анализа и обобщения судебной практики,
законодательства и статистики
Второго арбитражного апелляционного суда

Экспортер, не получивший вовремя оплату товара, рискует быть оштрафованным по ст. 15.25 КоАП РФ. Чтобы избежать штрафа, необходимо доказать, что на стадии заключения и исполнения контракта вы приняли достаточные и разумные меры для получения оплаты

Практика показывает, что ошибки, допускаемые участниками внешнеэкономических сделок, являются типичными и повторяются из года в год.
Это обстоятельство побудило провести анализ того, как влияют условия договоров, а также дальнейшие действия участников сделок на вероятность привлечения их к ответственности за невыполнение обязанности по получению на свои банковские счета валютной выручки. Такая обязанность установлена п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Штраф за ее нарушение предусмотрен ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ и составляет от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты какой код

Отсутствие нарушения
Практика показывает, что контролирующие органы иногда пытаются привлечь экспортеров к ответственности даже в тех случаях, когда на самом деле нарушения не было.

ПРАКТИКА. Условия дополнительного соглашения предусматривали, что во всех случаях для целей оплаты под суммой контракта понимается устанавливаемая сумма партии отгружаемого товара, указанная в приложениях к контракту. Сумма поступает на счет продавца за вычетом всех банковских комиссий и сбора. Административным органом, при вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности не было учтено данное условие контракта, что привело к неправильному выводу о непоступлении всей суммы выручки на валютный счет продавца.
При рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа суд, оценив условия договора, пришел к выводу о полном поступлении выручки на счет в уполномоченном банке. Таким образом, отсутствовали основания для привлечения резидента к административной ответственности (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2009 по делу № А43-3838/2009-16-9).

Действия, освобождающие от ответственности
Ответственность, предусмотренная ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется, только если у экспортера была возможность соблюсти соответствующие правила и нормы и при этом он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению (Определение КС РФ от 02.04.2009 № 486-О-О).

Условия контракта и последующие действия
Ответ на вопрос о том, какие именно меры необходимо принять экспортеру, нашел отражение в судебно-арбитражной практике.

Практика ФАС Волго-Вятского округа и Второго арбитражного апелляционного суда также свидетельствует о том, что вероятность привлечения лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ зависит как от условий самого контракта, предусматривающего обеспечительные меры по своевременному исполнению нерезидентом обязанности по оплате, так и от последующих действий сторон сделки.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ. Стороны заключили дополнительное соглашение к контракту об увеличении срока оплаты поставленного товара. При этом действие дополнительного соглашения распространялось на поставки, которые экспортер произвел до момента заключения дополнительного соглашения. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что с учетом дополнительного соглашения валютная выручка была получена в срок, предусмотренный контрактом.
Кроме того, суд принял во внимание, что резидент неоднократно направлял иностранному контрагенту претензионные письма с просьбой произвести оплату поставленного товара. Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что российский поставщик предпринял все зависящие от него меры с целью обеспечения своевременного получения валютной выручки, поэтому суд не усмотрел в действиях резидента состава административного правонарушения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2009 по делу № А43-31782/2008).

Срок подписания дополнительного соглашения
Дополнительное соглашение об увеличении срока оплаты поставленного товара стороны должны подписать в пределах первоначально установленного контрактом срока исполнения обязательств.

Претензионная работа
Сторона, представившая претензионные письма, должна доказать, что письма направлены иностранному контрагенту и касаются оплаты по конкретному договору.

ПОЗИЦИЯ СУДА. Суд не расценил претензионные уведомления в качестве меры, направленной на обеспечение обязанности по получению валютной выручки, поскольку в материалах дела не содержалось доказательств их направления в адрес иностранного контрагента (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 по делу № А17-5596/2009).
По другому делу суд не принял в качестве доказательств претензионные письма в адрес иностранного контрагента, поскольку из текстов данных писем не было ясно, по какому контракту и по какой именно партии поставки, в какой сумме возникла задолженность по оплате реализованного товара (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу № А17-6740/2008).

