Уклонение от уплаты налогов казахстан

. �. 222. РБ УК РК
Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций

1. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей.

2. То же деяние, совершенное неоднократно, —

наказывается штрафом в размере от трех до пяти тысяч месячных расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества или без таковой либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от тысячи до двух тысяч месячных расчетных показателей с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и (или) второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от трех до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо с конфискацией имущества.

Примечание. Неуплата организацией налога и (или) других обязательных платежей в бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает двадцать тысяч месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сноска. Статья 222 в редакции Закона РК от 07.12.2009 № 222-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменением, внесенным законами РК от 18.01.2011 № 393-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 09.11.2011 № 490-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Уголовный Кодекс РК
Статья 236. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Сноска. Заголовок статьи 236 в редакции Закона РК от 26.12.2017 № 124-VI (вводится в действие с 01.01.2018); с изменением, внесенным Законом РК от 21.01.2019 № 217-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в крупных размерах –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмидесяти часов, либо арестом на срок до двадцати суток.

2. То же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, –

наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Примечание. Лицо, добровольно уплатившее образовавшуюся задолженность по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также пеней и процентов в случае их начисления, сумму штрафов, установленных законодательством Республики Казахстан, освобождается от уголовной ответственности по части первой настоящей статьи, если в его действиях не содержится состав иного преступления.

Сноска. Статья 236 с изменениями, внесенными законами РК от 03.07.2017 № 84-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.12.2017 № 124-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 12.07.2018 № 180-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.01.2019 № 217-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5 популярных в Казахстане схем уклонения от налогов

Где заканчивается налоговое планирование и начинается уклонение от налогов? Рассматривать эту грань под микроскопом фискалам не приходится — слишком уж грубы нарушения налогонеплательщиков в нашей стране. Журнал «РБК ЦА» предлагает 5 наиболее часто используемых в Казахстане «серых» схем, которые методами законного планирования никак не назовешь.

В финполиции предупреждают, что, как правило, лжепредприятия регистрируются по утерянным документам. В 2008 году выявлено 360 таких преступлений, в суд направлено 182 уголовных дела, сумма установленного ущерба при этом составила 57 млрд тенге. По сравнению с 2007 годом количество преступлений сократилось, зато сумма ущерба выросла в 3,7 раза.

Второй по распространенности (и первой по простоте) схемой ухода от налогообложения фискалы признают неприменение электронно-кассовых машин. Известно, что львиная доля услуг оказывается за наличный расчет и осуществляется без применения кассовых аппаратов. Такая ситуация складывается из-за того, что потребители не требуют чеков при покупке товара.

Читайте так же:  Как уменьшить налог на квартиру

Третье место занимают схемы, связанные с возвратом НДС экспортерам. Некоторые участники ВЭД искусственно завышают превышение НДС, подлежащее возврату из бюджета. К примеру, компания «А» закупает у аффилированных с ней компаний «В» и «С» продукт по завышенной цене, реализует этот продукт на экспорт по заниженной цене, возмещает из бюджета НДС, а потом не уплачивает КПН в связи с убыточностью. Некоторые экспортеры применяют схемы по наращиванию превышения НДС, подлежащего возврату, путем якобы принятия услуг от ликвидированных предприятий или предприятий-банкротов. В этом же ряду стоят схемы по уходу от налогов, связанных с экспортом зерна. Отдельные лица применяют схемы, когда фактически экспортер является производителем, но через сеть предприятий наращивает сумму НДС, подлежащих возврату. Данная схема имеет еще один нюанс: государство дает производителям льготу в размере 80% от начисленной суммы НДС, при этом некоторые граждане пытаются вернуть себе эту льготу деньгами.

На четвертом месте — схемы, которые, как правило, используются в строительной отрасли. Генподрядчик для выполнения строительных работ «под ключ» привлекает подрядчиков и субподрядчиков, при этом де-факто все трое являются взаимосвязанными сторонами, хотя юридически не имеют никакого отношения друг к другу. Действующее законодательство позволяет им передавать работу от субподрядчика к подрядчику и от подрядчика к генподрядчику с наценкой от 15 до 40%. Кроме того, в строительстве повсеместно применяются дополнительные работы, которые не были заложены в первоначальную смету. Таким образом, несмотря на то, что строительство жилых зданий законодательно освобождено от НДС, государство еще и не получает в полном объеме причитающиеся суммы КПН. Подобного рода схемы используются не только в строительстве, но и при импорте товаров.

