Уклонение от уплаты налогов масштабы размеры

Содержание

  • Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 199.2 УК РФ

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    1. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, в крупном размере —

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Информация об изменениях:

    Статья 199.2 дополнена частью 2 с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    http://base.garant.ru/10108000/aa44e1d765a79a2b1c05b43e83fd3ddc/

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 199 УК РФ

    О конституционно-правовом смысле статьи 199 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 27-П

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 199 внесены изменения

    2. То же деяние, совершенное:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Информация об изменениях:

    Примечания изменены с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

    Читайте так же:  Как возвращается налоговый вычет за лечение

    2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФНС России, МВД России и Следственного комитета РФ от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/[email protected]/675/50

    ГАРАНТ:

    Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

    http://base.garant.ru/10108000/4f9e3a4ee74f1efd05fc6c63a006059b/

    Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 198 УК РФ

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 198 внесены изменения

    2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Информация об изменениях:

    Примечания изменены с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Примечания. 1. Под физическим лицом — плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

    3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Методические рекомендации Следственного комитета России Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора), подготовленные Следственным комитетом РФ и Федеральной налоговой службой

    См. Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФНС России, МВД России и Следственного комитета РФ от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/[email protected]/675/50

    ГАРАНТ:

    См. схему «Ответственность за налоговые правонарушения»

    http://base.garant.ru/10108000/13b375b9f8dbb3a21ac752265727200f/

    Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

    Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.

    Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).

    Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).

    В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

    А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

    Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

    Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.

    Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

    Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения освобождение от ндс

    При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:

    умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

    умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.

    Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).

    На это указано в пункте 3 постановления № 64.

    Также руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, от степени участия в содеянном могут быть привлечены к ответственности:

    — за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;

    — за сокрытие денежных средств либо имущества организации, которые должны быть направлены на взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

    Таким образом, по статье 199 Уголовного кодекса РФ субъектами преступления могут быть признаны не только руководитель организации, но и главный бухгалтер (п. 7 постановления № 64):

    Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

    Состав правонарушения и норма УК РФ

    К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

    Наказание может быть дополнено

    Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

    — непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;

    — включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

    От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

    На срок до 6 месяцев

    На срок до 2 лет

    Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

    Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

    От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

    На срок до 6 лет

    Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

    Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ)

    От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

    На срок до 6 месяцев

    На срок до 2 лет

    Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

    Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)

    От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет

    На срок до 6 лет

    Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

    Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):

    — собственником или руководителем организации;

    — иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации

    От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

    На срок до 5 лет

    Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

    * Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

    **Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).

    *** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

    При этом главного бухгалтера могут освободить от уголовной ответственности, если он раньше не совершал подобных противозаконных действий.

    Для этого он сам либо организация должны полностью погасить всю сумму недоимки и пеней и уплатить штраф в размере, определенном согласно нормам НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

    http://www.audit-it.ru/terms/taxation/ugolovnaya_otvetstvennost_za_uklonenie_ot_uplaty_nalogov.html

    3. Каков крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов при привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов?

    Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

    Кроме того, понятие крупного и особо крупного размера неуплаченных сумм налогов и сборов, различно для рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

    Для статьи 199.2 размер крупного и особо крупного размера определяется Примечанием к статье 169 Уголовного кодекса и составляет:

    • Крупный размер – более 250 000 рублей
    • Особо крупный – более 1 миллиона рублей

    Остальные статьи Уголовного кодекса 198, 199, 199.1, устанавливающие уголовную ответственность за неуплату налогов, оперируют одинаковыми суммами, определяющими неуплату налогов в крупном и особо крупном размере, а именно:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

    Для физических лиц, в том числе и предпринимателей, крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

    1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 600 000 рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
      До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 100 000 рублей. То есть этот предел был увеличен в 6 раз
    2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, которая просто превысит 1 800 000 рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
      До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов с физических лиц и предпринимателей, была установлена как большая 300 000 рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 6 раз
    Читайте так же:  Список российских акций по выплате дивидендов

    ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

    Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов, для физических лиц, в том числе и предпринимателей, является:

    1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 3 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
      До 01 января 2010 года – 500 000 руб. 6-ти кратное увеличение
    2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, которая просто превысит 9 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
      До 01.01.2010 – 1,5 млн. руб. Увеличение в 6 раз

    ОРГАНИЗАЦИИ – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

    Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

    1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 2 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
      До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 500 000 руб. Увеличение в 4 раза
    2. Б) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит 6 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
      До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов была установлена как большая 1,5 млн. рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 4 раза

    ОРГАНИЗАЦИИ – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

    Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

    1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 10 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период;
      До 01.01.2010 – 2,5 млн.руб. 4-х кратное увеличение
    2. Г) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит 30 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
      До 01 января 2010 – 7,5 млн. руб. Также смещение пределов в 4 раза

    Отдельно обратим внимание, на то, что сам факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является.
    Согласно пункта 2 статьи 14 Уголовного кодекса РФ:

    • Не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

    То есть с точки зрения государства деяния по целенаправленной неуплате налогов, в пределах ниже установленных Уголовным кодексом, уголовным преступлением не являются в виду их малозначительности.
    Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется.

    Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения, к тому же, к уголовной ответственности.

    Таким образом, с «01» января 2010 года действительно произошла определенная декриминализация сферы неуплаты налогов и сборов, в том числе и за счет повышения минимальных сумм неуплаты налогов и сборов, в пределах которых, таковое деяние не считается уголовным преступлением.

    Как видно из приведенных ниже цифр:

    • для физических лиц крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов и сборов, образующих необходимый элемент соответствующего уголовного преступления, был увеличен с 01.01.2010 года в 6 раз
    • для организаций крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов был увеличен с 01.01.2010 года в 4 раза

    Перейти к оглавлению материала по уголовной ответственности за налоговые преступления

    http://www.nalog2000.ru/kakov_krupnyj_i_osobo_krupnyj_razmer_neuplachennyh_nalogov.php

    Крупный и особо крупный размер при налоговых преступлениях зафиксируют

    Путин предложил упразднить возможность отнести к преступлению «экономию» меньших сумм при определенном проценте неуплаты. Кроме того, руководителей юрлиц перестанут судить как организаторов преступного сообщества.

    Президент РФ внес в Госдуму законопроект с рядом поправок в УК, касающихся экономических преступлений – в сфере репатриации валютной выручки и уплаты налогов (№ 871811-7). Мы уже сообщали подробности о том, как предлагается трансформировать наказания за нарушения при репатриации, теперь же расскажем, что поменяется в налоговой сфере.

    Крупный и еще крупнее

    В основном, меняются лишь критерии отнесения к тем или иным преступлениям.

    Для целей статьи 198, которой установлена ответственность за неуплату налогов физлица, в настоящее время крупный размер – более 900 тысяч рублей за три года, если доля неуплаченных налогов, сборов, взносов превышает 10% от того, что надо было заплатить, либо – от 2,7 млн рублей. Особо крупный размер – 4,5 млн за три года, если доля «сэкономленных» налогов превышает 20%, либо – более 13,5 млн.

    По законопроекту крупным размером будет от 2,7 млн, особо крупным – от 13,5 млн. То есть упраздняется возможность отнести к соответствующему преступлению меньшие суммы при определенном проценте неуплаты.

    По аналогичному принципу предлагается подправить и статьи 199, 199.1, 199.3, 199.4:

    • уклонение от налогов, взносов организации
    • неисполнение обязанностей налогового агента
    • уклонение физлица от взносов на «несчастное» соцстрахование
    • неуплата таких взносов с организации.

    По статьям 199, 199.1 сейчас крупный размер – более 5 млн рублей за три года при доле неуплаты от 25%, либо – от 15 млн. Особо крупный – более 15 млн при неуплате от 50%, либо от 45 млн. Согласно законопроекту крупный – от 15 млн, особо крупный – от 45 млн.

