Тематическая выездная налоговая проверка по ндс

Как реагировать: новый вид ВНП и вызов на рабочую группу в налоговую

Добрый день, коллеги!

В последнее время нашим клиентам приходит большое количество разных требований, запросов и уведомлений из налоговой. Налоговики пишут их, кто во что горазд. Работы им добавилось из-за системы «АСК НДС-2», которая выдает им большой массив информации по налогоплательщикам. Поначалу мы просто удивлялись тому, какие разные информационные запросы пошли у налоговиков. Но время шло, объем требований, которые мы проанализировали, увеличился, и у нас уже сложилась определенная система оценки этой работы налоговиков с вариантами реагирования.

Вот недавний пример: клиент прислал на оценку уведомление. Мы этот документ, составленный налоговиками со ссылкой на пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ для себя назвали: «пример «добровольного принуждения» доплаты в бюджет».

Цитата из этого уведомления:

«Вы приглашены на заседание Рабочей группы по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций, установленных с использованием «АСК НДС-2».

Как вы будете реагировать, получив, например, в понедельник такую бумагу? Звучит страшно, но на самом деле для налогоплательщика в этом уведомлении ничего страшного нет. Просто в стенах налоговой вас будут просить доплатить.

Мы предложили клиенту сходить с ним в налоговую, чтобы узнать, сколько и чего налоговая имеет на этого налогоплательщика. Эта «разведка боем» и добытая информация была не напрасной, выработали для клиента план действий.

Запомните: главная цель вашего похода по такому или другому требованию в налоговую – узнать, что от вас хотят, что на вас есть и размер суммы, которую накопали на вас налоговики.

Имейте в виду, что в Налоговом кодексе нет такого мероприятия, как Рабочая группа и её заседания – это чистая «отсебятина» ФНС с целью запугать, что-то выяснить, предложить добровольно доплатить в бюджет и так далее. Типичный рычаг давления на бизнес — угроза включить в план выездных проверок.

Одному нашему клиенту на таком заседании Рабочей группы предложили стандартную опцию — «добровольно» доплатить в бюджет, но он отказался и в план выездных проверок, несмотря на все высказанные в его сторону угрозы его так и не включили. Прошло уже четыре месяца…

Важно: идти или не идти на такие заседания Рабочих групп в ИФНС – это дело добровольное и субъективное. Не пойдете – никаких санкций не последует, пойдете – будете знать больше.

На такого сорта встречи мы рекомендуем брать с собой юриста/адвоката или вы можете отправить вместо себя толкового юриста. Выгнать юриста налоговики не смогут — формат Рабочей группы не регламентирован Налоговым кодексом РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Если вы решили пойти в налоговую (с юристом или без), то на вопросы налоговиков отвечайте только по теме уведомления, никаких документов не предоставляйте. Если вопросы покажутся провокационными, либо не понравятся вам по какой-то другой причине, то можете на них не отвечать. В любой момент вы имеете право прервать эту встречу. Вам ничего за это не будет. Ваши действия, как и действия налоговиков не регламентированы Налоговым кодексом, так что вы с точки зрения закона абсолютно на равных.

Во время встречи вы можете, к примеру, внезапно вспомнить, что забыли дома выключить утюг. Извинитесь, вежливо попрощайтесь и спокойно уходите. В любом случае с такой встречи вы уйдете с большей информацией о том, что у налоговиков на вас есть.

Новый вид проверок: тематические выездные проверки по НДС

Еще недавно мы писали о том, что «средняя цена налоговой проверки в Москве — 40-50 млн. рублей. Но вектор налоговой политики в этом направлении меняется: теперь компаниям не прощают даже малые суммы, что вполне объяснимо с точки зрения необходимости пополнять бюджет.

