Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита

Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Читайте так же:  Жалоба в налоговую инспекцию на межрайонную инспекцию

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

Нарушения и наказания

Еще одной законодательной новацией стало установление четкого соответствия между перечнем нарушений и мерами ответственности за их совершение.

Прежде всего, поправки в БК РФ устраняют правовой пробел и вводят понятие «бюджетное нарушение». Согласно дополнительной ст. 306.1 БК РФ им признается нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета соответствующего уровня. Правда, это определение, а также применение бюджетных мер принуждения распространяются только на органы власти и получателей бюджетных средств. Действия же юрлиц, которые не являются такими получателями, нарушающие бюджетное законодательство и иные принятые в его исполнение нормативные акты, влекут ответственность по КоАП РФ.


Виды нарушений и меры административной ответственности, которые на основании принятых поправок в КоАП РФ вскоре начнут действовать в отношении автономных учреждений, представлены в таблице.

Правда, меры административной ответственности грозят не только учреждениям, но и вышестоящим органам власти. В частности, поправки в КоАП РФ предусматривают штрафы за нарушение главными распорядителями бюджетных средств условий предоставления бюджетных инвестиций и субсидий, а также порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения госзадания.

Новый механизм госфинконтроля

Поправки в БК РФ нацелены на то, чтобы бюджетные средства тратились в соответствии с принципом эффективности, под которым подразумеваются экономность и результативность расходов. В то же время большое значение в процессе контрольно-ревизионной деятельности будет придаваться соблюдению бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, созданными на базе государственного (муниципального) имущества (в данную группу входят автономные и бюджетные учреждения).

Все это обусловило необходимость разграничения полномочий в контрольно-ревизионной сфере. Согласно новой редакции ст. 265 БК РФ внешний госфинконтроль вправе проводить только Счетная палата и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, а внутренний — Росфиннадзор, контрольные органы, являющиеся органами исполнительной власти регионов (муниципалитетов), и Федеральное казначейство (либо финансовые органы субъектов РФ, муниципалитетов). Контрольно-счетные органы будут оценивать действенность внутреннего финансового контроля и аудита, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, и в дальнейшем смогут сосредоточить свое внимание на оценке эффективности реализации госпрограмм и использования государственных ресурсов. Росфиннадзор и соответствующие органы исполнительной власти будут контролировать полноту и достоверность отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении госзаданий (поправки в ст. 269.2 БК РФ).

Впрочем, часть полномочий в сфере соблюдения бюджетного законодательства, схожих для органов внешнего и внутреннего контроля, так и не получила четкого разделения. Как отмечается в п. 2.1.5 разд. 3 Подпрограммы 2, на практике это приводит к конфликту интересов, снижению эффективности контрольно-ревизионной деятельности. Поэтому работа по минимизации дублирования проверок (ревизий) в отношении одних и тех же предметов и объектов контроля и одинакового проверяемого периода должна быть продолжена.

Учреждения в системе госфинконтроля

Согласно дополнительной ст. 266.1 БК РФ государственные и муниципальные учреждения принадлежат к тем объектам госфинконтроля, в отношении которых проверки проводятся в обязательном порядке. Как и учреждения других типов, АУ в силу новой ст. 267.1 БК РФ будут контролироваться в форме:

  1. проверки, то есть действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период;
  2. ревизии — комплексной проверки деятельности объекта контроля в виде документального и фактического изучения законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
  3. обследования — анализа и оценки состояния определенной сферы деятельности объекта контроля;
  4. санкционирования операций — проставления разрешительной надписи после проверки документов, представленных для осуществления финансовых операций, на соответствие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Отметим, что в действующей редакции БК РФ методы контроля установлены не были. Их упорядочивание позволит органам внешнего и внутреннего контроля использовать единые форматы мероприятий.

Поправки в БК РФ также устанавливают общие требования к документам, которые составляются по итогам контрольных мероприятий. Результаты проверки и ревизии должны оформляться актом, а результаты обследования — заключением.

Письмо Минфина России от 30 июня 2017 г. N 02-02-05/42411 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, сообщает следующее.

Статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Читайте так же:  Заполнение платежного поручения налоговый период

Исходя из положений пунктов 1-3 статьи 160.2-1 БК РФ следует, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств осуществляют самостоятельно внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором бюджетных средств, подведомственными ему администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Пунктом 4 статьи 160.2-1 БК РФ определены цели внутреннего финансового аудита, который осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств на основе функциональной независимости.

