Валютный контроль внешнеторговой деятельности

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Санкт-Петербург, бизнес-центр «Мариинский», набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Продолжительность:

26-28 Февраля 2020 с 10:00 до 17:00 (Посмотреть другие даты)

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично трансформирующуюся систему, в которой постоянно происходят изменения структурного, содержательного и нормативно-правового характера. Это создает немало трудностей и вопросов в повседневной деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей, повышает вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъектов внешнеэкономических отношений.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с государственным регулированием валютного регулирования и валютного контроля;
  • изучат порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям;
  • рассмотрят порядок постановки и снятия с учета контрактов;
  • ознакомятся с органами и агентами валютного контроля;
  • изучат арбитражную практику по вопросам валютного регулирования, валютного контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рассмотрят административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  • изучат нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций;
  • ознакомятся с особенностями налогообложения участников внешнеэкономической деятельности;
  • изучат порядок налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ;
  • научатся применять изученные материалы на практике;
  • получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.

Программа:

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Третий день.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Преподаватель:

ПЛАВИНСКАЯ Галина Алексеевна

Документ по окончании обучения:

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 35 800 рублей, в ONLINE — 28 600 рублей.

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций. Смотрите запись

В последнее время в валютном законодательстве произошли серьезные изменения, но это только начало, так как в 2019 году ожидаются еще более значительные нововведения. Так Минфин РФ подготовил проект поправок в 173-ФЗ, направленный на либерализацию режима счетов (вкладов) резидентов в банках за рубежом и отмену репатриации экспортной выручки. На какие операции это будет распространяться? Ожидается радикальный пересмотр ст. 15.25 КоАП об ответственности за нарушения валютного законодательства. В чем он заключается? Предлагается ввести особую категорию — «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности», в отношении которых максимальным наказанием за невозврат выручки — предупреждение. Кто попадет в эту категорию? В стране запущены механизмы деполяризации российской экономики. Как это скажется на осуществлении международных расчётов? В 2018 году вступило в силу международное многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года. Какие первые результаты такого обмена? На эти и другие вопросы вы получите ответы в ходе семинара.

Читайте так же:  Реквизиты для уплаты налога енвд

Лектор: Травинский Петр Сергеевич — эксперт в области внешнеэкономической деятельности и логистики, эксперт Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ, член рабочей группы при Федеральной Таможенной Службе РФ, преподаватель курса МВА Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ и Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ

План мероприятия

1. Новое в системе валютного регулирования в РФ.

  • Нормативно-правовая база валютного регулирования в Российской Федерации.
  • Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2019 году.
  • Действие федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 173-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу в 2018 г. и 2019 г.).

2. Валютное законодательство Российской Федерации.

  • Основные положения валютного регулирования и практика его применения в экономической деятельности российских компаний на современном этапе.
  • Особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами.
  • Порядок открытия и ведения счетов резидентов за пределами территории РФ.
  • Режим зарубежных счетов и правила осуществления резидентами валютных операций за счет средств, находящихся на счетах в банках за рубежом.
  • Валютный контроль над переводами резидентами денежных средств на счета (во вклады) в банках за пределами РФ. Постановление Правительства РФ № 819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».
  • Репатриация валютной выручки: правила, особенности, практика и ответственность за нарушения.

3. Практикум — упражнение «Разработка алгоритма действий резидента при возникновении угрозы нарушения требований валютного законодательства по репатриации денежных средств из-за рубежа». Валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и займов.

  • Практика применения Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
  • Справка о подтверждающих документах при осуществлении внешнеторговой деятельности.
  • Подтверждающие документы — порядок представления агентам валютного контроля.
  • Ведомость банковского контроля – основной документ валютного контроля.

4. Особенности валютного контроля, осуществляемого с участием таможенных и налоговых органов.

  • Технологии таможенно-налогового-банковского валютного контроля.
  • Информационный обмен между ФТС РФ, ФНС РФ и уполномоченными банками.
  • Информационные технологии, используемые в сфере валютного контроля.

5. Классификация и содержание правонарушений валютного законодательства с учетом последних изменений нормативной правовой базы.

  • Органы и агенты валютного контроля: особенности деятельности и организация взаимодействия.
  • Организация государственного финансового контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в связи и изменением структуры надзорных органов РФ.
  • Понятие сомнительных операций, их классификация, нормативное регулирование и необходимость учета в практике внешнеэкономической деятельности.

6. Ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

  • Нормы административной и уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства.
  • Минимизация рисков, связанных с проведением валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  • Требования законодательства к условиям заключаемых внешнеторговых контрактов.
  • Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля. Место внутрифирменной системы валютного контроля в организационной структуре предприятия (организации).

7. Практикум — упражнение «Подготовка искового заявления об оспаривании постановлений органов валютного контроля о привлечении резидента к ответственности за нарушения валютного законодательства».

8. Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций.
  • Решение практических бизнес-кейсов.
  • Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ.

