Стандартизация государственного финансового контроля

Проблемы стандартизации государственного финансового контроля

Челябинского государственного университета

В России до настоящего времени еще не создана система стандартов с четким разграничением сфер их применения в контрольной деятельности в зависимости от особенностей объектов финансового контроля, включающая в себя также и стандарты, устанавливающие основные принципы, положения и процедуры, общие для всех его видов.

Изучая проблему стандартизации государственного финансового контроля можно выделить несколько самых объективных на мой взгляд, это устаревшая законодательная база, нормативно – правовые документы. В нашей стране необходимо менять устаревшие еще принятые в советское время и в переломные девяностые годы стандарты на более усовершенствованные и практичные, которые на сегодняшний день соответствовали высоким требованиям международных правил и норм.

Как пишут в своих работах ряд авторов, что в данное время необходимо начать работу для создания единой системы национальных стандартов для контролирующих органов и экспертно-аналитических органов, которые должны придерживаться предложений международных требований, и на практике такие предложения специалистов благоприятно действуют на государственный контроль и всю экономику в целом. [1]

Например в развитых странах этим занимается одна служба, как отмечал в своей статье Бурцев В.В. в США и Великобритании стандарты, процедуры и их реализация, разрабатываются высшими органами государственного финансового контроля. В нашей стране необходимо создать такую же службу, а не как сейчас существующих ряд контролирующих органов. Например: Главная служба учета США (ГАО) разработала стандарты для аудита государственных организаций и государственных программ.

Эта служба помогает направить деятельность других контролирующих органов в рамки установленных стандартов и требовать от них выполнения этих стандартов. В настоящее время разработан и рекомендован к применению 41 международный стандарт финансовой отчетности (действует только 34 стандарта).

При этом каждый стандарт регулирует определенный участок формирования итоговой финансовой информации, необходимый к раскрытию для внешних пользователей. Например, целью международного стандарта «Представление финансовой отчетности» (IAS 1) является обеспечение основы для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь ее сопоставимости. Данный стандарт устанавливает общие правила для представления финансовой отчетности, рекомендации по ее структуре, минимальные требования по ее содержанию и т.д.[3]

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В своей статье о стандартизации государственного финансового контроля Бурцев В.В. отмечал, что Международная организация высших контрольных органов – ИНТОСАИ, разработала стандарты государственного контроля, рекомендуемые к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой они совместимы с законодательством этих стран. [4]

Стандарты ИНТОСАИ, прежде всего, направлены на унификацию деятельности органов государственного финансового контроля в различных странах с целью повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, финансовым мошенничеством, хищением государственных средств. [5] В Российской Федерации можно применять стандарты Международной организации ИНТОСАИ и необходимо их принять на законодательном уровне, так как они более эффективнее приводят к единому целому в деятельности контролирующего органа и пресечению противоправных действий со стороны федеральных и региональных властей.

Согласно Федерального закона о стандартизации, стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. [6]

В рамках стандартизации государственного финансового контроля можно реализовать предложение Ю.Ю. Болдырева о разработке технико-экономических норм и нормативов на основные контрольные операции, что позволит сделать сопоставимым объем работ, проводимых контролерами.

Как справедливо считает Ю.Ю. Болдырев, это позволит сделать оценку труда контролеров более объективной, ввести единую систему учета объема и качества их труда [7].

С точки зрения специалиста в этой области Бурцева В.В., который предлагает концепцию стандартизации государственного финансового контроля, она должна пройти все этапы стандартизации государственного финансового контроля одного из значимого пункта государственного управления.87]

Я считаю, что идеи предложенные Бурцевым В.В., что в России необходимо внедрять стандарты внутреннего и внешнего контроля для всех ветвей власти, опираясь на международный опыт в стандартизации контрольно-ревизионной деятельности органов государственного финансового контроля, это предложение на сегодняшний день первый шаг для дальнейшего развития государственного финансового контроля и всей экономики страны.

Можно воспользоваться рекомендациями Е.М. Гутцайт и О.М. Островского по внедрению стандартов внешнего аудита в отечественную практику.[9] Они предлагают, чтобы нормативные документы содержали подробные комментарии необходимые для внедрения стандартов, методику по их применению, контроль за выполнением стандартов, также эти стандарты должны быть обязательными для всех органов и для тех кого они проверяют и этими полномочиями они предлагают наделить специальный контролирующий орган — Комитет регулирования государственного финансового контроля.

