Установление платы за землю аренду земельный налог

Плата за землю: земельный налог, арендная плата

Судебный порядок разрешения земельных споров.

Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

По завершении строительства и государственной регистрации, прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога.

В отношении участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение налоговой базы и установленной правовыми актами (законами) представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения) доли налоговой ставки в размере, не превышающем 1/2 налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа; в случае установления двух авансовых платежей в размере, не превышающем 1/3 ставки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Если по истечении 3 лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) не введен в эксплуатацию построенный на таком участке объект недвижимости, арендная плата за такой участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

От обложения земельным налогом освобождаются:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 1627 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конспекты юриста

Плата за землю — земельный налог и арендная плата

ЗК РФ, Глава X. Плата за землю и оценка земли.

Использование земли в РФ является платным (земельный налог и арендная плата). Рыночная стоимость участка устанавливается в соответствии с ФЗ Об оценочной деятельности.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗКРФ, ФЗми, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость также может применяться для определения арендной платы за участок, находящийся в гос. или муниципальной собственности.

В случаях определения рыночной стоимости участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Земельный налог

Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ (НК РФ Глава 31. Земельный налог). Налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на гос. кадастровый учет. Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими гос. кадастровый учет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физ. лицами, исчисляется налоговыми органами.

Читайте так же:  График выплаты дивидендов норникель

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога.

Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

  • — отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях;
  • — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • — предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка.

Арендная плата

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды участка. Правовое регулирование арендной платы осуществляется в соответствии с ГК. Размер, условия, сроки уплаты арендной платы устанавливается договором аренды. Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за арендуемое имущество.

Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат — в денежной и натуральной форме — определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.

При аренде земель, находящихся в гос. и муниципальной собственности, соответствующими органами исполнительной власти (Правительством РФ, органами гос власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) устанавливаются базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Статья 33. Земельный налог, арендная плата и плата за временное пользование землей, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута

Статья 33. Земельный налог, арендная плата и плата за временное пользование землей, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

1. Земельный налог уплачивается лицами, имеющими земельные участки в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном), временном пользовании по ставкам устанавливаемым федеральным законодательством. Земельный налог за земельные участки, находящиеся в общей собственности, платят участники общей собственности, либо юридические лица, в пользование которых переданы земельные участки (доли) в порядке, установленном их уставами в соответствии с законодательством РФ.

2. Размер, условия и сроки внесения арендных платежей устанавливаются договором между собственником земельного участка и арендатором.

3. При сдаче в аренду государственных и муниципальных земель размер арендной платы не может быть меньше ставки земельного налога для данного земельного участка.

4. Федеральным и областным законодательством устанавливается предельный размер арендной платы за сельскохозяйственные угодья, находящиеся соответственно в областной и муниципальной собственности.

5. Арендная плата поступает:

а) при аренде государственных (областных) и муниципальных земель — в бюджет города;

б) при аренде земель, находящихся в частной собственности, собственнику, в порядке установленном договором аренды ;

в) при аренде земель, используемых под киоски, палатки и торговые точки, в порядке установленном договором аренды .

6. Размер, условия и сроки внесения платы за временное пользование земельным участком или его частью, за установленный сервитут устанавливаются договором между сторонами.

7. Плата за временное пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не может быть ниже ставки земельного налога.

8. Плата за временное пользование земельным участком и за установленный сервитут поступает собственнику земли или землепользователю, предоставившим землю во временное пользование или для установления сервитута.

>
Поступление платежей за землю и порядок их использования
Содержание
Постановление Воронежского городского муниципального Совета от 21 ноября 1996 г. N 238 «О регулировании земельных отношений.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Арендодателю — о последствиях экономии на земельном налоге

Автор: О. П. Гришина

Арендодатель вправе переложить на арендатора уплату земельного налога (в виде компенсации сумм налога) по участку, которым владеет на праве собственности. Нужно ли возмещение земельного налога считать дополнительным доходом от реализации и включать в облагаемую базу по НДС?

Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель. Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему. Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

Сроки перечисления средств

При аренде участка у физического или юридического лица срок оплаты устанавливается сторонами и прописывается в заключенном соглашении. Но если земли берутся в пользование у государства или муниципалитета, то данные сроки устанавливаются соответствующими нормативными актами.

В каждом субъекте РФ он могут отличаться, поэтому для начала необходимо выяснить кто именно является собственником, а после уточнить сроки в соответствующих нормативных актах.

Как узнать стоимость по кадастровому номеру?

Если вы знаете кадастровый номер, то можно самостоятельно рассчитать аренду.

