Торговый сбор общепит

Услуги общественного питания торговым сбором не облагаются

Сотрудники Департамента экономической политики и развития города Москвы обследовали помещение мини-маркета, расположенного на одном из московских вокзалов.

В павильоне оказывались услуги общественного питания: стояли столы и стулья, готовилась шаурма, сосиски на гриле, подавались чай и кофе.

По итогам обследования проверяющие составили акт, согласно которому данный объект должен облагаться торговым сбором. Одновременно подсчитали его сумму: 243 тыс. рублей за 3 квартала, исходя из ставки 81 тыс. рублей за квартал. Акт направили в ИФНС.

Предприниматель, владеющий мини-маркетом, с актом не согласился.

Сначала он обжаловал его в специальной столичной межведомственной комиссии по рассмотрению подобных вопросов. Однако ему отказали.

Тогда ему ничего не оставалось, кроме как обратиться за защитой в суд.

Суды трех инстанций признали акт незаконным, так как услуги общепита не облагаются торговым сбором.

Арбитры объяснили, что торговым сбором облагается исключительно торговая деятельность (п. 1, 2 ст. 413 НК РФ).

Услуги общественного питания к ней не относятся. Это совершенно самостоятельная отрасль. Для нее существует даже отдельный ГОСТ 31985-2013.

В рассматриваемом мини-маркете оказываются именно услуги общепита, а не ведется торговля, поскольку:

1) согласно договору аренды павильон предоставлен для оказания услуг общепита на территории вокзала, и арендатор не вправе без письменного согласия арендодателя менять цель использования данного имущества;

2) в павильоне размещено оборудование для приготовления посетителям продуктов питания, предназначенных для непосредственного употребления в прилегающем зале:

  • электрический аппарат для приготовления шаурмы;
  • гриль роликовый для сосисок;
  • стимер для булок;
  • гриль контактный;
  • микроволновые печи;
  • чайник-термос электрический;
  • кофейный аппарат;
  • весы электронные;
  • разделочные доски;
  • поварские ножи;
  • мармиты;
  • линия раздачи;
  • стол холодильный;
  • холодильная витрина;
  • обеденные и барные столы (6 шт.) и стулья, которые используются посетителями для употребления пищи и отдыха. Причем столами со стульями занято более половины площади зала.

Следовательно, основное назначение зала — принятие пищи посетителями. Значит, он является залом общепита, а вовсе не торговым объектом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Довод департамента о наличии в павильоне контрольно-кассовой техники несостоятелен, так как ККТ является обязательной не только для объектов торговли, но и для предприятий общепита в силу п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.

Таким образом, акт столичного департамента является недействительным.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Примечание редакции:

у Арбитражного суда Московского округа пока нет единообразного подхода к данному вопросу. В конце прошлого года было вынесено противоположное решение о том, что общепит должен платить торговый сбор. Хотя даже ФНС РФ и Минфин РФ в один голос заявляют, что кафе и рестораны к этому платежу отношения не имеют. Мы писали об этом здесь.

Торговый сбор и общепит в городе Москва

Сотрудники Департамента экономической политики и развития города Москвы провели обследование вашего помещения, в котором вы оказываете услуги общественного питания, и составили акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором с начислением суммы торгового сбора. Обжалуем в суд. Признаем акт недействительным.

Предположим, что на ваш Объект оснащен оборудованием, предназначенным для приготовления и раздачи кулинарных изделий: продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте (гриль, микроволновые печи, чайник-термос, кофейный аппарат, электронные весы, разделочные доски, поварские ножи, холодильная витрина и т.п.), а также имеются обеденные и барные столы и стулья, используемые посетителями для употребления пищи и отдыха.

Основное назначение такого зала – это создание условий для потребления (принятия) пищи посетителями, из чего следует, что данный зал является «залом предприятия общественного питания (залом обслуживания)» (пункт 16 ГОСТ Р 31985-2013. Приложение Б к ГОСТ 30389-2013), а не торговым залом.

