Валютное законодательство республики беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 июля 2003 года №226-З

О валютном регулировании и валютном контроле

(В редакции Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 г. №137-З, 05.01.2008 г. №317-З, 03.06.2009 г. №22-З, 14.06.2010 г. №132-З)

Принят Палатой представителей 25 июня 2003 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года

Настоящий Закон устанавливает основы валютного регулирования и валютного контроля в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия:

1. Валютное регулирование — деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

2. Валютный контроль — деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

3. Валютные ценности:

платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

ценные бумаги в иностранной валюте;

белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;

ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

4. Иностранная валюта:

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

5. Ценные бумаги в иностранной валюте:

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте.

6. Ценные бумаги в белорусских рублях:

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях;

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Валютное регулирование и валютный контроль

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З, рег. номер в НРПА 2/978 от 25 июля 2003 г. (с учетом изменений от 05.01.2016)

Валютное регулирование

Проведение валютных операций

Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178, рег. номер в НРПА 1/9574 от 28 марта 2008 г. (с учетом изменений от 22.12.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101, рег. номер в НРПА 8/21279 от 5 августа 2009 г. (с учетом изменений от 30.05.2019)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8, рег. номер в НРПА 5/29682 от 5 мая 2009 г. (с учетом изменений от 01.06.2019)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 г. № 1483/22, рег. номер в НРПА 5/34720 от 9 ноября 2011 г. (с учетом изменений от 22.09.2017)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72, рег. номер в НРПА 8/10973 от 13 мая 2004 г. (с учетом изменений от 19.12.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612, рег. номер в НРПА 8/33673 от 20 декабря 2018 г. (подпункт 1.3 пункта 1 утратил силу с 1 июня 2019 г. (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 212/5, рег. номер в НРПА 5/46311 от 29 марта 2019 г.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. № 514, рег. номер в НРПА 8/30398 от 28 ноября 2015 г. (с учетом изменений от 25.04.2018)

Закон РБ О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 21. Полномочия Национального банка как органа валютного регулирования

Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

Читайте так же:  Требования к акту выездной налоговой проверки

устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;

устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;

определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и Президентом Республики Беларусь;

в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 июля 2003 года №226-З

О валютном регулировании и валютном контроле

(В редакции Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 г. №137-З, 05.01.2008 г. №317-З, 03.06.2009 г. №22-З, 14.06.2010 г. №132-З, 12.07.2013 г. №51-З, 05.01.2016 г. №355-З)

Принят Палатой представителей 25 июня 2003 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года

Настоящий Закон устанавливает основы валютного регулирования и валютного контроля в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия:

1. Валютное регулирование — деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

2. Валютный контроль — деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

3. Валютные ценности:

платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

ценные бумаги в иностранной валюте;

белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;

ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь;

платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

4. Иностранная валюта:

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

5. Ценные бумаги в иностранной валюте:

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте.

6. Ценные бумаги в белорусских рублях:

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях;

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях.

физические лица — граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

С 1 марта 2019 года в Республике Беларусь действуют новые правила валютного регулирования

1 марта 2019 года вступает в силу постановление Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее – Постановление № 612), которым предусмотрен ряд мер, направленных на либерализацию валютных отношений и дедолларизацию экономики Республики Беларусь.
Постановлением № 612 были изменены:

3. Банки смогут взимать вознаграждение (плату) при осуществлении банковских и иных операций только в белорусских рублях.
Исключение установлено для производимых банком взиманий и выплат, которые могут осуществляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте:

  • процентов за пользование кредитом, предоставленным (полученным) в иностранной валюте;
  • процентов по денежным средствам, находящимся на текущих (расчетных) банковских счетах в иностранной валюте, во вкладах (депозитах) в иностранной валюте;
  • вознаграждения (дисконта) по аккредитиву, гарантии (контргарантии), инкассо, банковскому платежному обязательству, финансированию под уступку денежного требования (факторингу), векселю при условии осуществления указанных операций в иностранной валюте;
  • вознаграждения (платы) по переводам в иностранной валюте в пользу нерезидентов.
Читайте так же:  Срок проверки валютного контроля

4. Отменена обязанность получать разрешение Нацбанка на совершение валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций — резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований).

5. Отменена обязанность физических лиц – резидентов получать разрешение Нацбанка на открытие счета в иностранной валюте и белорусских рублях в банках-нерезидентах.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Исключена возможность выдачи Нацбанком разрешений на проведение расчетов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь.
Разрешения на использование иностранной валюты в расчетах между резидентами, выданные ранее, прекращают действие с 1 марта 2019 г.

