Теория уклонения от уплаты налогов

Причины возникновения уклонения от уплаты налогов

Дата публикации: 23.05.2019 2019-05-23

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Сидоров А. А. Причины возникновения уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 409-412. — URL https://moluch.ru/archive/259/59453/ (дата обращения: 20.02.2020).

Одной из основных проблем, с которой в современных реалиях сталкиваются многие государства, в том числе Российская Федерация, является уклонение или неуплата налогов и сборов. Возникающая в связи с этим ситуация пагубно сказывается не только на аппарате власти, но и на населении страны в целом. В связи с тем, что государственная казна недополучает определенных денежных средств, на которые она рассчитывает и, в соответствии с этими расчетами, планирует дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Как отмечает Тищенко А. Н., при исследовании данного вопроса, на макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы. Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, 119–125].

Но прежде чем переходить непосредственно к причинам уклонения от уплаты налогов, целесообразно будет определиться с тем, что же из себя представляет данное явления, или иными словами, дать определение термину. По моему мнению, следует обратиться к работе Ермаковой Е. А. Согласно ей, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний [6, 147–151].

Теперь, когда мы раскрыли данный термин можно переходить непосредственно к теме данного исследования — причины возникновения уклонения от уплаты налогов. Сразу хотелось бы оговориться, что исчерпывающего перечня не существует. Во-первых, учёные по-разному классифицируют обстоятельства или факты, способствующие совершению данного правонарушения или даже преступления. Во-вторых, при разработке данной проблемы, носящей массовый характер, нередко исследователи перестают видеть в цифрах людей. То есть, «человеческий фактор» перестаёт учитываться, что, по моему мнению, недопустимо. В начале любой проблемы лежит её социальная особенность, обладающая огромным значением, она может, как подтолкнуть к совершению противоправных деяний, так и воспрепятствовать совершению таковых. В данной работе указанному критерию будет уделено особое внимание.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Предлагаю к рассмотрению следующую классификацию указанных причин: экономические, политические, психологические, социальные.

Подводя итог проведённого мною исследования, хотелось бы ещё раз отметить основные его положения. Как мы видим, существует множество причин уклонения от уплаты налогов, носящих самый разных характер, от экономических и политических, вплоть до психологических. Однако первопричиной служит невыполнение государством своих функций, результатом которого служит потеря доверия у населения, что находит своё выражение в стремлении последнего так же избежать исполнения своих обязанностей. Итогом служит существующая ныне ситуация: когда государство уже не в состоянии выполнять стоящие перед ним цели и задачи, и в первую очередь социальные, ввиду недофинансирования бюджета. Получается замкнутый круг, когда уклонение от уплаты налогов, вызванное не способностью правительства выполнять свои обязанности, привело к ситуации, когда правительство уже не в состоянии их исполнить, в виду недостаточных денежных средств, вызванных неуплатой законно установленных налогов и сборов.

  1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4.
  2. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы всерос. науч. конф. — М., 2007.
  3. Сивцева В. И., Ноева Е. Е. Проблемы массового уклонения от уплаты налогов // Молодой учёный № 10 (144)/2017.
  4. Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Монография. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011.
  5. Карцева М. С. Суть причин уклонения от налогов / М. С. Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
  6. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» / Е. А. Ермакова // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов

Среди основ уклонения от уплаты налогов можно выделить следующее:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Читайте так же:  Пенсионеры платят налог на имущество физических лиц

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.»

Правовая норма об ответственности за нарушение налогового законодательства должна четко указывать признаки наказуемого деяния, внешнего проявления противоправного поведения. Иными словами, должна быть установлена объективная сторона правонарушения. Это обязательное условие, с одной стороны ограничивающее административное усмотрение при наложении взысканий, с другой – исключающее лазейки для избежания ответственности.

Например, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения. Без четкого определения, в чем же конкретно состоит грубое нарушение правил учета, применение указанной статьи привело бы к произвольному расширению числа наказуемых поступков. Поэтому законодатель определил, что под грубым нарушением правил учета для целей указанной статьи НК РФ понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПРИЧИНЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ В РОССИИ

Уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для многих является главным мотивом для участия в теневой экономике.