В случае составления акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором с начислением суммы торгового сбора прежде всего вам необходимо обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы с заявлением об отмене решения о включении в список объектов.

Ваше обращение будет рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве и в случае отказа в исключении выявленного Департаментом объекта из списка объектов следует обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным.

При обращении в суде необходимо руководствоваться Налоговым кодексом РФ и Законом города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе».

Закон города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе» в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.

Пунктом 3 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2015 г. № 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее — Порядок).

Из пункта 1.2 Порядка следует, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Приказом Департамента от 03 декабря 2015 г. № 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения.

Согласно пункту 8.1 Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.

Читайте так же:  Куда платить налог усн ип

Пунктом 1 статьи 412 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Услуги общественного питания — услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга, согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации.

Межгосударственным стандартом «ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенным в действие Приказом Госстандарта от 27 июня 2013 г. № 191-ст, даны определения понятий «общественное питание», «предприятие общественного питания», «услуга общественного питания».

Согласно подпункту 1 пункта 2 ГОСТ 31985-2013 «общественное питание (индустрия питания): самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг».

Предприятие общественного питания (предприятие питания) согласно подпункту 3 пункта 2 ГОСТ 31985-2013 определено как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей».

Услугой общественного питания (индустрии питания) признается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (подпункт 41 пункта 2 ГОСТ 31985-2013).

Из вышеизложенного следует, что оказание услуги общественного питания не является торговлей, а, следовательно, начисление торгового сбора незаконно.

Реализация продукции собственного производства через объекты общепита не является объектом обложения торговым сбором

Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие собственную продукцию через объекты общественного питания, не признаются плательщиками торгового сбора. Об этом проинформировал Минфин России в письмах от 27.07.15 № 03-11-09/42962 и № 03-11-09/43208, которые ФНС России направила в нижестоящие налоговые органы для использования в работе.

Чиновники напоминают, что торговый сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах осуществления торговли (ст. 413 НК РФ). Для целей уплаты торгового сбора под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, который осуществляется через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Услуги общепита, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 «Торговый сбор» НК РФ. Поэтому объекты общественного питания, в которых оказываются только услуги общепита, не являются объектами осуществления торговли и, соответственно, не подпадают под уплату торгового сбора.

Если же лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности может быть установлен торговый сбор.

Напомним, что решение о введении торгового сбора пока приняли только столичные власти (см. «Торговый сбор в Москве: кто, как и когда должен его платить»). Но в будущем комментируемые разъяснения чиновников пригодятся и плательщикам из других регионов, если власти введут там торговый сбор.

Энциклопедия решений. Торговый сбор в деятельности предприятий общественного питания

Торговый сбор в деятельности предприятий общественного питания

Согласно ст. 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли. При этом к торговой деятельности относятся (п. 2 ст. 413 НК РФ):

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Кроме того, к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

В целях главы 33 НК РФ под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Примечание

С 1 июля 2015 года торговый сбор введен только на территории г. Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62). В других регионах РФ сбор пока не уплачивается.

В связи с введением торгового сбора в г. Москве специалисты Департамента экономической политики и развития г. Москвы пояснили*(1), что торговый сбор вводится только в отношении торговли. Оказание услуг общественного питания не облагается торговым сбором. Однако никаких подробностей в этом разъяснении нет. Также высказались по этому поводу представители Минфина России в письме от 27.07.2015 N 03-11-09/42962: услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью услуг общепита, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 НК РФ.

Действительно, оказание услуг предприятиями общественного питания не упомянуто среди видов деятельности, облагаемых торговым сбором, что дает основание полагать, что в отношении общепита торговый сбор не взимается. Однако предприятия общественного питания, как правило, помимо продукции собственного производства реализуют также покупные товары. Естественно, возникает вопрос, не приводит ли продажа готовых товаров через точки общепита к обложению торговым сбором?

Для начала стоит разобраться с терминами. Согласно п. 3 ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» под предприятием общественного питания понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Услуга общественного питания — результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (п. 41 ГОСТ 31985-2013, п. 3.1 ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования»). При этом к услугам общественного питания относится услуга по реализации продукции общественного питания и покупных товаров (п. 4.1 ГОСТ 31984-2012).

