Валютный контроль коммерческие банки

Организация валютного контроля в банке.

Валютный контроль – это осуществление государством надзора за проведениемюридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами-физическими лицами валютных операций, с целью контроля за соблюдением валютного законодательства.

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

К валютным операциям, за которыми осуществляется валютный контроль в Российской Федерации, относятся:

ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и/или ценных бумаг в иностранной валюте, выпущенных не на территории РФ (далее — валютных ценностей), рублей РФ и ценных бумаг в рублях РФ и выпущенных в РФ;

перевод иностранной валюты, рублей РФ, ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

• перевод нерезидентом рублей РФ, ценных бумаг со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

• Операции между резидентами:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

• Операции между резидентами и нерезидентами:
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, рублей РФ, ценных бумаг в рублях РФ и выпущенных в РФ на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, рублей РФ и обозначенных ценных бумаг в качестве средства платежа;

• Операции между нерезидентами:
приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг в рублях РФ и выпущенных в РФ на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и данных ценных бумаг в качестве средства платежа;

Государство осуществляет функции валютного контроля с помощью Органов валютного контроля и Агентов валютного контроля.

Органы валютного контроля — Центральный банк РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время –Росфиннадзор).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Российские кредитные организации (банки), имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также филиалы иностранных кредитных организаций, действующие на территории РФ имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (далее – уполномоченные банки) являются агентами валютного контроля.

Уполномоченные банки, в рамках выполнения функций агентов валютного контроляИМЕЮТ ПРАВО:

1. Проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

2. Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

3. Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

• представлять органам и агентам валютного контроля вышеуказанные документы и информацию;

• вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

• выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

http://studopedia.ru/19_375002_organizatsiya-valyutnogo-kontrolya-v-banke.html

Система валютного контроля в коммерческом банке

Сущность, виды и экономическое обоснование валютных операций. Контроль за валютными операциями, валютные риски и управление ими. Методы и организация контроля за валютными операциями в коммерческих банках. Способы улучшения работы валютного отдела.

Рубрика Банковское, биржевое дело и страхование
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 29.12.2012
Размер файла 53,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В паспорте сделки отражается информация, необходимая для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Уполномоченный банк оформляет досье на каждый контракт клиента, в которое помещаются все документы валютного контроля, однако это не способствует упрощению валютного контроля, а наоборот ведет к его бюрократизации. Из-за этого в сфере расчетных операций снижается привлекательность использования электронных средств. Так, эффективность перевода средств, при помощи электронных систем коммуникаций с банком уменьшается из-за обязанности экспортера и импортера представлять обосновывающие документы на бумажном носителе до осуществления валютных операций. Это сокращает возможности коммерческих банков по автоматизации процесса валютного контроля.

Следовательно со стороны законодательства необходим пересмотр нормативной базы валютных операций, чтобы обеспечить возможность их обслуживания банками с помощью современных технологий.

Методическими основами осуществления валютного контроля является разрешение двух видов проблем:

первая связана с выполнением коммерческим банком функций агента валютного контроля и взаимодействие его с органами валютного регулирования и валютного контроля и другими агентами валютного контроля;

вторая с внутренними проблемами оптимизации валютного контроля в коммерческом банке.

Коммерческий банк, осуществляя валютный контроль, должен оставаться строго в рамках данной функции. Однако законодательство допускает некоторое размывание границ этого статуса.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного контроля в Российской Федерации определен Банк России, который в соответствии с действующим законодательством является одновременно и органом валютного регулирования. В связи с этим необходимо определить исчерпывающий перечень органов валютного регулирования с закреплением за ними соответствующих функций. Отсутствие такого официального перечня в настоящее время ведет либо к неправомерному делегированию органам валютного регулирования (и даже органам валютного контроля) нормотворческих полномочий, либо к еще более неоправданному, самовольному расширению компетенции отдельных органов государственной власти. С другой стороны, следовало бы лишить все органы валютного контроля, кроме Банка России, права издания нормативных актов валютного законодательства как противоречащего их статусу контролирующих органов. Вследствие существующей в этом вопросе неопределенности проведение валютных операций в Российской Федерации временами регулируется не с помощью устоявшихся, не допускающих разночтений широко известных правил, а письмами-разъяснениями органов валютного контроля.

