Система субъектов валютного контроля

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Санкт-Петербург, бизнес-центр «Мариинский», набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Продолжительность:

26-28 Февраля 2020 с 10:00 до 17:00 (Посмотреть другие даты)

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично трансформирующуюся систему, в которой постоянно происходят изменения структурного, содержательного и нормативно-правового характера. Это создает немало трудностей и вопросов в повседневной деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей, повышает вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъектов внешнеэкономических отношений.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с государственным регулированием валютного регулирования и валютного контроля;
  • изучат порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям;
  • рассмотрят порядок постановки и снятия с учета контрактов;
  • ознакомятся с органами и агентами валютного контроля;
  • изучат арбитражную практику по вопросам валютного регулирования, валютного контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рассмотрят административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  • изучат нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций;
  • ознакомятся с особенностями налогообложения участников внешнеэкономической деятельности;
  • изучат порядок налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ;
  • научатся применять изученные материалы на практике;
  • получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.

Программа:

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Третий день.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Преподаватель:

ПЛАВИНСКАЯ Галина Алексеевна

Документ по окончании обучения:

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 35 800 рублей, в ONLINE — 28 600 рублей.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

Читайте так же:  Налог на несовершеннолетних детей на квартиру

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Читайте так же:  Если воспользоваться налоговым вычетом ребенка

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль: понятие и значение

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Важным является разработка и применение системы мер валютного контроля. Деятельность во внешней торговле сопровождается операциями, связанными с движением валютных средств. Такая деятельность должна контролироваться в особом порядке. IX Конгресс ИНТОСАИ, который проходил в г. Лиме в 1977 году принял документ, определяющий руководящие принципы валютного контроля. Было отмечено, что контроль не является самоцелью, он осуществляется для того, чтобы исправить ошибки и просчеты в принятых стандартах во избежание нарушения принципа законности. В отдельных случаях контроль позволяет привлекать к ответственности виновных, проводить профилактические мероприятия по предотвращению нарушений.

Последующий валютный контроль

Когда все валютные операции выполнены, наступает момент проведения мероприятий последующего валютного контроля, а именно:

  • сопоставление данных, в частности, документальных, сопровождающих валютную операцию;
  • контроль над исполнением обязательств согласно условиям валютного договора;
  • проверка истинности и полноты отчетных и учетных данных относительно валютных операций резидентов и нерезидентов и пр.

Основная цель мероприятий последующего контроля – предупредить потенциальные нарушения в сфере валютных правоотношений, выявить их и пресечь.

Итогом реализации мероприятий последующего контроля становятся:

  • подготовка уполномоченными органами предписаний с указаниями для субъектов валютного правоотношения по устранению обнаруженных нарушений соответствующих нормативных актов в сфере валютного регулирования (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.2);
  • выдача клиенту отказа в проведении валютной операции;
  • выдача клиенту отказа в открытии счета, если не были предоставлены необходимые документы, либо содержащаяся в них информация была признана недостоверной (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.5).

Замечание 1

Последующий валютный контроль отличает более глубокое исследование осуществленных валютных операций конкретного участника валютного правоотношения за отдельный период. Таким образом, последующий валютный контроль становится также маркером качественности осуществленных ранее мероприятий предварительного и текущего контроля.

Предварительный контроль

Как логично вытекает из самого названия, предварительный контроль – это действия, совершаемые до проведения валютных операций, необходимые для окончательного их одобрения.

Примером предварительного валютного контроля является проверка соответствующим органом достоверности данных:

  • достоверность документации перед тем, как выдать разрешение на проведение валютных операций в рамках кредитного договора;
  • соответствие данных, указанных клиентом в расчетном документе, информации, зафиксированной в документах-основаниях для осуществления валютных операций, перед тем, как произвести банковскую операцию по обслуживанию банковского валютного счета;
  • соответствие оформленных расчетных документов резидентами и нерезидентами соответствующим нормам, установленным Банком России, перед осуществлением любых банковских валютных операций и пр.

