Валютный контроль в таможенной сфере

Таможенный и валютный контроль

Согласно п. 19 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами России в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Контроль всегда является деятельностью, содержание которой заключается в проверке соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным нормативно-правовыми актами.

Объектами таможенного контроля являются:

— товары и транспортные средства, перемещаемые через тамо­женную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, включая международные почтовые отправления;

— документы, содержащие сведения о товарах и транспортных

— деятельность лиц в качестве таможенных брокеров, таможен­ных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.

Таможенный контроль осуществляется также за соблюдением установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами, правильностью уплаты таможенных платежей.

В исключительных случаях (при личном досмотре) в качестве объ­екта таможенного контроля может выступать физическое лицо, пере­секающее границу РФ.

В соответствии со ст. 366 ТК РФ формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Особое место в системе мер государственного регу­лирования внешнеэкономической деятельности занимает ва­лютный контроль.

Основными задачами валютного контроля являются:

• контроль за поступлением валютной выручки за экспорти­рованные товары;

• контроль за проведением обязательной продажи опреде­ленной части валютной выручки экспортерами;

• контроль за поступлением товаров в Российскую Федера­цию по импортным операциям;

• контроль за поступлением товаров в Российскую Федерацию по бартерным кон­трактам.

Органами валютного контроля в России являются Цент­ральный банк РФ и Правительство РФ.

Федеральным органов исполнительной власти, уполномоченным в области валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, подотчетная Министерству финансов РФ. Федеральная служба действует на основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 15.06.2004 № 278. Согласно ему, одной из функций Федеральной службы является контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Территориальные управления Федеральной службы осуществляют валютный контроль в субъектах Российской Федерации. Территориальные управления действуют на основании Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 89н.

Первичными документами валютного контроля являются должным образом оформленные экспортные и импортные контракты.

Вторичными документами валютного контроля являются паспорта сделок, учетные карточки и карточки платежа.

По каждому экспортному или импортному контракту оформляется паспорт сделки (ПСэ или ПСи), подписываемый банком, в котором открыт валютный счет экспортера или импортера, который будет осуществлять расчеты по контракту.

Учетные карточкисоставляются в ФТС РФ по каждому коду товара в каждой грузовой таможенной декларации. Они передаются ФТС в банк экспортера или импортера с целью идентификации товаров, выпущенных с территории РФ или поступивших на ее территорию, и соответствующих платежей. Карточки платежа оформляются для учета и контроля осуществления платежей по контрактам.

В случае любых нарушений установленного режима валют­ного контроля таможенные органы возбуждают дело о нарушении правил в отношении российских участников внешнеэко­номической деятельности. Наказанием за нарушения может являться наложение штрафов в размере от 100 до 200% сто­имости товаров и транспортных средств с их конфискацией или без таковой, с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, с отзывом лицензии или квалификационного аттестата.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

Порядок валютного контроля в таможенной сфере

Валютным контролем в таможенном деле определяется та деятельность специализированных и уполномоченных субъектов государства в области образования, распределения и использования валютных фондов государства, которые направлены на обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

К признакам валютного контроля относят:

  1. Нормативными актами – ФЗ от 10.12.2013 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» и ФЗ от 07.07.2001 г. №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», ФЗ от 10.07.2002 №86 «О Центральном банке РФ»», определены основой законодательной базой для валютного контроля.
  2. Участниками валютного контроля есть – субъекты экспортных — импортных операций и компетентные органы – банковские учреждения и таможенные органы.
  3. Валютный контроль относится к операциям, которые возникают вследствие движения товаров и транспорта через таможенную границу РФ.

К валютному контролю в таможенной сфере относится:

  • валютный контроль, за вывозом товаров;
  • валютный контроль, относительно обоснованных платежей в иностранной валюте за ввозимые товары.

Валютный контроль так же осуществляет контроль, за передвижением физическими лицами через таможенную границу национальной или иностранной валюты.

На Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ положена функция валютного контроля. В последнее время, валютный контроль в таможенной отрасли значительно упростился, в виду отмены предоставления паспорта сделки.

С 01.01.2013 г. Таможенные органы обязаны не позже 3 рабочих дней, со дня следующей дате выпуска товара, передать информацию в электронном виде, о зарегистрированных декларациях на товары ЦБ РФ.
В компетенцию валютного контроля входит осуществление контроля за пересечение через таможенную границу РФ валюты и валютных ценностей всеми участниками таможенных правоотношений.

Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля

«Международные банковские операции», 2012, N 2

Таможенные органы и уполномоченные банки — равноправные участники процесса валютного регулирования, осуществляющие валютный контроль каждый в своей области. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями. Насколько эффективна существующая система таможенно-банковского взаимодействия для агентов валютного контроля и участников внешнеторговой деятельности ?

