Участники производства по делу о налоговом правонарушении

Налоговый процесс

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Налоговым правонарушением согласно ст. 106 Налогового кодекса признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

При этом в связи с тем, что отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость в соответствии с нормами Налогового кодекса понятия «налоговой ответственности» и «ответственности за нарушения налогового законодательства» не тождественны. Понятие ответственности за нарушения налогового законодательства намного шире «налоговой ответственности» и включает в себя уголовную и административную ответственности, также применяемые для охраны налоговых правоотношений.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность и имеет характерные общие признаки для всех правонарушений:

  • действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налоговых органов на территорию налогоплательщика отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности, неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога, не перечислен не банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов, неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и тп). Противоправность применительно к налоговым правонарушениям состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах;
  • лишь налоговое правонарушение может порождать негативные последствия для нарушителя — налоговую ответственность в виде налоговых санкций. Наказуемость заключается в угрозе применить наказание к виновным лицам при нарушении ими запрета на какие-либо деяния;
  • виновность, т.е. налоговые правонарушения, совершаются только виновно (умышленно или по неосторожности). Форма вины является обязательным признаком, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах Налогового кодекса.

В юридической литературе о соотношении понятия «нарушение законодательства о налогах и сборах» и «налоговое правонарушение» однозначно определилось мнение их соотношения как общее и частное. А именно: все налоговые правонарушения являются нарушениями законодательства о налогах и сборах, но не все нарушения законодательства о налогах и сборах представляют собой налоговые правонарушения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

От признаков налогового правонарушения следует отличать его юридический состав. Под составом налогового правонарушения понимается совокупность условии, необходимых для привлечения к ответственности в соответствии с Налоговым кодексом. Если при наличии признаков налогового правонарушения отсутствует хотя бы один из элементов его состава, то привлечение к ответственности становиться невозможным. Следовательно, актив налогового правонарушения — это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением.

В структуре состава налогового правонарушения выделяют две группы элементов: объективные и субъективные.

Объективные признаки налогового правонарушения призваны описать его как определенное поведение лица, материализованное во внешнем мире и включенное в систему причинно-следственных связей (волеизъявление, отражающее внутреннее отношение к содеянному).

Субъективные элементы налогового правонарушения характеризуют его с внутренней стороны как волевое осознанное поведение субъекта, его совершившего.

Элементами состава налогового правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является именно то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой- либо вред. Фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством представляют собой налоговые правонарушения, характеризующиеся общностью объекта посягательств.

Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового законодательства не позволяют осуществлять налоговый контроль, препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, нарушают права законопослушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля и позволяют судить о характере и общественной опасности поступков. Этот элемент определяет конструкцию всего состава правонарушения, обусловливает выбор взысканий.

Следовательно, при анализе конкретных нарушении налогового законодательства правильное определение объекта правонарушения имеет важное значение дли квалификации деяния. При этом необходимо помнить, что в разных составах правонарушений может быть один объект правонарушений. Для разграничения этих правонарушений недостаточно установить признаки объекта посягательств, а необходимо уяснить содержание иных элементов состава правонарушения.

Объективная сторона налоговых правонарушений характеризуется наличием противоправного деяния (действия-бездействия), негативных последствии и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями, т.е. представляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права. Она характеризует внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Другими словами, объективная сторона вредоносное воздействие на государственные интересы в сфере налогообложения.

Признаки противоправности деяний могут облазать обязательными и дополнительными признаками объективной стороны.

Большинство налоговых правонарушений состоит в неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) предписаний законодательства о налогах и сборах, т.е. совершаются в форме бездействия. В то же время неисполнение обязанности. возложенной законом, возможно и в форме активного действия (уклонение от постановки на учет в налоговом органе). Событие не может быть признано правонарушением, даже если оно повлекло за собой общественно вредные последствия.