Читайте так же:  Справка о праве на имущественный вычет

Следовательно, предприятия общественного питания могут продавать не только продукцию собственного производства, но и покупные товары . Однако такая реализация покупных товаров осуществляется в рамках оказания единой услуги общепита. Аналогичный вывод представлен в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 17123/08, в котором отмечено, что продажа кулинарных изделий и других продовольственных товаров в розницу через объект организации общепита является деятельностью по оказанию услуг общественного питания. То есть не является самостоятельным видом деятельности. Минфин России в свою очередь к услугам общественного питания отнес реализацию не только продовольственных, но и непродовольственных товаров (см. письмо от 24.03.2008 N 03-11-04/3/148). Несмотря на то, что в постановлении N 17123/08 и письме N 03-11-04/3/148 речь шла о ЕНВД, полагаем, что их логика вполне приемлема и в отношении торгового сбора.

В п. 2 письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 также указано, что услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 НК РФ. Определение объекта осуществления торговли главой 33 НК РФ привязано к осуществлению на этом объекте вида деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. Поэтому объекты организаций общепита, если с их использованием осуществляется исключительно оказание услуг общественного питания, не могут быть признаны объектами осуществления торговли в целях торгсбора.

Внимание

Продажа готовой продукции (в том числе промышленного производства) через объекты общепита не является самостоятельным видом деятельности, а осуществляется в рамках оказания услуг общественного питания.

Также необходимо учитывать, что в соответствии с ОКВЭД (ОК 029-2014 утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) деятельность предприятий общественного питания представлена в разделе I/класс 56. В описании к классу 56 указано, что эта группировка включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без. Определяющим фактором является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте . Группировка класса 56 не включает:

— производство продуктов питания, не предназначенных для непосредственного употребления на месте, или полуфабрикатов, или готовых продуктов, которые не являются продуктами питания, см. 10 (Производство пищевых продуктов), 11 (Производство напитков);

— продажу продуктов несобственного производства, которые не являются продуктами питания, или не предназначены для употребления на месте, см. раздел G (Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов).

Можно сделать вывод, что предприятие общественного питания не занимается торговой деятельностью (а осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания) и, соответственно, не является плательщиком торгового сбора, если:

— реализует продукцию собственного производства и покупные товары, которые готовы и могут быть употреблены на месте;

— обеспечиваются условия для потребления продукции на месте;

— реализация продукции общепита и покупных товаров производится через объект организации общественного питания, а не через объект торговли.

В свою очередь, в соответствии с п. 4.5 ГОСТ 31984-2012 услуги по реализации продукции общественного питания включают реализацию продукции общественного питания и покупных товаров:

— на вынос из зала предприятия общественного питания;

— через столы заказов, буфеты, окна раздачи и т.д.;

— вне предприятия, в том числе в раздаточных и доготовочных предприятиях общественного питания, в летних кафе, филиалах, магазинах кулинарии и отделах кулинарии;

— в собственной мелкорозничной сети (киоски, палатки, павильоны, средства развозной и разносной торговли и пр.);

— через розничную торговую сеть;

— комплектацию наборов продукции общественного питания и покупных товаров в дорогу потребителям, в том числе туристам для самостоятельного приготовления.

Отметим, что в этом перечне присутствует реализация продукции общепита и покупных товаров через розничную торговую сеть . Полагаем, что риск уплаты торгового сбора может возникнуть при реализации продукции общественного питания и покупных товаров в собственной мелкорозничной сети (через киоски, палатки, павильоны, средства развозной и разносной торговли, торговые автоматы) либо через собственные розничные магазины или отделы кулинарии, так как перечисленные объекты могут быть признаны объектами торговли.

Примечание

Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором (далее — Порядок). В Порядке приведены критерии для отнесения объектов к тем или иным видам объектов торговли.

