Валютный контроль таблица

Валютный контроль 2019: что нужно знать

Автор: Екатерина Кищук
Помощник юриста

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база в 2019 году

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Новое в законе о валютных операциях в РФ

За 2018 год закон 173-ФЗ корректировался не один раз. Рассмотрим основные поправки.

Благодаря закону от 14.11.2017 № 325-ФЗ:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ:

  • Уточнено понятие «резидент» для целей валютного регулирования и контроля. С 01.01.2018 резидентами считаются все граждане РФ, включая лиц, постоянно проживающих либо временно пребывающих в иностранном государстве по работе или учебе не менее 1 года, которые ранее таковыми не признавались.
  • Разрешены валютные операции между резидентами — «физиками», срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней. Таким резидентам разрешено не уведомлять налоговиков об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
  • Расширен перечень случаев, когда возможно зачисление денег от нерезидентов на счета физлиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Законы от 07.03.2018 № 44-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ, от 29.07.2018 № 247-ФЗ расширили перечень разрешенных между резидентами валютных операций. В том числе:

  • Стала возможной выплата в валюте зарплаты за работу за границей.
  • Разрешены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
  • Разрешено зачисление резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в валюте на счета, открытые ФК в уполномоченных банках (в валюте таких счетов), либо на счета, открытые в уполномоченных банках госорганам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Законы от 03.04.2018 № 64-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ ввели новые требования при репатриации валюты, в т.ч. обязали резидентов во внешнеторговых договорах (контрактах), включая договоры займа, указывать конкретные сроки исполнения сторонами обязательств.

Законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ дополнен перечень случаев, когда резидентам разрешено не зачислять на счета в уполномоченных банках рубли или валюту (например, при зачете встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом — операторами связи).

На основании изменений закона от 03.08.2018 № 293-ФЗ:

  • К нерезидентам отнесены иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях».
  • Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы валюты и рублей без открытия банковских счетов, расчеты в наличной валюте или рублях с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством РФ, а также выводить и получать валюту и рубли без открытия банковских счетов.

Также в 2018 году поправки в закон № 173-ФЗ вносились законами от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 23.05.2018 № 117-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 474-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ. На 2019 год нововведений в законе 173-ФЗ пока не было.

Справка о валютных операциях

Справка о валютных операциях — своего рода форма отчетности клиента-резидента по валютным транзакциям перед уполномоченным банком. Форма, порядок подготовки и представления определены Банком России в инструкции № 138-И.

В справку включаются сведения:

  • о предприятии-резиденте;
  • уполномоченном банке резидента;
  • документах, являющихся основанием для начисления или списания валютных средств;
  • номере счета, коде операции, сумме, коде валюты;
  • выдержки из паспорта сделки и контракта, касающиеся конкретной транзакции;
  • иные сведения по требованию банка.
Читайте так же:  Налоги на операции с недвижимостью

Заверяется справка как платежка: печатью и подписями лиц, уполномоченных совершать банковские операции от лица предприятия-резидента.

Иногда, если такое условие внесено в договор банковского обслуживания, справку может составлять банк. В остальных случаях клиент-юрлицо подает справку в 2 экземплярах — один остается в банке, а второй возвращается клиенту с отметкой банка.

С помощью справки банк проводит проверку конкретной международной транзакции между резидентом и нерезидентом.

Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    • осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    • не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    • не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • введением нового вида ответственности (дисквалификация на срок от полугода до 3 лет) для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

Какие документы и когда нужны для валютного контроля в банке

В ходе осуществления внешнеторговой сделки и расчетов по ней в банк на всем протяжении этого процесса поэтапно представляются определенные документы. В общих чертах набор документов, которые подаются в банк, выглядит так:

1. Паспорт сделки. Оформляется при возникновении у российского резидента прав и/или обязательств по международному контракту (договору). В паспорте подлежит указанию вся существенная информация по контракту, включая порядок расчетов и номера счетов в российских и зарубежных банках, по которым будут проходить транзакции в рамках расчетов по контракту.

ВАЖНО! При оформлении паспорта сделки в банк всегда представляется и сам контракт (договор), в отношении которого формируется паспорт.

2. Справка о валютных операциях. Оформляется по каждой фактически произошедшей валютной транзакции и является дополнительным подтверждением и источником информации для валютного контроля конкретно по прошедшей транзакции. По общему правилу оформляется:

  • при списании средств (направлении их за рубеж) — в день операции;
  • при зачислении средств (поступлении из-за рубежа) — в течение максимум 15 дней со дня зачисления.

