Валютное законодательство и валютный контроль в бухгалтерии

Какие изменения произойдут в валютном контроле в 2018 году

Валютный контроль представляет собой контроль государства над реализацией законов в области соответствующих операций. Регулируется он ФЗ №173 «О валютном регулировании» от 10 декабря 2003 года. В этот закон регулярно вносятся нововведения.

Основные понятия

У каждой страны есть своя валюта. Иногда одна валюта может быть распространена на обширной территории (к примеру, евро используется на территории Евросоюза). Она представляет собой денежный эквивалент, который регулируется составителями законов. В России валюта контролируется ФЗ «О валютном регулировании».

Валютное регулирование представляет собой работу законодательных структур по формированию и улучшению законодательства в соответствующей сфере. Направлено оно на укрепление статуса государства. 21 век – это век глобализации. Граждане РФ открывают бизнес за границей, осуществляют там различные финансовые операции. А потому принципиально важной стала структура обмена валют. Валютное регулирование выполняется ЦБ и Правительством. Суть его – это формирование адекватных и работающих нормативных актов.

Национальной валютой РФ является рубль. Все операции, исполняемые страной, как правило, проводятся именно в рублях. В статье 140 ГК РФ указано, что иногда возможно использование иностранной валюты. Случаи, когда возможно ее применение, оговорены в ФЗ №173.

Валютное регулирование зависит от внешнеэкономической деятельности государства. Оно основывается на этих принципах:

  • Изучение практики других стран.
  • Соблюдение безопасности государства.

Содержанием валютного регулирования являются элементы права. Предметом регулирования считаются валютные отношения. Возникать они могут быть между лицами с различным статусом. Могут включать в себя эти элементы:

  • Обмен валют.
  • Правовой статус лиц.
  • Полномочия и обязанности лиц.
  • Получение сертификатов от банков.
  • Ввоз и вывоз валюты.

Функциями валютного регулирования считается регулирование, коммуникация между структурами, обеспечение безопасности в сфере экономики.

Как определить дату?

В ФЗ-402 (ст.12) говорится, что все объекты БУ в учете и отчетности должны выражаться исключительно в рублях, а активы, рассчитанные в иностранной валюте, должны пересчитываться в рубли. Согласно ПБУ, такой пересчет осуществляется по курсу Центробанка либо по соглашению сторон сделки.

Валютный курс любой денежной единицы постоянно колеблется, следовательно, определить правильную дату пересчета – одна из главных задач бухгалтера.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ПБУ устанавливает дату в зависимости от характера операции:

  • кассовые, банковские объемы валюты – в момент совершения операций и на отчетную дату, а также вслед за изменением курса (при необходимости);
  • для составления отчетности всю валюту: безналичную, наличную, пересчитывают на отчетную дату;
  • НМА, ОС, МПЗ, иные неденежные активы – на дату операции и постановки их на учет;
  • валютные доходы и расходы – на дату признания (командировочные расходы в валюте пересчитываются по дате подписания авансового отчета);
  • затраты на ВНА – на дату признания затрат, определяющих эти активы, их стоимость.

Кроме того, при получении валютной предоплаты или задатка сумма учитывается по курсу на момент ее получения, а при уплате – на дату, когда прошел платеж.

Согласно ПБУ, п. 10, внеоборотные и иные активы, кроме денежных, а также авансы, предоплаты после отражения в учете пересчету в связи с курсовыми колебаниями не подлежат.

Важно! Если официальный курс валюты меняется несущественно и имеет место большое количество однородных валютных операций, можно применять для пересчета усредненный курс за месяц или за меньший период (п. 6 ПБУ 3/2006).

Валютный контроль. Какой он теперь?

Корректировки, внесенные в ФЗ, устанавливают, кто именно является резидентом государства. Это любой гражданин. Раньше в законе было указано, что лицо, проживающее в другом государстве более года, утрачивает рассматриваемый статус. Если же гражданин приезжал в страну, он сразу получал тот же самый статус. В старой версии были указаны обязанности валютного регулирования. В 2018 году они остались прежними. За нарушение обязанностей предусмотрен штраф размером 1000 рублей.