Согласно пункту 5 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30.12.2016 N 822 (далее — Методические рекомендации), в ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Таким образом, в рамках полномочий, установленных статьей 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

При этом принимая во внимание пункт 2 Методических рекомендаций, отмечаем, что внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

По вопросу передачи полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита сообщаем.

Положениями БК РФ не предусмотрена возможность, условия и порядок передачи бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В случае передачи рассматриваемых полномочий органу внутреннего государственного финансового контроля, а также при подчинении должностных лиц главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, органу внутреннего государственного финансового контроля возникнет конфликт интересов при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений в рамках предварительного и последующего контроля, определенных статьями 265, 269.1 и 269.2 БК РФ, а также будет нарушена функциональная независимость внутреннего финансового аудита.

Кроме того, статьей 269.2 БК РФ не установлено полномочие органа внутреннего государственного финансового контроля по согласованию документов, разрабатываемых и принимаемых главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в рамках организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Вместе с тем предложения по совершенствованию осуществления главными администраторами (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита могут быть направлены органами внутреннего государственного финансового контроля при проведении ими анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, предусмотренного пунктом 4 статьи 157 БК РФ.

Передача бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита другому администратору бюджетных средств и (или) иной организации (централизованной бухгалтерии) не представляется возможной ввиду того, что согласно статье 160.2-1 БК РФ указанные полномочия осуществляются самостоятельно.

По вопросу осуществления главными администраторами (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности сообщаем.

Согласно пунктам 10.1 и 11 статьи 161 БК РФ на органы государственной власти (государственные органы) распространяются особенности правового положения казенных учреждений, установленные статьей 161 БК РФ, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Указанные органы власти, исполняя полномочия получателя бюджетных средств и являясь казенными учреждениями, на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, однако органы власти не перестают выполнять полномочия главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.

В части ведения бюджетного учета отмечаем, что положения Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) распространяются на государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в части ведения бюджетного учета, а также при составлении бюджетной отчетности.

Исходя из положений статьей 7 и 9 Закона N 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (органа власти), который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (передать полномочия по ведению учета централизованной бухгалтерии).

При этом каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни (должностное лицо главного администратора бюджетных средств), обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Видео (кликните для воспроизведения).

А лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия), не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Таким образом, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль за соответствием первичных учетных документов фактам хозяйственной жизни, достоверностью данных, содержащихся в указанных документах, а также за соблюдением действующего законодательства в части порядка оформления документов, формируемых для отражения фактов хозяйственной жизни.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция), в случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией и соглашением о передаче полномочий по ведению бюджетного учета (далее — Соглашение).

Читайте так же:  Выплата дивидендов из полученных дивидендов

Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, передавшего полномочия по ведению учета, а также руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета. Кроме того, бюджетная отчетность, в том числе, подписывается руководителем и главным бухгалтером главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Таким образом, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль в части выполнения операции подписания бюджетной отчетности при исполнении внутренней бюджетной процедуры по составлению бюджетной отчетности.

Принимая во внимание, что осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита как бюджетное полномочие главного администратора бюджетных средств в настоящее время не может быть передано в централизованную бухгалтерию, то до внесения соответствующих изменений в БК РФ, по мнению Департамента, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль в части, например:

соответствия документов, в том числе первичных учетных документов, требованиям нормативных правовых актов и (или) правовых актов главного администратора бюджетных средств;

подтверждения правомочности совершения операций (наделения должностных лиц главного администратора бюджетных средств правами по подписанию бюджетной отчетности, а также правами по оформлению фактов хозяйственной жизни);

сверки данных, направленных в централизованную бухгалтерию в рамках Соглашения и отраженных в бюджетной отчетности, сформированной централизованной бухгалтерией.

Кроме того, главный администратор бюджетных средств в целях осуществления бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.2-1 БК РФ, вправе в рамках Соглашения запрашивать информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у централизованной бухгалтерии, осуществляющей в соответствии со статьей 19 Закона N 402-ФЗ контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

При этом в рассматриваемой ситуации внутренний финансовый аудит будет направлен на оценку надежности внутреннего финансового контроля, подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, а также на подтверждение достоверности бюджетной отчетности исходя из первичных учетных документов, направленных в централизованную бухгалтерию, и данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

В связи с совершенствованием государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита рассмотрим уточнение полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ и № 247-ФЗ.

