Соглашение о предотвращении двойного налогообложения

Как работают договора об избежании двойного налогообложения Гонконга?

На сегодняшний день Гонконг уже заключил множество выгодных соглашений об избежании двойного налогообложения с разными странами. Страна имеет соглашения с такими юрисдикциями, как Люксембург, Италия, Китай, Бельгия, Австрия, Вьетнам, Бруней, Великобритания, Швеция, Россия, Норвегия, Новая Зеландия, Нидерланды, Маврикий, Макао, Корея, Израиль, Германия, Эстония, Дания, Хорватия, Катар, Южная Африка, Швейцария, Испания, Португалия, Индонезия, Япония и некоторыми другими странами.

Что такое двойное налогообложение и зачем Гонконг заключает договора об избежании двойного налогообложения, или, как их еще называют, DTA? Каждая юрисдикция обладает правом взимать налоги на своей территории, как со своих граждан, так и с доходов иностранных граждан. Договора DTA заключаются на международном уровне между государствами для того, чтобы владельцам недвижимости не приходилось уплачивать налог дважды: в одной стране – потому-что владелец является ее гражданином, а во второй – потому-что собственность расположена на ее территории. Как правило, в таких договорах налоговое бремя снижается путем налогового кредитования/освобождения от налогов или снижения налога в форме удержаний или снижения ставок налога на прибыль. Данные льготы и облегчения в разных странах отличаются и зависят зачастую от вида доходов.

Суть соглашения DTA можно рассмотреть на следующем примере:

В 2013 году было подписано соглашение DTA между Гонконгом и Италией, и в 2016 году оно вступит в силу. До заключения соглашения, итальянцам приходилось уплачивать подоходной налог в обеих странах – и в Италии, и в Гонконге. После заключения договора, налоги которые итальянцы платят в Гонконге, засчитываются в счет налогов, которые им нужно было бы платить в Италии. Кроме того, понизились ставки налога на дивиденды с 20% до 10%, и налога на роялти в Италии с 22,5% до 15%.

Каждый договор Гонконга об избежании налогообложения имеет свои условия в зависимости от страны, с которой он подписан. При определении страны, в которой будут уплачиваться налоги, определяющее значение играет расположение прибыли компании, получение товара или физическая отправка товара, а также место оказания услуг. Кроме того, место управления приобретает значение, или если директор из другой страны часто бывает в Гонконге. Часто – это более четырех раз в год по одной неделе. Также прибыль, которая произошла от контракта, заключенного в Гонконге, налогооблагается в Гонконге.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В договорах DTA Гонконга расписывается, какие виды налогов охватывает соглашение. Обычно, это могут быть следующие налоги для частных лиц:

⦁ в рамках государственной службы;

⦁ доходы от работы по найму;

⦁ независимые личные услуги;

⦁ доходы ученых, практикантов и студентов.

С юридических (или/и частных) лиц:

⦁ доход от транспортной деятельности (международные перевозки);

⦁ прибыль от коммерческой деятельности;

⦁ доходы от лицензий и авторских прав («роялти»);

⦁ проценты (по кредитам);

⦁ дивиденды (часть распределяемой компанией прибыли);

⦁ доход от недвижимого имущества;

⦁ стоимость недвижимого и движимого имущества (применяется к налогу на имущество).

В договорах указываются не только виды налогов, но и круг лиц, на которых распространяются нормы соглашения. Указываются условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора.

Основные методы облегчения двойного налогообложения в Гонконге:

  1. Налоговое кредитование. Оно выдается за иностранный налог, который налогоплательщик уже уплатил за границей. В результате, уплаченные в другом государстве налоги будут вычтены из доходов, которые получены в Гонконге. Как правило, налоговое кредитование выдается за самую низкую возможную налоговую ставку в другой стране.
  2. Уменьшение налоговой ставки. Благодаря этой форме облегчения доход облагается налогом по уменьшенной ставке на такие виды доходов, как дивиденды, проценты, роялти, а также доходы от международных воздушных и морских перевозок.
  3. Освобождение от налогов. В этом случае доход в Гонконге освобождается от дохода на родине. Данное освобождение может выдаваться на весь доход или его часть.