Как пишут в своей статье Гутцайт и Островский о создании специального контролирующего органа к этому можно лишь добавить, чтобы этот контролирующий орган напрямую подчинялся и нес ответственность только перед Президентом страны и чтобы он был независимым от всех ветвей власти и был принят закон о данной службе.

В нашей стране не сформирована и не создана одна целая система государственного финансового контроля,отсутствует орган, который бы координировал работу по разработке стандартов финансового контроля, их своевременному пересмотру и совершенствованию. Отсутствует нормативно – правовая и законодательная база, которая ведет к разделению деятельности между контролирующими органами.

Проблемой системы государственного финансового контроля в нашей стране является то, что нет единой слаженной работы контрольных органов.

Отсутствие системного подхода к разработке стандартов финансового контроля сказалось на их кодификации.

16.10.2013, 14:57 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендую доработать автору данную статью. Желательно указать, какие именно российские стандарты по его мнению устарели и почему. Что конкретно предлагается изменить. Сопоставить устаревшие на взгляд автора российские стандарты с аналогичными международными и проанализировать их содержательные отличия. Показать, что даст использование международного стандарта. В целом тема достаточно интересна, но нуждается в доработке.

Читайте так же:  Работающие пенсионеры налог на имущество

Основные стандарты государственного финансового контроля и их характеристики

В статье рассматривается основные стандарты государственного финансового контроля и их характеристики.

Задачами исключительной важности являются наличие действенной системы государственной власти, обеспечение взаимосогласованной деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, четкая конституционная регламентация их полномочий и контроль за их осуществлением. В современной трактовке применительно к рассматриваемому виду контроля следует понимать процедуру принятия закона о государственном бюджете. Содержание парламентского контроля имеет специфический характер в силу действия принципа сдержек и противовесов в системе разделения властей: здесь исключается организующее начало парламентского контроля, так как организация исполнения закона – прерогатива исполнительной власти.

Стандарты государственного финансового контроля делятся на общие стандарты, рабочие стандарты, стандарт отчетности, стандарты управления и контроля качества. В данной статье мы расскажем о рабочих стандартах — стандартах, которые систематизируют и упорядочивают действия работников органов контроля по осуществлению ими контроля.

К рабочим стандартам относятся планирование, надзор, доказательства и документация.

Целью стандарта «Планирование» является содействие качественному, экономичному, эффективному, результативному и своевременному проведению контроля. Проведение каждого контроля должно планироваться надлежащим образом для обеспечения его эффективного, своевременного осуществления и достижения всех его целей. Планирование осуществляется для обеспечения взаимосвязанности всех этапов контроля — от предварительного изучения объекта контроля, разработки плана, программ контроля до составления отчета по результатам контроля.

Составлению плана и программ контроля должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля на основе доступной информации, включая ознакомление с нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности объекта контроля, процедурами его финансирования и производимыми им расходами. При планировании контроля определяются приоритеты, цели и масштабы, а также необходимые для его осуществления ресурсы. План контроля, все изменения и дополнения к нему утверждаются руководителем органа контроля, а программы контроля, являющиеся детально разработанным порядком проведения контроля, утверждаются соответствующим должностным лицом или руководителем подразделения органа контроля.

Целью стандарта «Надзор» является обеспечение выполнения программы контроля в полном объеме и объективности при планировании, проведении контроля и подготовке отчетов по результатам контроля. Надзор должен осуществляться на всех стадиях контроля независимо от уровня квалификации и профессионализма работников органа контроля. Степень надзора определяется в зависимости от сложности контроля, уровня квалификации и профессионализма группы контроля или отдельного работника органа контроля, участвующего в осуществлении контроля.

Руководители органов контроля самостоятельно определяют формы и методы надзора, но в обязательном порядке надзору подлежат содержание, методы осуществления контроля, а также действия работников органов контроля по выполнению заданий, предусмотренных программами контроля. Надзор должен включать инструктирование, информирование о наиболее часто возникающих проблемах, контроль за проделанной работой, разрешение споров в случаях расхождения мнений в группе, осуществляющей контроль, а также внесение изменений в план и программы контроля.