Цели и причины оптимизации внутреннего финансового контроля

Основные направления оптимизации внутреннего контроля — 2019

Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее — Закон № 199-ФЗ) направлен на повышение эффективности финансового контроля и аудита по следующим основным направлениям:

определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля государственного (муниципального) финансового контроля (далее — госфинконтроль, Г(М)ФК), внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА);
усиление контроля за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств , положений правовых актов , обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ;
совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения (БМП);
формирование федеральной системы стандартов ВФА , которые должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения ВФА, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА;
определение требований к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения).

Модель осуществления государственного финансового контроля в России

Виды государственного контроля Органы — субъекты государственного финансового контроля Объекты контроля
Внешний государственный финансовый контроль Счетная палата Российской Федерации — высший орган внешнего государственного аудита Учредители, ГРБС — органы исполнительной власти (государственные органы) (федеральные и субъектов РФ), осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения;
Учреждения — получатели средств бюджета:
— казенные учреждения — получатели бюджетных средств (участники бюджетного процесса);
— бюджетные и автономные учреждения — получатели субсидий (неучастники бюджетного процесса)
Внутренний государственный финансовый контроль Федеральное казначейство осуществляет:
— контроль в финансово-бюджетной сфере;
— анализ осуществления полномочий по ВФК и ВФА
Внутриведомственный контроль Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) осуществляет:
— внутренний финансовый контроль (ВФК);
— внутренний финансовый аудит (ВФА)
— Получатели субсидий, инвестиций, кредитов и займов;
— Получатели бюджетных средств;
— Получатели межбюджетных трансфертов;
— Региональные операторы;
— Федеральные государственные бюджетные учреждения;
— Иные юридические и физические лица, получающие средства из федерального бюджета, а также совершающие операции с ними;
— Средства Фонда ЖКХ

Проблемы реализации внутреннего контроля как самостоятельного бюджетного полномочия следующие:

излишняя формализация процедур внутреннего контроля;
субъективная оценка рисков исполнителями операций, демотивация «показывать» результаты внутреннего контроля;
отсутствие единой регламентации к осуществлению внутреннего контроля по уровням бюджетной систем;
отсутствие связи между результатами оценки качества финансового менеджмента и внутреннего контроля.

Решение проблем с учетом принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ (в редакции Закона № 199-ФЗ):

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Читайте так же:  Проверка организации на сайте налоговой бесплатно

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу проведения внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетном секторе.

В частности, указано, что должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять такой контроль за соответствием первичных учетных документов фактам хозяйственной жизни, достоверностью таких документов и соблюдением порядка их оформления.

Также они должны следить за выполнением операции подписания бюджетной отчетности при исполнении внутренней бюджетной процедуры по составлению бюджетной отчетности.

Совершенствование системы финансового контроля

«Руководитель автономного учреждения», 2013, N 8

В майском номере мы начали анализировать перспективы развития бюджетного сектора, которые определены в Государственной программе «Управление государственными финансами» . Сегодня мы продолжим разговор и остановимся на способах развития механизма финансового контроля, который действует в том числе в отношении учреждений. Что будет представлять собой система финконтроля в ближайшее время? О каких инструментах финансового менеджмента придется задуматься руководителям учреждений?

Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р.

Развитие системы государственного и муниципального финансового контроля стало одним из приоритетов указанной Госпрограммы, реализация которой продлится до 2020 г. О предстоящих изменениях говорится в Подпрограмме 2 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса» (далее — Подпрограмма 2), а также в Подпрограмме 3 «Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (далее — Подпрограмма 3).

Необходимость перемен вызвана тем, что существующий механизм контроля не ориентирован на оценку эффективности бюджетных расходов, следовательно, недостаточно действенен. Между тем, как сказано в п. 3.3 разд. 3 Подпрограммы 3, переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения госуслуг (в первую очередь, механизма государственного (муниципального) задания) требуют комплексного реформирования системы госфинконтроля. В связи с этим должны быть выполнены следующие задачи:

Приведенные и иные задачи предполагается решить с помощью принятия комплексных поправок в БК РФ и КоАП РФ, и этот шаг уже сделан. Государственная Дума 2 июля 2013 г. в окончательной редакции утвердила проект закона N 116783-6, который вносит изменения в Бюджетный кодекс и другие законодательные акты в части совершенствования механизма государственного (муниципального) финансового контроля. Совет Федерации 10 июля одобрил Закон и направил его на подпись Президенту РФ (Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ).

