Случаи приостановления выездной налоговой проверки

Случаи приостановления выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

http://www.garant.ru/consult/control/1214794/

Энциклопедия решений. Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки

Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки

В соответствии с положениями п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

— истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

— перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом на основании абз. 3 п. 9 ст. 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки:

приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также

приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки. Исключением являются мероприятия налогового контроля, подразумевающие действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, в частности, ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки (см., письма ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/[email protected], от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (п. 4.2), постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.11 N Ф03-508/2011).

Пленум ВАС РФ в п. 26 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что по смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Запрета на иные действия проверяющих в период приостановления проведения выездной налоговой проверки НК РФ не содержит. В связи с этим в период приостановления выездной проверки налоговый орган может:

— вызывать свидетелей в налоговый орган для дачи показаний (см. письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/[email protected], от 13.09.12 N АС-4-2/15309 (п. 16), а также постановления АС Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 N Ф04-2068/16, АС Московского округа от 30.06.2015 N Ф05-7720/15, ФАС Уральского округа от 16.10.2012 N Ф09-9504/12, ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 N Ф07-1453/12, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2013 N Ф01-6383/12, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

Однако необходимость вызова свидетеля для дачи показаний не может являться основанием для приостановления проведения проверки, так как перечень таких оснований является закрытым и не предусматривает допроса свидетелей (см. постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009).

— не возвращать налогоплательщику копии документов, полученные проверяющими до принятия решения о приостановлении проверки, а также исследовать эти копии, в том числе с учетом информации, полученной при проведении мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ (см. письмо Минфина России от 05.02.2009 N 03-02-07/1-47).

Отметим также, что невозврат проверяемому лицу подлинников документов на момент приостановления проверки не является безусловным основанием для признания решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки, недействительным (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2010 N Ф07-9165/2010, ФАС Центрального округа от 10.06.2010 N А54-1814/2009-С8).

Внимание

Документы, запрошенные налоговым органом до момента приостановления проверки, налогоплательщик обязан представить, даже если срок их представления приходится на период приостановления проверки.

На протяжении многих лет является спорным вопрос о том, в какие сроки необходимо представлять в налоговый орган документы по требованию, срок исполнения которого приходится на период приостановления налоговой проверки.

Согласно официальной позиции, решение о приостановлении проверки не приостанавливает течение установленного 10-дневного срока выполнения требования налогового органа о представлении проверяемым лицом документов, переданного ему до приостановления выездной налоговой проверки. Соответствующие разъяснения неоднократно давались Минфином и ФНС России (см. письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-02-07/1/24644, от 03.07.2008 N 03-02-07/1-246, от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, от 13.02.2008 N 03-02-07/1-58 и ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 21.11.2013 N ЕД-3-2/[email protected]).

Читайте так же:  Налог на недвижимость бланк

ФНС России в письме от 07.08.2015 N ЕД-4-2/[email protected] также разъяснила, что норма п. 9 ст. 89 НК РФ, как и НК РФ в целом, не содержит положения, освобождающего налогоплательщика в случае приостановления выездной налоговой проверки от обязанности представления документов, ранее запрошенных и не представленных к моменту приостановления проведения выездной налоговой проверки.

Порядок продления срока представления документов по требованию налогового органа установлен в п. 3 ст. 93 НК РФ, согласно которому налогоплательщик, не имея возможности в указанный срок представить истребуемые документы, должен письменно уведомить об этом налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, с указанием причин и сроков, в течение которых организация может представить документы.

Иного порядка продления срока предоставления документов по требованию налогового органа, помимо указанного в п. 3 ст. 93 НК РФ, НК РФ не предусмотрено. Поэтому в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан на основании требования о представлении документов (информации), оформленного в соответствии с законодательством о налогах и сборах, представить документы (информацию) в тот налоговый орган, который указан в требовании о представлении документов (информации).