Целью стандарта «Доказательства» является обеспечение сбора объективных и достоверных данных, на основе которых могут быть сформулированы адекватные выводы и рекомендации по результатам контроля. Рабочие документы должны содержать достаточный объем информации, служащей доказательством достоверности и объективности заключений по результатам контроля. Доказательства должны соответствовать таким качественным характеристикам, как уместность в отношении цели контроля, достоверность и компетентность. Основой доказательств могут служить материалы и информация, собранные непосредственно на объекте контроля, а также полученные из других достоверных данных.

Сбор и обработка информации должны производиться тщательным образом в соответствии с утвержденными программами контроля. Выводы и рекомендации по результатам контроля должны основываться на документальных и аналитических доказательствах. Методы сбора и обработки информации должны быть адекватными целям и задачам контроля. При сборе доказательств работники органов контроля могут использовать все доступные методы и процедуры сбора доказательств, не противоречащие требованиям законодательства.

Целью стандарта «Документация» является обеспечение подготовки и систематизации рабочих документов по всем этапам контроля. При документировании должны собираться все необходимые материалы, подтверждающие заключения контроля, которые должны быть надлежащим образом систематизированы для последующего использования и хранения.

Работники органов контроля самостоятельно определяют материалы, необходимые для документирования. Объем и содержание документации должны определяться в зависимости от масштаба, характера контроля и сложности деятельности объекта контроля. Документация должна подшиваться и храниться в установленном порядке, а работники органов контроля должны обеспечить сохранность всех рабочих документов контроля.

Целью стандарта «Отчетность» является обеспечение прозрачности контроля, укрепление финансовой дисциплины и обеспечение взаимодействия между органами контроля путем унификации отчетов. Отчет по результатам контроля должен быть подготовлен и представлен своевременно для оперативной реализации результатов контроля.

Содержание отчетов должно отвечать следующим принципам:

  • отчет о результатах контроля должен содержать всю информацию, достаточную для подтверждения того, что цели контроля были достигнуты (принцип полноты);
  • отчет о результатах контроля должен быть кратким, систематизированным и исключать повторы (принцип краткости);
  • отчет о результатах контроля должен быть логичным и доступным для понимания (принцип логичности);
  • отчет о результатах контроля должен составляться с учетом возражения объекта контроля (при их обоснованности), а также мнения экспертов, на основе объективного отношения к объекту контроля (принцип объективности);
  • отчет о результатах контроля должен основываться только на собранных доказательствах с тем, чтобы не допускать неопределенности, двусмысленности, неверного толкования, с использованием общепринятых аббревиатур и терминов (принцип точности);
  • отчет о результатах контроля должен быть нацелен на повышение эффективности исполнения республиканского и местных бюджетов, повышение финансовой дисциплины и укрепление взаимопонимания между объектами контроля и органами контроля (принцип конструктивности).

Отчет должен содержать вводную часть, цели контроля, масштаб контроля, изложение основных результатов контроля и заключительную часть. По результатам контроля должны подготавливаться акты, заключения, констатирующие выявленные факты и оформленные в установленном порядке. Постановления, предписания и представления органов контроля должны содержать выводы и рекомендации, направленные на исправление недостатков в объекте контроля и, при необходимости, предложения по проведению последующего контроля с указанием его отдельных направлений, не охваченных настоящим контролем.

В заключение отметим, что, практическая реализация стандартов должна обеспечиваться путем разработки и утверждения производных от них методических и других документов, описывающих методы и процедуры осуществления контроля.

Читайте так же:  Организация финансового контроля бюджета

Стандарты обязательны для соблюдения органами контроля, их работниками, работниками других государственных органов, участвующими в осуществлении контроля. Специалисты аудиторских организаций и эксперты, привлекаемые к осуществлению государственного финансового контроля, также должны соблюдать нормы стандартов.

Проблемы стандартизации государственного финансового контроля

Стандарты государственного финансового контроля как основа контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности государственных органов. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. Формирование внутренних и международных стандартов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.02.2014
Размер файла 19,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы стандартизации государственного финансового контроля

Челябинского государственного университета

Ключевые

слова: Ключевые слова: Стандартизация государственного финансового контроля, стандарты государственного финансового контроля, формирование государственной системы стандартов.

Keywords:

Standardization of state financial control, standards of public financial control, the formation of the state system of standards.

Аннотация:

В данной статье рассмотрены проблемы стандартизации государственного финансового контроля. Формирование государственной системы стандартов, внутренние стандарты, международные стандарты, деятельность Счетной палаты РФ.