Читайте так же:  Сколько действует 2 ндфл для налоговой декларации

Негативные последствия налогового правонарушения состоят в причинении вреда доходам бюджета. Отсутствие прямой причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и негативными последствиями не позволяет говорить о наличии объективной стороны, и как следствие о наличии налогового правонарушения, являясь основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Дополнительными (факультативными) признаками объективной стороны налоговых правонарушений могут являться место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения.

В частности, время совершения налогового правонарушения имеет значение для его квалификации, так как позволяет определить налоговый период, в котором совершено налоговое правонарушение и. таким образом, правильно определить норму налогового права, подлежащую применению. Налоговый кодекс уделяет особое внимание этому признаку и предусматривает время как дополнительный элемент объективной стороны составов налогового правонарушения в п. 2 ст. 116. п. 2 ст. 119. и. 2 ст. 120. п. 2 ст. 129.1.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для квалификации ряда налоговых правонарушений, например ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. В частности, п. 3 ст. 120 Налогового кодекса квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения через систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесена Налоговым кодексом к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Субъектами налоговых правонарушений называются лица, совершившие нарушение налогового законодательства и подлежащие вследствие этого к взысканию, выраженному в налоговой санкции. Следует отметить, что субъектами налоговых правонарушений могут быть только участники налоговых правоотношении. Круг участников налоговых правоотношений весьма широк, но не все из них являются субъектами налогового правонарушения. Согласно ст. 107 Налогового кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса. Классификация субъектов на организации и физических лиц заимствована из гражданского права и отражает их общеправовую сущность. Должностные лица государственных (муниципальных) органов не являются субъектами налоговых правонарушений.

Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные.

Общий субъект определяется положениями Налогового кодекса, к которым можно отнести:

  • налогоплательщиков — граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • налогоплательщиков — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных и международных организаций;
  • плательщиков сборов;
  • налоговых агентов — российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели;
  • законных представителей налогоплательщика — физического лица;
  • свидетелей, переводчиков, экспертов, специалистов и иных фискально-обязанных лиц;
  • организации и физических лиц, являющихся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

К специальным субъектам налогового правонарушения можно отнести только лицо, прямо названное в норме Налогового кодекса, описывающей конкретный состав налогового правонарушения. Так, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Общая и специальная правосубъектность взаимосвязаны и взаимообусловлены. В определенных составах налоговых правонарушении специальная правосубъектность дополняет, развивает или конкретизирует общую, но не изменяет сущности общей правосубъектности. Установление состава других налоговых правонарушений требует выявления более сложной конструкции взаимодействия специальной и общей правосубъектности, когда специальная правосубъектность не только конкретизирует общую, но и видоизменяет и ограничивает ее.

Согласно ст. 107 Налогового кодекса ответственности подлежат общие субъекты, если норма Налогового кодекса, описывающая определенный вид налогового правонарушения, не содержит требований о наличии у субъекта специальных признаков, отражающих какие-либо характерные особенности.

Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах с 16-летнего возраста. Кроме того, на возможность отнесения физического лица к субъектам налоговой ответственности влияют следующие обстоятельства. Во-первых, привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т.е. понимать значение своих действий и руководить ими. Во-вторых, на момент совершения налогового правонарушения физическое лицо должно обладать гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения обязанности по уплате налогов.

Статья 21 Гражданского кодекса устанавливает, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с 18-летнего возраста. Гражданин, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным в случае, если он работает по трудовому договору, контракту или занимается предпринимательской деятельностью.

При этом следует учитывать, что несовершеннолетний может быть ограничен или лишен дееспособности на основаниях, предусмотренных п. 4 ст. 26 Гражданского кодекса. Таким образом, недееспособность влечет отсутствие вины в действиях правонарушителя и. следовательно, отсутствие субъективной стороны налогового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения налогового законодательства невозможно.

Законный представитель налогоплательщика — физического лица может являться субъектом налогового правонарушения только при условии совершения тех действий, которые он обязан был осуществить в силу приобретенного статуса представителя. Например, законный представитель несет ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации, несоблюдение порядка использования арестованного имущества и т.д.