Читайте так же:  Валютный контроль учебное пособие

Наиболее простым и очевидным путем решения этой, пока потенциальной, но чрезвычайно серьезной проблемы представляется нормативное закрепление значения термина «валютное регулирование» в Федеральном законе, что позволит исключить возможность его двоякой трактовки на любом уровне. В связи с этим должно быть сформулировано и четкое определение термина «валютный контроль».

Законодательство нередко предписывает несвойственные банку функции. С вступлением в силу 1 февраля 2002 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» коммерческий банк приобрел статус субъекта выявления и предупреждения преступлений, не связанных непосредственно с посягательствами на его безопасность. Как агент валютного контроля он не только осуществляет контроль за валютными операциями, но и выявляет и предупреждает конкретный вид преступления, и принимает постоянное участие в правоохранительной деятельности. Разобщенность действий многих ведомств, ответственных за валютный контроль, приводит к тому, что чуть ли не главным контрольным звеном стали коммерческие (уполномоченные) банки, которые по роду своей деятельности не заинтересованы в выполнении контрольных функций и недовольны этими несвойственными им обязанностями. В связи с этим назрела необходимость реорганизации многочисленных ведомств в круг ведения которых входят функции валютного контроля Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов//Банковское право.2006. №5.С.46.

6. Способы улучшения работы валютного отдела

Расширение перечня проводимых валютных операций и услуг является перспективным с точки зрения рентабельности самого коммерческого банка. Однако для этого руководство банка должно проводить последовательную кадровую политику, которая предполагает наличие оптимального штата сотрудников и выделение достаточных средств на повышении их профессионального уровня.

Неотработанность организационной структуры — проблема, с которой также сталкиваются коммерческие банки. Поскольку в банке имеется ряд отделов (кассовых операций, кредитный, расчетов в валюте Российской Федерации), из валютного отдела передаются свойственные им валютные операции. Для осуществления валютного контроля, удобнее было бы осуществлять все валютные операции в одном отделе.

Для совершенствования валютного контроля в коммерческом банке на этапе формирования новой экономики необходимо следующее:

внести изменения в законодательство в части уточнения понятийного аппарата и устранения противоречий между различными нормами. Система валютного регулирования и валютного контроля должна основываться на четком валютном законодательстве, но проводимая либерализация валютного регулирования и валютного контроля привела к нечеткости таких понятий как «валютный контроль», предоплата и оплата за фактически поставленный товар, выполненные работы;

сократить объем требований по представлению документов и информации при проведении валютных операций, по осуществлению контрольных функций уполномоченными банками;

создать единую форму отчетности коммерческих банков по валютным операциям клиентов, в которой будут содержаться все интересующие Банк России операции, так как в представляемых в настоящее время отчетных формах дублируются запрашиваемые данные. Отчетность укрупнить, выделив в ней группы операций, а не клиентов с небольшими объемами сделок;

четкое определение и установление ответственных за нарушения валютного законодательства как клиентов банков, так и самих уполномоченных банков, что положительно отразится на дисциплинированности участников внешнеэкономической деятельности и снизит объемы осознанных нарушений. С этой целью установить штрафы от суммы проведенной операции и т.д.;

трансформация валютного контроля должна осуществляться параллельно с созданием системы государственного финансового контроля и в дальнейшем стать одной из его составных частей. Государственный финансовый контроль в целях борьбы с отмыванием криминальных капиталов и обеспечения прозрачности финансовых операций существует во многих странах и это не рассматривается как противоречие либеральной модели рыночной экономики.

Реализация предложенных мер будет способствовать повышению эффективности валютного регулирования и валютного контроля в коммерческом банке.

Технология валютного контроля должна быть гибкой к изменяющимся условиям финансового положения страны, учитывающей все особенности внутренней экономики, положение страны в мировой торговле, а также интересы участников валютного рынка.

В условиях трансформации рыночной экономики значительно расширились права российских участников внешнеэкономической деятельности, и соответственно были заложены основы для дальнейшей либерализации валютных операций. Общего определения понятия «валютная операция» мы не найдем в законодательных актах, там указан перечень операций, отнесенных к числу валютных, который является закрытым, что исключает возможность расширительного толкования понятия валютной операции.