Документ вступит в силу в день его официального опубликования. Это значит, что уже в ближайшее время в отношении государственных и муниципальных учреждений (в том числе АУ) станет применяться обновленный механизм финансового контроля, а при выявлении бюджетных правонарушений будут использоваться административные наказания.

Финансовый менеджмент в учреждениях

Составной частью системы государственного (муниципального) финконтроля является внутренний финансовый контроль и аудит, осуществляемый прежде всего органами госвласти и местного самоуправления в отношении собственных процедур планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, формирования отчетности и т.д. Об этом говорится в дополнительной ст. 160.2-1 БК РФ.

Однако в названной выше Госпрограмме внутренний финансовый контроль выходит за рамки системы государственного контроля и, по сути, становится инструментом финансового менеджмента. Причем, как уточняется в п. 2.1.4 разд. 3 Подпрограммы 2, реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к таким инструментам и на ведомственном уровне, и на уровне государственных (муниципальных) учреждений.

Следовательно, в перспективе внутренний контроль в учреждениях должен представлять собой постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными лицами всех уровней в ходе оказания государственных (муниципальных) услуг. Благодаря этому процессу должны обеспечиваться:

  • соблюдение и качественное исполнение законодательных и иных нормативных актов, стандартов;
  • соблюдение принципов эффективности и результативности деятельности.

В свою очередь, роль внутреннего аудита должна сводиться к оценке надежности средств внутреннего контроля, подтверждению полноты и достоверности бухгалтерской отчетности и формированию рекомендаций по повышению эффективности деятельности учреждения.

Сформировать системы внутреннего контроля и аудита в органах власти и учреждениях планируется к 2015 г. Затем предполагается создать систему мониторинга качества финансового менеджмента государственных и муниципальных учреждений — чтобы учредитель имел возможность получить оперативную оценку качества их деятельности. По замыслу разработчиков Госпрограммы, такой мониторинг позволит объективно оценивать деятельность любого учреждения на основе показателей, перечисленных в п. 2.1.4 разд. 3 Подпрограммы 2 и характеризующих:

Однако планы по созданию системы мониторинга будут претворены в жизнь не скоро. Реализация этих мер намечена на 2015 — 2018 гг.

Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в органах федерального казначейства

«Аудитор», 2014, N 9

В статье анализируется действующая схема внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства, которую можно взять за основу при формировании подобных структур в иных органах исполнительной власти. Автором предлагаются новые направления по дальнейшему совершенствованию механизмов внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства.

На протяжении многих лет в Российской Федерации продолжается реформирование бюджетного процесса и системы государственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», развитие системы государственного и муниципального финансового контроля является одним из ее приоритетов [2].

Безусловно, необходимость внесения изменений назрела давно. Так, переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг (механизм государственного (муниципального) задания) требуют более эффективного, экономного и результативного расходования бюджетных средств. В связи с этим необходим контроль достижения планируемых непосредственных результатов использования бюджетных средств.

Вследствие этого в прошедшем году Федеральными законами от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ и от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), в том числе и в отношении совершенствования механизмов государственного (муниципального) финансового контроля [3, 4].

Читайте так же:  При заполнении 3 ндфл на имущественный вычет

В настоящее время Минфином России готовится новая редакция Бюджетного кодекса, которая будет основываться на общей логике построения, регулирования и контроля системы управления общественными финансами; будут четко прописаны участники системы, их полномочия, принципы и порядок взаимодействия; выделены основные объекты управления и ключевые этапы бюджетного процесса; определены базовые правила принятия, реализации и контроля управленческих решений на каждой из выделенных стадий.

Вместе с тем в действующей редакции Бюджетного кодекса, в ст. 160.2-1, указано, что составной частью системы государственного (муниципального) финансового контроля является внутренний финансовый контроль и аудит, осуществляемый органами государственной власти и местного самоуправления [1].

Сформировать системы внутреннего контроля и аудита в органах власти и учреждениях планируется к 2015 г.

Однако в Казначействе России как федеральном органе исполнительной власти в целях осуществления управленческого контроля и повышения эффективности деятельности ведомства по реализации возложенных на него задач уже успешно функционирует система внутреннего контроля и аудита, главными целями которой являются обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, повышение эффективности деятельности, повышение качества осуществления государственных функций.