В основе субъективной стороны налогового правонарушения лежит вина правонарушителя, которая выражается в сочетании волевого и интеллектуального моментов в поведенческих актах в сфере налогообложения. Волевой момент выражается через стремление лица совершить противоправные действия и достичь определенного результата. Интеллектуальный момент состоит в осознании лицом правового значения действия, которое оно совершает и его последствий.

http://isfic.info/proces/kosov49.htm

Налоговый процесс

Производство по делам о налоговых правонарушениях — страница 5

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

Читайте так же:  Росреестр налог на недвижимость

Задачами производства по делам о налоговых правонарушениях являются:

  • охрана финансовых интересов государства;
  • своевременное, полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • рассмотрение и разрешение дел в строгом соответствии с законодательством;
  • изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений;
  • предупреждение нарушений;
  • воспитание граждан в духе соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • укрепление законности в сфере налогообложения.

Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных Налоговым кодексом и подразделяется на:

  • производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 Налогового кодекса). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса. Если же налоговое правонарушение установлено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 Налогового кодекса.

Следует отметить, что такие налоговые правонарушения, как:

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
  • неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ), могут быть обнаружены только в ходе налоговых проверок.

Производство по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок, содержит в себе ряд последовательных этапов:

1-й этап — представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки;

2-й этап рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа акта налоговой проверки и других материалов проверки, в том числе возражений налогоплательщика;

3-й этап — принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;

4-й этап — вручение решения, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику (его представителю);

5-й этап — направление налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки.

Акт налоговой проверки является по существу первичным правоприменительным актом, с которого и начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (процесс производства по налоговому правонарушению).

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или иным способом. свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса).

При невозможности вручить акт налоговой проверки непосредственно налогоплательщику акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. Датой вручения акта налоговой проверки признается шестой лень, считая с даты отправки заказного письма.

Дата вручения акта налоговой проверки налогоплательщику является сроком, по которому исчисляется 15-ти дневной срок представления возражении по акту налоговой проверки (п. 6 ст. 100 IIK РФ). Налогоплательщик вправе вместе с возражениями по акту налоговой проверки представить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие решения по результатам налоговой проверки осуществляется в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений по акту налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 101 Налогового кодекса срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия по ним решения может быть продлен не более чем на один месяц.

Полномочиями по рассмотрению материалов налоговой проверки и принятию по ним решения обладают руководитель налогового органа и (или) его заместитель. О месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась проверка. Неявка лица, извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением случаев, когда явка заинтересованного лица признана руководителем налогового органа (его заместителем) обязательной.

Неизвещение лица о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки может быть признано судом как существенное нарушение порядка вынесения решения по материалам налоговой проверки и являться основанием для его отмены.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель налогового органа (его заместитель):

  • объявляет, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • устанавливает факт явки (неявки) лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов. Разрешает вопрос о возможности рассмотрения материалов проверки в отсутствие участников производства, извещенных надлежащим образом либо об отложении указанного рассмотрения;
  • проверяет полномочия законного представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъясняет лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
  • выносит решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Вынесение решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в случаях, когда в ходе рассмотрения материалов проверки возникает необходимость в получении дополнительных доказательств совершения налогового правонарушения либо подтверждения обоснованности доводов налогоплательщика по существу представленных им возражений.

Сбор дополнительных доказательств для подтверждения совершения налогового правонарушения осуществляется на основании Решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении дополнительных мероприятии налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть истребованы документы в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса, проведены экспертизы, допрошены свидетели.

Читайте так же:  Подоходный налог в россии льготы

В решении о назначении дополнительных мероприятии налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указывается срок, в который они должны быть проведены и который не может превышать одного месяца, указывается конкретная форма дополнительных мероприятии налогового контроля.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть оглашены материалы проверки (акт налоговой поверки, представленные налогоплательщиком возражения, протоколы и т.д.), заслушаны объяснения заинтересованных лиц, исследованы другие представленные доказательства.

