Валютный контроль совершенствование

Совершенствование организации валютного контроля в Российской Федерации

Основные этапы эволюции валютного контроля, его нормативно–правовые и информационные основы. Понятие органов и агентов валютного контроля, особенности их взаимодействия. Деятельность территориального управления Федеральной службы бюджетного надзора.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 30.07.2017
Размер файла 83,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

21. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 (ред. от 19.03.2010) «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»//»Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 14, 04.04.2005.

22. Приказ ФТС РФ от 03.03.2011 № 478 (ред. от 05.04.2013) «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов» [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

23. Приказ ФТС РФ от 05.02.2009 г. № 125 “Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности” [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

24. Авагян, Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Г.Л. Авагян, Ю.Г. Вешкин. — М.:Магистр, 2010. — 704 с.

25. Балабанов, А. И. Банки и банковское дело: Учебник для вузов / А. И. Балабанов, В. А. Боровкова, О.В. Гонарчук. — 2-е изд. — СПБ.: Питер, 2007. — 448 с.

26. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник/ Под общ. Ред. В. М. Крашенинникова. — М.: Экономика, 2011. — 399 с.

27. Варламова, Т.П. Валютные операции: Учеб. пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. — 272 с.

28. Вострикова, Л. Г. Финансовое право: Учебник — М.: Юстицинформ, 2009. — 376 с.

29. Габричидзе Б. З. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Б.Н. Габричидзе. М.: НОРМА, 2009. — 448 с.

30. Гусаков, Н. П. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 314 с.

31. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 567 с.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

32. Мовсеян, А. Г. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / А. Г. Мовсеян, С. Б. Огнивцев. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 312 с.

33. Моисеев, С. Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие / С. Р. Моисеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и сервис, 2007. — 816 с.

34. Наговицин, А. Г. Валютная политика / А. Г. Наговицин. — М.: Экзамен, 2010. — 512 с.

35. Панченко, В. И. Валютное регулирование: Учебное пособие. — Спб.: Троицкий мост, 2011. — 240 с.

36. Симионов, Ю. Ф. Валютные отношения: Учеб. пособие для вузов / Ю. Ф. Симионов, Б. П. Носко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 320 с.

37. Тедеев, А. А. Валютное право: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с.

38. Хаменушко, И. В. Валютный контроль в Российской Федерации. Правила, контроль, ответственность: Учеб.-практич. Пособие / И. В. Хаменушко. — М.: НОРМА, 2013. — 316 с.

39. Экспорт и импорт / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. — М.: ИД «Аргумент», 2009. — 440 с.

40. Курбанова Х. И., Валютное регулирование и валютный контроль в современной России // «Российское предпринимательство» № 6 (54) за 2004 год, cтр. 38-43.

41. Почтарев Н.Е., Механизм влияния оттока капитала на экономический рост Российской Федерации // «Российское предпринимательство» — 2013. — № 23 (245). — c. 60-72.

Валютный контроль совершенствование

Ключевые слова: ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ; ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ (ДОГОВОР); НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; CURRENCY REGULATION; CURRENCY CONTROL; FOREIGN CURRENCY LAW; FOREIGN TRADE CONTRACT (AGREEMENT); VIOLATION OF CURRENCY LEGISLATION.

В условиях роста объемов международной торговли товарами совершенствование валютного законодательства является неотъемлемой частью национальной политики государства.

На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с нарушением правил, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, установленными национальным законодательством. В частности, поставщики товаров используют все более изощренные криминальные схемы с целью обхода валютных правил для невозвращения денежных средств на территорию РФ и в иных целях. Также необходимо отметить, что длительная процедура оформления внешнеторговых контрактов во многом «тормозит» международную торговлю товарами. Соответственно, цель уполномоченных органов – совершенствование валютного законодательства. Достижение задач стимулирования внешней торговли, и, в тоже время, предотвращения нарушений в данной области позволит достичь поставленной цели.