Кадастровая стоимость может обновляться ежегодно, поэтому перед проведением вычислений обязательно проверьте последнюю актуальную информацию.

Кроме кадастровой стоимости необходимо наличие еще одной составляющей – корректирующего коэффициента. Он зависит от того, кто является арендатором и какие цели он преследует. Например он может построить помещение под магазин, или же передать участок в субаренду (о составлении договора субаренды земельного участка и порядок регистрации читайте тут). Но в обоих случаях он получит определенную выгоду.

Однако посчитать размер прибыли от постройки помещений торгового назначения и разбитием огорода довольно проблемно. Поэтому и были введены специальные корректирующие коэффициенты. Подробнее об этом сказано в постановлении правительства. Размер коэффициента варьируется от от 0,01 до 2 процентов от кадастровой стоимости.

Минимальный размер (0,01) предусмотрен для граждан имеющих льготы и освобожденных от уплаты земельного налога (на основании положения налогового кодекса). Коэффициент 0,6 присваивается для участков на которых ведется:

  • ИЖС;
  • садоводство;
  • личное подсобное хозяйство;
  • фермерская и сельскохозяйственная деятельность (о порядке аренды земель сельскохозяйственного назначения читайте тут).
Читайте так же:  Плательщики налога на землю физические лица

Для лиц, имеющих право на получение бесплатного земельного участка или заключивших договор на развитие территории коэффициент равен 1,5%. А максимальный 2% корректирующий коэффициент присваивается при аренде земель для разработки недр.

Сама формула для расчета выглядит следующим образом:

Ap= KC х KK,

  • Ap — арендная плата за год;
  • KC — кадастровая стоимость земельного участка;
  • KK — корректирующий коэффициент.

Например, фермеру нужно рассчитать предстоящую арендную плату за земельный участок. На этом участке он предполагает разводить свиней и организовать сенокос и выращивание овощей.

Полная кадастровая стоимость участка, куда вошли площадь, ВРИ и категория, рельеф, расположение, удаленность от города, равна 2 миллионам рублей. КК — 0,6%. Перемножаем эти два значения: 2 000 000 х 0,6% = 12 000 Получаем 12 тысяч рублей.

Из чего складывается цена за использование земли?

Статья земельного кодекса РФ №65 содержит и уточняет принцип платного использования земель. Закон предусматривает как форму оплаты земельный налог и арендную плату. Данный принцип является одним из основополагающим в ЗК. Платная форма использования земли позволяет обращаться с ней более бережно и рационально, а также дает возможность направлять дополнительные средства для поддержания плодородия почвы и охраны участков.

Арендная плата

Арендной платой называют денежную сумму, которой оплачивается право пользования земельным участком, взятым во временное пользование. Размер таких платежей чаще всего определяется договором, но в определенных случаях может быть установлен соответствующими государственными законодательными актами.

Налог

Налог на землю может взимается либо с собственника, либо, с постоянного землепользователя. В соответствии с налоговым кодексом, данный вид сборов отнесен к ведению муниципальных районов и городских округов.

О том, как рассчитать налог на аренду земли, как оплатить и для кого возможны льготы при сдаче муниципальных участков, читайте тут.

Как оплатить через Сбербанк онлайн?

  1. Для оплаты аренды земельного участка вам необходимо войти в личный кабинет сбербанка онлайн на компьютере.
  2. Для этого вам потребуется логин и пароль. Получить их вы можете при помощи вашей карты в любом банкомате.
  3. После входа в личный кабинет вам нужно найти горизонтальное меню в верхней части странице на зеленой полоске.
  4. Выберите вкладку «Переводы и платежи» нажмите и перейдите на нее. Перед вами откроется новая страница.
  5. Найдти под оглавлением «переводы» пункт «организациям» и нажмите на надпись «рублевый перевод по России».
  6. Перед вами появятся поля, обязательные для заполнения. Информация берется из квитанции. Нужно указать ИНН получателя (в квитанции он находится вверху), номер расчетного счета и БИК банка получателя. Все это указано на квитанции.
  7. Нажмите кнопку «продолжить». На этой странице обратите внимание, что получатель должен был уже найтись в базе сбербанка и подтянуться к вашей форме.
  8. После этого впишите в поле «назначение платежа»: «оплата аренды земельного участка за мм.гггг.
  9. Заполните поле ФИО – тут нужно указать полностью фамилию, имя, отчество.
  10. Следующим пунктом вы указываете ваш адрес, а далее вводите нужную сумму, которую вы будете оплачивать. Адрес абонента и ФИО должны быть указаны в точности так, как они напечатаны на вашей квитанции.
  11. Проверьте правильность введенных вами реквизитов и подтвердите платеж. После этого ваш перевод будет зачислен в пределах 3 банковских рабочих дней. Обычно же эта процедура занимает около 1 часа.

Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование правоотношений по аренде земельных участков имеет четкое комплексное нормирование со стороны государства. Прежде всего арендные отношения между сторонами устанавливаются положениями гражданского законодательства. Однако земельный кодекс имеет более глубокий уровень регулирования данных отношений, и именно нормы ЗК РФ должны быть использованы преимущественно над ГК РФ.

Кто оплачивает наем ЗУ?

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключение договора аренды земельного участка несет в себе порождение юридических последствий, прав и обязанностей. Одной из главных обязанностей арендатора является внесение установленных арендных платежей за пользование землей в пользу арендодателя. Таким образом, лицо, взявшее в аренду землю обязано оплачивать установленную законом или договором сумму за пользование участком.

Как определяется и от чего зависит размер?

Размер арендной платы для каждого участка отличается. Но он зависит не только от характеристик самой земли, но от того, кто является собственником:

  • государство;
  • муниципалитет;
  • физическое (юридическое) лицо (как по образцу составить договор аренды земли между физическими лицами или с участием предпринимателей, читайте тут).

Государственная или муниципальная собственность

Сумма оплаты за землю определяется в соответствии с федеральным законом, по которому уполномоченный орган устанавливает размер денежного довольствия арендодателя, при этом, если ставка повысится, то наличие уже заключенного договора не сохранит прежний размер платежей. Повышение произойдет автоматически, если иное не указано в законе.

Основные факторы, использующиеся для определения стоимости аренды:

  • кадастровая цена земель;
  • рыночная цена (если отсутствует кадастровая);
  • размер налога на землю;
  • итоги торгов;
  • коэффициент оплаты (рассчитывается на основании срока аренды и наличия льгот у арендатора).

Частный собственник

Частный собственник может назначать арендную плату исходя из собственных интересов. Чаще всего он учитывает следующие факторы:

  • целевое назначение – каждая категория земель имеет свою ценность;
  • территориальное расположение;
  • привлекательность данного участка для ведения на нем бизнеса или строительства;
  • экономические возможности использования земли с целью получения прибыли;
  • историческое и архитектурное значение.

Порядок и методики оценки стоимости права аренды на земельный участок можно найти здесь.

Компенсацию земельного налога нужно включить в налоговую базу. Почему?

Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

  • является составной частью арендной платы;
  • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.
Читайте так же:  Как узнать в налоговой возврат налогового вычета

Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318.

Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды. Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

[1] Федеральный закон от 21.07.1997 №?122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137.

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю» (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 876
«Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю»

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2014 г. N 1090 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 2015 г.

В целях совершенствования механизма учета плательщиков земельного налога, а также плательщиков арендной платы за землю, находящуюся в государственной (муниципальной) собственности, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обеспечение государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления и районах в городах подготовленными на основе данных государственного земельного кадастра списками юридических лиц и граждан — плательщиков земельного налога.

Финансирование работ по составлению списков плательщиков земельного налога осуществляется за счет средств, получаемых от взимания земельного налога и арендной платы за землю.

Форма списков плательщиков земельного налога, сроки их представления и порядок внесения в них изменений устанавливаются Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Рекомендуемый порядок ведения списка арендаторов земли, находящейся в государственной, муниципальной собственности

О порядке учета плательщиков земельного налога см. Временные методические рекомендации, сообщенные письмом Госналогслужбы РФ от 25 декабря 1995 г. N ВН-6-03/659

См. Порядок ведения списка плательщиков земельного налога, утвержденный Роскомземом 17 октября 1995 г.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поручить районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности, регистрацию заключенных договоров и обеспечение государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления и районах в городах списками арендаторов, определив источники финансирования указанных работ.

ГАРАНТ:

О вопросах арендной платы за землю см. письмо Госналогслужбы РФ от 13 мая 1996 г. N 04-3-04/77

О списках арендаторов земель см. Письмо Госкомзема РФ от 22 декабря 1995 г. N 5-16/2465

Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству осуществлять методическое обеспечение деятельности районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по подготовке договоров аренды и учету переданной в аренду земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 16 сентября 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 сентября 1995 г., N 37, ст. 3623

Читайте так же:  Президентский финансовый контроль осуществляют

Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2014 г. N 1090 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 2015 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Как узнать величину арендной платы за землю и заключить договор аренды участка?