Арбитражная практика по вопросу о сроках представления документов в случае приостановления проведения проверки складывается неоднозначно. Нередко суды поддерживали официальную позицию, считая, что запрет на истребование документов в период приостановления выездной налоговой проверки, установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ, не относится к тем требованиям, которые направлены в адрес налогоплательщика до приостановления указанной проверки (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2013 N Ф01-9105/13, ФАС Поволжского округа от 23.12.2010 N А57-6890/2010, ФАС Московского округа от 28.04.2009 N КА-А40/3228-09, ФАС Уральского округа от 21.09.2011 N Ф09-5393/11).

В то же время существовала и противоположная позиция, согласно которой срок представления документов прерывается на период приостановления проверки, в связи с чем налогоплательщик обязан представить запрашиваемые документы лишь после возобновления проверки. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16423/12 судьи со ссылкой на п. 9 ст. 89 и п. 7 ст. 3 НК РФ указали, что непредставление документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку возложение обязанности по передаче документов в указанный период нарушает права налогоплательщика, гарантированные абз. 5 п. 9 ст. 89 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 24.07.2013 N Ф06-5738/13, ФАС Московского округа от 29.11.2012 N Ф05-13655/12 (определением ВАС РФ от 29.04.2013 N ВАС-2839/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра), ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2011 N А78-343/2011, ФАС Уральского округа от 21.01.2010 N Ф09-11059/09-С3.

Точку в разногласиях по данному вопросу поставил Пленум ВАС РФ, разъяснив в вышеуказанном п. 26 постановления от 30.07.2013 N 57, что в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента ее приостановления. Последующие судебные решения принимаются в соответствии с позицией Пленума ВАС (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2015 N Ф02-523/15, АС Западно-Сибирского округа от 13.10.2014 N Ф04-9992/14 (определением ВС РФ от 09.02.2015 N 304-КГ14-7880 отказано в пересмотре дела), АС Дальневосточного округа от 15.08.2014 N Ф03-3127/14, ФАС Уральского округа от 10.10.2013 N Ф09-9556/13).

http://base.garant.ru/58076906/

ВАС: налогоплательщик не обязан представлять документы во время приостановления выездной налоговой проверки

В период приостановления проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Поэтому, если срок для представления документов приходится на время приостановления выездной налоговой проверки, организация вправе отправить документы после возобновления ревизии. Правомерность такого подхода подтвердил Высший арбитражный суд (определением ВАС РФ от 29.04.13 № ВАС-2839/13 отказано в передаче этого дела в Президиум).

Инспекторы запросили у компании документы в рамках выездной налоговой проверки, а через три дня проверка была приостановлена больше чем на месяц. В день возобновления проверки компания представила документы в полном объеме. В инспекции сочли, что организация нарушила срок представления документов. По мнению налоговиков, положения пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса, согласно которому документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования, действуют и в случае приостановления проверки. (К слову, аналогичное мнение высказывал и Минфин России в письме от 03.07.08 № 03-02-07/1-246). В результате чиновники вынесли решение о привлечении компании к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса (штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ).

Но суды всех инстанций, включая Высший арбитражный суд, приняли решение в пользу компании. Коллегия ВАС напомнила налоговикам: на период приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. При этом проверяющие должны вернуть все истребованные ранее подлинники (п. 9 ст. 89 НК РФ). Следовательно, приостановление ревизии исключает возможность осуществления инспекцией каких-либо действий в отношении проверяемого лица. В данном случае — проверку документов и иных сведений. Поскольку в день возобновления выездной проверки документы были представлены в полном объеме, коллегия судей ВАС согласилась с нижестоящими судами: оснований для штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ нет.

http://www.buhonline.ru/pub/news/2013/5/7344

Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

В отдельных случаях руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Перечень оснований для таких действий приведен в п. 9 ст. 89 НК РФ. Данный перечень является закрытым. В соответствии с ним проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого (порядок такого истребования определен ст. 93.1 НК РФ). Так называемая «встречная» проверка. Приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз. Порядок проведения экспертиз установлен ст. 95 НК РФ;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы таких решений приведены в приложениях N 5 и N 6 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] В решении о приостановлении проведения выездной проверки подлежит отражению информация об основании, по которому приостанавливается проверка.