К валютным относятся следующие операции:

приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (эмиссионных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ; иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты РФ, выпущенных на территории РФ) на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

Читайте так же:  Сбербанк отчетность ип

перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ.

Валютная операция, по нашему мнению, — комплекс согласованных мероприятий экономических субъектов по достижению конкретной цели, совершаемая в отношении валюты и валютных ценностей и подлежащая государственному регулированию и контролю.

Валютные операции между резидентами запрещены. Исключениями из этого правила являются следующие расчеты:

с магазинами беспошлинной торговли;

при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств, при международных перевозках;

между комиссионерами и комитентами при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами:

о передаче товаров,

о выполнении работ,

об оказании услуг,

о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности;

по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера);

по операциям с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях и осуществления указанных операций через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ;

по операциям юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях и ведения расчетов в валюте РФ;

по уплате налогов, сборов и других платежей в иностранной валюте в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет.

Экономические достижения — высокий уровень золотовалютных резервов, превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке позволили провести либерализацию валютного законодательства отменить такие ограничения по валютным операциям как резервирование, открытие специальных счетов, обязательную продажу экспортной валютной выручки.

1. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2008г. №173-ФЗ.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 2007. №395-1 (в ред. от 2 февраля 2006г.)

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2008 г. №86 (в ред. от 10 января 2003.)

4. Инструкция от 15 июля 2005г. №124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».

5. Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций. М.: Вузовский учебник, 2009.- 319 с.

6. Глушкова Н.Б. Банковское дело. М.: Академический проект, 2006. — 400 с.

7. Голубович А.Д. Валютные операции в коммерческих банках. — М.: АО «Менатеп-Информ», 2006.- 225 с.

8. Госубович А.Д. Международная торговля валютой. — М.: АО «АРГО», 2006. -280 с.

9. Деменков А. А. О валютном регулировании и валютном контроле. // Налоговый вестник. — 2007. — № 4.

10. Ражков Р.А. Безналичная иностранная валюта как объект гражданского права//Банковское право.2008. №2. С. 55-57.

11. Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий//Закон.2007.№4.С.10.

12. Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов//Банковское право.2006. №5.С.46-50.

13. Щеголева Н. Валютные операции. М.: Маркет ДС,2009. — 279 с.

http://knowledge.allbest.ru/bank/3c0a65635b3bd68b4d43b89521306d36_1.html

Валютный контроль коммерческие банки

Библиографическая ссылка на статью:
Белоглазова К.А. Коммерческие банки как агенты валютного контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13274 (дата обращения: 07.02.2019).

В связи с текущим положением российской экономической системы на международной арене и экономическими санкциями, введенными против нашей страны со стороны США и Европы, наиболее актуальным является исследование деятельности коммерческих банков как субъектов внешнеэкономических связей России.

На российскую экономику в настоящее время действует целый ряд дестабилизующих факторов: санкционная политика, рост геоэкономического напряжения, неопределенность в функционировании универсальных международных организаций [1, 2]. Неблагоприятное развитие внешних условий хозяйствования предъявляют новые требования к системе макроэкономического, в т.ч. валютного регулирования.

В соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» коммерческие банки являются уполномоченными банками, то есть кредитными организациями, имеющими право осуществлять операции в иностранной валюте [3].

Опыт развитых стран свидетельствует, что меры финансового характера могут играть ключевое значение в свете задах макроэкономической стабилизации [4, 5].

Коммерческие банки Ростовской области предлагают своим клиентам широкий спектр услуг, которые касаются внешнеэкономической деятельности. К ним можно отнести:

  • открытие и обслуживание счетов клиентов в иностранной валюте;
  • выдачу валютных кредитов;
  • куплю-продажу иностранной валюты и др.

Законодательство нашей страны требует установления валютного контроля за подобными транзакциями и услугами [6].

составлено автором на основе №173-ФЗ [3]

Рисунок 1 – Функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля

Выше перечисленные функции осуществляются с целью обеспечения экономической безопасности страны, стимулирования развития экономики и внешнеэкономических отношений.

Одним из важнейших направлений внешнеэкономических деятельности коммерческих банков Ростовской области является установление корреспондентских отношений с другими банками. К сожалению, политика санкций выявила инновационную осталось и высокую уязвимость нашей банковской системы [7].