3. Подтверждение по сделке. Это тоже документ для банковского контроля. Бывает нескольких типов:

  • подтверждение, которое формирует и представляет клиент по условиям договора с банком — форму такого подтверждения обычно сам банк и дает;
  • подтверждение, которое направляет российскому банку зарубежная финансовая структура: банк или депозитарий (при конверсионных операциях или операциях с ценными бумагами соответственно) — такое подтверждение обычно направляется по каналам SWIFT в установленной форме (например, МТ600 или МТ545).

4. Товарные документы. Представляются по сделкам, расчеты по которым по контракту идут с применением форм оплаты по аккредитиву, тратте и т. п.

Рассмотрим каждый из основных случаев представления документов для валютного контроля более подробно.

Товарные документы для банка

Товарные документы представляются в банк по сделкам, по которым банк должен произвести транзакцию (например, списание средств по инкассо) после получения подтверждения о том, что получатель средств выполнил свою часть требований по контракту (например, поставил товар). В таких случаях документы на перемещение товаров по контракту будут входить в пакет документов, представляемых в банк.

Перечень документов устанавливается банком и сторонами контракта по каждой сделке. То, что оплата обусловлена, — прописывается в контракте.

Несмотря на то что банк как агент валютного контроля выполняет проверки и по таким сделкам и документам, в общем случае товарная документация анализируется в целях валютного контроля по несколько иной схеме. В частности, банки взаимодействуют с органами ФТС.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Импорт или кредитование

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Читайте так же:  Куда обращаться для возврата госпошлины

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания . Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Какие документы представляют для валютного контроля?

Документы для валютного контроля в банке могут запрашиваться банком и представляться его клиентами по разным поводам и основаниям. По каким и когда — расскажем в этом материале.

Подтверждение по сделке: наименование документа и что в нем писать

Как уже говорили выше, подобное подтверждение требуется для сделок на финансовых рынках. Как правило, уполномоченный банк имеет в отношении таких сделок свои правила и инструкции. В общих чертах оформление подтверждения сделки происходит таким образом:

1. Клиент-резидент заключает с банком дополнительный договор в рамках осуществления деятельности на финансовом рынке. При этом банк выступает одной стороной договора, а клиент — другой. Такой договор обычно предусматривает и порядок подтверждения совершенных сделок, и примерные формы документов, которые должны использоваться.
2. Стандартный порядок подтверждения сделки проходит в 2 этапа:

  • одна (любая) из сторон направляет подтверждение второй стороне — такое подтверждение считается офертой;
  • вторая сторона направляет первой такое же подтверждение — после этого второе подтверждение считается акцептом.

Сделка считается заключенной после фактического получения первой стороной второго (ответного) подтверждения.

3. По общим правилам, в отношении оформления подтверждения действуют такие нюансы:

  • сам документ обычно так и называется: «Подтверждение по сделке»;
  • после заголовка может идти дополнительная расшифровка, для каких именно типов сделок предназначена данная форма, — например, «валютно-процентный своп»;
  • в преамбуле дается ссылка на основной договор (соглашение) с банком и указывается, что данное подтверждение дополняет этот договор и является его частью;
  • далее описываются все существенные условия сделки: суть, цена, порядок платежей, валюта расчетов и т. п.;
  • как правило, в последних абзацах подтверждения, после описания условий, дается юридическое дополнение следующего содержания: «Настоящее подтверждение аннулирует и заменяет собой любую предшествующую информацию, которой стороны обменялись по данной сделке». Это делается для того, чтобы не возникало путаницы между самим документом-подтверждением и возможной предшествующей перепиской между сторонами.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Должностные лица и ИП

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

Читайте так же:  Возмещение ндфл по ипотечным процентам

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?

Новое в валютном законодательстве в 2018 году связано с обновлением следующих документов:

  • закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ — изменения в него внесены законом «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступающим в силу с 14.05.2018;
  • инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, которую с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Также к валютному законодательству имеют непосредственное отношение поправки, внесенные в КоАП РФ с 14.05.2018 в результате принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ. Расскажем о каждом из НПА подробнее.