Уклонение от уплаты налогов: о чем нужно знать топ-менеджменту

Эксперты PwC отмечают, что сегодня уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов является крайне актуальной проблемой. Она имеет различные масштабы, включая личную ответственность, участие в расследовании и, возможно, признание вины. Руководители крупных компаний часто подвергаются риску уголовного преследования и могут стать субъектом международного розыска.

  • Дарига Токпаева, менеджер департамента налоговых и юридических услуг PwC
  • Багдат Кужатов, консультант департамента налоговых и юридических услуг PwC

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, количество уголовных дел, возбужденных за уклонение от уплаты налогов, составляет:

  • 2017 год – 295 дел из 42 018 налоговых проверок;
  • 2016 год – 463 дел из 76 794 налоговых проверок;
  • 2015 год – 677 дел из 73 105 налоговых проверок.

Текущее пороговое значение в размере $145 тыс. (размер доначислений после налоговой проверки) для начала уголовного дела ставит под существенную угрозу наиболее крупных налогоплательщиков. Ситуация осложняется еще и тем, что возбуждение уголовного дела после налоговой проверки случается фактически по умолчанию.

Поправки, введенные в 2017 году к ст. 245 Уголовного кодекса (УК), были в значительной степени малоэффективными. Пожалуй, они создали условия даже хуже для генеральных директоров, финансовых директоров и налоговых менеджеров крупных компаний.

В нашей статье мы хотим выделить существенные юридические риски для топ-менеджмента крупных компаний, связанные с возбуждением уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.

Возбуждение / регистрация уголовного дела

Риск возбуждения уголовного дела возникает сразу после завершения налоговой проверки, если сумма доначислений составляет не менее $145 тыс. (приблизительно). В этом случае акт налоговой проверки практически автоматически передается налоговым инспектором в службу экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов РК для регистрации, после чего уголовное дело считается возбужденным и начинается расследование.

При этом в ходе проверки налоговые инспекторы фактически не принимают во внимание положения уголовного законодательства, требующие определения умысла в уклонении от уплаты налога. На практике бремя доказывания невиновности перекладывается на финансовую команду компании. Следователь, который в первую очередь должен представлять доказательства о наличии правонарушения в действиях лица, в том числе умысла уклониться от уплаты налога, функцию доказывания не выполняет. Более того, наличие права на обжалование результатов налоговой проверки в министерстве финансов и в суде может не приостанавливать регистрацию уголовного дела.

Кто привлекается к ответственности за уклонение от уплаты налогов?

К уголовной ответственности за неуплату налога юридическим лицом может привлекаться только физическое лицо. Учитывая, что налоговые декларации подписываются электронной цифровой подписью руководителей, то, соответственно, подписант налоговой декларации подвергается риску. Именно первый руководитель будет привлекаться к следствию за налоговые проблемы предприятия.

Ограничения прав руководителей в ходе расследования

В ходе расследования следователь может накладывать различные ограничения на участников уголовного процесса. В качестве распространенных мер ограничения стоит отметить подписку о невыезде и надлежащем поведении. Также в некоторых случаях подозреваемый, обвиняемый в уклонении от уплаты налогов, может быть объявлен в международный розыск. Важно помнить, что Казахстан является членом Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и подписал ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовой поддержке по уголовным делам.

Доступ компании к информации по уголовному делу в отношении сотрудников

Несмотря на то, что компания несет ответственность за уплату налога, ее руководство не может получить информацию о статусе расследования, поскольку компания официально не является субъектом уголовного расследования. Информация о ходе расследования доступна только обвиняемому и его адвокату.

Влияние решения гражданского суда на уголовное преследование

Расследование уголовного дела является независимой процедурой и юридически не связано с решением гражданского суда. Уголовное дело может идти одновременно с гражданским судопроизводством. Таким образом, налогоплательщик будет нести существенные расходы по сопровождению двух разбирательств – гражданского и уголовного.

Важно отметить, что на практике принятие решения в отношении гражданского дела по обжалованию акта налоговой проверки в пользу налоговых органов воспринимается в рамках уголовного процесса в качестве доказательства факта умысла уклонения от уплаты налогов.

