Сколько проводится выездная налоговая проверка

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Читайте так же:  Меры по взысканию задолженности по налогам

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Сколько проводится выездная налоговая проверка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки организации?
Каковы последствия того, что выездная налоговая проверка завершена за пределами сроков, установленных для ее проведения?

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Процедура проведения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка – привычная для большинства предпринимателей нашей страны форма налогового контроля со стороны государства. Как правило, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя подвергается процедуре выездного контроля раз в два года. Выездная проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории, принадлежащей налогоплательщику. Это обеспечивает легкий доступ к необходимым документам и материалам и облегчает деятельность проверяющих.

Что проверяют ревизоры

В процессе проверки работники налоговой инспекции анализируют:

  • особенности налогового учета организации (предоставление достоверных отчетов в налоговые органы, наличие необходимых правоустанавливающих документов);
  • правильность исчисления налогов и сборов;
  • соответствие режима налогообложения виду хозяйственной деятельности;
  • точность расчета и оплаты страховых взносов.

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Квитанция задолженность по налогам по инн

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Заключение

В результате проведенного проверки предприниматель получает развернутый отчет о деятельности своей компании. В нем перечисляются нарушения, допущенные организацией в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. Другими словами, работники налоговой инспекции проведут полный (и бесплатный!) аудит предприятия. После анализа допущенных ошибок руководитель предприятия должен так организовать свою работу, чтобы не допускать повторения досадных промахов. Это, разумеется, идеальная схема проведения ревизии.

На деле выездная ревизия отнимает очень много времени, людских ресурсов, нервов руководителей. Иногда негативные стороны, связанные с ответственностью учредителей и руководства компании, полностью перечеркивают положительные аспекты проверки. Поэтому важно знать основные правила проведения мероприятия и требовать от представителей налоговой инспекции их неукоснительного выполнение.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Читайте так же:  Требования к постановлению о налоговом правонарушении

Выездная налоговая проверка по всем правилам: сроки, регламент проведения, документы

Видео (кликните для воспроизведения).

Всякая ревизия – стресс и для руководителя предприятия, и для его служащих. Поэтому действия контролирующих органов должны проводиться по четкому плану с соблюдением всех процедурных тонкостей.

Сроки проверки

По Налоговому кодексу РФ (п. 6 ст. 89) выездная проверка проводится два месяца. По веским причинам (большой объем документации, необходимость проведения экспертиз) сроки обследования предприятия могут быть продлены до четырех месяцев. В исключительно сложных случаях ревизия проводится в течение 6 месяцев.

Увеличение сроков допускается, если:

  • организация относится к числу крупных налогоплательщиков региона;
  • компания насчитывает четыре и более обособленных филиала;
  • руководство компании-налогоплательщика противодействует должностным лицам и не предоставляет требуемые документы;
  • на месте проведения проверки происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

За год хозяйственную деятельность предприятия могут проверить не более двух раз. Также ограничено число проверок уплаты одного и того же налога за один и тот же временной промежуток – фискальный орган может дважды санкционировать ревизию.

Регламент проверки

Всю процедуру проведения выездной налоговой проверки можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Предварительная подготовка. Это анализ деятельности налогоплательщика. Еще в стенах налоговой инспекции специалисты изучают представленные правоустанавливающие документы, декларации, сведения об имуществе. На этом этапе инспектор приблизительно просчитывает сумму недополученных поступлений. Результатом анализа становится издание официального распоряжения по проведению проверки.
  2. Собственно выездная налоговая проверка начинается с предъявления документа о проведении контролирующего мероприятия. В нем должны быть указаны следующие данные:
  • сведения о проверяемой компании или физическом лице: наименование, ИНН, анкетные данные руководителя;
  • цель ревизионных мероприятий – исследование всей деятельности компании или отдельных аспектов ведения бизнеса;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и персональные данные ее членов (должность, ФИО).

Документ о проведении ревизии должен быть правильно оформлен и заполнен. Перед началом проверочных действий на нем расписывается представитель фискального органа и заверяет его печатью. Руководитель предприятия, в свою очередь, должен поставить свою роспись и указать дату вручения. Возможно отправление документа заказным письмом по официальному адресу организации.