Итог предварительных контролирующих действий может быть оформлен различными видами документации: разрешений, заключений и т.д.

Действия предварительного контроля играют важнейшую роль в укреплении финансовой дисциплины, в общем, и предупреждении валютных правонарушений, в частности.

Валютная дисциплина

Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства.

Это правосознание субъекта валютного права, которому необходим механизм валютного контроля и юридической ответственности. Здесь контроль выступает в роли предупреждения, предохранения, способствуя соблюдению установленного порядка в правоотношениях, связанных с валютой. Вместе с мерами юр. ответственности контроль дает гарантию соблюдения валютной дисциплины, применяя меры предупредительного, пресекательного, обеспечительного и правовосстановительного характера.

Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. У каждого субъекта имеется свой круг полномочий. Можно выделить четыре основных группы процедур валютного контроля:

  • сбор сведений о валютных операциях;
  • обработка и систематизация данных;
  • предупреждение правонарушений в области валютных операций;
  • выявление правонарушений.

Данные процедуры чаще всего применяются в комплексе, и эффективными они будут только тогда, когда органы и агенты валютного контроля будут надлежащим образом выполнять свои обязанности. Деятельность этих субъектов связана с принятием индивидуально-правовых актов – предписаний, протоколов и пр.

Действенный механизм валютного контроля необходим для того, чтобы обеспечить экономические интересы страны. Контроль за операциями позволяет учитывать внешнеэкономические сделки, выявлять нарушения, не ущемляя при этом прав субъектов, подвергшихся контролю. Поэтому в РФ резиденты и нерезиденты имеют право:

  • быть ознакомленными с проверочными актами и другими документами;
  • обжаловать решения и действия контролирующих органов в суде;
  • требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями.

У резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции также есть и обязанности:

  • представлять документы по валютным операциям и счетам;
  • вести учет по совершенным валютным операциям;
  • сохранять отчетные материалы в течение 3-х лет;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении нарушений.

В любой финансовой сфере контроль необходим, в валютной особенно, поэтому очень важно разработать законодательство без просчетов и ошибок. Несовершенство закона используется в преступных целях, наносящих ущерб экономике.

Российское валютное законодательство разрабатывалось в 1980-90-е гг. В публичной финансовой деятельности шли негативные процессы, сокращались резервы государства в иностранной валюте, внешний долг России нарастал, наблюдался отток капитала за рубеж, национальная денежная единица обесценивалась. Все это оказывало влияние на валютную политику государства и ее правовое оформление.

В мире наблюдаются тенденции к отмене ограничений в валютной сфере. Но мировой опыт показывает, что справиться с финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов, очень сложно. Это под силу только странам с мощным экономическим и финансовым капиталом. Сегодня Россия не может полностью отказаться от мер валютного регулирования и контроля. Для того, чтобы Россия была интегрирована в международную хозяйственную систему, необходимо компромиссное решение, где бы сочетались либерализация правил операций с валютой и сохранение оптимальной структуры платежного баланса. Россия присоединилась к международной борьбе с отмыванием денег. Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Читайте так же:  Возврат налога за медицинские услуги

Валютный контроль: формы и методы

Финансово-правовая теория и ее практическое применение в сфере валютного контроля используют несколько его форм:

Каждая из указанных форм фактически отражает конкретный набор организационных действий, необходимых для осуществления контроля. Форма валютного контроля также раскрывает его сущность и проявления, связанные со временем реализации контролирующих действий.

Текущий валютный контроль

Мероприятия текущего валютного контроля реализуются в процессе проведения валютных операций:

  • открытие валютного счета;
  • купля или продажа зарубежной валюты или иных валютных ценностей;
  • проведение международных расчетов и пр.

Действия текущего валютного контроля осуществляются соответствующими органами и агентами валютного контроля.