Закрытие уголовного дела

Освобождение от уголовной ответственности может иметь место на досудебном этапе или после приговора уголовного суда, при этом оно связано со значительным риском для руководителей.

Читайте так же:  Налоги проверить задолженность по фамилии судебные приставы

Досудебное закрытие (в ходе расследования уголовного дела)

Отмеченная выше поправка в виде примечания, введенная в 2017 году в УК РК, предоставляет законные основания для освобождения от уголовной ответственности на любом этапе судебного разбирательства (расследование или судебные слушания). В примечании отмечается, что если лицо совершает уклонение от уплаты налогов впервые, при этом доначисления по акту налоговой проверки и связанная с ней пеня выплачиваются, то уголовное дело прекращается.

Однако ключевым моментом является то, что освобождение на основе указанного примечания происходит на не реабилитирующих основаниях, а кроме уплаты всех доначислений и пени, обвиняемое лицо, как мы отметили выше, в большинстве случаев это руководители и главные бухгалтера, должны предоставить следователю письменное заявление о признании вины.

После этого в органах статистики Генеральной прокуратуры будет сохранена запись в отношении обвиняемого лица, которое было освобождено по такому не реабилитирующему основанию. Такая запись сохраняется в течение 10 лет и, таким образом, возникает риск для репутации первого лица (руководителя), что может вызвать трудности в будущем, например, при получении разрешения на работу, при трудоустройстве и т. д.

Закрытие после приговора суда

Если уголовный суд поддержит обвинение службы экономических расследований, то у лица возникает судимость и будет наложено наказание, в том числе ограничение и/или лишение свободы.

В противоположном случае, если суд не поддержит обвинение лица, очевидно, что судимости у него/нее не возникает. Тем не менее, у такого лица несомненно останется неудачный, ненужный и, вероятно, травматический опыт.

Выводы

Полагаем, что сложившаяся ситуация по привлечению к ответственности за уклонение от уплаты налогов требует немедленного разрешения, причем на системной основе. Инвестиционные компании, работающие в Казахстане, а именно топ-менеджмент этих компаний, находятся под серьезным риском уголовной ответственности по уклонению от уплаты налогов. Такая ситуация является значительным сдерживающим фактором для новых инвестиций. И это не призрачная угроза. Вероятность материализации таких рисков очень высока, прежде всего по причине низкого порогового значения и изначальной презумпции вины.

Таким образом, предлагаем реализовать следующие шаги в краткосрочной перспективе:

  • инвесторы, ведущие деятельность в Казахстане, должны быть осведомлены о данных рисках и, соответственно, должны разрабатывать планы по минимизации риска;
  • потенциальные новые инвесторы в Казахстане должны учитывать это в процессе принятия решений;
  • необходимо внести изменения в законодательство РК, которые будут включать в себя изменение/отмену пороговой суммы в размере $145 тыс. При необходимости налоговые инспекторы должны надлежащим образом рассматривать вопрос о наличии/отсутствии умысла и предоставлять доступную информацию по уголовным делам всем соответствующим сторонам, а не только обвиняемым.

В заключение хотим отметить, что вопрос об уголовной ответственности за предполагаемое уклонение от уплаты налогов подчеркивает отсутствие доверия между налоговым органом и налогоплательщиками. Данная ситуация указывает на убеждение властей в том, что все налогоплательщики хотят уклониться от налога, что ставит законных налогоплательщиков в уязвимое положение. В условиях все более прозрачного ведения бизнеса, где компании тщательно проверяются несколькими независимыми профессиональными организациями, к примеру, аудиторами, в большинстве случаев это убеждение не является обоснованным.

Считаем, что ситуация требует выработки срочных решений. Необходимо сформировать другой подход и установить баланс в отношениях между налоговым органом и налогоплательщиками.

[1] Нормативное постановление Верховного суда №2 от 18 июня 2004 года «О некоторых вопросах квалификации уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности»

Уклонение от уплаты налогов: о чем нужно знать топ-менеджменту

Эксперты PwC отмечают, что сегодня уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов является крайне актуальной проблемой. Она имеет различные масштабы, включая личную ответственность, участие в расследовании и, возможно, признание вины. Руководители крупных компаний часто подвергаются риску уголовного преследования и могут стать субъектом международного розыска.