На сегодняшний день Гонконг имеет комплексные, ограниченные соглашения об избежании двойного налогообложения, а также те, которые уже подписаны, но еще не ратифицированы. Комплексные договора покрывают все виды доходов, а ограниченные – только доход от воздушных или морских перевозок. Не ратифицированные договора – это комплексные или ограниченные соглашения, которые юридически еще не вступили в силу.

Самая низкая налоговая ставка по договору об избежании двойного налогообложения у Гонконга имеется с Китаем. В том случае, если компания в Гонконге является держателем более 25 процентов акцией своей дочерней компании в Китае, самый низкий налог на предпринимательскую деятельность составляет 5 процентов с прибыли. Если компания в Гонконге имеет менее 25 процентов акций, налоговая ставка составит примерно 10 процентов. Кроме этого, несмотря на то, что в Китае предусмотрены некоторые виды налогов на источник прибыли, компания в Гонконге не подлежит налогообложению, если получает дивиденды от дочерней компании в Китае.

Теперь поговорим о договорах по обмену налоговой информацией. Исторически так сложилось, что договора DTA Гонконга не содержат в себе положений об обмене налоговой информацией, поэтому юрисдикция также заключает договора TIEA – соглашения об обмене налоговой информацией.

Соглашения TIEA значительно повышают прозрачность бизнес транзакций и операций между компаниями двух юрисдикций, которые заключили такой договор. Правительство Гонконга подписывает соглашения TIEA, чтобы покинуть «черный» и «серый» списки ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). На 20-30 страницах таких договоров освещаются процедуры и правила обмена информацией об уплаченных налогах между двумя юрисдикциями. Большая часть договоров TIEA составлена на основе соглашения образца ОЭРС, опубликованного в 2002 году.

Как правило, если в Гонконге или другой стране, с которой он заключил соглашение, хотят получить налоговую информацию о каком-либо физическом или юридическом лице в другой юрисдикции, то компетентный орган из первой страны должен послать запрос в компетентный орган во второй стране. Как правило, запрос посылается в виде большого документа в формате PDF с запросом и подписью уполномоченного лица. Этого достаточно, чтобы во второй юрисдикции предоставили информацию. Обычно принимающий компетентный орган должен предоставить запрашиваемую информацию в течение 90 дней с момента получения запроса. Если за это время, это не удается сделать, во второй юрисдикции должны предоставить убедительное объяснение, иначе могут последовать штрафы. Скорость обработки запросов является показателем респектабельности страны для ОЭРС.

Читайте так же:  Куда сообщить о неуплате налогов анонимно

Обрабатываются только те запросы, в которых указана весомая причина. Слишком расплывчатые запросы не обрабатываются и считаются «легкомысленным извлечением информации». Если поступает запрос по банковскому счету, он должен содержать, по крайней мере, имя банка и правильный номер банковского счета. В течение 60 дней банк имеет право рассматривать запрос и решить, законен ли он. Если он сочтет его незаконным, он может отказать в просьбе. Далее дело передается в суд или закрывается.

Может быть раскрыта только та информация, которую позволяет раскрыть внутреннее законодательство страны. По счету, это может быть баланс, проведенные сделки, карты, связанные счета, история баланса и транзакций и так далее. По компаниям – все документы компании, документы, удостоверяющие личности директоров и акционеров, а также финансовая отчетность.

Но на сегодняшний день договора TIEA в Гонконге очень редко используются для запроса информации, так как это занимает много времени и средств, соответственно, они неэффективны, поэтому и непривлекательны для компетентных органов. Властям намного легче, быстрее и дешевле получить нужную информацию менее формальными способами – факсом на имя местной компании, которая занимается обработкой и хранением данных, с простой просьбой переслать информацию в их филиал или партнерскую организацию в другой стране. Договора об обмене налоговой информацией нужны, чтобы показать миру, избирателям и налогоплательщикам весь масштаб и мощь международной бюрократии.

http://internationalwealth.info/agreements/how-honking-dtas-work/

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

— международные соглашения, которые заключают между собой государства, с целью исключить двойное обложение налогом доходов и имущества граждан и организаций — один раз в одном государстве и другой раз в другом.