Внимание

НК РФ не предусматривает порядка и сроков вручения налогоплательщику решений о приостановлении и возобновлении проверки. Исчисление сроков проведения проверки связано только с датами вынесения решений и не зависит от даты ознакомления проверяемого лица с этими документами. Вместе с тем Минфин России обращает внимание, что рассматриваемые решения должны доводиться до проверяемых налогоплательщиков (письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249).

Налоговое законодательство не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку более одного раза. Исключение составляет приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц. По такому основанию проверка может быть приостановлена не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Положение отдела финансового контроля

Общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). В случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

Таким образом, максимальный срок, на который может быть приостановлена выездная налоговая проверка, составляет 9 месяцев.

Поскольку НК РФ не предусмотрен порядок исчисления рабочих и календарных дней, содержащихся в календарном месяце при исчислении сроков, на которые может быть приостановлено проведение проверки, налоговые органы обычно исходят из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

Внимание

Необоснованное затягивание сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 30.05.2008 N А68-4529/07-231/18 указал, что приостановление выездной налоговой проверки было необоснованно затянуто, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, который в течение длительного периода времени был лишен первичных документов. Однако такое решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела. Например, в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 N Ф08-6200/12 суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган в период приостановления выездной налоговой проверки направил лишь один запрос о проверке деятельности поставщиков общества, на который был получен ответ 04.08.2010, а в период с 05.08.2010 по 30.11.2010 не проводил действий по проведению встречных проверок и не предпринимал действий по возобновлению налоговой проверки, тем самым затягивал проведение проверки. Судьи указали, что установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ срок приостановления проведения проверки, который не может превышать шесть месяцев, инспекция не нарушила и не препятствовала обществу в осуществлении обычной хозяйственной деятельности.

Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки, хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, а также действия по истребованию документов у проверяемого. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, истребованные у него при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки — ст. 94 НК РФ).

Периоды приостановления проверки не включаются в общий срок, установленный для проведения проверки (максимально 6 месяцев — п. 6 ст. 89 НК РФ) (определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12 постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, от 22.06.2012 N Ф07-658/12).

http://base.garant.ru/58076904/

Неоднократное приостановление проверки не нарушает права налогоплательщика

На наш взгляд, никаких нарушений в действиях налоговиков нет, если только не будут нарушены общие сроки проведения проверки с учетом продления (п. 6 ст. 89 НК РФ) и приостановления проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Поэтому, если у компании нет других причин для обжалования, в удовлетворении иска скорее всего откажут. Расскажем подробнее.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев начиная со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке. Однако в исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а иногда и до шести месяцев на основаниях и в порядке, установленном приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] Это следует из положений п. 6 ст. 89 НК РФ.

В силу п. 9 ст. 89 НК РФ инспекция вправе приостановить выездную налоговую проверку для: истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте, получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки производятся на основании решений руководителя (заместителя руководителя), которые выносятся по формам, установленным приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/[email protected] Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение общего срока налоговый орган не получил запрашиваемую информацию, то срок приостановления может быть увеличен на три месяца. Приостановление ВНП для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, инспекция вправе приостанавливать проверку неограниченное количество раз по всем основаниям, кроме основания для истребования документов (информации), допускающегося не более одного раза по каждому контрагенту налогоплательщика, у которого запрашиваются документы. В арбитражной практике этот вывод также нашел подтверждение (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2008 № А11-8291/2007-К2-22/463 и Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 № Ф04-4190/2008 (7799-А45-31)).