    По «несчастным» соцвзносам физлица крупным останется 1,8 млн, особо крупным – 9 млн, по взносам фирм – крупным после принятия нового закона будет 6 млн рублей, особо крупным – 30 млн.

    Читайте так же:  Ндс при импорте товаров возмещение

    «Оступившаяся» фирма – еще не мафия

    Планируется снабдить новым примечанием статью 210 УК «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)». Как следует из пояснительной записки, в судебно-следственной практике есть тенденция, когда по этой статье могут «повязать» учредителей, руководителей и сотрудников «обычных» организаций. Это служит дополнительной квалификацией деяний таких лиц (если они совершили экономические преступления), что приводит к ужесточению наказания, вплоть до лишения свободы на 20 лет.

    Вместе с тем, преступное сообщество – это не просто фирма, уклонившаяся, например, от налогов. Это более сложная структура, не брезгующая в том числе тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

    Так что, чтобы избежать такого «довеска» к экономическим преступлениям обычных предпринимателей, в статье 210 предлагается оговорить, что учредители, руководители и работники организации, зарегистрированной в качестве юрлица, ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу структуры организации и совершения какого-либо преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Исключение – если организация или ее подразделение были заведомо созданы для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

    http://www.audit-it.ru/news/account/1004733.html

    Уклонение от уплаты налогов как девиантная форма налогового поведения предпринимателей

    Гребенчук Антон Олегович, Аспирант кафедры экономической социологии Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (очная форма обучения), Россия

    Сегодня для населения России характерны противодействие уплате налогов и сокрытие реальных доходов. Подобная ситуация обусловлена отсутствием социальной справедливости в системе налогообложения. Кроме того, наблюдается разрыв связи между социально-экономической политикой и налогообложением, а также абсолютизация экономической функции налогов. Но уход от налогов неизбежно оборачивается дефицитом бюджета — с одной стороны, и неспокойным сном налогоплательщика — с другой.

    Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

    Сегодня для населения России характерны противодействие уплате налогов и сокрытие реальных доходов. Подобная ситуация обусловлена отсутствием социальной справедливости в системе налогообложения. Кроме того, наблюдается разрыв связи между социально-экономической политикой и налогообложением, а также абсолютизация экономической функции налогов. Но уход от налогов

    Расширение масштабов уклонения от уплаты налогов в 90-е гг. обусловило развитие теневой экономики в России, которая, по некоторым оценкам, достигала в конце прошлого столетия до 70% ВВП. Следствием этого был постоянный дефицит бюджета и невозможность государства в полной мере обеспечить социальную защиту малообеспеченных слоев населения. Все это привело к снижению темпов социально-экономического развития страны. Несмотря на определенные положительные тенденции последнего времени, данная проблема до сих пор не утратила своей актуальности.

    Три стратегии налогового поведения

    Для анализа причин уклонения от уплаты налогов и вопросов общественной оценки данного явления автором в ноябре 2007 г. – феврале 2008 г. было проведено социологическое исследование, в рамках которого было опрошено 312 менеджеров и специалистов компаний финансово-банковской, промышленно-производственной и иных сфер деятельности. Далее в статье приведен анализ некоторых результатов исследования.

    На практике организации придерживаются одной из трех стратегий налогового поведения:

    агрессивное – предполагает уклонение от уплаты налогов (т.е. незаконные способы налоговой минимизации);

    нейтральное – использование исключительно законных способов снижения налоговой нагрузки;

    осторожное (налоговый конформизм) – предполагает, что неясности в законодательстве трактуются налогоплательщиком таким образом, чтобы максимально избежать потенциальных претензий со стороны налоговых органов.

    В рамках проведенного автором опроса респондентам был задан вопрос о том, какой стратегии придерживаются представители малого, среднего и крупного бизнеса (табл. 1).