В рамках этого направления кредитные организации являются активными участниками международной ассоциации SWIFT, которая обеспечивает безопасность и быстроту при проведении платежей с банками-корреспондентами.

В сеть зарубежных банков-корреспондентов можно отнести Citibank NA (Нью-Йорк, США), СommerzbankAG (Франкфурт, Германия), SocieteGeneraleSA (Париж, Франция), UniCreditSpA (Милан,Италия), ErsteGroupBankAG (Вена, Австрия),RaiffeisenlandesbankOberoesterreichAG (Линц,Австрия).

Видео (кликните для воспроизведения).

составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 2. Ностро-счета кредитных организаций Ростовской области, открытые в банках – корреспондентах, тыс. руб.

составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 3. Лоро-счета кредитных организаций Ростовской области, открытые в банках – корреспондентах, тыс. руб.

На графике представлен оборот по валютным операциям в кредитных организациях Ростовской области за 2016 год

составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 4. – Оборот по валютным операциям кредитных организаций Ростовской области в 2016 году, тыс. руб.

Выполняя функции агента валютного контроля, коммерческие банки Ростовской области сталкиваются с рядом проблем. Проблемы можно разделить на два вида: проблема конкурентоспособности коммерческих банков и проблема коммерческого банка, как агента валютного контроля [9].

Читайте так же:  Заполнить квитанцию на оплату штрафа в налоговую

Коммерческие банки выступают в качестве как активных, так и пассивных участников правоотношений. С одной стороны, банки осуществляют контроль за проведением валютных операций, а с другой, сами подвергаются валютному контролю со стороны Центробанка Российской Федерации.

Для того чтобы соответствовать стандартам международного банкинга необходимо постоянно внедрять новые технологии. Для нормального функционирования в кризисных ситуациях российская банковская система нуждается в реорганизации.

Для подтверждения необходимости реорганизации российской банковской системы рассмотрим динамику снижения кредитных организаций в Южном федеральном округе (Таблица 1)

Таблица 1 – Динамика снижения количества кредитных организаций в 2012-2016 гг. по Южному федеральному округу

Количество кредитных организаций в регионе

Количество филиалов в регионе

Головной офис в данном регионе

Головной офис в другом регионе

составлено автором на основе данных ЦБ РФ [10]

В связи с этим можно говорить о проведении реформ, касающихся четкого распределения функций, которыми наделены как агенты, так и органы валютного контроля. Это позволит наладить механизм контроля за проведением валютных операций. Коммерческие банки Ростовской области будут уходить от выполнения функций выявления и предупреждения коммерческих преступлений. То есть банки смогут непосредственно работать над их главной целью – увеличением прибыли [11].

В условиях геополитической нестабильности необходимо отметить высокий шанс быть подверженным валютным риском. Всем известно, что полностью избежать риска является невозможным, то для того чтобы минимизировать издержки необходимо применять различные методы управления валютными рисками.

Риск убытков от валютных операций возникает, прежде всего, при появлении курсовой разницы. В данном случае снижения валютных рисков применяется анализ движения курсов валют. Курсы валют можно проанализировать с помощью фундаментального и технического методов.

При фундаментальном методе специалисты регулярно отслеживают макроэкономические показатели развития стран и делают прогноз изменения курсов валют. Технический метод прогнозирования курсов валют основан на математической системе, которая позволяет автоматически подавать сигналы к купле-продаже иностранной валюты.

Внутри коммерческого банка установление лимитов на совершение валютных операций является базовым методом управления валютными рисками. К таковым относят лимиты на операции с партнерами и клиентами, лимиты на иностранные государства, лимиты убытков и прочие.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что коммерческие банки являются важнейшим звеном в развитии российской экономической системы, обеспечивая проведение валютных операций, установлении корреспондентских отношений с зарубежными партнерами и выступая агентом валютного контроля. На данный момент развитие валютного рынка России сталкивается со сложной конфигурацией проблем формирования адекватной макроэкономической политики.