Теперь что касается продления срока проведения проверки. В соответствии с упомянутым выше приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] основаниями продления срока проведения выездной налоговой поверки до четырех и (или) шести месяцев может являться: проведение проверок крупнейших налогоплательщиков, получение в ходе проверки информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки, наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, иные обстоятельства.

http://www.eg-online.ru/consultation/202267/

Налоговый орган в период приостановления выездной проверки вправе проводить допрос свидетелей в помещении инспекции

Вопрос: Согласно «п. 8 ст. 89» НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведении проверки.

Из содержания указанной «нормы» с учетом положений «ст. 90» НК РФ следует, что допрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной налоговой проверки.

В соответствии с «п. 9 ст. 89» НК РФ проведение налоговой проверки может быть приостановлено для: 1) истребования документов (информации) в соответствии с «п. 1 ст. 93.1» НК РФ; 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; 3) проведения экспертиз; 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что приостановление проведения налоговой проверки не может быть обусловлено необходимостью допрашивать свидетеля. Следовательно, допрос свидетеля в период действия приостановления проведения налоговой проверки неправомерен, так как приостановление обусловлено необходимостью совершения налоговым органом строго определенных действий («п. 9 ст. 89» НК РФ).

В «п. 9 ст. 89» НК РФ дополнительно указано, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных при проведении выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Читайте так же:  Возврат налогового вычета за квартиру сроки возврата
Видео (кликните для воспроизведения).

Организация считает, что налоговый орган не может проводить мероприятия налогового контроля, не указанные в «п. 9 ст. 89» НК РФ, в том числе допрос свидетелей.

Имеет ли право налоговый орган во время приостановления проведения выездной налоговой проверки проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе допрос свидетелей, являющихся работниками организации, в отношении которой назначено проведение выездной налоговой проверки?

В «НК» РФ не указан порядок проведения допроса свидетеля, в том числе не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать на допросе. В «ст. 90» НК РФ не содержится запрета присутствия налогоплательщика при допросе, который проводится в рамках выездной налоговой проверки данного налогоплательщика.

Вправе ли представитель организации присутствовать при проведении налоговым органом допроса свидетеля, являющегося работником организации, в отношении которой назначена выездная налоговая проверка?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о вызове в налоговый орган свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой проверки и сообщается следующее.

В соответствии с «пп. 12 п. 1 ст. 31» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

«Пунктом 9 ст. 89» Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проведения выездной налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с «п. 1 ст. 93.1» Кодекса, а также установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Следовательно, в указанный период приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов лишь у налогоплательщика и действия налогового органа, связанные с такой проверкой, на территории (в помещении) этого налогоплательщика.

«Кодексом» не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Полагаем, что налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

Согласно «п. 1 ст. 90» Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом «Кодексом» не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
Из арбитражной практики следует, что проведение налоговым органом допроса свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки не свидетельствует о нарушении требований «Кодекса» (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 «N 07АП-6856/08» по делу А45-6921/2008-64/2, Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.05.2009 «N КА-А40/3460-09» по делу N А40-62371/08-118-336, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 по делу «N А44-3520/2009»).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

http://www.audit-it.ru/law/account/318808.html

Полномочия налоговиков на время приостановления проверки

Летом этого года Пленум ВАС РФ разъяснил нормы НК РФ, посвященные приостановлению выездной проверки. Но, как показала практика, вопросы все равно остались. Например, вправе ли налоговики в период приостановления проверки допрашивать работников организации? Когда компания должна представить документы, истребованные за несколько дней до приостановления проверки? Фискальный взгляд — в письме ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395.

Налоговый кодекс позволяет налоговым органам приостановить проведение выездной налоговой проверки. ­Закрытый перечень оснований для ­этого установлен в п. 9 ст. 89 НК РФ. Проверяющие могут прервать проверку для:

  • истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (то есть для проведения встречных проверок контрагентов);
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных компанией на иностранном языке.