    Налоговая стратегия современного бизнеса (в % к числу опрошенных)

    Оптимизация налогообложения в рамках закона

    Незаконное уклонение от уплаты налога

    в малом бизнесе

    в среднем бизнесе

    в крупном бизнесе

    Налоговая стратегия, применяемая в крупном и среднем бизнесе, скорее всего, является следствием «дела ЮКОСа» и иных претензий органов государственной власти к руководству различных компаний в связи с уклонением от уплаты налогов. Несмотря на то, что такие претензии носят скорее политический, чем экономический характер, в бизнесе наметилась устойчивая тенденция, связанная с отказом от использования «черных» и «серых» налоговых схем.

    Причины ухода от налогов

    А.В. Брызгалин выделяет четыре основные группы причин, подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов [1]:

    ‑ моральные (несправедливость налогового законодательства, ощущение необязательности исполнения налоговых законов, неуважение к налоговому закону и т.д.);

    ‑ политические (протест против использования налогов как источника проведения государственной политики);

    ‑ экономические (экономическая выгода уклонения от уплаты налога, размер штрафных санкций и т.д.);

    ‑ технико-юридические (сложность налоговой системы, неоднозначное понимание налоговых норм, низкая эффективность контроля за уплатой налога и т.д.).

    В рамках авторского социологического опроса респондентам был задан вопрос о том, какие причины уклонения от уплаты налогов являются основными (рис. 1).

    Рисунок 1. Группы мотивов, способствующих уклонению от уплаты налога (в % к числу опрошенных).

    Масштабы уклонения от уплаты налогов во многом зависят от публичного осуждения или, наоборот, одобрения данного явления. В связи с этим в рамках авторского социологического опроса респондентам был задан вопрос о том, как уклонение от уплаты налогов влияет на репутацию налогоплательщиков среди различных групп населения (табл. 2).

    Влияние уклонения от уплаты налогов на репутацию налогоплательщиков (в % к числу опрошенных)

    Влияние уклонения от уплаты налогов на репутацию налогоплательщиков

    Никак не влияет

    среди налоговых органов и иных органов власти

    в обществе в целом

    Усиление негативного отношения к уклонению от уплаты налогов могло бы способствовать снижению масштабов данного явления. В то же время, вопрос моральной оценки уклонения от уплаты налогов не является таким однозначным, как это может показаться на первый взгляд.

    У налоговых органов по данному вопросу позиция достаточно четкая: уклонение от уплаты налогов – это зло. Но как быть плательщику, если сама система неэффективна в силу, например, чрезмерного бремени или если налоговые средства разворовываются и не идут на благо общества, а государство не в состоянии справиться со своими обязательствами перед населением, как это было в начале 90-х годов. Заслуживает ли в этом случае морального осуждения уклонение от уплаты налогов?

    Цивилизованное решение проблемы

    Согласно результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в октябре 2004 г., 68% населения России считает, что налогоплательщик должен соблюдать законы о налогах, даже если считает их несправедливыми. Однако лишь 22% считает, что плательщик должен соблюдать законы, если государство не выполняет обязательств перед гражданами [2].

    Читайте так же:  Налоговый вычет на детей военнослужащего по контракту

    Автор придерживается позиции, согласно которой необходимо платить налоги в рамках закона, даже если считается, что законодательство не является справедливым, что средства разворовываются и государство не выполняет свои обязательства. Уклонение от уплаты налогов – это нецивилизованная форма отстаивания своих интересов, тем более, что мнение налогоплательщика может быть необъективным.

    В случае если плательщик считает, что его права, связанные с уплатой налогов по каким-либо причинам нарушаются, то он должен отстаивать их иными способами. В частности, особую роль должны играть общественные организации, которые выступали бы в качестве посредника в диалоге между государством и обществом. Но данный подход будет работать, если:

    ‑ госорганы будут принимать шаги, направленные на развитие общественных организаций и повышение их роли;

    ‑ государство будет готово учувствовать в диалоге при участии таких общественных организаций и идти на встречу налогоплательщикам, когда их требования обоснованы.