Актуальность выбранной темы в том, что налоги играют немаловажную роль в жизни людей, от того сколько их будет собрано зависит благополучие страны, региона, города. Поэтому необходимо, что бы каждый налогоплательщик, будь то юридическое или физическое лицо, платил налоги, а не уклонялся от них.

Причины исследования данной темы в том, что в сложное для нашей страны время налоги играют немаловажную роль в упрочении экономических позиций России. Налогам отводится немаловажное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство оказывать влияние на рыночную экономику и экономику в целом.

Согласно статистическим данным, величина обнаруженных налоговых преступлений в России сокращается, хотя наряду с этим отмечается тенденция повышения доли налоговых преступлений совершаемых в крупном и особо крупном размере, что объясняет рост потерь бюджета от недополученных налоговых платежей.

В статье будут рассмотрены главные причины уклонения от уплаты налогов в России и способы борьбы с ними.

Россия на данный момент, по статистическим данным, на четвертом месте по утратам налоговых поступлений вследствие уклонения от налогов.

Причины уклонения от уплаты налогов различны. Эта проблема актуально не только в России, но и во всем мире.

Можно выделить следующие обобщенные причины уклонения от уплаты налогов, которые представлены в схеме 1.1.

Схема 1.1 – Причины уклонения от уплаты налогов

Рассмотрим более подробно причины уклонения от уплаты налогов в России, такие как:

— значительный налоговый груз, не позволяющий нормально осуществлять предпринимательскую или иную деятельность;

— большое количество налогов и высокие ставки могут сыграть роль при решении ухода в «теневую» экономику;

— сложность, неясность налогового законодательства, обилие в нем дополнений, изменений, поправок, позволяющих по-разному трактовать положения и нормы инструкций и правил;

— недостатки в организации налоговой службы;

— недобросовестные действия работников при проверках;

— умышленная, преднамеренная склонность субъектов к неуплате налоговых сумм в целях использования их для обогащения или инвестирования в теневом бизнесе.

Особую роль в налоговых махинациях играют фирмы–однодневки. За последнее десятилетие они стали неотъемлемой частью экономики и используются практически повсеместно. Большая часть работает на международном рынке с целью «утечки» капитала за рубеж и отмывания денег, что является неправомерным избежание налогов.

Бывает, что при предприятии основывают родственные фирмы, которым они продают товар по заниженным ценам, что, в конечном счете, прибыли не приносит или она минимальна. Поэтому налоговые органы не могут получить с таких предприятий налог на прибыль.

Так же для снижения налоговых платежей применяют учетную политику, которая позволяет максимально отсрочивать зачисление выручки, но быстро зафиксировать затраты.

Еще одно ухищрение для уплаты налогов это когда многие хозяйственные операции, одинаковые по содержанию, в документах называются по-разному что приводит к неодинаковым налоговым обязательствам.

Существуют так же уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства – затягивание срока уплаты налогов, что бы его списали налоговые органы т.к. несовершенство российского законодательства позволяет использовать различные «лазейки» для ухода от налогообложения.

Несмотря на все ухищрения налогоплательщиков, существуют способы по борьбе с уклонением от уплаты налогов такие как:

— стимулирование полной и своевременной уплаты налогов предприятиями и гражданами, формирование условий, при которых уклонение от уплаты налогов становится экономически невыгодным;

— ужесточение санкций для неплательщиков;

— пресечение хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалтерском учете и укрывается от налоговой администрации;

— присвоение номеров налогоплательщиков, регистрация местонахождения плательщиков, принудительная ликвидация предприятий, не представляющих налоговую отчетность, непременная регистрация всех банковских счетов предприятий;

— регламентация деятельности банков для борьбы с фиктивными банковскими депозитами, передачей векселей юридических лиц гражданам;

— жесткий контроль за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц, в том числе за оффшорными счетами;

— принятие поправок к законодательству, которые позволят взыскивать задолженность за счет средств, полученных от новой эмиссии и продажи пакетов акций предприятий-должников;

— совершенствование нормативно-правовой базы.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за имплантацию зубов

Главное условие функционирования экономики и финансовой системы это государственный финансовый контроль. Деятельность государственных и общественных органов заключающихся в проверке формирования и использования денежных средств (фондов).