*(1) См. Вопрос: Нужно ли уплачивать торговый сбор в случае, если мой вид деятельности — оказание бытовых услуг, но при этом при оказании таких услуг я использую расходные материалы? (ответ Департамента экономической политики и развития г. Москвы)

Заведения общепита в торговых центрах должны платить торговый сбор

Одно из заведений быстрого обслуживания (предприятие общественного питания), расположенное в одном из столичных торговых центров, оспорило начисление ему торгового сбора – 30 тыс. рублей в квартал. Но суд подтвердил, что оно является плательщиком торгового сбора, поскольку имеет витрину, кассу, уголок потребителя и пользуется торговым залом.

События развивались следующим образом.

Заведение посетили проверяющие из Департамента экономической политики и развития г. Москвы.

По результатам обследования составили акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.

В качестве оснований указали, что компания реализует продукцию общественного питания:

  • изготавливает продукцию (запекание);
  • осуществляет кулинарную обработку пищевых продуктов (разогрев блюд);
  • имеет рекламные вывески, меню, ценники на всех товарах, ККТ и уголок потребителя.;
  • пользуется торговым залом, который используется для продажи товаров по методу самообслуживания.

Таким образом, заведение является плательщиком торгового сбора.

Чиновники сразу рассчитали и указали размер сбора – 30 350 рублей в квартал.

В качестве основания сослались на Постановление Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401.

Заведение включили в соответствующий список, размещенный на сайте департамента (http://depr.mos.ru/).

Акт отправили в ИФНС.

Налоговая служба на его основании поставила заведение на учет как плательщика торгового сбора.

Компания оспорила данный акт путем обращения в инспекцию, но получила отказ. Тогда она обратилась в суд.

Однако и суд отказал, подтвердив, что на основании положений гл. 33 НК РФ о торговом сборе Закона города Москвы «О торговом сборе», Закона о торговле предприятие действительно попадает в категорию плательщика данного сбора.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Примечание редакции:

данное решение является прецедентным.

Дело в том, что официальное мнение ФНС и Минфина противоположное: организации общепита, в том числе, предприятия быстрого обслуживания, расположенные в составе фуд-корта в торговом центре, не являются плательщиками торгового сбора (письмо ФНС РФ от 05.08.2015 № ГД-4-3/[email protected] «О направлении письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42962»).

Читайте так же:  Кбк для уплаты земельного налога

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Девятого АС от 20.12.2017 № 09АП-61252/2017.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

В Москве с 01.07.2015 г. вступил в действие закон о Торговом сборе. Подскажите пожалуйста, попадает ли под его действие деятельность общественного питания? Организация имеет кафе, где продает готовые к употреблению блюда, произведенные самой организацией, и одновременно продает сопутствующие покупные товары, такие как соки, пиво, мороженое.

Ответ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Если организация реализует продукцию собственного производства и покупные товары в кафе, то она осуществляет деятельность по оказанию услуг общепита. При этом реализация покупных товаров также производится через объект организации общественного питания, а не через объект осуществления торговли.
Следовательно, организация, оказывающая услуги общественного питания, в том числе реализующая покупные товары, не может признаваться плательщиком торгового сбора.

Обоснование:

С соответствии с п.1 ст.411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

С 1 июля 2015 г. на территории г. Москвы торговый сбор введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» в отношении следующих видов деятельности:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли),
  • развозная и разносная розничная торговля;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • организация розничных рынков.

Подпунктом 2 п.4 ст.413 НК РФ установлено, что торговля – это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Пунктом 1 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (Письмо Минфина России от 01.04.2015 № 03-11-06/18129).

Такое же понятие содержится в ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденном Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.

В соответствии со ст.346.27 НК РФ розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).

Пунктом 1 разд.2 ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) (далее – ГОСТ) определено, что общественное питание — самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Согласно п.41 разд.2 ГОСТ услуга общественного питания (индустрии питания) — результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

На основании выше изложенного, если организация реализует продукцию собственного производства и покупные товары в кафе, то она осуществляет деятельность по оказанию услуг общепита, а не торговлю. При этом реализация покупных товаров также производится через объект организации общественного питания, а не через объект осуществления торговли.