Сегодня главный критерий проверки — наличие разрыва по НДС. Внимание ФНС может привлечь разрыв даже на несколько сот тысяч рублей. Кроме того, инспекция может проверить отчетность только за один квартал. Налоговики говорят, что сейчас определяющий источник информации для назначения выездной проверки — это не столько отклонения от различных среднестатистических показателей или несоблюдение требований Концепции планирования выездных проверок, а данные из программы «АСК НДС» и сведения от полиции и Росфинмониторинга. Понятное дело, что эти сведения в основном о контрагентах фирм-однодневок. В «АСК-НДС» инспекторы видят, с какой компанией вы работаете, а в цепочках поставщиков видят налоговый разрыв (если кто-то из поставщиков в любом колене не заплатил НДС). В том числе налоговики мониторят на предмет разрывов и прошлые периоды.

Основным принципом назначения ВНП всегда была необходимость для налоговых органов провести ее как можно более результативно и начислить как можно больше недоимку. В последние годы добавился еще и принцип того, что доначислять недоимку можно только тем, кто может ее оплатить — т. е. реальному бизнесу. Именно поэтому проверки были как правило глубиной в три года и касались всех налогов. Теперь налоговики будут проверять на налогоплательщиках новый способ воздействия — выездная проверка по НДС за короткий период со всеми правами налоговых органов, предусмотренными НК РФ: опросами сотрудников и контрагентов, выемкой документов и осмотрами помещений.

Несмотря на то, что камеральные проверки по НДС оказались очень результативными, налоговые органы продолжают совершенствовать методы работы с налогоплательщиками. Похоже, что с тематическими ВНП будут приходить к тем, кто упорно не хочет слышать доводов камеральщиков о необходимости ликвидировать разрыв или не согласны с ними. Или к тем, кто работал с однодневками 1-3 года назад, когда «АСК-НДС» не работало в полную силу, и эти однодневки «накрыли» сотрудники полиции или Росфинмониторинга.

Можно сказать, что налоговая решила действовать точечно, чтобы «грехи» у налогоплательщика не накапливались)))

Тематическая налоговая проверка по НДС

На сегодняшний день наиболее эффективной формой налогового контроля признаются налоговые проверки. Целью налогового контроля является проверка «чистоты» и сроков уплаты налогов и сборов. Такой контроль осуществляется посредством сравнения данных в декларации, поданной налогоплательщиком, с фактическими данными, которые выявляются налоговыми инспекторами. Теперь налоговики начали по-новому «мотивировать» налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС и уплачивать другие налоги.

Читайте так же:  Повышение подоходного налога

С этой целью ФНС России все чаще применяет выездные налоговые проверки для детального и глубоко изучения данных о деятельности российских компаний, для выявления возможных нарушений налогоплательщиками по уплате налогов и сборов. Выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок». В данной статье рассмотрено понятие, законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок.

Понятие тематической налоговой проверки

Проводятся тематические налоговые проверки по мере необходимости, которую самостоятельно определяет руководитель налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете и осуществляется либо как элемент комплексной налоговой проверки, либо в качестве отдельной проверки по конкретным установленным фактам нарушения налогового законодательства. Результаты тематической налоговой проверки оформляются также как и выездные, либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если на основе тематической проверки необходимо провести комплексную налоговую проверку налогоплательщика, должно быть принято дополнительное решение о проведении более широкого круга комплексно проверяемых вопросов.

Как мы уже отмечали ранее, тематическая проверка проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее трех лет (например, 1,5 года). Тематические налоговые проверки имеют такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные. Налоговики часто грозят руководителям компаний проведением тематических налоговых проверок, если те добровольно не откажутся от вычетов пор НДС по спорным контрагентам. Мы уже отмечали, что тематическая налоговая проверка инициируется территориальной налоговой инспекцией, где компания состоит на налоговом учете. Однако тематическая налоговая проверка может быть инициирована и иным способом. К примеру, если контрагенты налогоплательщика находятся в разных регионах, и налоговая инспекция какого-либо из регионов заподозрила, что эти контрагенты умышленно создали схему ухода от уплаты налогов, то одна из территориальным инспекций передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги.