  • Дарига Токпаева, менеджер департамента налоговых и юридических услуг PwC
  • Багдат Кужатов, консультант департамента налоговых и юридических услуг PwC

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, количество уголовных дел, возбужденных за уклонение от уплаты налогов, составляет:

  • 2017 год – 295 дел из 42 018 налоговых проверок;
  • 2016 год – 463 дел из 76 794 налоговых проверок;
  • 2015 год – 677 дел из 73 105 налоговых проверок.

Текущее пороговое значение в размере $145 тыс. (размер доначислений после налоговой проверки) для начала уголовного дела ставит под существенную угрозу наиболее крупных налогоплательщиков. Ситуация осложняется еще и тем, что возбуждение уголовного дела после налоговой проверки случается фактически по умолчанию.

Поправки, введенные в 2017 году к ст. 245 Уголовного кодекса (УК), были в значительной степени малоэффективными. Пожалуй, они создали условия даже хуже для генеральных директоров, финансовых директоров и налоговых менеджеров крупных компаний.

В нашей статье мы хотим выделить существенные юридические риски для топ-менеджмента крупных компаний, связанные с возбуждением уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.

Возбуждение / регистрация уголовного дела

Риск возбуждения уголовного дела возникает сразу после завершения налоговой проверки, если сумма доначислений составляет не менее $145 тыс. (приблизительно). В этом случае акт налоговой проверки практически автоматически передается налоговым инспектором в службу экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов РК для регистрации, после чего уголовное дело считается возбужденным и начинается расследование.

При этом в ходе проверки налоговые инспекторы фактически не принимают во внимание положения уголовного законодательства, требующие определения умысла в уклонении от уплаты налога. На практике бремя доказывания невиновности перекладывается на финансовую команду компании. Следователь, который в первую очередь должен представлять доказательства о наличии правонарушения в действиях лица, в том числе умысла уклониться от уплаты налога, функцию доказывания не выполняет. Более того, наличие права на обжалование результатов налоговой проверки в министерстве финансов и в суде может не приостанавливать регистрацию уголовного дела.

Кто привлекается к ответственности за уклонение от уплаты налогов?

К уголовной ответственности за неуплату налога юридическим лицом может привлекаться только физическое лицо. Учитывая, что налоговые декларации подписываются электронной цифровой подписью руководителей, то, соответственно, подписант налоговой декларации подвергается риску. Именно первый руководитель будет привлекаться к следствию за налоговые проблемы предприятия.

Ограничения прав руководителей в ходе расследования

В ходе расследования следователь может накладывать различные ограничения на участников уголовного процесса. В качестве распространенных мер ограничения стоит отметить подписку о невыезде и надлежащем поведении. Также в некоторых случаях подозреваемый, обвиняемый в уклонении от уплаты налогов, может быть объявлен в международный розыск. Важно помнить, что Казахстан является членом Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и подписал ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовой поддержке по уголовным делам.

Читайте так же:  Надо ли платить налог на недвижимость пенсионерам

Доступ компании к информации по уголовному делу в отношении сотрудников

Несмотря на то, что компания несет ответственность за уплату налога, ее руководство не может получить информацию о статусе расследования, поскольку компания официально не является субъектом уголовного расследования. Информация о ходе расследования доступна только обвиняемому и его адвокату.

Влияние решения гражданского суда на уголовное преследование

Расследование уголовного дела является независимой процедурой и юридически не связано с решением гражданского суда. Уголовное дело может идти одновременно с гражданским судопроизводством. Таким образом, налогоплательщик будет нести существенные расходы по сопровождению двух разбирательств – гражданского и уголовного.

Важно отметить, что на практике принятие решения в отношении гражданского дела по обжалованию акта налоговой проверки в пользу налоговых органов воспринимается в рамках уголовного процесса в качестве доказательства факта умысла уклонения от уплаты налогов.

Закрытие уголовного дела

Освобождение от уголовной ответственности может иметь место на досудебном этапе или после приговора уголовного суда, при этом оно связано со значительным риском для руководителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Досудебное закрытие (в ходе расследования уголовного дела)

Отмеченная выше поправка в виде примечания, введенная в 2017 году в УК РК, предоставляет законные основания для освобождения от уголовной ответственности на любом этапе судебного разбирательства (расследование или судебные слушания). В примечании отмечается, что если лицо совершает уклонение от уплаты налогов впервые, при этом доначисления по акту налоговой проверки и связанная с ней пеня выплачиваются, то уголовное дело прекращается.