Российская организация выплачивает иностранной организации дивиденды. Налоговый кодекс России устанавливает, что при выплате дивидендов, российская организация, как налоговый агент, должна удержать и перечислить в бюджет налог по ставке 15%.

Иностранное государство также может предусматривать, что дивиденды облагаются налогом. В этом случае, налог с суммы дивидендов будет уплачен дважды – один раз в России и второй раз в иностранном государстве.

Международные соглашения определяют в каком государстве налог должен уплачиваться и в каком размере.

Термин Соглашение (конвенция, договор) об избежании двойного налогообложения на английском языке — Agreement (c onvention , treaty) for the avoidance of double taxation.

Комментарий

Россия заключила со многими иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, которые исключают двойное обложение одного и того же дохода или имущества в России и в иностранном государстве и определяют в каком размере и в каком государстве налог должен быть уплачен. Таких соглашений много и они могут именоваться соглашением, конвенцией, договором. По количеству заключенных международных соглашений об избежании двойного налогообложения Россия является одним из лидеров, входя в ТОП 5 стран.

Соглашения заключены с большинством государств. Российская Федерация не заключает Соглашения с так называемыми оффшорными государствами. Перечень соглашений постоянно обновляется.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соответственно, соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с иностранным государством имеют более высокую юридическую силу, чем Налоговый кодекс Российской Федерации. В результате, если российские лица (юридические или физические) получают доход от деятельности в другом государстве или иностранные лица, получают доходы в России, то нужно применять нормы соглашения.

Это же правило повторено в ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.».

Российская организация выплачивает дивиденды организации из Германии. Налоговый кодекс России определяет, что дивиденды, выплачиваемые иностранным организациям должны облагаться налогом по ставке 15%. Российская организация, выплачивающая дивиденды, обязана удержать и перечислить в российский бюджет сумму налога.

Россия заключила с Германией Соглашение от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Статья 10 «Дивиденды» соглашения определяет:

«1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с его законодательством. Налог при этом, однако, не должен превышать:

a) пяти процентов валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически обладающим правом собственности на них, является компания, которая непосредственно располагает по меньшей мере десятью процентами уставного или складочного капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях;

b) пятнадцати процентов от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях».

Соответственно, если компания Германии владеет 10% и более уставного или складочного капитала российской организации (выплачивающей дивиденды), и эта доля составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях, то применяется ставка налога 5%.

Пониженные ставки налогов и освобождение

В случае выплаты российскими организациями иностранным организациям так называемых пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти), российские организации выступают в роли налоговых агентов и обязаны удержать и перечислить в бюджет налог, по ставкам, предусмотренным НК РФ. Международные соглашения нередко устанавливают пониженные ставки налога или даже освобождение в этом случае.

Чтобы применить эту льготу, иностранная организация должна до выплаты дохода представить российскому налоговому агенту подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подттверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312 НК РФ).

Важный судебный прецедент

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 1646/07 по делу N А40-5091/06-33-49

Решение в пользу налогоплательщика.

Российский налогоплательщик выплачивал доход в 2002 – 2003 годах иностранной организации, учрежденной на территории Кипр. Российская организация имела подтверждения местонахождения иностранной организации на территории Кипра от 25 мая 1999 года и от 27 мая 2004 года. Налоговый орган наложил штраф на российского налогового агента в связи в тем, что, по мнению налогового органа, он не был вправе применять льготную ставку налога по международному соглашению, так как на дату выплаты дохода не было подтверждения местонахождения иностранной организации.

Читайте так же:  Общество с ограниченной ответственностью выплата дивидендов

ВАС РФ принял решение в пользу налогоплательщика, посчитав что наличие подтверждений в 1999 году и 2004 году достаточно, для подтверждения местонахождения иностранной организации в 2002 — 2003 годах.

Соглашения об избежании двойного налогообложения определяют следующие основные положения:

Положение, что Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Определение терминов соглашения

Перечень налогов, к которым применяется соглашение. Как правило, это прямые налоги — налог на прибыль, налог на доходы, налог на имущество. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж) не являются предметом таких соглашений и взимаются каждым государством по своим правилам.

Как определяется налоговое резидентство лица (например, лицо является налоговым резидентом России или иностранного государства). В большинстве случаев затруднений с налоговым резидентством не происходит, но бывают и сложные случаи.

