Валютный контроль фтс россии

Определен порядок представления органами и агентами валютного контроля в ФТС России и ФНС России документов и информации, связанных с проведением валютных операций

Установлено, в частности, что представление и передача в ФТС России и ФНС России документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляются Банком России (его территориальными учреждениями), уполномоченными банками (их филиалами), государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ее филиалами), а также не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг как агенты валютного контроля представляют в уполномоченные органы валютного контроля, территориальные налоговые органы, территориальные таможенные органы по запросу документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, проводимых с их участием, при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

5 важных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля

каз Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 2 февраля 2016 года упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передал ее функции органа валютного контроляФедеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе .

При подготовки материала к данной статье мы столкнулись с тем, что объем информации относящейся к проверкам валютных операций со стороны ФНС и ФТС – очень велик, и порой функции контролирующих органов дублируются, что приводи к некоторой путанице в понимании вопроса. В связи с этим мы немного задержались с публикацией этой статьи, а материал разбили на две части. Первая часть касается проверок валютных операций таможенными органами, а вторая будет посвящена нарушениям валютного законодательства, выявляемым налоговыми службами. Ссылку на вторую часть смотрите в конце статьи.

В настоящей статье я расскажу о том, как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля. И, могут ли налоговики и таможенники проверять одни и те же положения внешнеторгового контракта.

С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. В предыдущих двух статьях:

мы обсудили важные требования валютного законодательства, при нарушении которых банк обязательно сообщит в налоговую и таможенную службы, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими органами.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

22 июня 2016 года

29 июня 2016 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, 7351; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; 2015, N 27, ст. 3972; N 48, ст. 6716) следующие изменения:

1) в части 6 статьи 20 слова «и агентам» исключить;

а) в части 3 слова «, таможенные органы и налоговые органы» исключить;

б) часть 4 после слов «кредитными организациями» дополнить словами «и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,»;

в) часть 5 после слов «кредитными организациями» дополнить словами «и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Читайте так же:  Проверка налоговая расчет взносов

в абзаце первом слова «и агентами» исключить;

абзац второй признать утратившим силу;

в абзаце третьем слова «и другими агентами валютного контроля» исключить;

в абзаце четвертом слова «таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля» заменить словами «федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля,»;

а) часть 3 изложить в следующей редакции:


«3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком Российской Федерации.»;

б) в абзаце шестом части 5 слова «территориальному подразделению агента валютного контроля,» исключить;

в) в части 8.2 слова «одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля» заменить словами «агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля», после слов «стала известна» дополнить словами «таможенным и налоговым органам и»;

г) часть 13 изложить в следующей редакции:

«13. В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.».

Признать утратившими силу:

1) абзац второй подпункта «б» пункта 2 статьи 74 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711);

2) абзац четвертый пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3101);

3) абзац второй подпункта «б» пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084).

ФТС России и ФНС России — органы валютного контроля

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) устанавливает:

правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;

полномочия органов валютного регулирования;

права и обязанности валютных резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования .

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.
Читайте так же:  Штраф за уклонение от уплаты налогов

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Какие нарушения валютного контроля можно выявить на таможне

Мы выделили 5 важных условий соблюдения валютного законодательства , которые проверяют таможенные органы .

Первое условие — комплектность документов

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. После его отмены 01.03.2018 г. УНК (уникальный номер контракта) и контракт, СПД (справку о подтверждающих документах) и сами документы, которые можно в электронном виде разместить в «Архив декларанта», чтобы не прикладывать каждый раз.

Видео (кликните для воспроизведения).

При экспорте орган ФТС выполняет обязательную проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если отсутствует УНК или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.

При импорте орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и СПД, если УНК и контракт по каким-либо причинам не представлены — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с документами.

Второе условие – репатриация иностранной валюты и рублей

Статья 19 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле » от 10.12.2003 №173-ФЗ налагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность в сроки , предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейсяв соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)за переданные нерезидентам товары .
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары .

Участие таможенников в валютном контроле позволяет выявлять и пресекать нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Пример нарушения: Фирма «Х» заключает контракт на поставку оборудования с зарубежным поставщиков на 10 миллионов долларов, перечисляет аванс 5 миллионов, по факту ввозит через таможню оборудование на один миллион. Истекают сроки поставки, указанные в контракте. Ни 4 миллиона долларов не возвращены в страну, ни оборудования не поставлено. Проверка выясняет, что фирма по указанному в документах адресу не находится, складов в аренде не имеет, документов о продаже оборудования третьему лицу тоже. Таможня передает информацию в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

Третье условие — реальность стоимости

ФТС выявляет схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможня проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.