По состоянию на март 2012 г.
Настоящая публикация отражает личную точку зрения автора и не является отражением позиции банковского учреждения, в котором автор работает.

Читайте так же:  Налог кассовые аппараты для ип

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Валютный контроль в области таможенного дела

Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными субъектами валютного контроля в области таможенного дела являются таможенные органы и банки, уполномоченные на осуществление такой деятельности государством.
Система валютного контроля в таможенной сфере включает в себя:

  • валютный контроль за экспортом товаров;
  • валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  • валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями.

Валютный контроль предполагает контроль за перемещением через таможенную границу РФ такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений. Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов:

  • юридического лица – экспортера;
  • уполномоченного банка;
  • таможенного органа.
  • данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;
  • указанные в контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;
  • паспорт сделки оформлен с нарушением условий, установленных действующим законодательством;
  • импортером представлен не весь пакет необходимых документов;
  • в контракте отсутствуют условия, предусматривающие ввоз товара на территорию РФ.

Импортер в течение 15 дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД, которая помещается в досье помимо других необходимых документов. Осуществляя импортную операцию, субъект ВЭД обязан ввезти в Россию товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты. Если осуществить данный ввоз по каким-либо причинам не удается, импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок такого возврата или ввоза товаров не может превышать 90 дней со дня перевода. Нарушение положений валютного законодательства влечет административную и уголовную ответственность субъектов ВЭД.

Таможня усиливает валютный контроль

В соответствии с Постановлением Правительства России от 13 апреля 2016 года №300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», функции органа валютного контроля, упраздненного Росфиннадзора, теперь переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Наделение Федеральной таможенной службы статусом органа валютного контроля позволит полноценно реализовать цепочку последовательных действий – от выбора объектов контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов, призванных компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью.

Важнейшим направлением работы таможенных органов при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода, предусмотренного Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению.

Поскольку в настоящее время наиболее крупные нарушения валютного законодательства выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий (фирм-однодневок), это затрудняет процесс взыскания административных штрафов по данным нарушениям и приводит к росту дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

Читайте так же:  В каких случаях госпошлина подлежит возврату

В целях предупреждения роста дебиторской задолженности российская таможенная служба продолжает реализовывать комплекс мер по противодействию незаконным валютным операциям. Так, совместно с Банком России организовано информационное взаимодействие, направленное на противодействие схеме незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в основе которой лежит оплата ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в настоящий момент налажен информационный обмен по передачи таможенными органами Центробанку РФ и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары. Срок передачи такой информации уполномоченным банкам – не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товаров.

Однако, из-за ошибок, которые допускают декларанты при заполнении деклараций на товары, а также в связи с особенностями функционирования информационной системы таможенных органов, возникли сложности при отправке информации о зарегистрированных таможенными органами деклараций на товары и получении данных уполномоченными банками. Критической ошибкой при заполнении граф деклараций на товары является несоответствие сведений, заявленных в ДТ, сведениям, указанным в паспорте сделки (номер ПС, ИНН участника ВЭД, оформившего ПС, номер контракта, код валюты цены договора). Данные несоответствия не позволяют уполномоченным банкам осуществлять автоматическую загрузку в ведомости банковского контроля.

Но не забывайте о необходимости заявления сведений о платежных банковских документах, подтверждающих факт оплаты на момент декларирования товара (в графе 44 декларации под кодом 04023 «банковские документы, если счета-фактуры оплачены в зависимости от условий внешнеторговых контрактов»). Данные сведения заполняются в случаях осуществления/получения предоплаты, предусмотренной условиями внешнеторговых контрактов.

Валютный контроль в области таможенного дела

Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными субъектами валютного контроля в области таможенного дела являются таможенные органы и банки, уполномоченные на осуществление такой деятельности государством.
Система валютного контроля в таможенной сфере включает в себя:

  • валютный контроль за экспортом товаров;
  • валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  • валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями.

Валютный контроль предполагает контроль за перемещением через таможенную границу РФ такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений. Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов:

  • юридического лица – экспортера;
  • уполномоченного банка;
  • таможенного органа.
  • данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;
  • указанные в контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;
  • паспорт сделки оформлен с нарушением условий, установленных действующим законодательством;
  • импортером представлен не весь пакет необходимых документов;
  • в контракте отсутствуют условия, предусматривающие ввоз товара на территорию РФ.