Валютное законодательство для субъектов валютных операций

Вопросы валютного регулирования, связанные с правомерностью расчетов в иностранной валюте, возможностью изменения валюты обязательства, порядком проведения валютных операций, всегда вызывали неподдельный интерес со стороны субъектов хозяйствования.

Изменение валюты обязательств

В Правилах № 72 закреплен порядок изменения валюты обязательств. Если речь идет об экспортно-импортных операциях, разрешено менять валюту обязательств с белорусских рублей на иностранную валюту и наоборот, т.е. в данном случае ограничений нет. Определенные ограничения установлены при совершении валютных операций (кроме валютных операций по экспорту, импорту) между резидентом (кроме банка по банковской операции) и нерезидентом, между резидентами (кроме банков по банковским операциям), при совершении банковских операций между банком и резидентом. Данные ограничения можно было преодолеть путем получения разрешения Национального банка. Однако с 01.03.2019 возможность получения разрешения Национального банка исключена.

Текущие валютные операции

В соответствии с частью второй ст. 4 Закона валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Взаимоотношения с банком: вознаграждение, плата, проценты

Банкам необходимо обратить внимание: вознаграждение (плата) с субъектов валютных операций – резидентов, а также с физических лиц при осуществлении банковских и иных операций будет производиться только в белорусских рублях. Как видим, только в отношениях с субъектами валютных операций – нерезидентами для банков не установлены ограничения.

Правилами № 72 установлены следующие исключения. Допускаются взимание, выплата банком в иностранной валюте:

  • процентов за пользование кредитом, предоставленным (полученным) в иностранной валюте;
  • процентов по денежным средствам, находящимся на текущих (расчетных) банковских счетах (далее – текущий (расчетный) счет) в иностранной валюте, во вкладах (депозитах) в иностранной валюте;
  • вознаграждения (дисконта) по аккредитиву, гарантии (контргарантии), инкассо, банковскому платежному обязательству, финансированию под уступку денежного требования (факторингу), векселю при условии осуществления указанных операций в иностранной валюте;
  • вознаграждения (платы) по переводам в иностранной валюте в пользу нерезидентов.

Порядок совершения валютных операций, связанных с движением капитала

В настоящее время субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

  • на основании разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в п. 18 Правил № 72;
  • без разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в ст. 10 Закона;
  • в уведомительном порядке – валютные операции, указанные в п. 20 Правил № 72.

Согласно постановлению № 612 субъекты валютных операций – резиденты при совершении валютных операций, указанных в п. 18 Правил № 72, вместо получения разрешения Национального банка будут совершать их в регистрационном порядке. Это существенное послабление субъектам валютных операций, которое значительно упростит ведение бизнеса с нерезидентами.

Приобретение недвижимости за пределами Республики Беларусь

С 01.03.2019 в регистрационном порядке субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) будут осуществлять валютные операции, связанные с движением капитала, предусматривающие приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, в т.ч. на основании договоров, предусматривающих создание объектов долевого строительства, за исключением перемещаемого имущества, приравненного к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами.

Справочно
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь к недвижимым вещам также приравниваются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты.

Таким образом, приобретение вертолета, подлежащего государственной регистрации и, соответственно, относящегося к недвижимому имуществу, за пределами Республики Беларусь не будет считаться приобретением недвижимости за пределами Республики Беларусь.

Получение кредитов и (или) займов

Получение любого кредита или займа от нерезидента является валютной операцией, связанной с движением капитала (об этом свидетельствует анализ ст. 4-7 Закона).
С 01.03.2019 получение любого кредита или займа от нерезидента независимо от размера процентной ставки, наличия дополнительных платежей, места регистрации кредитодателя (заимодавца) и т.п. будет осуществляться в регистрационном порядке.

Расчеты с нерезидентом на основании договора перевода долга или уступки права (требования)

Действующая редакция Правил № 72 содержит подп. 18.11 п. 18, согласно которому разрешение Национального банка требуется, например, в следующих ситуациях:

  • если между субъектом валютных операций – резидентом и нерезидентом заключен договор перевода долга, по которому должник (резидент) принимает на себя долг нерезидента перед другим нерезидентом. Должник (резидент) осуществляет новому должнику (нерезиденту) платеж в размере принятого на себя долга;
  • между субъектом валютных операций – резидентом и нерезидентом заключен договор уступки права (требования), по которому кредитор (нерезидент) уступает новому кредитору (резиденту) право (требование) платежа с должника. Новый кредитор (резидент) возмещает кредитору (нерезиденту) сумму уступленного права (требования).