Следовательно, организация, оказывающая услуги общественного питания, в том числе реализующая покупные товары, не может признаваться плательщиком торгового сбора.

Автор: Разумова И.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Торговый сбор: кафе и рестораны

Вопрос

Обязаны ли платить торговый сбор в Москве точки общественного питания и точки оптовой торговли?

Ответ

В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

С 1 июля 2015 г. на территории г. Москвы торговый сбор введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» в отношении следующих видов деятельности:

— торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли);

— развозной и разносной розничной торговли;

— торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;

— организации розничных рынков.


Подпунктом 2 п. 4 ст. 413 НК РФ установлено, что торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что торговая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

На основании вышеизложенного, если организация реализует продукцию собственного производства и покупные товары в кафе и ресторанах, то она осуществляет деятельность по оказанию услуг общепита. При этом реализация покупных товаров также производится через объект организации общественного питания, а не через объект осуществления торговли.

Читайте так же:  Пояснение в налоговую о выплате дивидендов образец

Следовательно, организация, оказывающая услуги общественного питания, в том числе реализующая покупные товары, не может признаваться плательщиком торгового сбора.

Пунктом 4 статьи 413 Кодекса установлено, что в целях главы 33 «Торговый сбор» Кодекса используются следующие понятия:

1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 указанной статьи Кодекса, здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;

2) торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

К оптовой торговле относится торговая деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В связи с этим организации, осуществляющие оптовую торговлю, могут быть признаны плательщиками торгового сбора в порядке, установленном главой 33 Кодекса и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Одновременно сообщаем, что статьей 2 Закона города Москвы N 62 утверждены ставки торгового сбора для определенных видов торговой деятельности.

При этом ставка торгового сбора в отношении вида деятельности «торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада» указанной статьей Закона города Москвы N 62 не установлена. А это означает, что не смотря на то, что организации, осуществляющие оптовую торговлю, могут быть признаны плательщиками торгового сбора, платить налог не нужно, т.к. не установлена ставка налога.

Торговый сбор: ставки

Торговый сбор: ставки

Похожие публикации

На сегодня торговый сбор действует только в Москве. Он регулируется главой 33 НК РФ и законом г. Москвы от 17.12.2014 №62 с изм. на 23.11.2016. Ставки сбора установлены статьей 2 этого закона и с 01.01.2017 г. их коснулись некоторые изменения. Рассмотрим подробнее в нашей статье, какие ставки применяются плательщиками торгового сбора в Москве в 2017 году.

Как рассчитать торговый сбор в 2017 году

Торговый сбор рассчитывается и уплачивается ежеквартально. Размер квартального платежа не зависит от суммы выручки плательщика. Для расчета торгового сбора значение физического показателя объекта торговли умножается на действующую в регионе ставку.

Для торгового сбора ставки (таблица ниже) устанавливаются в рублях за квартал из расчета на один торговый объект или на площадь этого объекта. Муниципальные образования определяют ставки самостоятельно своими нормативными актами, при этом они могут быть не выше расчетной суммы патента, выданного на 3 месяца по соответствующей деятельности (ч. 1 ст. 415 НК РФ).

В 2017 году коэффициент-дефлятор для торгового сбора равен 1,237 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2016 № 698). Он применяется для предельной ставки, установленной п. 4 ст. 415 НК РФ для розничных рынков: 550 руб. х 1,237 = 680,35 руб. В Москве эта ставка составляет: 50 руб. х 1,237 = 61,85 руб.

Площадь торговых залов определяется по правилам пп. 5 ст. 346.43 НК РФ, в нее не входит площадь подсобок, бытовок, помещений для приема и хранения товара, где не происходит обслуживание покупателей.

Каким будет для плательщика торговый сбор, ставки которого приведены в нашей таблице, зависит не только от площади торгового объекта, но и от того, является объект стационарным, или нет, а также от административного округа (АО) и района, где он находится. Так, самые высокие ставки сбора в Центральном АО г. Москвы, а самые низкие в Зеленоградском, Троицком, Новомосковском и ряде других административных районов столицы.