С 1 марта вступила в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая регламентирует отмену паспорта сделки и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями.

Одно из наиболее существенных нововведений для участника ВЭД касается упрощения валютно-банковского контроля при совершении сделки на сумму до 200 тыс. руб. (законодательно установленный «лимит») (см. таблицу 1).

Таблица 1

Особенности валютно-банковского контроля в зависимости от суммы совершения сделки

До 200 тыс. руб.

Свыше 200 тыс. руб.

Не требуется предоставление подтверждающих документов в банк. Необходима информация о сделке (Информация о сделке предполагает указание страны и название компании, с которой заключили договор, номера и даты договора, реквизиты счета, суммы и валюты сделки, вида сделки (экспорт или импорт товаров, услуг), типа платежа (предоплата или постоплата) Компания присылает в банк необходимые подтверждающие документы – договор с клиентом, акт, накладная и пр.

Необходимо отметить, что при желании контрагента, он может разделить поставку на части – к примеру, заключить три разные сделки – если он хочет получить упрощенный порядок контроля. Однако, если договор заключается в рамках одной сделки (по одному контракту), и сумма по такому контракту превышает установленный «лимит», то упрощенный порядок банковского контроля будет невозможен.

Строгий порядок передачи сведений в банк при упрощенном контроле отсутствует. Возможно для данных целей использовать электронную почту или передать распечатку в банк.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения освобождение от ндс

Порядок упрощенного валютно-банковского контроля целесообразно использовать при разовых сделках, чем при осуществлении регулярных поставок. Так, например, исполнитель осуществил работу и получил вознаграждение (менее 200 тыс. руб.) от заказчика. Исполнитель обратился в банк и процедура валютно-банковского контроля была осуществлена в упрощенной форме. Таким образом, банк тратит меньше времени на обработку разовых операций.

Не менее значимым нововведением стала необходимость постановки договора на учет (или присвоение договору его уникального номера) вместо оформления паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту. Прежнее законодательство обязывало участников ВЭД оформлять паспорт сделки при совершении сделки на сумму свыше 50 тыс. долл. При постановке договора на учет необходимо соблюдать следующие особенности (см. таблицу 2):

Таблица 2

Особенности постановки договора на учет в банке (присвоение уникального номера договора)

Импортный контракт (кредитный договор)

Экспорт

Договор ставится на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб. Договор ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.[1]

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения. Присвоение уникального номера договора лежит в компетенции банка. Участнику ВЭД для его присвоения необходимо предоставить внешнеторговый договор. Банк получает такой договор от компании, вносит его в базу валютных договоров и присваивает уникальный номер. После регистрации такой номер и скан договора передаются в Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

Существенной проблемой при взаимодействии банка с участником ВЭД является наличие ошибок в контракте. При этом банк в отправлении таких контрактов на доработку, как правило, не указывал ошибки, которые требуется исправить, что создавало определенные трудности для составителя. Теперь банки должны указывать на ошибки в договоре. При этом банк не реагирует на грамматические неточности в договоре, а проверяет ошибки в части валютного контроля. Так, например, банк может указать на отсутствие даты подписания договора, отсутствия объекта покупки (продажи), валюты, суммы договора, некорректные реквизиты сторон. Порядок уведомления составителя об ошибках также может быть осуществлен путем электронной почты или иных средств коммуникации.

Более конкретным стало указание на обозначение сроков в договоре. В данном случае, если у составителя отсутствует точная информация о сроках (например, в связи с длительным периодом сделки), то банк обязан указать примерные сроки, ссылаясь на последующее составление дополнительного соглашения с корректными сроками.[2]

На сегодняшний день нарушение сроков валютного контроля и иное нарушение валютного законодательства во многом «тормозит» применение упрощенной системы взаимодействия между резидентами и банками. По данным ФТС России только в сфере таможенного дела было возбуждено 13939 дел (9,7 %) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля (ст. 15.25 КоАП РФ).[3] При этом перемещение валюты стало основным предметом валютных правонарушений. Корректировка административного законодательства [4] с учетом изменений, внесенных Инструкцией, позволит достичь сокращения общего числа таких правонарушений и обеспечит:

  1. Либерализацию действующих требований валютного контроля.
  2. Уменьшит нагрузку на резидентов в части оформления документов (в частности справок о подтверждающих документах и пр.).
  3. Уменьшит основания для привлечения лиц к ответственности.
  4. Упростит механизм взаимодействия между резидентами и банками.