Причины просрочки
Положение экспортера облегчается, если он не только предусмотрел в договоре положения об ответственности покупателя за просрочку оплаты, но и смог обосновать причины такой просрочки.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ. Суд изучил внешнеэкономический контракт, дополнительные соглашения к нему, протокол разногласий по условиям поставки, переписку сторон и сделал следующие выводы. Общество приняло разумные и достаточные меры к исполнению контрагентом обязательств по оплате товара. В частности, в контракте предусмотрено, что в случае нарушения сроков оплаты покупатель уплачивает пени за каждый день просрочки в размере 0,1% от суммы неоплаченного товара. Кроме того, предусмотрена обязанность покупателя возместить поставщику убытки в связи с несвоевременной оплатой товара. При заключении контракта общество предприняло меры к тому, чтобы пункты договора об ответственности были приняты покупателем именно в той редакции, в которой они были сформулированы обществом.
Суд учел, что просрочка в оплате товара была вызвана необходимостью внесения покупателем исправлений реквизитов контракта в товарной накладной, которая входила в комплект документов, подлежащих передаче продавцу.
Учитывая все обстоятельства в совокупности, суд решил, что оснований для привлечения общества к административной ответственности не имеется (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2009 по делу № А11-2811/2009).

Частичное поступление выручки
В пользу экспортера может свидетельствовать тот факт, что часть выручки все же поступила на его счета.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ. Суд дал оценку претензионной работе продавца, указав, что общество в своих письмах контрагенту настаивало на оплате продукции по спорной поставке, напоминало о возможной ответственности в случае просрочки оплаты. Иностранный покупатель не отказывался от оплаты, указывал на принятие мер к погашению задолженности. Суд пришел к выводу о принятии резидентом достаточных и разумных мер к своевременному исполнению контрагентом обязательств по оплате продукции, в том числе и на стадии заключения договора.
Кроме этого, суд учел поступление большей части валютной выручки в срок, установленный контрактом, и сделал вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях общества (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2009 по делу № А11-2812/2009).

Выводы
Большое значение для квалификации деяния в качестве непротивоправного имеет правильное оформление как самой внешнеэкономической сделки, так и документов, опосредующих ее исполнение.
Во внешнеэкономическом контракте должна быть предусмотрена ответственность за невыполнение иностранным покупателем обязанности по оплате товара в срок, предусмотренный контрактом.
Дополнительное соглашение об изменении срока оплаты может быть принято судом в качестве доказательства по делу, если оно заключено в пределах первоначально согласованного сторонами срока.
В претензионных письмах контрагенту об оплате поставленных ему товаров (выполненных работ, оказанных услуг) должны содержаться сведения о контракте, о спецификации к контракту, о накладных и иных документах, позволяющих установить взаимосвязь между поставкой товаров (работ, услуг) и требованием об оплате.
В материалы судебного дела необходимо представлять доказательства отправки корреспонденции (дополнительных соглашений, претензионных писем и др.) контрагенту по сделке. Во всех представленных в суд документах должна прослеживаться логическая взаимосвязь, сведения из документов не должны противоречить друг другу.

Читайте так же:  Если трое детей какой налоговый вычет применять

Подданные валютного контроля: долгий путь от расстрелов до штрафов

Валютное регулирование существовало еще с ХV века, политика царской России сменялась с либерального подхода до полного запрета на осуществление валютных операций. С 1917 года регулирование характеризуется государственной валютной монополией, которая отменяется только в 1991 году.

Смысл репатриации (возврата выручки в страну) – поддержание финансовой и макроэкономической стабильности в стране. Например, фермерское хозяйство, которое продало партию яблок в другую страну, обязано завести полученную выручку на банковские российские счета. Другая задача – контроль за движением капитала и управление трансграничными потоками денежных средств, борьба с серым рынком и отмыванием. Для современной России репатриация – еще и один из инструментов для поддержания ликвидности российских банков. В ряде стран от валютного контроля (в том числе репатриации) отказались полностью или частично, считая это малоэффективным механизмом для борьбы с «обналичкой».