Эта же норма предусматривает, что на период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия инспекции:

  • по истребованию документов у налогоплательщика (при этом налоговики обязаны вернуть налогоплательщику все подлинники документов, полученные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки);
  • на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

При этом из названной нормы Кодекса не ясно, имеют ли право инспекторы во время приостановления проверки совершать какие-то другие действия. В частности, вправе ли налоговики допрашивать свидетелей, включая работников компании, и вызывать для дачи пояснений ее представителей.

Кроме того, Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос, в какой момент компания должна представить документы, истребованные налоговыми органами до приостановления проверки, если срок, указанный в требовании, приходится на период приостановления контрольного мероприятия.

Судебная практика по этим двум вопросам всегда была противоречивой. Одни суды считали, что допрос свидетелей во время приостановления проверки незаконен (постановление ФАС Московского округа от 06.07.2011 № КА-А40/6921-11), а само приостановление сдвигает срок, отведенный компании на представление документов (постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2013 № Ф09-3997/13 (Определением ВАС РФ от 27.09.2013 № ВАС-12720/13 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)). Другие не видели в таких допросах нарушения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 № А05-6776/2011), а также считали, что при­остановление проверки никак не влияет на срок представления документов, указанный в требовании (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2013 № А11-2161/2012).

Мнение Пленума ВАС РФ

То, как нужно правильно читать норму п. 9 ст. 89 НК РФ, объяснил Пленум ВАС РФ в п. 26 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — постановление № 57). Процитируем позицию Высшего арбитражного суда: «По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те до­кументы, которые были запрошены до момента приостановления проверки».

Налоговики расставили все по местам

Казалось бы, проблема решена. Однако у компаний все равно остались сомнения. Расставить все точки над i взялись специалисты ФНС России.

Когда допрос правомерен?

Итак, по мнению налоговых органов, инспекторы имеют полное право во время приостановления выездной проверки допрашивать любых свидетелей, в том числе сотрудников организации. Главное, чтобы допрос проводился не на территории проверяемого налогоплательщика (например, в налоговой инспекции).

В обоснование своей точки зрения фис­калы привели письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». В пункте 4.2 этого документа сказано, что приостановление проверки не мешает налоговикам проводить иные мероприятия налогового контроля. Исключение составляют только мероприятия, подразумевающие действия налоговиков на территории (в помещении) организации (ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки). Проводить допросы работников налоговики могут и вне помещения организации. А значит, эти их действия правомерны.

Читайте так же:  Как найти налог на имущество

Кроме того, специалисты налоговых органов отметили, что в рассматриваемом вопросе необходимо учесть норму подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Она предусмат­ривает право вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений. Из этого следует, что данное полномочие налоговых органов может реализовываться вне рамок налоговых проверок.

Все вышеизложенные выводы соответствуют п. 26 постановления № 57.

Было требование — представьте документы в срок

Что касается момента представления документов, запрошенных налоговиками до приостановления выездной проверки, то в этом случае, по мнению ФНС России, компания должна представить документы в срок, который указан в требовании. Сдвигать его на более позднюю дату (после того, как возобновится прер­ванная проверка) неправомерно.

Заметим, что именно так трактуют п. 26 постановления № 57 и арбитры. Так, в постановлении Уральского округа от 10.10.2013 № Ф09-9556/13 судьи указали, что согласно п. 26 постановления № 57 в период приостановления проверки сохраняется обязанность налогоплательщика представить запрошенные до приостановления проверки документы.

Это логично. В НК РФ закреплен четкий срок для представления документов — десять рабочих дней со дня получения требования (20 дней — при проверке КГН) (п. 2 ст. 93 НК РФ). В Налоговом кодексе нет оговорки о возможности приостановления этого срока. А значит, из-за приостановления проверки он сдвигаться не должен.

http://www.eg-online.ru/article/232780/

Позднее вручение решения о приостановлении выездной налоговой проверки

В организации наступил срок окончания выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция направила по телекоммуникационным системам связи решение о возобновлении выездной проверки, но решение о приостановлении в организацию не приходило.
По словам налогового инспектора, сказанным по телефону, при отправке решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки по телекоммуникационным канал связи произошел сбой. Решение о приостановлении будет отправлено налогоплательщику в день, следующий за днем отправки решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик хочет обжаловать решение о возобновлении проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении проверки.
Обязан ли налоговый орган известить руководителя предприятия о приостановлении выездной проверки?
Если да, то в какой момент организация должна опротестовать нарушенную процедуру?
Если решение налоговой отменят и проверка будет считаться законченной, вправе ли они вторично проверить этот же период?