Валютный контроль при осуществлении импортных операций

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Импорт по определению, приведенному в Федеральном законе от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». — это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Одним из способов сокрытия валютных средств за рубежом является заключение контракта на импорт товаров (работ, услуг), оплата по которому производится, а вот поставка даже не предполагается. Зачастую российские покупатели переводят за границу денежные средства в гораздо больших размерах, чем предусмотрено условиями контракта, или одна и та же партия импортного товара оплачивается одновременно разными покупателями.

Введение валютного контроля за импортными контрактами уменьшает возможность их фиктивного заключения и предотвращает отток иностранной валюты за границу.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделок.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте. Если по каким-то причинам ввоз товаров не произведен, то импортер обязан обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров.

Читайте так же:  Возмещение ндс и налог на прибыль

Если импортер-резидент не выполнит указанные требования, то он понесет административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ 4 октября 2000 года приняли Инструкцию № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ, простым или переводным векселем в иностранной валюте или валюте РФ может производиться импортером только с его банковских счетов, указанных в паспорте импортной сделки.

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ в порядке, определяемом Банком России, может быть произведена не только со счета импортера, но и с банковского счета третьего лица – резидента.

В случае оплаты импортируемых по контракту товаров иностранной валютой с банковского счета импортера в иностранном банке, открытого на основании разрешения Банка России, паспорт импортной сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации импортера. Данное территориальное отделение осуществляет контроль за операциями по данному паспорту импортной сделки.

Передача импортируемых по контракту товаров на территорию РФ, возврат аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи в пользу импортера могут быть произведены, как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

Импортер в соответствии с контрактом без разрешения Банка России имеет право осуществлять следующие операции:

— оплачивать иностранной валютой со счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента неустойку, штраф, пеню, причиненные убытки, возникшие в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения импортером условий контракта;

— получать на свой счет в банке иностранную валюту, поступившую от нерезидента в качестве неустойки, штрафа, пени, возмещения причиненных убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения нерезидентом условий контракта;

— выдавать в счет обязательств по контракту простой вексель в иностранной валюте и оплачивать его (в пределах обязательств по контракту) со своего счета, а также оплачивать в пределах обязательств по контракту со своего счета переводной вексель в иностранной валюте, выданный нерезидентом в счет обязательств импортера по контракту и акцептованный им;

— оплачивать иностранной валютой плату банку за выполнение им функций агента валютного контроля по контрактам, оплата по которым производится иностранной валютой, векселями в иностранной валюте. Плата банку за выполнение функций агента валютного контроля предусмотрена Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

По каждому контракту импортер оформляет один паспорт импортной сделки, подписываемый одним банком импортера.

Паспорт импортной сделки это документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. Паспорт импортной сделки оформляется резидентом, от имени которого заключен контракт. Резидентом является юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Для оформления паспорта импортной сделки импортер должен представить в банк следующие документы:

— два экземпляра паспорта импортной сделки;

— копию контракта, на основании которого был составлен данный паспорт импортной сделки. Если полный текст контракта занимает более 5 листов, то импортер с согласия банка вместо копии всего контракта может представить только выписки из него, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта импортной сделки. Если контракт составлен на иностранном языке, то в банк представляется копия контракта с переводом на русский язык;

— заверенные в установленном порядке копии полученных разрешений на осуществление валютных операций, проведение которые требует получения таких разрешений.

Паспорт импортной сделки должен быть подписан сотрудником банка импортера, который уполномочен подписывать паспорта импортных сделок и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка.

Первый экземпляр подписанного и заверенного печатью банка паспорта импортной сделки возвращается импортеру, второй вместе с копиями контракта и представленных разрешений помещается в досье. Досье по импортной сделке — формируемая по каждому паспорту импортной сделки подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт импортной сделки.

Платежи по контракту осуществляются банком только после подписания им паспорта импортной сделки.

Банк может отказать импортеру в подписании паспорта импортной сделки если:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют данным, указанным в паспорте импортной сделки;

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют законодательству РФ;

— паспорт импортной сделки оформлен с нарушениями установленных требований;

— импортер не представил в банк какие-либо из необходимых документов;

— условия контракта не предусматривают ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если в контракт вносились изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте импортной сделки, то импортер должен представить в банк:

— два экземпляра паспорта импортной сделки, переоформленного с учетом внесенных изменений;

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты ребенку 18 лет

— копию изменений или дополнений к контракту, заверенную в установленном порядке;

— копии заверенных в установленном порядке разрешений на осуществление валютных операций, проводимых в соответствии с изменениями и дополнениями к контракту.

Видео (кликните для воспроизведения).

Документы, необходимые для оформления паспорта импортной сделки, и документы, перечисленные в предыдущем абзаце, могут быть представлены в банк в электронном виде. В этом случае должна быть установлена процедура признания аналога собственноручной подписи. Представленные в электронном виде документы распечатываются банком на бумажном носителе, заверяются подписью ответственного лица и печатью банка. Один экземпляр паспорта импортной сделки или переоформленного паспорта также направляется импортеру.