Импортер в течение 15 дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД, которая помещается в досье помимо других необходимых документов. Осуществляя импортную операцию, субъект ВЭД обязан ввезти в Россию товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты. Если осуществить данный ввоз по каким-либо причинам не удается, импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок такого возврата или ввоза товаров не может превышать 90 дней со дня перевода. Нарушение положений валютного законодательства влечет административную и уголовную ответственность субъектов ВЭД.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Перспективы развития таможенно-банковского взаимодействия

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».
Читайте так же:  Расчет налогового вычета на лечение калькулятор

Законодательные требования о репатриации выручки

Российская Федерация является крупным экспортером и импортером различных товаров. По данным таможенной статистики, в 2011 г. внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. возрос на 31,2%. Экспорт товаров из России в 2011 г. составил 516 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 30%. Импорт товаров в Россию в 2011 г. составил 305,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 33,4% .

Экспорт товаров из РФ, импорт товаров в РФ, выполнение работ, предоставление услуг, передача информации и интеллектуальной собственности между резидентами и нерезидентами РФ составляют основу внешнеторговой деятельности.

Согласно требованиям ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны соблюдать требование о репатриации выручки, а именно: в контрактные сроки обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся им в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Если оплаченные товар, услуга, информация не были получены, то резиденты обязаны обеспечить возврат в Российскую Федерацию перечисленных ранее денежных средств.

Таким образом, одной из задач агентов валютного контроля является контроль за соблюдением участниками внешнеторговой деятельности требований Закона о репатриации выручки. Каким образом решена эта задача?

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».
Читайте так же:  Справка для налогового вычета за обучение образец

Паспорт сделки

Инструментом таможенно-банковского контроля является паспорт сделки (далее — ПС) — документ, оформляемый резидентом в уполномоченном банке и содержащий основную информацию о внешнеторговом контракте. Паспорт сделки должен быть оформлен резидентом до первой валютной операции по контракту или до первого исполнения обязательств по контракту. Он оформляется по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышает эквивалент 50 тыс. долл. США (до 27 февраля 2011 г. ПС оформлялся по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышала эквивалент 5 тыс. долл. США).

В течение трех рабочих дней с даты получения от резидента заполненных и подписанных двух экземпляров ПС и копии контракта банк оформляет оба экземпляра ПС, заверяет их подписью ответственного лица банка и круглой печатью банка и один экземпляр ПС возвращает резиденту. В ПС отражаются сведения о резиденте, об иностранном контрагенте, реквизиты контракта, срок завершения исполнения обязательств по контракту, а по товарным контрактам в ПС также указываются краткие условия проведения расчетов по контракту. При внесении в контракт изменений, ранее указанных в ПС, он подлежит переоформлению. В день подписания или переоформления ПС банк создает электронную копию ПС и не позднее следующего рабочего дня направляет информацию об открытых, переоформленных или закрытых ПС в территориальное учреждение Банка России по каналам электронной связи для дальнейшей передачи в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Обязанность банков по направлению электронных копий ПС по мере их подписания, переоформления или закрытия возникла с 18 мая 2011 г., а до этого дня отправка ПС производилась банками также в электронном виде, но на ежемесячной основе.

При пересечении границы РФ товары подлежат таможенному декларированию. Это обязательная таможенная процедура для юридически законной перевозки товаров и транспортных средств через границу. Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров одним из документов, представляемых декларантом в таможенный орган, является документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля. Согласно валютному законодательству РФ таким документом является ПС. Таким образом, таможенное оформление экспортно-импортных товаров по контракту на общую сумму свыше 50 тыс. долл. США производится только при условии оформления ПС.

Каким же образом ПС позволяет банкам и таможенным органам осуществлять контроль за внешнеторговыми товарными операциями?

В связи с либерализацией валютного регулирования 18 июня 2004 г. вступил в силу Закон N 173-ФЗ, и порядок таможенно-банковского взаимодействия существенно изменился. До вступления в силу нового Закона для контроля за репатриацией выручки использовался такой документ валютного контроля, как учетная карточка (УК). Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) в течение определенного срока после выпуска товаров по грузовой таможенной декларации (ГТД) формировал УК и направлял ее по каналам электронной связи в банк, в котором был оформлен ПС. Каждая УК содержала информацию о номере ПС, номере ГТД, дате выпуска товаров и сумме товаров, задекларированных по ГТД. Кроме того, УК содержала информацию о предполагаемом сроке поступления выручки по экспортному контракту. При фактическом получении выручки на свой счет в банке экспортер сообщал банку о распределении выручки по произведенным отгрузкам, подтвержденным соответствующими УК и (или) ГТД. Банк распределял выручку по УК в электронной ведомости банковского контроля и направлял заполненные УК обратно в ГТК России. На основании полученных из банка УК таможенный орган проверял полноту и сроки зачисления выручки и выявлял нарушителей.