При проведении финансового контроля проверяется закономерность и целесообразность действий предприятий, учреждений, граждан с денежными фондами в целях эффективного развития экономики и увеличения благосостояния народа.

Цели налогового контроля сводятся к:

— Защита интересов государства;

— Предупреждение о нарушении налогового законодательства;

— Выявление фактов нарушения налогового законодательства;

— Устранение этих нарушений.

Рассмотрим виды контроля на схеме 1.2.

Схема 1.2 – Виды финансового контроля

Борьба с уклонением от уплаты налогов обязана находиться на первом месте в работе налоговых органов. Если этого не будет, то налогоплательщики перестанут платить налоги, что приведет к нестабильности экономики страны.

В заключении хочется отметить, что уклонение от налогов это неминуемый процесс характерный для всего мира. Для уменьшения данного явления необходимы комплексные мероприятия по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры населения.

Платить налоги надо т.к. налоги играют немаловажную роль в укреплении экономики страны. Иногда люди уклоняются от уплаты налогов т.к. у них не хватает средств на их уплату. Предприниматели же уклоняются, потому что санкции за уклонение от уплаты налогов меньше, чем сами налоги. Во всех случаях это осознанное деяние налогоплательщиков. И пока не будет понимания и осознания важности уплаты налогов, налогоплательщики будут стараться обходить закон правомерными и неправомерными способами.

Список использованных источников

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Жарова Е. Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия [Текст] / Е. Н. Жарова, М. Ф. Желтова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 336-339.

Проблема массового уклонения от уплаты налогов

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2017 2017-03-14

Статья просмотрена: 1874 раза

Библиографическое описание:

Сивцева В. И. Проблема массового уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 266-268. — URL https://moluch.ru/archive/144/39831/ (дата обращения: 20.02.2020).

Статья посвящена изучению проблеме массового уклонения от уплаты налогов.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, консолидированный бюджет

По п.1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налог — это обязательный индивидуально — безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Отличительными признаками налога по российскому законодательству являются обязательность, безвозвратность, законодательный и целевой характер налога.

Обязательность, иначе говоря, императивность, означает, что субъект налогообложения не имеет права отказаться от возложенной на него обязанности по внесению налога в бюджет. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

Под безвозвратностью понимается то, что сумма налога никогда не возвращается к субъекту налогообложения, он при этом ничего не получает взамен.

Законодательный характер налога означает, что налоги вводятся и отменяются только с соответствующими законами.

Целевой характер налога проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направленных на финансирование мероприятий для выполнения конкретных функций государства, определяющих бюджетным законодательством.

Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств на распоряжение государства.

Источником налога выступает национальный доход, то есть вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства путем использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих определенных функций.

Налоги формируют доходы государства, как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в государственном бюджете и государственных внебюджетных фондах.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

Проблема уклонении населения от уплаты налогов — это довольно распространенное явление, как в мировой практике, так и в российской.

Налоговая система России формировалось в условиях спада производства и экономического кризиса. Первый этап становления налоговой системы России (1992–1998 гг.) характеризуется отсутствием льгот инвестиционной направленности и одновременно предоставлением множества ненужных индивидуальных привилегий, в результате чего государство недополучало значительные суммы налоговых доходов в бюджет. Серьезные недостатки наблюдались и в организационном плане, что привело к сложности и противоречивости нормативных документов, а также в системе налогового контроля. Все это негативно оказалось на формировании доходов государственного бюджета. Для устранения налогового дефицита были установлены повышенные ставки налогов (по НДС — 28 %, по налогу на прибыль предприятий — 32 % и т. д.), в результате налоги стали носить преимущественно фискальный характер, что вызвало увеличение «теневого» сектора экономики, массовое уклонение от уплаты налогов, иными словами, «безбилетников» в сфере налогообложения.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

Так, по состоянию на 1 января 2016 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1360,3 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП.

Далее рассмотрим более подробно структуру задолженности перед бюджетной системой РФ за 2014–2016 гг. (табл.1)

Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд. руб.