Принимая решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности, руководитель налогового органа должен установить:

  • совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено два вила решения:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Формы указанных документов установлены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3 06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». При этом Налоговым кодексом установлены требования к содержанию названных решений. Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обязательном порядке налагаются:

  1. обстоятельства совершенного налогового правонарушения так, как они установлены проведенной налоговой проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в свою защиту, и результаты возможных проверок этих доводов;
  2. решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих данные правонарушения;
  3. применяемые меры ответственности;
  4. размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются:

  1. обстоятельства, послужившие основанием для отказа в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе налоговой проверки, и сумма соответствующих пеней.

Кроме того, решение, вынесенное по материалам налоговой проверки, должно содержать указание на срок и порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, его наименование и место нахождения, другие необходимые сведения.

Несоблюдение требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ). В то же время нарушение должностным лицом налогового органа норм Налогового кодекса не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа. В каждом конкретном случае должны быть оценены характер допущенных нарушений и их влияние на обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Особое внимание Налоговый кодекс уделяет нарушениям процедуры принятия решения налоговым органом, выделяя нарушения. являющиеся безусловным основанием для отмены решения налогового органа, и нарушения, которые могут стать таковыми в случае, если привели к принятию неправомерного решения.

Основаниями для безусловной отмены решения налогового органа является нарушение существенных условии процедуры его принятия. К существенным условиям процедуры принятия решения руководителем налогового органа относятся:

  • обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается лицу в пятидневный срок со дня вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ). В то же время п. 13. ст. 101 Налогового кодекса указывается, что копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть вручена налогоплательщику (его представителю) под расписку или передана иным способом, свидетельствующим о дате получения им этого решения.

Вступает в законную салу решение налогового органа по истечении 10 дней со дня его вручения липу, в отношении которого оно вынесено.

До вступления решения в силу оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). При этом обжаловано может быть как решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку последнее содержит в себе решение о взыскании недоимки по налогу и пени (п. 9 ст. 101; п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемою решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

До вступления в силу решения налогового органа лицо, в отношении которого такое решение вынесено, может исполнить его добровольно даже в том случае, если оно подало апелляционную жалобу.


http://isfic.info/proces/kosov53.htm

Производство по делу о налоговом правонарушении. Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

Читайте так же:  Как можно вернуть подоходный налог с зарплаты

При наличии письменных объяснений или возражений налогоплательщика по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем) в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы рассматриваются без него. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

· о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

· об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК России, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

При выявлении административных правонарушений со стороны налогоплательщика составляется протокол. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц-налогоплательщиков производится налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах совершено лицами, не являющимися налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт о таких нарушениях, в котором указываются документально подтвержденные факты таких нарушений и предложения по устранению выявленных нарушений и применению санкций.

Лицо, совершившее указанные нарушения, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями вправе представить в налоговый орган письменное объяснение своих возражений и приложить к этим объяснениям соответствующие документы.

39. Взыскание налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента): основания и порядок осуществления. (ст.46)

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных счетов , а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

http://helpiks.org/8-35749.html

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Читайте так же:  Куда написать жалобу на налоговую инспекцию
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 02.01.2000)
Наименование документ «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 02.01.2000)
Вид документа кодекс
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 146-ФЗ
Дата принятия 17.08.1998
Дата редакции 02.01.2000
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 31.07.98 — «Российская газета», N 148-149, 06.08.98;
  • «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.98, ст. 3824)
Навигатор Примечания

Статья 101. Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)

1. Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации — налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

2. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

3. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

4. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

5. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

6. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

7. По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков — организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций — налогоплательщиков и физических лиц — налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

8. Положения настоящей статьи распространяются также на плательщиков сбора и налоговых агентов.

(в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

http://zakonbase.ru/content/part/206626

Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в наименование статьи 10 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 10 НК РФ

1. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.

2. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

http://base.garant.ru/10900200/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Налоговые проверки. Производство по делу о налоговом правонарушении. Принудительное взыскание

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Налоговые проверки. Производство по делу о налоговом правонарушении. Принудительное взыскание

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://base.garant.ru/5521371/

Участники производства по делу о налоговом правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here