Статья 88 УК РСФСР

Ян Рокотов, самый известный советский валютчик, окончил свой путь в 1961 году в Бутырской тюрьме. Схема работы Рокотова и его команды была простая: после приезда на территорию СССР зарубежных туристов, у особенно предприимчивых граждан появился доступ к валюте и иностранным товарам. Так называемые фарцовщики покупали и перепродавали дефицитные импортные товары, которые не были доступны «рядовым» гражданам. Рокотов, а также Владислав Файбишенко и Дмитрий Яковлев, его сообщники, придумали схему по скупке валюты и товаров. Рокотову удавалось довольно долго избегать наказания, так как он был осведомителем отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. КГБ раскрыл фарцовщиков в 1960 году.

С. Довлатов «Чемодан»

В итоге при обыске у Рокотова изъяли $1,5 млн, а всего оборот их компании составлял около 20 млн руб. (в переводе на нынешние деньги). Дело должно было стать показательным и обозначить намерения правительства всему черному рынку. Сначала каждому назначили по восемь лет тюрьмы, после срок изменился до 15 лет. По разным источникам, «слишком мягкий» приговор стал причиной отстранения председателя Мосгорсуда Леонида Громова. На фоне его дела был выпущен закон «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций». Случай был исключительным: команду судили по закону, принятому уже после совершения деяния. Срок для Рокотова и других членов его банды сменился смертным приговором, который привели в исполнение. Расстрелы валютчиков не стали массовыми, но с момента смерти Рокотова до полной отмены ст. 88 УК РСФСР оставалось 33 года.

После 1994 года: смягчение контроля

«По непроверенным данным, поступившим из неофициальных источников, в органах прокуратуры рассматривается вопрос об отмене ст. 88 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные валютные операции», – пишет «Коммерсант» 26 марта 1990 года. В 1990 году ее только смягчают, полностью убирают статью в 1994 году.

Число уголовных дел по статьям сравнительно невелико. В 2017 году Федеральная таможенная служба возбудила 173 дела по ст. 193 УК, еще 116 дел возбуждено по ст. 193.1 УК («Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов»). Ответственность за такие нарушения предусмотрена и в КоАП – ст. 15.25 («Нарушение валютного законодательства»). Только за 2017 год ФТС возбудила 1463 дела (сумма штрафов за этот период не указана). В 2016 году за 11 месяцев по этой статье было возбуждено около 5000 дел на общую сумму 150 млрд руб.

Стремление правительства и желание бизнеса валютное регулирование минимизировать (об этом заявляли замминистра финансов Алексей Моисеев, а также глава Минфина Антон Силуанов). С недавнего времени оформление валютных сделок несколько упростилось, но по ст. 15.25 КоАП санкции усилились: теперь штрафы могут достигать всей суммы сделки, а самих руководителей могут штрафовать на 20 000–30 000 руб., при этом при повторных нарушениях руководителя могут отстранить от должности на срок от полугода до трёх лет.

Что дальше?

В марте 2018 года ЦСР выпускает доклад, в котором говорит о необходимости отменить закон «О валютном контроле» (173-ФЗ). В России обязательная продажа валютной выручки не закреплена, но при этом введена обязательная репатриация капитала. Часть норм предлагается закрепить в ГК и законе «О рынке ценных бумаг» ( 39-ФЗ), а саму репатриацию ликвидировать, вместо этого ввести территориальный принцип (в РФ расчет проведут в рублях, а за рубежом – в валюте).

Правительственная инициатива в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства была внесена в Думу в конце июля 2018 года. «Российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели подпадают под штрафные санкции за любые нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (менее 30 дней), предоставлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета», – сообщается в пояснительной записке. В законопроекте предложили ограничить штрафы за просроченные перечисления в размере от 5 до 30% от неперечисленных средств.

Позже Минфин и Центробанк договорились об отмене репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях к 2024 году. При этом регулятор заявил, что полностью отменить репатриацию не получится. «Отмена репатриации рублей к 2024 году вряд ли может считаться серьёзной уступкой, учитывая, что валюта платежей по внешнеторговым контрактам – это вопрос договорённости и желания двух сторон, а не только российской стороны контракта», – комментирует ведущий юрист Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное/Наследственное право группа ТМТ группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика × Пётр Попов.