17.3. Характерные способы уклонения от налогообложения

Для сокрытия доходов нарушители не отображают в учете и отчетности выручку, т.е. скрываются получения денежной наличности. При данном методе сокрытия доходов используются разные варианты.

Например, руководители предприятия могут заключать договоры (контракты) не на весь объем работ, а только на какую-то его часть. Разница между общей стоимостью работ (товаров, услуг ) и частью, которая отображается в учете и отчетности, остается в распоряжении исполнителей без учета налогообложения данной разности.

Читайте так же:  Кнд водный налог
Видео (кликните для воспроизведения).

В некоторых случаях для уклонения от налогообложения используется помощь посреднической организации (рис. 17.1). Суть этого способа заключается в том, что предприятие-посредник заключает с предприятием-изготовителем продукции (работ, услуг) договор на определенную сумму. При этом количество получаемой продукции не указывается. При устных переговорах стоимость единицы обсуждается, но в договор посредника и поставщика эта сумма не включается. В нем отражается только общая сумма поставки.

После этого посредник заключает договор с предприятием-заказчиком, являющимся конечным потребителем продукции. Договор конечного потребления составляется на ту же сумму, что и договор посредника с поставщиком, но цена товара за единицу продукции большая, чем было оговорено с предприятием-изготовителем. Общее между всеми указанными договорами то, что общая сумма поставки одинакова.

Далее предприятие-посредник перечисляет денежные средства предприятию-изготовителю в день получения этой суммы на расчетный счет от предприятия-заказчика. В качестве документа, которым фиксируется реальное количество товара, полученного предприятием-посредником от изготовителя, является письмо-доверенность, которое подписывается обеими сторонами. Но этот документ не является фискальным, поэтому при налогообложении оказывается не учтенным и количество товара, которое отражается в договоре, фактически составляемым между предприятием-заказчиком и посредником.

Таким образом, заказчики получают у изготовителя необходимое количество товара, а разницу в количественном выражении за наличный расчет предприятие-посредник продает предприятию, заинтересованному в этом товаре.

Другим из видов действий, выполняемых с целью уклонения от налогообложения, является получение продукции в счет погашения задолженности. Так, например, предприятие (скажем, фирма Омега) скрывает доходы, полученные от производственно-хозяйственной деятельности, отображая их как долг перед другим предприятием (например, фирмой Альфа) или взаиморасчетов. При этом в бухгалтерской документации показывается, что доход, полученный Омегой, перечислен на Альфу в порядке погашения задолженности Омеги перед Альфой. Однако этот способ также основан на искажении бухгалтерской документации, поскольку необходимость уплатить налог с дохода перекладывается на Альфу. Чтобы этого не делать, Альфе необходимо скрыть поступление денег (или доходов), полученных от Сигмы.

Одним из видов действий по уклонению от налогообложения является открытие лицевых счетов для физических лиц. Механизм в том, что для сокрытия доходов используются лицевые счета, специально для этого открытые для работников предприятия. На эти счета перечисляются суммы в оплату за реализованную продукцию (работу, услуги). Деньги перечисляются или по факту поступления денег на расчетный счет предприятия-продавца, или заказчик (по предыдущей договоренности) переводит деньги на лицевой счет физического лица. При этом оплата даже не показывается на расчетном счете предприятия-продавца.

Одним из механизмов уклонения от уплаты является открытие нескольких расчетных счетов в коммерческих банках. Некоторые предприятия стараются использовать свои преимущества от владения несколькими расчетными счетами в разных банках для сокрытия полученных доходов. С этой целью на одном расчетном счету отображаются суммы для налогообложения, на другие — операции, которые скрываются от налогообложения. Для того чтобы это сделать, предприятие должно скрыть от налоговых органов сведения о своих расчетных счетах. В основе такого нарушения — несоблюдение предприятием норм бухгалтерского учета, поскольку сведения о каждом открытом счете должны быть переданы в налоговую инспекцию.

Механизмом уклонения от налогообложения является, как было сказано выше, сотрудничество с фиктивными фирмами. Спектр операций с такими фирмами весьма разнообразен. Для сокрытия полученных доходов в некоторых случаях используются фиктивные предприятия-соисполнители. На их расчетный счет перечисляется часть или полная сумма, полученная от якобы реализованной продукции (работ, услуг).