Abstract:

This article examines the problems of standardization of state financial control. Formation of the state system of standards, internal standards, international standards, the activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation

В России до настоящего времени еще не создана система стандартов с четким разграничением сфер их применения в контрольной деятельности в зависимости от особенностей объектов финансового контроля, включающая в себя также и стандарты, устанавливающие основные принципы, положения и процедуры, общие для всех его видов. Изучая проблему стандартизации государственного финансового контроля можно выделить несколько самых объективных на мой взгляд, это устаревшая законодательная база, нормативно — правовые документы. В нашей стране необходимо менять устаревшие еще принятые в советское время и в переломные девяностые годы стандарты на более усовершенствованные и практичные, которые на сегодняшний день соответствовали высоким требованиям международных правил и норм. Как пишут в своих работах ряд авторов, что в данное время необходимо начать работу для создания единой системы национальных стандартов для контролирующих органов и экспертно-аналитических органов, которые должны придерживаться предложений международных требований, и на практике такие предложения специалистов благоприятно действуют на государственный контроль и всю экономику в целом. [1]

Например в развитых странах этим занимается одна служба, как отмечал в своей статье Бурцев В.В. в США и Великобритании стандарты, процедуры и их реализация, разрабатываются высшими органами государственного финансового контроля. В нашей стране необходимо создать такую же службу, а не как сейчас существующих ряд контролирующих органов. Например: Главная служба учета США (ГАО) разработала стандарты для аудита государственных организаций и государственных программ. Эта служба помогает направить деятельность других контролирующих органов в рамки установленных стандартов и требовать от них выполнения этих стандартов. В настоящее время разработан и рекомендован к применению 41 международный стандарт финансовой отчетности (действует только 34 стандарта). Международные стандарты финансовой отчетности разработаны рассматривать общественные интересы, прозрачность, понятность и сопоставимость. В России в 1998-1999 годах были разработаны и приняты 38 стандартов.[2] Этими стандартами регламентировались все направления финансового контроля в России. Но эти стандарты не были кодифицированы.

государственный финансовый международный контроль

1. Болдырев Ю.Ю. Бурцев В.В. Гутцайт Е.М. О.М. Островский. Аминов Э.М.

2. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).3. Международные стандарты финансовой отчетности. Москва, Аскери, 1999, стр. 63-104.

4. Аудиторские стандарты ИНТОСАИ для госконтроля// Контроллинг. — 1991. — №3.

5. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. Ю.М.Воронин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор; Р.Е.Мешалкина, начальник инспекции Счетной палаты Российской №4 (декабрь) 2013 25 Федерации, кандидат экономических наук, доцент. Москва — 2003

6. Закон РФ от 10 июня 1993г. № 5154-I «О стандартизации» (с изменениями от 27 декабря 1995г., 30 декабря 2001г., 10, 25 июля 2002г.)

7.Болдырев, Ю.Ю. Проблемы правового и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации / Ю.Ю. Болдырев // М., 1998.

8. Бурцев, В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 1. — Режим доступа: www.dis.ru/manag/arhiv/2000

9. Гутцайт, Е.М. Разработка отечественных аудиторских стандартов: промежуточные итоги и перспективы/ Е.М. Гутцайт, О.М. Островский // Аминов, Э.М. Финансовый контроль в России: Истрия и современность [Текст] / Э.М. Аминов // Право и управление. ХХI век. — 2011. — № 2.

Проблемы стандартизации государственного финансового контроля

Стандарты государственного финансового контроля как основа контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности государственных органов. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. Формирование внутренних и международных стандартов.

Подобные документы

Предмет, метод, цели, задачи и принципы Государственного финансового контроля, его сущность, виды и формы. Особенности системы государственного финансового контроля, ее органы и деятельность счетной палаты. Совершенствование финансового контроля в РФ.

дипломная работа, добавлен 25.01.2015

Сущность, предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля, анализ его организации в России. Особенности деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля.

курсовая работа, добавлен 01.03.2012

Место Счетной палаты и Федеральной налоговой службы РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ. Предложения и рекомендации по повышению эффективности государственного финансового контроля на основе отечественного и зарубежного опыта.

курсовая работа, добавлен 27.01.2014

Характеристика Счетной палаты в структуре органов финансового контроля. Особенность работы инспекций, которые реализовывают экспертно-аналитические и контрольные мероприятия. Особенность осуществления годового и текущего планирования в области финансов.