Законодательная база

Термин «Тематическая налоговая проверка» описан в Письме ФНС РФ № АС-4-2/13622 от 25 июля 2013 года, которое представляет рекомендации и установки по организации выездных проверок. В документе указано, что при определенных обстоятельствах проверки можно осуществлять по конкретным налоговым статьям, сокращая временные и денежные расходы на организацию мероприятия. Результатом такой операции может быть требование к фирме отказаться от вычета по НДС, связанного со спорными контрагентами, что позволит предотвратить неуплату налога в связи с нарушениями текущего законодательства.

Законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок

  • проверить могут только последние три года деятельности компании;
  • основанием для допуска налогового инспектора к проведению налоговой проверки является только решение руководителя налогового органа, осуществляющего проверку;
  • не допускается повторная проверка начисления одного и того же налога;
  • срок проведения проверки не может превышать двух месяцев (в крайних случаях он продлевается еще на один месяц).

Тематическая налоговая проверка грозит налогоплательщику тогда, когда сроки на камеральную проверку истекли, но подозрения у налоговиков на нарушения налогоплательщиком налогового законодательства все же есть. Как и любой другой тип налогового контроля, тематическая проверка грозит налогоплательщику доначислением.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Причины проверки

Тематическая проверка может проводиться по различным критериям. Основной из них — это наличие разрыва по НДС, который может составлять даже небольшие суммы — от 100 тысяч рублей. При этом возможны различные источники информации о несоответствии: среднестатистические показатели, несоответствие требованиям выездных проверок, данные из системы «АСК НДС», сведения от полиции и пр. К тому же проверка может быть инициирована и в том случае, когда нарушения были обнаружены у контрагентов (независимо от их положения в цепочке коммерческой деятельности). Как правило, такой подход требуется, чтобы пресечь создание и продвижение однодневных фирм, которые не оплачивают НДС в установленном порядке. В таком случае налоговая служба может обратиться к самому первому участнику сделки для осуществления тематической проверки.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Читайте так же:  Штраф за занижение налоговой базы по ндфл

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Роль работы отдела предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в подготовке к проведению тематической налоговой проверки

Развитие работы отделов предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в ФНС России в подготовке к проведению налоговых проверок является в настоящее время не столько потребностью, сколько настоятельной необходимостью. Это связано с принятием 30 мая 2007 года ФНС России «Концепции планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы, в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. В статье: «Как снизить риски включения компании в план выездной налоговой проверки» рассказывалось о системе управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Программа АСК НДС-2 позволяет выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывалось статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?». Налоговиков будут привлекать те компании, у которых занижены показатели налоговой нагрузки и рентабельности. С помощью программы АСК НДС-2 налоговики выявят, на каких этапах и по каким операциям компания занизила налог. В цепочках контрагентов по таким сделкам налоговики выявляют налоговый разрыв, а значит, будет найден тот, кто из этой цепочки не заплатил НДС.

Так при разрывах по НДС в декларациях налоговики будут назначать тематические налоговые проверки. Также налоговики сообщают, что со второго квартала 2018 года тематические проверки приобретут массовый характер. А это значит, что теперь налоговики никому ничего прощать не будут. Тематическую проверку могут назначить из-за недобросовестных контрагентов второго и последующих звеньев. Полностью проверить всю цепочку контрагентов компания вряд ли сможет, поэтому, чтобы защитить себя от налоговой проверки вполне достаточно заручиться доказательствами добросовестности своих прямых поставщиков. Для этого необходимо запросить у них документы, подтверждающие отражение и оплату ими НДС по сделке в бюджет. И даже если Вашу компанию захотят проверить, у Вас будет больше шансов оспорить выводы налоговых инспекторов. Если по данным АСК НДС прямой контрагент (поставщик) задекларировал сделку, шансов добиться отказа налоговому органу в иске намного больше (см. Решение Арбитражного суда Белгородской области от 13 декабря 2017 года по делу № А08-10984/2017).

Тематические выездные налоговые проверки

Тематические выездные налоговые проверки – чем опасны для бизнеса?

На сегодняшний день главным критерием проведения выездной налоговой проверки (ВНП) является наличие разрыва по НДС, не зависимо от суммы разрыва. Определяющим источником информации для назначения ВНП являются данные из программы «АСК НДС-2» и сведения от полиции и Росфинмониторинга. В «АСК НДС-2» отражаются все компании, с которыми вы работаете, а в цепочках поставщиков видно налоговый разрыв (если ко-то из поставщиков в любом звене не заплатил НДС).