Таким образом, нововведения позволяют сократить срок оформления внешнеторговых контрактов, а также обеспечить надежность системы путем ориентации на более крупные поставки товаров. Совершенствование валютного законодательства в данной области позволит обеспечить стабильность такой системы.

Совершенствование валютного контроля в России — реферат

Введение 3
1. Сущность валютного контроля в России 5
1.1 Органы валютного контроля в России 5
1.2 Механизм валютного контроля в России 10
2. Совершенствования валютного контроля в России в настоящее время 14
Заключение 22
Список использованных источников 24

1. СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Основные направления валютного контроля:
— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
— обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в российской валюте [5, с. 89].
Рассмотрим механизмы валютного контроля в России.

Маркетинг и логистика

научно-практический журнал

ВАЛ.КОНТРОЛЬ.doc

В целях совершенствования системы контроля за соблюдением валютного законодательства Росфиннадзор должен повысить степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации. Помимо создания единой базы данных в качестве важнейшей составной части информационной системы Росфиннадзора эти мероприятия включают в себя внедрение программного продукта, позволяющего проводить анализ всей поступающей информации. Данное программное обеспечение поможет осуществлять аналитическую работу с информацией, содержащейся в базе данных Росфиннадзора по валютному контролю, с целью выявления типовых ситуаций, тенденций, а также прогнозирования в валютной сфере и принятия оптимальных управленческих решений.

Если говорить в целом, то деятельность Росфиннадзора в части валютного контроля будет ориентирована на совершенствование методов осуществления валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики, подходов к осуществлению проверочных мероприятий.

Эффективность реализации Росфиннадзором функций по валютному контролю способствует налаженное взаимодействие с Банком России, таможенными и налоговыми органами. Так, одной из форм взаимодействия с агентами валютного контроля является реализация полученных от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России) протоколов об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

После установления Банком России новых более коротких сроков представления подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций и установления более жестких требований.

В качестве предложения, хотелось бы отметить, что Банк России должен подготовить соответствующие изменения своих инструкций.

Органам валютного контроля необходимо проводить совещания по вопросам и проблемам, связанным с валютным контролем. Также нужно организовывать семинары, круглые столы и брифинги с участием представителей бизнес-сообщества по вопросам, возникающим в области применения отдельных норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Органам валютного контроля необходимо направлять письма в уполномоченные банки с просьбой обращать внимание на соблюдение клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Оптимальным решением вопроса организации валютного контроля в банке с точки зрения его структуры видится создание подразделения, в котором будут сосредоточены все операции валютного контроля, включая предварительный и последующий валютный контроль, учет валютных операций клиентов, формирование отчетности. Централизация функций валютного контроля в одном подразделении, в компетенцию которого целесообразно также включить функции по разработке внутренних инструкций по осуществлению валютного контроля, включая порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, позволит обеспечить оперативное проведение операций при соблюдении максимальной защиты интересов банка. Наличие у такого подразделения сильного руководителя будет только способствовать повышению роли валютного контроля в банке и усилению «значительности» или «престижности» данного подразделения.

Читайте так же:  Возмещение налогового вычета за обучение ребенка

Обслуживание физических лиц делает процесс осуществления валютного контроля за валютными операциями более трудоемким. Решением вопроса в данном случае может быть делегирование функций по осуществлению валютного контроля за валютными операциями физических лиц операционному подразделению банка. При этом все функции по осуществлению валютного контроля за операциями юридических лиц останутся закрепленными за специализированным подразделением валютного контроля.