Однако ключевым моментом является то, что освобождение на основе указанного примечания происходит на не реабилитирующих основаниях, а кроме уплаты всех доначислений и пени, обвиняемое лицо, как мы отметили выше, в большинстве случаев это руководители и главные бухгалтера, должны предоставить следователю письменное заявление о признании вины.

После этого в органах статистики Генеральной прокуратуры будет сохранена запись в отношении обвиняемого лица, которое было освобождено по такому не реабилитирующему основанию. Такая запись сохраняется в течение 10 лет и, таким образом, возникает риск для репутации первого лица (руководителя), что может вызвать трудности в будущем, например, при получении разрешения на работу, при трудоустройстве и т. д.

Закрытие после приговора суда

Если уголовный суд поддержит обвинение службы экономических расследований, то у лица возникает судимость и будет наложено наказание, в том числе ограничение и/или лишение свободы.

В противоположном случае, если суд не поддержит обвинение лица, очевидно, что судимости у него/нее не возникает. Тем не менее, у такого лица несомненно останется неудачный, ненужный и, вероятно, травматический опыт.

Выводы

Полагаем, что сложившаяся ситуация по привлечению к ответственности за уклонение от уплаты налогов требует немедленного разрешения, причем на системной основе. Инвестиционные компании, работающие в Казахстане, а именно топ-менеджмент этих компаний, находятся под серьезным риском уголовной ответственности по уклонению от уплаты налогов. Такая ситуация является значительным сдерживающим фактором для новых инвестиций. И это не призрачная угроза. Вероятность материализации таких рисков очень высока, прежде всего по причине низкого порогового значения и изначальной презумпции вины.

Таким образом, предлагаем реализовать следующие шаги в краткосрочной перспективе:

  • инвесторы, ведущие деятельность в Казахстане, должны быть осведомлены о данных рисках и, соответственно, должны разрабатывать планы по минимизации риска;
  • потенциальные новые инвесторы в Казахстане должны учитывать это в процессе принятия решений;
  • необходимо внести изменения в законодательство РК, которые будут включать в себя изменение/отмену пороговой суммы в размере $145 тыс. При необходимости налоговые инспекторы должны надлежащим образом рассматривать вопрос о наличии/отсутствии умысла и предоставлять доступную информацию по уголовным делам всем соответствующим сторонам, а не только обвиняемым.

В заключение хотим отметить, что вопрос об уголовной ответственности за предполагаемое уклонение от уплаты налогов подчеркивает отсутствие доверия между налоговым органом и налогоплательщиками. Данная ситуация указывает на убеждение властей в том, что все налогоплательщики хотят уклониться от налога, что ставит законных налогоплательщиков в уязвимое положение. В условиях все более прозрачного ведения бизнеса, где компании тщательно проверяются несколькими независимыми профессиональными организациями, к примеру, аудиторами, в большинстве случаев это убеждение не является обоснованным.

Считаем, что ситуация требует выработки срочных решений. Необходимо сформировать другой подход и установить баланс в отношениях между налоговым органом и налогоплательщиками.

[1] Нормативное постановление Верховного суда №2 от 18 июня 2004 года «О некоторых вопросах квалификации уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности»

Уклонение от уплаты налогов в Казахстане переведут в категорию административных правонарушений

Исключение будет составлять совершение 7 преступлений: рейдерства; легализации имущества, полученного преступным путем; изготовления и сбыта поддельных денег, ценных бумаг; принуждения к совершению сделки; экономической контрабанды; финпирамид и ОПГ. Предлагается предусмотреть такие исключения и в случае, если лицо пытается скрыться от следствия и суда», — пояснили в Генпрокуратуре.

При использовании информации, гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства

Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»

Рекомендуем посетить:
RealSpeed.CO.KZ: Быстрый тест реальной скорости Вашего доступа к Интернет —>

Часть II. Особенная часть

Глава 7. Преступления в сфере экономической деятельности

Статья 222. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций

1. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей.