Банк России категорически против более широкой отмены репатриации, ссылаясь на риски «серых» валютных операций и отсутствие альтернативных механизмов борьбы с ними. Репатриация вошла в привычку, а в некоторой степени даже помогает российским банкам в поддержании ликвидности, хотя такой способ поддержки отечественных банков, при всей к ним симпатии, не каждый будет готов признать рыночным и конкурентным.

Владимир Чикин, партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование группа ТМТ группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Финансовое/Банковское право группа Банкротство 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) Профайл компании × , обращает внимание, что в проекте правительства предлагается установить разное наказание для лиц в зависимости от их статуса. Для так называемых профессиональных участников ВЭД наказание может ограничиваться предупреждением, а для обычных – административным штрафом.

Читайте так же:  Налог на недвижимость пени

Скрепно наказывать дворян покаянием, а крестьян поркой за одинаковый проступок, но неконституционно, поскольку нарушает принцип равенства граждан перед законом. КоАП подтверждает принцип равенства перед законом: юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Чикин считает, что требование о репатриации создает конкурентное преимущество для иностранных участников ВЭД по отношению к отечественным. «Разумно было бы устранить этот барьер полностью, отменив ст. 19 закона о валютном регулировании. В результате не будут применяться ни ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП, ни ст. 193 УК. Предлагаемая мера – снижение размера штрафов – выглядит паллиативной, она не устранит это конкурентное преимущество участников ВЭД из стран, где требований о репатриации нет», – комментирует Чикин.

Попов при этом отмечает, что репатриация как инструмент против сомнительных списаний из страны за границу работает слабо. «Репатриация лишь слегка увеличивает издержки махинаторов на создание правдоподобного комплекта документов «под платёж» с последующим исчезновением плательщика из видимости государственных проверяющих ведомств. Чтобы бороться с «серыми» трансграничными платежами, нужно, наоборот, отменить сплошной валютный контроль и перенести акцент на противодействие отмыванию, выработать критерии риска подозрительных операций и «придушить» сомнительные платежи не через сплошной контроль, а через внезапные для клиента выборочные запросы банков на основе автоматизированной выборки», – резюмирует он.

Законопроект о смягчении штрафов ждет поправок до 9 января 2019 года, тогда к нему добавятся ключевые изменения. В первом чтении документ приняли 12 декабря 2018 года, во втором чтении он все еще не рассматривался. С февраля этого года у валютной либерализации появился еще один сильный аргумент – поддержка президента Владимира Путина. «Если у вас есть предложения по поводу того, как можно либерализовать этот вид деятельности, не подвергая угрозам интересы государства, то давайте подумаем. Я согласен», – заявил он на на пленарном заседании форума «Деловая Россия» (6 февраля, цитата по «Коммерсанту»).

Бизнес ждать не может: 18 марта четыре ассоциации – Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия» и «Опора России» – направили письмо Дмитрию Медведеву с просьбой отменить уголовную ответственность за валютные нарушения, рассказывают «Ведомости». За отказ не репатриировать выручку можно получить до пяти лет тюрьмы, а уголовная ответственность наступает за невозврат более чем 9 млн руб., что не так много в условиях даже среднего бизнеса. В Центробанке заверили, что сейчас корректировки в Уголовный кодекс прорабатываются. А бизнес констатирует: при нынешнем законодательстве в сфере валютного регулирования некоторым компаниям проще вообще не выходить на внешние рынки.

Таблица штрафов за нарушения валютного законодательства РФ

Таблица нарушений валютного законодательства РФ

Статья 15.25. КОАП (смотреть статью)

Судебная практика по валютным нарушениям

Нарушение
Административный штраф

Осуществление незаконных валютных операций

  • купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;
  • осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;
  • осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере

Видео (кликните для воспроизведения).

размера суммы незаконной валютной операции.

  • установленного срока и (или)
  • установленной формы

подачи уведомления в ФНС РФ:

  • об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке или
  • об изменении реквизитов счета в зарубежном банке
  • на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей;
  • на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50.000 до 100.000 рублей.