  • Освобождение от ограничений. Установлен новый срок для проживающих в иных странах. Составляет он 183 суток. Если человек находится в другом государстве на протяжении 183 дней, не требуется направлять в ФНС уведомление об открытии счета в учреждениях иной страны. Также лица не обязаны направлять отчеты о движении средств по этим счетам. При расчетах не учитывается количество дней пребывания в России. Рассмотрим пример. Человек уехал в другое государство на ПМЖ. Раньше он мог один раз въехать в РФ, и после этого он получал статус валютного резидента. То есть он должен был направлять отчеты в налоговую. После изменений приезжий также получает статус валютного резидента, однако он не обязан направлять в ФНС отчеты о своих счетах в иностранных государствах.
  • Увеличение перечня позволенных валютных операций. То есть расширен список случаев, когда человек может получить средства от нерезидента на свой счет за рубежом.

Рассмотрим изменения в нормативных актах на примере. Человек может продать свою иностранную недвижимость и перевести полученные деньги на зарубежный счет. Ранее полученные средства можно было поместить только на отечественный счет. Рассматриваемая привилегия предоставляется только тогда, когда страна расположения реализуемого объекта соответствует этим условиям:

  • Участие в ОЭСР или ФАТФ.
  • Наличие подписанного документа об обмене сведениями.
  • Альтернативный вариант – наличие обоюдного договора об обмене.

Счет, на который переводятся средства, должен быть расположен на территории, являющейся местоположением реализуемого объекта. Аналогичные правила актуальны при реализации ТС (авто, самолеты).

Если государство, в зоне которого расположены объекты продажи, не включено в приведенный перечень, полученные средства можно помещать в уполномоченном банке. Что собой представляет такое учреждение? Это субъект, основанный в соответствии с нормативными актами РФ. У него также должна быть лицензия на соответствующие операции.

К СВЕДЕНИЮ! Нововведения Федерального Закона вступили в силу 1.01.18.

Кто ведет учет валюты?

Учет валюты ведут участники валютных операций, по закону имеющие на них право. Валютные операции между резидентами и нерезидентами могут проводиться неограниченное количество раз, а между резидентами они запрещены.

Читайте так же:  Место проведения камеральной налоговой проверки

Существуют, однако, и исключения из этого правила. К примеру, разрешены:

  • переводы валюты от резидента к резиденту или на счетах одного и того же резидента, если они открыты за границей;
  • с участием резидентов и уполномоченных банков;
  • расчеты и оплата услуг в валюте при международных перевозках;
  • операций с внешними ценными бумагами на торгах;
  • расходы по командировкам за пределы РФ и др.

Об этом говорится в ст. 6, 9 ФЗ-173.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Наказания за проступки в сфере валют

За осуществление сделок, которые запрещены нормативными актами, следуют эти наказания:

  • Лишение лицензии.
  • Приостановка деятельности.

Самое распространенное нарушение – это сокрытие доходов от реализации или экспорта выручки. Административные нарушения наказываются в соответствии со статьями 15.25, 19.4 и 19.7 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от конкретного проступка, статуса лица (ЮЛ или ФЛ).

Что представляет собой валютный контроль в РФ

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.
Читайте так же:  Срок давности взыскания налоговых штрафов

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Особенности бухгалтерского учета валютных операций

Операции с иностранной валютой имеют определенную учетную специфику. Она может представлять сложность для бухгалтера, особенно если подобные операции осуществляются редко или впервые. Мы постараемся доступно рассказать, как, кем, с помощью каких проводок ведется такой учет, в чем его сложность, на что стоит обратить внимание при формировании учетных данных.

Нормативная база по учету валюты в РФ достаточно обширна. В первую очередь бухгалтеру следует обратить внимание на три документа: ФЗ-402 от 06/12/11 «О бухучете», ФЗ-173 от 10/12/03 «О валютном регулировании и контроле» и ПБУ 3/2006 о правилах учета объектов БУ, оцененных в иностранной валюте.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Паспорт сделки

С 1.03.18 сделки по валютным соглашениям требуется оформлять по другим правилам. В частности, паспортов больше не требуется. Заменены они на учет контрактов. Ведется он банковскими учреждениями по контрактам по суммам свыше 3 миллионов рублей.