Читайте так же:  Налоги ип усн 6 без работников

2. То же деяние, совершенное неоднократно, —

наказывается штрафом в размере от трех до пяти тысяч месячных расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества или без таковой либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от тысячи до двух тысяч месячных расчетных показателей с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и (или) второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от трех до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо с конфискацией имущества.

Примечание. Неуплата организацией налога и (или) других обязательных платежей в бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает двадцать тысяч месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Согласно подпункту 27) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса, налоговые органы обязаны привлекать к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Органы государственных доходов рассматривают следующие дела об административных правонарушениях в области налогообложения, предусмотренных КоАП:

· нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов ;

· неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима ;

· осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности ;

· непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом ;

· непредставление отчетности по мониторингу сделок, а также документов, необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании ;

· нарушение мер финансового контроля ;

· сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности ;

· отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета ;

· уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет ;

· занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет ;

· невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ;

· выписка фиктивного счета-фактуры ;

· нарушение порядка выписки счетов-фактур ;

· нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции ;

· нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

· нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала и пива, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками ;

· нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин ;

· неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;

· неисполнение кастодианами, единым регистратором, брокерами и (или) дилерами, обладающими правом ведения счетов клиентов в качестве номинальных держателей ценных бумаг, управляющими инвестиционным портфелем, страховыми организациями обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан ;

· представление заведомо ложных сведений о банковских операциях ;

· неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан;

· невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц .

При этом, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении либо позволяющие не привлекать к административной ответственности предусмотрены статьями 741, 742 КоАП.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополий и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушение в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании — по истечении пяти лет со дня его совершения.

Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере.

Крупным размером признается сумма неуплаченного налога и(или) обязательного платежа в бюджет, превышающая 20000 МРП.

Идрисова Р.С., руководитель отдела

Управления государственных доходов «Астана- жана кала»

Особенности защиты при экономических преступлениях

Советы адвоката: что делать, если вас обвинили в уклонении от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов относится к категории правонарушений в сфере экономической деятельности. Было время, когда в этой категории находилось лжепредпринимательство. Бизнесмены попадали в очень неприятную орбиту уголовного преследования по договорам с сомнительными с точки зрения налоговых служб фирмами.

К счастью для бизнесменов, эта практика осталась в прошлом. Сейчас участников данной категории дел, за редким исключением, в ходе следствия не отправляют за решетку.

Какие изменения ждут казахстанских налогоплательщиков

Вместе с тем правоприменительная практика по уклонению от уплаты налогов требует корректив. Некоторое время назад я защищал главного бухгалтера акционерного общества. Она подозревалась в уклонении от уплаты налогов на сумму около 200 млн тенге в период с 2009 по 2013. В ходе досудебного расследования по ходатайству защиты следственным судьёй была назначена повторная комиссионная судебно-экономическая экспертиза. В результате сумма недоимки снизилась почти в пять раз – до 41 млн тенге.

Читайте так же:  Алименты с имущественного налогового вычета

Постановлением суда клиент был признан виновным по уклонению от уплаты налогов в сумме 41 млн тенге и… освобожден от наказания в связи с амнистией! Все довольны: подзащитная не попала за решетку, прокурор добился процессуального решения по нереабилитирующим основаниям.

Как адвокат, я тоже должен быть счастлив, поскольку клиент получил положительный для него результат. Но у меня осталось сомнение в правильности такой практики по статье УК РК (в редакции 1997).

У этой категории дел есть две проблемы, на которые стоит обратить внимание бизнесменам и адвокатам.

Первая, которая касается бизнесменов. Совет: не надо переписывать компании на левых людей при возникновении налоговых проблем. Все равно ответственность возникнет на период деятельности первого руководителя и бухгалтера. Эти лица по закону несут ответственность за полноту и достоверность финансовой отчетности. Тем более не надо прятать и уничтожать первичные бухгалтерские документы. Этим вы только осложните работу адвокату, когда придет время защищаться. Например, по указанному уголовному делу нам пришлось запрашивать копии бухгалтерской документации в аудиторских фирмах, которые проводили ежегодную проверку.