курсовая работа, добавлен 28.11.2014

Понятие и значение финансового контроля, Счетная Палата РФ как орган государственного финансового контроля. Порядок формирования и состав Счетной Палаты, структура, статус и принципы ее работы. Задачи, полномочия и виды деятельности Счетной Палаты.

курсовая работа, добавлен 14.02.2015

Министерство финансов Российской Федерации, его задачи и функции. Цели и назначение деятельности счетной палаты Российской Федерации. Организация и проведение государственного финансового контроля. Особенности квалификации бюджетных правонарушений.

Читайте так же:  Проведение проверки соблюдения налогового законодательства

статья, добавлен 30.10.2013

Виды государственного финансового контроля. Оценка эффективности государственного финансового контроля. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 13.12.2008

Определение основных задач Счетной палаты Российской Федерации в системе государственных органов финансового контроля. Главные направления деятельности и осуществление финансового контроля. Аудиторы Счетной палаты, их основные должностные обязанности.

контрольная работа, добавлен 24.11.2017

Осуществление контроля за исполнением федерального бюджета. Проблема разграничения функций внешнего и внутреннего финансового контроля. Финансовая независимость Счетной палаты Российской Федерации. Эффективность контрольно-ревизионной деятельности.

статья, добавлен 21.04.2016

История развития финансового контроля в России. Контрольно-счетные органы в системе органов государственного финансового контроля и их взаимодействие с другими. Проблемы в организации проведения финансового контроля контрольно-счетной палатой, их решение.

дипломная работа, добавлен 03.08.2014

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Стандарты аудиторской деятельности

В соответствии со сформированной международной практикой регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании использования стандартов своей деятельности аудиторами.

Основной целью любого аудиторского стандарта является обеспечение единообразного понимания базовых принципов и целей аудита, обязанностей и прав аудиторов, приемов и методов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На основе этого происходит формирование учебных программ подготовки аудиторов.

Стандарты аудиторской деятельности предназначены также для оценки качества проведения аудита и измерения меры ответственности аудиторов в случае недобросовестного выполнения аудиторских проверок.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Проблемы стандартизации государственного финансового контроля

Стандарты государственного финансового контроля

Все виды финансового контроля характеризуются тем, что их осуществление (включая используемые методы и подходы) регламентируют специальные нормативные правовые акты — стандарты.

Разработка международных стандартов высших органов финансового контроля (ISSAIs) производится ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов). Они предназначены для роста эффективности осуществления финансового контроля в общественном секторе. Целью этих стандартов является методологическая поддержка, необходимая для высших контрольных органов государств в области развития их собственного профессионального подхода в контрольной деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В состав стандартов можно включить всю документацию, которая утверждается ИНТОСАИ для совершенствования контрольной деятельности. Их систематизация производится по 4 уровням:

  • Системообразующие принципы ИНТОСАИ;
  • Основы деятельности высших контрольных органов, раскрывающие базовые предпосылки для их эффективной работы;
  • Базовые принципы аудита, включающие стандарты в области осуществления организациями общественного сектора контрольных мероприятий;
  • Руководство по аудиту, включающее документы, которые раскрывают стандарты базовых принципов аудита более подробно.

Методологические документы, стандарты осуществления контрольной деятельности, приказы Федерального казначейства

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

КН Дополнить от 31.12.2019 PDF 20.8 МБ

КН Исключить от 31.12.2019 PDF 13.9 МБ

Методические рекомендации по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства

metodicheskie-rekomendatsii-kapstroy-18-_pismo_07_04_05_21_13279_27_06_2018_ver1_.pdf PDF 363.2 КБ

prilozhenie-1_perechen-npa_1_07_04_05_21_13279_27_06_2018_ver1_.pdf PDF 231.3 КБ

Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

klassifikator_itog_s-podpisyu-r.e.-artyukhina.pdf PDF 2.2 МБ

napravlenie-deyatelnosti_03_nv_08.11.2017.pdf PDF 202.3 КБ

Отправить по почте

Нормативные правовые акты и методические рекомендации

Приказ Минфина России

от 18.12.2019 № 237н

Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»

Дата публикации: 14.01.2020

Приказ Минфина России

от 27.12.2019 № 1657

Приказ Минфина России от 27.12.2019 № 1657 «Об утверждении методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита»

Дата публикации: 31.12.2019

Приказ Минфина России

от 27.12.2019 № 1656

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ Минфина России от 27.12.2019 № 1656 «О совете по вопросам внутреннего финансового аудита и совершенствования качества финансового менеджмента организаций бюджетной сферы»

Дата публикации: 31.12.2019

Приказ Минфина России

от 21.11.2019 № 195н

Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должно.

Зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.2019 № 56862

Дата публикации: 20.12.2019

от 21.11.2019 № 196н

Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и за.

Зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.2019 № 56863

Дата публикации: 20.12.2019

Письмо Минфина России

от 17.12.2019 № 02-02-05/98727

Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98727 «По ВФК и ВФА финансовым органам субъектов РФ»

Дата публикации: 19.12.2019

Письмо Минфина России

от 17.12.2019 № 02-02-05/98728

Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98728 «По вопросам ВФК и ВФА главным администраторам средств федерального бюджета»

Дата публикации: 19.12.2019

Приказ Минфина России

от 18.12.2019 № 237н

Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок органи.

Направлен на государственную регистрацию в Минюст России

Дата публикации: 19.12.2019

Приказ Минфина России

от 30.11.2018 № 3179

Приказ Минфина России от 30.11.2018 № 3179 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 356»

Дата публикации: 20.02.2019

Приказ Минфина России

от 27.07.2018 № 1668

Приказ Минфина России от 27.07.2018 № 1668 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 № 822»

Классификация и систематизация стандартов государственного финансового контроля

Стандарт — это образец, который принимают в качестве исходной основы с целью сопоставления с ним других объектов. Это может быть также нормативно-технический документ по стандартизации, который формирует нормы, правила, требования к объекту стандартизации (утверждается компетентными органами).

Стандарты в области финансового контроля

В качестве базового международного документа в сфере финансового контроля выступает Лимская декларация руководящих принципов контроля. Она закрепляет цель, задачи и основные принципы финансового контроля.

Лимская декларация рассматривается как общемировая образцовая доктрина, с помощью которой формируются основные направления контрольной деятельности, необходимые для внедрения в каждом государстве, которое подписало ее.

Читайте так же:  Приостановление выездной налоговой проверки сроки

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Присоединение нашей страны к Лимской декларации произошло в 1995 году одновременно с вступлением в ИНТОСАИ. Сегодня почти все положения данного документа внедрены в России, включая соблюдение принципа независимости высшего контрольного органа.

Для Счетной палаты РФ характерна организационная, функциональная и финансовая независимость и осуществление самостоятельной деятельности. В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено, что осуществление государственного (муниципального) контроля происходит для обеспечения бюджетного законодательства и прочей нормативной правовой документации, которая регулирует бюджетные отношения.

На втором уровне стандартов ИНТОСАИ конкретизируются положения Лимской декларации. Здесь максимально подробно раскрываются принципы независимости и прозрачности действий высших органов финансового контроля, а также их роль для государства, принципы контроля качества работы высших контрольных органов и этические нормы персонала, ведущего контрольную деятельность.

Основополагающий документ второго уровня представлен Этическим кодексом ИНТОСАИ, содержащим информацию об официальных ценностях и принципах, которые предъявляются к работе персонала органов контроля при ведении ими профессиональной деятельности. В данном списке также принципы надежности, уверенности, доверия, честности, независимости, непредвзятости и объективности, профессиональной конфиденциальности и компетентности.

Все положения Этического кодекса ИНТОСАИ легли в основу национальных этических кодексов. Аналог такого документа в России — Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов РФ, дополненный Кодексом этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов РФ.

На третьем уровне стандартов ИНТОСАИ создается основа для разработки практических стандартов проверок. Здесь раскрывается суть и особенности ведения всех видов аудита, которые используют государственные контролеры.

В состав стандартов третьего уровня, например, входит Руководство по применению стандартов внутреннего контроля в бюджетной сфере (INTOSAI GOV 9100). Его выпустил профильный подкомитет ИНТОСАИ в 2004 г. Основа документа представлена Концептуальной моделью внутреннего контроля, сформированной Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвэя (COSO).

В нашей стране на этом уровне действуют следующие стандарты: Общие требования, направленные на стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля; Общие требования, предъявляемые к стандартам внешнего контроля государства и муниципалитетов с целью осуществления контрольных и экспертных мероприятий, проводимых контрольными и счетными органами субъектов и муниципалитетов нашей страны.