Срок начала проверки исчисляется с момента получения уведомления руководителем компании.

  1. В процессе проведения выездной налоговой проверки специалистами фискального органа могут проводиться следующие действия:
  • инвентаризация для уточнения предоставленных налогоплательщиком данных;
  • осмотр торговых, производственных, складских помещений, которые используются для получения прибыли;
  • истребование доступа к любой информации, связанной с хозяйственной деятельностью;
  • изъятие (выемка) документов и предметов для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства;
  • привлечение сторонних экспертов;
  • допрос свидетеля, располагающего существенной для ревизии информацией;
  • привлечение переводчика;
  • отправка запросов в кредитные учреждения, в том числе и в зарубежные банки.

Итак, форма проведения проверки может быть совершенно разной – от безобидного анализа предоставленной документации до принудительного истребования и изъятия доказательств. Все эти действия совершенно законны. Налогоплательщик обязан обеспечить доступ должностных лиц ко всей значимой информации и не препятствовать получению нужных сведений.

  1. В конце ревизии директору предприятия или его законному представителю под роспись вручается справка. В ней указываются основные данные проведенной проверки: состав комиссии, предмет проверки, сроки. Дата выдачи справки – это дата завершения контролирующего мероприятия.

Сопроводительные документы

После выдачи справки у фискальных органов есть еще 2 месяца для того, чтобы составить акт выездной проверки. Поэтому время окончания ревизии в справке должно быть указано точно – если проверяющие проставят неверную дату, срок вручения акта затянется. В акте (в отличии от справки) подводятся итоги проведенных мероприятий.

Проверяющие делают выводы о нарушениях в деятельности компании. Наиболее часто выявляются:

  • несоответствие деятельности предприятия и выбранной системы налогообложения;
  • сокрытие доходов или их существенное занижение;
  • нарушения в области начисления и выплаты заработной платы сотрудникам;
  • сознательное использование незаконных (мошеннических) схем ведения деятельности.

Члены комиссии обязаны не только перечислить обнаруженные нарушения законодательства, но и подкрепить их доказательствами – собранными документами, экспертизами. В акте указывается сумма недополученных государством выплат, выносится решение о наложении штрафных санкций, взыскания пеней.

Таким образом, срок вынесения решения по выездной проверке составляет 2 месяца со дня окончания ревизии. Дата завершения отмечена в справке, выданной директору проверяемой организации или его полномочному представителю.

Причиной обжалования могут быть следующие нарушения в порядке проведения контролирующих мероприятий:

  • некорректное составление сопроводительных документов (постановления о назначении ревизии, справки, акта о завершении проверки);
  • неправомерное увеличение сроков налогового аудита;
  • искажение доказательной базы или привлечение недостоверных доказательств.

Перед составлением обжалования целесообразно обратиться к опытному налоговому консультанту.

Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в течение 10 дней. В результате принимаются следующие решения:

  • оставить без изменения акт о проведении налогового контроля и применить к виновному предприятию штрафные меры и взыскания;
  • отменить итоги ревизии в целом или частично, приняв во внимание представленные компанией аргументы;
  • вынести постановление о повторном аудите компании в ближайшее время (обычно – месячный срок).

Если вынесенное заключение не удовлетворяет представителей организации, возможно продолжить процедуру апелляционного обжалования в суде. В этом случае жалобу подают сразу после вынесения решения налоговым органом.

Процедура ходатайства в налоговые органы поможет уменьшить штрафные санкции

Кроме составления протокола или акта разногласий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы с ходатайством о смягчении взыскания. Правильно составленное обращение поможет сильно сократить штрафные суммы (в некоторых случаях – до нуля). Ходатайство следует подавать в фискальные органы до вынесения решения по результатам проведенного аудита.

В документе указывают смягчающие обстоятельства:

  • признание вины по акту проверки;
  • наличие большого кредитного обременения;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • обязательства по договорам лизинга.

Чем больше обстоятельств, смягчающих вину, приведет в свое оправдание налогоплательщик, тем меньше штрафных санкций будет к нему применяться.