Четвертое условие – надлежащее зачисление экспортной выручки

Если нарушения условий 2 и 3 в большинстве случаев злонамеренные, то к сокрытию экспортной выручки приводит незнание или непонимание валютного законодательства. Получение информации о сокрытии экспортной выручки происходит в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Например, фирма “Y” в 2016 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. евро, что фиксирует ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. евро. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы “Y” и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. евро поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

Пятое условие – законность преремещения через границу валютных ценностей

ФТС контролирует перемещении через границу валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомы те, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юридических лиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей, чем для «физиков».

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на одного ребенка составляет

! Таможенные органы играют существенную роль в области валютного контроля. Часто информация, полученная при таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений закона РФ в сфере валютных правоотношений.

Как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля

ФТС контролирует валютные операции , связанные:

  • cперемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
  • cввозомтоваровв Российскую Федерацию
  • cвывозомтовараиз Российской Федерации .
  • следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
  • организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям .

Деятельность ФНС , как органа валютного контроля :

  • проведениепровероксоблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентамивалютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля ( за исключениемконтроля за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
  • следит за соответствиемпроводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
  • следит за соблюдениемрезидентами , не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации , и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ .

Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы , в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если Вы совершаете, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продаете, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС) .

Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга , то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно .

Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ .

Меры, принимаемые для предупреждения незаконного вывода средств за рубеж:

1. Введение и развитие электронного документооборота. В 2013 г все декларации на товары в электронном виде стали доступны банкам, т.е уже нельзя принести липовый экземпляр в банк. По данным с 01.2015 до настоящего момента почти в 6 раз уменьшилось сумма авансовых платежей по контрактам без исполнения встречных обязательств.

2. Очень эффективный механизм борьбе с нерепатриацией – это использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер – отказ в совершении валютной операции, расторжение договора банковского счета, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ, дисквалификация должностного лица.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

3. Развитие система категорирования участников ВЭД на основе риско-ориентированного подхода. Идея в том, чтобы распределить участников ВЭД по категориям – высокий риск, средний, низкий. Соответственно для категории низкого риска вводятся процедуры автодекларирования и автовыпуска грузов, а все проверки и контрольные меры сосредоточены на находящихся в категории высокого риска.

Из вышесказанного очевидно что приоритетным направлением работы ФТС при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж.

Ибо предупредить заболевание легче, чем лечить)

Или ищи потом ветра в поле)))

Проявляйте должную осмотрительность, то есть берегите репутацию, как честь – смолоду! Кстати – про должную осмотрительность – есть хороший анализ темы в нашем Обзоре Новинок валютного контроля.

Мы с Вами разобрали 5 основных условий , которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля . Думаю, что это все интересно, но возникают вопросы:

  • Что делать если Вампредъявили претензиик осуществлению валютных операцийналоговые или таможенные органы?
  • Какие аргументы предъявлятьв свою защиту с цельюсвести к нулю штрафы?
  • Как правильно выстроить работу со своими иностранными партнерами, чтобы избежать обвинений в недолжной осмотрительности при выборе контрагента?

Эти вопросы, вместе с вопросами валютного контроля ФНС, мы разберем в специально подготовленном нами Обзоре «НОВИНКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ» №1/2018 . ТОП-10 Нарушений валютного законодательства за которые штрафует налоговая. Как минимизировать риски штрафов и проверок со стороны ФНС.

Если не таможня, то кто тогда?!

Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), без активного участия в этой работе таможенных органов

Справедливость такого положения подтверждает тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последним этапом, когда еще есть реальная возможность предотвратить нарушение законодательства, в том числе валютного.
Понимание этой ситуации послужило основанием для определения при осуществлении валютного контроля функций и полномочий таможенных органов. Уточню, что их компетенция в этой части зафиксирована в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Из него следует, что таможенные органы осуществляют валютный контроль над перемещением товаров через таможенную границу, за исключением периметров свободных таможенных зон; валюты, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными за перемещением через границу товаров и транспортных средств.

Читайте так же:  Тонус возврат подоходного налога

После получения ФТС России статуса органа валютного контроля (указ Президента РФ от 02.02.2016 № 341) и определения компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций в торговом обороте у нас впервые появилась реальная возможность для создания и применения практических технологий контроля. Как следует из указанного документа, руководителем государства Центральному банку РФ и ФТС России поставлена задача «в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие соответствующие механизмы».

В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения внешнеторговых договоров купли-продажи. Как отмечают эксперты, в настоящий момент экономическая ситуация в России соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются негативные тенденции по активизации «бегства» от национальной валюты, сокрытию средств от налогообложения, росту объемов незаконных утечек капиталов за рубеж.