Необходимо отметить, что формулировка подп. 18.11 п. 18 Правил № 72 вызывала многочисленные вопросы на практике как со стороны банков, так и со стороны клиентов.
С 01.03.2019 подп. 18.11 п. 18 Правил № 72 исключается, т.е. данные операции будут проводиться в уведомительном порядке.

Порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, банками

С 01.03.2019 банки будут осуществлять валютные операции, связанные с движением капитала, в трех режимах:

  1. на основании специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности, выдаваемых Национальным банком, – валютные операции, являющиеся банковскими;
  2. без разрешения Национального банка, соблюдения регистрационного или уведомительного порядка – валютные операции, указанные в абзацах втором-девятом, одиннадцатом и двенадцатом части пятой ст. 10 Закона;
  3. в уведомительном порядке – иные валютные операции.

Из Правил № 72 исключаются нормы, обязывающие банки получать разрешение Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.

Читайте так же:  Многодетные платят налог на имущество

Валютные операции между субъектами валютных операций – резидентами и субъектами валютных операций – нерезидентами

Расчеты в иностранной валюте между субъектами валютных операций – резидентами

Постановление № 612 излагает главу 5 Правил № 72 в новой редакции. Не будем перечислять все разрешенные случаи использования иностранной валюты. Обратим внимание лишь на следующее.

3. Исключается возможность расчетов:

  • при выплате денежных сумм в иностранной валюте, причитающихся субъектам валютных операций – резидентам и поступивших на счета коллегий адвокатов из-за пределов Республики Беларусь;
  • при приеме патентным поверенным иностранной валюты для уплаты патентных пошлин.

4. Сужается возможность расчетов в сфере страхования. Если по действующей редакции Правил № 72 допустимы расчеты по целому ряду оснований в рассматриваемой сфере, то с 01.03.2019 разрешены расчеты исключительно по договорам перестрахования в случаях, когда по договорам страхования (сострахования), требующим в соответствии с законодательством Республики Беларусь о страховании их дальнейшей передачи в перестрахование, расчеты в иностранной валюте разрешены.

5. Действующее валютное законодательство разрешает расчеты при внесении в депозит нотариуса или депозит суда в случаях, установленных законодательством, а также при выплате иностранной валюты с депозита нотариуса или депозита суда кредитору, если использование иностранной валюты в отношениях между должником и кредитором предусмотрено законодательством.

С 01.03.2019 данный перечень расширяется и разрешены расчеты при проведении валютных операций, связанных:

  • с перечислением (возвратом) иностранной валюты в (с) депозит(а) нотариуса, суда, органа принудительного исполнения или органа уголовного преследования, если использование иностранной валюты в отношениях между должником и кредитором предусмотрено законодательством;
  • с залогом, изъятием, арестом, конфискацией, обращением в доход государства иным способом иностранной валюты;
  • с перечислением (возвратом) иностранной валюты по решению органов уголовного преследования;
  • с перечислением (возвратом), взысканием иностранной валюты на основании исполнительных документов по неисполненным денежным обязательствам плательщика, выраженным в иностранной валюте.

6. С 01.03.2019 разрешены расчеты между субъектами валютных операций – резидентами при возврате иностранной валюты: не только ошибочно и (или) излишне перечисленной (переданной), но и взысканной.

7. Постановлением № 612 разрешены расчеты в иностранной валюте при осуществлении платежей между Министерством финансов Республики Беларусь и Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, но только в соответствии с международными договорами (соглашениями), предусматривающими выплату пенсий и пособий в иностранной валюте.

8. Из Правил № 72 исключается возможность расчетов в иностранной валюте:

  • при внесении налогов, сборов (пошлин) и обязательных платежей в бюджет (республиканский, местный), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды в случае если возможность уплаты их в иностранной валюте предусмотрена законодательными актами;
  • при расчетах между субъектами валютных операций – резидентами, являющимися подрядчиками и субподрядчиками, по договорам, предусматривающим выполнение строительных и иных специальных монтажных работ за пределами Республики Беларусь;
  • при расчетах, осуществляемых на основании разрешений Национального банка.