Определяется понятие «Постоянное представительство». Это понятие важно тем, что если иностранная организация действует в России через постоянное представительство, то оно признается плательщиком налога на прибыль с прибыли, полученной представительством в России. Причем термин «Постоянное представительство» не зависит от официальной регистрации иностранной организации. Например, многие оглашения предусматривает, что строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает определенный срок (например, 12 месяцев). Соответственно, если строительная площадка существует в России 13 месяцев, то деятельность рассматривается как постоянное представительство.

Для каждого вида доходов и имущества определяется то, в какой стране будет доход (прибыль, имущество) облагаться налогом и по какой ставке. Как правило выделяют:

Доходы от недвижимого имущества

Прибыль от предпринимательской деятельности

Доходы от международных морских и воздушных перевозок

Авторские вознаграждения и лицензионные платежи

Доходы от отчуждения имущества

Доходы от независимых личных услуг

Доходы от работы по найму

Вознаграждения членам наблюдательных советов и советов директоров

Доходы от деятельности артистов и спортсменов

Доходы от деятельности в рамках государственной службы

Преподаватели, студенты и другие обучающиеся лица

Указывается на недопустимость налоговой дискриминации. Например — Граждане одного Договаривающегося Государства не могут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве налогообложению или связанному с ним обязательству, иным или более обременительным, чем налогообложение или связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого Государства при тех же обстоятельствах. Данное положение применяется также ко всем юридическим лицам, простым товариществам и другим объединениям лиц, учрежденным в соответствии с действующим в одном из Договаривающихся Государств законодательством.

Порядок устранения двойного налогообложения. В России, для российских организаций и физических лиц, устранение двойного налогообложения производится, как правило, путем зачета в России налога, уплаченного за границей — если резидент Российской Федерации получает доходы или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в Иностранном государстве, сумма налога на такие доходы или имущество, уплаченного в Иностранном государстве, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с таких доходов или имущества в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.

Российская организация получила прибыль в сумме 100 тыс. евро от деятельности своего филиала в иностранном государстве. В иностранном государстве эта прибыль была обложена налогом на прибыль по ставке 30% . Сумма налога составила 30 тыс. евро.

В России прибыль от такой деятельности облагается налогом на прибыль по ставке 20%. Учитывая, что сумма налога составила по российским правилам меньше, чем по правилам иностранного государства, в результате зачета, налог с прибыли иностранного филиала в России не уплачивается.

НК РФ устанавливает требование, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранное лицо должно представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что это иностранное лицо имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312, 232 НК РФ).

Вступление в силу международного договора об избежании двойного налогообложения

Дата вступления в силу международного договора об избежании двойного налогообложения определяется в самом этом договоре.

Вступлению в силу предшествует так называемая ратификация международного договора. Ратификация является, по сути, принятием международного договора государственной Думой России и осуществляется в форме федерального закона (ст. 14 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

После принятия ратифицирующего федерального закона Президентом Российской Федерации подписывается ратификационная грамота.

Затем, Россия и иностранное государство обмениваются ратификационными грамотами в порядке ст. 19 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ.

«Договаривающиеся Государства письменно уведомят друг друга по дипломатическим каналам о выполнении ими соответствующих процедур, требуемых для вступления в силу настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего уведомления, и положения настоящего Соглашения применяются:

(i) в отношении налога у источника выплаты дохода, получаемого нерезидентом, к доходу, полученному 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

(ii) в отношении иного австралийского налога, к доходу или прибыли за любой финансовый год, начинающийся 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

в отношении налоговых годов и периодов, начинающихся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу.»

Модельная конвенция

ОЭСР разработала так называемую модельную конвенцию (OECD Model Convention) – шаблон международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Этот документ используется многими государствами как основа для разработки своих соглашений. Модельная конвенция была впервые опубликована в 1963 году и обновлена в 1977 году.

В свою очередь ООН также разработала модельную конвенцию (UN Model Convention) для соглашений между развитыми и развивающимися странами. Впервые модельная конвенция ООН была опубликована в 1980 году и позже не раз обновлялась (2001, 2011, 2012 гг.). Считается, что модельная конвенция ООН больше учитывает интересы развивающихся стран (в сравнении с конвенцией ОЭСР), так как предоставляет больше налоговых прав государствам, которые получают инвестиции в бизнес из иностранных государств.