Такая организация валютного контроля позволит, с одной стороны, максимально быстро и качественно обслуживать физических лиц, а с другой — обеспечить осуществление валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, которые, как правило, являются более сложными и многообразными, чем валютные операции физических лиц.

Однако для осуществления валютного контроля за операциями физических лиц на высоком уровне необходимо:

  • обеспечить высокий уровень квалификации операционных работников в области проведения валютного контроля;
  • проводить мероприятия по повышению квалификации операционных работников и обновлению их знаний в области валютного законодательства;
  • осуществлять последующий контроль проводимых операционным подразделением валютных операций.

Очевидно, что для решения поставленных задач будет недостаточным периодическое направление операционных работников на семинары по валютному контролю, организуемые различными учебными центрами. В данной ситуации прослеживается объективная необходимость существования в банке специализированного подразделения, отвечающего за организацию и методологию валютного контроля, в том числе за валютными операциями физических лиц, с учетом собственной практики банка.

Банку необходимо так же регулярно информировать клиентов об изменениях валютного законодательства.

Для лучшего понимания и усвоения вопросов валютного контроля банки должны проводить обучение своих клиентов, размещать на сайтах и в доступных для клиента стендах информацию о сроках представления документов.

Таким образом, можно сделать вывод, что особую роль при предупреждении нарушений в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, консультационные услуги. К тому же банки владеют информацией о внешнеэкономических операциях участников внешнеэкономической деятельности и расчетах по ним и могут анализировать и предупреждать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков. В связи с этим огромное значение приобретает взаимодействие Росфиннадзора с банками, основной целью которых и является проведение мероприятий предупредительного характера в виде информирования клиентов о составе и сроках представления документов, необходимых для учета валютных операций, а также напоминания клиентам об истечении сроков представления таких документов. Кроме того, уполномоченные банки могут разъяснять своим клиентам вопросы применения валютного законодательства, информировать об изменениях.

В любом банке система валютного контроля должна быть максимально гибкой и способной к быстрой перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию валютного контроля, и с учетом интересов клиентов.

3. Валютная политика России в 2012-2014 гг.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 — 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал — на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 — 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.

В 2013 — 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 — 4,8%.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 — 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала потребности текущего момента.

Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Читайте так же:  Сумма налога на подаренную квартиру

Для совершенствования валютного контроля в РФ можно предложить следующие направления:

• повысить уровень внутреннего контроля у участников внешне-экономической деятельности по соблюдению требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

• повысить уровень знаний валютного законодательства, прекратить игнорирование и пренебрежительное отношение к законам;

• создать систему отслеживания и противодействия заключения фиктивных внешнеторговых контрактов;

• установить дополнительный ряд требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России;

• повысить степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации.

Для лучшего усвоения и понимания банки должны повысить качество консультации клиентов по вопросам осуществления сделок с иностранной валютой, а так же размещать как можно больше информации на стендах и сайтах.

Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования. 4
2.Направления совершенствования валютного контроля в РФ. 9
3. Валютная политика России в 2012-2014 гг. 13
Заключение. 17
Список использованных источников. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование валютного контроля при экспорте товаров из Российской Федерации

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы валютного контроля в отношении товаров, которые экспортируются из Российской Федерации. Автором проводится анализ действующего валютного законодательства РФ, в результате которого предлагаются меры по его совершенствованию.

Экспорт товаров является одним из важнейших направлений экономики Российской Федерации. Высокая значимость экспорта обусловлена важностью данного направления для пополнения федерального бюджета Российской Федерации, а также с точки зрения увеличения валютных запасов страны. В настоящее время основу российского экспорта составляют нефтегазовые доходы, львиную долю которых составляют вывозные таможенные пошлины (рис. 1).[1]

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета РФ в 2018 г.