Основным принципом назначения ВНП до определенного времени была необходимость для налоговой провести ее как можно более результативно и начислить как можно больше недоимку. Но позже добавился еще и принцип того, что доначислять недоимку можно тем, кто может ее оплатить. Именно поэтому проверки проводились за последние 3 года деятельности компании, касались всех налогов. Но сейчас есть новый способ воздействия на налогоплательщика – тематическая выездная налоговая проверка по НДС за короткий период со всеми правами налоговых органов, предусмотренных НК: опросами сотрудников и контрагентов, выемкой документов и осмотрами помещений.

Как правило, с тематическими ВНП приходят к тем, кто упорно не хочет слышать доводов камеральщиков о необходимости ликвидировать разрыв или не согласны с ними. А также к тем, кто работал с «однодневками» 2-3 года назад, когда «АСК НДС» не работало в полную силу, а эти «однодневки» «замечены» полицией или Росфинмониторингом.

В Налоговом кодексе такого термина, как тематическая налоговая проверка, нет. Но в Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению налоговых проверок» налоговым органам рекомендуется в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

Соответственно, тематическая налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет .

До того, как назначить тематическую ВНП инспектор вызывает директора компании и сообщает о недобросовестных контрагентах, а также о требовании доплатить налоги в связи с налоговой выгодой. Причем претензия у налоговой возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является контрагентом 2-го или 3-го звена. По сложившейся у налогового органа практике, налогоплательщик является выгодоприобретателем и он должен отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков. Налоговая работает по принципу: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но! Налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев. Это подтверждает сама ФНС в письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/[email protected] «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», в котором сказано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Читайте так же:  Возврат налога с лечения в платной клинике

И даже не смотря на вышесказанное, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии. От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, соответственно доплатить налог, либо грозят назначением тематической выездной проверки.

Что необходимо знать о тематических выездных налоговых проверках?

1) Высокие доначисления;

2) Согласовать тематическую ВНП гораздо проще, чем полноценную ВНП. Тематическая ВНП проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

3) Тематическую ВНП возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны позже.

4) Количество ВНП сокращается, а доначисления по камеральным проверкам растут благодаря работой системы «АСК НДС-2» и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую ВНП. Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить ВНП добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговая. И, как показывает практика, к этим же налогоплательщикам налоговая приходит с подобными требованиями, только уже по другим сделкам.

5) Тематическая ВНП может быть инициирована вашей инспекцией, но если контрагенты находятся а разных регионах, и инспекция кого-либо заподозрила, то одна из инспекций сначала передает эту информацию в Управление ФНС своего региона, а так пересылает информацию в Управление ФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «работ» с налогоплательщиком. В случае, когда данный вопрос контролируется Управлением ФНС, местной налоговой проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую ВНП, доначислить налоги и отчитаться в Управление ФНС о положительных результатах.

Что нужно знать, когда идете по вызову инспектора в инспекцию?

Руководитель должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Специалисты

Юридической компании «Абеком» помогут выявить и минимизировать налоговые риски.

Новый вид проверок: тематические выездные проверки по НДС

В современной практике налоговой службы активно применяются выездные проверки, которые призваны изучить данные деятельности коммерческого предприятия с целью выявить возможные нарушения в уплате налогов и других отчислений. Результатом работы может стать необходимость уплатить недостающие налоговые взносы и оплатить наложенные штрафы. Однако такой вариант работы требует большие временные и денежные затраты. Поэтому в ФНС был разработан новый вид ВНП — тематические выездные проверки по НДС. Они носят точечный характер, проводятся только по одному налогу и охватывают период проверки отчетной информации до трех лет.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

Видео (кликните для воспроизведения).