Земельные участки всегда относились к сфере особо важного экономического значения. Государство регулирует использование участков трепетно и строго. Последнее время набирают популярность правоотношения по использованию арендованной земли. Для понимания выгоды данной сделки необходимо грамотно рассчитать размер регулярных платежей.

Описание и пример отчета оценки права найма ЗУ

Часто в спорных случаях заказывается оценка справедливой стоимости права аренды земельного участка. Данная услуга предоставляется специальными независимыми организациями и предоставляют заказчику итоговые выводы, основанные на расчетах, заключениях и иной информации, полученной в результате исследования рынка, а также на опыте и профессиональных знаниях, на деловых встречах, в ходе которых была получена необходимая информация, относящаяся к спорному вопросу.

Источники информации и методика расчетов и заключений приводятся в соответствующих разделах отчета. Учитываются фактические данные по конкретному участку, установление общих сведений и общий анализ по аналогичному сегменту рынка.

Чаще всего такой документ заказывают при желании снизить арендную плату государственных и муниципальных земель.

Арендатор не является плательщиком земельного налога.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

О компенсации суммы земельного налога.

Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

Предоставление сведений о сумме по заключенным договорам через Госуслуги

  1. Откройте сайт https://www.gosuslugi.ru/, в правом верхнем углу нужно нажать на кнопку входа в личный кабинет.
  2. Тут вас попросят зайти в ваш профиль: введите сотовый или снилс и пароль, который вы указывали при регистрации.
  3. Если вы еще не зарегистрированы, то можете это сделать имея на руках ваш паспорт, сотовый и снилс.
  4. После входа в личный кабинет сверху появится белая полоска с меню посередине, состоящим из трех пунктов.
  5. Вторым разделом является «оплата» – нажимаете на нее.
  6. Открывается новая страница, немного прокручиваем вниз экран и видим вкладку «к оплате».
  7. Под ней будут вкладки второго уровня «штрафы», «госпошлины», «счета».
  8. При наличии задолженности или еще неоплаченного счета за аренду земельного участка, принадлежащего государству, в графе «счета» появится соответствующая квитанция с указанием суммы к оплате. Оплатить ее вы можете прямо на сайте госууслуг.

Взыскании задолженности по договору

Задолженность по договору аренды взыскивается в общем порядке через суд. Досудебный порядок решения вопроса в настоящее время не является обязательным, однако лучше всего его соблюсти. Для этого должнику направляется в письменном виде претензия с просьбой погасить долг. Если данная мера не помогает, то пишется исковое заявление с приложением фактов о попытке пройти досудебное решение вопроса.

Уже в ходе заседания на недобросовестного арендатора могут быть наложены судом штрафные санкции в виде пени.

Частные собственники могут накрутить любую сумму в заключаемом арендном договоре если земельный участок находится в хорошем и привлекательном месте. А аренда муниципальных и государственных участков урегулирована законодательными актами, и не может быть изменена без издания нового закона.

Форма платы за использование земли: земельный налог или арендная плата?

Следует обратить внимание на то, что приведенная участниками круглого стола судебная практика (в том числе и обсуждаемое постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2003 № А05-15377/02-879/18) рассматривала вопросы платы за землю до введения в действие Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) .

Попытаемся рассмотреть особенности правоотношений, которые возникают между продавцом недвижимости, покупателем, налоговыми органами и органом местного самоуправления при продаже недвижимости (здания, строения, сооружения), расположенной на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности и используемом продавцом недвижимости на условиях аренды, после введения в действие Земельного кодекса РФ.

Ясно, что в приведенном случае прежний собственник недвижимости (продавец) уплачивал арендные платежи согласно заключенным договорам аренды и обязанность по уплате земельного налога на него не распространялась. Следовательно, он не является налогоплательщиком, и законодательство о налогах и сборах в данном случае применению не подлежит. Данный вывод можно сделать на основании статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 9 НК РФ , статьи 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» .

Читайте так же:  Налоговая строка в платежном поручении

Порядок и условия использования земли регулируются земельным и гражданским законодательством. При этом следует согласиться с мнением профессора Б. М. Гонгало, что «если речь идет о земле (земельном участке) как объекте частного интереса, то соответствующие отношения должны регулироваться гражданским правом; если требуется обеспечить публичный интерес при регулировании отношений по поводу земли (земельных участков), то соответствующие нормы должны содержаться в земельном законодательстве».