Согласно данным ФТС России в 2018 году в стоимостном выражении российский экспорт был представлен преимущественно следующими товарами (табл. 1): сырая нефть (28,5%), нефтепродукты (17,3%), природный газ (12%), машины и оборудование (6,4%), черные металлы (5,2%).[2]

Таблица 1. Экспорт важнейших товаров из Российской Федерации в 2018 г.

Отметим также, что в 2018 году торговое сальдо Российской Федерации (экспорт минус импорт) было положительным и составило 211 566,50 млн. долл. США. Следовательно, экспорт является главной движущей силой во внешней торговле Российской Федерации.

Руководство страны в последние годы провело целый ряд мероприятий, направленных на стимулирование экспортной активности, причем приоритетным направлением является экспорт несырьевых товаров, т.е. продукции с высокой добавленной стоимостью. Одним из таких мероприятий стала либерализация валютного законодательства Российской Федерации.[3]

Актуальность статьи обусловлена тем, что несмотря на реализацию в Российской Федерации мер по упрощению валютного законодательства, экспортеры все еще сталкиваются с серьезными препятствиями на пути вывода своей продукции на мировые рынки.

Рассмотрим положительные аспекты либерализации валютного законодательства Российской Федерации в 2018 году [4]:

  1. С 1 марта 2018 г. были отменены такие документы валютного контроля, как паспорт сделки и справка о валютных операциях. Теперь единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах. Ведомость банковского контроля является единой формой учета и отчетности по валютным операциям уполномоченных банков.[5]
  2. Вместо оформления паспорта сделки экспортеры осуществляют постановку контракта на учет в банке, если сумма обязательств по контракту превышает 6 млн. руб. При этом, если сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 200 тыс. руб., сам контракт представлять не нужно, достаточно представить только информацию о коде валютной операции.
  3. В целях постановки контракта на учет экспортер может представить в банк только сведения о контракте (по форме банка), а сам контракт может быть представлен в банк в течение 15 рабочих дней со дня постановки контракта на учет.
  4. Срок постановки контракта на учет сократился с трех до одного рабочего дня, оснований для отказа в регистрации контракта у банков практически не осталось.
  5. При переводе контракта из одного банка в другой экспортеру достаточно представить сам контракт и его уникальный номер, остальные документы запрашивает уполномоченный банк.

В целом, вышеизложенные положения оказали существенное влияние на упрощение валютного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, остался ряд нерешенных проблем в сфере валютного контроля за экспортными операциями.

Основными требованиями в сфере валютного контроля при экспорте товаров является своевременное получение валютной выручки на счёт в уполномоченном банке и объяснение банку её происхождения. Валютная выручка должна быть зачислена на счёт в уполномоченном банке в срок, предусмотренный контрактом, т.е. этот срок должен быть указан сторонами сделки в обязательном порядке. В случае нарушения данных требований экспортеру грозит административная или уголовная ответственность.[6]

Проблема в том, что российские экспортеры зачастую вынуждены идти своим партнерам на уступки в части сроков и форм оплаты за поставленные товары, чтобы выдерживать конкуренцию. В этой связи соблюдение вышеуказанных требований валютного законодательства значительно ограничивает выбор российскими экспортерами потенциальных клиентов.

Для решения этой проблемы можно предложить следующие рекомендации:

  1. Разрешить зачисление валютной выручки на счёт в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более чем на 30 дней (внесение изменений в ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)).
  2. Расширить инструменты признания исполненной обязанности получения выручки на счет в уполномоченном банке (трансферабельный аккредитив, страховое покрытие любой страховой организации).
  3. Разрешить зачисление валютной выручки на счёт в зарубежном банке.
  4. Отменить требование об обязательном зачислении валютной выручки на счёт в уполномоченном банке для контрактов, валютой расчёта которых являются российские рубли.[7]

Далее, имеются существенные недоработки в сфере привлечения экспортеров к административной и уголовной ответственности. В частности, согласно действующим правилам в случае привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ) сумма штрафа может составлять 75-100% от суммы контракта.[8]