Примерами текущего валютного контроля являются следующие мероприятия:

  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: проверка банком идентичности данных, содержащихся в справке о валютной операции и документах-основаниях для ее проведения;
  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: соответствие заполненной резидентом справки о валютной операции нормам, установленным Банком России;
  • при пересечении таможенной границы России: органы таможни контролируют соответствие оформленной декларации на вывоз валюты установленному регламенту и пр.

Текущий валютный контроль также носит название оперативного из-за его особенности, заключающейся в одновременном его осуществлении совместно с проведением операций хозяйственного или финансового характера. Основой оперативного контроля являются такие источники информации как:

  • данные бухгалтерского учета;
  • документы и содержащиеся в них данные, которые предоставляют резиденты;
  • первичные документы и пр.

Использование сведений из указанных документов позволяет как резидентам, так и органам контроля оперативно реагировать в случае изменений в финансовой деятельности, выявлять случаи потенциального нарушения законодательства в области оборота валюты.

Цель валютного контроля

Целью является недопущение нарушений валютного законодательства при осуществлении операций с валютой. Все операции этого вида подлежат валютному контролю независимо от того проводятся они с валютными ограничениями или без них. Если валютная операция проводится без ограничений, ряд мер пассивного контроля все равно предусмотрен. К таким мерам относятся: предоставление данных статистики, паспорт сделки и пр. Органы валютного контроля таким образом накапливают информацию для последующей корректировки государственной политики в этой области.

Понятие валютного контроля является разновидностью контроля финансового со своими отличительными особенностями. Основной формой валютного контроля являются проверки:

  • операций с валютой на соответствие законодательству;
  • наличия лицензий и соглашений;
  • выполнения обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством;
  • обоснованности валютных платежей;
  • учета и отчетности по валютным операциям.

Замечание 1

Сущность валютного контроля в использовании организационно-правовых способов и средств для выяснения соответствия деятельности подконтрольных субъектов законам, анализе результатов, выявлении отклонений, принятии мер по исключению этих отклонений и привлечении к ответственности виновных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Валютный контроль – функция государственного управления, являющаяся видом государственного финансового контроля.

Основная цель как финансового, так и валютного контроля в обеспечении успешной реализации валютной политики государства.

Контроль за операциями с валютой можно рассматривать как многоаспектный вид контроля. Во-первых, он является государственной функцией управления и обеспечивает проверку, наблюдение, анализ, что характеризует его как функцию. Во-вторых, это определенная стадия конкретных государственных действий. В-третьих, это форма обратной связи при регулировании валютных отношений. В процессе контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников правоотношений, связанных с валютой. Результаты анализируются и оцениваются, в валютное законодательство вносятся корректировки. В-четвертых, валютный контроль обеспечивает соблюдение ограничений в валютной сфере, поэтому он является средством поддержания правопорядка.

Механизм контроля за валютными операциями

Валютный контроль реализуется при помощи специфического механизма, который является способом организации и функционирования управленческой контролирующей деятельности. В широком смысле под термином «механизм» следует понимать согласованное воздействие субъектов на явления окружающей действительности.

Механизм валютного контроля выступает как организационно-правовая система государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Контроль – совокупность мер гос. регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности и соблюдения интересов государства в правоотношениях. Валютный контроль – деятельность специальных органов, направленная на соблюдение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

В Законе о валютном регулировании определены принципы валютного контроля:

  • невмешательство государства в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы регулирования и контроля;
  • защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении операций в валюте.

Подход объединения принципов регулирования и контроля законодатель объясняет тем, что эти две системы должны эффективно функционировать и быть согласованными, так как порядок проведения валютных операций может быть обеспечен только посредством контроля за их соблюдением валютного законодательства. Например, правительство РФ и Банк России наделены одновременно функциями по валютному регулированию и контролю.

Валютные ограничения отменяются и закрепляются, это существенно влияет на механизм валютного контроля. Появление ограничений означает то, что у резидентов и нерезидентов возникают дополнительные обязанности, поэтому появляются новые объекты контроля. Права и обязанности резидентов, которые установлены в рамках ограничений, обуславливают проведение различного рода мероприятий, касающихся контроля в валютной сфере.