9. В случаях, когда в отношениях между субъектами валютных операций – резидентами разрешено использование иностранной валюты, она может использоваться не только при уплате неустойки (штрафа, пени) либо возмещении убытков, но и процентов за пользование чужими денежными средствами, если это предусмотрено документами, являющимися основанием для проведения расчетов.

10. При проведении валютных операций между субъектами валютных операций – резидентами используется иностранная валюта, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком.

Переходные положения

4. По облигациям резидентов, номинированным в иностранной валюте, выпуск которых зарегистрирован в Республике Беларусь по 21.12.2018 включительно, использование иностранной валюты допускается до полного исполнения обязательств эмитентом.

5. По валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым ранее на основании разрешений Национального банка и переводимым в регистрационный порядок их проведения, сроки по которым не истекли и обязательства не исполнены, субъекты валютных операций – резиденты обязаны в установленном порядке зарегистрировать сделки в течение шести месяцев с даты вступления в силу постановления № 612 (последний день – 02.09.2019 включительно).

Разрешения по валютным операциям, связанным с движением капитала, не переводимым в регистрационный порядок их проведения, утрачивают силу с 01.03.2019. Разрешения по валютным операциям, связанным с движением капитала, переводимым в регистрационный порядок их проведения, прекращают действие с даты регистрации сделки в установленном порядке.

По валютным операциям, связанным с получением кредитов и (или) займов, осуществляемым ранее в уведомительном порядке, по которым обязательства не исполнены, субъекты валютных операций – резиденты обязаны в установленном порядке зарегистрировать сделки в течение шести месяцев с даты вступления в силу постановления № 612 (последний день – 02.09.2019 включительно).

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Общие правила

В первую очередь необходимо акцентировать внимание на терминологии Закона, поскольку валютное законодательство Республики Беларусь, как правило, использует термины в значениях, установленных Законом.

Так, под резидентами Республики Беларусь понимаются следующие категории лиц:

  • физические лица — граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
  • филиалы и представительства этих юридических лиц — резидентов, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
  • дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
  • Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

В свою очередь, под нерезидентами Республики Беларусь понимаются следующие категории лиц:

  • физические лица — иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
  • дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • международные организации, их филиалы и представительства;
  • филиалы и представительства юридических лиц — нерезидентов и организаций, не являющихся юридическими лицами, указанных выше, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Читайте так же:  Оформить декларацию 3 ндфл

Валютные операции в Республике Беларусь в некоторых пределах вправе осуществлять как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Точная квалификация валютных операций имеет важное значение, поскольку она непосредственно связана с режимом осуществления валютных операций.

Так, если валютная операция является текущей, то она осуществляется между резидентами и нерезидентами без ограничений. Для «капитальных» валютных операций белорусским законодательством установлен особый режим проведения.

Осуществление капитальных валютных операций физическими лицами

На проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами — резидентами Республики Беларусь (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц — резидентов, непрерывно проживающих (находящихся) за пределами Республики Беларусь более одного года) разрешение Национального банка требуется только в случаях, указанных в таблице.

Копии документов, указанных в таблице, должны быть удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств (легализованы или проставлен апостиль), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Представляемые копии документов должны сопровождаться надлежащим образом освидетельствованным переводом на русский либо белорусский язык.

В каждом из данных случаев дополнительно прилагается копия документа, являющегося основанием для проведения соответствующей сделки. К документу прилагаются имеющиеся на дату обращения в Национальный банк дополнения и приложения (при их наличии).

Иные валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются физическими лицами Республики Беларусь без разрешений Национального банка.

Текущие валютные операции

В соответствии с Законом текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

Перечень текущих валютных операций в Республике Беларусь является исчерпывающим.

Анализ валютного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Анализ валютного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Основополагающим документом в области валютного за­конодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации является закон «О валютном регули­ровании и валютном контроле», на основе которого организу­ется и проводится валютная политика.

Кроме данного документа, имеется ряд других законов, на основе которых в рассматриваемых государствах проводится валютная политика. В таблице 1 приведен перечень валютного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Из анализа таблицы 1 можно сделать вывод, что в каждом из представленных государств имеется комплект законов, опре­деляющих валютную политику государства. При этом осново­полагающим законом у всех государств является закон «О ва­лютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, имеется ряд законов, которые в своих положениях опираются на закон «О валютном регулировании и валютном контроле». На рисунке 1 представлена декомпозиция законов с точки зре­ния типовых и уникальных элементов.