Таможенное оформление товаров, ввезенных по контракту, осуществляется при условии представления в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией, содержащей реквизиты паспорта импортной сделки, ксерокопии самого паспорта. При непредставлении ксерокопии паспорта импортной сделки в таможенный орган товары выпуску не подлежат. Таможенный орган проверяет соответствие сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации, сведениям, содержащимся в представленной ксерокопии паспорта импортной сделки. При отсутствии расхождений и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа подписывает ксерокопию паспорта импортной сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью. Оформленная таким образом ксерокопия паспорта импортной сделки вместе с грузовой таможенной декларацией хранится в делах таможенного органа.

После принятия таможенным органом решения о выпуске товаров с третьего листа грузовой таможенной декларации снимается ксерокопия, которая заверяется подписью должностного лица таможенного органа и его личной номерной печатью и направляется импортером в банк.

Порядок осуществления банком импортера контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров подробно рассмотрен в пункте 5 Инструкции от 4 октября 2002 года Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Эта же Инструкция предусматривает порядок, в котором осуществляется обмен информацией между банком импортера и ГТК РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:

— операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

— ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;

— осуществление международных денежных переводов;

— расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

— наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.

Валютный контроль при осуществлении экспортных операций

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Читайте так же:  Какая рентабельность грозит выездной налоговой проверкой

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

— оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);

— копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;

— копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;

— копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);

— иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;

— ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте сделки;

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

— паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

— в контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;

— в банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;

— экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

— оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;

— копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;

— переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании — ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

Читайте так же:  Неуплата по требованию налоговой

— реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;

— вид полученного платежа;

— распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

Валютный контроль при ВЭД

Валютный контроль – это процесс наблюдения за участниками валютных операций со стороны банковских организаций с целью соблюдения валютного законодательства страны.

Валютный контроль обязателен при получении денег от заграничных контрагентов или переводе денег им в другую страну. Прохождение валютного контроля является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности (ВЭД) компании.

Кто осуществляет валютный контроль?

По закону валютным контролем занимаются банковские организации. Для этого банки запрашивают у контрагентов необходимую информацию:

  • Сведения о сделке
  • Сканы всех необходимых документов подтверждающих сделку

Цель проверки валютных операций – убедиться в том, что компании ведут добросовестную деятельность, не мошенничают, не нарушают законы.

Уникальный номер контракта

При экспортных сделках свыше 6 000 000 рублей и импортных закупках свыше 3 000 000 необходимо получить у банка уникальный номер контракта.

Упрощенный валютный контроль

Для чего удобен: разовые, небольшие сделки, тестовые поставки.

Условие упрощенного контроля (на 01.2020)

  • сумма всех платежей по одной сделке не должна превышать 200 000 (двести тысяч) рублей. Данная сумма в документах называется «лимитом».

Если разделить поставку на несколько сделок до 200 000 рублей и на каждую поставку заключить отдельный договор, то это подпадает под условия упрощенного контроля

Информация для банка при упрощенном контроле

  • название контрагента с которым заключен договор;
  • страна контрагента;
  • номер и дата договора;
  • реквизиты счета;
  • сумма и валюта сделки;
  • вид сделки: импорт, экспорт, займ, услуги;
  • типа оплаты: предоплата, пост оплата.

Способ предоставления данной информации в банк не регламентирован, поэтому это можно сделать любым удобным для вас и банка способом: электронная почта, чат, распечатки и т. д.

Валютный контроль. Виды

  • Обычный валютный контроль. Требуется полный пакет документов: договора, акты, накладные
  • Упрощенный валютный контроль. Требуется предоставить информацию о сделке. Документы не нужны.

Документы для валютного контроля

Как правило, банки запрашивают следующие документы:

  • Договор с иностранным контрагентом (импортный контракт);
  • Справка банка о подтверждающих документах;
  • Подтверждение о списании денег с транзитного счета;
  • Документы, подтверждающие выполненный заказ (акт, таможенная декларация).

В зависимости от банка, список требуемых документов для валютного контроля может различаться. Некоторые банки просят меньшее количество документов, так как готовят и заполняют большую часть бумаг самостоятельно.

Список необходимых документов также может меняться в зависимости от текста договора и типа сделки.

Типичные ошибки в договоре

Для выполнения обязательств перед центральным банком, банки осуществляющие валютный контроль, как правило, проверяют договор на ошибки, касающиеся валютного контроля (банк не указывает на орфографические ошибки или на невыгодные условия сделки).

Банк сам определяет как сообщить клиенту об ошибке. Рекомендуем отправить банку договор на проверку без подписи, до оплаты по сделке. Банк может отказаться проверять договор, но может и проверить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Типичные ошибки касающиеся валютного контроля:

  • Отсутствует дата договора;
  • Непонятен объект договора или описан слишком расплывчато (Не ясно что покупаем/продаем);
  • Нет суммы и валюты договора;
  • Не указан срок оплаты или дата поставки, выполнения заказа (обязательное условие);
  • Неполные или неправильные реквизиты сторон.

Источники

Валютный контроль внешнеторговой деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here