Однако у банка могут возникнуть обоснованные подозрения в законности сделки. Учреждение может запросить бумаги по сделке даже в том случае, если ее сумма меньше 3 миллионов рублей. Для операций на сумму 200 000 рублей бумаг вообще не требуется. Также не нужно платить комиссию за сопутствующий контроль.

Для регистрации договора нужно направить в банк данные о контракте, а также реквизиты. Процедура занимает сутки. Банк не может отказать в оформлении, если им была получена вся нужная информация.

Какие преимущества дают поправки

Нововведения дали определенные удобства пользователям закона. Смягчились положения, касающиеся лиц, проживающих за рубежом большую часть времени. Люди, проживающие в ином государстве более 183 дней в год, теперь свободны от ограничений законов. Они могут въезжать в страну любое количество раз.

Нововведение сделало возможным перевод денег в валюте на счета резидентов. Предполагается, что эти средства получены от нерезидентов по соглашению о реализации ТС и объектов, расположенных в странах ОЭСР или ФАТФ. Эти плюсы позволяют увеличить круг возможных операций.

Преимущества предоставлены лицам, работающим в других государствах.

В частности, они могут получать зарплату в валюте. Однако выдаваться она может только через уполномоченные учреждения.

Одновременно с нововведениями РФ подписала договор об обмене финансовыми сведениями. В соглашении этом участвует более 80 государств.

Российское валютное регулирование подстраивается под мировые стандарты. Нормативные акты изменяются таким образом, чтобы все валютные операции стали максимально прозрачными. Принимаются меры по предупреждению появления офшоров. Нововведения позволяют сформировать препятствия к сокрытию доходов. Все поправки обусловлены интересами жителей страны, которые проживают на территории других государств.

К СВЕДЕНИЮ! Либеральность законов в области валютного регулирования обеспечивает приток иностранного капитала.

Учет и проводки

Одним из важных понятий валютного учета выступает курсовая разница. Она появляется при пересчете стоимостной величины активов в валюте, на разные даты, в рубли. По итогам года она относится в доходы (расходы) фирмы. Курсовая разница по вкладам учредителей влияет на объем добавочного капитала и не относится к финансовым результатам. Аналогично учитываются разницы по активам организации, расположенным за рубежом, – в добавочном капитале, если согласно законодательству страны нахождения, был произведен их пересчет. Берется в расчет курс ЦБ на момент пересчета.

Курсовая разница по задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) возникает обычно за счет временного интервала, когда долг зафиксирован в учете и когда он оплачен. Кроме того, она имеет место при пересчете денежных средств в инвалюте по кассе, на банковском счете, согласно нормам валютного законодательства, в рубли.

При составлении отчетности по валютным активам используется рублевый измеритель. Если в стране, где российская организация ведет свою деятельность, требуется сдавать отчетность в валюте, ее также дублируют в валюте.

Бухгалтерский учет валюты предполагает прежде всего наличие счета 52 «Валютный счет», по смыслу аналогичного расчетному рублевому. Субсчета по нему открываются с учетом данных счета: внутри страны и за рубежом. Кроме того, субучет следующего порядка может учитывать активы в зависимости от наименования валюты либо разделять операции на:

  • текущем;
  • транзитном;
  • специальном транзитном счетах.
Читайте так же:  Возврат госпошлины по решению арбитражного суда

Текущий счет предполагает учет выручки в валюте, процентов банка, прочих обычных валютных операций, разрешенных законом. Транзитный счет специального назначения открывается уполномоченным банковским учреждением самостоятельно, для клиента. На нем учитывается покупка и продажа валюты.

Обычный транзитный счет в валюте ведется в настоящее время для отражения на нем средств, по которым в банк еще не поступила информация, подтверждающая их «происхождение», отношение к определенному законному соглашению.

В валютных операциях изредка может участвовать счет 55, если речь идет о валюте на аккредитивах, депозитах, других формах платежа, кроме векселя. На счете 57 законодатель позволяет отражать валютные суммы для продажи, рубли для покупки валюты до момента приобретения и пр.