Контролю подлежат все без исключения валютные операции независимо от того, совершаются они свободно либо с валютными ограничениями.

Регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

  • создание организационных структур и наделение их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций;
  • определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами валютного контроля.

Меры валютного контроля являются производными от валютных ограничений, но они не тождественны. Посредством ограничений государство регулирует операции с валютой, а через меры контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований.

Существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, банк может отказать в проведении валютной операции при отсутствии необходимых для валютного контроля документов.

Есть случаи, когда мероприятия валютного контроля становятся ограничительными мерами.

Это происходит в случаях необоснованного ввода государством процедур контроля, которые делают законные операции затруднительными или вовсе невозможными. В этом случае меры валютного контроля начинают выполнять не контролирующую, а регулирующую функцию. Происходит воздействие на добросовестных участников валютных отношений.

Механизм валютного контроля функционирует качественно, когда существуют границы внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает наличие субординации между субъектами. Конечная цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютной дисциплины.

Классификация валютного контроля

Классифицировать валютный контроль можно по нескольким основаниям.

Валютный контроль по сути – одна из управленческих функций государства в области финансов, соответственно, существуют различные уровни его реализации в зависимости от вида контролирующего органа:

  • валютный контроль, осуществляемый органами валютного контроля (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Банк России). Ранее функции органа валютного контроля исполнял Росфиннадзор. В 2016 году этот орган федеральной исполнительной власти был упразднен, а его полномочия были переданы иным органам;
  • валютный контроль, организация которого производится агентами валютного контроля (участники рынка ценных бумаг, банки, обладающие, соответствующими полномочиями).
Читайте так же:  Как узнать результат налоговой проверки

Каждый из органов, осуществляющих валютный контроль, владеет спецификой наделенных полномочий. Таким образом, различают:

  • опосредованный валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и заключающийся в подготовке соответствующих нормативных актов и присвоении статуса органа валютного контроля органам исполнительной власти;
  • непосредственный валютный контроль, мероприятия которого реализуют прочие органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Объектом валютного контроля могут быть различные валютные операции, и, в зависимости от особенностей этих объектов, выделяют следующие виды валютного контроля:

  • над операциями резидентов;
  • над операциями нерезидентов;
  • над операциями, сопутствующими открытию и ведению счетов.

Методы валютного контроля

Очевидно, что реализация контрольных мероприятий относительно валютных правоотношений предполагает применение своей методологии.

Методы, применяемые при осуществлении валютного контроля, есть система, совокупность подкрепленных законодательно и адаптированных к данной сфере правоотношений контролирующих приемов и средств.

Как и в любой другой сфере, правильность и адекватность выбора метода валютного регулирования контролирующими органами определяет качество конечного результата, эффективность осуществленных контролирующих действий и процедур, содействует соблюдению законных прав подконтрольных субъектов и нормальному течению хозяйственной деятельности.

Осуществление валютного контроля подразумевает достижение разнообразных целей и задач, следовательно, присутствует необходимость в дифференциации используемых подходов, принципов, поиске оптимальных сочетаний тех или иных способов контроля, оценки и анализа.

Выбор метода, применяемого для контроля валютных правоотношений, опирается на ряд факторов:

  • специфика осуществления конкретных валютных операций;
  • правовой статус и специфика деятельности контролирующих органов;
  • тип подконтрольного объекта;
  • формы проведения контроля и пр.

В целом различают два базовых метода валютного контроля:

  • проверка. Сущность проверки как метода заключается в исследовании правильности осуществления валютных операций с привлечением всех возможных источников данных, в частности, документальных.