Подробнее о том, что относится к числу валютных операций, читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Итоги

Непосредственно документами для валютного контроля в банке являются паспорт сделки и справка о валютных операциях. Их формирование, представление и дальнейшие действия с ними банка предусмотрены инструкцией № 138-И. В случаях когда это определено видом совершаемой международной сделки или специальными условиями расчетов, в банк также представляются подтверждение по сделке или документация, подтверждающая выполнение сторонами обязательств в натуре (передачу товаров, оказание услуг).

Изменения в валютном законодательстве в 2018 — 2019 годах

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

Видео (кликните для воспроизведения).

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Паспорт сделки и сопутствующая информация

При заключении валютным резидентом РФ сделки с зарубежным партнером резидент должен обратиться в свой банк для того, чтобы создать там паспорт этой сделки.

В отношении сроков оформления паспорта действуют жесткие правила. В расчет берутся следующие возможные обстоятельства:

  • по сделке произошло движение денежных средств (т. е. надо готовить справку о валютной операции);
  • банк получил подтверждение о совершении операций по сделке по SWIFT или подтверждение по сделке от клиента по условиям договора;
  • оформлены и представлены в банк товарные документы по сделке.
Читайте так же:  Методы организации финансового контроля

Из всех обстоятельств выбирается то, что должно произойти раньше всех. Дата этого самого раннего события и будет крайней точкой отсчета, до которой должен быть оформлен паспорт сделки.

Детально о порядке оформления паспорта смотрите: «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям?».

ВАЖНО! Есть еще одна ситуация, при которой понадобится пройти процедуру паспортизации сделки: если в силу каких-то причин резидент — сторона по контракту меняет российский уполномоченный банк. В таких случаях в новом банке потребуется переоформление паспорта сделки.

К заполненному паспорту сделки при его оформлении прилагается довольно большое количество документов и дополнительных сведений. Это связано с тем, что банк обязан проверить получаемую информацию и вынести свое суждение: законна ли данная сделка, нет ли признаков легализации доходов от преступной деятельности, признаков вывода средств из РФ без репатриации и т. д. Поэтому следует внимательно подойти как к заполнению паспорта, так и к подбору прилагаемых данных.

Как минимум понадобятся:

  • контракт или выписка из контракта, подтверждающая все сведения, которые попали в паспорт;
  • подробные пояснения о том, как будут проходить транзакции по сделке: примерные даты, условия платежей, счета в банках, которые будут задействованы;
  • если в рамках сделки расчеты будут проходить через зарубежные счета, то в документы нужно добавить информацию об открытии этих счетов и об уведомлении российской ИФНС об открытии;
  • иные документы и сведения, которые может запросить банк, — с учетом требований инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.

Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. — для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. — для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Об особенностях бухучета валютных операций читайте в материале «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Итоги

К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2018 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Таблица нарушений валютного законодательства. Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018)

Таблица нарушений валютного законодательства

Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018) (скачать таблицу в формате jpg)

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос эксперту. (Задать вопрос)

Нарушение Административное наказание

Осуществление незаконных валютных операций

· купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;

· осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;

· осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

· на граждан, ИП и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

подачи уведомления в ФНС РФ:

· об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета (вклада) в зарубежном банке

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб.;

· на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 руб.;

· на юридических лиц –от 50.000 до 100.000 руб.

Непредставление в ФНС РФ уведомления

· об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета в зарубежном банке

· на граждан в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на должностных лиц –от 40.000 до 50.000 руб.;

· на юридических лиц –от 800.000 до 1.000.000 руб.

Неполучение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом, договором займа), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента (фактора)-резидента) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, втом числе исключительные права на них и т.д. переданные нерезиденту

Читайте так же:  Статья 346 нк рф упрощенная система налогообложения

Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств

в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

· на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб. ;

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Невозврат (невыполнение обязанности по возврату) в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1. и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

· на срок от 6 месяцев до 3-х лет

· правил и сроков оформления,

· нарушение сроков хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, форм учета, отчетов и информации по валютным операциям.

· неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

· на граждан в размере от 2.000 до 3.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

не более чем на 10 дней.

Предупреждение или наложение штрафа

· на граждан в размере от 300 до 500 руб.;

· на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 руб.;

· на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб;

· на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 руб;

· на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 2.500 до 3.000 руб;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 10.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 руб.;

· на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 20.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.;

· на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 руб.

· Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Видео (кликните для воспроизведения).

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Источники

Валютный контроль таблица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here