Так, Федеральным казначейством были утверждены Приказы от 25 января 2011 г. N 19 «Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе» и от 29 июня 2011 г. N 253 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности» [5, 6]. Первый из них регламентирует основные цели, принципы, требования и структуру внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства, а второй достаточно полно излагает общие правила, процедуры и требования по осуществлению контрольных мероприятий, их оформлению и представлению по ним отчетности.

Функция по осуществлению внутреннего контроля соответствия деятельности по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности закреплена в положениях об отделах управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 10 октября 2013 г. N 228 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» [7].

На основании изложенного, в настоящее время в органах Федерального казначейства (далее — ОФК) действует система оценки результативности и эффективности деятельности (рис. 1), которая увязана со стратегией Федерального казначейства и включает в себя следующие пункты.

Схема осуществления внутреннего контроля и аудита в ТОФК

  1. Внешняя оценка деятельности ОФК, которая в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 18 ноября 2011 г. N 548 «Об утверждении Порядка получения и обработки информации о внешней оценке деятельности центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства» проводится в форме опросов на интернет-сайтах ОФК; анкетирования внешних респондентов в ходе рабочих встреч и совещаний; запросов в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации по федеральным округам Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; анкетирования в целях оценки взаимодействия управлений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК) [8].

Анализ полученной информации позволяет произвести внешнюю оценку деятельности ТОФК как в целом, так и в разрезе отделов со стороны заинтересованных участников бюджетного процесса, определить эффективность взаимодействия структурных подразделений ТОФК при выполнении своих функций. Использование полученных сведений способствует повышению результативности деятельности ОФК, выявлению сложностей, на которые необходимо обратить внимание и в отношении которых требуется усиление системы внутреннего контроля, а также резервов для совершенствования работы.

  1. Внутренняя оценка деятельности ТОФК, которая включает: годовую оценку ТОФК в целом, ежемесячную оценку результативности деятельности руководителя ТОФК, ежеквартальную оценку результативности деятельности каждого структурного подразделения ТОФК и, учитывая важность человеческого фактора для достижения конкретных стратегических целей Федерального казначейства, — ежемесячную оценку результативности деятельности каждого государственного гражданского служащего (далее — ГГС). На важность двух последних составляющих оценки эффективности внутреннего казначейского контроля указывает проведение начиная с 2013 г. полугодового мониторинга результатов работы ОФК по оценке результативности деятельности и внешней оценке с растущими результатами в рамках реализации стратегической задачи N 12 «Оптимизация функциональной деятельности Казначейства России» Стратегической карты Казначейства России на 2013 — 2017 годы.

Нормативной правовой базой для проведения внутренней оценки деятельности ОФК являются Приказы Федерального казначейства от 12 декабря 2011 г. N 596 «Об утверждении показателей оценки результативности деятельности управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации», от 17 мая 2010 г. N 114 «Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства» и от 23 марта 2010 г. N 63 «Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства» [9, 10, 11]. На основании двух последних Приказов Федерального казначейства локальными актами ТОФК были утверждены соответствующие приказы, применительно к управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации с целью оперативного принятия управленческих решений при выявлении рисков снижения соответствующих показателей в течение оцениваемого периода.

Вместе с тем руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин отдал поручение о внедрении с 1 июля 2014 г. в ТОФК Порядка определения и оценки результативности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей ТОФК (далее — руководитель ТОФК) [13]. Согласно указанному Порядку оценка результативности деятельности ежемесячно осуществляется руководителем ТОФК самостоятельно, т.е. проводится самооценка.

Однако на данном этапе указанная самооценка никак не связана, например, с ежеквартальной оценкой деятельности структурных подразделений ТОФК, в то время как показатели, из которых складывается самооценка руководителя ТОФК, напрямую связаны с направлениями работы всех структурных подразделений, а следовательно, и ТОФК в целом.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с изложенным и в целях совершенствования внутреннего контроля деятельности ТОФК предлагается:

  1. Проводить ежемесячный расчет показателей оценки результативности деятельности в разрезе структурных подразделений ТОФК (табл. 1), что позволит получить своевременную информацию о качестве выполнения операций, процессов и процедур в установленной сфере деятельности.

Источники

Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here