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

http://www.garantexpress.ru/home/novosti/pozdnee-vruchenie-reshenia-o-priostanovlenii-viezdnoi-nalogovoi-proverki/

Приостановление выездной налоговой проверки

«Налоги» (газета), 2015, N 11

Одной из новелл Налогового кодекса Российской Федерации является закрепление в его составе института приостановления выездных налоговых проверок. Введение этого института создало определенный баланс интересов, позволяя налоговым органам выполнять возложенные на них задачи по осуществлению налогового контроля, и в то же время является гарантией от злоупотреблений для налогоплательщиков.

Пункт 6 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (смотрите, например, Постановление ФАС Поволжского округа от 21 января 2009 г. по делу N А12-7693/2008).

Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно положениям Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

Обратите внимание! Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] «О внесении изменений в Приказы Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 года N ММ-3-06/[email protected], от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/[email protected] и от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/[email protected]» обновлены и введены в действие новые формы документов, применяемых налоговыми органами; положения указанных Приказов изменены. В числе прочего получило обновленный вид и Приложение N 2, о котором идет речь выше.

Пункт 8 ст. 89 НК РФ регламентирует, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 июля 2006 г. N Ф04-4300/2006(24420-А81-33) по делу N А81-2976/05).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (смотрите форму данного решения в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки»).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (форму данной справки можно найти в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» в редакции Приказа ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected]).

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются вопросы приостановления выездной налоговой проверки. Выше уже было обращено ваше внимание на условия и правила, установленные НК РФ к продолжительности выездной проверки, моментам ее начала и окончания, а также возможности продления ее срока. Ни в коем случае не путайте продление срока проведения выездной налоговой проверки и приостановление ее проведения.

Итак, в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  • истребования документов (информации) (об этом подробнее смотрите ст. 93.1 НК РФ). Приостановление проведения выездной налоговой проверки в данном случае допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Отмечаем: указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом налоговый орган может приостанавливать выездную налоговую проверку неограниченное количество раз по разным основаниям, кроме основания для истребования документов (информации), допускающегося не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Такой вывод подтверждается и судебной практикой, смотрите, например, следующие судебные решения: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А11-8291/2007-К2-22/463; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июля 2008 г. N Ф04-4190/2008(7799-А45-31) по делу N А45-1182/2008-9/29.

Читайте так же:  Сколько снимается подоходный налог с зарплаты

В указанных решениях суды, проанализировав положения п. 9 ст. 89 НК РФ и приняв во внимание то, что налогоплательщиками не представлены доказательства нарушения их прав и законных интересов неоднократным приостановлением выездной налоговой проверки, отказали налогоплательщикам в признании решений о приостановлении проверок незаконными.

При этом формальное отсутствие мотивировки в решении при фактическом наличии оснований для приостановления, по мнению ряда судебных инстанций, также не может быть признано существенным нарушением установленного порядка (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 11 сентября 2008 г. по делу N Ф09-6502/08-С2).

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Формы данных документов смотрите в Приложении N N 1 и 2 к Приказу ФНС России от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Ознакомьтесь с положениями Приказа ФНС России от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы».

УФНС России по г. Москве в Письме от 21 февраля 2008 г. N 16-27 также разъяснило, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе осуществлять как приостановление проводящейся выездной налоговой проверки в пределах срока, определенного в п. 9 ст. 89 НК РФ, так и ее последующее возобновление.