Читайте так же:  Заявление освобождение от уплаты госпошлины образец

Ссылки на тексты модельных конвенций см. в Дополнительно.

Историческая справка

В 1920-х годах Лига Наций (League of Nations) признала, что взаимодействие налоговых систем государств может вести к двойному налогообложению — ситуации, когда один и тот же доход (прибыль, имущество) облагаются налогом дважды — в одном государстве и в другом. Было принято решение устранить двойное налогообложение путем принятия согласованных международных правил налогообложения. Так появились международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

http://taxslov.ru/n287.htm

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Двойным налогообложением считается одновременное обложение одинаковыми налогами доходов, полученных в разных странах. Как правило двойное налогообложение образуется тогда, когда налоговый нерезидент (физическое или юридическое лицо, которое не проживает / не находится постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от своей прибыли одновременно и по месту своего гражданства и по месту своего фактического нахождения.

Чтобы избежать налоговых коллизий и упростить жизнь налогоплательщикам страны подписывают двухсторонние соглашения, договора или конвенции об избежании двойного налогообложения. Россия также имеет ряд подобных договоров с другими странами. В списке на этой странице представлены действующие международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, на текущий год в него входят более 80 стран.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения между государствами представляют собой межправительственные соглашения или конвенции, призванные не допустить одновременное налогообложение одного и того же дохода в обеих странах. Подобные соглашения заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между странами. Однако, соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, действуют в отношении лишь определённых видов налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правовое регулирование проблем двойного налогообложения осуществляется в соответствии со статьёй №232 Налогового Кодекса РФ.

http://www.papabankir.ru/nalogi/soglasheniya-ob-izbezhanii-dvoynogo-nalogooblozheniya/

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

Читайте так же:  Имущественный вычет расчет

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);


4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Читайте так же:  Постановление правительства внутренний финансовый контроль

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a56/42289.html

Договора об избежании двойного налогообложения как инструмент налогового планирования

Мы часто слышим словосочетания налоговое планирование, налоговая оптимизация, схема оптимизации налогообложения. Давайте проведем небольшой налоговый экскурс, узнаем больше информации об инструментах налогового планирования, и как это работает.

Как же оптимизировать налогообложение? Налоги платятся с базы – активных доходов — прибыль юридического лица, доход физического лица, стоимость увеличения капитала компании, оборот, пассивных доходов – дивиденды, проценты, роялти. Скрыть базу и этим уменьшить налог, значит, нарушить закон. Да, в Швейцарии, например, уклонение от налогов криминальным преступлением не считается, но в большинстве стран за незаконные действия с налогами грозят штрафы и можно загреметь в тюрьму.

Единственным законным решением является использование так называемых инструментов налогового планирования, которые позволяют путем применения более низких ставок налогов либо применением полного освобождения от налогообложения его оптимизировать.

Суть налогового планирования состоит в использовании законных средств, способов и приемов для сокращения своих налоговых обязательств.

Обзор теории налогового планирования

— международное налоговое планирование важно в рамках иностранной инвестиционной деятельности; — международное налоговое планирование (international tax planning) – применение разных методов с целью минимизирования эффективной налоговой ставки для физических или юридических лиц путем использования льготных положений национальных правовых систем и налоговых соглашений; — международное налоговое планирование считается успешным, если эффективная налоговая ставка снижена; — договора об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaties — DTT) являются важным инструментом в международном налоговом планировании.

Важность договоров об избежании двойного налогообложения двоякая:

1) предотвращение двойного или обременительного налогообложения прибыли (от обычной деятельности), капитальной прибыли (от прироста капитала) и капитала; 2) эффективный инструмент для соединения выгодных положений налоговых систем разных стран.

При этом очень важно изучать национальные налоговые системы. Ведь, чтобы понимать международные схемы оптимизации, сначала нужно знать национальные, их плюсы и минусы и что, собственно говоря, оптимизировать, в налоговом законодательстве какой страны искать тот волшебный золотой ключик, использовав который, мы решим загадку замкнутого круга обременительных налоговых обязательств или оптимизации тех или иных процессов, связанных с налогообложением (передача активов в наследство, например).