Из анализа рисунка 1 можно сделать вывод, что Республика Казахстан и Российская Федерация опираются на три типовых законодательных акта, Республика Беларусь — на два типовых законодательных акта, которые определяют валютную поли­тику рассматриваемых стран. Но при этом в каждой стране имеются и собственные уникальные законы, которые также относятся к сфере проведения валютной политики. В целом законодательная база рассматриваемых государств не является гармонизированной на уровне законодательных актов.

При этом даже в типовых законах рассматриваемых стран имеются существенные отличия, касающиеся валютной по­литики данных государств, что подтверждается проведенным ниже анализом.

Из анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что в типовых законах «О Совете Министров Республики Беларусь», «О Пра­вительстве Республики Казахстан» и «О Правительстве Рос­сийской Федерации» имеются достаточно принципиальные различия в определении полномочий органов исполнитель­ной власти по проведению финансовой, экономической по­литики, а также по валютному регулированию и валютному контролю.

Только в законе Российской Федерации в прямом виде ука­зано, что Правительство осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. В Республике Беларусь и Республике Казахстан данное положение не является четко выраженным.

Анализ законов: «Банковский кодекс Республики Беларусь», «О Национальном банке Республики Казахстан», «О Централь­ном банке Российской Федерации» показывает большую несо­гласованность в задачах, целях и функциях банковской системы рассматриваемых стран в вопросах участия в валютной поли­тике (таблица 3).

Из анализа таблицы 3 можно сделать вывод, что в задачах Национальных банков Республики Беларусь и Республики Казахстан наблюдаются существенные различия, при этом в Российской Федерации в законе «О Центральном банке Рос­сийской Федерации» задачи Центрального банка в явном виде не определены.

Необходимо отметить, что цели Национального банка Ре­спублики Беларусь и Центрального банка Российской Феде­рации обладают высокой степенью корреляции и совпадают в большинстве положений. Перед Национальным банком Ре­спублики Казахстан поставлена только основная цель, которая заключается в обеспечении стабильности цен.

В функциях Национальных банков Республики Беларусь и Республики Казахстан и Центрального банка Российской Федерации также наблюдаются значительные противоречия, но есть и общие моменты — они все не подчинены правитель­ствам своих государств, которые в свою очередь ограничены в возможностях свободного распоряжения золотовалютными ресурсами.

Согласование общих подходов к регулированию валютной политики встречает определенные препятствия, связанные, в частности, с не вполне рыночной структурой экономики Бе­ларуси. Для решения этой проблемы для Беларуси предусма­триваются удлиненные сроки введения в действие тех или иных положений договоров. Однако это, естественно, отсрочивает внедрение этих положений в странах ТС и ЕЭП в целом, что может негативно отразиться на сроках образования интегра­ционного объединения «Евразийский экономический союз».

Конечной целью согласования валютной политики в стра­нах ТС и ЕЭП, по смыслу перечисленных многочисленных правовых актов, является образование валютного союза.

При сохранении сложившегося качества и механизмов интеграционного процесса прогнозируется невыполнение определенных договоренностей в сфере согласования вопросов валютного регулирования, прежде всего, в силу следующих причин:

-частого несоблюдения сроков выполнения и объемов обя­зательств, вытекающих из заключенных соглашений;

-отсутствия механизмов побуждения сторон к выполнению обязательств по заключенным соглашениям, провозглашения принципа добровольности в качестве краеугольного камня сотрудничества;

— «перекрестного» («налагающегося») регулирования, веду­щего к загромождению правовой сферы сообществ;

-гипертрофирования суверенитета государств-членов в ин­тересах национальных бизнес-элит;

-отсутствия механизмов обмена информацией, а не только по мотивированному запросу (при этом следует четче ори­ентироваться на международную практику в сфере обмена информацией, в том числе для целей валютного контроля и налогообложения);

-чрезмерной бюрократизации, излишних госзатрат при создании общих органов: в каждом межгосударственном со­обществе создаются органы парламентского сотрудничества, сотрудничества органов исполнительной власти, центральных банков, органов специальной компетенции и т.д.;

-недостаточного учета и анализа теоретических основ и об­щих принципов международного права, в том числе практики исполнения правового регулирования международных догово­ров Российской Федерации (Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 27.03.2012 года № 8-П практиче­ски признал незаконным временное применение Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 года, в связи с отсутствием его офици­ального опубликования в установленном порядке).