Таир Назханов: Плюсы и минусы законопроекта об адвокатах

Если вы не согласны с результатом налоговой проверки, обжалуйте уведомление о доначислении в административном, а потом в судебном порядке. Это даст возможность отменить или снизить сумму доначислений. До окончания рассмотрения дела в суде, как правило, следователь департамента госдоходов не беспокоит. Кроме того, в исковом заявлении и своих пояснениях суду добросовестный налогоплательщик излагает свою позицию. Эти судебные документы адвокат будет использовать в ходе досудебного расследования как доказательство отсутствия умысла у клиента.

Поэтому, если по результатам судебного рассмотрения у компании всё равно осталась сумма доначислений свыше 20 000 МРП, это не означает автоматическую уголовную ответственность. Орган досудебного расследования должен доказать наличие состава преступления.

Вторая проблема для обсуждения адресована судьям и прокурорам. Чтобы меня лучше поняли коллеги, дальше будет использоваться профессиональная терминология.

В 2017, когда дело, о котором шла речь выше, рассматривалось в суде, 41 млн тенге не являлся крупным размером. Таким он был на дату совершения инкриминируемого деяния, то есть в 2013. Суд применил закон, действовавший на момент совершения преступления.

Насколько это верно, в рамках данной правоприменительной практики? Так, криминальный размер неуплаты налогов составляет 20 000 МРП. Для определения крупного размера неуплаченных налогов в целях квалификации деяния в качестве преступного по статье 245 УК РК (уклонение от уплаты налогов) должен применяться установленный Законом РК «О республиканском бюджете на 2016-2018» МРП в размере 2121 тенге, если иной, более высокий размер МРП, не будет установлен впоследствии законодателем в будущих законах «О республиканском бюджете» на дату вынесения приговора (на дату окончательной квалификации деяния).

Деяние, квалифицируемое как уклонение от уплаты налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций за периоды с 2008 по 2013, будет уголовно наказуемым, если размер неуплаченного налога или иного обязательного платежа в бюджет является крупным. В статье 245 УК РК (основной состав) понятие «крупный ущерб» не раскрывается.

Как компании сэкономить на налогах, не нарушая закон

Определение «крупного ущерба» содержится в пункте 38 статьи 3 УК РК. Сказано, что крупной является сумма платежей, не поступивших в бюджет, превышающая 20 000 МРП. При этом в Уголовном кодексе нет понятия «месячный расчетный показатель», его величины, стоимости, денежного выражения. Без этого невозможно установить наличие или отсутствие крупного ущерба, то есть квалифицирующего признака, предусмотренного статьей 245 УК РК (222 УК РК в прежней редакции).

МРП изменяется и устанавливается ежегодно, согласно Закону «О республиканском бюджете». К примеру, сейчас месячный расчетный показатель соответствует 2 269 тенге.

Таким образом, установить крупный размер по ст. 245 УК РК (и по ст.222 УК РК в прежней редакции) и квалифицировать деяние как преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.245 УК РК (и по ст.222 УК РК в прежней редакции), возможно при применении наряду с Уголовным кодексом норм специального законодательства. Нужно установить стоимость (денежное выражение) МРП и стоимость неуплаченных налогов в крупном размере и особо крупном размере.

В соответствии со статьей 5 УК РК, по общему правилу, преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Временем совершения уголовного правонарушения признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Вместе с тем при квалификации деяния следует также учитывать наличие норм, предусматривающих обратную силу закона.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 ст. 77 Конституции РК, законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена или смягчена новым законом, применяется новый закон. Пунктом 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстана определено, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Юристы будущего: пять перспективных идей для специализации

Частью 1 статьи 6 УК РК, в развитие конституционных положений применительно к уголовному праву, закреплено, что закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, имеет обратную силу. То есть закон распространяется на лиц, совершивших преступление до введения его в действие.

Часть 1 статьи 5 УК РК в прежней редакции содержит аналогичную норму. Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения деяния. Однако, если есть закон, смягчающий ответственность или наказание, улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, он имеет обратную силу. Закон, согласно которому деяние квалифицируется как преступное и привлекают к уголовной ответственности, также является законом, устраняющим преступность деяния с меньшим размером неуплаченных налогов.

Поэтому, на взгляд автора, необходимо пересмотреть практику. Если на период досудебного расследования или рассмотрения дела в суде нет криминального размера неуплаты налогов, нужно освобождать людей от уголовной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источники

Уклонение от уплаты налогов казахстан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here