Торговый сбор: ставки (таблица по г. Москве)

Торговый объект

Ставки по административным округам г. Москвы в 2017г. (руб. в квартал)

АО, перечисленные в примечании 1

АО, перечисленные в примечании 2

торговый зал площадью 50 кв. м и менее

60 000 руб. за каждый объект

30 000 руб. за каждый объект

21 000 руб. за каждый объект

торговый зал площадью более 50 кв. м

1200 руб. за каждый кв.м площади в пределах 50 кв.м;

плюс 50 руб. за каждый кв.м сверх 50 кв.м

600 руб. за каждый кв.м площади в пределах 50 кв.м;

плюс 50 руб. за каждый кв.м сверх 50 кв.м

420 руб. за каждый кв.м площади в пределах 50 кв.м;

плюс 50 руб. за каждый кв.м сверх 50 кв.м

без торгового зала, кроме АЗС

81 000 руб. за каждый объект

40 500 руб. за каждый объект

28 350 руб. за каждый объект

81 000 руб. за каждый объект

40 500 руб. за каждый объект

28 350 руб. за каждый объект

развозная и разносная торговля

40 500 руб. за каждый объект

Организация розничных рынков

61,85 руб. за каждый кв. м рыночной площади

Примечание 1: САО (кроме Молжаниновского района), СВАО (кроме Северного района), ВАО (кроме Восточного, Новокосино, Косино-Ухтомского районов), ЮВАО (кроме Некрасовки), ЮАО, ЮЗАО (кроме Северного Бутово, Южного Бутово), ЗАО (кроме Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково), СЗАО (кроме Митино, Куркино)

Примечание 2: Зеленоградский АО, Троицкий АО, Новомосковский АО, Молжаниновский район САО, Северный район СВАО, Восточный, Новокосино, Косино-Ухтомский районы ВАО, район Некрасовка ЮВАО, районы Северное Бутово и Южное Бутово ЮЗАО, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково ЗАО, Митино и Куркино СЗАО

При продаже товаров в общепите торговый сбор платить не надо

Налогоплательщик на УСН реализует покупные товары через объект организации общепита. Должен ли он уплачивать торговый сбор?

Минфин России в письме от 5 июня 2019 г. № 03-11-11/40960 разъяснил, что согласно статье 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением АЗС);

через объекты нестационарной торговой сети;

через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

путем отпуска товаров со склада.

Услуги общепита, в том числе реализация покупной продукции, если она является составной частью этих услуг, не признаются торговой деятельностью.

Поэтому объекты организации общепита, если с их использованием осуществляется исключительно оказание услуг общественного питания, не могут быть признаны объектами осуществления торговли.

Реализация товаров через объекты общепита не облагается торговым сбором

Организации или предприниматели, которые реализуют покупные товары через объекты организации общественного питания, не признаются плательщиками торгового сбора. Об этом сообщил Минфин России в письме от 05.06.19 № 03-11-11/40960.

Читайте так же:  Подать жалобу в налоговую инспекцию через госуслуги

Авторы письма напоминают, что торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на торговых объектах (ст. 413 НК РФ). При этом к торговой деятельности в целях уплаты торгового сбора относятся следующие виды торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

На этом основании в Минфине полагают, что в целях уплаты торгового сбора услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции через объекты общепита, не признаются торговой деятельностью. А объекты организации общественного питания, при использовании которых осуществляется исключительно оказание услуг общественного питания, не являются объектами организации торговли. Соответственно, реализация товаров через объекты общепита не облагается торговым сбором.

Уплата торгового сбора. Нерешенные вопросы

Роман Самилло, заместитель руководителя аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа»

У московского бизнеса с 1 июля 2015 года появилась обязанность по уплате торгового сбора. При этом остаются неясными вопросы о том, кто должен платить торговый сбор и по каким объектам. Попробуем разобраться в некоторых ситуациях.

В числе плательщиков торгового сбора упомянуты лица, осуществляющие развозную и разносную розничную торговлю в Москве. При этом в новой главе не расшифровывается понятие «развозная и разносная розничная торговля».