Одной из форм работы с фиктивными фирмами является перечисление на их расчетный счет сумм, которые называют «пеня и неустойки за невыполнение условий договора (контракта)». Для реализации этого способа уклонения от налогообложения оформляются фиктивные договоры (контракты).

Довольно распространенным механизмом уклонения от уплаты налогов (сборов) является необоснованное увеличение расходов на производство продукции (работ, услуг). Одним из таких способов можно считать завышение сумм понесенных расходов. Для этого используется составление фиктивного документа на использование товарно-материальных ценностей, которые, якобы, израсходованы на производство продукции (работ, услуг). Такой способ используется, как правило, для операций перевода безналичных денег в денежную наличность. Данные расходы компенсируются денежной наличностью путем получения денег с расчетного счета.

Нарушение в налоговой отчетности как способ уклонения от налогообложения. Одним из способов уклонения от уплаты налогов (сборов) является непредоставление налоговой отчетности, а также неполное, т.е. искаженное ее составление.

Несвоевременно представленная налоговая отчетность иногда способствует сокрытию а также искажению данных об объемах выполненных работ, занижению налогооблагаемых доходов. С этой целью подается отчетность без учета фактического состояния, отраженного в бухгалтерском (налоговом) учете. Уклонение от уплаты налогов осуществляется при поставках в Украину товаров как комплектующих изделий. В этом случае субъекты внешнеэкономической деятельности через посредника (нерезидента), который пользуется льготным налогообложением, получают от иностранного предприятия-производителя товар, который является или подакцизным, или освобожденным от уплаты налогов. Посредник осуществляет поставки в Украину товара как комплектующего изделия, не платя при этом акцизный сбор, так как комплектующие изделия не являются объектом налогообложения. Потом через фиктивные предприятия, которые, якобы, осуществляют сбор и отладку готовой продукции, осуществляется продажа готовой продукции.

Рассмотренные варианты уклонения от уплаты налогов (сборов) не исчерпывают всего «арсенала», существующего в практической деятельности предприятий.

§3. Виды уклонения от уплаты налогов

Следственной практике известны сотни различных видов ухода от налогов путем сокрытия налогооблагаемой прибыли, оборота от реализации по налогу на добавленную стоимость и иных объектов налогообложения, сокрытия денежных средств и другого имущества от налогов.

О некоторых из них уже упоминалось выше. О видах уклонения от уплаты налогов путем сокрытия имущества и денежных средств физическими лицами остановимся ниже
Наиболее распространенным является сокрытие выручки от реализации имущества без наличия и при наличии актов приёма-передачи. В этом случае, чтобы уклониться от уплаты налогов, частный предприниматель, работающий как физическое лицо, не отражает в учетном регистре (тетради) реальный объем вырученных средств, намеренно скрывая определенную, иногда значительную ее часть. Например, не указывает доход от продаж некоторого количества товара, реализации его отдельных видов, объемов и т.д. При этом могут намеренно скрываться, уничтожаться или не составляться вовсе акты либо иные документы, подтверждающие торговые сделки с имуществом.
Сокрытие от налогового обложения валового дохода или материальной выгоды путем заключения договоренности о предоставлении кредита, когда кредитор не требует его возврата, а предприниматель, взявший кредит, уничтожает договор через определенное время. В соответствии с Инструкцией ГНС России по применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с
670

Читайте так же:  Расчет возврата налога с процентов по ипотеке

Глава 41. Расследование налоговых преступлений

Глава 41. Расследование налоговых преступлений

Глава 41. Расследование налоговых преступлений

Глава 41. Расследование налоговых преступлении

Теория уклонения от уплаты налогов

Выполнила: Иванова И.И

студент гр. УП-10-2

Проверил: к.э.н., доцент Леонидова А.И.