Читайте так же:  Возврат налога за дополнительное обучение ребенка

В этой связи необходимо проводить регулярную оценку реализации согласованных решений.

В целом очевидно, что работа в рассматриваемой обла­сти нуждается в улучшении, прежде всего, на основе учета того лучшего, что есть в валютно-финансовом регулировании в мире, в том числе в интеграционном объединении «Европей­ский союз».

Таблица 1. Перечень валютного законодательства

Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации

Классификация валютных операций в законодательстве республики Беларусь

«Международные банковские операции», 2009, N 2

В соответствии с законодательством Республики Беларусь валютные операции в стране между резидентами и нерезидентами делятся на две категории — текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В настоящей статье рассматриваются соответствующие нормы белорусского законодательства и подробно рассказывается о совершении этих операций.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу валютных отношений в Республике Беларусь, являются Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Беларусь от 29.06.2006 N 137-З, от 05.01.2008 N 317-З) (далее — Закон) и Правила проведения валютных операций, утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72.

Валютные операции, связанные с движением капитала

В соответствии с Законом валютными операциями, связанными с движением капитала, в Республике Беларусь являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами:

Как видно, перечень капитальных валютных операций в Республике Беларусь не является исчерпывающим, поэтому действует следующее правило: все, что не является текущей валютной операцией, является валютной операцией, связанной с движением капитала.

Субъекты валютных операций — резиденты Республики Беларусь осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

  • на основании разрешений Национального банка, выдаваемых в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 N 15. Разрешение выдается до осуществления валютной операции в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в Национальный банк на бесплатной основе;
  • без разрешений Национального банка, то есть фактически в режиме текущих валютных операций;
  • в уведомительном порядке, то есть с представлением в банк по факту осуществления валютной операции оформленного резидентом Республики Беларусь документа по установленной форме. Для осуществления таких валютных операций нерезидентами Республики Беларусь получения разрешений Национального банка не требуется.

Особый режим проведения капитальных валютных операций установлен для каждой из следующих категорий резидентов Республики Беларусь:

  1. физических лиц;
  2. банков;
  3. иных субъектов валютных операций.

Далее будут рассмотрены эти режимы.

Осуществление капитальных валютных операций субъектами хозяйствования

Субъекты валютных операций — резиденты Республики Беларусь (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие:

  1. приобретение у нерезидентов Республики Беларусь акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента Республики Беларусь;
  2. приобретение у нерезидента Республики Беларусь ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
  3. приобретение резидентами Республики Беларусь в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
  4. расчеты, осуществляемые резидентом Республики Беларусь в пользу нерезидента Республики Беларусь, по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему получение субъектом валютных операций — резидентом Республики Беларусь (кроме банка) объекта финансовой аренды (лизинга) в срок, превышающий 180 дней с даты осуществления первоначальной оплаты;
  5. размещение резидентами Республики Беларусь денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
  6. предоставление резидентами Республики Беларусь займов на срок более 180 дней;

6.1) расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций — резидента Республики Беларусь (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;

6.2) получение резидентами Республики Беларусь кредитов и (или) займов на срок более 180 дней при наличии хотя бы одного из следующих условий:

6.2.1) процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает уровень, установленный Советом директоров Национального банка. Постановлением от 14.02.2008 N 42 установлены следующие предельные процентные ставки:

  • по кредитам (займам) в долларах США, евро — 14% годовых;
  • по кредитам (займам) в иных валютах — увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату осуществления субъектом валютной операции — резидентом расчета (расчетов) по данной валютной операции (далее — СР + 5);

6.2.2) процентная ставка за просрочку возврата кредита и (или) займа превышает уровень, установленный Советом директоров Национального банка. Постановлением от 14.02.2008 N 42 предельное значение данной процентной ставки установлено на уровне 0,01% за каждый день просрочки;

6.2.3) в договоре между субъектом валютных операций — резидентом Республики Беларусь (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме процентной ставки за просрочку возврата кредита и (или) займа);

6.2.4) сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента Республики Беларусь (кредитополучателя, заемщика) минуя его счет в белорусском банке;

6.2.5) исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

Видео (кликните для воспроизведения).

6.2.6) кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (офшорные зоны). Список офшорных зон установлен Перечнем офшорных зон — государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 N 353; в этот Перечень входят:

Источники

Валютное законодательство республики беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here