Как платить торговый сбор с развозной и разносной торговли?

Понятие развозной и разносной торговли есть, в частности, в главе 26.5 Налогового кодекса. Оно используется в целях исчисления налога на патентной системе налогообложения. Налоговый кодекс относит развозную и разносную торговлю к торговле через нестационарную торговую сеть (подп. 10, 11, 12 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

К развозной торговле относится розничная торговля, осуществляемая с использованием специальных транспортных средств или оборудования, используемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.

К разносной торговле относится розничная торговля, осуществляемая путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек.

Объектом обложения торговым сбором, согласно Налоговому кодексу, является использование движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли) в облагаемой сбором торговой деятельности. Если при развозной торговле таким имуществом может быть количество транспортных средств, используемых в деятельности, то с разносной торговлей сложнее. В качестве объекта движимого имущества, вероятно, следует понимать лоток, корзину или тележку. Но что считать объектом осуществления торговли при торговле с рук? Или, например, при замене одного лотка на другой возникнет ли новый объект налогообложения? Каким образом будет осуществляться контроль за количеством использованных за квартал лотков, корзин, тележек?

Таких вопросов можно было бы избежать, если бы для целей исчисления сбора в качестве физического показателя, по аналогии с ЕНВД, для развозной и разносной торговли использовался не объект осуществления торговли, а количество задействованных работников.

Если в законодательство так и не будут внесены изменения, то придется предпринимателям идти в налоговую инспекцию и регистрировать свои руки (лоток, корзину и т. д.) в качестве объекта движимого имущества, с помощью которого они осуществляют торговую деятельность.

Как облагается торговым сбором стационарная торговая сеть?

Другой проблемный вопрос — это обложение торговым сбором торговли через стационарную торговую сеть, не имеющую торговых залов, и ее отличие от отпуска товара со склада.

Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов (подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ), — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях, не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях, используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы. К счастью, в законе города Москвы для вендинговых аппаратов и объектов, расположенных на розничных рынках и ярмарках, предоставлена льгота — они не подлежат обложению сбором. Таким образом, при торговле через стационарную торговую сеть, не имеющую торговых залов, речь идет только о розничных продажах через киоски и палатки.

Если же организация осуществляет исключительно оптовую торговлю, то есть ее покупателями являются представители юридических лиц и индивидуальные предприниматели (например, магазины формата Cash & Carry), то такая торговля торговым сбором облагаться не должна. Это подтверждается тем, что торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, в законе города Москвы о торговом сборе (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62), в отличие от Налогового кодекса, не упомянута. При этом неважно, установлена ли на складе ККТ или нет. Понятие «отпуск товара со склада» Налоговым кодексом также не расшифровывается. На практике под отпуском подразумевается лишь физическая отгрузка, как правило, по ранее заключенному и оплаченному договору.

Для целей исчисления ЕНВД по вопросу квалификации объекта торговли сложилась определенная арбитражная практика. Для квалификации объекта в качестве склада либо в качестве стационарного торгового объекта следует учитывать инвентаризационные и правоустанавливающие документы (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157). Если по документам помещение является складом и не осуществлялась его перепланировка, то осуществление торговли на таком объекте не будет облагаться торговым сбором.

Еще одной миной для будущих споров в законодательстве о торговом сборе является то, что объектом обложения сбором является осуществление деятельности через торговые сети. Понятие торговых сетей в налоговом законодательстве отсутствует. Но в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) торговая сеть — это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. То есть торговая деятельность, осуществляемая через торговый объект, не входящий в сеть, объектом обложения сбором не является. Но такую трактовку закона однозначно придется отстаивать в суде.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая пробелы закона и заложенные противоречия, стоит дождаться комментариев официальных органов или утверждения Федеральной налоговой службой России формы уведомления о возникновении объекта обложения торговым сбором, которое, возможно, поможет понять позицию налогового ведомства по вопросам обложения торговым сбором.

Источники

Торговый сбор общепит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here