Таким способом агенты валютного контроля сопоставляли имеющиеся у таможенного органа данные о стоимости товаров с имеющимися у банка данными об их оплате.

Аналогичным образом осуществлялся контроль за расчетами и поставками по импортным товарным контрактам.

Взаимодействие между банками и ГТК России осуществлялось в электронном виде по телекоммуникационной сети в порядке, устанавливаемом ГТК России.

Подобная система имеет ряд недостатков:

На последнем пункте стоит остановиться подробнее.

В целях обеспечения проверки сведений ГТД ФТС России уполномочила специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России» (ГНИВЦ ФТС России) осуществлять проверку сведений ГТД по запросам банков. С декабря 2008 г. для подключения к системе проверки сведений банк должен был направить заявку в ГНИВЦ ФТС России, который после рассмотрения заявки обеспечивал доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru). Следует заметить, что подключение к системе ГНИВЦ ФТС России для самой кредитной организации и для каждого ее филиала осуществлялось исключительно на платной основе, что вызывало протесты со стороны банковского сообщества. Несмотря на это, вплоть до конца 2011 г. банки исполняли рекомендации Банка России по проверке сведений ГТД за свой счет.

При обнаружении фиктивных ГТД банкам рекомендовалось направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг).

Рассмотрение ГНИВЦ ФТС России запросов банков могло занять до 20 рабочих дней, что существенно снижало эффективность мер, направленных на предотвращение незаконной валютной операции.

С 18 февраля 2011 г. Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля» установил обязанность ФТС России передавать уполномоченным банкам по их запросам информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в банк таможенных декларациях сведениям о таможенном оформлении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса не должен составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией должен производиться в электронном виде в порядке, установленном ФТС России.

17 января 2012 г. ГНИВЦ ФТС России был ликвидирован, а его правопреемником назначено Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ). Договоры, ранее заключенные банками с ГНИВЦ на проверку сведений из ГТД, были расторгнуты с 1 января 2012 г., и в настоящее время ЦИТТУ предлагает банкам заключать договоры о предоставлении услуг по проверке сведений ГТД на безвозмездной основе. Способ проверки такой же: через доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru).

Читайте так же:  Налоговый вычет на детей военнослужащих как оформить

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

История вопроса

Основы системы валютного контроля в РФ были заложены в 1991 г. с принятием Закона СССР от 01.03.1991 N 1982-1 «О валютном регулировании», а затем — Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью создания в РФ системы валютного регулирования было обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.

Закон определял общие принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции государственных органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Вот уже в течение 20 лет основными направлениями валютного регулирования и контроля остаются обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, проверка обоснованности валютных операций, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в Российской Федерации возложен на Правительство РФ, органы и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. С 17 июня 2004 г. и по настоящее время функции органа валютного контроля исполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также таможенные и налоговые органы.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования. Контролем за исполнением нормативных актов на местах занимаются агенты валютного контроля, которые имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций. О выявленных нарушениях агенты сообщают органам валютного контроля, которые в свою очередь требуют устранить выявленные нарушения и применяют меры ответственности за эти нарушения.

Запросы таможенных органов

Еще одним аспектом таможенно-банковского взаимодействия является направление таможенными органами запросов в банки при проведении таможенной проверки, таможенного или валютного контроля.

Для случаев проведения таможенной проверки ст. 167 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившего в силу в конце декабря 2010 г., потребовала, чтобы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, установил форму и порядок направления таможенным органом в банк запросов при проведении таможенной проверки, а также установил и согласовал с Банком России форму и порядок предоставления банками ответов по запросам таможенных органов. Форма и Порядок запросов были установлены Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2721, а форма и Порядок предоставления банками ответов — Приказом ФТС России от 30.06.2011 N 1388, который не был согласован с Банком России, поэтому обязанность банков его исполнять вызывает сомнения.

Неурегулированность данного вопроса была разрешена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ, который внес уточнения в ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ. С 18 февраля 2011 г. уполномоченные банки должны передавать таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России, за исключением случаев передачи документов, указанных в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время при проведении таможенного контроля, таможенной проверки или при осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать соответствующую ссылку на положения ТК ТС, Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» или Закона N 173-ФЗ в зависимости от цели запроса. При осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать ссылку на ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, информацию о предполагаемом нарушении, о конкретной валютной операции и о резиденте. При этом могут запрашиваться документы, указанные в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ (копии контрактов, паспорта сделки, ГТД, ведомости по паспорту сделки, банковские выписки), и срок исполнения такого запроса не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса банком.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Источники

Валютный контроль в таможенной сфере
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here