Неполучение резидентом в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента)

  • иностранной валюты или
  • валюты Российской Федерации,

за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности и т.д. переданные нерезиденту.

на должностных лиц и юридических лиц в размере

  • 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств
  • в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

Правительство РФ еще не определило ни рублевую долю выручки по внешнеторговым контрактам, ни перечень товаров, работ услуг, по которым осуществляются расчеты частично в валюте РФ, ни перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты.

Но проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении размера доли валюты Российской Федерации при осуществлении расчетов по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки» уже начал разрабатываться (информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: (Смотреть проект)).

  • на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

Невозврат в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

  • на должностных лиц и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки
  • в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Несоблюдение порядка, правил и сроков оформления, представления и хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, отчетов и информации по валютным операциям.

неуведомление финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

  • на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

Читайте так же:  Налоговый кодекс ндфл вычеты на имущество

или представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на 10 дней.

Предупреждение или штраф

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

Видео (кликните для воспроизведения).

или представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.

  • на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

или представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов более чем на 30 дней.

  • на граждан в размере 10.000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6, а именно:

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

  • на граждан в размере 10.000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6, а именно:

Нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

Штрафы валютный контроль практика

Здравствуйте,
Ваш вопрос требует достаточно объемного ответа.
Поэтому предлагаем Вам для ознакомления официальный текст с сайта ФНС РФ http://www.nalog.ru:

Проведение проверки и оформление её результатов

Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.

Решение о проведении проверки
Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников.
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

Запрос документов и информации
В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:

  • проверяемого резидента (нерезидента) на основании части 1 и части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ;
  • уполномоченных банков, в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.

Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.
Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций органам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 № 98.

Рассмотрение материалов проверки. Составления акта проверки
По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции в отношении которых проводится проверка имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами.

Административное производство
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения и/или состава преступления, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении и/или передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и/или иные государственные органы
В соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в случаях, если после выявления административного правонарушения в области валютного законодательства осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможно при наличии документов, свидетельствующих об извещении данного лица о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок.

Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении
Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ, согласно которым в протоколе указываются:

  • дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела;
  • разъяснение прав и обязанностей законному представителю лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу, о чем делается запись в протоколе;
  • сведения об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола.

В соответствии со статьей 25.1. КоАП РФ лицу, в отношении которого проводится административное расследование, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись согласно статье 28.2 КоАП РФ.
Отсутствие подписи проверяемого лица после разъяснения ему прав и обязанностей, указывает на несоблюдение процедуры оформления протокола и влечет недействительность данного процессуального документа.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом налогового органа, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар

В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.

Читайте так же:  Переходит на упрощенную систему налогообложения что ставить

Виды нарушений валютного законодательства

Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

  1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
  2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
  3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
  4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

  • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
  • Административная (штрафные санкции).
  • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

Таблица штрафов по валютному контролю

Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.

Нарушение Статья законодательства (КоАП РФ) Штрафные санкции
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. п. 4-5 3/4 — 1 сумма контракта
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки п. 6 40 — 50 тыс. руб.
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах 5 — 50 тыс. руб.
Отказ в предоставлении документов по запросу банка 40 — 50 тыс. руб.
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов 400 — 600 тыс. руб.
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках п. 2.1 800 тыс. — 1 млн руб.
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока п. 2 50 — 100 тыс. руб.
Нарушение порядка ведения валютных расчетов п. 1 3/4 — 1 сумма незаконной операции

Изменения в законодательстве

Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

Что касается изменений суммы штрафов в 2017 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:

Сумма Штраф Срок тюремного заключения
Более 9 млн руб. 200 000 — 500 000 руб. До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы
Более 45 млн руб. До 1 000 000 руб. До 5 лет

Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.

Срок исковой давности

За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.

Штрафы по валютному контролю в 2017 году

Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.

Особую роль играет несвоевременное предоставление:

  • Отчетности о движении валюты.
  • Паспортов сделки.
  • Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
  • Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.

Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.

Можно ли оспорить штраф

Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.

Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.

Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.

Источники

Штрафы валютный контроль практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here