    Таким образом, повышение налоговой культуры населения и снижение масштабов уклонения от уплаты налогов – это двухсторонний процесс. Его результат будет зависеть не только от самих налогоплательщиков, но во многом и от инициатив, которые исходят от органов власти. И когда диалог между государством и налогоплательщиками будет принимать не форму противостояния, а форму конструктивного взаимодействия, уровень развития системы налогообложения в России и ее эффективность поднимется на качественно иной уровень.

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

    1. Практическая налоговая энциклопедия / под ред. Брызгалина А.В. Том 1: Налоговая оптимизация. – Электрон. дан. – Режим доступа: СПС Гарант-Максимум – Загл. с экрана.

    2. Результаты опроса по теме «Налогоплательщики, налоги и налоговая служба», проведенного фондом «Общественное мнение», 28.10.2004. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_fin/nal/ – Загл. с экрана.

    Опубликовано в журнале

    Российское предпринимательство
    Индексируется РИНЦ
    Импакт-фактор РИНЦ: 0,509


    http://creativeconomy.ru/lib/3205

    Проблема массового уклонения от уплаты налогов

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 14.03.2017 2017-03-14

    Статья просмотрена: 1874 раза

    Библиографическое описание:

    Сивцева В. И. Проблема массового уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 266-268. — URL https://moluch.ru/archive/144/39831/ (дата обращения: 20.02.2020).

    Статья посвящена изучению проблеме массового уклонения от уплаты налогов.

    Ключевые слова: налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, консолидированный бюджет

    По п.1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налог — это обязательный индивидуально — безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

    Отличительными признаками налога по российскому законодательству являются обязательность, безвозвратность, законодательный и целевой характер налога.

    Обязательность, иначе говоря, императивность, означает, что субъект налогообложения не имеет права отказаться от возложенной на него обязанности по внесению налога в бюджет. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

    Под безвозвратностью понимается то, что сумма налога никогда не возвращается к субъекту налогообложения, он при этом ничего не получает взамен.

    Законодательный характер налога означает, что налоги вводятся и отменяются только с соответствующими законами.

    Целевой характер налога проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направленных на финансирование мероприятий для выполнения конкретных функций государства, определяющих бюджетным законодательством.

    Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств на распоряжение государства.

    Источником налога выступает национальный доход, то есть вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства путем использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих определенных функций.

    Налоги формируют доходы государства, как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в государственном бюджете и государственных внебюджетных фондах.

    Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

    Проблема уклонении населения от уплаты налогов — это довольно распространенное явление, как в мировой практике, так и в российской.

    Налоговая система России формировалось в условиях спада производства и экономического кризиса. Первый этап становления налоговой системы России (1992–1998 гг.) характеризуется отсутствием льгот инвестиционной направленности и одновременно предоставлением множества ненужных индивидуальных привилегий, в результате чего государство недополучало значительные суммы налоговых доходов в бюджет. Серьезные недостатки наблюдались и в организационном плане, что привело к сложности и противоречивости нормативных документов, а также в системе налогового контроля. Все это негативно оказалось на формировании доходов государственного бюджета. Для устранения налогового дефицита были установлены повышенные ставки налогов (по НДС — 28 %, по налогу на прибыль предприятий — 32 % и т. д.), в результате налоги стали носить преимущественно фискальный характер, что вызвало увеличение «теневого» сектора экономики, массовое уклонение от уплаты налогов, иными словами, «безбилетников» в сфере налогообложения.

    Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

    Так, по состоянию на 1 января 2016 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1360,3 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП.

    Далее рассмотрим более подробно структуру задолженности перед бюджетной системой РФ за 2014–2016 гг. (табл.1)

    Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд. руб.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://moluch.ru/archive/144/39831/

    Уклонение от уплаты налогов масштабы размеры
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here