В данном контексте можно предложить следующее:

  1. Установить 30-дневный мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока.
  2. Снизить административную ответственность до 10-30% от суммы контракта для валютных контрактов и 3-10% для рублёвых контрактов.
  3. Отменить административные штрафы и заменить их предупреждениями для профессиональных участников внешнеторговой деятельности.
  4. Отменить административные штрафы за непредставление отчетности о валютных операциях.
Читайте так же:  Финансовый контроль включает проверку

Что касается уголовной ответственности, при совершении преступлений в сфере валютного контроля применяется ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Уголовная ответственность наступает, если сумма незачисленных денежных средств при экспорте товаров превышает 9 миллионов рублей.[9] На наш взгляд, необходимо:

Вариант 1. Исключение ст. 193 из УК РФ, при этом незачисление валютной выручки становится квалифицирующим признаком по ст. 174 и 174.1 УК РФ (легализация доходов, полученных незаконным путём).

Вариант 2. Увеличение пороговых значений, предусмотренных примечанием к ст. 193 УК РФ (9 млн. руб. и 45 млн. руб.), а также распространение действия ст. 193 УК РФ не на всю номенклатуру товаров, а только на стратегически важные товары и ресурсы. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов приведен в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2012 N 923.[10]

Таким образом, в действующем законодательстве Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем в сфере валютного контроля, которые существенно препятствуют развитию российского экспорта и продвижению отечественной продукции на мировые рынки[11]. По мнению автора, реализация изложенных в статье практических рекомендаций позволит решить имеющиеся проблемы и укрепить экспортный потенциал Российской Федерации.

Список использованной литературы:

УДК 339.564

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Improvement of currency control over exports of goods from the Russian Federation

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article considers the modern problems of currency control of goods exported from the Russian Federation. The author analyzes the current currency legislation of the Russian Federation, proposes measures to improve it.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Совершенствование валютного контроля при экспорте товаров из Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2019. – №1 (21). — с. 69-76.

Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования. 4
2.Направления совершенствования валютного контроля в РФ. 9
3. Валютная политика России в 2012-2014 гг. 13
Заключение. 17
Список использованных источников. 19

Вложенные файлы: 1 файл

ВАЛ.КОНТРОЛЬ.doc

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра таможенных доходов и тарифного регулирования

Реферат

по дисциплине «Валютный контроль в таможенных органах»

на тему «Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе»

Введение. . . . .3

1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования. 4

2.Направления совершенствования валютного контроля в РФ. . 9

3. Валютная политика России в 2012-2014 гг. . 13

Список использованных источников. . .19

Введение

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

Цель контрольной работы: рассмотреть основные направлен ия совершенствования системы валютного регулирования на современном этапе

  1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

  • формирование и развитие национального валютного рынка;
  • регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

  • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
  • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
  • требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;
  • введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
  • установление лимитов открытой валютной позиции банков;
  • введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Читайте так же:  Повышение подоходного налога

Органами валютного регулирован ия и валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

  • определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;
  • надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
  • контроль экспортных операций;
  • контроль импортных операций;
  • контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
  • определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

  • осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
  • проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
  • взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
  • приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
  • других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц- нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

  • проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
  • приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
  • приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

2.Направления совершенствования валютного контроля в РФ

В последнее время особую актуальность приобрело совершенствование государственного контроля за осуществлением валютных операций.

Активно ведётся работа по анализу и обобщению информации, связанной с вопросами, возникающими в области применения отдельных норм валютного законодательства, а также проблемами, которые появляются при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Валютное законодательство должно учитывать новые явления и тенденции в экономике, вызванные мировым финансовым кризисом. Поэтому стоит рассмотреть возможность использования таких инструментов, как:

  • изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами валюты РФ между резидентами;
  • создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия ряда мер валютного регулирования;
  • установление дополнительных требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России.

Источники

Валютный контроль совершенствование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here