г. Красноярск, 2011

Содержание

Структура налоговой системы РФ 5

Сущность налога и его основные элементы 5

1.2. Функции налогов 8

Государственные налоговые органы 12

Теоретические основы уклонения от уплаты налогов 15

Уклонение от уплаты налогов 15

Причины уклонений от уплаты налогов 19

Формы и способы уклонения 22

Модель рационального уклонения от уплаты налогов 28

Методы выявления схем уклонения от уплаты налогов 32

Процесс выявления схем уклонения от уплаты налогов 32

Направления борьбы с налоговой преступностью 36

Список использованной литературы ……………………..……………………42

Примеры библиографического описания изданий гост 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила»

Книга, написанная одним, двумя или тремя авторами

Задулин, А. П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран / А. П. Задулин. – 2-е изд., перераб. – Екатеринбург: Каменный пояс, 1992. – 224 с.

Ковалева, О. В. Аудит : учеб. пособие / О. В. Ковалева, Ю. П. Константинова ; под ред. О. В. Ковалевой. – М. : Приор, 2002.

Книга, написанная более чем тремя авторами

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы : учебник для вузов / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др. ; под ред. проф. Л. Е. Стровского. – М. : Закон и право. ЮНИТИ, 1999. – 823 с.

Италия в трудах советских историков : сб. статей / под ред. В. И. Волкова. – М., 1989. – 224 с.

Статья из сборника

Назаров, В. П. Анализ энергетических параметров малорасходных насосов космических агрегатов / В. П. Назаров, Е. М. Краева // Вестник Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева : сб. науч. тр. / под ред. проф. Г. П. Белякова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2003. – Вып. 4. – С. 170–174.

Краева, Е. М. Особенности технологических испытаний малоресурсных узлов аэрокосмической техники / Е. М. Краева // Решетневские чтения : тез. докл. III Всерос. науч. конф. ; Сиб. аэрокосмич. акад. – Красноярск, 2000. – С. 167–168.

Переводное издание без указания фамилии переводчиков

Додж, Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита : пер. с англ. / Р. Додж. – М. : Финансы и статистика ; ЮНИТИ, 1992. – 240 с.

Переводные издания с указанием фамилии переводчиков

Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд ; сокр. пер. с англ. А. А. Малышева, Г. Ю. Трофимова. – М. : Экономика ; Дело, 1992. – 510 с.

Статья одного, двух или трех авторов из журнала

Либман, Г. И. «Шведская модель» социальной политики / Г. И. Либман, Л. В. Преснякова // Российский экономический журнал. – 1993. – № 8. – С. 88–95.

Статья из журнала, написанная четырьмя и более авторами

Толстая тетрадь / П. А. Ватник, В. В. Гальперин, В. М. Гальперин и др. // Экономическая школа. – 1992. – Вып. 2. – С. 15–291.

Статья из газеты

Гаурдиано, Дж. Программа реформ и новый российский парламент / Дж. Гаурдиано // Российские вести. – 1994. – 12 марта. – С. 2.

Описание нормативной литературы

ГОСТ 8496–88. Пиломатериалы хвойных пород. – М. : Изд-во стандартов, 1989. – 24 с.

Правила техники безопасности и производственной санитарии. Утв. М-вом трансп. строительства СССР, 1975 ; введен 01.04. 77. – М. : Оргтрансстрой, 1977. – 103 с.

Многотомник в целом

Савельев, И. В. Курс общей физики : учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Савельев. – 2-е изд., перераб. – М. : Наука, 1982. – Т. 1–3.

Вагнер, Г. Основы исследования операций :в 2 т. / Г. Вагнер. – М. : Мир, 1972–1973. Т. 1. – 336 с.; Т. 2. – 488 с.

Мастрюков, Б. С. Теория, конструкции и расчеты металлургических печей : в 2 т. Т. 2. Расчеты металлургических печей / Б. С. Мастрюков. – М. : Металлургия, 1986.

Сысоев, А. С. Абразивно-экструзионное улучшение качества внутренних поверхностей каналов после электроэрозионной обработки в деталях летательных аппаратов : автореф. дис. конд. техн. наук : 05.07.02 / А. С. Сысоев. – Красноярск, 2002.

Окончание прил. 6

Труды Маркса, Энгельса

Энгельс, Ф. Книга откровения. Т. 21 / Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч. – 2-е изд. – С. 28–29.

Маркс, К. Капитал. Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 23. – С. 378–379.