Дальнейшее развитие национальной валютной системы с большой вероятностью потребует усиления роли коммерческих банков в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13274

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.
Читайте так же:  Возврат налога на недвижимость физических лиц

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

Читайте так же:  Возврат ндфл за лечение и обучение ребенка

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК АГЕНТ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

студент кафедры финансового и предпринимательского права РАНХиГС

д-р юрид. наук, д-р экон. наук, проф. кафедры финансового и предпринимательского права РАНХиГС

Процесс эффективного функционирования национальной экономики в системе мирового хозяйства подразумевает выработку всеми странами собственной валютной политики. Валютное регулирование представляет собой одно из ключевых средств реализации государственной валютной политики. На фоне происходящей интеграции конкретных стран в мировую экономическую систему и глобализации финансовых рынков процедура государственного валютного регулирования необходима для того, чтобы уравновесить платежный баланс, противодействовать утечке капитала и обеспечивать приток иностранных инвестиций, защищать внутренний валютный рынок от негативных воздействий со стороны иностранного спекулятивного капитала и обеспечивать реализацию других целей валютной политики.

Важнейшая роль в процессе регулирования валютного рынка принадлежит Банку России и Правительству Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют следующие агенты валютного контроля:

— банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;

— банки, не являющиеся уполномоченными;

— Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

— участники рынка ценных бумаг.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, которые реализуют виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2], осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ключевое отличие агентов валютного контроля от органов заключается в том, что у них нет права применения карательных мер по отношению к участникам рынка за нарушения в валютном законодательстве и требовать нивелирования данных нарушений.

Под уполномоченными банками с учетом п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона «О валютном регулировании» законодателем понимаются кредитные организации, которые созданы с учетом законодательства Российской Федерации и обладают правом на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции с иностранной валютой. Подобное понятие также содержалось и в прежней редакции ст. 1 Закона «О валютном регулировании» [1].

При реализации валютного контроля действия уполномоченного банка являются следующими:

— клиент принимается на обслуживание;

— собираются сведения о проведении валютных операций;

— контролируется оформление и предоставление документации валютного контроля;

— определяются необходимые правовые основания для того, чтобы осуществлять расчеты и переводы по валютным операциям;

— контролируется исполнения требований о необходимости репатриации валютной выручки;

— передаются документы и информация о совершении валютных операций и о возможных выявленных нарушениях.

Уполномоченный банк осуществляет детальную проверку полноты необходимой документации, правильности их оформления, соблюдения сроков предоставления документов и процесса зачисления выручки; выявление нарушений, так как механизмы самостоятельного выявления нарушений у банка отсутствуют; он в соответствии с представленными документами и формальными признаками лишь может констатировать то, что клиент не соблюдает требования закона и предоставить об этом уведомление вышестоящим органам валютного контроля [3].

Валютный контроль в уполномоченном банке имеет стандартные для финансового права формы (рисунок 1):

Рисунок 1. Формы валютного контроля

— предварительный контроль, представленный предупредительными мерами (применим к реализации всех валютных операций, не связан с нарушениями, сопровождается проверкой наличия подтверждающей документацией, оформлением паспорта сделки);

— текущий контроль (как правило, подразумевает применение мер пресечения). Подобную форму текущего контроля можно описать как деятельность, направленную на прекращение действий противоправного характера и формирование условий для привлечения к ответственности» — то есть сопровождается выдачей предписаний, отказом в том, чтобы проводить валютные операции;

Процесс выделения форм контроля зависит от того, каковы этапы его проведения: до того, как совершается валютная операция, при ее исполнении или постфактум.

Агенты валютного контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В валютном контроле осуществляется использование следующих методов контроля: наблюдения и проверки. В качестве метода контроля, который использует уполномоченный банк, выступает метод наблюдения. Проверкой считается метод валютного контроля, который предполагает наличие «детального изучения деятельности субъекта проверки с применением максимального количества приемов и способов документального контроля» [3].

Наблюдение представляет собой процесс постоянного массового сбора и обработки текущей информации о реализации валютных операций с использованием стандартизированных типов учета и отчетности (справка, контракт).

Процедура наблюдения уполномоченных банков заключается в том, что изучаются валютные операции посредством сбора необходимой документации и получения информации; выявляются обстоятельства, которые по формальным признакам находятся в противоречии с установленными требованиями, и осуществляется процесс последующей передачи информации для других контролирующим субъектам.

Таким образом, в процессе организации деятельности коммерческого банка как агента валютного контроля выделяют формы предварительного, текущего и последующего контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/studconf/science/lxx/143972

Валютный контроль коммерческие банки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here