Объектом для проверки становятся всевозможные валютные операции резидентов и нерезидентов и операции по открытию и ведению счетов;

  • запрос. В рамках этого метода органы, осуществляющие валютный контроль, истребуют сведения о конкретных валютных операциях и/или счетах. Применения такого метода как запрос предполагает наличие соответствующих полномочий у агентов валютного контроля – требовать от субъектов валютного правоотношения предоставления необходимой информации. В свою очередь, агенты валютного контроля обязаны по соответствующему запросу предоставить эти данные органам валютного контроля.

Пример 3

Примером использования запроса как метода может быть взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг и Банка России. Участники рынка имеют право запрашивать и консолидировать данные о совершаемых резидентами и нерезидентами операциях с внешними и внутренними ценными бумагами, предоставляя далее эти документы и сведения в Банк России на основании его запроса.

Закон о валютном регулировании в статье 23 определяет ключевые виды мероприятий валютного контроля:

  • контроль над соблюдением субъектами валютных правоотношений нормативных актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • анализ истинности и полноты учетных и отчетных данных относительно осуществленных валютных операций;
  • запрос и анализ полученных сведений, в том числе документальных, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок представления запрошенной информации органами и агентами валютного контроля – не более 7 дней с момента поступления запроса.

Замечание 3

В общем, необходимо отметить, что специфика контролирующих процедур в сфере валютных правоотношений – применение мер государственного принуждения, в частности, выдача предписаний, предполагающих согласно законодательству РФ несение ответственности за нарушение норм валютного законодательства или устранение выявленных нарушений.

Валютный контроль (понятие, виды, формы осуществления).

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля .

I. Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Как и в большинстве развитых стран мира, одними из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями . Участники внешнеторговой деятельности совершают операции, связанные с движением валютных средств. Такие операции подлежат особому государственному контролю.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

Основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Сущность валютного контроля заключается в том, что уполномоченные на то субъекты, используя организационноправовые способы и средства, выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных субъектов законам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах .

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого-или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Например, установив правило репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20 Закона о валютном регулировании).

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

Читайте так же:  Действующие налоговые вычеты

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах.

В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях.

В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Законом о валютном регулировании были впервые на законодательном уровне закреплены принципы валютного контроля, к которым ст. 3 отнесены:

1) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

2) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Необходимо обратить внимание, что Закон о валютном регулировании объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями не только по валютному регулированию, но и по осуществлению валютного контроля.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Организационная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

II. Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой валютного контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

§ Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

Предварительная реализация органами и агентами валютного контроля своих функций имеет большое значение для предупреждения валютных правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Результаты предварительного валютного контроля внешне могут быть оформлены в виде разрешений на осуществление валютных операций, заключений о соответствии представленной документации действующему законодательству и т.д.

§ Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля.

Например, при пересечении таможенной границы РФ таможенные органы проверяют правильность оформления декларации на вывоз наличной валюты; во время совершения расчетов по валютному счету уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях, установленного Банком России.

Особенностью текущего валютного контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, поэтому иначе его называют оперативным контролем. Он основывается на документах и информации, предоставляемых резидентами органам и агентам валютного контроля, на данных бухгалтерского учета, первичных документах, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения валютного законодательства.

§ Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Результатом последующего валютного контроля являются: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений.

Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

III. Классификация валютного контроля

1) В зависимости от субъектов, его осуществляющих, выделяют контроль :

— органов валютного контроля (Банка России и Росфиннадзора);

— агентов валютного контроля (уполномоченных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных органов, налоговых органов).

2) В зависимости от специфики контрольных полномочий государственных органов в валютной сфере выделяют :

— опосредствованный валютный контроль (осуществляет Правительство РФ, задача которого состоит в определении статуса органа исполнительной власти как органа валютного контроля и издании нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность в валютной сфере);

— непосредственный валютный контроль (осуществляют иные органы и агенты валютного контроля).

3) В зависимости от специфики объекта валютного контроля выделяются :

— валютный контроль за операциями резидентов;

— валютный контроль за операциями нерезидентов;

— валютный контроль за операциями, связанными с открытием и ведением счетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11027 — | 7453 — или читать все.

Источники

Система субъектов валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here