Российские документы отличаются от стандартов ИНТОСАИ в том, что они способны раскрыть требования в области установления общих правил и процедур осуществления любых контрольных мероприятий на всех стадиях, требования к разработке и утверждению стандартов и внедрению их в работу. Все это способствует унификации разработки стандартов контроля в РФ, расширению сферы их использования. Они затрагивают проведение конкретных видов проверок, а также особенности самой проверочной деятельности (всего этого нет в международных стандартах).

Аналогом четвертого уровня стандартов ИНТОСАИ в нашей стране считаются стандарты Счетной палаты РФ, Федерального казначейства и прочих органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.

Классификация стандартов Счетной палаты РФ включает стандарты организации деятельности, государственного аудита и другие Стандарты СОД.

Стандарты государственного финансового контроля как основа контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности государственных органов. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. Формирование внутренних и международных стандартов.

Подобные документы

Цели, задачи и функции государственного финансового контроля, его виды, формы и методы. Структура, обязанности и полномочия органов государственного финансового контроля России. Оценка и пути повышения эффективности государственного финансового контроля.

курсовая работа, добавлен 02.07.2010

История возникновения, предмет и принципы государственного финансового контроля РФ. Деятельность Счетной палаты. Оценка эффективности государственного финансового контроля. Выявление путей совершенствования системы государственного финансового контроля.

курсовая работа, добавлен 02.04.2013

Сущность, виды, цель и задачи финансового контроля. Предмет, методы и принципы контрольной деятельности. Система органов государственного финансового контроля в России. Структура, функции Счетной палаты и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

курсовая работа, добавлен 26.09.2013

Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля. Счетная палата как орган финансового контроля. Права, функции и классификация органов государственного финансового контроля Российской Федерации. Направления совершенствования российской системы ГФК.

курсовая работа, добавлен 06.11.2014

Определение и характеристика проблем и перспектив развития финансового контроля представительных органов власти в Российской Федерации. Ознакомление с основными задачами счетной палаты России. Исследование процесса развития финансового контроля.

контрольная работа, добавлен 09.12.2015

Сущность, значение, задачи и функции финансового контроля; его формы: государственный, ведомственный, общественный, правовой, гражданский. Исследование роли Счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля.

реферат, добавлен 26.09.2018

Структура и элементы, а также роль и значение Счетной палаты Российской Федерации в системе государственных органов финансового контроля. Функции и задачи данного учреждения, направления его деятельности. Пути совершенствования финансового контроля.

курсовая работа, добавлен 06.11.2018

Виды и формы финансового контроля, его принципы и методы. Система органов государственного финансового контроля в Российской Федерации. Федеральная служба по финансовому мониторингу. Направления совершенствования государственного финансового контроля.

курсовая работа, добавлен 21.01.2014

Понятие, цели, содержание и система органов финансового контроля. Его значение в осуществлении задач и функций государства. Виды государственного финансового контроля, общественный контроль и аудит. Формы и методы контрольно-ревизионной работы.

реферат, добавлен 26.11.2010

Основные принципы государственного финансового контроля: плановость, системность, непрерывность, законность, объективность, независимость, гласность, эффективность. Место и роль Счетной палаты Российской Федерации в системе органов финансового контроля.

дипломная работа, добавлен 08.10.2013

Документы

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» Отправить по электронной почте

Дата публикации: 16.01.2020

Дата изменения: 16.01.2020

Прикрепленный файл: docx, 41.96 кБ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» ______________ 2019 г. № ____

Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

«Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

2. Установить, что прилагаемый стандарт вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

от ___________ 20___ г. № ______

Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

«Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»

Читайте так же:  Программа проверки налогов

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (далее – Стандарт) разработан в целях установления принципов контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее – органы контроля), подразделяющихся на общие принципы и принципы осуществления профессиональной деятельности, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) гражданские служащие органа контроля, уполномоченные на осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее – уполномоченные должностные лица).

2. В целях Стандарта под контрольной деятельностью понимается деятельность органа контроля по осуществлению полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, предусмотренных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. В ходе контрольной деятельности орган контроля осуществляет контрольное мероприятие – плановую или внеплановую проверку, плановую или внеплановую ревизию, плановое или внеплановое обследование, результатом которых являются сведения, содержащиеся в итоговом документе (акте, заключении), а также решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятое по результатам рассмотрения указанных сведений.