В решении о приостановлении выездной налоговой проверки указывается фамилия, имя, отчество руководителя организации (уполномоченного представителя организации), который ознакомлен с решением о приостановлении проводимой выездной налоговой проверки. Решение о возобновлении выездной налоговой проверки тоже должно доводиться до проверяемой организации. В таком решении указывается дата, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка (подробнее об этом смотрите в Письме Минфина России от 7 июля 2008 г. N 03-02-07/1-249).

Форма решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки также предусматривает указание как номера подпункта п. 9 ст. 89 НК РФ, содержащего соответствующее основание приостановления проверки, так и самого этого основания. При приостановлении проверки по основанию, указанному в пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, в решении должны быть также указаны наименование организации, ИНН/КПП или фамилия, имя, отчество физического лица, ИНН, в связи с необходимостью истребования документов (информации) у которых приостанавливается проверка.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

В случае если проверка была приостановлена для целей получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен еще на три месяца.

С учетом рассматриваемых норм общий предельный срок выездной налоговой проверки составляет двенадцать месяцев (шесть месяцев продленного в исключительных случаях срока самой проверки плюс шесть месяцев максимального срока приостановления проверки). И это без учета исключительного случая, указанного выше, когда срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца. В связи с этим нельзя не констатировать очевидный факт того, что двенадцатимесячный (а иногда и пятнадцатимесячный) срок проверки лишает практического смысла само существование этого срока. Ведь даже признав, что максимальный срок проверки используется в исключительных случаях, нельзя с полной уверенностью сказать, что подобный порядок продления проверок всегда применяется действительно в случаях, когда это вызвано реальной необходимостью.

И все-таки представляется, что установление законодателем в п. 9 ст. 89 НК РФ оснований и предельного срока приостановления выездной налоговой проверки является дополнительной гарантией прав налогоплательщика. К такому выводу, например, пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 24 апреля 2008 г. по делу N А11-8291/2007-К2-22/463.

В связи с этим необходимо отметить, что до внесения соответствующих изменений в НК РФ, приостановление выездной налоговой проверки налоговым органом в случаях, когда не было необходимости в том, чтобы проверяющие находились на территории налогоплательщика, и одновременно имелась необходимость в реализации полномочий налогового органа по получению информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, не расценивалось судами как нарушение положений ст. 89 НК РФ. Напомним, что до 1 января 2007 г. налоговые органы приостанавливали выездную налоговую проверку, ссылаясь на п. 1.10.2 Инструкции «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной Приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 (утратил силу). Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформлялись ранее также соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Неудачей для налогоплательщиков окончилась и попытка оспорить данное положение п. 1.10.2 указанной Инструкции (подробнее смотрите Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. N 10463/02).

В период срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются:

  • действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
  • действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Данные положения, как представляется, имеют своей целью недопущение излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим лицом налогового органа условий для работы и тому подобное.

Обратите внимание, что НК РФ обозначает лишь два вида действий, которые не могут осуществляться в рамках приостановленной выездной налоговой проверки. Это позволяет сделать вывод, что иные действия могут проводиться налоговой службой в обычном порядке.

Так, например, НК РФ не установлена обязанность налогового органа возвращать налогоплательщику копии документов, полученные до принятия решения о приостановлении выездной налоговой проверки, а также не предусмотрены ограничения по исследованию копий документов налогоплательщика (подробнее об этом смотрите в Письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-47).

В дополнение к вышесказанному Минфин России в еще одном своем Письме от 28 октября 2008 г. N 03-02-07/1-433 представил разъяснения, касающиеся осуществления должностными лицами налоговых органов вне территории (помещения) налогоплательщика опросов свидетелей и осмотров в период приостановления проверки.

В данных разъяснениях Минфин России констатировал, что в силу пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Что же касается проведения осмотра, то в период действия срока приостановления выездной налоговой проверки осмотр на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика не допускается.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/98289-priostanovlenie-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Случаи приостановления выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here