Практические аспекты международного налогового планирования:

1. Международное налоговое планирование не может быть простым по своей сути и выгоды должны быть обоснованными и продуманными. 2. Должно быть проведено всестороннее налоговое и юридическое исследование. 3. Международное налоговое планирование – это не уклонение от уплаты налогов. 4. Нужно учитывать позицию налоговых органов и их деятельность.

Практические аспекты. Какие инструменты мы можем использовать для международного налогового планирования?

— национальная налоговая практика для налогового планирования – создание специальных экономических зон и территорий приоритетного развития с особым режимом налогообложения; — выгодные положения налогового законодательства в рамках национальных систем — налоговые каникулы; — международные договора об избежании двойного налогообложения.

Договора об избежании двойного налогообложения как инструмент налогового планирования

Цели международных соглашений, устраняющих двойное налогообложение:

— устранение двойного налогообложения; — предотвращение уклонения от уплаты налогов; — распределение налоговых прав; — ограничения национального законодательства с приоритетом более выгодного двустороннего международного решения.

Выгоды от использования:

— устраненное и минимизированное двойное налогообложение; — сниженные налоговые ставки; — установленная резидентность и источник средств; — возможности для налогового планирования.

Область действия договоров об избежании двойного налогообложения:

— налоги: налоги на прибыль и на капитал; — физические и юридические лица: резиденты и нерезиденты.

Важно знать, что положения договоров об избежании двойного налогообложения как любые международные договора в случае возникновения споров являются превалирующими над национальными законами.

Протоколы таких договоров такие же важные и имеют аналогичную договорам об избежании двойного налогообложения юридическую силу.

Возьмем для примера Сингапур. Репатриация дивидендов (выплата нерезиденту за пределы Сингапура) не налогооблагается. Стандартная ставка налога у источника на проценты составляет 15%. При переведении процентного дохода в Гонконг ставка аналогична 15%. Для Украины и Казахстана она ниже – 10%. Если материнская компания Китая владеет не менее 10% сингапурской компании, ставка налога у источника при выплате процентов сингапурской компанией составит 7%. Для России ставка 7.5%, для Узбекистана – 5%.

При выплате роялти стандартная ставка составляет 10%, аналогична и для Гонконга. При выплатах платежей роялти из Сингапура в Украину и Россию, платится 7.5% налог. Для Казахстана 10%, а для Узбекистана – 8%. Если китайская компания владеет не менее 10% сингапурской, при выплате первой платится налог у источника по самой низкой ставке 6%.

Для второго примера возьмем Гонконг. В Гонконге налог у источника на дивиденды, проценты и роялти отсутствует. Хотя, применяются ставки налога 4.95%/16.5% для корпораций и 4.5%/15% для неинкорпорированного бизнеса на роялти, полученные нерезидентами, что, по сути, похоже на налог у источника. Со всех стран-контрагентов примеров, описанных выше, договор об избежании двойного налогообложения подписан только с Китаем и только на репатриацию роялти платится налог по ставке 4.95%.

Идеальными в плане абсолютной оптимизации являются оффшорные зоны, в которых налогообложение полностью отсутствует. Налоги здесь заменены регистрационными пошлинами. Прошу заметить, что местные компании налоги платят и часто отнюдь не по низким ставкам. Полное освобождение применяется только к прибыли компаний международного бизнеса, которые обязаны вести бизнес везде, за исключением территории регистрации – оффшорной зоны.

Какие еще привилегии могут быть?, — спросите Вы. Обычно такие территории не имеют договоров об избежании двойного налогообложения, часто только договора об обмене налоговой информацией и то, только по причине соблюдения формальностей.

Но есть исключения. И одной такой юрисдикцией является Федерация Сент-Китс и Невис, которая может похвастаться 13 договорами об избежании двойного налогообложения! Взгляните на таблицу, и вы увидите среди стран-контрагентов не только оффшоры, но и престижные страны, Швейцарию, например. Владея компанией в Невисе, вы смело можете использовать все выгоды таких договоров.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://internationalwealth.info/agreements/dtas-as-tax-planning-tool/

Соглашение о предотвращении двойного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here