II. Принципы контрольной деятельности органов контроля

4. Общие принципы определяют нормы, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица при осуществлении контрольной деятельности, и включают в себя этические принципы, принципы независимости, объективности, профессиональной компетентности, целеустремленности, достоверности, профессионального скептицизма.

5. Этические принципы устанавливаются Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885, а также кодексами этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, утвержденными соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Принцип независимости означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов государственного (муниципального) финансового контроля (далее – объекты контроля) и связанных с ними граждан в административном, финансовом и функциональном отношении.

Независимость уполномоченных должностных лиц состоит в том, что они:

не являлись в проверяемый период и году, предшествующему проверяемому периоду, и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностным лицом и (или) иным работником объекта контроля или собственником объекта контроля;

не состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами объекта контроля;

не были связаны в проверяемый период и не связаны в период проведения контрольного мероприятия имущественными (финансовыми) отношениями с объектом контроля.

7. Принцип объективности означает отсутствие у уполномоченных должностных лиц предубеждений или предвзятости по отношению к объектам контроля и их должностным лицам.

Уполномоченные должностные лица должны обеспечивать равное отношение ко всем объектам контроля и их должностным лицам.

8. Принцип профессиональной компетентности выражается в применении уполномоченными должностными лицами совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих им осуществлять контрольные мероприятия качественно.

9. Принцип целеустремленности предполагает строгое соответствие всех мероприятий и действий должностных лиц органа контроля, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, целям и задачам его выполнения.

10. Принцип достоверности предполагает необходимость тщательного изучения, сопоставления, перепроверки данных, полученных из разных источников, а при необходимости – осуществления дополнительных контрольных действий в целях установления законности действий объекта контроля. Выводы уполномоченных должностных лиц должны быть обоснованы и подтверждаться информацией и документами.

11. Профессиональный скептицизм выражается в том, что весомость доказательств, полученных в ходе контрольного мероприятия, критически оценивается, не упускаются из виду подозрительные обстоятельства, при подготовке выводов не делаются ошибочные допущения.

Принципы осуществления профессиональной деятельности

12. Принципы осуществления профессиональной деятельности определяют нормы, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица при осуществлении контрольной деятельности, и включают в себя принципы эффективности, риск — ориентированности, автоматизации, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости.

13. Принцип эффективности означает осуществление контрольной деятельности исходя из необходимости повышения качества финансовой дисциплины объектов контроля с соблюдением принципа риск-ориентированности, оптимального объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов.

14. Принцип риск-ориентированности означает концентрацию усилий и ресурсов органа контроля при осуществлении контрольной деятельности на объектах контроля и направлениях их деятельности, в рамках которой наиболее вероятно наступление событий (совершение нарушений), способных причинить ущерб публично-правовому образованию и (или) способных повлечь неэффективное использование бюджетных средств, существенное искажение информации об активах, обязательствах и (или) финансовом результате.

Принцип риск-ориентированности должен применяться органами контроля как при планировании своей деятельности, так и при непосредственном проведении контрольных мероприятий.

15. Принцип автоматизации предполагает, что при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на всех стадиях должны использоваться при наличии информационно-телекоммуникационные технологии, позволяющие автоматизировать постоянные и однообразные процессы, а также обеспечивающие оперативную обработку большого массива данных и автоматизированное формирование документов.

16. Принцип информатизации предполагает, что при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на всех стадиях орган контроля не запрашивает у объекта контроля информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и содержащиеся в государственных и муниципальных информационных системах, при наличии у органа контроля доступа к таким информационным системам.

17. Принцип единства методологии предполагает обязательное использование федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе устанавливающих унифицированные правила планирования, проведения контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов, составления отчетности о результатах контрольной деятельности.

18. Принцип взаимодействия предполагает обеспечение координации контрольной деятельности и совершенствования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Взаимодействие осуществляется между органами контроля, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, подразделениями внутреннего финансового аудита, а также правоохранительными органами.

Видео (кликните для воспроизведения).

19. Принцип информационной открытости означает публичную доступность информации о контрольной деятельности органа контроля, размещаемой с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также иными нормативными правовыми актами, предусматривающими особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Источники

Стандартизация государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here