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Читайте так же:  Налог на доли дарения пенсионерам

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Сроки проведения

Тематическая выездная налоговая проверка по НДС проводится в течение срока, не превышающего 2 месяца. Однако период может быть увеличен при необходимости провести контрольные мероприятия и иные виды проверок. Общий период организации операции также имеет строгое ограничение — 3 года, которые предшествуют отчетному году, когда было вынесено постановление об инициации проверки.

Классификация налоговых проверок

Налоговые органы Российской Федерации, действуя в соответствии с законодательством, осуществляют несколько видов проверок. Налоговые органы могут проводить проверки в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

К проверкам, проводимым в соответствии с иными законодательными актами, относится достаточно большое число проверок соблюдения законодательства, в т.ч.:

– по применению контрольно-кассовой техники в денежных расчетах;

– по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

– по кассовой дисциплине и т.д.

Действия налоговых органов при проведении таких проверок регламентируются, как правило, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверки, проводимые в соответствии с НК РФ (или собственно налоговые проверки), можно классифицировать по нескольким признакам.

Так, ст. 87 НК РФ определено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами, то налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Это так называемая встречная проверка.

Таким образом, НК РФ установлена следующая основная классификация налоговых проверок:

Камеральная налоговая проверка (в соответствии со ст. 88 НК РФ) – это налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка (в соответствии со ст. 89 НК РФ) – это налоговая проверка, которая проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Форма решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается МНС России.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

Статьей 87 НК РФ установлен запрет на проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Из этого правила сделано два исключения – повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Таким образом, налоговые проверки подразделяются по признаку повторности:

Первичные проверки могут быть камеральными и выездными. Определяющим критерием здесь является то, что такая проверка по конкретному налоговому периоду, по конкретному налогу у данного налогоплательщика не проводилась.

Повторные проверки, чисто теоретически, также могут быть камеральными и выездными. Однако с учетом установленного ст. 88 НК РФ ограничения на срок камеральной проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, проведение повторной камеральной проверки представляется маловероятным. Таким образом, на практике повторные проверки могут быть только выездными. Их проведение допускается лишь в двух названных выше случаях.

Как правило, налогоплательщики сталкиваются с повторными проверками в случаях проведения вышестоящим налоговым органом проверки деятельности налоговой инспекции, проводившей первичную проверку. В этом случае фактически проверяется деятельность налоговой инспекции, но в случае обнаружения ошибок к налогоплательщику могут быть применены налоговые санкции.

Статьей 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Таким образом, по степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяются:

Под комплексной налоговой проверкой понимается проверка, которой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизуются все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

Тематическая налоговая проверка – это проверка, охватывающая вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В настоящее время в связи с высокой нагрузкой и острой нехваткой квалифицированных кадров налоговые органы в большинстве случаев проводят тематические проверки. Этими проверками охватываются, как правило, НДС, налог на прибыль и еще один-два налога, являющиеся наиболее значимыми для данного налогоплательщика.

Читайте так же:  Сумма штрафа за несвоевременную сдачу налоговой декларации

По категории участников налоговых правоотношений выделяются:

– проверки налоговых агентов;

– проверки плательщиков сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов на основании ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Статьей 24 НК РФ дано определение налоговых агентов. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Эта классификация влияет на перечень вопросов, которые могут быть подвергнуты проверке. В ходе проверок у налогоплательщиков проверяется правильность исчисления и уплаты всех или некоторых налогов, которые они обязаны уплачивать. У плательщиков сборов проверяется правильность взимания и своевременность перечисления в бюджет соответствующих сборов. У налоговых агентов проверяется правильность исчисления и удержания у плательщиков таких налогов, как налог на доходы физических лиц и т.п.

По статусу объектов проверок можно выделить:

– проверки юридических лиц;

– проверки юридических лиц по вопросам исчисления и уплаты налогов филиалами и обособленными подразделениями;

– проверки индивидуальных предпринимателей;

– проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Каждая проверка из этих категорий имеет свою специфику в части состава проверяемых налогов и соблюдения отдельных формальностей.

Так, проверка филиала или представительства юридического лица может быть инициирована и проведена как налоговым органом, в котором состоит на учете данное юридическое лицо, так и налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) обособленного подразделения.