В соответствии с пунктом 2 статьи 271, пунктом 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Земельный кодекс РФ конкретизирует данное положение. Согласно пункту 1 статьи 35 при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для использования недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник данного имущества. Необходимо подчеркнуть, что пункт 1 статьи 35 ЗК РФ уточняет, что с приобретением права собственности на недвижимое имущество к собственнику переходит не право пользования земельным участком (как было установлено ранее статьей 37 ЗК РСФСР), а то право, на основании которого участок использовался прежним собственником.

Таким образом, в рассматриваемом случае к новому собственнику недвижимости перешло право пользования соответствующим земельным участком на условиях, установленных договором аренды земельного участка между продавцом (прежним собственником) недвижимости и органом местного самоуправления. При этом площадь земельного участка, необходимая для пользования объектом недвижимости, устанавливается не на основании площади земельного участка под объектом недвижимости, а в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33; пункт 2 статьи 35 ЗК РФ).

Учитывая, что платность использования земли является основным принципом земельного законодательства (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), а размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ), можно сделать вывод, что новый собственник недвижимости обязан осуществлять плату за использование земельного участка в размере арендной платы за все время пользования, вплоть до момента выкупа (приватизации) данного земельного участка, то есть до того времени, когда будут изменены его права на земельный участок.

В то же время необходимо отметить, что до момента передачи в установленном порядке прежним собственником недвижимости своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка новому собственнику (покупателю) или до расторжения договора аренды соответствующего земельного участка арендные платежи в бюджет в соответствии со статьями 309—310 ГК РФ должен осуществлять продавец. При этом новый собственник недвижимости компенсирует прежнему собственнику его расходы по арендной плате (глава 60 ГК РФ), но не уплачивает земельный налог. ФАС Московского округа в постановлении от 10.06.03 № КА-А40/3497-03 [К=28503 ФАС Москвы] пришел к выводу, что одновременное взыскание в бюджет арендной платы и налога на землю за один и тот же период времени законом не предусмотрено. До прекращения договора аренды с третьим лицом налогоплательщик является вторичным землепользователем, взимание с которого дополнительной платы в бюджет за тот же земельный участок законом также не установлено.

После расторжения прежним собственником недвижимости договора аренды соответствующего земельного участка и при отсутствии заключенного договора аренды с новым собственником недвижимости органы местного самоуправления вправе взыскать с нового пользователя земельного участка полученное им неосновательное обогащение (статьи 1102, 1105 ГК РФ). Данная позиция автора подтверждается судебной практикой9.

Из вышеизложенного видно, что порядок предоставления в аренду и использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и платы за его пользование регулируется гражданским законодательством и ЗК РФ. Следовательно, налоговые органы не вправе произвольно вмешиваться в такие отношения (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). Как правильно отмечается в литературе, «налогообложение является последствием предпринимательства, и задача состоит лишь в правильной гражданско-правовой квалификации действий предпринимателя для точного определения налоговых последствий».

Учитывая, что согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления, именно такой подход к рассматриваемой проблеме отвечает публичным интересам. Так, например, решением Тверской городской Думы от 18.03.99 № 21 «Об утверждении Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками в г. Твери» (с учетом последующих изменений и дополнений) базовая ставка арендной платы по некоторым категориям земель установлена в большем размере, чем ставка земельного налога. В этом случае недобросовестным пользователям земельных участков на условиях аренды выгоднее не заключать договор аренды, а уплачивать земельный налог. Однако такие действия приведут к недополучению денежных средств в соответствующие бюджеты (статья 24 Закона РФ «О плате за землю»).

Таким образом, из вышеизложенного следует:

1 одновременно с приобретением права собственности на недвижимое имущество (здание, строение, сооружение), расположенное на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, к собственнику переходит то право пользования земельным участком, на основании которого участок использовался прежним собственником;

2 границы и размеры земельного участка, необходимого для пользования объектом недвижимости и для определения размера платы за землю, определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а не из размера земельного участка под объектом недвижимости;

3 прежний собственник недвижимости платит арендные платежи вплоть до передачи в установленном порядке своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, на котором находится проданный объект недвижимости, либо расторжения данного договора. При этом новый собственник недвижимости компенсирует прежнему собственнику его расходы по арендной плате;

4 отсутствие надлежаще оформленного договора аренды земельного участка между органом местного самоуправления и собственником недвижимости не является основанием для исчисления и уплаты последним земельного налога, если прежний собственник недвижимости осуществлял арендные платежи.

Рассмотренные в настоящей статье вопросы также применимы в случаях, когда земля находится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ю. М. САВЧЕНКО, доцент кафедры гражданского процесса и правоохранительной деятельности Тверского государственного университета, кандидат юридических наук

Источники

Установление платы за землю аренду земельный налог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here