Наиболее часто употребляются в валютном учете такие проводки:

  • Д50 (52) К52 (50) – получение валюты в кассу и возврат ее в банк.
  • Д71 (50) К50 (71) – получение «подотчетником» валюты из кассы и возврат неиспользованного остатка.
  • Д52 К62, 66, 67, 76 и др. – получение валюты на счет от покупателей, в виде займа, прочие поступления.
  • Д57 К52, Д51 К57 – перевод валюты и выручка от продажи валюты, зачисленная на расчетный счет.
  • Д57 К51, Д52 К57 – «обратная» операция по покупке валюты за рубли и перечисление ее на валютный счет.
  • Д91(57) К57(91) – фин. результат от операций с валютой.
  • Д60, 66, 67, 76 и др. К52 – оплата валютой поставщикам, платежи по займам, прочим операциям с контрагентами.

Рассмотрим сказанное на условном примере. Юрлицо продает 1100 долл. США банку по курсу 63 руб./долл. На момент продажи курс 64 руб./долл.
Комиссия банковского учреждения составляет 1300 руб.

  • 1100 * 63=69300 руб.
  • 1100 * 64=70400 руб.
  • Д57 К52 — 70400,00 — списаны средства с валютного счета.
  • Д51 К57 — 69300,00 — зачислены средства за проданную валюту.
  • 64 — 63 = 1
  • 1 * 1100 = 1100 руб.
  • Д91 К57 — 1100,00 — минусовая курсовая разница по продаже.
  • Д91 К51 — 1300,00 — оплачена банковская комиссия.

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии со статьей 4 Закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и федеральных законов, принятых в соответствии с ним.

Следует обратить внимание, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

· устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы;

· отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или улучшающие положение резидентов и нерезидентов иным образом, могут иметь обратную силу;

· подлежат официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»). Неопубликованные акты не применяются.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Органами валютного регулирования согласно статье 5 Закона №173-ФЗ являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Также не допускается требование о предварительной регистрации счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках на территориях иностранных государств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 5 статьи 15 Закона №173-ФЗ.

Валютные операции на основании статьи 6 Закона №173-ФЗ осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Исключение составляют валютные операции, предусмотренные статьями 7, 8 и 11 данного закона. Но установленные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статьей 7 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты могут предоставлять нерезидентам отсрочку платежа, и сроки, на которые такая отсрочка предоставляется.

Валютными операциями в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ признаются:

· приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

· приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

· перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

· перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ. В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Читайте так же:  Расчет налога на роскошь калькулятор

Статьей 15 Закона №173-ФЗ установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

В соответствии со статьей 16 Закона №173-ФЗ в случаях, установленных данным законом резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании, причем применительно к одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день ее внесения. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования, установлен Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 года №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона №173-ФЗ обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

§ получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

§ возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ.

Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.

Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

§ проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

§ проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

§ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

ü Правительством Российской Федерации — для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;

ü ЦБ РФ — для представления уполномоченным банкам.

Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

§ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

§ документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

§ уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

§ регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом №173-ФЗ;

§ документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

§ документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

§ документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

§ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;

§ документы, подтверждающие совершение валютных операций;

§ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.

Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

· осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

Читайте так же:  Ставка налога на землю сельхозназначения

· представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.

§ знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

§ обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

§ на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

§ представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;

§ вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

§ выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Санкт-Петербург, бизнес-центр «Мариинский», набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Продолжительность:

26-28 Февраля 2020 с 10:00 до 17:00 (Посмотреть другие даты)

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично трансформирующуюся систему, в которой постоянно происходят изменения структурного, содержательного и нормативно-правового характера. Это создает немало трудностей и вопросов в повседневной деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей, повышает вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъектов внешнеэкономических отношений.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с государственным регулированием валютного регулирования и валютного контроля;
  • изучат порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям;
  • рассмотрят порядок постановки и снятия с учета контрактов;
  • ознакомятся с органами и агентами валютного контроля;
  • изучат арбитражную практику по вопросам валютного регулирования, валютного контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рассмотрят административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  • изучат нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций;
  • ознакомятся с особенностями налогообложения участников внешнеэкономической деятельности;
  • изучат порядок налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ;
  • научатся применять изученные материалы на практике;
  • получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.

Программа:

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Третий день.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Преподаватель:

ПЛАВИНСКАЯ Галина Алексеевна

Документ по окончании обучения:

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 35 800 рублей, в ONLINE — 28 600 рублей.

Источники

Валютное законодательство и валютный контроль в бухгалтерии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here