По методу проведения проверки можно выделить:

– проверки, проводимые сплошным методом;

– проверки, проводимые выборочным методом.

При сплошной проверке проверяются все документы налогоплательщика за все налоговые (отчетные) периоды, охваченные проверкой. Выборочной проверкой охватывается, как правило, часть документации (если плательщик работает по типовым договорам, схемам и т.п.) или часть налоговых (отчетных) периодов. При этом, если в ходе выборочной проверки выявляются нарушения налогового законодательства, рекомендуется проводить сплошную проверку. Данная классификация относится к выездным проверкам.

В настоящее время большинство проверок проводится с применением выборочного метода. Сотрудники налоговой инспекции тщательно проверяют один-два налоговых (отчетных) периода, выявляют нарушения, носящие систематический характер. Это позволяет несколько сократить затраты рабочего времени на проведение проверки, хотя и увеличивает риск необнаружения ошибок плательщика.

По составу участников проверки можно выделить:

– проверки, проводимые силами налоговой инспекции;

Совместные проверки проводятся силами сотрудников инспекции и иных контролирующих органов.

В первую очередь речь идет о правоохранительных органах, об органах государственных внебюджетных фондов и финансовых органах. Возможно взаимодействие и с другими государст­венными и муниципальными организациями.

По отношению к плану проверок можно выделить:

Ежеквартально инспекцией составляется план проведения выездных проверок, в который включаются те налогоплательщики, деятельность которых инспекция обязана или считает необходимым проверить в течение очередного квартала. В то же время имеют место случаи, когда инспекции приходится проводить проверки налогоплательщиков, не включенных в план. К ним относятся: проведение проверок по постановлению следователя, расследующего уголовное дело; проведение проверок по срочным заданиям вышестоящих налоговых органов и т.п.

Тематические налоговые проверки

Налоговики заинтересованы в том, чтобы проводить выездную проверку максимально результативно, то есть начислить как можно больше. Но этого мало. Сейчас доначисляют тем, кто может оплатить “счет”. То есть проверяют реальный бизнес, выгодоприобретателей, а не технические компании.

Тематические проверки — это выездные проверки по НДС за короткий период, как правило, за квартал.

Проверка проводится по правилам для выездных проверок. В процессе ее проведения инспекция использует все права, которые дает Налоговый кодекс для выездного контроля: проводит опросы сотрудников и контрагентов, изымает документы, приходит осматривать помещения и т. п.

Кому грозят такие проверки?

Проверку назначат тем, кто упорно не хочет слышать доводы камеральщиков о необходимости ликвидировать разрыв или не согласны с ними. С проверкой придут, если:

— плательщик не подал уточненную декларацию по сделкам с контрагентами, в цепочке которых есть сложные разрывы;
— налоговики считают, что не успеют провести камералку за два месяца и собрать нужные доказательства, например, если у компании есть контрагенты в разных регионах;
— у налоговиков есть сведения о контрагентах-однодневках полученные из Росфинмониторинга или от правоохранительных органов;
— в цепочке контрагентов есть сомнительные компании в других регионах.

В последнем случае налоговики сообщают в УФНС своего региона о выявленной «схеме» и в том числе и о том, кто, по их мнению, является в ней выгодоприобретателем. УФНС обменивается этой информацией с Управлением по месту учета выгодоприобретателя. Для оперативности в таких случаях Управление включает такую компанию в план проверок с тематической проверкой по НДС. Территориальной ИФНС остается только подтвердить схему и доначислить налоги.

Поводом для назначения проверки может стать налоговые претензии даже на несколько сот тысяч рублей. Тематическая проверка проводится с меньшими трудозатратами, ее легче согласовать с УФНС.

Такая ревизия дает возможность изучить деятельность налогоплательщика увидеть слабые места и провести выездную проверку за новый период уже более эффективно. Иногда налоговики после тематической назначают ВНП за более длительный период или приходят проверять и иные налоги.

Благодаря этому угроза тематической проверки отлично мотивирует доплатить НДС.

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Источники

Тематическая выездная налоговая проверка по ндс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here