На этом фоне Центробанк и ФТС России приняли решение о разработке в первоочередном порядке системы валютного контроля за поступлением в РФ валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт. При этом действие технологии таможенно-банковского контроля ограничивается поставками товаров по таможенной процедуре экспорта с расчетами в валюте, отличной от валюты РФ.

При этом наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап, связанный с «применением к нарушителям установленных санкций». Напомню, что по действующим на данный момент правилам «в случае непоступления валютной выручки в установленные актами законодательства сроки таможенные органы заводят и принимают к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил».

В рамках валютного контроля

Общеизвестно, что российские таможенные органы играют важную роль в действующей у нас в стране системе валютного контроля. Дело в том, что в международных экономических отношениях значительная часть всех валютных операций связана с перемещением через таможенную границу различного рода материальных и нематериальных объектов.

В этой системе таможенные органы являются одним из главных контролеров перемещения материальных ценностей, а равно и связанных с этим валютных операций. Наличие в их распоряжении первичной достоверной информации, применимой как для таможенных целей, так и для задач валютного контроля, делает таможенные органы одним из основных участников системы валютного контроля.

Здесь следует отметить, что в рамках указанного контроля сами таможенники определяют свою основную цель как «противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ». В результате практической деятельности в некоторых таможнях на сегодня выработаны некие алгоритмы, применение которых позволяет обеспечивать необходимые условия соблюдения норм и правил валютного законодательства при проведении таможенного контроля.

В первую очередь речь идет о комплексности документов. На практике это означает, что, принимая к оформлению пересекающий границу товар, таможня требует от его владельца представить уникальный номер контракта и справку о подтверждающих документах, а также и сами документы, которые можно предъявить, в том числе и в электронном виде.
Согласно установленным правилам при оформлении экспорта и импорта таможня обязательно выполняет проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если все представленные участником ВЭД документы в порядке, то товар выпускается. В то же время в случае продажи товара за рубеж есть еще одно условие – обязательная репатриация полученной за него иностранной валюты.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» участник ВЭД обязан в срок, предусмотренный контрактом, обеспечить «получение от нерезидентов на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты, причитающейся в соответствии с контрактом за переданные нерезидентам товары (репатриация)».

Если в оговоренном в контракте объеме и в установленный документом срок валюта не поступила на банковский счет, то таможня привлекает допустившего такое нарушение участника ВЭД к ответственности по статье 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

Кроме того, существует необходимость соблюдения еще одного правила — реальность заявленной стоимости продаваемого за рубеж товара. Как известно, в последнее время в результате проводимых мер контроля таможня неоднократно выявляла различные схемы вывода валютных средств из РФ, в том числе путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого проводится экспертиза товара на предмет установления его реальной рыночной стоимости.

К сожалению, бывают случаи, когда указанная в контракте цена идущего на экспорт товара существенно превышает среднюю рыночную величину. В таком случае таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения проверочных мероприятий. Получение информации о международных сделках происходит при активном обмене сведениями между банком и таможней. Часто сведения, поступившие в ходе проведения таможенных процедур, становятся причиной для дальнейших проверочных мероприятий, результатом которых нередко становится выявление нарушений законов РФ в сфере валютных правоотношений.

Практика ВЭД показывает, что возникающие у таможни проблемы с незачислением экспортной выручки в большинстве случаев носят злонамеренный характер, который связан с попыткой недобросовестных предпринимателей сокрытия экспортной выручки. Однако такое происходит и из-за непонимания или незнания экспортером правил и нюансов ведения ВЭД в части необходимости соблюдения норм валютного законодательства.

Следует отметить, что благодаря усилиям, в том числе и таможенных органов, потоки незаконно перемещаемой через границу валюты перекрываются. Как признают эксперты, они «уже не такие большие, как были раньше». По их оценкам, за последние три года они уменьшились в 20 раз – с 2,09 млрд до 80,6 млн долларов. Однако нарушения в данной сфере все еще существуют, что подтверждают приведенные ниже примеры.

Если валюта не возвращается

Так, недавно Приволжская оперативная и Нижегородская таможни по факту «проведения валютных операций по переводу денежных средств на банковские счета нескольких нерезидентов, совершенных в особо крупном размере организованными группами на общую сумму 864,1 млн рублей, возбудили два уголовных дела по статье 193.1 УК РФ». Башкортостанская таможня завела уголовное дело по части 3 статьи 226.1 УК РФ по факту «незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС стратегически важных товаров в крупном размере на сумму 115,5 млн рублей».