Глава 7. Уклонение от налогов Сущность и причины уклонения от налогов

Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведе­ния многих хозяйствующих субъектов. В результате не­достаточно финансируется общественный сектор хо­зяйства из-за сокращения поступления средств в госу­дарственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняю­щимися от налогов; растет коррупция; капиталы, полу­ченные в результате уклонения от налогов, уходят за рубеж.

Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выяснить, почему значительная часть налогоплательщиков делает выбор в его пользу, каковы причины уклонения от налогов.

По своей экономической сущности налоги выступа­ют в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных платежей за требуе­мые каждому гражданину общественные блага. Однако на практике добровольная реализация подобного реше­ния затруднена по нескольким причинам.

Читайте так же:  Социальные налоговые вычеты

Часть II. «Вторая» («беловоротпичковая») теневая экономика 81

Во-первых, возникает проблема «безбилетника». Не­которые индивиды могут считать целесообразным укло­няться от уплаты налогов, надеясь на то, что их дейст­вия в составе большой группы налогоплательщиков ос­танутся незамеченными и не повлияют на решение других об уплате налогов и, следовательно, не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.

Во-вторых, по техническим причинам принятие ре­шений в больших группах на основе единогласия невоз­можно. Что же касается правила большинства, то оно создает объективные предпосылки для налоговой дис­криминации и побуждает пострадавших налогоплатель­щиков к уклонению от участия в финансировании об­щественных расходов по соображениям и социальной справедливости, и экономической эффективности.

В переходных экономиках положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффек­тивность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской дея­тельности. Поэтому в данных условиях естественной ре­акцией налогоплательщиков выступает оппортунисти­ческий тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в фи­нансировании общественных товаров.

Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогооб­ложения, а вполне конкретными соображениями о ве­личине риска: насколько сумма налога выше, чем санк­ции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения неве­лика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовав­шись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов (не случайно на книжном рынке пользуются повышен-

ным спросом книги о том, как «законными» методами уменьшить налоговые выплаты).

Таким образом, уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его на­рушения и слабость контроля. А распространенные ут­верждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны. Хо­тя действительно существует предельный уровень нало­гообложения, который может привести к свертыванию экономической деятельности. Но в России, по крайней мере в торговле, он еще не достигнут. К тому же не факт, что если сделать налог минимальным (скажем, не 25%, а только 5%), то недобросовестные налогоплатель­щики не постараются платить еще меньше.

Рассматривая мотивы уклонения от налогов, необхо­димо остановиться на различиях между «новыми рус­скими» и директорами бывших советских предприятий. Предприниматели из «новых русских», вышедшие из полукриминального кооперативного движения послед­них предреформенных лет, не желают платить налоги по психологическим мотивам. Они никогда ничего не платили государству, этому противится их криминаль­ная философия и предпринимательская натура. Нужно время, чтобы они осознали необходимость быть законо­послушными гражданами, хотя бы для того, чтобы об­рести право требовать от государства законной защиты своей собственности. Чем быстрее будет крепнуть госу­дарство, включая налоговый контроль, тем раньше про­изойдет их психологическое созревание.

Директора бывших советских предприятий быстро освоили опыт неуплаты налогов. Но директора пользо­вались защитой и помощью государства, у них были иные мотивы для неуплаты налогов. Например, пред­приятия ВПК страдают от отсутствия средств из-за рез­кого сокращения государственных закупок, а во многих случаях от неумения и нежелания быстро перестроить производство на выпуск конкурентоспособной, нужной рынку и населению продукции. Многие управляющие

14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов

Среди основ уклонения от уплаты налогов можно выделить следующее:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.»

Правовая норма об ответственности за нарушение налогового законодательства должна четко указывать признаки наказуемого деяния, внешнего проявления противоправного поведения. Иными словами, должна быть установлена объективная сторона правонарушения. Это обязательное условие, с одной стороны ограничивающее административное усмотрение при наложении взысканий, с другой – исключающее лазейки для избежания ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения. Без четкого определения, в чем же конкретно состоит грубое нарушение правил учета, применение указанной статьи привело бы к произвольному расширению числа наказуемых поступков. Поэтому законодатель определил, что под грубым нарушением правил учета для целей указанной статьи НК РФ понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Источники

Теория уклонения от уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here