До составления обращения в налоговую инспекцию необходимо проконсультироваться с адвокатом: общее признание вины по акту может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Кого могут проверить

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении:

  • индивидуального предпринимателя;
  • физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • юридического лица;
  • консолидированной группы налогоплательщиков.

Итак, казалось бы, налогоплательщик-физическое лицо имеет законное право укрывать компрометирующие его документы и сведения, препятствовать ходу контролирующих мероприятий. Но не все так гладко. Если доступ к необходимым материалам затруднен, работники налоговой инспекции вправе рассчитывать суммы налогов, подлежащих уплате, что называется, «по среднему», исходя из сложившейся практики. Усредненную сумму и предъявят ко взысканию. Также поступят и с предпринимателем, препятствующему проведению ревизии.

Налоги определяют расчетным способом в следующих случаях:

  • непредоставление в период от двух месяцев и более налоговому органу документов для исчисления налогов;
  • отказ представителям фискального органа в доступе к производственным территориям;
  • некорректное ведение системы учета доходов и расходов или полное отсутствие учета;
  • сознательное укрытие объектов налогообложения.

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  План внутреннего финансового контроля бюджетных учреждений

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Причины проведения выездной налоговой проверки

Любая проверка – и камеральная, и выездная – проводятся по плану, заранее утвержденному руководством налоговой инспекции. В исключительных случаях возможны внеплановые ревизии.

Первый этап подготовки контролирующих мероприятий – предварительный анализ экономической деятельности. Внимание ревизоров привлекут:

  • подозрительные схемы для вывода наличных;
  • низкие зарплаты сотрудников;
  • частая смена места регистрации бизнеса;
  • сверхнизкая прибыль или ее отсутствие;
  • фиксация убытков компании в течение двух лет деятельности;
  • расхождения в отчетности по проведенным операциям с декларациями связанных контрагентов;
  • необоснованно частое снятие и новая постановка на налоговый учет.

Эти признаки свидетельствуют о сознательном сокрытии доходов и искажении показателей бухгалтерской отчетности. Законный итог не совсем чистого ведения хозяйственной деятельности – назначение плановой выездной налоговой проверки.

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Порядок проведения выездных налоговых проверок

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка является формой налогового контроля (статья 82 НК РФ). Цель проведения выездных налоговых проверок — контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения.

В НК РФ место проведения выездной проверки не указано. Из смысла статей 87, 88, 89 НК РФ вытекает, что выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. На практике возникают ситуации, когда выездная налоговая проверка не может быть проведена на территории налогоплательщика. В таком случае налоговая проверка проводится в помещении налогового органа, но по правилам выездной налоговой проверки.

Представляется, что место проведения выездной налоговой проверки должно быть закреплено в НК РФ.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Согласно пункту 1.10.2 Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяемой организации решения вышестоящего налогового органа о проведении выездной (повторной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить проверку до трех месяцев.

Данное ограничение установлено в связи со спецификой выездной налоговой проверки, которая состоит в присутствии на территории налогоплательщика сотрудников налогового органа, а также в объеме представляемых бухгалтерских и налоговых документов.

В соответствии с Письмом МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

— проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

— получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

— наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;

— иные исключительные обстоятельства.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Проведение выездной налоговой проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения не может быть начато ранее начала проведения проверки головной организации (Письмо МНС Российской Федерации от 7 мая 2001 года №АС-6-16/[email protected] «О направлении Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков — организации (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения»).

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Указанной статьей установлен пятидневный срок для выдачи требуемых налоговым органом документов.

В случае, если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, не присутствует на территории налогоплательщика по собственной инициативе, данный период засчитывается в установленный законодательством о налогах и сборах двухмесячный срок.

Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл на сайте налоговой

На практике возник вопрос, как быть, если налоговый орган затягивает выездную проверку, каков общий срок налоговой проверки. Ответ на данные вопросы можно найти в Письме Минфина Российской Федерации от 4 октября 2002 года №04-01-10/4-100:

«выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. В связи с этим полагаем, что налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки по разным налогам в течение одного календарного года.»