Читайте так же:  Нулевая отчетность ип усн без работников

В 2018 году отдел валютного контроля Пермской таможни завершил 247 проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ. По их результатам выявлено 258 нарушений на общую сумму 592,73 млн рублей. Возбуждено 187 дел об административных правонарушениях (АП) по статье 15.25 КоАП РФ на сумму 442,72 млн рублей:

— по частям 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушения по репатриации денежных средств – 71 дело;
— по частям 6-6.4 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям – 116 дел.

По фактам нарушения валютного законодательства Пермской таможней в 2018 году наложено штрафов на сумму 760,82 млн рублей. Кроме того, в отношении четырех участников ВЭД она возбудила 10 уголовных дел по факту «уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ с признаками уголовных преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 193 УК РФ на сумму 1,9 млрд рублей».

По результатам проверочных мероприятий соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в 2018 году должностными лицами Ханты-Мансийской таможни возбуждено 55 дел об АП, по которым наложено штрафных санкций на сумму почти 4,3 млн рублей. По рассмотренным делам об АП взыскано штрафов на сумму более 2,9 млн рублей. Это в три раза больше показателя за 2017 год, когда было взыскано 991 тыс. рублей.
Как показывает статистика, основная доля наложенных и взысканных штрафных санкций приходится на дела об АП, возбужденные по фактам невозврата в РФ денежных средств за не ввезенный на территорию нашей страны товар. Например, в прошлом году отдел валютного контроля Смоленской таможни провел 260 проверок, в ходе которых выявили 606 нарушений на сумму около 26 млрд рублей.

По этим фактам по статье 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) возбуждено 276 дел об АП, наложено штрафов на сумму 976 млн рублей. В правоохранительный блок таможни передано 75 материалов с выявленными признаками уголовного преступления, ответственность за которые установлена статьей 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ).
Специалисты отмечают, что имеющее место значительное увеличение количества выявленных нарушений связано как с ростом количества проведенных проверок, так и с повышением качества проводимой таможенными органами аналитической работы, направленной на оптимизацию выбора объектов проверок. Это позволяет существенно улучшить их результативность.

Так, в 2018 году должностные лица Кемеровской таможни провели 104 проверки соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства, в том числе 47 – по экспортным сделкам и 57 – по импортным. В результате был выявлен 141 факт нарушения требований законодательства, сумма денежных средств, ставших предметами правонарушений, составила 1,439 млрд рублей. По ним по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» было возбуждено 194 дела об АП. Нарушителям валютного законодательства назначены административные штрафы на сумму более 224 млн рублей.

Кроме того, Кемеровской таможней возбуждено 6 уголовных дел по статье 193.2 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Основными товарами, по которым были совершены правонарушения: сталь, уголь, запчасти для горношахтного оборудования, лес, пиломатериалы.

При этом в 2017 году практически при таком же количестве проверок кузбасские таможенники выявили 93 случая нарушений валютного законодательства на сумму 140 млн рублей. За аналогичные нарушения было возбуждено 117 дел об АП, наложено штрафов на сумму свыше 8 млн рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

С задачей справляются

На основе приведенных выше фактов можно сделать вывод, что контроль за соблюдением участниками ВЭД валютного законодательства, особенно когда речь идет о репатриации валютной выручки, является важной и неотъемлемой частью реализуемой в нашей стране валютно-денежной политики. Таможенные органы являются активным и эффективным участником данного процесса.

Для достижения поставленной цели они стремятся в полной мере использовать имеющиеся в их арсенале средства экономического и правового воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Это воздействие заключается в стимулировании бизнеса к добросовестному, разумному и ответственному осуществлению валютных операций с нерезидентами. Должно быть понимание и осознание того, что за нарушение установленных в указанной сфере правил и норм неотвратимо последует административная или уголовная ответственность.

Убежден, что наделение в свое время ФТС России статусом органа валютного контроля, а таможенных органов — агента валютного контроля позволило выстроить и в значительной степени реализовать цепочку последовательных действий – от выбора объекта контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскании с них штрафов. В результате таможенным органам удалось в значительной мере компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью недобросовестных участников ВЭД. Прежде всего тех, кто осознанно не соблюдает правила осуществления импортных сделок, которые, как уже отмечал, предполагают обязательную репатриацию иностранной валюты, полученной за реализованный товар.

В настоящее время приоритетным направлением работы таможенных органов при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Клавдий КОРНЯКОВ,
к.э.н., доцент Института права
и национальной безопасности
РАНХиГС при Президенте РФ
«Таможенные новости»

Источники

Валютный контроль фтс россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here