НК РФ не предусмотрено возможности приостановления выездных налоговых проверок. Однако, судебная практика признает возможность приостановления выездной налоговой проверки (например, при чрезвычайном происшествии на территории налогоплательщика, при проведении встречной налоговой проверки). Во время приостановки выездной проверки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика.

О приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган выносит решение с указанием периода, на который приостанавливается проверка. В акте выездной налоговой проверки отмечается дата приостановления проверки и дата возобновления, а также номер решения о приостановлении проверки, вынесенного налоговым органом.

Как было сказано выше, в Государственную Думу Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 года №705-р «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» года внесен законопроект о внесении изменений в часть первую НК РФ, в том числе и в главу 14 «Налоговый контроль». Указанным законопроектом предлагается внести изменения в статью 89 НК РФ и исключить из нее положение об определении срока проведения выездной проверки, исходя из времени фактического пребывания сотрудников налогового органа на территории налогоплательщика.

Предлагается установить трехмесячный срок выездной проверки для налогоплательщиков, имеющих обособленные представительства.

Продолжительность выездной проверки, согласно законопроекту, может быть увеличена до двух месяцев при проведении встречной проверки и экспертизы.

Законопроектом предлагается легализовать проведение выездной налоговой проверки в помещении налогового органа.

Во-первых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

Во-вторых, налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Из данного правила сделано исключение. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора — организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При реорганизации обязанность по уплате налогов возлагается на правопреемников организации. Выездная налоговая проверка является обязательным элементом процедуры ликвидации юридического лица.

Кроме того, выездная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, также может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований статей 87, 89 НК РФ.

Следует отметить, что при применении данной нормы следует учитывать, что в силу пункта 1 статьи 36 НК РФ по запросу налоговых органов, органы ФСЭНП полномочны производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такие проверки, включающие и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы ФСЭНП вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно — розыскной деятельности и уголовно — процессуальным законодательством.

По указанным выше причинам проверки, проводимые органами ФСЭНП, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренном НК РФ. К такому выводу пришел Пленум ВАС Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Проверки в течение календарного года по разным налогам либо за разные периоды деятельности налогоплательщика не являются повторными.

В-третьих, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Указанный срок обусловлен давностью привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, которая составляет три года.

В связи с неточностью формулировки пункта 1 статьи 87 НК РФ на практике возник вопрос, могут ли налоговые органы проверять деятельность организации за текущий период, ведь в законе сказано, что проверяются только три года «непосредственно предшествовавшие году проведения проверки».

Многие специалисты налогового права склоняются к тому, что при проведении выездной налоговой проверки текущий год не может быть предметом проверки. По некоторым налогам налоговым периодом является календарный год (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), в связи с этим проверка полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налога не представляется возможной.

Однако Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при толковании статьи 87 НК РФ судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Таким образом, Пленум ВАС Российской Федерации разрешил проведение выездных налоговых проверок и за текущий период.

Налогоплательщикам следует помнить, что дата вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и дата фактического начала могут не совпадать. Данное обстоятельство имеет значение в случаях, когда выездная налоговая проверка назначается в конце года, а фактически начинается в следующем. У налогоплательщиков возникает вопрос, за какой период в таком случае может проводиться проверка.

Президиум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 7 октября 2003 года №2203/03 пояснил, что трехлетний срок деятельности налогоплательщика, подвергаемого выездной проверке, должен исчисляться от года проведения проверки, а не от года принятия решения о ее проведении.

Налоговым органом 31 декабря 2004 года вынесено решение о проведении у налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Фактически сотрудники налогового органа приступили к проверке 8 января 2005 года.

Таким образом, период деятельности налогоплательщика который может быть подвергнут проверке составляет: 2004, 2003, 2002 года.

Открытым остается вопрос о том, за какой период налоговые органы могут проверить деятельность налогоплательщика, если проверка началась в конце одного года, а закончилась уже в следующем. Законодательно данный вопрос не урегулирован, судебная практика противоречива. Одни суды полагают, что необходимо исходить из даты начала проверочных действий, то есть с момента предъявления решения о проверке налогоплательщику. Другие руководствуются датой составления акта выездной проверки, третьи исходят из того, когда проводилась большая часть проверочных действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоговые проверки».

Источники

Сколько проводится выездная налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here